История оружия

День рождения Бенджамина Беркли Гочкисса

kvantun 01-10-2010 22:33

Бенджамин Беркли Гочкисс родился 1 октября 1826 года в США, в городе Уотертаун, штат Коннектикут. Его детство прошло рядом с инструментами и чертежами - отец и брат были изобретателями и владели мастерской, где производили инновационные детали и механизмы. Этот факт и определил дальнейшую судьбу Бенджамина. Его увлечением было оружие и взрывчатка, поэтому в 1850 г. он устроился на завод в Шэроне, где был занят в производстве пистолетов Colt и винтовок Winchester.
В 1856 г. Гочкисс разработал полевое орудие, технологию которого с удовольствием купило правительство Мексики. В том же году вместе со своим братом он улучшил свое изобретение - благодаря особой конструкции ствола, Гочкиссам удалось добиться потрясающей точности. Спустя еще некоторое время они изобрели особый вид пороха для применения в полевой артиллерии. Однако после окончания гражданской войны на материке спрос на оружие был небольшим, и Гочкисс принял историческое решение - в 1867 г. он переехал во Францию.
Во Франции Гочкисс основал компанию- Hotchkiss et Cie, первая фабрика которой находилась в Вивье, рядом с Родезом. Гочкисс принялся за разработку вооружения. Первым крупным клиентом компании стало французское правительство, поскольку Франция вела войну с Пруссией и остро нуждалась в оружии.
Первым изобретением новой компании Hotchkiss стала многоствольная пушка Hotchkiss gun, которая имела пять стволов и могла стрелять со скоростью 43 снаряда в минуту на дистанцию свыше 1500 м. Она выпускалась в нескольких модификациях, которые отличались диаметром стволов: 37 мм и 40 мм для сухопутных войск, а также 47 мм и 57 мм для ведения морского боя. В 1875 г. компания переехала в Сен-Дени, ближе к Парижу.
В 1885 г. Бенджамин Гочкисс умер, однако его компания продолжала жить и развиваться. Управлением компанией теперь занялся Альфред Кёрнер (Alfred Koerner), а главным конструктором стал Лоуренс Бенет (Lawrence V. Benet), сын генерала Бенета, в свое время возглавлявшего артиллерийский корпус армии США.
С 1895 г. компания помимо артиллерии начала разрабатывать стрелковое оружие. Под руководством Бенета был создан прототип знаменитого Hotchkiss M1914 - модель 1897. В этом оружии впервые газовый поршень в цилиндре
был помещен под стволом. Однако у него была проблема - перегрев. Тогда Бенет увеличил количество металла вокруг патронника и добавил пять ребер охлаждения, что позволило улучшить охлаждение в 10 раз. Отныне эта конструкция становится визитной карточкой компании. Новая модель получила название 1900, и именно этот пулемет впоследствии станет знаменитым M1914, которым комплектовалась французская пехота в период Первой мировой войны.
В 1901 г. компания разработала легкий пулемет Hotchkiss M1909.
Компания Hotchkiss et Cie также продолжала выпуск артиллерийских и зенитных орудий. В 1925 г. появилось 25-миллиметровое противотанковое орудие Hotchkiss 25 SA, способное поражать цели на расстоянии до 1000 м.
Эта пушка поставлялась в Великобританию, США и Финляндию. В конце 1920-х годов появился также тяжелый пулемет калибра 13,2 мм. Это оружие стало настолько универсальным, что его применяли в сухопутном бою, на море, в боях против воздушных целей и даже устанавливали на танки. На базе этого пулемета было построено противовоздушное орудие с калибром 25 мм, которым оснащалась французская армия в первые годы Второй мировой войны. Еще до начала войны Япония выкупила
технологию этой пушки и затем на ее базе стала выпускать пушки Type 96, которыми оснащался флот Японской империи.

Благодаря успешным продажам оружия, уже к 1900 г. компания была на вершине успеха. На начало ХХ века на фабрике в Сен-Дени трудилось около 400 работников и насчитывалось около 600 станков - это очень хороший показатель для тех лет.
Последние годы XIX века оказались на удивление спокойными в Европе, и спрос на оружие немного снизился. Тем не менее на фирме это не отразилось - имея хорошую производственную базу, компания наладила выпуск компонентов двигателя для таких автомобильных марок, как Panhard et Levassor, De Dion-Bouton и других пионеров автомобилестроения. К 1902 г. руководство
компании осознало, что имеющиеся ресурсы позволяют наладить выпуск полноценных автомобилей. Для вдохновения компания приобрела модель Mercedes Simplex, а в качестве главного автоконструктора переманила Жоржа Терассе (Georges Terasse) из компании Mors.
Первый автомобиль Hotchkiss 17CV появился уже в 1903 г. Эмблемой этого и всех последующих автомобилей Гочкисс стали две перекрещенные пушки, как дань оружейным традициям компании. Машина оснащалась 4-х цилиндровым двигателем Type C, который был основан на конструкции двигателя Mercedes. Однако существенно отличало этот двигатель от <мерседесовского> наличие шариковых подшипников. Кроме того, автомобиль оснащался трансмиссией Hotchkiss drive. Такая трансмиссия предусматривала наличие универсальных шарниров на обоих концах карданного вала. Также наличие пазов исключало передачу тяги от колес обратно на кардан, что позволяло использовать задний мост с двумя параллельными рессорами, не опасаясь за его горизонтальное смещение.
Из-за большого пожара на фабрике, произошедшего в 1904 г., производ-ство автомобилей было приостановлено
и возобновилось лишь с 1906 г. В этом году появились первые 6-цилиндровые двигатели Type L и Type O. В 1910 г. компания выпустила еще один двигатель Type X мощностью 30 л.с. С началом Первой мировой войны фирма открыла небольшую фабрику в английском Ковентри, где и производились автомобили в небольших количествах, а основной завод полностью переключился на выпуск артиллерийского и стрелкового оружия.
После окончания войны в компании решили попробовать себя в качестве производителя роскошных автомобилей. Так на заводе в Ковентри была построена модель AK. Однако эта машина так и осталась прототипом. В 1923 г. на той же фабрике в Ковентри была разработана модель AM. Позже, в том же году, компания продала английский завод фирме Morris и перенесла производ-
ство автомобилей обратно во Францию.
В 1926 г. появляется модель Hotchkiss AM4. Потрясающий кузов этого автомобиля был разработан фирмой Pierre Bourgeois. Машина оснащалась 4-цилиндровым двигателем мощностью 50 л.с., который позволял развивать скорость свыше 100 км/ч. Салон авто- мобиля был настоящей колыбелью стиля и роскоши. АМ4 стал настолько популярным автомобилем, что даже правительство закупило партию этих машин для своих служащих.
В том же 1926 г. фирма Гочкисс закончила строительство фабрики на бульваре Орнано в Париже и приобрела литейную компанию, что позволило фирме самостоятельно изготавливать кузова для своих автомобилей.
В 1929 г. появилась модель AM73, которую почти сразу же сменила легендарная АМ80. На эту модель устанавливался 6-цилиндровый двигатель объемом 3 литра и мощностью 85 л.с. Интересно, что Hotchkiss AM80 оснащался трансмиссией с карданной трубой вместо Hotchkiss drive. Эта машина отличалась потрясающей сбалансированностью, что делало ее идеальной для участия в гонках. Так в 1932 г. АМ80 стал победителем ралли Монте-Карло. В следующем году была выпущена модель AM80S с двигателем объемом 3,5 л и мощностью 125 л.с. Эта машина также стала победителем гонок в 1933 г.
В 1934 г. Hotchkiss AM80S снова праздновал триумф в Монако.
Кроме гражданской версии существовала также военная модификация АМ80. Она использовалась для патрулирования Сирийской пустыни и отличалась от своего более мирного аналога массивными шинами.
В 1933 г. выпуск серии АМ был прекращен. Компания Гочкисс произвела унификацию всех своих моделей, в результате чего появилось две основных серии - 400 и 600. Фактически платформы для обеих серий были одинаковые, отличались двигатели: серия 400 оснащалась 4-цилиндровыми двигателями объемом от 2 до 2,4 л, а серия 600 комплектовалась 6-цилиндровыми двигателями объемом от 2,5 до 3,5 л.
Из серии 400 были доступны такие автомобили, как Hotchkiss 411, 412 и 413. Hotchkiss 411 оснащался двигателем объемом 2 л, мощностью 50 л.с., Hotchkiss 412 - двигателем объемом 2,4 л, мощностью 55 л.с., и, наконец, Hotchkiss 413 имел двигатель объемом 2,3 л мощностью 58 л.с. В 1934 г. модель 413 переименовали в 411S, однако спустя год вернули старое название. <Гочкисс 412> был снят с производства в 1935 г., а 411 и 413 с этого времени начали производиться исключительно в кузове кабриолет. В 1936 г. эти модели переименовали в Hotchkiss 480 и 486.
В конце 1936 г. обе модели были заменены машиной Hotchkiss 864 с двигателем объемом 2,3 л мощностью 60 л.с., который позволял автомобилю развивать скорость до 120 км/ч.
Серия 600 состояла из моделей: 614 (2,5 л, 60 л.с.), 615 (2,6 л, 65 л.с.), 617 (3-литровый двигатель от AM80 мощностью 85 л.с.) и 620 (3,5-ли-тровый двигатель от АМ80S мощностью 125 л.с.). В 1936 г. модели 614 и 615 были сняты с производства, а 617 и 620 были переименованы в 680 и 686 соответственно. Модель 686 стала продолжателем спортивных традиций марки Hotchkiss, одержав победу на ралли Монте-Карло в 1939 г. В честь этого была выпущена модель 686GS, которая отличалась более агрессивной внешностью и характером.
В 1939 г. из-за начала Второй мировой войны производство автомобилей было приостановлено. Во время оккупации Франции глава компании Генри Эйнсворт (Henry Ainsworth) переехал в Лондон, где помогал проектировать военную технику для войск союзников. В 1944 г. он вернулся во Францию и взялся за возрождение марки. Так
в 1946 г. появился Hotchkiss 866. Эта модель полностью повторяла автомобиль Hotchkiss 686 и выпускалась до 1950 г.
В 1948 г. на выставке в Париже Hotchkiss представили новый автомобиль - Artois (<Артуа> ). Это был элегантный седан представительского класса, во многом повторявший снятый с производства Hotchkiss 864. Двигатель этой машины мало чем отличался от предыдущих моделей <Гочкисс> - 4-цилиндровый мотор объемом 2,3 л. Также была доступна версия с 6-цилиндровым двигателем объемом 3,5 л. А главной особенностью этого автомобиля стала независимая передняя подвеска.
В 1950 г. данную модель сменили новые автомобили - Anjou (<Анжу> ) и Gregoire (<Грегуа> ). Hotchkiss Anjou был все тем же Artois, только с другим дизайном кузова.
Также, кроме этой модели, покупателям был доступен Hotchkiss Antheor (<Антеор> ), который представлял собой Anjou в кузове кабриолет. С этой машиной связана очень интересная история, которая случилась спустя 9 лет после прекращения производства Anjou. Как известно, 8 августа 1963 г. в Англии случилось ограбление, которое потом назовут The Great Train Robbery (большое ограбление поезда), когда банда из 15 человек напала на почтовый поезд и похитила 2,6 млн фунтов стерлингов. Позже все участники банды были арестованы, а при обыске жилища одного из лидеров группировки, Ронни Биггса (Ronnie Biggs), полицейские не нашли ничего, кроме аккуратно припаркованного у дома Hotchkiss Anjou с 3,5-литровым двигателем. С тех пор в Великобритании эту машину называют <грабительский автомобиль> - robbery car.
Параллельно с Anjou компания <Гочкисс> выпускала также легендарную Gregoire. Название этой машины происходит от имени ее создателя - Жана-Альберта Грегуа (Jean-Albert Grйgoire). Дизайн автомобиля и его конструкция опередили свое время: под капотом трудился совершенно новый оппозитный двигатель объемом 2,2 л. Двигатель размещался за передней осью, а привод был передним. Задняя подвеска была независимой, часть рамы была изготовлена из алюминия, двигатель развивал мощность 70 л.с., 4-ступенчатая коробка передач с овердрайвом и легкий кузов позволяли этой машине разгоняться до 155 км/ч. Большинство Gregoire были выпущены в кузове седан, однако в небольших количествах также были купе и кабриолеты. К сожалению, затраты на производство этого автомобиля были высокими, поэтому таких машин выпустили всего 247 единиц.
Последний разработанный компанией Hotchkiss автомобиль покинул ворота фабрики в 1954 г., и это был Hotchkiss Gregoire.
Всего было выпущено 5200 автомобилей AM80, модели Artois - 2000 авто, Gregoire - 253, Antheor - 40.
Первый военный автомобиль <Гочкисс> появился 1909 г. Это была стандартная модель 17CV с более толстой обшивкой и пулеметом, который располагался в задней части. Первым покупателем этой модели стал султан Турции. Однако во время доставки партии автомобилей произошло нападение на конвой, и в итоге техникой завладели враги султана, которые, воспользовавшись трофеями, свергли его с престола.
В начале 30-х годов ХХ в. Hotchkiss совместно с компанией Laffly занималась выпуском многоколесных машин для армии. Модельный ряд Laffly-Hotchkiss включал тягачи, машины скорой помощи, автоцистерны и другие платформы. Как правило, разработкой занималась Laffly, а Hotchkiss являлась поставщиком двигателей. Исключением можно назвать Hotchkiss R15R Command & Reconnaissance: этот легкобронированный вседорожник был разработан совместными усилиями.
Одним из самых известных изобретений <Гочкисс> в области военной техники является легкий танк H35. Проект танка был разработан в 1933 г. и одобрен командованием французской армии 30 июня того же года. H35 - легкий танк, его габариты составляли 4,22 м в длину, 1,95 м в ширину и 2,15 м в высоту. Экипаж танка состоял из 2 человек. Танк оснащался 37-миллиметровой пушкой SA18, а в качестве дополнительного оружия на него устанавливался пулемет Reibel калибром 7,5 мм. Первую модификацию танка H35 сложно назвать удачной: управлять танком было практически невозможно из-за нестабильной работы дифференциала, позаимствованного у <Рено>, слабых тормозов и неудачных передаточных чисел в коробке передач. В октябре 1936 г. <Гочкисс> модифицировала свое изобретение, установив более мощный и надежный двигатель, позволявший развивать скорость 37 км/ч. Также механики <Гочкисс> улучшили коробку передач и подвеску, сделав управление танком гораздо эффективнее. Так появился танк H39.
В первые годы Второй мировой войны танки <Гочкисс> применялись в различных частях Европы. После
оккупации Франции войсками Вермахта было захвачено около 550 танков H35, из которых были сформированы отряды Panzerkampfwagen 35H 734 и Panzerkampfwagen 38H 735 для дей-ствий на оккупированных территориях.
Генри Эйнсворт во время своего пребывания в Лондоне принимал участие в разработке вседорожников Willys Overland. После окончания войны, кроме восстановления фирмы <Гочкисс> как автопроизводителя, Эйнсворт был также заинтересован в выпуске внедорожников Willys. Так в 1952 г. компания S.O.F.I.A. (La Sociйtй Financiиre Industrie et Automobile - филиал Hotchkiss) получила лицензию на выпуск автомобилей Willys Overland.
Во французской армии обратили внимание на тот факт, что у <Гочкисс> появилась лицензия на выпуск знаменитых <джипов>, и с 1955 г. правительство Франции регулярно размещало заказы на внедорожники М-201. С 1955 по 1966 год было произведено свыше 27 тыс. <джипов> по государственным заказам Франции.

В 1954 г. фирма Hotckiss объединилась с компанией Delahaye, став Sociйtй Hotchkiss-Delahaye. Выпуск гражданских моделей Hotchkiss прекратился, и обновленная компания полностью переключилась на выпуск <Виллисов>. В 1956 г. производитель товаров для быта Brandt выкупил марку, создав фирму Hotchkiss-Brandt, которая в 1966г. объединилась с Thomson-Houston. Позже, в том же году, руководство объединенной компании объявило о прекращении выпуска всех <джипов>. Это стало настоящим ударом для работников <Гочкисс>, однако совсем без работы они не остались, поскольку в конце 1966 г. Франция, Германия и Италия объявили о создании общего проекта по созданию вседорожника-амфибии под названием <Europa-Jeep> для своих армий. Инженеры <Гочкисс> работали совместно с конструкторами Bьssing & Lancia над созданием новой военной машины. Однако в 1976 г. проект был свернут. Фирма Thomson-Brandt SA вскоре была национализирована и переименована в Thomson. Новое руководство компании сократило всех военных инженеров, которые работали в Hotchkiss, и сфокусировалось на выпуске электроники.

click for enlarge 460 X 600 18,2 Kb picture click for enlarge 1920 X 2850 517,7 Kb picture click for enlarge 599 X 600 64,8 Kb picture click for enlarge 600 X 811 65,2 Kb picture click for enlarge 1188 X 790 521,5 Kb picture click for enlarge 480 X 336 18,6 Kb picture click for enlarge 480 X 370 24,4 Kb picture click for enlarge 682 X 608 28,7 Kb picture click for enlarge 480 X 369 12,6 Kb picture click for enlarge 389 X 500 37,2 Kb picture click for enlarge 533 X 359 28,0 Kb picture click for enlarge 640 X 480 57,7 Kb picture click for enlarge 600 X 387 37,4 Kb picture click for enlarge 600 X 450 31,8 Kb picture click for enlarge 600 X 450 31,8 Kb picture click for enlarge 600 X 385 41,5 Kb picture click for enlarge 600 X 385 41,5 Kb picture click for enlarge 600 X 405 30,3 Kb picture click for enlarge 600 X 450 31,0 Kb picture click for enlarge 1200 X 856 100,2 Kb picture click for enlarge 600 X 500 43,4 Kb picture click for enlarge 600 X 272 11,0 Kb picture click for enlarge 600 X 420 12,1 Kb picture click for enlarge 448 X 296 23,0 Kb picture click for enlarge 297 X 439 107,9 Kb picture click for enlarge 425 X 307 161,8 Kb picture click for enlarge 582 X 873 109,0 Kb picture click for enlarge 501 X 331 41,7 Kb picture click for enlarge 622 X 453 84,8 Kb picture click for enlarge 819 X 1200 125,2 Kb picture

История оружия

День рождения Бенджамина Беркли Гочкисса