Заточка режущего инструмента

Ошибка заточки или неправильная термообработка стали?

Androniy 28-05-2011 22:02

Пытаясь освоить процесс заточки, столкнулся с такой проблемой: некоторые ножи точатся без проблем, а с некоторыми прямо беда. Поначалу думал, что это ножи такие хреновые попались, но когда такая проблема возникла при заточке нескольких ножей от разных производителей, то я задумался, а может я что-то не так делаю? Суть сложности вот в чем: при заточке заусенец образуется не на всей РК, хотя и на большей её части (со стороны рукояти). На кончике ножа заусенца нет, сколько не точу, а РК выкрашивается крупными кусками. Похоже на то, что кончик ножа перекален, но не может ведь быть, что это повторяется на разных ножах разных производителей так часто? У меня такая ситуация повторилась на двух китайских ножах и на немецких кухонниках с надписью "Edelstahl rostfrei Professional". Таких у меня целый набор и на всех такая проблема. Для заточки использовал алмазные бруски 160/125 и 100/80, а также японские водники #180 и #320. Собственно вопрос - мог ли я что-то делать не так при заточке, что выкрашивается именно часть РК и что можно сделать для минимизации эффекта? Помимо отпуска стали, естественно. :-) Может тут секрет какой есть, поделитесь, пожалуйста. Спасибо.
Nikolay_K 28-05-2011 22:22

quote:
Originally posted by Androniy:

и на немецких кухонниках с надписью "Edelstahl rostfrei Professional". Таких у меня целый набор и на всех такая проблема.


а можно показать фото этих ножей?
или ссылку на их описание?

Камни у Вас очень грубые...

если что-то при заточке выкрашивается или отламывается, значит
надо меньше давить в процессе заточки
и чаще выравнивать камень.

Б.Виктор 29-05-2011 18:28

Я несколько раз сталкивался с этим. На ножах участок около 3 см. не точился (крошился), предполагаю, что в этом месте клинок держали во время отпуска.
Перед тем как проводить местный отпуск (процедура хлопотная стараюсь ее избежать), необходимо проточить этот участок на очень мелком абразиве, часто хватает сланца, но бывает необходимо что-то мельче. После сведения проблемного участка ведется обычная заточка. Работает в 90% случаев.
grinderman 29-05-2011 20:18

Затачивать клинки из говнилина "Edelstahl rostfrei Professional" посредством
алмазных брусков зерном 160/125 - равно "из пушки по воробьям"

Это у Вас не РК выкрашивается, это такой заусенец рваный образуется.

Смените алмазы на грубые камни из оксида алюминия или карбида кремния, и картина коренным образом изменится.

ТО клинков здесь ни при чем.

Alex.P 29-05-2011 20:29

Так же несколько раз имел похожую ситуацию. При первичной заточке ножа сталь кажется суховатой. При последующих заточках это ощущение либо совсем уходит, либо резко уменьшается. Особенно на кованных ножах проявлялось. При чем не важно, чем точился нож, просто нужно было сточить некоторое количество металла.
Androniy 29-05-2011 22:19

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

а можно показать фото этих ножей?или ссылку на их описание?



В тырнете ничего внятного не нашел. Насколько понял, эта надпись означает не фирму, а "нержавеющая сталь". Кстати она ржавеет и именно на кончике, почему-то. Сейчас попытаюсь вставить "слайды". Освещения хорошего нет, уж простите, что получилось.
quote:
Originally posted by Б.Виктор:

предполагаю, что в этом месте клинок держали во время отпуска.



А мне почему-то кажется что наоборот, где держали, там недозакал должен быть. Скорее медленно в воду опускали кончиком вниз, поэтому кончик перекалился...
click for enlarge 1520 X 500 110,5 Kb picture
click for enlarge 1200 X 900  46,1 Kb picture
Androniy 29-05-2011 22:49

quote:
Originally posted by grinderman:

Это у Вас не РК выкрашивается, это такой заусенец рваный образуется.



Там площадка шириной 0,5 мм образуется. Не может это быть заусенцем, по крайней мере в моем понимании.

quote:
Originally posted by grinderman:

Смените алмазы на грубые камни из оксида алюминия или карбида кремния, и картина коренным образом изменится.



Пробовал японские водники какие-то дешевые, эффект примерно такой же. А точить на мелком камне, когда фаски надо на пол миллиметра снимать - это редкостный мазохизм. Несколько суток работы как минимум. Эти ножи того не стОят.
Фотка плохая получилось, но даже на ней видно, что весь кончик выщерблен.
Nikolay_K 29-05-2011 23:06

quote:
Originally posted by Androniy:

В тырнете ничего внятного не нашел. Насколько понял, эта надпись означает не фирму, а "нержавеющая сталь". Кстати она ржавеет и именно на кончике, почему-то. Сейчас попытаюсь вставить "слайды". Освещения хорошего нет, уж простите, что получилось.


то, что в интернете ничего не нашлось
как-бы намекает на то, что это не совсем немецкие ножи
фото убеждают меня в том, что это верная гипотеза...

то, что происходит на кончике
на мой взгляд связано с двумя вещами
1) плохая термообработка (это не лечится)
2) не убраны грубые царапины от обдирочных камней
эти царапины ослабляют и без того непрочную сталь
и она ломается...

доводка на каком-нибудь 1000 до тех пор пока не уберутся полностью грубые царапины от алмаза
и после 1000 финишная доводка на сланце
должны улучшить ситуацию...
но ждать выдающегося результата от этих ножей едва ли стоит.

grinderman 30-05-2011 09:35

Клинки выполнены из "кастрюльной" стали, и запросто может быть, что в Германии.
Немцы не игнорируют дешевый сектор и делают такое...
Если в этих клинках есть 55 единиц твердости, то это уже превосходно!

Затачивая клинок из мягкой стали на грубом абразиве, да еще с сильным нажимом, получаем очень неприглядную картину.

Крупные зерна алмазных абразивов, буквально "рвут" мягкий металл, а в районе РК просто "выхватывают" его кусками.

Androniy, у Вас же есть водник #320. На нем такой же эффект?
Думаю, на этом камне, контролируя силу нажима, можно получить должный эффект.

В крайнем случае обратитесь к профи в Челябинске: 8 902 890 13 семь два (Владимир Дмитриевич).
Он Вам заточит этот нож в Вашем же присутствии, и наверное, поможет советом

Androniy 30-05-2011 11:38

Всем спасибо за советы.

quote:
Originally posted by grinderman:

у Вас же есть водник #320. На нем такой же эффект?



Долго на нем точил. Самое неприятное, что непонятно толи камень медленно снимает, толи РК продолжает выкрашиваться. Создается ощущение, что металл выкрашивается кусочками поменьше, но острым это место назвать нельзя.

quote:
Originally posted by grinderman:

В крайнем случае обратитесь к профи



Спасибо, но для меня главная цель - научиться самому.
oldTor 30-05-2011 12:19

Имхо, подобные ножи проще приводить в чувство грубым керамическим мусатом, предварительно, если ситуация совсем запущенная, сформировать подводы (не доводя до заусенца)камушком где-то грит 600, а потом 1000. И никаких алмазов. А учиться точить на чём-то поинтереснее.
Но это ИМХО.
seroja 30-05-2011 20:04

Что бы 420 и им подобные стали так сыпалась, это вообще какой то нонсенс. Андрей прав максимум 55 единиц, ну а в реальности хорошо если 50 будет.
Может к кончику ножа у Вас сильно острый угол градусов 15-20 (по фото плохо видно),и из за этого образуется такое выкрашивание (заусенец).

пророк 30-05-2011 20:39

открою вам страшную тайну такие ножи не калят правильно, если и калят,
из чего они сделаны не известно...

но говносталь говностали рознь, ударная вязкость, и предел текучести,
играют большую роль.
у меня есть нож китаец из 420- говностали-точится хорошо(кромка тянется,а не стачивается), сламать невозможно, режет долго(если по тарелке не резать)

Nikolay_K 30-05-2011 23:34

по-моему ножи эти не стоят того времени,
что потрачено на их обсуждение.

если кого-то разбирает чисто научный интерес,
то что мешает отдать это несчастное изделие на комплексный металлографический анализ, там выдадут и хим.состав
и фазовый состав и прочее... и будет вам счастье

Androniy 31-05-2011 15:50


quote:
Originally posted by seroja:

Может к кончику ножа у Вас сильно острый угол градусов 15-20 (по фото плохо видно),и из за этого образуется такое выкрашивание (заусенец).



Нет, я затачивал на угол около 34 градусов (плюс-минус пару градусов) по всей РК.
quote:
Originally posted by Nikolay_K:

по-моему ножи эти не стоят того времени,что потрачено на их обсуждение.



Вы правы. Тему начал лишь потому, что у меня таких ножей оказалось много и хотелось понять в чем причина. По приведенным тут советам попробовал переточить на чуть больший угол на чуть более мелком камне. При этом на нож старался вообще не нажимать. В результате нож теперь этим местом хотябы не цепляется за мягкие продукты, но нормально так и не режет.
Мой вывод - плохая термообработка плохой стали, а чтобы что-то исправить, нужно потерять вагон времени. Дешевле тему закрыть и купить нормальные ножи. Всем спасибо.
Nikolay_K 31-05-2011 16:10

quote:
Originally posted by Androniy:

Вы правы. Тему начал лишь потому, что у меня таких ножей оказалось много и хотелось понять в чем причина. По приведенным тут советам попробовал переточить на чуть больший угол на чуть более мелком камне. При этом на нож старался вообще не нажимать. В результате нож теперь этим местом хотябы не цепляется за мягкие продукты, но нормально так и не режет.


если есть опыт в заточке,
то по виду и характеру заусенца можно довольно точно оценить качества стали
и её пригодность для режущего инструмента.

второй по важности тест --- это строгание чистого сухого соснового брусочка с торца поперек волокон
и по сучку

grinderman 31-05-2011 16:40

quote:
Androniy: Мой вывод - плохая термообработка плохой стали, а чтобы что-то исправить, нужно потерять вагон времени. Дешевле тему закрыть и купить нормальные ножи. Всем спасибо.

Да...
Уже 16 постов темы, а Вы не сдвинулись со своей точки мнения.

В этих ножах, ИМХО, ТО почти нет. Скорее всего они даже в печи не были.
И не держали эти клинки не за какие места.
Прошли ТВЧ-закалку (улучшение) на конвейерной линии и хватит.

Ваш этот нож - отличный экземпляр для тренировки.
Научитесь его затачивать, можно будет и о приличных ножах задумываться.
Хороший нож, как-то хреновенько заточить многие смогут, а вот говнож из говнилина...
Тут умение нужно
Я, например, до сих пор не научился добиваться гарантированного результата на подобных клинках.

Успехов!


Nikolay_K 31-05-2011 17:54

quote:
Originally posted by grinderman:

Я, например, до сих пор не научился добиваться гарантированного результата на подобных клинках.


гы а я научился
(после того, как увлекся японскими натуральными камнями)
эти камни прекрасно справляются с вязким пластилиновыми говносталями
при этом вообще не засаливаются (даже от меди и алюминиевых сплавов)
и практически не дают заусенца

кстати, итальянские твердые черные сланцы
тоже очень неплохо справляются
с этой задачей

всё это интересно только в в качестве своеобразного спорта
на практике же всегда предпочту этим унылым нержавейкам
старую добрую широгами, Sandvik 12C27 или ATS34 с крио, У7, У8, 52100 или 1095

хочу попробовать Uddeholm AEB-L ( http://www.uddeholm.com.ar/files/razor_blade_steel.pdf ) в хорошем исполнении,
но что-то она никак мне не попадается...

grinderman 31-05-2011 19:13

quote:
Nikolay_K: (после того, как увлекся японскими натуральными камнями)
эти камни прекрасно справляются с вязким пластилиновыми говносталями

Может ТС и мне прикупить этих недешевых натуралов?
Чтобы говножики точить

Nikolay_K 31-05-2011 19:38

quote:
Originally posted by grinderman:

Может ТС и мне прикупить этих недешевых натуралов?
Чтобы говножики точить


думаю, что для говножей будет вполне достаточно китайских "Guangxi"
(stone quarried in the Guangxi provence in China
"Chinese Natural Water Stone Razor Hone Sharpening")
http://cgi.ebay.com/New-Chinese-Water-Hone-Waterstone-Straight-Razor-/250746265190?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3a61a45e66

или гусевских сланцев
или чего-то наподобие вплоть до сланцев добытых из под ног

вышеперечисленные камни хотя и уступают как правило японским собратьям
в абразивной способности,
но в отношении заусенца у них всё также хорошо

это общее свойство природных камней из числа сланцев,
да и не только сланцев (у арканзасов тоже всё хорошо)


Alex.P 01-06-2011 07:24

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

гы а я научился



гы , а я тоже
https://forum.guns.ru/forummessage/224/813508.html
Напильник на таких железках решает все проблемы.
GAU-8A 01-06-2011 08:51

Отвечая на ваш вопрос так сказать в лоб, скажу, это конкретно ваша ошибка, и дана она вам свыше, что бы, так сказать, учиться точить и первопричину неудачи искать в себе, а не в дяде..для того кто постиг в совершенстве искусство заточки невозможного нет, вот это нужно помнить всегда.
Androniy 01-06-2011 19:10

quote:
Originally posted by GAU-8A:

Отвечая на ваш вопрос так сказать в лоб, скажу, это конкретно ваша ошибка



Ну тогда я ничего не понимаю. Так никто и не объяснил в чем эта ошибка заключается. Господа Nikolay_K и grinderman говорят о применении каких-то хитрых камней, но тогда ошибка не в моих действиях, а в неподходящем абразиве? Если я что-то не так делаю, то что? Из полутора страниц прочитал только одно предположение - надо слабже нажимать на нож. Пробовал - эффект есть, но незначительный.
Alex.P 02-06-2011 09:27

А Вы сами то не чувствуете, что ли, перекалена у Вас сталь или нет? Спутать мягкое с твердым достаточно сложно.
Если сталь мягкая, то Вы грубым аброзивом просто вырываете из неё куски.
Попробуйте банальным напильником: точится-не точится. Если точится, то им и сформируйте подводы и после слегка пройтись твердой керамикой, можно на слегка больший, чем основная заточка угол, получится микроподвод.
Если напильником не берется и сталь явно суховата, то придется уменьшать зернистость абразива, во всяком случае на финишном этапе. Ну и по усилию при заточке Вам правильно сказали. Точите, пробуйте, эксперементируйте и у Вас все получится

Заточка режущего инструмента

Ошибка заточки или неправильная термообработка стали?