Японское холодное историческое оружие

Рисовый клей для самэ

Ren Ren 29-01-2023 14:48

Кто-нибудь из уважаемых коллег встречал рецепт приготовления рисового клея для наклеивания самэ? Буду весьма признателен за рецепт или ссылки.
ViDan888 29-01-2023 18:38

Рецепт один-
Из риса можно сварить клей, который очень хорош для клеевого соединения различных бумажных поделок, такой клей высыхает не долго, а благодаря прозрачной консистенции, видимых остатков от него на бумаге практически не остается. Единственно, что необходимо учитывать - клеить им можно только бумагу и ничего более, поскольку результат может быть сомнительным.


Делают его так:

Берут 250 мл стакан риса и кладут его в емкость с 3-мя стаканами (тоже по 250 мл) воды. Доводят до кипящего состояния и на малом огне томят примерно 40-50 минут. Помешивать придется, иначе подгорит.

Готовность определяют так - рис должен развариться и стать по консистенции вязким, как долго варившаяся овсянка. Естественно, что воду можно добавлять в процессе варки и варить можно меньше/больше.

Осталось дать рису остыть и потом нужно массу протереть через сито - клейкий водянистый гель и будет тем самым рисовым клеем, который хранят в холодильнике, используя порциями по необходимости.
(Рис клейкий круглый типа Басмати)

У Баженова единственная добавка-
"Для приклеивания шкуры самэ к деревянной рукоятке используют рисовый клей, сделанный и вареного риса двухдневной давности, растертого в пасту с водой."
Да, еще, натуральная самэ (не крашенная) полупрозрачная и в клей добавляют белый пигмент.
-=-
Я использую ПВА Столяр вместо этого клея.

ГрозаБ 29-01-2023 23:44

одно замечание - брать клейкий рис и перед варкой его не промывать
Ren Ren 30-01-2023 22:09

Большущее спасибо за скорейший отклик! Теперь эксперименты...
Ren Ren 30-01-2023 22:14

quote:
Изначально написано ViDan888:
[B
Да, еще, натуральная самэ (не крашенная) полупрозрачная и в клей добавляют белый пигмент.
-=-
Я использую ПВА Столяр вместо этого клея.[/B]

Насколько помню, по классике сначала наклеивается тонкая белая бумага, а уже на неё сыромятная самэ.

У ПВА есть свойство, которое желательно учитывать: А значит ацетат - производная уксусной кислоты, и частенько эта кислота содержится в порядочном количестве.

ViDan888 01-02-2023 12:41

quote:
Изначально написано Ren Ren:

Насколько помню, по классике сначала наклеивается тонкая белая бумага, а уже на неё сыромятная самэ.

У ПВА есть свойство, которое желательно учитывать: А значит ацетат - производная уксусной кислоты, и частенько эта кислота содержится в порядочном количестве.

Не существует "сыромятной самэ" просто не дубленная шкура в виде жесткой полупрозрачной корки.
А, что насчет уксусной кислоты, как она может повлиять?
Вроде проблем не возникло. Вот уже около года лежит цука, обтянутая крашенной самэ, наклеенной на ПВА.

Ren Ren 01-02-2023 21:37

Возможно "сыромятная" не самое точное определение, но шкура ската проходит довольно серьёзную обработку. Её вымачивают, очищают снаружи, выскабливают изнутри, высушивают определённым способом.

Из школьных уроков биологии помню эксперимент с рыбьими костями, которые сперва вымачивали в растворе соляной кислоты и они становились мягкими, а затем в растворе танина и они снова оказывались твёрдыми.

111daddy 03-02-2023 15:20

Да, в разрезе исторической справедливости конечно рисовый, но п-ва гораздо актуальнее.
Обмазал, обернул, затянул снаружи нитью чтоб дышало, и вуаля!
ViDan888 03-04-2023 14:44

quote:
Изначально написано 111daddy:
Да, в разрезе исторической справедливости конечно рисовый, но п-ва гораздо актуальнее.
Обмазал, обернул, затянул снаружи нитью чтоб дышало, и вуаля!

Геннадий.
РМ посмотри, пожалуйста.

Японское холодное историческое оружие

Рисовый клей для самэ