Guns.ru Talks
  Мастерская
  Взгляды на льняное масло и процесс полимеризации(теперь с фото). ( 1 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 3 :  1  2  3 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Взгляды на льняное масло и процесс полимеризации(теперь с фото).    (просмотров: 13439)
 версия для печати
Барм
posted 30-12-2009 09:01    
Давно собирался написать, да все руки не доходили:
Итак, господа ножеманы, неведомо мне знает ли кто то, о чем я хочу написать или нет. Но меня сразу разобрало, как я только увидел, сколь популярным может быть льняное масло, и сколь на самом деле оно с <сюрпризами>.
Конечно я понимаю, что многие пользуются данишем и до того что я напишу им все равно:
А знакомство мое с льняным маслом идет из технологии масляной живописи.
В живописном самым сложным моментом в технологии является стабилизация химических процессов идущих в грунте и живописном слое.
А именно, живопись сия по определению замешана на масле, а масло как известно жирная кислота, т.е. жидкость агрессивная. Если учесть что и сами красочные наполнители в основном минерального происхождения, то вы можете себе представить, какие процессы идут на поверхности холста, под тонким слоем лака. И идут они как правило не одно десятилетие, а в худшем(подчеркиваю в худшем случае) случае столетия и приводят к гибели картины.
Хороший художник заинтересован в долговечности своей работы, а по тому вопрос технологии занимал одно из важнейших мест в нелегком труде живописца.

Далее я хотел бы остановиться больше на практической стороне дела.
Рассмотрим мы два масла, льняное и подсолнечника.
У льняного неплохие показатели, но есть несколько отрицательных моментов.
Оно реагентно и желтеет, это очень хорошо заметно по изменениям цвета белил. А оно ведь и так имеет от природы желтоватый цвет, который не проходит с очисткой.
Теперь поговорим об очистке.
Есть три основных способа, я их расположу в порядке пребывания качества очистки и стабилизации (полимеризации).
1.Самый простой и плохой, метод нагрева масла, прокаливание (некоторый объем масла нагревается на открытом огне), быстр, довольно традиционен.
2.Очистка землями (насколько я осведомлен, проводится фильтрация через минеральные породы с содержанием тяжелых металлов). Используется в современной художественной промышленности.
Масло немного ядовито. Но его свойства не сильно меняются в лучшую сторону.
3.Очистка на воздухе. Занимает длительное время, а посему способ непригоден в промышленности.
Именно на последнем я и остановлюсь подробно.
Происходит все очень просто.

(это способ очистки в домашних условиях, он пригоден для любого масла используемого в живописи и имеющего способность к полимеризации)

РЕЦЕПТ:
Берется масло холодной отжимки( и только холодного!!!). Наливается в открытые сосуды и выставляется на солнышко.
Что бы не попадала грязь можно прикрыть марлей.
Лично я использую 3-х литровые банки, заполняя их наполовину.
Самым главным орудием очистки являются солнечный свет (но не жара) и свежий воздух.
Еще раз повторю СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ и СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.
То есть УФ излучение и кислород.
Зимой лучше поставить на подоконник, весной-летом вынести на открытый воздух.
Считается наиболее благоприятным мартовское солнце... ???фиг его знает???
Чем дольше стоит масло, тем прозрачней оно делается. Обычно для этого достаточно нескольких месяцев.
Но это не все, если масло оставить так на более длительный срок (год и более), то оно начинает постепенно полимеризоваться.
Самым ценным в живописи считается масло, простоявшее не менее 5 лет. Оно практически превращается в кусок желе.
(За таким маслом просто охотятся художники аккадемисты :-) )
Для живописи его растворяют пиненом (скипидар двойной перегонки), являющимся сиккативом и растворителем.

Но с таким способом очистки, льняное масло уступает маслу подсолнечника.
Подсолнечное масло очищается быстрее и становится абсолютно прозрачным, полимеризация происходит хоть и медленнее, но за то стабильнее. И не темнеют при высыхании, как льняное масло.
И как раз такой способ очистки компенсирует его более медленную, но и более стабильную(хочу подчеркнуть это) полимеризацию.
Вот это я и желал поведать уважаемой публике ножеделов.
А выводы делайте сами.

В дополнение и пояснения к своим словам я представлю здесь небольшие сравнительные характеристики нескольких масел, а так же процитирую отдельные места из <Технологии живописных материалов> А.М. Лентовского. Собственно источник не столь важен, поскольку эта же информация есть у любого автора по технологии живописи.
(Кому не интересно, могут не читать выкладки помещенные между линиями)

______________________________________________________________________
<Свойства растительных масел зависят от содержания в них непредельных кислот. Непредельные жирные кислоты вступают в реакцию с отдельными химическими веществами (например, кислородом, бромом, йодом и др.) и присоединяют их только к определенным местам, которые называются в химии <двойными связями>. Установлено, что жирные кислоты, в которых отдельные элементы соединены между собой через двойные связи, наиболее реакционоспособны и легко присоединяют вышеуказанные вещества. Чем больше кислорода способно присоединить масло, тем быстрее оно высыхает и образует твердую пленку. Благодаря наличию двойных связей и расположению их растительные масла поглощают большое количество кислорода воздуха, окисляются и полимеризуются.
В состав растительных масел входят следующие непредельные кислоты: олеиновая, линолевая и линоленовая.
Олеиновая кислота имеет одну связь и легко окисляется кислородом воздуха.
Миндальное и оливковое масла почти полностью состоят из олеиновой кислоты. Один объем олеиновой кислоты присоединяет до 15 объемов кислорода.
Линолевая кислота имеет две двойных связи, поэтому легче олеиновой окисляется кислородом воздуха.
Линоленовая кислота имеет три двойных связи. Льняное масло содержит большой процент линоленовой кислоты, поэтому оно наиболее легко окисляется, быстро густеет и высыхает на воздухе.
Подсолнечное и маковое масла не содержат линоленовой кислоты, поэтому они медленно высыхают и не темнеют при высыхании (что является большим недостатком льняного масла).
Твердые предельные кислоты по своим свойствам малоактивны, т. е. трудно окисляются и не вступают в реакцию прямого присоединения кислорода, йода и др. К предельным кислотам относятся пальмитиновая и стеариновая.
В льняном, подсолнечном, ореховом и маковом маслах их содержится от 7 до 13%.>
<Чем больше двойных связей имеет кислота, тем большее количество йода она присоединяет. По количеству йода, поглощенного маслом, судят о качестве масла.
Число, обозначающее количество граммов йода, поглощенного 100 г масла, называется йодным числом. Йодное число характеризует состав жирных кислот и качество масел, употребляемых в живописи. >
<Растительные масла с высоким йодным числом содержат больше непредельных кислот с двойными связями, следовательно, имеют повышенную способность к окислению, в том числе и кислородом воздуха.
Масла имеют следующие йодные числа:
Льняное масло 170-205
Ореховое (из кедра) 140-155
Маковое 135-145
Подсолнечное 120-135
Масла с числом ниже 120 очень медленно высыхают. В производстве художественных красок употребляют льняные масла с йодным числом не ниже 170.>
<Добывают масло из семян холодным и горячим прессованием и экстракцией. Для живописи наиболее ценно масло, полученное холодным прессованием, так как оно имеет незначительную окраску и содержит небольшое количество посторонних веществ. >
<Холодным прессованием извлекается до 90% масла, горячим до 95%, а экстракцией почти 100%. Масла, полученные горячим прессованием и экстракцией, имеют темную окраску и содержат большое количество посторонних примесей: слизистых, белковых и красящих веществ.
При охлаждении масла ниже 0. оно мутнеет вследствие выделения слизистых, белковых веществ и глицеридов предельных кислот.
Слизистые вещества и белки значительно понижают качество художественных красок: замедляют высыхание, повышают маслоемкость, ускоряют растрескивание красочного слоя, вызывают загустевание красочной пасты при хранении в тюбиках и дают пленку с меньшим блеском.
В масле холодного прессования почти не содержится слизей и количество красящих веществ сведено до минимума. >
<Подсолнечное масло относится к полувысыхающим маслам.
<Подсолнечное масло для живописи надо предварительно обработать естественным или искусственным способом. Хорошо полимеризованные масла не подвержены потемнению.
К числу положительных качеств масла надо отнести отсутствие явления сседания красочного слоя.
Из-за отсутствия в подсолнечном масле линоленовой кислоты оно медленно высыхает, но очень слабо изменяет цвет, т. е. почти не темнеет.
Пониженная склонность подсолнечного масла к пожелтению является ценнейшим качеством связующего вещества, употребляемого в производстве красок для живописи.
Подсолнечное масло можно применять в смеси с льняным в соотношении 1:1, по примеру смешения свинцовых белил с цинковыми. Связующее из такой смеси будет иметь нормальный срок высыхания и значительно меньше темнеть. >
_____________________________________________________________________

Про масло грецких орехов помещаю как бонус :-).
Именно на масле грецкого ореха писаны все картины эпохи Возрождения.
Мой педагог про него говорил, что"запах этого масла - запах самой живописи"....

______________________________________________________________________

<Масло грецких орехов
Добывается из грецких орехов, собираемых с деревьев, растущих у нас в СССР на Кавказе и в Средней Азии. Ядро ореха содержит 40-65% масла (бесцветного или слегка желтовато-зеленоватого цвета).
Ореховое масло обладает целым рядом ценных качеств по сравнению с другими маслами, применяемыми в живописи.
Красочный слой, содержащий связующее ореховое масло, не растрескивается, более устойчив к внешним воздействия>> и, главное, не желтеет и не изменяет оттенка белых и светлых красок. Ореховое масло широко использовалось в приготовлении красок и лаков мастерами живописи прошлого.
В письменных источниках по технике живописи, относящихся к XIV-XVI векам, ореховое масло упоминается почти во всех рецептах по изготовлению лаков для живописи.
Масло значительно улучшает свои свойства после очень тщательной и длительной предварительной обработки его солнечным светом. >
_____________________________________________________________________

<Процесс высыхания масел, т. е. переход их из жидкого состояния в твердое, может быть разделен на четыре стадии: 1)схватывание;
2) высыхание от пыли;
3) подсыхание;
4) полное высыхание.
В первой стадии масла начинают окисляться и увеличивают вязкость, на поверхности масел образуется клейкая и очень мягкая тончайшая пленка, к которой легко прили- 'пает пыль, и при прикосновении пальцем на такой пленке остается след.
При применении в живописи медленно высыхающих масел на поверхности картины оседает носящаяся в воздухе пыль, загрязняющая красочный слой картины.
Во второй стадии при слабом нажатии пальцем остается след и ощущение отлипа, но пыль на пленке уже не удерживается и удаляется вдуванием.
В третьей стадии масляная пленка с поверхности тверда и даже при сильном надавливании пальцем не оставляет следов и отлипа, но красочный слой не просох еще во всей толще, нижние слои остаются еще мягкими и при нажатии ногтем на ее поверхности остается след. Маковое масло достигает только третьей стадии высыхания, в этой стадии пленка плавкая и растворяется в органических растворителях.
В стадии полного высыхания масло превращается в твердый и даже хрупкий линоксин по всей толще слоя. При надавливании ногтем пленка не оставляет видимых следов. >
В этой стадии пленка не плавится и не растворяется в органических растворителях. >
<Вещества, ускоряющие высыхание масел, называются 'сиккативами. Льняное масло в тонком слое при комнатной температуре высыхает за 5-10 суток; подсолнечное за 18- 25 суток; маковое-за 10-15 суток. >
<Чтобы ускорить процесс высыхания масляных красок и сообщить им способность высыхать более или менее одновременно, с давних пор вводятся в масло сиккативы. >
<Процесс высыхания масел зависит не только от их природы и сиккатива, но и от действия внешних возбудителей: света, температуры, влажности воздуха и т. п.
В темноте высыхание масла идет очень медленно, на рассеянном дневном свету несколько быстрее и под действием прямых солнечных лучей высыхает примерно за 2-3 дня.
Но так как при высыхании происходит выделение летучих веществ и сильное изменение объема масляной пленки, то часто наблюдается и образование трещин и других дефектов менее прочного красочного слоя.
С повышением температуры высыхание масел ускоряется: при температуре 18. С тонкая пленка льняного масла высыхает за 3-1 дня; при 80. С-за 2 часа, при 120. С-за 30 минут.
Льняное масло в абсолютно сухом воздухе высыхает за 2-3 дня, увеличиваясь в весе до 15%.
В воздухе, насыщенном парами воды, льняное масло высыхает через 24 дня, увеличиваясь в весе до 64%. Значительное увеличение веса происходит благодаря поглощению пленкой влаги, вследствие чего красочный слой набухает, а при высыхании быстро уменьшается в весе, часто при этом покрывая поверхность картины трещинами и иногда отделяясь от грунта. >
<Налитое в стеклянный сосуд масло выставляли на солнце для отстаивания, которое иногда продолжалось несколько лет. В .результате, белки, слизи и фосфатиды окислялись (переходили в .нерастворимое в масле состояние) и оседали в виде хлопьевидного осадка на дно сосуда. Высокая температура воздуха и солнечный свет южных стран производили особенно активное действие на свойства масел и ускоряли их обработку.
После того, как масло достигало консистенции меда и обесцвечивалось, его процеживали через различные фильтрующие материалы: холст, измельченную жженую кость, порошок пемзы: известь, снег, костяную золу и т. п.>
Посредством действия естественных факторов масло полностью очищается от белков, слизей и фосфатидов, уплотняется и сгущается до требуемой консистенции, отбеливается, обезвоживается и улучшается по качеству: быстрее высыхает, высохший красочный слой прочен, эластичен и не сморщивается, не изменяет оттенков красок и не пожухает.
Некоторые сведения по обработке масел для живописи старых мастеров приводятся в литературе. В отдельных рецептах рекомендуется масло вливать в бронзовую посуду и ставить на солнце, чтобы оно <усохло> наполовину. Указывается, что масло лучше отбеливается, если его выставить на несколько Дней в широком оловянном блюде, покрытом стеклянной пластинкой. Хорошего качества получается масло, если его смешать с водкой и яичными желтками (2 литра масла, 0,5 литра водки и 2 яичных желтка). Эту смесь поставить для сгущения и отбелки. Рекомендуется также прибавлять ,к маслу горячей дубовой золы (25% к весу масла) или песка, взбалтывая эту смесь с водой 3-4 раза в день, а затем выдерживая его продолжительное время на весеннем солнце.
Растительное масло может быть прозрачным и чистым если добавить к нему винного спирта и столько же по весу лавандового семени.
<Полимеризация масел посредством нагревания была давно известна.
Полимеризация масел при нагревании происходит благодаря взаимному насыщению двойных связей - в результате соединения углеродных атомов между собой; оно представляет собой коллоидный раствор высокомолекулярных частиц (полимеров) в масле.
Чем больше в .масле содержится глицеридов линоленовой и линолевой кислот, тем быстрее идет полимеризация и меньшее количество масла разрушается.
Подсолнечное и ореховое масла, сгущенные нагреванием, дают значительно лучшую пленку при высыхании.
Уплотнить можно не только высыхающие масла, но и невысыхающие. Способность к полимеризации зависит от состава масел.
Легко полимеризуется льняное масло, труднее подсолнечное, ореховое и маковое, причем легко полимеризующиеся масла меньше разлагаются.
Льняное масло дает 16% продуктов разложения, маковое - 24,5 %, подсолнечное - 25%.
Сгущение масел можно производить и при низкой температуре при действии ультрафиолетовых лучей.
В результате полимеризации между частицами масла образуются прочные связи, и стойкость красочного слоя значительно повышается.
Процесс полимеризации масел осуществляется обычно в металлических закрытых баках с электрообогревом, нагреванием до 300. С без перемешивания в течение нескольких часов или суток.
Полимеризацию рекомендуется вести -при температуре не выше 300. С, так как масло, уплотненное выше 300. С, медленнее высыхает я образует при перетире с пигментами тягучую, вязкую красочную пасту. При работе такие краски нитями тянутся за кистью. Полимеризованные масла становятся более густыми, удельный вес и кислотное число их повышается, так как содержание свободных кислот в результате частичного гидролиза возрастает.
Йодное число уменьшается, потому что в процессе полимеризации происходит уменьшение двойных связей. Молекулярный вес частиц увеличивается, растворимость масла в растворителях уменьшается.
Качество масла улучшается, если процесс уплотнения вести в атмосфере углекислоты или в сравнительно небольшом вакууме (остаточного давления 150-300 мм).>
<При нагревании выше 320. С масло почти не содержит двойных связей и сохнет очень медленно.
Необходимо признать, что Полимеризованные масла наиболее удовлетворяют запросам живописи, особенно приготовленные при температуре не выше 250. в атмосфере углекислого газа.
Масла, выдержанные продолжительное время в естественных условиях при воздействии солнечного света, воздуха и воды, освобождаются от вредных примесей, становятся; почти бесцветными (или со слабой зеленоватой флуоресценцией) и сгущаются до консистенции меда или сиропа.
Некоторые исследователи утверждают, что в результате такой обработки из льняного масла исчезает линоленовая кислота, а вместе с этим исчезают и недостатки льняного масла и получается продукт, который почти не темнеет, кроме того, их быстрое высыхание по всей толще красочного слоя исключает неблагоприятные действия процесса медленного высыхания с изменением объема пленки и разрушительным действием на живопись. Пленки и краски, стертые на, полимеризованном масле, имеют целый ряд достоинств, при высыхании испытывают незначительные химические изменения; значительно менее желтеют и темнеют, так как в них отсутствует линоленовый глицерид (присутствие которого и обусловливает этот недостаток).>

______________________________________________________________________

Извлечение из книги я поместил для большей убедительности моих слов.

Помещаю фотографии процесса, а вернее самого масла.
Сфотографировал как смог.
Постарался показать, что оно стало вязким даже на внешний вид.

Это подсолнечное масло холодного отжима было куплено у фермера(для гарантии).Первоначально имело насыщено золотисто-желто-коричневый цвет. Без мути, пузырей и пр. гадости...
Стоит около 2-х лет.
За несколько первых месяцев осветлилось полностью, т.е. как вода.
Где то с полгода как стало вот таким, чуть-чуть желтее(не знаю насколько точно отражает фото и дисплей).

click for enlarge 1920 X 1539 480,5 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1708 510,4 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1328 477,1 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1490 414,5 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1114 299,8 Kb picture

Зы Вспомнил одну байку рассказанную старым работягой, когда я на этюды ходил.
Говорит, на БАМе с ним работал один художник и Ленинграда, все свободное время писал картины.
Жили в одной бендешке, у того масло на подоконнике стояло, ну мужики жрать захотели взяли это масло и пожарили картошку.
Тот художник орал ужасно, оказалось оно стоит у него уже не один год, и еще должно было стоять...

Это я к тому, что не больно то оно у него прогоркло...
Правда мой батя рассказывал, что там даже на смазках с высокой очисткой картошку жарили...
Так что может не аргумент... :-)))))

edit log


 

 
Ножедел
posted 30-12-2009 09:50    
Весьма занимательно! Наталкивает на некоторые размышления.
Zuzamod
posted 30-12-2009 10:29    
Такую длинную статью не смог прочитать, но мне хватило одного применения, чтобы понять - ну ее в баню, эту льнянку, воняет и долго ждать полимеризации, а дерево от нее тускнеет.
ДокВВ
posted 30-12-2009 10:42    
Вот это трактат. Причем с научным обоснованием.
Я бы добавил в мемориз.
VOVAN.K
posted 30-12-2009 10:47    
Ну кому-что, мне для работы само то.Конечно для полочников вопрос.
Барм
posted 30-12-2009 10:56    
quote:
Originally posted by ДокВВ:

Я бы добавил в мемориз.



Я думал об этом...
Но не очень понимаю как это делать и стоит ли делать это без ведома Сержанта...
Марат С
posted 30-12-2009 10:59    
Спасибо за пространную статью, но для рукоятей ножей и других инструментов гораздо полезнее другие различия в свойствах подсолнечного и льняного масла: льняное полимеризуется без липкости, а подсолнечное - остаётся липким (увы, малярные масляные краски нынче делают на подсолнечной олифе).
Zelad
posted 30-12-2009 11:47    
Спасибо автору за познавательную статью. Еще очень хотелось бы узнать, как можно относительно быстро, самостоятельно, сварить из льняного масла купленного в худ. лавке, сварить олифу.
Ashedow
posted 30-12-2009 11:51    
Специально проверял - пропитка древесины (сосна, рейка квадратная со стороной в пару сантиметров) олифой (оксоль, вроде подсолнечная но врать не буду, точно не помню) сушка дня 3 на солнце, жара была сильная. Олифа полностью полимеризовалась, причем на всю глубину, на которую впиталась.
А вот пропитанная той же олифой здоровая доска, высыхавшая в тех же условиях осталась частично липкой. И такой цирк повторялся с завидной регулярностью - то сохнет то нет. Причем олифа могла быть как из разных бутылок так и из одной.
В итоге я плюнул на эти масла и пропитываю сильно разведенным паркетным лаком в несколько заходов. Проникает глубоко, поры закрывает, цвет так не меняется как от масла, высыхание стабильное. Сплошные плюсы.
AleksBr
posted 30-12-2009 12:13    
Работал с льняным маслом раньше, пропитввая рукоятки. Ни чего плохого сказать не могу, да полимеризуется долго, но рукоять защищает отлично, при чем надолго. Цвет у дерева меняется. но чаще в лучшую сторону.
Serjant
posted 30-12-2009 12:41    
quote:
что многие пользуются данишем

ва ссильно удивит состав дайниша.. если прочитаете...
quote:
и приводят к гибели картины.

что характерно...
вся эпоха возрождения прям таки замешана на льняном масле...
включая великого Леонардо, Рембранта и прочих...
и ничо... картины хоть и стаеют... (пирамиды тоже не вечны кстати...) н ничего особенного не происходит уже несколько столетий.

quote:
Чем дольше стоит масло, тем прозрачней оно делается. Обычно для этого достаточно нескольких месяцев.
Но это не все, если масло оставить так на более длительный срок (год и более), то оно начинает постепенно полимеризоваться.


оно полимеризуется в сосуде под действием ультрафиолета и воздуха.
что характерно, очищенное масло может полностью полимеризоваться и в темноте и в том же пузырьке.. превратившесь в желеобразную массу.
сроки хранения ограничены...
quote:
Подсолнечное масло очищается быстрее и становится абсолютно прозрачным, полимеризация происходит хоть и медленнее

Подсолнечное масло не относиться к высыхающим маслам, так что полимиризоваться оно не может, только образует плёнку на поверхности, при снятии которой даёт замечательный отлип.... плюс с большой вероятностью прогркнет в обработанной им древесине.
Ashedow
posted 30-12-2009 13:10    
quote:
Подсолнечное масло не относиться к высыхающим маслам, так что полимиризоваться оно не может

Точнее относится к полувысыхающим. Но это ладно. Вот тут:
http://www.xxc.ru/stati/text000/obzac05/index.htm
есть интересная фраза:
"
Сегодня используют подсолнечное масло - полувысыхающее, хотя изредка встречается и высыхающее (в районе Омска).
"

ДМВ
posted 30-12-2009 14:01    
Комрады, а что если составить своеобразный рейтиг пропиток?
Долго читал ганзу и пришел к выводу что льнянка оптимальна для рабочего ножа, (с наружи у меня все было идеально, ни липко не пахло, дерево стало на много красивее) а тут такие споры...
Serjant
posted 30-12-2009 14:37    
quote:
если составить своеобразный рейтиг пропиток?

скажу баян но может составим рейтинг сисек???
для каждого конкретного случая своя пропитки идеальна, но для другого полный отстай..
так нафига лишняя работа?
HarryA
posted 30-12-2009 16:04    
Собственно никто не мешает эксперименту
Льнянка продукт природный, из масел был наиболее дешевый в больших количествах и к тому же полимеризующийся. Вот его и пользовали во всех видах.
Олифа это масло с добавлением сикатива (соли тяжелых металлов) Сикатив и теперь продается в хозмагах так что сварить олифу не проблема при налиичии масла. Сикатив, как катализатор, ускоряет полимеризацию масла. Олифа оксоль отличается от чисто натуральной наличием уайтспирта (до 55%)
То есть пропитывать можно и олифой
Основной вопрос - а для чего?
Если с целью консервации дерева то современная химия предлагает куеву тучу всяческих синтетических лаков.
Это в средние века носили одежду из льна, из льна же ткали простыни скатерти и прочая прочая. А вооружить парусами, которые тоже были льняные до того как янки не стали пользовать для них хлопок, какой нить линейный корабль? Таких кораблей в европе был не один флот, да и торговцы с рыбаками тоже ходили под льняными парусами. Вот и прикинте сколько этого льна выращивалось. Потому и масла льняного было немеряно, есть то его разве что в очень голодный год станешь, вот и мазали им все подряд. А нынче льняное масло в художественных салонах за не маленькую денюжку (относительно конечно) покупать приходится.
HarryA
posted 30-12-2009 16:18    
quote:
Originally posted by Ashedow:пропитка древесины (...рейка квадратная со стороной в пару сантиметров) олифой... сушка дня 3 на солнце.... Олифа полностью полимеризовалась....
А вот пропитанная той же олифой ЗДОРОВАЯ доска... осталась частично липкой.


Влажность самой древесины имеет значение
quote:
Льняное масло в абсолютно сухом воздухе высыхает за 2-3 дня, увеличиваясь в весе до 15%.
В воздухе, насыщенном парами воды, льняное масло высыхает через 24 дня, увеличиваясь в весе до 64%.


В вашем случае влага была не в воздухе (впрочем влажность воздуха тоже каждый день разная) а в самой деревяхе

edit log

Serjant
posted 30-12-2009 16:39    
quote:
Олифа это масло с добавлением сикатива

это глупость чистой воды.
сиккатив добавляют в масло с единственной целью - ускорение полимеризации.

Оли́фы (от греч. αλειφα - мазь, масло) - плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок и пр.
Старое название натуральной олифы - <варёное масло>. В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и пр. смолы, по современной классификации такие составы относятся к лакам.

Олифа есть высыхающее масло, в котором способность высыхания усовершенствована искусственно; на практике лучшими сырыми материалами для приготовления О. следует считать масла: льняное и конопляное. Другие масла, которые к тому же довольно дороги, для приготовления О. применяются редко. Льняное масло (отстойное) состоит из смеси глицеридов: линолеина, пальмитина, олеина, миристина и следов стеарина; преобладающий глицерид - линолеин - более 80 % веса масла; остальные составляют, вместе около 15 %; кроме того, сырое льняное масло содержит в растворе белковые вещества и воду - около 4 %.

В сыром натуральном виде льняное масло проявляет свою способность высыхания весьма медленно: высыхание происходит за счёт поглощения кислорода воздуха. Масло, высыхая и уменьшаясь в объёме, увеличивается в весе, а анализ высохшего продукта подтверждает прибыль кислорода в составе. Если на масло действовать избытком кислорода и высокой температурой, способной разлагать составные части масла, препятствующие его высыханию, то ускоряется процесс окисления масла и получается продукт более способный к высыханию. Способностью некоторых металлических окислов действовать окислительно пользуются для приготовления искусственных высыхающих масел, которые в торговле называются О. и которые должны быть способны, в тонком слое, при доступе воздуха, света и теплоты, высыхать быстро и в течение 10-20 часов превращаться в прозрачную, блестящую, бесцветную каучукообразную плёнку. Это свойство О. даёт ей обширное применение в малярном, литографском и типографском деле, в производстве масляных лаков и пр. О., обладающая вышесказанными свойствами, служит незаменимым материалом в приготовлении масляных красок для малярных целей, где в красочном слое образующееся из неё твёрдое вещество является цементом, прочно и однородно соединяющим частицы сухих красок, и даёт плотную, эластичную и однородную оболочку, блестящую и устойчивую против сырости, действия воздуха и пр.

[править] Изготовление
Процессом превращения масла в О. достигается выделение и частью разложение глицерина, удаление воды, выделение белковых веществ в виде осадка и, наконец, насыщение свободных жирных кислот основными окислами таких металлов, соли или мыла которых могли бы легко растворяться в окисленной линолеиновой кислоте или выделяться в виде нейтральных твёрдых осадков. Для приготовления О. следует предпочитать старое, сухое, отстойное льняное масло. В последнее время производство О. ведётся заводским способом и достигло больших размеров, в особенности на маслобойных заводах, где О., как обработанный и пользующийся широким спросом продукт, содействует более обширному сбыту масла.

Заводское производство О. представляет собой следующие три главные операции:

1.отстойка масла
2.масловарение
3.отстойка
[править] Отстойка масла
Часто отстойка масла усложняется его отбелкой. Отстойка масла производится обыкновенно в железных баках, форма которых не играет роли, а размеры и количество зависят от размеров производства. Если производство О. ведётся круглый год непрерывно, то запас отстойного масла должен отвечать двухмесячной потребности. Специальные приспособления баков ограничиваются размещением трёх выпускных кранов по высоте баков; верхний кран устанавливается на половине высоты, средний на 1/5 высоты, считая от дна бака, и нижний кран помещается на уровне самого дна; он служит для спуска масляной грязи, которая собирается в отдельный бак - сборник для дальнейшего, более продолжительного отстоя. Масляные отстойные баки должны быть размещены в отапливаемых помещениях, где температура зимой желательна не ниже 12 .C. Отстойка начинается с верхних слоёв масла, спуск которого возможен после 5-6 дней верхними кранами; через следующие 5 дней спускается порция средним краном, после чего бак может быть наполнен новым маслом. После каждых 4-х отстоев следует спускать масляную грязь и очищать бак.

[править] Масловарение
Отстойное масло поступает в другое отделение - масловарку, где установлены масловарочные котлы. Переливку масла из баков в котлы производят с помощью насосов и системы труб. Варение масла практикуется двояко: на голом огне и перегретым паром. Второй способ применяется обыкновенно на маслобойных заводах, тогда как первым пользуются на специальных олифных заводах, потому что О., варёная на голом огне, отличается лучшими качествами и пользуется лучшим спросом. Варка масла на голом огне производится в медных котлах, вмещающих за раз от 819 до 1638 кг. масла. Котлы имеют цилиндрическую форму с выпуклыми днищами и выпуклыми крышками, герметически закрывающими верхнюю часть котлов. Каждый котёл имеет отдельную печь, куда вмазывается до верхнего края; печь устроена так, что дымоходы винтообразно обхватывают значительную боковую поверхность котла; топка ведётся дровами, продукты горения поступают в общий для всех печей боров, отводящий газы в заводскую трубу. Круглое отверстие в крышке, достаточное для засыпки нужных химических препаратов и плотно закрывающееся отверстие для термометра, отверстие в центре крышки котла, через которое проходит ось механической мешалки, трубка, приводящая масло в котёл, и трубка 3-4 дюймов в диаметре, отводящая газы, выделяющиеся во время варки масла - составляют всю арматуру масловарочного котла, помещающуюся в верхней его части, то есть в крышке самого котла, которая снимается только в случаях очистки котла или его ремонта. Дно котла имеет свою трубку с наружным краном для спуска готовой, сваренной О. в холодильный сборный бак. Газы, выделяемые маслом во время варки, отводятся в дымовую трубу. Мешалка, которой снабжается котёл, состоит из железной оси, одним концом упирающейся в дно котла, снабжённое для этой цели гнездом, другим концом проходит крышу котла и оканчивается конической шестернёй. По оси мешалки, внутри котла, расположены крылья перпендикулярно оси по всей её длине. Вращательное движение мешалки уравнивает температуру внутри котла и препятствует как пригоранию масла, так и образованию осадков. Варка масла на голом огне продолжается 4-5 часов, причём поддерживается температура от 260 до 280 .C Общеупотребительными химическими препаратами для приготовления О. служат: окислы и соли свинца, окислы и соли марганца, соли цинка, железа и меди. Применением упомянутых препаратов легко уяснить процесс превращения масла в О. При варке масла с металлическими окислами и солями происходит не только обогащение масла кислородом, но и нейтрализация жирных кислот. Кислород, соединяясь с линолеиновой кислотой, образует, по Мульдеру [Ср. также другой взгляд на окисление высыхающих масел, изложенный в ст. Масла жирные], линоксин, который, по мере образования, растворяется в линолеиновой кислоте и делает её более восприимчивой к поглощению кислорода воздуха; высокая температура разлагает глицерин, обугливает и свёртывает белковину; жирные кислоты, освобождаясь от глицерина, соединяются с металлическими основаниями и образуют жирные соли, мыла, легко растворимые в остальной массе изменённого по составу масла. Таким образом, металлические соли входят химически в состав варёного масла - О., и своим присутствием могут влиять на её свойства и прочность. Избыток содержания металлических солей вредит достоинству О. и потому злоупотреблять ими не следует; только известная, определённая пропорция может быть полезной. Свинцовые соли дают с маслом твёрдые мыла, который, высыхая, делаются хрупкими; избыток этих солей уменьшает эластичность слоя высохшей О. Кроме того, О., содержащая в растворе свинцовое мыло, весьма чувствительна к сернистому водороду, в малых количествах обыкновенно присутствующему в воздухе; а в красках, имеющих в составе серу, такая О. изменяет и грязнит колер. Железные соли с маслом дают тёмно-коричневое мыло, которое, растворяясь в О., темнит последнюю и может влиять на цвета красок, чувствительных к железу. Марганцовые и цинковые соли дают белое мягкое мыло, не влияющее на свойства О.; медное мыло окрашивает О. в зелёный цвет, который в тонком слое О. почти не заметён. Медное мыло мягко и эластично, подмесь его не только безвредна, но улучшает качества высохшего олифного слоя; последний, будучи пропитан медной солью, обладает замечательной устойчивостью против разрушительных влияний атмосферы. Свойства медных солей в отношении к О. послужили поводом к новому изобретению, металлизированной О. Металлизация О. и масляных лаков основана на насыщении масла солями меди во время варки; такая О. обладает замечательной прочностью в красочном высохшем слое и как бы теряет свой органический характер, что и послужило поводом изобретателю назвать её металлизированной, в отличие от обыкновенной малярной О. Для варки обыкновенной О. в большинстве случаев применяют свинцовые окислы и соли: сурик, белила, зильберглет и свинцовый сахар. Это самый скорый и дешёвый способ; чтобы этими средствами получить возможно хорошую О., надо соблюдать известную пропорцию: обыкновенно берут на 10 пудов сырого масла 1-1,5 фунта свинцового сурика или зильберглета и 1/2 фунта свинцового сахара. Скоро высыхающую О. можно приготовить только на свинцовых окислах, увеличивая их пропорцию; такая О. должна высыхать в течение 12 часов. Более быстрое высыхание свидетельствует об избытке примеси свинца и вредно отражается на качестве высохшего олифного слоя. Медленное высыхание О. представляет другие важные неудобства, оно замедляет работу и затрудняет располагать временем производства наружных покрасок, что является весьма невыгодным условием при исполнении работ. Способность окислов и солей других металлов, при варке масла содействовать скорости его высыхания, можно представить в следующем порядке: масло варёное на окислах марганца высыхает в 24-28 часов; на солях меди - сохнет 40-48 часов; на окиси цинка - требует 4 суток времени для полного высыхания, на солях ртути - сохнет 8 суток. Эти данные объясняют необходимость комбинации указанных препаратов, чем на практике и пользуются; так, например, соли свинца, смешанные с солями марганца, дают О., высыхающую в течение 14 часов; на солях меди готовится О., высыхающая в 24 часа, и т. п. В иностранной технической литературе встречаем многие наставления и рецепты приготовления О., не имеющие в наше время практического значения, например Винклер советует варить масло с окисью цинка, прибавляя немного окиси свинца; Миллер предлагает обрабатывать масло соляной кислотой, а Йонас даёт рецепт обработки масла азотной кислотой до начала варки и т. д. Все вещества, способствующие высыханию масла, в малярной технике называются сикативами.

Кустарное производство О. совершается обыкновенно на голом огне, в небольших открытых котелках, железных или медных, вмещающих за один раз 3-5 пудов масла. Такой котелок наполняется маслом до половины своего объёма и ставится на очаг. Нагревание идёт со дна, поэтому во время варки необходимо постоянное перемешивание. Такие котелки снабжаются петлями, с помощью которых возможно их, по мере надобности, снимать с очагов или вновь устанавливать. Такая варка О. далеко не совершенна и никогда не даёт однородной О. Производство О. с помощью перегретого пара существенно отличается тем, что здесь масловарочные котлы имеют двойные стенки, в промежуточное пространство которых впускается перегретый пар; арматура котлов та же самая, что и в котлах для варки масла на голом огне. Паровая варка обыкновенно сопровождается вдуванием воздуха в нагреваемое масло; эта операция производится посредством дырчатого змеевика, расположенного внутри котла на его дне и вдоль боковых стенок. Воздух накачивается нагнетательным насосом во всё время варки и обильными тонкими струйками проникает сквозь всю массу варимого в котле масла; избыток воздуха вместе с газами, выделяемыми маслом, уходит в верхнюю особую трубу. Здесь воздух как бы пополняет температуру, которая в паровой варке не превышает 120 .C Эта температура далеко не достаточна для разложения и удаления глицерина и надлежащего действия солей, вводимых в масло. Поэтому глицерин остаётся свободным в О., делая её гигроскопичной и замедляя высыхание.

[править] Отстаивание
Последняя операция в производстве О. состоит в её охлаждении и отстаивании. Для охлаждения устраивают сборные резервуары, куда обыкновенно спускают несколько варок масла; такие резервуары помещаются в земле; они делаются из тонкого котельного железа, снабжены трубами для впуска и выкачивания О., имеют круглое отверстие вверху, запираемое крышкой, и вытяжную трубку, отводящую пары и газы, выделяемые горячей О. В таких резервуарах-баках во время остывания совершается первый отстой О., поэтому высасывающая трубка не доходит до дна на 1/4 аршина, а собирающийся отстой время от времени вычерпывается из баков. Остывшая до 70 .C О. перекачивается в отстойные баки-резервуары, устройство которых и установка совершенно одинаковы с баками масло-отстойными. Отстаивание О. продолжается около 10-20 дней, при температуре помещения в +20. Р.; более низкая температура замедляет отстаивание. Спуск О. в бочки начинается с верхнего крана, средний кран способен давать отстойную О. лишь через 12 дней после наполнения бака. Часто для приготовления светлой и белой О. масло подвергают предварительной отбелке, которая производится несколькими способами.

Самый лучший, но самый медленный способ состоит в действии солнечного света на масло. Для этого устраивают плоские лари (железные) со стеклянными крышами, расположенными наклонно и своей поверхностью обращёнными к югу. Такие лари видом весьма сходны с садовыми парниками. Масло, налитое в лари, остаётся под действием дневного света от 1 до 2 месяцев. Состояние погоды, конечно, влияет на срок отбелки. Этим путём достигается лучшая белизна масла без нарушения его способности высыхания. Из других способов можно указать на взбалтывание масла с тёплой водой, подкислённою серной кислотой, в стеклянных бутылях, которые выставляются на свет для отстоя, взбалтывание повторяется несколько раз с новыми порциями тёплой подкислённой воды до полного осветления. Беление масла также достигается взбалтыванием его со слабой серной кислотой, с соляной кислотой, с растворами сернокислых солей и пр. Все химические способы отбелки масла, хотя дают скорые результаты, но влияют отрицательно на способность высыхания.

Свойство О. давать блестящую, эластичную и прозрачную, после высыхания, плёнку - неоценимо в деле лакового производства, при её важной способности растворять твёрдые смолы. Масляные лаки, в состав которых, как растворитель, входит О., считаются самыми прочными и наиболее применимыми в деле лакирования.

Приготовление О. литографской и типографской возможно только на голом огне. Для этого устраиваются очаги с круглыми отверстиями, куда вставляются подвижные масловарочные котелки. Котелки эти, объёмом в 5-6 вёдер, должны быть медные или железные, внутри эмалированные и открытые. Масло берётся чистое льняное, без следа подмесей, совершенно отстоянное и сухое. Вся операция состоит в уваривании масла при температуре до 350 .C Подмесь сикативов не допускается. При такой температуре уваривание продолжается от 3 до 6 часов, при постоянном перемешивании. Отличают О. слабую, среднюю и крепкую, которые разнятся только степенью густоты; все три сорта применяются в литографском и типографском деле. Уловить момент остановки варки масла в приготовлении требуемого сорта О. дело навыка и описанию не поддаётся. Было сделано много попыток производства малярной О. холодным способом, но все они оказывались безуспешными.

Ashedow
posted 30-12-2009 16:56    
quote:
Влажность самой древесины имеет значение

Лето, жара, дождя хз сколько небыло. И лежала древесина в одном месте. Т.е. влажность должна быть примерно одинаковой и достаточно низкой.

b4r4n0ff
posted 30-12-2009 17:19    
ёпть...
накатали то =))
ктонить эту копи-пасте читал?
чего там вкратце-то?
своими словами?
есть чего интересного то?
HarryA
posted 30-12-2009 18:17    
quote:
Originally posted by Serjant:
это глупость чистой воды.

Да ладно умничать то Кто нынче олифу в котелках да без сикатива варит? Кстати в статье топикстартера верхняя граница 300 градусов ибо нагрев выше 320 приводит к ухудшению качества, а в твоей статье (ни чё што на "ты"?) нагрев аж до 350 градусов.
Сам то варить не пробовал? Где правда?
Впрочем для типографской краски медленное высыхание и повышенная вязкость с тягучестью как раз самое оно наверно.
quote:
Originally posted by Serjant:
сиккатив добавляют в масло с единственной целью - ускорение полимеризации.
Понятно что не от балды Полиэтиленполиамин в продукт поликонденсации эпихлоргидрина с фенолами тоже для полимеризации вводят Так что, эпоксидка с ПЭПА суть эпоксидный клей, тоже глупость чистой воды?

edit log

  всего страниц: 3 :  1  2  3 

новая тема
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Мастерская
  Взгляды на льняное масло и процесс полимеризации(теперь с фото). ( 1 )
guns.ru home