Guns.ru Talks
  Мастерская
  А стоит ли? Надо Федя! ( 3 )

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 16 :  1  2  3  4  5  6 ... 13  14  15  16 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   А стоит ли? Надо Федя!    (просмотров: 38149)
 версия для печати
anatoly
posted 30-10-2007 05:57        первое сообщение в теме:
Собственно открывая эту тему могу и нарваться. Но все-же полюбопытствую у уважаемого форума.
1. А стоит ли изголяться? Доставать супер-пупер модную сталь, булат, дамск, экспериментировать с термообработкой когда в принципе купленый в магазине нож за 30 рублей режет чуть хуже, чем все упомянутые выше. На сколько хуже? Да не намного, для обыкновенной работы разница не существенна (я не беру профессионалов, у них работа должна приносить удовольствие).

Мой ответ - стоит, по самым разнообразным причинам.

2. На форуме практически не делятся секретами термообработки. Только общие положения, а до остального необходимо додумываться самому. Может буть создать тему, где конкретно можно указывать, кто какой режим применяет, какую сталь как обрабатывает.

Мой ответ - наверное не стоит, пусть народ мучается сам, оно слаще тогда.

Но я все-таки попробую на Ваш суд предложить форму.
И так : сталь ШХ-15 обваренная нержавейкой, термоциклированная. Как - безсистемно. Грелась до 950 С, вытаскивалась из муфеля, студилась на воздухе до темно вишневого, опять грелась и так 5 дней по 2-3 часа, а в промежутках (поскольку это было на работе) просто лежала в печке при этой температуре. Потом раскована при том же темно-вишневом цвете (не выше, т.е. не светлее) и закаленная как только начала воспринимать закалку, не отпускалась. Из полоски было сделано две маленьких заготовки, поскольку полоса лопнула при ковке (опыта мало) на двое. Одна заготовка вообще не калилась, т.к. там тоже была трещина, а другая закалилась неравномерно, кончик более мягкий - субъективно 45-50, а к больстеру 56-57. Вот так выглядит изделие с лучшей стороны - небольшая линза, размеры: общая длинна - 200, лезвие - 80х22х2
click for enlarge 1269 X 336 60.2 Kb picture

а вот с другой похуже, прямой сход.
click for enlarge 1293 X 340 57.4 Kb picture
По резучести. Субъективно - этот ножичек режет лучше (правда неизвестно за счет чего) , чем Р6М5 и предыдущие из ШХ-15, как бы пила побольше, что-ли, рез какой-то шероховатый, чего на других ножах не наблюдается.
Понимаю, что спрашивать почему так вышло, пока рано.
Теперь вопрос - нужен ли такой опыт и куда его поместить?
С Уважением
PS Прошло уже пару лет, появились кое какие независимые результаты. Буду выкладывать их здесь, чтоб не терялись.
http://knifelife.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=12934
http://forum.guns.ru/forummessage/5/655669-31.html
http://forum.guns.ru/forummessage/5/655669-34.html
http://www.kuznec.com/pdf/tin1.pdf
http://www.kuznec.com/itog_chn12.html
http://forum.guns.ru/forummessage/5/921650.html
http://forum.guns.ru/forummessage/97/993525-16.html
http://forum.guns.ru/forummessage/97/1016208.html - ЧР по резу каната 11 июня 2012 года
http://forum.guns.ru/forummessage/5/1027782-0.html Конкурс дамасска, организованный В.В. Кузнецовым.
Ножи сделанные другими ножеделами из моего металла. К сожалению отзывов пока нет
http://forum.guns.ru/forummessage/94/806915-2.html
http://forum.guns.ru/forummessage/97/936572.html
http://forum.guns.ru/forummessage/97/691411.html
http://forum.guns.ru/forummessage/97/969211.html

Как это не странно, но вот такие отзывы нарисовались
http://kiowa-mike.livejournal....%BE%D0%B6%D0%B8

26.09.2012. Только, что получил данные с конкурса дамассков, устроенного В.В.Кузнецовым. Ссылка есть выше. Очень доволен. Результаты - дамасск изготовленый с помощью сварки по качеству аналогичен хорошим российским дамасскам. Правда не дотягивает до эталонного ножа из 8Х6НФТ. Очень радует то, что любой из Вас, моих читателей, может сделать такой же, с помощью электросварки и молотка.
Я могу Вам теперь аргументированно заявить - метод работает и Вы можете его как копировать, так и развивать дальше.


Потихоньку собираются данные
click for enlarge 592 X 373  56.1 Kb picture

edit log


 

 
anatoly
posted 9-4-2008 14:24    
quote:
не удается припасти фотку - она когда открывается, там какая-то кракозябра вылазит....

Вторая, да, а первая вроде открывается. Что-то глюкануло. Завтра перевешу вторую.
С Уважением

ЗЫ ВА-78, Вы меня всегда поддерживаете, Спасибо. Я сам им любуюсь. Откуда у еврейского парня, японская грусть . Эт я о себе

edit log

serge-vv
posted 9-4-2008 14:38    
а можно я попробую?
click for enlarge 1162 X 286 263,8 Kb picture
click for enlarge 1166 X 244 227,4 Kb picture
anatoly
posted 9-4-2008 14:43    
Нормально получилось, Спасибо
Va-78
posted 10-4-2008 02:06    
Да, припаслись фотки. Пасибки
anatoly
posted 16-5-2008 10:40    
Вот добавил ножны, правда эта идея уже мелькала и не раз, но я ее задумал давно, а осуществил вот сейчас

click for enlarge 1749 X 672 54,4 Kb picture

edit log

anatoly
posted 24-8-2008 18:48    
Продолжение
Для эксперимента было сделано 4 заготовки. Две из ШХ15 и две из Р6М5. Все были обварены нержавейкой, помещены в муфель и нагреты до 950 С, а потом остужены до 650 С и грелись 10 суток. Потом нагреты опять до 950 и остужены на воздухе. Потом прокованы при низкой, до 800 С температуре. Для двух заготовок (по одной ШХ и Р6М5) была предпринята попытка оттянуть на холодную лезвие. Быстрорез полопался напрочь, а ШХ частично выдержала, но образовалось пара трещин длинных поперек лезвия и появились трещинки в нержавейке, т.е. сама ШХ оттягивалась, а нержавейка частично трескалась. Большие трещины были выбраны на хвостовик и на отрез. Таким образом, вместо четырех заготовок осталось три. Одна Р6М5 и две ШХ15. Тот клин, который оттягивался (ШХ), на закалку не пошел. Я побоялся, что может быть еще есть трещины и его порвет при закалке, слава богу, их больше не было и клин из нее был сделан. Две других были закалены с 850 С в горячую воду, но погружались на половину ширины лезвия, т.е. еще и как бы зонная закалка получилась, потом они были отожжены при 250 С в течение 2х часов. Как это ни странно, все три заготовки строгали гвоздь и медную пластинку, напильник едва цеплял, т.е. в пределах 58 по Роквеллу. Причем та, что оттянута на холодную, также показала аналогичную твердость. Все три клина были шириной около 30 мм, толщиной около 3 мм и длинной от 11 до 13, сведены почти до 0,3-0,5 мм от середины и следовательно угол спусков от 15 до 20 градусов, а острие до 30-40 градусов. После заточки, они все были использованы при строгании ручек из красного дерева (РК не выкрашивалась и не сминалась), все брили и строгали волосы на ногах и предплечье, но лицо побрить я смог только наполовину и то одним - Р6М5, из ШХ - субъективно, режет лучше тот клин, который был оттянут на холодную, может потому, что он чуть длиннее (т.е. лучше геометрия). Быстрорез показал так называемое мягкое бритье, но все равно полностью выбрить им лицо я не смог. Ну, лучок, морковку и помидорные шкурки все три режут на ура и по резу я бы их расположил так - быстрорез, оттянутая ШХ и просто каленная ШХ.
И так что хотелось и что получилось.

Хотелось - провести так называемое кристаллование стали по Аносову или получение булата из промышленной стали.

Результат - при 650 С и 10 суточной выдержке этого сделать не удалось, может быть для ШХ процесс и начался, т.к. она стала оттягиваться на холодную (а может и нет). Для быстрореза ничего видимо не поменялось (потрескался на холодную), но все-таки процесс наверное только начинается. Хотя режет он лучше ШХ, очевидно за счет большего легирования.
Что планируется - взять ШХ, быстрорез и Х12МФ и прогреть их при 750 С в течение 10 суток. Когда это будет, очевидно ближе к осени. Результаты буду выкладывать.

С Уважением

click for enlarge 790 X 489 40,1 Kb picture
click for enlarge 840 X 520 44,9 Kb picture

На первой картинке, сверху вниз - Р6М5, ШХ15 каленая, ШХ, оттянуто на холодную лезвие, не каленая.
Р6М5 - размеры : общая длина - 220 мм, лезвие 100х30х3 мм, спуски 16 мм. Ручка - 115 мм, яблоня, эбонит, медяха на больстер.
ШХ15 каленая, размеры общая длина - 210, лезвие - 100х27х3 мм, ручка 110, красное дерево (паркетина), медяха.
Оттянутая ШХ - 230, лезвие 117х27х3 мм, ручка - 110, тоже самое

edit log

Va-78
posted 25-8-2008 18:36    
немое, сложно передаваемое чувство.
Наверняка какой-то редкий вид заинтересованности. )))
anatoly
posted 25-8-2008 18:47    
quote:
Наверняка какой-то редкий вид заинтересованности. )))

Да
Добиться хорошего реза для охотничьего ножа, ну и колбаску с помидорчиками и лучком чтоб хорошо строгал

Lesnoi 94
posted 25-8-2008 19:42    
Очень понравилась задумка, радует, что результаты обнадеживающие, но.. их бы чуть отполировать, что ли. Вообще бы замечательно было.

edit log

Abu-Ali
posted 25-8-2008 19:45    
2anatoly: ваша ошибка в том, что вы отжигаете уже почти готовую полосу. После этого отжига для улучшения структуры должна следовать значительная пластическая деформация, а вы ее проделать уже не в силах из-за изначально малой толщины полосы. Но ваше упорство впечатляет

Зы. выскажу предположение также, что в месте контакта шх и нерж обкладок будет наблюдаться увеличенная коррозия из-за гальванопары, большая, чем если бы это была одна чистая шх...

edit log

anatoly
posted 26-8-2008 05:50    
quote:
но.. их бы чуть отполировать, что ли.

Извините, я уже писал, что сторонник примитивизма, клинки не продаю, в основном, учусь терпению при изготовлении и пока главная цель - добиться приличных режущих свойств. Эти режики приведены для примера, чтоб народ не подумал, что тут, что то не чисто. Они сразу уходят на кухню, на сравнительные тесты для супруги, ну и я часто подключаюсь, лучок, там морковочку на плов и т.д. Поэтому, мое ИМХО в шлифовке пока не нуждаются. Пока главное - идея.
quote:
ваша ошибка в том, что вы отжигаете уже почти готовую полосу. После этого отжига для улучшения структуры должна следовать значительная пластическая деформация, а вы ее проделать уже не в силах из-за изначально малой толщины полосы.

Наверное все правильно, но все-таки, что-то меняется, твердость, качество реза (в принципе, пока все мои ножи режут прилично, и мне это нравится). Потом у меня сомнения, что для значительной деформации нужно осаживать (как говорит Кузнецов извините, что его цитирую) в кажется 10-20 раз. Ведь размеры карбидов и зерна в районе 1-10 нм, поэтому даже согнав до толщины 1 мм, все равно идет осадка в пять раз. Но довод резонный, хотя в принципе ничего не меняет, если есть желание, можно ведь обварить полосу и в 1-2 см, можно пруток. Ну и наверное это дело недалекого будущего.
Сейчас важно нащипать температуру выдержки, при которой идет максимальное приращение режущих свойств и технологию их улучшения. Потом можно будет заложить и другие эксперименты.
Так же меня интересует процесс оттяжки лезвия на холодную, иначе наклеп. Возможно, я поступил не правильно в последнем эксперименте, наверное нужно было отжечь клинки, особенно быстрорез. В следующий раз попробую.
С Уважением

ЗЫ насчет гальванопары, ну пока не очень заметно, может нужно больше времени и условия создать подходящие, пока ржавеет меньше чем просто ШХ, а предудущие, которые отожжены при 900 С, почти не ржавеют, покрылись какой то коричневато-серой пленкой и живут себе. Важно, чтоб не сыро было.

edit log

Va-78
posted 26-8-2008 10:27    
Меня у anatoly впечетляют не столько сами ножики, сколько проявляемое терпение, креативность подхода к обработке стали, и естественно внешняя неамбициозность конечного результата.

edit log

anatoly
posted 17-9-2008 18:30    
quote:
естественно внешняя неамбициозность конечного результата.

Вы знаете Ва-78, чем-то Вы меня зацепили, долго думал, почему мне самому- то ножики нравятся, а другим нет. Ведь они красивы. И понял, я их специально не показываю красивыми (как мне кажется). Вот я и решил поэкспериментировать, а уж Вам судить, дорогие соконфники, как это получилось. Итак ножи "Небесные" шутка
click for enlarge 1920 X 1502 329,9 Kb picture

samurai77777
posted 17-9-2008 18:55    
Вы правы что-то "небесное" в Ваших ножах есть. Может трудолюбие с каким эти ножи сделаны, такую ауру создаёт! Дерзайте дальше-может когда-нибудь Ваши ножи будут продаваться и я смогу купить один из них...
anatoly
posted 19-9-2008 05:08    
to samurai77777:
Спасибо на добром слове.
С Уважением
hlupik
posted 19-9-2008 15:15    
средний нож - просто потрясающий - так и просится в руку
простой рабочий инструмент - какая харизма!!!
балдею от таких вещей - примитивизм это крайность роскоши, другая сторона одной медали

БОГ в помощь!!!

Nasgul
posted 21-9-2008 19:14    
Жду следующего эксперимента и описания
Удачи
Udod
posted 21-9-2008 23:20    
Анатолий ,восхищаюсь Вашим трудолюбием и терпением, но хочу заметить ,что режущие свойства ножа -это не главное. Сохранение этих свойств в течение длительного времени - вот ,имхо, главное . Кровельное железо режет великолепно (испытывал на собственных пальцах) ,но недолго. Поэтому необходим ,имхо ,некий компромисс.

edit log

anatoly
posted 22-9-2008 05:46    
quote:
но хочу заметить ,что режущие свойства ножа -это не гдавное. Сохранение этих свойств в течение длительного времени - вот ,имхо, главное .

Так я и стараюсь сделать такой, чтоб и хорошо и долго. Тестить собираюсь в реальных условиях шкуросъема, да вот только в последнее время зверушки меня избегают , в основном приходится изгаляться над колбаской, хлебушком и овощами, а для этих целей почти все ножи хороши .
С Уважением
anatoly
posted 7-12-2008 17:44    
Ну вот подоспела вторая партия, о которой я вам говорил. И так исходники. Опять четыре полосы. ШХ15, Р6М5 и 2 Х12МФ. Грел в начале так же как и описывал в предыдущем посте, только температура выдержки 750 С и время - 15 суток. Ковал сам. ШХ и быстрорез в этот раз (особенно быстрорез) тянулись нормально на полухолодную, значит в быстрорезе , что-то сдвинулось. А вот Х12МФ - окказалась капризной, тяжело было ковать при низкой т-ре. Первая заготовка полопалась. Заметит, что когда согнал до 3 мм, она очень быстро остывает и холодная начинает трескаться. Вторую отковал нормально, согнал довольно толсто, до 4 мм и уже ковал осторожней. Там где начинала темнеть, уже не стучал. Твердость у всех заготовок (пока только прикидочная) удовлетворительная. Попробую не калить, оставить как есть. Клинки и их свойства попозже, ручки сделаю, потестирую на кухне и тогда отпишусь.
С Уважением

ЗЫ Фоты большие, завтра ужму на работе и заменю
320 x 240
320 x 240

edit log

  всего страниц: 16 :  1  2  3  4  5  6 ... 13  14  15  16 

новая тема  Post A Reply
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Мастерская
  А стоит ли? Надо Федя! ( 3 )
guns.ru home