Mad_Max
|
27-4-2016 22:07
Mad_Max
Про полировку японского железа пишут много, интернет ломится от инфы, но пока этим сам не займешься, в детали вникнуть сложно, а дьявол как известно в них. Сама полировка проста до безобразия. Дано: танто, подписан "Фудзивара Нобутаки", подпись скорее всего гимэй (ненастоящая), по возрасту примерно лет 200, 1810-1830 год, то-есть молоденький совсем, классическая открывашка для самурайских доспехов, ну и селедочку там порезать. С ним идет повидавшая виды хабаки (латунная штучка), на которую без слез не взглянешь. Две большие зарубки на боку, на РК сколы и зазубрины. Либо врага рубили, либо уже у нас в забор метали, причем последнее более вероятно. Прежде всего я достаю свои водяные камни от Нортона, они продаются в любом онлайн магазине по цене кирпичей (ну или чуть дороже). У меня сдвоенные камни - зло вселенское, но другого нет - начинаю с 220 грит, потом 2000, 4000 и 8000. Сначала на 200 грит вывожу РК так, чтобы ушли зарубки. Потом, постоянно проверяя плоскость камня на плоскость, убираю все царапки с боков и придаю боковушкам форму. Завалить очень сложно, ибо метал снимается не так и быстро. За час-другой первичная форма лезвия образуется легко. Я не использую прижим для камня потому, что у меня его просто нет. Подкладываю мокрую салфетку под камень и потихонечку, не давя. Лезвие идет по камню под углом в 30-45 градусов. После втирания железа в камень и достижения желаемого результата, в смысле что все царапки из прошлой жизни ушли, я меняю камень на 2000, хорошенько вымыв рабочее место, лезвие и баклажку с водой (в которую переодически окунаю лезвие в процессе обработки, чтобы смыть излишек той грязи, которая образуется). Нет ничего более противного чем частичка старого крупного абразива, попавшая на более мелкий камень позже. Полировка ведется уже под другим углом, чтобы риски от более мелкого абразива "перечеркнули наискосок" риски от старого, более крупного камня. Вот 4000 грит Нортон: А тут я только начал 8000 грит Нортон: Отсюда начинаются ньюансы. Есть у меня синтетический японский камушек Такеноко 8000 грит: Как оказалось, разница между Нортоном 8000 и Такеноко очень большая. Японский камушек очень хорошо убирает все эти мельчайшие царапины, которые остаются от Нортона: В результате должно получиться что-то вроде этого, вернее у меня получилось, не знаю что у Настоящих Японских Дедушек выходит: Дальше я использую только японские материалы: камни хазуйя (hazuya) и джизуйя (jizuya), которые можно с легкостью купить на Ебэй. Кусок такого камня откалывается, обрабатывается до плоского состояния на наждаке и отмачивается в воде, после чего используется в полировке. Далее я зажимаю лезвие через что-то мягкое в тиски на столе и привожу в порядок спинку-мунэ, используя притир и посконную наждачную бумагу 100-2500 грит: После чего осталось только отполировать лезвие, используя масло канахада (kanahada), которое я тоже достал на Ебэй, с примесью порошка оксида железа, он делает линию хамон более контрастной. В результате получается как-то так: Тут надо оговориться. Грубенько считая, есть две школы полировки: "старая" и "новая" - Хадори. При полировке хадори, после канахада-масла по области хамон еще раз проходятся хазуйя или джизуйя, высветляя хамон еще больше. Мы с владельцем лезвия решили этого не делать и остановиться на "старой" школе. Как делается Хадори можно посмотреть здесь: ksky.ne.jp Теперь хабаки. Я решил восстановить то что было, ибо ориджинал ребилд всегда лучше афтермаркета. Было: Кошмар. Наждачная шкурка в помощь. Потом подгоняю ее по лезвию, закрывая неотполированные места получше: Надфиллинг: Насечинг: Гораздо лучше. Не идеал конечно, в следующий раз получится более аутентично. И вуаля! Лезвие готово.
|
|
Mad_Max
|
Ширасайя есть деревянный футляр для хранения лезвия и хабаки, который не несет никакой боевой нагрузки. Только хранения. Традиционно изготавливается из японской магнолии, но мне почему-то понравилось махогани, о чем впоследствии я сильно пожалел - очень колкое дерево. Ну нету у нас этих гавнолий, а через интернет заказывать очень дорого! Сначала отхватываю здоровый кусок махогани, пилю его на 4 части и указываю карандашом, как они сочетались, чтобы после склейки волокна дерева совпадали. После чего отмечаю карандашом положение лезвия, выбираю дерево стаместкой и склеиваю половинки. Ничего необычного нет. <Картинки перестали грузиться, допишу позже> ЙЕЙ, ГРУЗИТСЯ!!! Едем дальше. Клей - обычный Тайтбонд 2. Был бы он в Японии 800 лет назад, использовали бы только его. Вы конечно не забыли подложить кусочик газетки под шов, правда? Союз между склеиваемой деревяшкой и тисками нерушим. После склейки я сделал ламинат для торцов - у меня был лист шпона какого-то очень красивого клёна, склеил стопку из четырех квадратиков, вырезал в каждом отверстие лобзиком по форме, с одной стороны хабаки, с другой стороны хвостовика, и наклеил на торцы обеих пополамок: И тут клиент значится делает небольшой финт ушами: та дырка, в которую вставляется мекуги (палочка, удерживающая хвостовик в рукояти), или по-научному мекуги-ана, она обычно украшается вставкой из черного или иного дерева. Иногда эта вставка круглая, чаще квадратная, в случае высшего пилотажа даже звезда или хризантема может быть. Цель проста - дерево на ширасайя относительно мягкое, и чтобы укрепить мекуги-ана от разбивания, делается вставка. Сошлись на круглой. Делал из дуба. Все домашние мастерские делятся на два типа: в которых есть токарный станок Проксон с фрезерной головкой, и в которых его нет. У меня есть. Отхватываю кусок дуба ножовкой: Потом беру самое большое и толстое сверло что есть и сверлю сквозное отверстие в склееной рукоятке ширасайя, пилотную дырдочку в одной пополамке я просверлил еще в процессе разметки деревяшки под выборку дерева стаместкой, задолго до склейки. По ней и сверлю, насквозь. После чего замеряю диаметр и вытачиваю цилиндрик из дуба. Делаю в нем глубокое глухое отверстие, сначала небольшим диаметром, отрезаю кусочек лобзиком, потом центр расширяю чуть большим сверлом, чтобы внутри это было как-бы на конус. Ибо мекуги-палочка обычно слегка коническая. Ну и вклеиваю, куда без этого, смотря чтобы изнутри не вылазило, подгонять это будет мучением. Дальше задача сводится к тривиальной. Обточка в квадрат на гриндере: Форму выбрал от балды. Есть классические, овальные с плоскостями по бокам, я решил что такая контемпоральная не подорвет устоев и будет неплохо выглядеть. Для финиша использовал обычный воск на какой-то летучей основе. И результат: Клиент пищит и мимимишится, чего и требовалось добиться. Скоро он сделает свои фото с нормальным светом, и возможно запостит здесь, у меня по части фотографии руки из ж. Благодарю за внимание!
|
|
old tankist
|
27-4-2016 23:15
old tankist
Афигеть !!!! просто сижу и СМОТРЮ , нервно курю . Работа впечатляет ! Информации просто море. Спасибо.
|
|
vityuxa
|
Один из интереснейших "репортажей" с места событий!!! Ждемс продолжения саги.. .
|
|
yuko
|
Сильно! Спасибо, очень интересно. Вопрос про "насечинг", как и чем?
|
|
Mad_Max
|
yuko: Сильно! Спасибо, очень интересно. Вопрос про "насечинг", как и чем?
madmaxthesniper.livejournal.com Я взял треугольный надфиль, заточил под углом и попробовал сначала на кулере, а потом и на хабаки. Грубовато конечно, но опыт - он сын ошибок трудных.
Я видел и грубее, мэйд ин Джапан.
|
|
Joch
|
И впрямь очень интересный "репортаж"
|
|
Халит
|
всегда с удовольствием наблюдаю ваши "репортажи", спасибо огромное!
|
|
roman1724
|
28-4-2016 08:22
roman1724
Очень интересно! Ждем продолжения! С ув, Роман
|
|
Нестор74
|
да, аж залип у компа. Вот это подход я понимаю!
|
|
zmeya
|
Originally posted by Mad_Max:
<Картинки перестали грузиться, допишу позже>
.... эх!! на самом интересном месте!!))) Мастеру огромный респект за терпение и стремление к совершенству!!! очень интересно все, прям залип..
|
|
Sergei_I
|
Товарищ старший японовед, укажите пожалуйста сколько часов на каждый этап шлифовки/полировки ушло)
|
|
Mad_Max
|
Sergei_I: Товарищ старший японовед, укажите пожалуйста сколько часов на каждый этап шлифовки/полировки ушло)
Я думаю если сесть и не отвлекаться, то за день такое лезвие можно полирнуть не парясь. Но я работаю и у меня годовасик-тугосеря в доме.
|
|
zmeya
|
прям как кино смотрю, захватывает.. .
|
|
stariy+sheh
|
28-4-2016 16:30
stariy+sheh
zmeya: .... эх!! на самом интересном месте!!)))Мастеру огромный респект за терпение и стремление к совершенству!!! очень интересно все, прям залип..
Казбек , всесторонне поддерживаю твой лозунг мастеру !!!
|
|
Mad_Max
|
Всё, закончил и выложил. Прошу прощения что заняло так долго, Ганза глючила нещадно.
|
|
Chronikulus
|
28-4-2016 16:47
Chronikulus
круче чем обычно!
|
|
панВладислав
|
28-4-2016 16:55
панВладислав
! Респект. Вопрос. А как с долами( извините за мой японский) воевать если они прусутсвуют?
|
|
Mad_Max
|
панВладислав: ! Респект
Если присутствуют долы, то они полируются специальными стальными иглами-мигаки. Мигаки бывают разнызх размеров и форм, представляют из себя калёные насухо без отпуска, полированые палочки. Ими как-бы "зализывают" металл на боковушках мечей (не спусков!) и закатывают долы. Я еще покажу как это делается на следующем проекте.
|
|
arodoc
|
Офигеваю вместе со всеми.. Просто фантастика, из у... бища такую конфетку, с такими трудами... Браво!!!
|
|
Mad_Max
|
О, это еще не уёбище. Вот тот вакизаши, что мне подогнали недавно, вот тот вполне подходит на такое сравнение. Но как про такое говорят - ржавое золото:
|
|
Джаш
|
Вот истинное мастерство!!!Зачастую реставратор талантливей автора.
|
|
Mad_Max
|
Я вас прошу. Там делать нечего и тантик был совсем простенький. Я просто постарался показать весь процесс, может еще кто-то вдохновится.
|
|
planetaplan
|
28-4-2016 20:01
planetaplan
Дай вам Бог терпения,талант есть.. .
|
|
аллигатор1486
|
28-4-2016 20:35
аллигатор1486
Спасибо за туториал,шляпу... соответсвенно снимаю.... )))
|
|
roman1724
|
28-4-2016 20:36
roman1724
Супер,познавательно очень. Но вот у мну есть вопрос. Я посмотрел каждое фото. А как же рукоять клинка? Она уже не нужна? Извините пож, если дурь спросил, или че не понял . С ув, Роман
|
|
Mad_Max
|
roman1724: Супер,познавательно очень. Но вот у мну есть вопрос. Я посмотрел каждое фото. А как же рукоять клинка? Она уже не нужна? Извините пож, если дурь спросил, или че не понял . С ув, Роман
Роман, в японском оружии первичным является клинок. Вокруг него пляшут и танцуют, его полируют и "одевают". Поэтому когда идет оценка собственно меча, то первым делом смотрят на полировку, ибо она подчеркивает структуру стали и позволяет судить о качестве изделия в целом, смотрят хвостовик на наличие подписи и ржавчины, что позволяет судить насколько клин старый, кто его сделал и соответственно сколько он стоит. Все остальное вторично, в том числе и рукоять. В моем случае рукоять пришла вообще не от этого танто. Это была так называемая сборная солянка, чтобы придать ему вид оружия и продать подороже, хотя новый владелец меча на эту нехитрую уловку не повёлся от слова "совсем", честь ему и хвала. Поэтому рукоять он оставил мне, как небольшую мзду за работу, хотя использовать с нее можно только касиру (стаканчик на окончании рукояти) и фути (стаканчик тот что ближе к гарде-цубе). Цуба ушла в Белоруссию хорошему человеку, ибо на этом танто она была как седло на корове. Ножны-сайя вообще из какого-то пластика, что было откровенным плевком в душу господина Фудзивары. Именно поэтому было принято своевременное решение - одеть танто в ширасайя - футляр для хранения. В жизни каждого меча таких футляров могло быть до нескольких десятков, как и новых рукоятей и ножн. А я с фути и каширой чего-нибудь придумаю. Присобачу их на тот вакизаши что у меня на очереди следующий.
|
|
roman1724
|
28-4-2016 21:17
roman1724
Максим Юрьевич, спасибо огромное, что все разжевали-обьяснили. Теперь все яснее ясного. С ув, Роман.
|
|
AleksMMSP
|
28-4-2016 21:23
AleksMMSP
Класс, очень интересно было читать и смотреть, спасибо)))
|
|
Вова_Н
|
Спасибо, очень интересно.
|
|
Lomakin
|
Спасибо! Было очень интересно. С уважением... .
|
|
Travis Dane
|
29-4-2016 12:56
Travis Dane
Отличная работа.
|
|
sgtRain
|
Отличный репортаж, спасибо огромное! ------ Мы, государрь-ампяратор, и обращаться к нашей персоне следует исключительно на "ТЫ"!
|
|
панВладислав
|
30-4-2016 14:41
панВладислав
Ещё вопрос: хабака(и)- это элемент для удержания методом трения клинка в ножнах. Если это так, то на кой на этом элементе такая тёрка-насечка? Ножны в хлам.. .
|
|
ГрозаБ
|
Originally posted by панВладислав: Если это так, то на кой на этом элементе такая тёрка-насечка? Ножны в хлам...
Оно только выглядит, как драчевый напильник. На деле создает небольшое дополнительное трение для более надежного удержания - не более того.
|
|
Mad_Max
|
ГрозаБ:
Оно только выглядит, как драчевый напильник. На деле создает небольшое дополнительное трение для более надежного удержания - не более того.
Плюсую. И вообще, хорошая насечка выглядит так:
Но я, со своими кривыми руками, немного перестарался. Тем не менее, свои функции - удержание лезвия в клинке и упоре для всей рукояти в сборе - эта хабаки выполняет прекрасно. Японское качество моими руками не испортить.
|
|
ГрозаБ
|
Макс, какую серебряно/золото/шакудо xабаки я сегодня видел.. . Вот где песня. Правда она на том самом танто Мурамаса стояла
|
|
Mad_Max
|
Ну ну, я такую на танто Мурамаса тоже видел, в Москве на выставке "Art of War".
|
|
|