Guns.ru Talks
пневматика глазами владельца
N. ИЖ-38. Эволюция. Обзор модификаций ( 1 )

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

N. ИЖ-38. Эволюция. Обзор модификаций

Леший-ЛЕфША
P.M.
25-9-2011 21:21 Леший-ЛЕфША
Добавлено в навигатор

По просьбам форумчан, запутавшихся как и я в многочисленных нюансах различных экземпляров вроде бы всем известной и с виду простой модели ИЖ-38, организуем такую темку.. .

Сразу оговоримся, что это моё личное вИдение, основанное на изучении различный образцов ИЖ-38 (точнее имеющихся у меня как полных изделий, так и отдельных комплектующих и других потрохов ), их анализе и сравнении. Таким образом, сначала я буду постулировать свою гипотезу, а потом приводить аргументацию. Желающие могут перепроверить всё описанное на основе своих имеющихся моделей. Книгу уважаемого Наганта я не читал, надеюсь в ближайшем будущем приобрести и наконец ознакомиться...

click for enlarge 1000 X 563 358,7 Kb picture
На данной фотке представлен рассматриваемый нами ряд ИЖ-38, правда самые нижние два образца (винт и отдельно компрессор) - это ИЖ-22 - он нам нужен для сравнения и начала исследования. Ибо прародитель...
click for enlarge 1000 X 563 368,5 Kb picture

... о прародителе...
1966(?)-1980(?) Иж-22 - всем известная модель - с закруглёнными вровень с компрессором гранями муфты, рычажком (или флажком) запирания, толстым стволом ф 14,5-15 миллиметров, вставным латунным (некоторые указывают, что бронзовым) лейнером в 12 нарезов, острой мушкой и простым целиком в муфте, для которого в ней выфрезеровано соответствующее посадочное место. Задник имеет цельный штырь-направляющую для пружины, ДВА отдельных штифта - для крепленя СК и для крепления задника в цилиндре. Поршень массивный с толстой передней стенкой в 15мм. Ход поршня +-60мм. Пружина с проволокой 2,6мм. Ложа - пластик вишнёвого или шоколадного цвета (реже чёрного) с двумя белыми (реже жёлтыми) медальонами по обеим сторонам с надписью "ИЖ-22 сделано в СССР" (якобы более ранние модели) или "IJ-22 MADE IN USSR" (якобы более поздние модели). Год выпуска кодировался буквой русского алфавита перед серийным номером изделия (путанница с буквами окончательно не разъяснена и по сей день).
Достаточно однородная модель, за исключением отдельных редких экземпляров с кованным стволиком без лейнера в 6 (или 12) нарезов, целиком более сложной конструкции и деревянной ложей красноватых оттенков. Данная модификация якобы возникла в конце 80-х годов то ли по спецзаказу для спортсменов, то ли на экспорт.

... о потомках...
click for enlarge 1000 X 563 355,0 Kb picture

1. 1978(?)-1980(?) на основе предыдущей ИЖ-22 появляется новая модель - ИЖ-38. Для удобства назовём его литерой "Р" - "редкий, раритетный, ранний" - как кому будет угодно. Изменения внесены серьёзные, если не сказать кардинальные, но предшественник - ИЖ-22 - всё-равно просматривается чётко...
click for enlarge 640 X 478 62,0 Kb picture
click for enlarge 640 X 478 59,0 Kb picture
Компрессор технологически взят явно от ИЖ-22, только появилось клеймо - "ИЖ-38" и щит со стрелой.
Муфта с рычажком - тоже технологически от ИЖ-22, только её перестали обтачивать заподлицо с компрессором - стала угловатая и харизматичная для нового ИЖа. Возможно причиной явилось удешевление производства. (ради демонстрации привожу фотку, где одинокая муфта от ИЖ-22 собрана с таким же одиноким компрессором от ИЖ-38 - всё работает как тут и былО - как и в ПСРМ-2-55, кстати, но это отдельная история... ).
click for enlarge 1000 X 563 370,3 Kb picture
Также отличительным признаком нового ИЖа теперь стал болт-ось крепления муфты к рогам компрессора - теперь он заимел ЧЕТЫРЕ проточки под винтик фиксации, что более удобно по сравнению с ДВУМЯ ИЖ-22 и ПСРМ (владельцы нередко мучались), т.к. позволяет фиксировать ось по 1/4 оборота, а не только по половине борота (редкий пример удачной модификации ИЖмеха ).
Задник изменился внутренне - убран штырь-направляющая, просверлен чуть глубже, в связи с чем пружину стали ставить более длинную и с ф 2,8мм, в результате чего увеличилась мощность винтовки. СК теперь штифтуется тем же штифтом, что и задник в компрессоре - поэтому отверстие в компрессоре под штифт отстоит ближе от его заднего края, чем у ИЖ-22 (см.фото).
Поршень стал менее массивным, чем у ИЖ-22 - стала тоньше передняя стенка в 5-6мм - но длина такая же - 95-96мм. Ход поршня остался прежним - около 60мм. Чтобы компенсировать уменьшение веса поршня и отсутствие штыря-направляющей, в поршень добавили свободно размещённый телескопический утяжелитель-направляющую. (Однако по мнению знатоков-ветеранов, например Gnom'a, незафиксированная в заднике направляющая - бестолковая деталь - т.к. всё-равно болтается в цилиндре при выстреле и ясно что колбасит линию вылета пули. Правда, практические опыты по точности и кучности ИЖ-38"Р" - с телескопической направляющей и без - я в Инете нигде не обнаружил... ).
Главное отличие от всех предыдущих моделей ИЖМеха - стволик ИЖ-38 лишился латунного (или бронзового) лейнера. Стал кованный, но также в 12 нарезов и его толщина осталась такая же как и у ИЖ-22 - где-то 14,5мм.
Мушка изменена с острой харизматичной ИЖ-22 на новую такую же харизматичную теперь для ИЖ-38 кольцевую с пеньком внутри. Стала более массивной, что наверное сделано как надульник-утяжелитель для повышения точности более мощной винтовки. Интересно, что мушка не напрессовывалась на дудку до среза, оставляя как и у ИЖ-22 миллиметров 5-7 свеса.
Целик в отличие от ИЖ-22 более сложной конструкции, но ставится как и прежде в выфрезерованный паз на муфте.
Ложа также явно от ИЖ-22, только круговая надпись на медальончиках "ИЖ-22 сделано в СССР" убрана, оставлен только щит со стрелой - клеймо завода.
click for enlarge 600 X 448 165,2 Kb picture
(фото любезно предоставлены форумчанином Гавриилом, мой экземпляр достался мне без родной аутентичной ложи).
Год выпуска винтовки (также как и на ИЖ-22) кодировался буквой русского алфавита на муфте.
click for enlarge 563 X 1000 368,2 Kb picture

2-3. 1980(?)-1987(?) наверное самый распространённый ИЖ-38, который для удобства назовём литерой "К" - "классический, коммунистический, кассовый, коммерческий" - кому как понравится. В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕЛИТСЯ НА ДВЕ ПОДМОДИФИКАЦИИ - с кодировкой года выпуска на муфте в виде БУКВЫ (как и на предыдущих моделях ИЖмеха) и с нововведением в виде ЦИФР (двух первых перед серийным номером). На фотках второй подтип ("К с номером" 1987 года выпуска второй снизу (слева), сразу за ИЖ-22.
click for enlarge 1000 X 563 347,0 Kb picture
Основное отличие от всех предыдущих моделей - 6 нарезов в кованном стволике, тощина которого также теперь уменьшена до 13,5мм (на миллиметр тоньше предыдущих моделей ИЖмеха). Отвестие в муфте под такую дудку (как и в предыдущих моделях) тоже чуть более 13мм, т.к. стволики от ИЖ-60 и МР-512 болтаются в нём как карандаш в стакане.
Мушка такой же кольцевой формы с пеньком, напрессовывается теперь ВРОВЕНЬ со срезом дульной части ствола.
Все другие внутренности данной модификации остались прежними, за исключением быть может телескопического утяжелителя-направляющей в поршне. Не ясно был ли он в этой модификации в обоих подвидах, или только в подтипе с БУКВЕННОЙ кодировкой года выпуска. Но где-то в это время и кажется в этой модификации появляется уже просто утяжелитель (около 75 грамм) без своей телескопической половины и формой, стандартной для последующих девайсов ИЖмеха (ИЖ-60, МР-512 и т.д.). Доизучу этот вопрос, когда в коллекцию придёт сток ИЖ-38"К" с цифровой кодировкой "года рождения".
Ложа ИЖ-38"К" также типологически от ИЖ-22 (по крайней мере в моём экземпляре с цифровой кодировкой). Только вместо медальончиков, которые крепились двумя штырьками-клёпками в круглом углублении ложи, углубления оставили не просверленными и добавили какую-то непонятную аппликацию в виде снежинки что-ли? Т.е. каких-либо надписей, что это ИЖ-38, на пластике не стало.

4. 1985(?)-1992(?) происходит очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём литерой "Н" - "новый, непонятный, неописанный, неизвестный, неназванный". На фотках он третий снизу (слева) 1988 года выпуска. Основное отличие от ИЖ-38 "К" - диаметр дудки уменьшился до 13мм (теперь навсегда ) и отпала необходимость её проточки под отверстие муфты, которое теперь также стало около 13мм (точнее где-то 12,9мм).
Также появилось харизматичное нововведение - ЗАПИРАНИЕ МУФТЫ РИГЕЛЕМ. Для последнего муфту изменили кардинально, а в компрессоре вместо стоявшего там ранее ригеля просто запрессовали клин. Размеры гнезда под клин остались те же, что были и под подвижный ригель. Обратите внимание на фотки - хорошо видно, что на компрессоре теперь нет маленького отверстия под штифтик ригеля ИЖей 22, 38"Р", 38"К". Зато в муфте появилось аналогичное маленькое ответстие под штифтик ригеля, которое затем перейдёт и на ИЖ-38"П" и на ИЖ-38"С" и на Мурку (но это забегая вперёд). Уплотнение перепуска теперь тоже перекочевало на компрессор, в котором под него появилось сложное гнездо, в отличие от просто бывшей ранее "дыры" перепуска.
Задник и поршень те же. Ход поршня как и был - около 60мм. Компрессор всё тот же - обратите внимание на фото - он с ДВУМЯ винтами крепления муфты! Длинна 280мм от края рогов до конца цилиндра. И клеймо присутствует.
click for enlarge 1000 X 563 374,0 Kb picture
Однако, имею экземпляр компрессора (см на следующем фото он третий слева), на котором клеймо ИЖ-38 есть, а щита со стрелкой уже нет! Может это брак, а может постепенное удешевление технологии, т.к. далее клейма не будет уже вообще, что станет ясно из описания следующей модификации. А может это следствие незапатентованности клейма "щит со стрелой" (как указал один из знатоков-ветеранов форума), невозможности его появления на мировом рынке, и последующего появления торговой марки "Байкал" (но это забегая вперёд).
click for enlarge 1000 X 563 354,9 Kb picture
Ложи у моего коллекционного экземпляра нет, но по имеющейся информации на форуме, она также претерпела некоторое внешнее изменение - она всё так же как и в предыдущие десятилетия в вишнёвых тонах, но на месте медальончиков или снежинки в углублении шейки приклада, появилось знаменитое "яблочко в прицельном круге". На правой стороне цевья надпись "сделано в СССР", на левой "ИЖ-38". На самом прикладе некая, на мой взгляд не совсем удачная, абстракция и надписи "Пневма 4,5" и "Щит". Форма и размеры ложи стандартные. И это не удивительно, ведь компрессор-то конструктивно не менялся! (не считая ригеля, но он на способ крепления с ложей не влияет).

5-6. 1992(?)-1993(?) очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём "П" - "переходная", на чём как раз и настаивают знатоки истории ИЖей. Главное изменение - уменьшение общей длины и рабочей части компрессора (с 280 до где-то 265 миллиметров) и ОДИН винт (он же ось) крепления муфты к рогам цилиндра. Это хорошо видно как на предыдущих фотках (все компрессоры я специально укладывал вровень рогами), так и на последующих с линейкой. Он предпоследний справа (или сверху).
click for enlarge 563 X 1000 363,2 Kb picture
click for enlarge 1000 X 563 356,2 Kb picture
Также на фотках видно, что уменьшилась длина и тяги взвода - где-то на сантиметр, в отличие от ИЖей от 22 до 38"Н". Ход поршня соответственно стал меньше - около 52мм.
click for enlarge 1000 X 563 350,8 Kb picture
А раз ход поршня уменьшился и относительные размеры компрессора тоже, то и поршень потребовал изменения своих размеров. Теперь он увеличился с 95-96мм до 98мм с двумя отверстиями Ф 10мм (а в предыдущих поршнях отверстия были ф 7-8мм!). Видно также, что и второй поясок на поршнях предыдущих модификаций ранее был шириной 11-13 мм (до 15мм), а у "длинного" поршня стал 15-18мм, что также стало его отличительной чертой.
Клеймо ИЖ-38 и щит со стрелкой теперь исчезли совсем, НО проточки-ластохвоста ещё нет! Целик так и продолжает ставиться на муфту!
Однако, по заверению некоторых форумчан, в это же время появляется модификация И С ПРОТОЧКОЙ ПОД ЦЕЛИК В МУФТЕ, И С ЛАСТОЙ НА КОМПРЕССОРЕ ОДНОВРЕМЕННО!!! Всё это позволяет также поделить данную модификацию ИЖ-38"П" на ДВЕ подмодификации - с ластой и без.
Тем более, что маркировка "ИЖ-38П" у ряда девайсов также существовала и на мушке и даже на муфте (по информации с форума - вместе с компрессором с ластой), а у других девайсов ничего такого написано не было...
Обращает на себя внимание, что ЕДИНСТВЕННЫЙ винт-ось крепления муфты теперь не требует бывшие 4 проточки в своей головке под шляпку стопорного винтика, и головка оси выглядит обыкновенным болтом под плоское жало отвёртки! Это интересно тем, что в следующей (завершающей) модификации ИЖ-38"С" болт-ось муфты будет с КРЕСТОВОЙ проточкой под отвёртку - что в общем-то и должно быть логичным. Здесь же мы как раз видим пример ПОСТЕПЕННОЙ эволюции от винта с проточкам под фиксирующий винтик.. .
Ложа ИЖ-38"П" даёт целый букет разновидностей. Все они теперь чёрные, и только чёрные. НО! Наряду с абстракцией на прикладе (вышеописанной), цевье делается как с надписями "ИЖ-38", "ИЖ-38П", так и просто без надписи, как и без надписи "Сделано в СССР". Короче - для всевозможных модификаций - на любой вкус. Интересно, что с укорачиванием длинны компрессора относительные размеры лож и мест креплений остались ТЕ ЖЕ САМЫЕ! Это удалось добиться правильным привариванием скоб крепления на компрессорах ВСЕХ модификаций ИЖ-38 без исключения! ОДНАКО, винтик крепления задника к ложе (тот самый, который вкручивается в задник) СТАЛ ТОНЬШЕ - изменён его диаметр. Старые модификации ИЖей в новые ложи вставляются без проблем, а вот их винт крепления в новое отверстие ложи за скобой спускового крючка не лезет. Если чуть расточить отверстие - проблема исчезает. Стандарт ИЖмеха!

7. 1993(?)-2001(?) заключительная модификация - ИЖ-38"С". некоторые считают, что "С" - это "Спорт", но на самом деле в паспорте к девайсу указано "ИЖ-38 стандартный" . Также хорошо известна многим. Возникла из ИЖ-38"П". Короткий компрессор 265мм, ход поршня около 52мм. Запирание ригелем. НО теперь на компрессоре выфрезерован ластохвост и целик (типом как и у Мурки) окончательно перенесён на него. На фотках он крайний справа или сверху.
Мушка несколько крупнее, чем у предыдущих модификаций и имеет надпись ИЖ-38С (на фотке верхние две, нижняя от ИЖ-38"Н").
click for enlarge 562 X 1000 316,4 Kb picture
Муфта гладкая, паза под целик не имеет и её острые грани несколько сточены, что теперь также станет визитной карточкой этой модификации. Винт-ось крепления муфты к рогам компрессора, как и указывалось выше, с КРЕСТОВОЙ проточкой под отвёртку.
Поршень характерный. В отличие от предыдущих модификаций с кожаной манжетой, теперь имеет грибок под стандартную ИЖевскую пластиковую манжету. (взможно под кожу и изготавливался, но мне такие не встречались). Ещё одно отличие - ЧЕТЫРЕ парно расположенные отверстия в поршне. Зачем - не знаю, может для уменьшения веса?
Ложа такая же как и начавшаяся с модификации "П" - чёрного пластика, с надписями "ИЖ-38 С", "ЩИТ", "Пневма 4,5" и украшена абстракцией.

В заключение осталось обратить внимание на качество воронения железа ИЖ-38. В отличие от 22 и даже ПСРМ, наряду с их качественным оксидированием у меня например покрытие на ИЖ-38 "Н" другое - стирается от ацетона или другого растворителя ("Клевер" что-ли?). А один из ИЖ-38"С" 2001гв вообще покрашен какой-то чёрной краской довольно толстым слоем. Как-то на форуме писАли, что это экспериментальное покрытие для Ижевских огнестрелов спецназначения.
click for enlarge 1000 X 563 358,5 Kb picture
Отдельная тема - знак качества на правой стороне муфты ствола - где-то он есть, где-то нет. Найти закономерность я пока не смог. Ясно только, что он ставился на ИЖах советской эпохи до 1991 года (наверное). Точно так же и надписи на той же правой стороне муфты - "Made in USSR" и "Made in Russia", "Baikal". Понятно, что последние наносились уже в постсоветскую эпоху...
click for enlarge 1024 X 768 307,2 Kb picture
Наряду с описанными в обзоре семью модификациями ИЖ-38, якобы существует "нулевая" (или восьмая) - самая древняя модификация с дудкой, лейнированной латунной (бронзовой) вставкой в 12 нарезов как у ИЖ-22. Буду благодарен, если кто-то из форумчан представит для данного обзора аутентичные доказательства с фотками этого легендарного (или мифического) изделия Ижевского механического завода...

Starhunter
P.M.
25-9-2011 21:41 Starhunter
С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.
Леший-ЛЕфША
P.M.
25-9-2011 23:27 Леший-ЛЕфША
Originally posted by Starhunter:

С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.


а можно фотку паспорта? а то все говорят - "Спорт". вроде и в книге Наганта такое же наименование.. . короче для фактов, как и планировалсь темка.. .
Starhunter
P.M.
26-9-2011 07:19 Starhunter
Леший-ЛЕфША
P.M.
26-9-2011 10:54 Леший-ЛЕфША
Originally posted by Starhunter:

С в 38 расшифровывается как стандарт, судя по паспорту.


Спасибо, внёс поправки в текст, теперь будем знать
дык
P.M.
27-9-2011 12:14 дык
интересно. со щитом делотакое-где-то в начале 90х вдруг обнаружилось что этот щит патентно на экспорт никак не защищен. потому его убрали. пытались изменить форму на угловатую, кое-где на продукции встречается,но массово так и не пошло. зато Байкал стал заводским (при СССР принадлежал ВО Разноэкспорт).
маркировка модели по русски и английски-это не ранние-поздние (хотя сколь-то возможно), а экспорт-внутренний рынок
дык
P.M.
27-9-2011 12:27 дык
дерево тоже делали для экспорта. вообще экспортное исполнение было сделано более тщательно и стоило на внутреннем рынке что-то +18%. Экспорт на внутренний рынок попадал в некоторых количествах, просто потому что делали его с запасом, больше чем заказывали- просто чтоб проще отгрузку комплектовать. маркировку экспортную пытались временами ставить вообще на весь выпуск,оно допускалось- просто чтоб лишний раз инструмент не перенастраивать.
Леший-ЛЕфША
P.M.
28-9-2011 00:05 Леший-ЛЕфША
Originally posted by дык:

маркировка модели по русски и английски-это не ранние-поздние (хотя сколь-то возможно), а экспорт-внутренний рынок


Originally posted by дык:

дерево тоже делали для экспорта.


Originally posted by дык:

маркировку экспортную пытались временами ставить вообще на весь выпуск,оно допускалось- просто чтоб лишний раз инструмент не перенастраивать.


ОЧ познавательно, спасибо, добавил в Обзор. Проверьте правильность изложения, т.к. не очень понял про возникновение "Байкал" и не помню ВО Разноэкспорт (?) .
... своим мнением исходил из того, что на ИЖ-22 надпись по-русски видел крайне редко и как правило это были судя по всему ранние модели (в смысле видел на фотках владельцев, у меня самого есть три ложи и все по-английски). В основном надписи по-английски и качество этих изделий не позволяет подозревать в них экспорт - значит шло на внутренний рынок "типа всё как для запада". А вот с деревянной ложей испонение весьма недурственно - явно на экспорт. И ещё - из детства в тирах и на уроках НВП в школе ВООБЩЕ не помню пневматику с деревянными ложами! А ведь тогда там явно были госпоставки, и скорее всего через ДОСААФ или ГОРОНО.
дык
P.M.
28-9-2011 14:50 дык
Разноэкспорт торговал на запад оружие и патроны под торговыми марками Байкал -охотничье и Восток- спортивное. отсюда V который до сих пор есть на донцах некоторых малокалиберных патронов, причем только на латуни,черные железные были охотничьи внутреннего рынка. с кончиной СССР помер и Разноэкспорт- заводам самим торговать за бугром разрешили. Мехзавод подсуетился и купил марку Байкал, раньше ее ставили и Тула и Краснозаводск и Ижмаш.
в том и дело что ДОСААФ -госпоставки. им и давали попроще-подешевле. а свободной продажи почти и не было, потому старых деревянных и мало.
b4now
P.M.
28-9-2011 21:28 b4now
Интересная тема, серьезный подход, зачот.
Только, боюсь ясности не прибавится.
Насчет маркировки года производства буквой - практика, перенята у немцев.
В 1945-м году с военных и просто оружейных заводов Зуля было вывезено технологическое оборудование и документация, среди которых оказалось и оборудование для пр-ва пневматической винтовки. Предположительно, Диана 22.
Скорее всего именно на ее базе была выпущена ПСР.
дык
P.M.
29-9-2011 16:05 дык
думаю немцы не при чем. не было на мехзаводе трофейных станков. да и если бы были -на такой ширпотреб бы не дали. как прототип конечно немецкую винтовку могли и взять. кажись первой пневмой ижмеха был какой-то пружинный пистолет, чуть ли еще не во время войны сделаный (в конце по конверсии), особо я не интересовался.
раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались
b4now
P.M.
29-9-2011 16:22 b4now
Originally posted by дык:

не было на мехзаводе трофейных станков. да и если бы были -на такой ширпотреб бы не дали.
Деловтомшо линия станков, настроенная на выпуск пневмо-винтовки + тех.документация = не смогут выдать детали для швейных машин, а на выходе такой производственной линии после цепочки операций по обработке заготовок будет только пневмовинтовка.
gnom
P.M.
29-9-2011 19:34 gnom
ПСР делали и до войны, но называлась она просто спорт. Ьыла у меня такая, 30-х годов.
У дяди Жени ycb1 тоже вроди есть такая.
Alex485
P.M.
30-9-2011 00:14 Alex485
Техническую документацию пневматической винтовки Диана 22, немцы передали Советскому Союзу в начале 30-х годов. Ижевцы сразу же изменили конструкцию, так как производство некоторых деталий было не возможно на имеющихся станках ( ну, небыло у нас немецких станков). Запустили серийный выпуск в 1934 году. До войны Ижевское изделие называлось "Спорт", после ПСР.
andypet
P.M.
30-9-2011 11:03 andypet
Originally posted by gnom:
.. . спорт. .. . 30-х годов.
У дяди Жени ycb1 тоже вроди есть такая.

А еще KVK по ней обзор с фото сделал:
Пневматическая винтовка "СПОРТ". 1936 год выпуска.

Леший-ЛЕфША
P.M.
30-9-2011 15:21 Леший-ЛЕфША
Originally posted by дык:

раньше год выпуска на мехзаводской продукции маркировался отдельно. убрали год где-то в конце 50х-начае 60х кажется, как раз для того чтобы выпуск нельзя было смаху определить. чисто для торговли, чтоб прошлогодние ружья не залеживались


... на компрессорах ПСРМ-ок существуют клейма 1955, 1956 и 1961(!) со звездой в щите, а также 1964 и 1965 со стрелкой в щите. Других годов я не видел нигде.. . Думал над этим - скорее выбитые года можно считать "образца такого-то года", а не годом выпуска, т.к. буквы кода годов на муфтах разные - значит года выпуска тоже. Т.е. от клейма года на компрессоре отказались по причине неудобства совпадения с буквой на муфте. А возможно и "чтобы не залёживались прошлогодние ружья". Но это уже на ИЖ-22 и как принято считать в 1966 году. Т.е в 1965 ещё были (правда на ПСРМ), а в 1966 на ИЖ-22 уже нет.
Далее на ИЖ-38"Р" год шифруется буквой - а это 1978-1980(м.б. 1982)г.г., а на ИЖ-38"К" уже цифры и самый ранний я видел на фотке 1985г.
Т.е. буквы существовали с 1966 по 1984(м.б. 1982)г.г. ИМХО. на советских ППП, по крайней мере.
А вообще с буквами на ПСРМ, ИЖ-22 и ИЖ-38"Р" полная неразбериха, поэтому продумываю организовать ещё темку по этой интересной части истории. Совместными усилиями разобраться можно - кто-то чётко помнит год покупки, у кого-то доки сохранились...
NikeTT
P.M.
30-9-2011 20:45 NikeTT
от себя добавлю имел счастие общаться с 2мя ижами 38с-95 и 02 годов выпуска, оба утяжелителей-направляющих не имели,а образец 95 года вообще под кож манжет.
И еще забавный факт ИЖ 2002 года на штатной пружине и утяже от иж 60 выдает 165-170мс полуграммом, а 1995 года- никак не гонится выше 120мс
поршень заменил на стандартный с пластиковой манжетой, пружина гх резанная, смазка шрусом и тд и тп.. .
Леший-ЛЕфША
P.M.
3-10-2011 09:38 Леший-ЛЕфША
Originally posted by NikeTT:

поршень заменил на стандартный с пластиковой манжетой, пружина гх резанная, смазка шрусом и тд и тп.. .


пластик-манжета не притёрлась ещё, может перепуск сифонит.. . а ГХ-пружина мощная - усилие страгивания рано преодолевает. расширять юбку пули пробовал? и вообще настройку по классической процедуре делал?
handmake
P.M.
4-10-2011 00:22 handmake
Леший-ЛЕфША

На компрессорах у ПСРМ-1961г есть номер на том,что пришёл к тебе точно есть и он совпадает с муфтой.
дык
P.M.
4-10-2011 09:28 дык
Originally posted by b4now:Деловтомшо линия станков, настроенная на выпуск пневмо-винтовки +

тогда такой жесткой специализации почти не было, универсальные станки были. но на ижмехе трофейных не было, про ижмаш не скажу. но на ижмаше пневму не делали- после войны в смысле.

буквы в номере с годами напрямую не связаны, по модификациям отличались. то есть на разных модификациях (для пневматики- моделях, модификаций практически не было) одного года буквы разные. последние две цифры года вместо буквы начали ставить с изменением ГОСТа на маркировку, где-то в конце 86г.

Леший-ЛЕфША
P.M.
4-10-2011 10:28 Леший-ЛЕфША
Originally posted by дык:

буквы в номере с годами напрямую не связаны, по модификациям отличались. то есть на разных модификациях (для пневматики- моделях, модификаций практически не было) одного года буквы разные.


одного года и разные буквы?! это круто...
Originally posted by дык:

последние две цифры года вместо буквы начали ставить с изменением ГОСТа на маркировку, где-то в конце 86г.


не знаю, не знаю.. . щас найду (где-то были, вот одна внизу) и прикреплю фотки муфт ИЖ-38 с номерами 85, 82 И ДАЖЕ 79! и это без букв! так что разбираться и разбираться...

click for enlarge 1600 X 793 177,6 Kb picture
дык
P.M.
4-10-2011 15:11 дык
Originally posted by Леший-ЛЕфША:одного года и разные буквы?!

но на разных модификациях

Леший-ЛЕфША
P.M.
5-11-2011 21:43 Леший-ЛЕфША
приветствую всех, зашедших в эту темку.
заполучил наконец-то ИЖик с 12-нарезной дудкой и продолжил исследования. На подходе ещё ИЖ-38П для коллекции, после чего описание планирую окончательно завершить.
На данный момент, как и обещал, вписал в первый пост ещё МНОГО чего.. . знакомьтесь на здоровье, вопросов по ИЖикам 38, надеюсь, теперь станет меньше, а ясности больше...
Mefix
P.M.
6-11-2011 00:48 Mefix
надо фотки выложить 12 нарезного ижика как никак писец какой раритет. Я знаю что есть еще один у косманавта78 такой же
saifulla
P.M.
27-11-2011 14:20 saifulla
Originally posted by Леший-ЛЕфША:

не знаю, не знаю.. . щас найду (где-то были, вот одна внизу) и прикреплю фотки муфт ИЖ-38 с номерами 85, 82 И ДАЖЕ 79! и это без букв! так что разбираться и разбираться...


На правом креплении (или кронштейне?) компресора видна какая то выбитая буква или цифирь.Она имеет какое нибудь отношение к маркировке на муфте? Совпадает или нет?
Леший-ЛЕфША
P.M.
27-11-2011 23:14 Леший-ЛЕфША
Originally posted by saifulla:

На правом креплении (или кронштейне?) компресора видна какая то выбитая буква или цифирь.Она имеет какое нибудь отношение к маркировке на муфте? Совпадает или нет?


имеется ввиду клеймо на скобе компрессора или на рогах компрессора? если справа - то наверное, на правом роге компрессора.. . обращал внимание, что бывают какие-то буквы (и там и там), но их связи с номером не наблюдал. В отличие от ПСРМ - у них номер снизу на первой скобе компрессора выбит и совпадает с номером на муфте, только без буквы.. .
Ras-T
P.M.
2-9-2014 09:45 Ras-T
хочу возродить тему т.к. есть вопросы задал сначала не туда N. ИЖ-22 владельцам посвящается! у меня иж 38 со стволом от 22го и латтуным лейнером в списке модификаций есть только с кованным стволом, добавьте пожалуйста и подскажите какой там размер винта\оси ложи и фиксируюшего? а то там впендюрено непонятно что
Ras-T
P.M.
10-9-2014 16:20 Ras-T
вот она та самая первая переходная 38я ижуха со стволом от 22й и латунным лейнером на 12 нарезов. фото сами за себя :
click for enlarge 1920 X 1440 350.7 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 700.5 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 501.7 Kb picture

судя по теме про 22-е ствол 58го года

Моссин Наган
P.M.
13-9-2014 22:56 Моссин Наган
Сборная солянка ИМХО
Ras-T
P.M.
14-9-2014 14:10 Ras-T
цитата:
Моссин Наган:
Сборная солянка ИМХО

ижеводы из темы про 22е определяли, что переходка
чтож не обращаем внимание на то как муфта опилована как и положено на первых образцах в заодлицо с компрессором, да и ригель сделан по старому под ствол 22го а клеймо уже иж 38 и поршень короткий как на первых
Ras-T
P.M.
14-9-2014 14:12 Ras-T
а вот размеры родного болтика и шляпки или чертежик не помешал бы так как только болтики в этой винтовке- сборная солянка ни от ложи ни от манжеты ни от ствола ни одного родного болтика
Моссин Наган
P.M.
14-9-2014 18:25 Моссин Наган
Ствол с муфтой от 22 целик от 38 компресор тоже 38 Делаем выводы. Ради интиреса ставил ствол от 22 на 38 встал как радной Ваши выводы что это переходная модель бездакозательны
Ras-T
P.M.
16-9-2014 00:27 Ras-T
цитата:
Моссин Наган:
Ствол с муфтой от 22 целик от 38 компресор тоже 38 Делаем выводы. Ради интиреса ставил ствол от 22 на 38 встал как радной Ваши выводы что это переходная модель бездакозательны

целик крепится как на 38м а не на22м винт регулировки спереди а не сзади целика или они и целик перепрессовали?

Ras-T
P.M.
16-9-2014 00:32 Ras-T
лучше размеры родных болтиков дайте пожалуйста ижеводы это ведь несложно обмерять имеюшиеся хотя бы по длинам дайте цифры размеры родные какие чтоб тяги не цепляло и ствол не болтался по резьбе подберу уже но хотяб длину ложевых и осевого болтов
Моссин Наган
P.M.
16-9-2014 02:44 Моссин Наган
Целик выходит за муфту признак что муфта 22 на 38 паз под целик ближе к козне. Болты обмеряю отпешу
Ras-T
P.M.
16-9-2014 14:46 Ras-T
так ствол и муфта и есть от 22го в переходке а сам целик уже нет опять же по посадке регулировочного видны отличия а паз (поперечный типа ласты) остался там же где и на 22м ибо железо тоже - обвес другой
иван15021977
P.M.
11-12-2014 19:09 иван15021977
Алексей приветствую!интересная тема!заполучил иж 38 в паспорте"П ПС"но на мушке "иж-38С"
винт(ось ствола)крепления муфты с прорезью под плоскую отвертку,ласты на компрессоре нет.целик,на муфте ствола,на ложе надпись"ИЖ-38П"пластик черный блестящий.дата консервации 11.08.93
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1920 X 1280 414.4 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1500 X 1000 304.0 Kb
к какой модификации относится к "П ПС" или к "С"?
Alex485
P.M.
12-12-2014 10:31 Alex485
Ну что ж для истории:
В наличии Иж38 "Н" 90 года, компрессор 265мм (!).Запирание ригелем, манжета кожа. Маркировка Иж38 на компрессоре в районе колодки СМ.
В наличии Иж38П 92 года с целиком на муфте и с ласточкой на компрессоре, также имеется маркировка Иж38П на компрессоре, ложе дерево. Его фото ниже.
В наличии Иж 38С 96 (!)года с поршнем под кожаную(!) манжету, ложе дерево.
С этими Иж38 как в песне:
Я его слепила из того что было...

Иж38П
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1536 X 2048 733.6 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1536 X 2048 777.9 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1536 X 2048 762.1 Kb
иван15021977
P.M.
16-12-2014 13:00 иван15021977
цитата:
Originally posted by Alex485:

Я его слепила из того что было.. .


вот и возникает вопрос-кто слепил. июль 1993г.мушка с маркировкой"С",ось ствола под плоскую отвертку,целик на муфте,ложе"П",паспорт"П ПС".
следов перепресовки мушки нет,маркировок на цилиндре нет...
наверное последняя версия"Пешки",раз такой винегрет
иван15021977
P.M.
21-10-2015 14:57 иван15021977
парни подскажите пожалуйста по этому пдвиду иж 38
Леший-ЛЕфША:
4. 1985(?)-1992(?) происходит очередная модификация ИЖ-38, которую для удобства назовём литерой "Н" - "новый,

как оформлен дульный срез-он с баллестическим каналом как на иж38к или уже нет?и еще крепежка ложа как у иж38к или резьба винтов меньшего диаметра как у иж38с?
имеется ложе коричневое с яблаками(маде ин юсср) а отверстия тонкие под винты ижа38с... ,а на самом компрессоре э"Н"ки резьба как на классическом... вот и ломаю голову...
да муфта без ствола 89го года с ригелем в муфте...
если есть у кого знка живая подскажите плиз,буду признателен...

Guns.ru Talks
пневматика глазами владельца
N. ИЖ-38. Эволюция. Обзор модификаций ( 1 )