Уважаемые коллеги!
В форуме есть несколько тем, посвященных самому известному из отечественных станковых рюкзаков - 'Ермаку'.
Нередко его упоминают, обсуждая те или иные модели станковых или каркасных рюкзаков.
Многие, у кого он сохранился, используют его и по сей день. Немало было и вариантов его переделки 'под себя', когда туристы пытались самостоятельно исправить те или иные его недостатки.
Но как-то так получилось, что практически ни в одной из тем нет его фотографий. Поэтому читателям, которые его не застали или не пользовались, может быть непонятно, о чем идет речь.
Поэтому я решил восполнить этот пробел, пользуясь двумя рюкзаками, имеющимися в моем распоряжении.
Это далеко не первые из вариантов 'Ермака', какие были в продаже в СССР. Первые известные мне модели выпускались в двух вариантах: двузцветные из капрона (один цвет всегда был серебристо-серый, второй - цветной, например, желтый, синий или красный), и из тонкого брезента (вероятно, авизента), обычно красного цвета.
Станок и покрой мешка у всех был один и тот же, на первых моделях применялись оригинальные застежки на карманах (кнопки со сквозным отверстием, напоминающие некоторые из современных модных моделей курточных кнопок). Сам я таким рюкзаком не пользовался, поэтому не могу сказать, из-за чего от кнопок отказались (то ли не хватало на всех, то ли быстро ржавели, то ли были непрочными).
Первый из моих рюкзаков, представленных на фото, имеет мешок, пошитый из зеленого брезента. Мешок разделен по высоте на две части - верхняя часть, примерно на две трети объема, и 'подвал', отделенный от него внутренней горизонтальной перегородкой на пуговицах, и имеющий 'молнию' для доступа к содержимому.
Сверху на мешке - затягивающийся тубус из простой хлопчатобумажной ткани:
Боковые карманы, как на американских армейских рюкзаках: один длинный и два коротких, все на молниях.
В длинном я всегда носил туристский топорик или пару запасных кедов. Молнии на карманах - желтого металла, латунные или бронзовые. Ни одна до сих пор не вышла из строя (наверное, им уже лет 30).
Фронтальный карман почему-то не на молнии, а на тесьме с полукольцами.
На клапане - еще один карман без застежки, как считалось тогда - 'для карты'.
Второй 'Ермак', купленный чуть позднее (наверное, одна из последних партий), видимо, сделан с учетом некоторых пожеланий туристов. Он тоже из капрона, как и самые первые модели, но капрон другого качества.
Главное отличие - он пошит уже во всю высоту станка. 'Подвал' теперь стал самостоятельным объемом, не соединенным с верхней частью, и доступ к нему возможен только через прорезь на 'молнии'. (На фото в нем видна одноместная палатка).
Кстати, я, спустя какое-то время решился отпороть часть перегородки, чтобы можно было использовать всю высоту рюкзака (например, для переноски пневматической винтовки, или складных весел для резиновой лодки).
Тубуса на горловине рюкзака почему-то не было, поэтому я пришил его сам, из куска 'болоньи' от старой штормовки.
У фронтального кармана появилась 'молния', и сам он стал больше по размеру. А вот у боковых карманов, наоборот: 'молний' не стало, вместо них - тесьма с полукольцами. Те 'молнии', что видны на фото, я пришил сам. Боковые карманы теперь стали симметричными: с каждой стороны по одному длинному и одному короткому.
Плоский карман 'для карты' на клапане в этой модели увеличился в размере и перекочевал на внутреннюю сторону клапана, так что стал недоступен снаружи. Я тоже сам пришил к нему 'молнию', и стал использовать для хранения денег или документов, которые могут понадобиться в дороге.
Последнее отличие - самодельное: у второго рюкзака в нижнюю часть трубок станка я вставил изогнутую трубку, играющую роль подставки (чтобы рюкзак не падал, когда стоит на земле, или на полу в транспорте).
Остальные элементы конструкции обоих рюкзаков - идентичны.
Горловина мешка у всех 'Ермаков' имела 'П'-образную металлическую вставку, придающую рюкзаку правильную форму. Ножками эта вставка упиралась в петельки, нашитые внутри мешка в районе вертикальных трубок станка.
Станок сварен из легкого алюминиевого сплава, на фото показан фрагмент сварного шва.
На виде сбоку хорошо виден изгиб станка. К спине рюкзак прижимался не вплотную, а только двумя полосками ткани - в районе лопаток и на бедрах.
Для натяжения этих полосок служила тесьма с полукольцами, как видно на фото, а два вертикальных 'стрингера' и две горизонтальных дуги отводили спинку мешка, не давая ей соприкасаться со спиной и обеспечивая циркуляцию воздуха.
Мешок крепился к станку в шести (у первого рюкзака) и в восьми (у второго) точках, с помощью люверсов на вертикальных 'складках' мешка и сквозных отверстий в станке, сквозь которые проходили штифты-заклепки с контрящим проволочным кольцом на концах. Кстати, эти кольца обычно весело позвякивали при ходьбе, поэтому, когда они уж очень 'доставали', я их закреплял изолентой. В ремкомплекте у рюкзаков было по одной запасной заклепке.
Плечевые ремни крепились к поперечине станка (просто накидывались на нее петлей из тесьмы).
По тем временам конструкция ремней, с тканевым уширением и внутренней вставкой из мягкой резины, была верхом совершенства для ширпотребовских рюкзаков. Как и металлические пряжки для регулировки ремней по длине (в том числе - на ходу). Правда, приходилось принимать меры, чтобы тесьма не проскальзывала, поскольку пряжки не имели скользящего стопора (дело в том, что изначально эта конструкция пряжек была придумана для ремней не из тесьмы, а из кожи, и применялась на армейских лыжных креплениях).
Был еще пояс с пряжкой для крепления на бедрах (талии), что было немаловажно при ходьбе на лыжах или в горах (поскольку рюкзак имел свойство при наклонах тела съезжать вбок, а это могло привести к падению и травмам). Но я им никогда не пользовался, на фото видно, что он у меня просто замотан за нижнюю перекладину станка.
За верхнюю дугу станка очень удобно было крепить дополнительный груз поверх клапана (коврик, палатку, тент и пр.), а главное - снимать и одевать рюкзак, приподнимая над головой свободной рукой. И иногда - отдыхать на ходу, взявшись обеими руками за перекладину (напоминает метод отдыха у эскимосов, которые перекладывают за спину шест, держа его то под локтями, то на плечах).
По конструкции вроде бы все.
Одно время выпускались рюкзаки с откидным упором в нижней части станка (напоминавшим по конструкции нынешние складные тележки для пенсионеров). Такой рюкзак удобно ставить на пол или на землю, и он не упадет. Как я уже сказал, я для этой же цели вставил снизу дополнительную трубку (от детской коляски), получилось примерно как у многих современных станковых рюкзаков.
Иногда к станку снизу приделывали небольшие колесики, превращая рюкзак в тележку.
И еще: был в продаже 'детский' вариант 'Ермака', с укороченным станком и без дуги в верхней части. Я наблюдал, что им часто пользовались женщины (например, в компании мужчина идет с полноразмерным 'Ермаком', а его жена - с маленьким).