Praeceptor
P.M.
|
20-9-2016 21:56
Praeceptor
Хотелось бы выслушать все версии уважаемых форумчан о рисунке Григория Белого, сделанного в 1775 году, в рамках "Физической" экспедиции И.А. Гюльденштедта в Астраханский край, на Кавказ, Украину и Новороссию (1768-1775). Вот вопросы, которые лично меня очень интересуют: 1. Черкесия довольно значительная по территории область, на которой проживало множество народностей. Можно ли по предложенному изображению, а также известных фактах о маршруте путешествия Гюльденштедта локализовать место создания этого рисунка? 2. Какой именно тип длинноклинкового оружия изображен на рисунке? 3. Есть ли принципиальные отличия в конструкции и оформлении изображенных на рисунке галунных ножен в сравнении с уже известными гравюрами, рисунками? 4. Собственно галун. А галун ли это? Или шов? Или шов, закрытый узким галуном? P.S. На правах топикстартера убедительно прошу Вас, маратх, не сносить пару фото современных реплик оружия (обещаю не злоупотреблять). Уверяю Вас, что они понадобятся мне исключительно для демонстрации некоторых тезисов об обсуждаемом клинноклинковом ХО. Спасибо за понимание.
|
|
фудзин
P.M.
|
Похоже, что шов закрывался шнуром. Как это делали на ножнах обтянутых тканью или бархатом. На Индийских ножнах шнур мог быть приклеен, иногда дополнительно прошивался. Вопрос, что считать шнуром? Были и ленты прошитые серебряными и золотыми нитями, как узкие, так и широкие.
|
|
фудзин
P.M.
|
Как тип оружия определить не видя клинка? Только пофантазировать. На Кавказе на шашках, и почти прямые встречаются, и короткие, и длинные.
|
|
Arabat
P.M.
|
Тип оружия палаш. Галуна там явно нет, шов закрытый шнуром. Но сам тип будущей отделки ножен уже просматривается. Между прочим, вполне себе "большой нож", и даже, возможно, и "сашка". Но не шашка. Это я к тому, что, если даже весьма уважаемые современники пишут слово очень похожее на "шашка", то это еще не значит, что они имели в виду именно ее родимую.
|
|
Gesss
P.M.
|
Что-то вы тут гоните все? Ну какой может быть шов на лицевой стороне? Какой шов расходится в двух местах углом (косынкой)? Где это видано? Это самая что ни есть - галунная шашка (!), с одной лишь оговоркой - глазами не въезжающего иностранца. Посмотрите в каких прапорциях нарисованы газыри пришитые и те что в патронташе. Если он такой художник, как он еще мог изобразить рукоятку шашки, что бы европейцу хоть как-то ея формы донести? Чем дремучее источники, тем больше надо брать поправки. Неточности у людей впервые видящих шашку, впервые слышащих ее самоназвание неизбежны. Как передать слово шашка слышанное на черкесском наречии? Даже турки отмечали, что язык горцев похож на перекатывающиеся камни. Речевой аппарат русского позволил вымучить слово "сашка", а аппарат европейца вообще не выдержит. Скимитар(!), Сворд(!), Ятаган(!), как кому понятней за длиномер, так и писали. Исследователи блин.
|
|
Arabat
P.M.
|
Кинжал он вроде бы правильно нарисовал. Вот уж не думал, что европейцы настолько тупые, что не в состоянии ни нарисовать, ни понять нормального рисунка шашки.
|
|
фудзин
P.M.
|
Игорь, что галунная не спорим А на изображении, мне лично, больше видится шнур. А почему шнур не может закрывать границу между кусками ткани или кожи?. У меня есть на шамшире - шов и тальваре -шнур на лицевой стороне. И такое встречается.
|
|
Arabat
P.M.
|
У меня есть на шамшире - шов и тальваре -шнур на лицевой стороне. И такое встречается.
Конечно встречается. Просто шов это дефект, он должен быть с изнанки, а шов со шнуром это уже украшение, вполне и с лицевой пустить можно.
|
|
Tonydin
P.M.
|
Гесс всю правду сказал! ) Только шов снаружи прикрытый галунчиком, типичное кавказскроне украшательство. Все видно прекрасно, еслиочется увидеть.. . Ножны в коже, шов внешний , обшит галуном. Нижний стакан с косынкой, все тоже обшито галуном. Узким галуном мм 4. Такой на дощечках ткали. Низ стакана квадратный, такое было на старых шашках. Не заморачивались с выкруживанием дна стакана-наконечника, а сшивали просто под прямым углом. Халтура одним словом ), но черкесская. И дальше. Отчетливо видно, что подвес идет просто поверх ножен. Обоймиц нет. Какие еще вам признаки? Доброй половине уважаемых коллег нужно в избиркомы работать, там таких ждут )))
|
|
Gesss
P.M.
|
фудзин: Игорь, что галунная не спорим А на изображении, мне лично, больше видится шнур. А почему шнур не может закрывать границу между кусками ткани или кожи?. У меня есть на шамшире - шов и тальваре -шнур на лицевой стороне. И такое встречается.
А как ты разглядел круглый шнур, а не плоский, узкий галун? И что это вообще за шнур? Внешним, шов может быть в трех случаях. 1. Брак (не наш случай) 2. Сабля с ножнами, изначально делались под левую руку (скорее всего нет) 3. Целенаправленно для дальнейшего нашивания (наклейки) галуна, как "отбойника" для защиты от повреждений. (Как написал Tonydin)
|
|
фудзин
P.M.
|
Так я и написал что считать шнуром, что галуном. Вот примеры: 1. Известный шамшир, шов на лицевой стороне 2. Плоский шнур или как называть? Я думаю шнур. 3. Швы закрывались и шнурами и галунами выполняя функции украшения оружия.
|
|
Arabat
P.M.
|
Ну, конечно же, это шнур. Галуны так не рисуют, а шнуры всегда рисуют именно так, в виде наклонных черточек. Галуны на месте шнура будут потом. Мужики, на ваших же глазах развертывается вся история возникновения и развития галунных ножен. Что вам еще надо?
|
|
фудзин
P.M.
|
Да, именно поэтому и разместил образец.
|
|
Tonydin
P.M.
|
Шнуры были в отделке, никто и не спорит, но на Кавказе плели четырехгранные, а не крученые делали. Патронташ на груди тоже в галунах, ширина одинаковая примерно.
|
|
Arabat
P.M.
|
но на Кавказе плели четырехгранные, а не крученые делали
Очень может быть. Однако, нельзя же от художника требовать уж слишком многого. Я, например, совершенно не представляю, как можно нарисовать четырехгранный шнур так, чтобы было понятно, что это шнур.
|
|
Old Man
P.M.
|
Gesss: Что-то вы тут гоните все? Ну какой может быть шов на лицевой стороне?...
В турецком оружии шов на лицевой стороне встречается. А отделка проволокой может на рисунке выглядеть как шнур. Ножны ятагана Сабля "пала", Турция 17 век. Немного обещанного
|
|
Gesss
P.M.
|
Old Man:
В турецком оружии встречается часто. А отделка проволокой может на рисунке выглядеть как шнур.
Турецкий шов с "пружинками", как раз стандартно-внутренний. На ятагане не ясно внешняя сторона или внутренняя, но по любому, на каждый неожиданный экземпляр готов привести сотню с внутренним швом. Второе, у Вас не пала, а килич, и похоже случай N2 (под левую руку). А вообще турки конечно украшали и с внешней стороны, но по другому.
|
|
фудзин
P.M.
|
Было написано, что шов на правой стороне это брак, или для леворуких владельцев. Мы привели примеры, что таковые имеются. Собрание Уоллеса мне лично хорошо знакомо, можно такие фото и из других музеев привести, что это доказывает? Что больше клинков с швом на левой стороне, но с этим мы не спорим
|
|
Praeceptor
P.M.
|
22-9-2016 14:23
Praeceptor
Спасибо всем откликнувшимся. Но предлагаю вернуться к рисунку. Какой же тип длинноклинкового зарисовал Г. Белой? Полагаю, что ширина лезвия прямого клинка не оставляют нам особого простора для фантазии. Это палаш или меч. Увы, у меня нет фото исторических образцов, но есть современные реплики. К нетерпеливым: ничего не рождается на пустом месте, реплика, сделанная мастером, настоящим современным мастером - это предварительное кропотливое изучение исторических артефактов и перелопачивание горы литературы. Вот, например, эти мечи сделаны на основе археологических находок М.М. Трапш в некрополе Абгыдзарху(Цабал), описанных им же в книге "Труды", т. 3, "Культура цебельдинских некрополей", Сухум, 1971 г. Обратите внимание на отделку ножен Уважаемый Esky, хотелось бы услышать и Ваше мнение.
|
|
Gesss
P.M.
|
фудзин: Так я и написал что считать шнуром, что галуном. Вот примеры: 1. Известный шамшир, шов на лицевой стороне 2. Плоский шнур или как называть? Я думаю шнур. 3. Швы закрывались и шнурами и галунами выполняя функции украшения оружия.
Камил, шнур он как бы подразумевает круглое сечение. Его можно сплести, а можно и просто скрутить.А это согласись, не самое удобное для прикрывания шва. Галун - по сути тесьма (лента) с использованием металлизированной нити. И в чем основной вопрос то? И то, и другое - позумент (обшивка, оторочка одежды, мебели, драпировок и пр.) Покажи хоть одну шашку с шнуром прикрытым, внешним швом или с его остатками хотя-бы. Галунные, истлевшие и не очень попадаются (хоть с внешним швом я не видел ниодной), а где с шнуром? Где культура использования шнура в отделке одежды и прочего на Кавказе? Твои примеры не совсем корректны. Ножны шамшира выполнены в обеспечении сложного тисненного рисунка на коже, шов скорее всего вынужденный и ничем не подчёркнут, не прикрыт. Тальварные же - совсем из другой культуры, и круглый ли там шнур?
|
|
Praeceptor
P.M.
|
22-9-2016 14:32
Praeceptor
Originally posted by Gesss:
Где культура использования шнура в отделке одежды и прочего на Кавказе?
За культуру отделки ничего не скажу. А прелюбопытнейшая версия истории намотки шнуром оружия на Кавказе есть. В день поминок по усопшим в Абхазии до сих пор раздают шнуровую свечу Святого Георгия, которую по заверениям местных издревле наматывали на нижний конец ножен мечей, сабель, шашек и ножей. Ну а потом шнуровую свечу стали заменять галуном.
|
|
Gesss
P.M.
|
Old Man: С ятаганом мне хорошо видно, что это внешняя сторона, т.к. с внутренней нет узоров. Это мой предмет. Если нужно - сфотографирую с любой стороны. Я не сказал, что шов в турецком оружии это правило, а написал "на лицевой стороне встречается". Вот еще пример.
Ятаганы носились парно. Один слева, другой справа. Ваш под левую руку!
|
|
Gesss
P.M.
|
Originally posted by Praeceptor: В день поминок по усопшим в Абхазии до сих пор раздают шнуровую свечу Святого Георгия, которую по заверениям местных издревле наматывали на нижний конец ножен мечей, сабель, шашек и ножей.Ну а потом шнуровую свечу стали заменять галуном.
Или наоборот. За неимением галуна, теперь стали наматывать шнур. Версия прикольная и даже слишком. Через какое время эта свеча исчезнет с ножен, если вы на коне?
|
|
фудзин
P.M.
|
Игорь, шашки украшенные шнуром не видел. Не моя тема коллекционирования Показать не могу. Шнур который я показал не круглый, что-то среднее между прямоугольником и эллипсоидом, но не круглый.На Кавказе использовали и то и другое (и галуны и шнуры).Пож. изделие лакцов конца 19 века и вышивка, и галуны, и шнур. Про клинок. Может быль и тесак. Может быть и шашка с клинком как у хевсуров. Прямые, или почти прямые встречались, да и размер разный мог быть.
|
|
Praeceptor
P.M.
|
22-9-2016 14:52
Praeceptor
Originally posted by Gesss:
Или наоборот. За неимением галуна, теперь стали наматывать шнур.
Или шнуровую свечу стали наматывать поверх галуна, для предания оружию магических свойств. "Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим".
|
|
фудзин
P.M.
|
Трапш был очень серьезным ученым - археологом, у меня есть его работы. На него почему то редко ссылаются, а зря
|
|
Old Man
P.M.
|
Gesss: Ятаганы носились парно. Один слева, другой справа. Ваш под левую руку!
Ну и что? Даже если и так. Это же все-равно лицевая, а не внутренняя сторона. Внутренняя сторона гладкая, без шва и узоров. А показанные в примерах сабли тоже носились под левую руку?
|
|
Praeceptor
P.M.
|
22-9-2016 14:58
Praeceptor
Originally posted by Gesss:
Через какое время эта свеча исчезнет с ножен, если вы на коне?
Я ведь про традицию, Игорь. Праздничную религиозную традицию. И потом, а разве кто-то отменял деление оружия на комплект парадного (нарядного, праздничного) и боевого (сугубо утилитарного, с минимумом украшений или вообще без таковых)?
|
|
Gesss
P.M.
|
Спор о шнурах/галунах только уводит в сторону. Спор о внешнем шве наверное то-же, но при всем моем уважении и доверии к Антону, даже он не показал примера с такой шашкой. А в параллельных примерах он(внешний шов) встречается в расчете 1:100 или того реже. Рисунок обсуждения достаточно условный, для далеко идущих выводов в любую сторону. Выхожу из спора. PS При своих.
|
|
Praeceptor
P.M.
|
22-9-2016 15:11
Praeceptor
Originally posted by Gesss: Выхожу из спора.
А зря. Рисунок абсолютно недвусмысленно демонстрирует нам культуру горского оружия на вторую половину XVIII века и позволяет сделать как минимум два вывода. 1. Многослойная конструкция ножен (заодно еще раз вспомним кожаный стакан на шашке Петра III) у горцев существовала гораздо раньше, чем эти ножны зарисовали Гейслер, Орловский, Гагарин и Ладюрнер. 2. Аппликатурные украшения (нашивки, галуны, шнуры) встречаются (как здесь уже выяснили) не только на кабурах (ольстерах) кавказских пистолетов, лопаточках нагаек и рукавицах, но и на ножнах клинкового оружия: шашках (шашка Великого князя Михаила Николаевича), палашах/мечах (рисунок Г. Белого) и свойственны именно КАВКАЗСКОЙ ТРАДИЦИИ, когда нашивка или рисунок галуна являлись, в том числе, своеобразным отличительным знаком принадлежности к роду (аналог тамга) или социального статуса (цветовая гамма и/или используемый материал).
|
|
Gesss
P.M.
|
Originally posted by Praeceptor:
А зря.
Дмитрий, согласен с обоими выводами. Я перестаю спорить, но остаюсь "при своих" (пост N6)
|
|
Esky
P.M.
|
Originally posted by Praeceptor:
отличительным знаком
Имел ввиду это
|
|
фудзин
P.M.
|
"Аналог тамги" на ножнах? Это уже слишком, на мой взгляд. Знаки применялись для идентификации животных, возможно принадлежали определенным тейпам (семьям). Но при чем тут ножны. Их украшали кусками яркой ткани, кожи как для сохранения оружия от внешних повреждений и для красоты конечно, тамги не причем тут
|
|
Saracen
P.M.
|
Originally posted by фудзин:
Знаки применялись для идентификации животных, возможно принадлежали определенным тейпам (семьям). Но при чем тут ножны.
Тамга встречаются на различных предметах быта. Могли быть и на ножнах, особенно на ранних этапах. Позднее, видимо, преобразовавшись в стилизацию.
|
|
фудзин
P.M.
|
Да все может быть, ножны покажите Только не на серебряных деталях второй половины 19 века.
|
|
Saracen
P.M.
|
Тут гравюр то не густо на 18 век, а Вам сразу ножны с тамгой покажи)) Хотел сказать, что не только лошадей клеймили тамгой и тамга абсолютно точно была знаком родовой принадлежности. Ей самое место на оружии.
|
|
Arabat
P.M.
|
тамга абсолютно точно была знаком родовой принадлежности. Ей самое место на оружии.
А вот это мысль очень интересная и заслуживающая тщательной проверки.
|
|
Saracen
P.M.
|
Originally posted by фудзин:
Да все может быть, ножны покажите
Ну чем не тамга на ножнах? ))) Сравните с No.48 из примера Esky (пост 34)
|
|
фудзин
P.M.
|
Ну и начались фантазии . Давайте ковры, солярные знаки на камнях и керамику. Везде будем искать родовые знаки. Про оружие понятно, встречаются, начиная с мамелюков еще.
|
|
|