Guns.ru Talks
Историческое холодное оружие
непятничная викторина для орнаменталистов ( 5 )

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

непятничная викторина для орнаменталистов

фудзин
P.M.
29-1-2016 02:09 фудзин
Жаль, что клинок целиком не можем посмотреть. Сукно редкость( м.б бархат?)
Ren Ren
P.M.
29-1-2016 10:08 Ren Ren
Пригляделся. Может быть и бархат.
Бархата на рукоятях вообще нигде никогда не видел, сукно для Китая 2-ой половины 19 века норма.
Esky
P.M.
29-1-2016 12:48 Esky
Originally posted by Ren Ren:

А Моголистан никак не получается?


Может быть, общего хватает - но сомневаюсь.Рыба не способствует((
Особенно во втором изделии.
На первом навершие рукояти формой и гранями стилизовано под традиционную островерхую восточную арку (шахские врата),
а на втором - восьмигранник, больше все же к Египту и Персии, нежели к тюркам и моголам((
Originally posted by Ren Ren:

Заметили, кстати, что рукоять оклеена сукном


Могли и перетянуть, заменив нубук или кожу, а могли и изначально так сделать...
Всеж для Китая в тыбной традиции кратность и парность, а тут одна((
К сожалению, о "рыбах" могу только ограничиться сказанным.
фудзин
P.M.
30-1-2016 00:04 фудзин
Рыбка на медном блюде, найденном в Дагестане ( время не известно), фото 2.3
click for enlarge 1920 X 1920 234.0 Kb
click for enlarge 1080 X 1440 239.5 Kb
click for enlarge 1080 X 1440 217.8 Kb
фудзин
P.M.
30-1-2016 00:14 фудзин
Рыбка:)
click for enlarge 1920 X 1920 291.0 Kb
BolshoyZmey
P.M.
30-1-2016 17:47 BolshoyZmey
Хакимы! Вернемся к гексаграммам? Уйдем в левые темы?
Esky
P.M.
30-1-2016 22:16 Esky
Originally posted by BolshoyZmey:

Хакимы! Вернемся к гексаграммам?


BolshoyZmey-эфенди, пожалуй - время есть немного))
Esky
P.M.
30-1-2016 22:44 Esky
По стенпени близости рассмотрим рисунок 3.
Отличия - пусть незначительные - от рисунка 1 в следующем
1. Кувшин имеет на горловине открытую крышку, из которой вырастает "ствол";
2. Кувшин по орнаменталистике не стилизован по зооморфный сюжет в части драконов-змиев, отсутствует соловей в окончании;
3. Количество финиковых кистей соответствует количеству на первом рисунке;
4. На стволе расположены цветы аканта в количестве 8 штук;
5. Отсутствует стилизация "зульфикара".
Из подобно выполненного изображения следует с большой степенью вероятности
1. Мастер - этнический мусульманин, чтящий сунну, но не чуждый иным религиозным воззрениям. Скорее либо египтянин, либо рожденный на Балканах.
2. Изображение акантовых листьев имеют двойственную моровозренческую картину - кораническую в части упоминания о восьми Архангелах, поддерживающих "Престол Мира" и догматическую в части упоминания Семи дней Творения и его венца в виде Человека.
3. Открытая крышка "афтофы" говорит о приятии религиозных доктрин основных догматов религиозных школ Азии и Востока, вырастающих от "открытого сердца-разума".
Все это указывает на то, что мастер - Суфи либо Бекташие, если не дервиш, то готовящийся к инициации. Либо - возможно, обладатель клинка является таковым.
Esky
P.M.
1-2-2016 12:33 Esky
Рассмотрим рисунок 2.
Как уже говорилось, гравировка выполнена не этническим мусульманином.Сюжет двойственный - зооморфный и растительный.
Зооморфный сюжет рассматривался ранее, особо на нем нет смысла останавливаться - кроме, разве, развернутого с иную сторону соловья, что лишь свидетельствует дополнительно о изложенном выше.
Растительный орнамент исполнен в стиле Средиземноморского понимания сакрального смысла ветвей аканта, но в Тебризском стиле - ветви символизируют лестницу, образованную стилизацией "пэйсли" - "слез Аллаха", или того, что именовали "турецкий огурец" ( или ранее в традициях зараостризма - "бегущий огонь").
В основании древа - "купол - крышка", из которого растет древо и которая закрывает сосуд.
На сосуде проставлена стилизованная "Печать Сулеймана", запечатывающая в "сосуде страстей" все возможное для владельца зло и не позволяющая помешать росту древа "праведности".
Сюжет подчеркнуто примитивен и прост, основан на упоминании о сне Пророка, увидевшего лестницу над Иерусалимом, возводящую в Рай, по обеим сторонам которой стояли ангелы, не позволяющие идущему оступиться.
Мастер явно Балканских корней.
Пояснительные рисунки и комменты в части Печати Сулеймана чуть позже.

BolshoyZmey
P.M.
7-2-2016 18:25 BolshoyZmey
Originally posted by Esky:

На сосуде проставлена стилизованная "Печать Сулеймана", запечатывающая в "сосуде страстей" все возможное для владельца зло и не позволяющая помешать росту древа "праведности".


На современной монете 1 дирхам ОАЭ присутствует кувшин (афтофа, кумган), - возможно не просто так данный предмет актуально востребован по сей день, т.е. до настоящего времени имеет сокральное значение? И "сосуд страстей" - скорее сосуд "чистоты" (очищения) веры? из которого произрастает "Древо"? Звезда Соломона (Сулеймана) - знак защиты истинной веры? И древо с "турецким огурцом" - скорее смоква, или на край "бегущий огнь"?, - ИМХО.
Alter
P.M.
9-2-2016 18:17 Alter
Esky:
По стенпени близости рассмотрим рисунок 3.
Отличия - пусть незначительные - от рисунка 1 в следующем
1. Кувшин имеет на горловине открытую крышку, из которой вырастает "ствол";....
....
Либо - возможно, обладатель клинка является таковым.

Шерлок Холмс посрамлён.
Ну , а 4 рисунок?

BolshoyZmey
P.M.
2-3-2016 13:37 BolshoyZmey
Esky bay! Ваша тема, вернитесь!!! Такие гексограммы присутствуют только(!!!) на восточно-анатолийских предметах! - конкретная тема!, не расползайтесь мозгом на другие, косвенно интересные темы! Где предложения по типам 3 и 4? Кстати , уточняю - если смотреть ятаган 4 с обеих сторон , то рисунок с левой стороны (где не опознанное клеймо), " по руке мастера" отличается от "руки" исполнителя гексограммы на правовой голомени.(Свой пост " Увиденная" мной дата - дата вхождение в султанство нового султана - 1757 год? Хто обиделся?, и тема заткнулась?) Предполагаю таки продолжить.
Esky
P.M.
2-3-2016 15:09 Esky
Originally posted by BolshoyZmey:

sky bay! Ваша тема, вернитесь


Вечером "вернусь" - спасибо, что напомнили!
Esky
P.M.
2-3-2016 23:20 Esky
Рассмотрим рисунок 4.
Отличий (являющихся своего рода дополнениями) в данном случае от рис.2 несколько.
Кувшин изображен с ножками. Подобная трактовка достаточно необычна для исламского мира, имевшего, безусловно, традиции изготовления посуды на ножках - но исключительно для приготовления чая и кофе. Иные "ножковатости" были - как правило - изделиями пришлых мастеров или по мотивам.Чему автор, судя по всему, особенного значения не придавал.
На внутренней поверхности кувшина изображение горной вершины, под изображением кувшина - крест. Указанные детали позволяют предполагать, что автор рисунка являлся - скорее всего - христианином, выросшим в окрестностях Дамаска либо на территории Армении.
Допустимо, что по иранской традиции автор изображал и вершину Памира, что не исключает христианского воспитания.
Esky
P.M.
2-3-2016 23:41 Esky
Теперь о рисунке 2 в части "гексаграммы".
Для начала.
В отличие от мистических легенд, кабаллистических построений и прочих "оккультностей" надо понимать, что особый сакральный смысл этому изображению стал придаваться в эпоху активного проникновения Запада на Восток.
Во времена "оны" "могендовид" (то есть Щит Давида, или же Звезда Давида) являлась символом принадлежности - изначально - к роду Давида, впоследствии к Царскому роду, далее к роду "дворян", если подобное определение применимо.
Символизм достаточно прост - Далет, Вав, Далет, имя Давида. Далет изображалась в виде треугольника. Неграмотный Давид использовал шестиконечную звезду как некую подпись (два треугольника из его имени) . Вав нумерологически означает "шесть". Шесть лучей звезды указывали на то, что сей Божий знак, дарованный Господом Давиду, символизирует, что Бог через Давида правит миром и опекает человека со всех сторон: с севера, с юга, с востока, с запада, сверху и снизу. Существует версия, что Давид изобразил этот символ на своем боевом щите именно как охранительный, как Божий знак. Изображений массоретского знака "могендовид" приводить не буду, ибо он уже "наполнен" оккультно-идеологическим смыслом))
Звезда Соломона (она же печать Соломона) хоть по традиции и имеет в основе своей два наложенных друг на друга треугольника (как аббревиатура "сын Давида"), является по сути известным с доисламского периода в арабских странах магическим талисманом из соединения железа и латуни, нумерологически дающих 72 буквы Имени Аллаха. Именно это Имя дает власть над джиннами, ифритами, инкубами и прочей всякой - не к ночи будь помянутой - публикой.
Традиционно схематичное изображение для арабского востока печати Сулеймана было такое примитивное изображение
200 x 200
Хотя попытки передать в металле и саму "печать" с запечатлением Имени имеют место
215 x 215 .
Отсутствие "лишнего" декора вокруг Звезды на рис.2 говорит - скорее всего - о том, что изображена именно Печать Сулеймана.
Однако этнический араб (мусульманин) изобразил бы Печать с центральным элементом - добавив в центр гексаграммы 7-й "камень", "Престол Аллаха"
Esky
P.M.
2-3-2016 23:57 Esky
Originally posted by BolshoyZmey:

Такие гексограммы присутствуют только(!!!)


В подобном примитивном исполнении - возможно, но этот элемент достаточно характерен для арабского востока. Вопрос в том, что османы - как цыгане - тащили к себе все, что можно и что нельзя.

Однако!!!
Кое-кто и там понимал значение Печати Сулеймана в ее сакральном смысле.
click for enlarge 410 X 400  46.1 Kb
click for enlarge 410 X 400 197.0 Kb

BolshoyZmey
P.M.
7-3-2016 15:02 BolshoyZmey
Originally posted by Esky:

Кое-кто и там понимал значение Печати Сулеймана в ее сакральном смысле.


Смысл - "защита"?, " Не вскрывать", - вылезет Старик Хоттабыч?. По птичке, может быть тюркский элемент - Симург на Древе? Кстати, крест пребывал не только в христианском понятии (Тенгри), Ваше мнение?
Esky
P.M.
7-3-2016 16:55 Esky
Originally posted by BolshoyZmey:

По птичке, может быть тюркский элемент - Симург на Древе? Кстати, крест пребывал не только в христианском понятии (Тенгри), Ваше мнение?


Обращение к тенгрианству однозначно имеет место, я об этом чуть ранее говорил... И, безусловно, к Симургу или иной "птицесущности" обращение опосредственно имеется.
Для тюркских народов хищные птицы вообще были "тотемными", потому вопрос требует достаточно детальной проработки - но без контекста. бытования, ножен и т.п. деталей вердикта точного не вынести.
Однако!:
крест - в тенгрианском понимании - располагался бы обязательно над чем-либо, имитирующем полусферу (выгнутую вверх дугу) и под чем-либо, означающем острие. Поместить крест "под всем" минимум кощунственно.
Потому влияние тенгрианства в данном сюжете полагаю минимальным, а вот влияние христианства - с учетом расположения креста в основании рисунка в качестве "якоря" или "фитиля" полагаю более приемлимым.
Esky
P.M.
7-3-2016 17:09 Esky
Originally posted by BolshoyZmey:

Смысл - "защита"?, " Не вскрывать", - вылезет Старик Хоттабыч?.


Немного проще - коротко "по предопределению Аллаха и ради Аллаха".
Мол-дескать, обладатель сей печати повелевает по милости Всевышнего и небом, и землей и всякой тварью меж оными!))
Ren Ren
P.M.
7-3-2016 20:23 Ren Ren
Esky:

Всеж для Китая в рыбной традиции кратность и парность, а тут одна((

С некоторым запозданием.
Парность рыб не имеет прямого отношения к Китаю, это один из символов северного буддизма, ламаизма вместе с бесконечным узлом, зонтом, раковиной и т.д. На оружии это есть верный признак тибетского или монгольского происхождения предмета.
Главная рыба в китайской декоративной традиции - сазан/карп.
Есть два основных сюжета - жирный сазан как символ богатства и плывущий против течения, чтобы пройдя пороги превратиться в дракона.
На оружии первый сюжет не встречается, а в качестве символа богатства используют изображение монетки с квадратным отверстием (исключение - ножи-рыбки/джонки, но относить их к оружию оччень сомнительно). Второй сюжет встречается чаще, особенно на церемониальных топорах, где можно увидеть процесс трансформации - передняя половина уже дракон, а задняя - ещё сазан.

Esky
P.M.
7-3-2016 23:07 Esky
Originally posted by Ren Ren:

Парность рыб не имеет прямого отношения к Китаю, это один из символов северного буддизма, ламаизма вместе с бесконечным узлом, зонтом, раковиной и т.д.


Согласен.
Originally posted by Ren Ren:

Есть два основных сюжета - жирный сазан как символ богатства и плывущий против течения, чтобы пройдя пороги превратиться в дракона.
На оружии первый сюжет не встречается, а в качестве символа богатства используют изображение монетки с квадратным отверстием (исключение - ножи-рыбки/джонки, но относить их к оружию оччень сомнительно). Второй сюжет встречается чаще, особенно на церемониальных топорах, где можно увидеть процесс трансформации - передняя половина уже дракон, а задняя - ещё сазан.


Думаю, что к нам это если и имеет отношение - только в качестве указание на некоторую степень "монгольских" истоков, хотя и не уверен... Есть некоторые особенности,

Ren Ren
P.M.
7-3-2016 23:31 Ren Ren
Совершенно верно.
Если бы удалось увидеть вторую сторону рукояти, и убедиться в наличии рыбки так же и там, то можно и порассуждать об указаниях
Esky
P.M.
8-3-2016 01:08 Esky
Originally posted by Ren Ren:

Если бы удалось увидеть вторую сторону рукояти, и убедиться в наличии рыбки так же и там


Видел несколько подобных - к сожалению, на тех рыбка была одна, но в разном исполнении.
Правда - всегда смотрела головой в одну сторону на всех рукоятях.
Ren Ren
P.M.
8-3-2016 01:31 Ren Ren
Esky:

Правда - всегда смотрела головой в одну сторону на всех рукоятях.

Сугубо, ИМХО, в оружии это скорее правило, чем исключение.
Когда символы начинают вертеться туда-сюда, это, ммм.. . признак упадка школы, как минимум.

Esky
P.M.
8-3-2016 01:40 Esky
Originally posted by Ren Ren:

в оружии это скорее правило,


Безусловно - ведь что-то обуславливает расположение элементов в определенном порядке.

Guns.ru Talks
Историческое холодное оружие
непятничная викторина для орнаменталистов ( 5 )