ПЕРВОГО МАЯ 1960-ГО ГОДА В НЕБЕ НАД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ БЫЛ СБИТ АМЕРИКАНСКИЙ САМОЛЕТ РАЗВЕДЧИК, КОТОРЫМ УПРАВЛЯЛ ГАРРИ ПАУЭРС
Как известно, он выжил. А вот капитан Сергей Сафронов - пилот советского МИГ-19, поднятого на перехват, погиб. Повторный залп ракетчиков поразил его истребитель. Сегодня об этом вспоминают очевидцы и участники тех событий.
Сегодня в части, где несли боевое дежурство ракетчики ПВО, на плацу по-прежнему стоит ракета. Такой же ракетой был сбит американский самолет-шпион. Локхид У-2 засекли еще над южными границами СССР. Он летел на высоте более 20 000, которая была недосягаема для советских истребителей. Новый экспериментальный истребитель - перехватчик СУ-9 мог бы достать Локхида. Но на самолете не было оружия, и пилот летел без аэрокостюма для полетов в стратосфере.
Поэтому не выполнил приказ взять американца на таран. Тем временем самолет-шпион начал фотосъемку химкомбината Маяк, производящим обогащенный уран. Не зная, что уральские части ПВО уже приняли на вооружение новые противовоздушные ракеты.
МИХАИЛ ВОРОНОВ, командир дивизиона ПВО в 60-е годы: "Обломки рассыпались на очень большой площади. Потом пионеры очень часто эти обломки нам приносили из леса".
После взрыва ракеты экраны радаров покрылись рябью. Командование решило, что противник применил радиопомехи, и отдало приказ продолжать огонь. Ракета захватила цель. Ей оказался один из двух советских МИГ-19, поднятых на помощь СУ-9 для перехвата американского шпиона.
МИХАИЛ ВОРОНОВ, командир дивизиона ПВО в 60-е годы: "Айвазян, ведущий, сумел увильнуть, глубокое пикирование сделал, а Сафронов не успел. И Сафронов был сбит".
Американский пилот Гарри Пауэрс приземлился, близ уральской деревни Поварня. К нему уже со всех сторон бежали местные жители, которые решили, что проходят показательные выступления парашютистов, посвященные первомайским праздникам.
Пилоту помогли загасить парашют. И тут народ разглядел, что на голове у него шлем, а на костюме иностранные надписи. Летчик, встав с земли поднял руки вверх, явно сдаваясь в плен. Попросил жестами закурить, поскольку не говорил по-русски.
Его угостили папиросой. Жителей деревни больше всего поразила экипировка летчика. У него было оружие, надувная лодка англо-русский разговорник и инструкции по выживанию в лесу.
СТЕПАН ПИНЯСКИН, очевидец: "Даже в книжечке описано, какие грибы съедобные, как уху варить, как сделать рогатку".
Еще у Пауэрса было пять тысяч советских рублей - примерно столько стоила тогда 21-я "Волга". Хотя позже выяснилось, что все эти вещи пилоту вряд ли бы пригодились. При катапультировании самолет должен был взорваться - в кресле пилота находилась взрывчатка. Гарри Пауэрс не катапультировался, а просто выбросился в окно кабины. Кроме того, была у него и отравленная булавка, чтобы покончить жизнь самоубийством. Но и ей Гарри Пауэрс не воспользовался.
На суде в Москве его приговорили к 10 годам, а через 2 года обменяли на советского разведчика Абеля. Гарри Пауэрс разбился в 1977 году, управляя вертолетом. Есть версия, что авиакатастрофу подстроило ЦРУ, которое не простило Пауэрсу его показаний в советском суде.
ОРТ.ру