вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Радары без работы

Said_PVO
P.M. Ц
27-2-2008 11:18 Said_PVO
Радары без работы
Екатерина Калиновская, автор <Эксперт Украина>

Россия больше не хочет зависеть от Украины в вопросах стратегической безопасности. Оставшиеся без заказчика РЛС могут стать для нашей страны либо источником новых проблем, либо новых возможностей

Фото: Арвидас Шеметас


На прошлой неделе американцы уничтожили свой сошедший с орбиты спутник. Отработавшие сателлиты и другой космический мусор становятся все более серьезной проблемой. Они мешают запуску новых объектов и могут упасть на землю, что чревато разрушениями и жертвами. Бороться с этой новой угрозой ведущим мировым космическим державам способны помочь украинские радиолокационные станции в Мукачево и Севастополе, от которых отказались российские военные.

Президент России Владимир Путин 12 февраля подписал закон о денонсации российско-украинского соглашения <О средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства>. Так Москва на правовом закрепила свой отказ от использования украинских радиолокационных систем (РЛС), расположенных в Севастополе и Мукачево. В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что эти системы исчерпали свой технический ресурс еще в 2005 м, а украинская сторона <самоустранилась от выполнения обязательств по поддержанию постоянной готовности узлов>. Министерство обороны Российской Федерации также считает, что передача РЛС от украинского военного ведомства (это произошло в 2005 году) в распоряжение Национального космического агентства Украины (НКАУ) ставит под сомнение достоверность получаемой информации. В соглашении было записано, что практическое использование радиолокационных систем прекращается через год, после того как одна из сторон сообщит другой о денонсации. В Национальном космическом агентстве <Эксперту> заявили, что такого уведомления они пока не получали. Так что работать в интересах России станции будут еще минимум двенадцать месяцев. Что делать с ними потом - Киев еще не решил.

Слишком дорогой <Днепр>
Расположенные на территории Украины РЛС - часть огромной советской сети противоракетной обороны, которую унаследовала Россия. Станции являются объектами наземного эшелона системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Он состоит из девяти отдельных радиотехнических узлов (ОРТУ), пять из которых находятся за пределами РФ (в Украине, Казахстане, Азербайджане и Белоруссии). В нашей стране базируются ОРТУ <Берегово> в Мукачево и <Николаев> в Севастополе. На каждом узле имеется по одной радиолокационной станции <Днепр>. Разработку РЛС этого типа московский Радиотехнический институт (РТИ) начал еще в середине 60 х годов прошлого века, чтобы контролировать все радиоопасные направления (сейчас предприятие-разработчик входит в ОАО <Концерн РТИ Системы>, которое принадлежит российской АФК <Система> ). В начале 70 х строительство этих радиолокационных систем было развернуто на территории УССР, монтаж станций завершился только в 1979 году.

Дальность обзора с обеих станций составляет около четырех тысяч километров (время оповещения о координатах обнаруженного объекта - десять-пятнадцать минут). Мукачевская охватывает территорию Европы и Северной Атлантики, а Севастопольская следит за Балканами, Ближним Востоком и частью Ирана. Хотя основная функция РЛС - обнаружение запусков баллистических ракет и обеспечение нанесения ответного встречного удара, станции могут отслеживать и любые летающие объекты в зоне своего действия. Ценность наших радиотехнических узлов в том, что их секторы обзора охватывают почти семьдесят процентов юго-западного и западного ракетоопасных направлений.

С 1992 года обе станции являются собственностью Украины. В последующие несколько лет Киев вел переговоры с Москвой о принципах их эксплуатации (после отказа нашей страны от ядерного оружия они стали ей не нужны). В результате в 1997 м было подписано специальное соглашение, в котором Россия признала, что станции принадлежат Украине. Организационно они входили в состав наших Вооруженных сил, и украинские военные эксплуатировали их до 2005 года. Затем РЛС были переданы в управление Национальному космическому агентству и уже больше двух лет считаются гражданскими, а не военными объектами. Радиолокационная информация поступает от станций в Солнечногорск - прямо на центральный командный пункт СПРН космических войск Российской Федерации по принадлежащим россиянам системам передачи данных (украинские военные эту информацию не получают). Однако в НКАУ она поступала даже тогда, когда станции находились в подчинении украинского Минобороны. Наши военные тоже могли бы получать эти данные, но они не пользовались такой возможностью.

За эти сведения российская сторона должна была выплачивать полтора миллиона долларов в год. Но суммы, получаемые от РФ, покрывали лишь 25-30% общих расходов на содержание РЛС. По информации руководителя исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергея Згурца, одно время деньги в Киев вообще не поступали: пока станции находились в подчинении нашего Минобороны, средства шли в счет оплаты российских запчастей для ремонта авиационной техники. После передачи станций НКАУ был заключен договор, согласно которому российское оборонное ведомство напрямую рассчитывается с украинским космическим агентством.

Другая геометрия
Объявление о денонсации соглашения и визит президента Виктора Ющенко в Москву не случайно совпали по времени. <Предложение выйти из договоренности российское правительство передало в Думу еще полгода назад, но решение было принято только сейчас. Скорее всего, это стало реакцией на письмо украинских политиков в Брюссель (о присоединении к Плану достижения членства в НАТО. - "Эксперт"), - заявил эксперт российской компании "РОЭЛ Консалтинг" Андрей Ионин. - Кроме того, уже идут разговоры об отказе от производства вертолетных двигателей на заводе "Мотор-Сiч". Большинство направлений военно-промышленного сотрудничества с Украиной планомерно сворачиваются. > Однако главная причина отказа Москвы от использования станций - не в стремлении наказать Украину и не в том, что эти объекты устарели технически (хотя установленные разработчиками сроки гарантийной эксплуатации истекли еще в середине 90 х, ресурсы РЛС, как и многих других средств ПВО, постоянно продлеваются). Стратегическая цель России - создать собственный контур контроля над ракетоопасными направлениями. Согласно оборонной программе РФ, рассчитанной до 2015 года, все наземные силы СПРН необходимо обновить и оптимизировать. В ближайшие годы наши соседи откажутся не только от украинских станций, но и от подобных объектов в Казахстане (РЛС <Днепр> в Балхаше), Азербайджане (мощнейшая РЛС <Дарьял> ) и, возможно, даже в Белоруссии (хотя размещенная в Барановичах станция <Волга> была построена только в 2002 году). И это притом, что в отличие от Украины, в этих странах работу РЛС контролируют российские военные. В этом стратегическом вопросе Москва больше не желает зависеть от партнеров по СНГ.

Россия уже определила будущую конфигурацию наземных объектов СПРН. Новая радиолокационная станция <Воронеж-ДМ>, разработанная московским НИИ дальней радиосвязи (входит в концерн, который занимался разработкой РЛС <Днепр> ), должна заменить сначала все станции, находящиеся на территории СНГ, а потом и старые российские радары. Первый такой объект был построен в 2006 году в Лехтуси (Ленинградская область). Еще одна РЛС (в Армавире) будет введена в эксплуатацию до 2010 года. Станция в Лехтуси закрыла северо-западное ракетоопасное направление, а Армавирская позволит перекрыть юго-западное, частично компенсировав потерю севастопольской и азербайджанской РЛС. После этого РФ станет не нужна информация украинских радаров. <Напрямую связывать совпадение векторов направленности тех или иных российских и украинских станций не совсем правильно, поскольку раньше геометрия размещения РЛС учитывала интересы всего СССР, а расположение строящихся станций выбрано только с учетом потребностей России>, - поясняет Сергей Згурец. Кроме РЛС, созданных для замещения иностранных радаров, РФ также собирается развернуть на своей территории несколько <Воронежей> (предположительно, в Алтайском крае, Иркутской области и Республике Коми). После этого весь контур ракетоопасных направлений замкнется.

Новые модели являются радарами другого поколения, сконструированными по модульному принципу (для них не нужно строить огромные многоэтажные капитальные сооружения, как для украинских станций <Днепр> ). Площадь принимающей сигналы ажурной решетки российских РЛС - всего 40 * 40 метров, что очень мало для подобного радара. Их технические характеристики также гораздо лучше, чем у <Днепра>. Хотя дальность обнаружения у них составляет те же четыре тысячи километров, но электроэнергии они потребляют значительно меньше - 0,7 МВт (<Днепр> - 2 МВт). Объем монтируемой аппаратуры <Воронежа-ДМ> меньше в семь раз - всего 23 единицы (у <Днепра> - 180 единиц). Чтобы развернуть новую РЛС, необходимо около двух лет, тогда как для <Днепра> понадобится целых шесть лет. Обработка полученных сигналов ведется в цифровом формате. В отличие от прежних РЛС, станции <Воронеж-ДМ> работают в дециметровом, а не метровом диапазоне, что гораздо лучше для окружающей среды. Для их обслуживания достаточно пятнадцати человек, тогда как на станциях <Днепр> работают около сорока сотрудников. Стоимость новых РЛС - полтора миллиарда рублей (60 млн долларов), что совсем немного по сравнению с разработанными в СССР радарами, обходившихся в 30-40 млрд долларов. Так что преимущества <Воронежа> очевидны.

К чему их приспособить
У нашей страны еще есть время, чтобы решить дальнейшую судьбу объектов в Мукачево и Севастополе. Конечно, эти радары можно разобрать и пустить на лом (так поступили в латвийской Скрунде, когда демонтаж одной из оставшихся от Советского Союза РЛС являлся одним из условий вступления страны в НАТО). Однако даже слегка устаревшие станции все-таки остаются продуктом космических технологий. Их демонтаж - это потеря уникальных объектов и кадров.

Вариантов их дальнейшего использования несколько. Их можно сделать элементом национальной противоракетной обороны (ПРО) Соединенных Штатов, Единой европейской системы безопасности или частью совместного с Европейским космическим агентством проекта по реализации гражданских программ по наблюдению за ситуацией в космическом пространстве (отслеживанию орбит различных спутников, контролю над космическим мусором и пр.). По мнению экспертов, наиболее оптимальным является последний вариант невоенного использования РЛС. <Принципиальное отличие американского подхода в том, что США строят не только станции контроля, но и управления - это позволяет обнаруживать чужие ракеты и сбивать их своими противоракетами. Наши РЛС обеспечивают только контроль. Чтобы вмонтировать украинские станции в американскую систему ПРО, необходимо создать промежуточные устройства для интеграции информации. Европейская противоракетная оборонная система только разрабатывается, ее конфигурация пока непонятна. Поэтому сейчас наша страна предлагает непонятно что и неясно кому>, - считает Сергей Згурец.

По словам начальника управления НКАУ Евгения Махонина, РЛС можно использовать в Общей государственной целевой научно-технической космической программе. <Это позволит решить целый комплекс задач: контролировать орбитальную группировку, а также вывод коммерческих и военных космических аппаратов на заданную орбиту, причем не только отечественных, но и международных. К примеру, недавно мы участвовали в коммерческом проекте по изготовлению и запуску космического аппарата "ЕгиптСат-1">, - пояснил Махонин.

В любом случае, для дальнейшего использования радаров понадобятся серьезные затраты на их модернизацию (соответствующую оценку Национальное космическое агентство еще не проводило). По мнению Евгения Махонина, необходимые инвестиции будут зависеть от конкретных задач. Их диапазон может быть очень широким. На масштабную модернизацию потребуются большие средства, если ограничиться поддержанием технического состояния и незначительным обновлением, будет достаточно и нескольких сотен тысяч гривен.

Главное для украинской власти - удержаться от соблазна сдать станции на лом. <Если руководство страны примет такое решение, это будет трагично и неразумно, - считает Евгений Махонин. - Эти комплексы являются достоянием нации. Сейчас контроль над космическим пространством активно ведут всего три страны: США, Россия и Украина. Остальные делают это время от времени. В то же время государства, у которых таких станций нет, настойчиво пытаются их создать, в частности, Франция и Китай. >

<Эксперт Украина> N8 (153)/25 февраля 2008 expert.ru