Guns.ru Talks
Текущие новости ПВО и ПРО
Торговля оружием - дело интимное (ЗРК "Тор-М1")

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Торговля оружием - дело интимное (ЗРК "Тор-М1")

Said_PVO
P.M.
1-3-2002 01:17 Said_PVO
Торговля оружием - дело интимное
Русские зенитки на службе иностранных армий

Иван Егоров, ГАЗЕТА 27.02.2002
gzt.ru

Греция готова приобрести у России 29 зенитно-ракетных комплексов "Тор-М1" в дополнение к поставленному ранее 31 комплексу. Это может произойти в рамках ранее подписанного с Грецией контракта. Стоимость основного контракта оценивалась в 800 миллионов долларов, дополнительного - еще в 700-750 миллионов. Интерес греческих военных к "Торам" легко объясним: как заявил в интервью военному обозревателю "ГАЗЕТЫ" гендиректор Ижевского электромеханического завода "Купол" Сергей Васильев, превосходство наших систем ПВО над иностранными аналогами настолько значительно, что России даже не стоит опасаться выхода США из Договора по ПРО.

"ШЕСТИТОННАЯ МИШЕНЬ БЫЛА РАЗОРВАНА НА МЕЛКИЕ ОСКОЛКИ"

- После успешного контракта с Грецией на поставку "Торов" в 1998 году сложилось впечатление, что "Купол" ушел в тень. Больше контрактов не поступает?
- Определенную сумятицу в продолжение контракта внесли прошлогодние перестановки в греческом правительстве. Но думаю, что сейчас этот своеобразный период затишья заканчивается. Возможно, что в этом году у нас будет серьезнейший прорыв по контрактам. Это чувствуется даже по тому интересу, который в последние месяцы проявляют к нам крупнейшие российские банки. Но заранее мы не будем шуметь, как это делали раньше. Все сделаем тихо, спокойно.

- Кроме Греции, еще кто-то проявляет интерес к "Торам"?
- Торговля оружием - дело интимное. Мы ведем переговоры с разными странами и не опережаем события. Большой интерес проявляют страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. В октябре 2001 года на полигоне Капустин Яр проводили показательные стрельбы для одного из наших потенциальных покупателей. Запускали мишень "Стриж" - аналог американского "Томагавка", которую специально попросил заказчик. Мы волновались - первый раз стреляли по такой мишени, причем для "Тора" были поставлены крайне жесткие условия. Мишень должна лететь на высоте не более 50 метров и со скоростью 500 м/с, то есть в два раза быстрее реального "Томагавка". В итоге получилось просто блестяще - шеститонная мишень была буквально разорвана на мелкие осколки. Стреляли сразу двумя ракетами, так вот: сначала попала одна, а потом, через мгновение, вторая буквально добила мишень.

Второй крупный потребитель наших изделий - Китай, купивший около 30 комплексов. В 1997 году было подписано межправительственное соглашение между Москвой и Пекином, по которому в счет долга Китаю планировались крупные поставки военной техники, в том числе и "Торов". В 2000 году на испытательном полигоне в Китае прошли стрельбы "Торов", где они показали 100-процентное поражение всех целей. За эти стрельбы министерство обороны КНР удостоило наш завод специальной медали.

Совсем недавно были на заводе югославы. У них есть огромное желание купить, но пока все упирается в финансовые трудности.

- В начале февраля в Риме министр обороны Сергей Иванов заявил, что Россия намерена продавать Ирану обычные вооружения, в том числе и средства ПВО ограниченного радиуса действия. Это касается "Купола"?
- Не буду скрывать, что иранский рынок для нас является очень перспективным, но комментировать пока ничего не могу.

"МЫ ИХ ОПЕРЕЖАЕМ ЛЕТ НА 25"

- Как вообще удалось протолкнуть наши "Торы" на европейский рынок, где традиционно главенствуют страны НАТО?
- Наши основные конкуренты - немцы и французы, но "Тор" на порядок превосходит их образцы. И это не просто наше заявление - это факт. Греки никогда бы не стали покупать технику у нас, если бы она выгодно не отличалась от иностранных аналогов. Причем даже независимо от того, как работает наш посредник, который заключал этот контракт, и какие выгоды сулит. Наши первые контакты с греками начались с того, что мы в 1997 году поставили им 16 ЗРК "Оса". Это комплекс в 1990 году был снят с производства. Мы купили "Осы" у нашей армии, отремонтировали их - и греки были в восторге. А уже в 1998-м мы выиграли тендер на поставку сухопутным силам греческой армии ЗРК "Тор-М1". Мало того, в мае 2000 года на военном полигоне НАТО прошли стрельбы ЗРК "Тор-М1" и ЗРС "Оса-АКМ". Причем сценарий стрельб прорабатывался в генштабе НАТО с постановкой всевозможных помех. Главной целью было показать уязвимость наших изделий, но ничего у них не вышло: 4 цели - 4 попадания. Стрелявшие там же немецкий ЗРК "Роланд" и французский "Кроталь" проиграли "Торам" по всем параметрам.

- А греческих военных вы сами готовили?
- Примерно 60% обучения происходит на заводе и 40% - в Оренбургском учебном центре ПВО. На моих глазах молодой греческий офицер, который в свое время приезжал к нам учиться на "Торах", от лейтенанта дорос до полковника. Сейчас он очень уважаемый человек в греческой армии, как говорят на нашем сленге, даже "строит" генералов. Сам он просто в восторге от "Тора".

- Насколько этот комплекс новый и насколько опережает западные образцы?
- Мы начали выпускать "Тор" с 1991 года, а разработан он был еще в конце 70-х. То есть прошло уже больше 20 лет, и все равно наши "Торы" опережают иностранные аналоги лет на пятнадцать.

- По идее, для такой сложной техники рабочий цикл как раз и составляет 20 лет, после чего должно появляться что-то новое. Готовится ли что-то на смену "Тор-М1"?
- Давайте не будем пока опережать события. Могу только сказать, что, конечно, наша наука на месте не стоит. Как это ни парадоксально, даже выход американцев из Договора по ПРО действительно не опасен для России. В области систем ПВО еще в Советском Союзе мы их опередили лет на 25. Тогда были деньги, причем огромные деньги, которые вкладывались именно в это направление науки. И пока еще работают наши знаменитые конструкторы, наука наша движется. Другое дело - их с каждым годом становится все меньше и меньше.


ВОЕННЫЕ ОЛИГАРХИ

- Кстати, сейчас, по мнению аналитиков, "Купол" ожидает наплыв контрактов по ремонту и модернизации ЗРК "Оса", которые в советское время в разные страны поставили более 600 штук.
- Мы участвуем при посредничестве "Рособоронэкспорта" практически во всех международных выставках, которые в той или иной мере связаны с ПВО. Летали и в Южную Америку, недавно были в Малайзии. Очень большой интерес к нашим стендам со стороны иностранных специалистов, причем не столько к "Осам", сколько к "Торам". Пытаются даже выяснить перспективу создания новых комплексов. Интерес этот не случаен: в мире сейчас очень много внимания уделяют развитию средств ПВО.

- У вас на заводе нет собственного КБ, но при этом деньги на науку вы тратите?
- Мы финансируем нашего главного разработчика - Научно-исследовательский электромеханический институт. В прошлом году перечислили им 11 миллионов долларов. Если мы не будем вкладываться в науку, останемся без новых разработок и соответственно перспективных контрактов.

- Самый успешный для завода год?
- За последние 10 лет - 2000-й. Тогда объем производства составил 11,5 миллиарда рублей, или 330 миллионов долларов. Хотя реально мы отчитались за 360 миллионов. То есть изготовили больше, чем продали. И сейчас готовые изделия стоят у нас на ответственном хранении. Как только у нас появляется контракт, мы готовы в любой момент продать не менее полка "Торов" (полк - 16 комплексов. - "ГАЗЕТА"). А по итогам 2000 года меня даже записали в список 100 олигархов под ? 96. Причем 97-м поставили моего непосредственного начальника Владимира Симонова, тогда председателя совета директоров концерна "Антей". В 2001 году объем производства несколько снизился и составил порядка 8 миллиардов рублей.

- Сами вы оружие не продаете, за вас работают посредники в лице "Рособоронэкспорта" и "Антея". Вы довольны этим?
- Я считаю, что это правильная система, когда мы не забиваем себе голову оформлением контрактов. И не было ни одного контракта, который мы заключили себе в убыток. Более того, иногда даже получали прибыль сверх того, что закладывалась.

- Существует идея, что торговать головными изделиями, к которым относится и "Тор", будет только "Рособоронэкспорт", а "Антей" и другие спецэкспортеры будут торговать запасными частями, ну и так называемой мелочовкой.
- Это не лишено здравого смысла. Когда возникает конкуренция между спецэкспортерами внутри страны, это вредит. Что касается того, кто будет нашим посредником, - без разницы. Главное, чтобы контракты выполнялись. Но все-таки "Рособоронэкспорт" в этом плане выгодно отличается от других спецэкспортеров. Это все-таки специализированная компания с сотнями служащих, а не просто отдел ВТС из 10 человек, как в концернах.

РУССКИМ ВОЕННЫМ "ТОР" НЕ НУЖЕН

- А как сейчас обстоят дела с гособоронзаказом?
- Плохо. В этом году он увеличится процентов на 20, но все равно этих средств не хватит даже для сборки одного "Тора". Денег хватает только на единичный ремонт техники, которая приходит из войск. При этом долг Минобороны заводу сейчас вырос до 87 миллионов рублей.

- То есть наша армия в ближайшие годы "Тор" не увидит?
Да, к сожалению, у нашей армии денег на "Торы" сейчас нет. То, что прописано по нам в программе вооружений до 2010 года, мы можем сделать за один квартал. Это огорчает, но мы понимаем, что наше ближайшее будущее, 5-10 лет, - это все равно поставки на экспорт. Но при этом еще в 2000 году мы подготовили специальное решение, которое утвердил тогда первый замминистра обороны Николай Михайлов. Мы фактически на условиях лизинга были готовы поставить в вооруженные силы 4 современных "Тора". Они у нас были готовы и сейчас до сих пор стоят, причем расчет за них мы просили начать только с 2002 года. Понимая, что у государства сейчас денег на такие изделия нет, мы вложили в них собственные средства. Мы предлагали: вы заберите их, а график расчета составим позже.

- И что в итоге?
- В итоге отказались. После того как сменилось руководство Минобороны, видимо, всем стало не до "Торов"

- А у нас на вооружении вообще "Тор" есть?
- Есть, но немного. И они уже устарели. "Тор" совершенствуется постоянно, и 4 образца, которые мы сделали для российской армии, были действительно новейшими. Такие мы даже на экспорт не поставляли.

- Так, может, еще договоритесь с Минобороны?
- Не знаю. Скорее всего, как это ни прискорбно, придется их продать.

СВИНЕЦ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ

- Кстати, у вас с энергетиками нет проблем, а то сейчас всех отключают:
- У нас нет задолженности ни по электроэнергии, ни по налогам, ни по зарплате. На заводе, наверное, сейчас самая высокая в городе зарплата - в среднем по 5 тысяч рублей.

Нами освоено и конверсионное производство, пытаемся потихоньку заниматься коммерцией. В начале 90-х, когда оборонная отрасль была поставлена на грань вымирания, мы начали искать идею: за счет чего можно выжить. И при помощи ученых новосибирского Академгородка нашли ее - производство так называемого чистого свинца 9999-й пробы. Мы пошли на риск - вложили в это собственные деньги, но зато теперь в этой технологии мы обогнали весь мир. До этого чистый свинец, который используется в микрочипах, добывали только с затонувших кораблей, пролежавших на дне моря больше 200 лет. Мы попали на американский рынок, что мало кому удается. Например, один из наших партнеров сейчас - IBM. На уровне нашей торговли не сказался даже спад производства в США после 11 сентября. За прошлый год нам удалось продать свинца на 1 миллион долларов.

Теперь уже закупаем современное оборудование. В прошлом году нашли в Германии суперсовременный пятикоординатный станок за 800 тысяч долларов, решили купить. В Германии есть специальная комиссия, которая дает разрешение на продажу подобной техники. Они зашли на наш сайт, увидели, что мы делаем "Торы", и запретили немецкому заводу продавать его нам. Но через третьи руки мы все-таки смогли его купить.

- Используете его сейчас при изготовлении "Торов"?
- Да, мы же должны повышать качество наших изделий. Этот станок позволяет сейчас в тысячу раз снизить трудоемкость производства, но при этом повышает точность изготовления деталей.

СПРАВКА

"Тор" - единственный комплекс в мире, который способен определять государственную принадлежность и распознавать воздушные цели по типам.

Ижевский завод "Купол" начал серийное производство зенитно-ракетной системы нового поколения "Тор-М1" в 1991 году. Прообразом "Тора" стал ЗРК "Оса". "Тор-М1", по мнению российских и зарубежных экспертов, совмещает в себе уникальные конструкторские решения и высокие технологии производства: вертикальный пуск ракет, способность одновременного сопровождения до 48 целей, выбор наиболее опасных из них и уничтожение одновременно двух целей.

"Тор-М1" способен эффективно бороться со всеми современными и перспективными видами противорадиолокационных и крылатых ракет, дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолетов и вертолетов, в том числе выполненных по технологии "Стелс". Это единственный комплекс в мире, способный одновременно сопровождать и вести огонь по двум целям в диапазоне высот от 10 до 6000 метров одной боевой машиной, практически без участия боевого расчета.

"Тор-М1" на ходу обнаруживает цели, а его РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР) позволяет практически мгновенно (через полсекунды) перейти на автосопровождение, а также одновременное сопровождение двух целей и двух ракет в секторе ФАР. В комплексе такого класса впервые пуск ракеты осуществляется вертикально из корпуса БМ, что позволяет сократить до минимума время, особенно необходимое для поражения внезапно появляющихся воздушных целей.

Тор-М1
Зона поражения:
по дальности - 1-12 км
по высоте - 10-6000 м
Зона обнаружения:
по дальности - 3-27 км
по высоте - 10--6000 м
Вероятность поражения истребителя одной ракетой - 45-80%
Максимальная скорость поражаемых целей - 700 м/с
Время реакции - 4-10 сек.
Скорость полета ракеты - 700-800 м/с
Время развертывания (свертывания) - 3 мин.
Число целевых каналов - 2
Число одновременно обнаруживаемых целей - 48
Число ракет на боевой машине - 8
Масса ракеты - 165 кг (боевой части -14,5 кг)
Год принятия на вооружение - 1991-й

Guns.ru Talks
Текущие новости ПВО и ПРО
Торговля оружием - дело интимное (ЗРК "Тор-М1")