В качестве эпиграфа: ".. . Какой-то мексиканец с лицом оливкового цвета, в широкополой шляпе, в короткой куртке и широких брюках вышел вперед, бросил свою сигарету, церемонно снял шляпу и сказал, обращаясь к французу: - Кабальеро, не угодно ли будет вашей милости сделать мне честь и воспользоваться моими услугами в качестве секунданта? - Я буду считать это за честь для себя, сеньор, и принимаю с благодарностью. - Ваша милость просили нож. Вот моя наваха [большой складной нож(исп.)]. Не знаю ничего лучшего, когда надо кому-нибудь выпустить кишки. - Вы крайне добры, ваша милость. Благодарю вас, кабальеро."(с)Луи Буссенар, "Похитители бриллиантов".
Итак, казалось бы, про старую добрую наваху написаны миллионы обзоров и ревю, нож покрыл себя вечной и неувядаемой славой, благодаря героической испанской герилье, бесстрашным авантюристам-бандолерос, угрюмым баратеро и забиякам-мачо и уличным красавицам- махам.. . Множество мастеров в Испании и по сей день выпускают огромное количество разнообразных по цене и качеству навах, не отстает от них и фабричное местное производство(Joker, J.J. Martinez и прочие), не говоря уже о таких монстрах в производстве ножей, как Cold Steel.
Совсем недавно на свет появилась новая ножевая фирма- Dionisio Zapatero, основанная моим хорошим знакомым Денисом Черевичником. После сногсшибательного успеха своей книги автор решил заняться тем, что у него великолепно удается- ножами. Органично и метко выбрана и целевая ниша- исторические складные ножи ручной работы. На данный момент в ассортименте есть опасные бритвы, выпущенные по мотивам калабрийской бритвы "mozzetta", а также точные копии сицилийцев "da sfregio" и "rasolino". Но бритвы- бритвами, в данный момент я хотел остановиться на навахах Тьерского образца, которые еще изредка встречаются на французском Е-бее.
Немного истории: в какой-то момент из-за драконовских антиоружейных законов, введенных в Испании, пальму первенства перехватили французские оружейники из Тьера и Шательро, которые, зная любовь испанцев к вычурности и внешней эффектности, внесли изменения в форму ножа: лезвие приобрело "скимитарную" форму, на обухе появился ярко выраженный "горб", а на хвостовике рукояти появился "хвост гремучей змеи". А от укуса ее, как известно, спасения нет.
Считаю, что, выбрав именно французский вариант навахи, автор попал в самую точку. Чисто испанских навах- огромное количество, "Имя им- легион". А вот французов практически нет.. . Опять же, по моему скромному мнению, французская эстетика во всем, в том числе и в ножах, великолепна. "Хвост гремучей змеи", цветок лилии- этот знаменитый "флер де лис" на больстере, воздушность и выверенность форм, великолепная отделка- все это превращало старинные французские складные ножи в произведение искусства, которыми можно любоваться часами. Они- как цветы, красивые и опасные, как цветы зла...
"... Безумье, скаредность, и алчность, и разврат И душу нам гнетут, и тело разъедают; Нас угрызения, как пытка, услаждают, Как насекомые, и жалят и язвят."(с) Ш. Бодлер.
И если я уж упомянул о Бодлере, то стоит и вспомнить о его времени- времени французского "Серебряного века". Так уж получилось, что и два "зурина"("перо" на французском уголовном жаргоне) как раз относятся к этому периоду: периоду абсента и кокаина, продажной любви, декаденса и грозных французских "апашей"- франтов, щеголявших в блестящих туфлях, кепках, небрежно повязанных шейных платках и рубашках с отложным воротником, которые сейчас носят их имя. А каждый себя уважающий апаш тогда носил нож. И пользовался им так же смело и вуртуозно, как и "коллеги по цеху" в Италии и Испании.
".. . Единственный способ избежать смертного приговора - это заставить его выхватить нож первым. Для этого я должен ясно показать ему что мой - наготове. Тогда он точно выхватит свой. Это можно сделать или до, или сразу же после очной ставки. Во время нее убивать нельзя, иначе охранники могут начать стрелять. Всю ночь я боролся с собой.. . И в конце концов пришел к выводу, что если он не выхватит нож первым, убивать я его не буду. Я не спал всю ночь и выкурил целую пачку сигарет. Осталось только две, когда в шесть утра принесли кофе. Я был настолько взвинчен, что, хотя это строжайше запрещалось, попросил разносчика кофе, рядом с которым стоял охранник: - Вы не раздобудете мне несколько сигарет или Табаку? С разрешения начальника, конечно. У меня все вышли, господин Антарталия. - Ладно, дайте ему, если есть. Сам я не курю. Я действительно сочувствую вам, Папийон. Я корсиканец и уважаю тех мужчин, которые ведут себя как мужчины, а не как вонючее Дерьмо. Без четверти десять я был уже во дворе, ожидай вызова в суд. Нарик, Кенье, Бурсе и Карбоньерн тоже ждали. Из охраны на очной ставке должен был присутствовать тот самый Антарталия, который приходил утром. Он говорил с Карбоньери по-корсикански. Распахнулись ворота, и во дворе появились араб, что лазил на дерево, еще один араб-охранник из мастерских и Бебер Селье. Увидев меня, последний приостановился, но сопровождавший его охранник сказал: - Иди, но только держись от всех остальных в сторонке. Стань вон там, справа. А ты, Антарталия, проследи, чтобы между ними не было контактов. Нас разделяло метра два. Антарталия заметил: - Никаких разговоров между заключенными.
Карбоньери продолжал говорить по-корсикански со своим земляком, а тот не спускал с нас глаз. Внезапно охранник наклонился, чтобы завязать шнурок, и в это время я сделал знак Матье подойти поближе. Тот тут же смекнул, в чем дело, покосился на Бебера и плюнул в его сторону. Когда охранник выпрямился, Карбоньери продолжал говорить, словно ничего не произошло, и настолько отвлек его внимание, что я успел сделать шаг вперед и никто ничего не заметил. Рукоятка ножа уже лежала в ладони. Только Бебер Селье заметил это. И с невероятной быстротой - а нож у него оказался уже открытым в кармане брюк - ударил меня им в бицепс правой руки. Сам я левша, и тут же одним коротким движением вонзил нож ему в грудь по самую рукоятку. Звериный вой 'а-а-а!' и он повалился на землю. Выхватив револьвер, Антарталия крикнул: - Назад, парень! Лежачего не бьют! Иначе пристрелю тебя на месте, а мне этого не хочется. Карбоньери подошел к Селье, пнул его ногой по голове и что-то сказал по-корсикански. Я понял, он мертв."(с) А.Шарьер, "Папийон".
Вот такие ножи.. . Ножи с душой, берешь в руку, и ощущаешь дух эпохи. Закроешь глаза, а перед глазами стоит Париж, узенькие улочки, маленькие уютные кафе, подворотни и проходы, в которых и сейчас, как и раньше, временами стоят женщины, торгующие продажной любовью, но уже не встретишь бывших ранее головорезов.
Теперь техническая сторона вопроса: ручная работа, не подкопаешься. Все сделано добратно, начиная с богатого кожанного чехла, в котором можно хранить как ножи, так и бритвы, до самых мелких заклепок на рукояти. А дьявол, как известно,- он кроется в деталях. А здесь- все детали до того великолепны, что даже оторопь берет! Сразу скажу любителям вопросов по люфтам- нет! Штифтовой замок великолепно выбирает все люфты. По клинкам: 150 и 155 мм., клинок на навахе с гардой нуждается в дополнительной заточке, но это- дело времени! Скажу, что клинок на навахе без гарды сложнее за счет более сложного обуха. Рукояти: на навахе с гардой- кость, на простом "зурине"- светлый рог. Все подогнано просто изумительно. И рукояти- теплые! Меня уже спрашивали, а насколько они удобные- эти вычурные рукояти? Как оказалось, дико удобные! Как не возьми нож в руку, а все удобно! И возникает вопрос: стоит ли забывать и отсекать все старое, как не нужное? Хотел бы сказать, что дальше в планах еще более больший француз, чем эти два "зурина"- классический "Ятаган" под Шательро. Клинок будет аж 18 см. Я брать буду точно! А теперь фотографии...
Ножи, просто офигенные, если углеродка на клинках, то вообще - путешествие во времени. Но подскажите, почему у навах, и в частности у ножей , которые в вашем обзоре, странный скос обуха? Ведь такой клин должен тормозиться при уколе в месте перехода заточенного скоса в прямую часть обуха? Или я ошибаюсь? Конечно, эти навахи делались не для того, на что были рассчитаны в давние времена, но все же.
Originally posted by Добрый Ээх: Ножи, просто офигенные, если углеродка на клинках, то вообще - путешествие во времени. Но подскажите, почему у навах, и в частности у ножей , которые в вашем обзоре, странный скос обуха? Ведь такой клин должен тормозиться при уколе в месте перехода заточенного скоса в прямую часть обуха? Или я ошибаюсь? Конечно, эти навахи делались не для того, на что были рассчитаны в давние времена, но все же.
Добрый день,
Мы решили начать с 440С - думаю, в ноябре сделаем лимитированную серию с углеродкой. Просто не хочется делать полочники 0 всё таки, 440С более практична. Знаю людей, которые наши навахи носят и на охоту.
О фальшлезвии. Это французская версия навахи. Французы делали эти ножи в Тьере для испанского рынка и с учётом испанского менталитета - чтобы выглядели опасно и угрожающе. Поэтому и дизайн хвостовиков рукояток в форме трещётки на хвосте гремучей змеи, и своеобразный "клык" формируемый фальшлезвием. Обычно длина этого "шипа" достигала 9-12 см. Производители считали, что этого достаточно для смертельного проникающего ранения. На обухах многих фальшлезвие заканчивалось уступом-ограничителем, чтобы клинок не входил слишком глубоко. Такой аналог ограничителя на "кабаньих" мечах и рогатинах.
Originally posted by TI -126: ИМХО,100% так.. И Денис,спасибо за подробные разъяснения.
Да не за что )) Аутентичность это здорово, но делать "чистой воды" полочник и держать его под стеклом, как мне кажется, не очень разумно. Тем более, что некоторые используют эти навахи как EDC - благо размеры позволяют.
В планах на конец осени и "городские" навахи - размером поменьше и с одноруким открыванием. Дань времени )) Частично сохранится оригинальный дизайн и материалы - кость, рог, латунь. Всё это оставим, но добавим современные бэклоки и отверстие или шпенёк для открывания. Это для тех, кто хочет совместить классический дизайн с функциональностью. Наш ответ городским навахам от Спайдерко и Колд стил ))
Да не за что )) Аутентичность это здорово, но делать "чистой воды" полочник и держать его под стеклом, как мне кажется, не очень разумно. Тем более, что некоторые используют эти навахи как EDC - благо размеры позволяют.
В планах на конец осени и "городские" навахи - размером поменьше и с одноруким открыванием. Дань времени )) Частично сохранится оригинальный дизайн и материалы - кость, рог, латунь. Всё это оставим, но добавим современные бэклоки и отверстие или шпенёк для открывания. Это для тех, кто хочет совместить классический дизайн с функциональностью. Наш ответ городским навахам от Спайдерко и Колд стил ))
А вот это было бы интересно. А размер поменьше, это какой примерно? Здорово было бы клинок сантиметров 10. Больше - уже на любителя и для крупной ладони, меньше - несерьезно. Ну, это так, мое личное мнение.
Добрый Ээх: Немного не по навахам, но тот же мастер... бомба, какие там спайдерко с колд стилом . Что за песня, кто знает? :
Это наша калабрийская дуэльная бритва "моцетта" )) Клинок - 440С, рукоятка - чёрный рог и латунь. Я чуть-чуть поменял дизайн - у прототипа 19 века не было больстера и рамы. Зато с латунной рамой конструкция жёстче и надёжней.
Песенку к клипу я поставил из любимых - калабрийская блатная "О Неро, Неро" ))
Кстати - тут история бренда DIONISIO ZAPATERO )) cigartime.ru
Кстати, по поводу Романо.. . Есть оригинальный Романо от Пагани и есть оригинальная вендетта корсе. Что там не нравится? А то, что рукоятка- кусок рога без рамы.
Originally posted by KuanShihuan: отменные нржи! Денис, жду городского варианта.
Спасибо! Придётся поломать голову над дизайном и конструкцией. С замком проще - бэклок или лайнер. Скорее, бэклок )) А вот с одноруким открыванием придётся повозиться - отверстие ? Шпенёк ? Альтернативный вариант ? Голоова "беременная" ))
во первых: клинок большой, с флиппера не откроется. во вторых: вид будет не аутентичный. в третьих: излишние "дырки" в спинке рукоятки ослабят конструкцию
relikt: во первых: клинок большой, с флиппера не откроется. во вторых: вид будет не аутентичный. в третьих: излишние "дырки" в спинке рукоятки ослабят конструкцию