Guns.ru Talks
  Артиллерия
  Немецкие артиллерийские реактивные системы залпового огня. ( 1 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 2 :  1  2 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Немецкие артиллерийские реактивные системы залпового огня.    (просмотров: 21664)
 версия для печати
Слоняра
posted 16-2-2004 08:41    
Артиллерийские реактивные системы залпового огня.
'Чудо-оружие Третьего рейха'
Ненахов. Ю.Ю.

::. Некоторые источники утверждают, что инженер Небель является создателем пороховых ракет калибров 100, 150 и 210 мм. Все эти снаряды обозначались общим термином 'Nebelwerfergranate', то есть якобы 'Мина Небеля'. Однако это выражение можно истолковать как игру слов - как 'мину Небеля' либо как 'дымовую мину' (Nebel-туман, дым). Второе представляется наиболее вероятным, так как данный термин немцы использовали еще в первую мировую войну для обозначения мины наполненной дымообразующим либо отравляющим веществом. М в 1930-е - 40-е годы обозначение 'Небельферфер' применялось как по отношению к одноствольным реактивным минометам (10cm 'Nebelwerfer 35 и 40), так и появившимся позже реактивным системам залпового огня (15cm 'Nebelwerfer 41 и другие). Понятие 'дымовой' в конце 20-х начале 30-х годов применялось германскими военными в основном для маскировки: на практике дымовые шашки, которыми снаряжались БЧ ракеты, легко могли меняться на заряд
ОВ. О том, что разработка подобных пороховых ракет производилась уже в тридцатые годы, свидетельствуют мемуары генерала Дорнбергера, который в сентябре 1934 года некоторое время командовал и проводил подготовку личного состава учебной реактивной минометной батареи в Кенингсбрюке. Как пишет генерал , он лично курировал создание РСЗО и боеприпасов к ним.

После окончания периода первоначального недоверия руководства ОКВ и промышленности к новому оружию (продолжалось до 1940 года), участие в его разработке, испытаниях и производстве приняло большое количество предприятий. Ведущую роль за собой удерживал учрежденный армией исследовательский центр в Пеенемюнде- HVP, которому вменялось в обязанность ( помимо создания собственных проектов ракет с ЖРД) апробирование проектов, представленных другими организациями. Различные предприятия специализировались на производстве реактивных снарядов ( как правило, с ТРД) и ракетных двигателей (ЖРД), изредка твердотопливных ракет с вертикальным стартом.
Хотя количество разрабатываемых проектов было велико (в литературе приводится цифра 100-140), лишь единичные образцы вооружения последовательно развивались. Это в немалой степени объясняется недооценкой значения реактивных снарядов, которые в германской армии не достигли такого распространения как , например в КА. РСЗО предназначались, прежде всего, для возможного применения боевых отравляющих веществ, поэтому обычной (г.о. осколочной) боевой частью оснащались только в качестве дополнительной меры. За редким исключением (например, 10-ствольный 150-мм реактивный миномет на базе полугусеничного БТР 'Maultier' и некоторые другие) образцы имели всего 5-6 стволов, установленных на двухколесном буксируемом лафете. Это существенно снижало их мобильность и препятствовало достижению высокой плотности огня.

На первых порах немцы работали над созданием одноствольных 105-мм реактивных 'дымовых' минометов 10 cm 'Nebelwerfer 35 и 40. Первый из них имел ствол длиной 13 калибров, заряжался с дульной части. Боевая масса 105 кг, масса в походном положении -111кг. Масса дымовой мины составляла 7,36 кг, дальнобойность -3025 м. Боевая скорострельность 10-15 в/минуту. Миномет образца 1940г. отличался заряжанием с казенной части. Его боевая масса достигала 800кг (масса в походном положении 893-2 кг), дальнобойность возросла до 6350м. Сектор горизонтального обстрела 14 градусов. Масса дымовой мины 8,9 кг, осколочной -8,95 кг. Ствол длиной 17,7 калибров обеспечивал боеприпасу начальную скорость 310 м/с. Боевая скорострельность 8-10 в/мин.
Несмотря на оригинальную конструкцию, это оружие не имело характера принципиально нового. Минометы поступали в части так называемой 'дымовой завесы' ('Nebeltruppe) и ограниченно применялись только в 1939-1940 годах. К моменту нападения на Польшу германская армия располагала тремя дивизионами минометов образца 1935года- 'Nebelwerferabteilung (1-й, 2-й и 5-й), впоследствии их вывели в тыл, на вооружение охранных частей. К концу войны осталось всего несколько десятков единиц NbWrf 35/40. К конструированию одноствольных минометов такого класса немцы больше не возвращались, а сосредоточили свои усилия на создании куда более эффективных реактивных систем залпового огня.

Одним из первых типов боеприпасов для РСЗО стала 150-мм ротационная ракета (фактический калибр-159,5 мм) принятая на вооружение сухопутных войск в 1936 году и постепенно усовершенствованная: ее доработанные варианты обозначались как 15cm Wurfgranеte 41 Spreg (150-мм мина образца 1941 года, фугасная) либо 15cm Nebelgranate 4955 (150-мм дымовая мина). Особенностью конструкции была боевая часть, расположенная в хвостовой части снаряда. В переднюю, часть поместили ракетный мотор, снабженный перфорированным дном с 26 наклонными отверстиями - соплами. На двигатель надевался баллистический кожух. Внешне химические мины отличались от фугасных мин наличием зеленого либо желтого колец.
Пороховой заряд был нескольких сортов. Вначале в качестве топлива использовали плотный брусок, спрессованный из черного пороха под высокой температурой (в точке плавления серы). Невысокая прочность шашки и наличие, а в ней значительного количества пустот вело к образованию трещин, что приводило к образованию трещин и частым авариям при запуске. Кроме того, горение этого наполнителя сопровождалось обильным дымом. Первоначальный заряд в 1935-40 году заменили на трубчатый, изготовленный из бездымного диглеколевого пороха. Как правило, использовалось семь пороховых шашек. Существовало так же наполнение из четырех трубок большего диаметра, между которыми укладывали, пять меньших по размерам пороховых шашек (так называемый наполнитель 'Digl R'. Заряд 'Digl R' состоял из 24 больших трубок длиной 132 мм с четырьмя цилиндрическими шашечками, вложенными между ними. В виду резкого ухудшения характеристик пороха в экстремальных температурных условиях (от -25 до +040 градусов) использовались наполнители типа 'Тp' для тропических условий -5 до +50 градусов) и типа 'Arkt' - для Крайнего севера (от -45 до 0 градусов).

Максимальная дальность полета этой тяжелой, весящей 34,15кг (дымовая версия -35,48 кг) ракеты, составляла 6700-6800 метров при наибольшей скорости полета 340 м/с. Пороховой наполнитель ракетного двигателя горел в течении 0,7 секунд со рабочим давлением 30мегапаскалей. Приведение шестиствольного реактивного миномета в боевое положение расчетом из трех человек занимало 60-80 минут.
Согласно инструкции, вести огонь можно было только на дистанцию, не превышающую 3000 метров, причем на двухкилометровом расстоянии от огневой позиции запрещалось размещать войска. Эти ограничения были вызваны большим количеством недолетов и преждевременных разрывов, сложных в устройстве турбореактивных снарядов. Тем не менее, именно такой способ стабилизации стал основным на современных советских 'Градах' и американских MLRS, а вот советские оперенные ракеты М-8 и М-13 полностью исчезли уже в первые послевоенные годы. Однако малая дальность ведения огня создала ряд проблем: в 1942 году каждой батарее придавалось одно 50-мм противотанковое орудие ( расположенные практически на передовой, реактивные минометы часто становились легкой добычей прорвавшихся танков противника).

Как известно, во время второй мировой войны химические боеприпасы на фронте не применялись. 150-мм реактивные минометы использовали только осколочно-фугасные и дымовые ракеты. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 метров по фронту и 13 метров вперед от места разрыва. Поскольку 150-мм мина была довольно легкой и тонкостенной, ее осколочное действие оказалось слабым. Основным поражающим фактором являлась мощная ударная волна, что делало РСЗО малоэффективными для ведения огня по точечным целям. Дымовая мина образовывала облако дыма диаметром 80-100 метров, которое сохраняло требуемую плотность в течение 40 секунд.

Большинство немецких систем залпового огня были сотового типа (с трубчатыми направляющими). Первой подобной РСЗО стал шестиствольный 150-мм 'дымовой' миномет типа 'D' принятый на вооружение сухопутных войск в конце 30-х. Название 'Небельферфер' было оставлено для дезинформации разведки вероятного противника, так как новое оружие изначально разрабатывалось для ведения огня фугасными боеприпасами. Шесть стволов длиной 1,3 метра объединялось в блок с помощью передней и задней обойм. Вся система монтировалась на легком буксируемом колесном лафете, который снабжался подъемным механизмом с максимальным углом возвышения 45 градусов и поворотным механизмом, обеспечивавшем угол горизонтального обстрела до 24 градусов. Лафет представлял собой переделку применяемого в конструкции 37-мм противотанковой пушки. Боевая ось лафета - коленчатая. В боевом положении она поворачивалась, колеса вывешивались, лафет опирался на сошки раздвижных станин и откидной передний упор. Боевая масса в снаряженном положении достигла 770 кг, в походном положении этот показатель равен 515 кг.

Огонь велся залпами: в течении пяти секунд выпускались все шесть снарядов. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба только побатарейно или подивизионно. Время перезарядки одной пусковой -1,5 минуты. В 1942 году миномет получил обозначение 15cm Nebelwerfer 41(NbWrf 41). Еще одним типом пусковой установки 150-мм ракет стала одиночная трубчатая направляющая 'Do-Geraet', предназначенная для применения в ВДВ. Ее конструкция была признана неудачной, и оружие применялось в очень ограниченных масштабах.


 

 
Слоняра
posted 16-2-2004 08:42    
Позже (с апреля 1943года) на вооружении германской армии появился самоходный вариант 150-мм реактивного миномета, получивший официальное наименование 'бронированной пусковой установки 15 cm Panzerwerfer 42Auf Sf (PzWrf 42)'. Пусковая установка однозалповая девятиствольная ( два параллельных блока по пять направляющих 150-мм ракет). Станок поворотный, размещен на бронекуполе (горизонтальный обстрел круговой, угол возвышения направляющих до 45 градусов). Возимый боекомплект ( 10 ракет, не считая находящихся в направляющих) Укладывался в закрытый бронированный отсек в кормовой части корпуса. Расчет - четыре человека. В отличии от советских 'катюш', приводившихся в действие с помощью выносного пульта, во время ведения огня прислуга 'панцерверфера' находилась внутри БТР. Запуск реактивных снарядов осуществлялся с помощью электрического воспламенения наводчиком, чей пост размещался внутри боевого отделения, под пусковой установкой. Все это обеспечивало более высокую скорость перезаряжания установки - для защиты от пороховых газов не нужно было укрывать расчет поодаль от машины.

Первым типом, использующим эту ПУ, стала 'специальная машина 4/1 (Sd.Kfz.4/1) фирмы Opel 'Blitz', получившая название 'Maultier' (Мул). Гусеничный двигатель этого автомобиля основывался на шасси типа 'Carden Loyd', заимствованного с широко распространенной по всему миру в 20-30-е годы английской танкетки.
'Опель' имел боевую массу 7,25 тонн. Габаритные размеры: длинна- 5.8 метров, ширина -2,09м, высота - 2,6 м. На крыше закрытого бронированного купола (за бронерубкой расчета) на тумбовой установке расположена ПУ реактивных снарядов. Броневая зашита лобовой части, бортов и кормы достигала 8 мм, крыши корпуса - 6 мм. Бронеколпак платформы ПУ изготавливался из 10 мм брони/ Листы брони - катанные, соединенные сваркой и заклепками. Лобовой лист двигательного отсека установлен вертикально, борта капота - из двух броневых деталей, имеющих большие углы наклона. На крыше рубки экипажа на шкворне крепится 7,92- мм пулемет с боекомплектом 1500 патронов. Все машины оснащались радиостанцией Fug Spf G 'f'.

Карбюраторный шестицилиндровый 4- тактный двигатель 'Опель' жидкостного охлаждения рабочим объемом 3626 куб.см развивал мощность 75 л.с. при 3000 об/мин. В трансмиссию входила пятискоростная коробка передач (4+1), а так же тормоза- гидравлические и механические.
Ходовая часть включает в себя по четыре опорных катка с борта. Подвеска пружинная, блокированная по два катка в двух балансирных тележках. Поддерживающие катки расположены по одному на каждой тележке. Ведущее колесо переднего расположения, направляющий каток - заднего. Передние колеса автомобильного типа, управляемые. Полугусеничная схема обеспечивала машине хорошую подвижность и удовлетворительную проходимость, являясь промежуточным звеном между чисто гусеничным шасси и ходовой частью автомобилей с колесной формулой 4*2. Максимальная скорость по шоссе -40 км/ч., запас хода 130 км. Шасси оказалось несколько перегруженным, но в целом проходимость транспортера оказалась вполне удовлетворительной.

БТР выпускался до марта 1944г. По словам генерала Зунгера-унд-Эттерлина, ':. С 1944года самоходные минометы данного типа использовались в гранатометных подразделениях. Группы машин использовались для обозначения главного направления огня. На самом деле диапазон применения этих средств был значительно шире и главным образом подразумевал их использование в качестве артиллерийской реактивной системы. Всего выпущено 296 таких РСЗО. Кроме РСЗО, на базе 'Maultier' была создана невооруженная машина для перевозки боеприпасов - Munitionskraftwagen Sd.Kfz.4 (выпущен 251 экземпляр).

Кроме шасси 'Опеля', вариант самоходной РСЗО выпускался на базе стандартного 3-тонного армейского тягача (3-ton schwerer Wehrmachtschlepper), полугусеничного бронетранспортера, применявшегося в войсках для перевозки боеприпасов. Низкопрофильная бронекабина делала его схожим с основным БТР Sd.Kfz.251. Бронирование достигало 15 мм. Длина машины - 6,67 метров, ширина - 2,5 метра. Высота- 2,83.
Шестицилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 42TRKMS жидкостного охлаждения, рабочим объемом 4198 куб.см развивал мощность до 100 л.с., при 3000 об/мин. В трансмиссию входила четырехскоросная коробка передач (3+1), двойной дифференциал и демультипликатор. Ходовая часть включала в себя пять сдвоенных обрезиненных опорных катков по борту, расположенных в шахматном порядке. Подвеска индивидуальная торсионная. Ведущее колесо переднего расположения, зацепление цевочное. Передние колеса - управляемые автомобильного типа.
Численность экипажа, вооружение, и оборудование аналогичны образцу, описанному выше, но возимый боекомплект составлял уже 50 выстрелов. Серийное производство начато в начале 1944 года фирмами 'Bussing-NAG' и 'Tatra' и продолжались до самого конца войны. Бронетранспортер оказался маломаневренным и тихоходным: поскольку боевая масса машины достигла 14 тонн, ее максимальная скорость по шоссе не превышала 28 км/ч. Запас хода 300 км.

Очередной базой для установки 'Панцерверфера-42' стала самоходка, созданная на базе трофейного французского полугусеничного тягача SOMUA MCG/MCL. Эта машина была создана на основе шасси, использующего армированные металлом резинотканевые ленты ( облегченный аналог металлической гусеницы) конструкции инженера А.А Кегресса. Основу ходовой части составляли четыре опорных катка, объединенных в две тележки. Подвеска балансирная. Поддерживающие катки также объединены в тележку; вся ходовая часть, включая направляющий каток, объединена в один узел с помощью шланг и шарниров. Максимальная скорость по шоссе - около 40 км/час. Запас хода 250 км. Машина преодолевала брод глубиной до 1.2 метров.
Новые хозяева в 1943году оборудовали часть тягачей броневым корпусом и заменили французский двигатель на более мощный. После установки на новой базе 10 - ствольной 150-мм РСЗО комплекс получил наименование 15 cm Panzerwerfer 42 auf gepanzererter Zugkraftwagen S303 (f). Конструкция корпуса практически не отличалась от 'Maultier', тумбовая установка направляющих размещалась на крыше бронированного кузова. Расчет - три человека.

Несколько усовершенствованный двигатель 150-мм РС использовали для разработки конструкции 280-мм фугасной и 320 зажигательных ракет ( 28 cm Wurfkorper Spreng и 32 cm Wurfkorper Flam), выпуск которых был начат в 1940 году. Оба варианта снабжались одинаковым двигателем, но различались массой, размерами и снаряжением боевой части. Кожух традиционно размещенный БЧ реактивной мины изготавливался сваркой из штампованных листов жести. 280-мм фугасная ракета снаряжалась 45.4 кг взрывчатки, эффективная зона поражения осколками которой составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси (сырая нефть). При ведении огня по сухому лугу или лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров. Разрыв заряда мины (массой 1 кг) создавал дополнительное осколочное действие.

При наличии значительного веса БЧ и ее неудачной баллистической формы максимальная дальность полета ракеты составляла не более 1950-2200 метров при максимальной скорости 149-153 м/с. Как м в случае со 150-мм боеприпасами, стрелять 280/320-мм минами на дальность менее 1200 метров не рекомендовалось из-за опасности преждевременных разрывов, фактическая минимальная дальность огня составляла 700 метров. Существенным недостатком мины была так же непрочность ее корпуса, в результате чего боеприпас часто раскалывался при падении. В ходе войны немцы сняли с вооружения зажигательные ракеты калибра 320-мм по причине их недостаточной эффективности - в полевых условиях для мощного заряда огнесмеси находилось слишком мало целей, кроме того, с такими задачами отлично справлялись огнеметчики.
На первых порах эти снаряды запускали только с деревянных или металлических рам массой 30 кг, одновременно являвшихся укупорочными контейнерами для перевозки и хранения ( ракеты поставлялись с завода прямо в этих ящиках). Для использования этого приспособления - 'метательных рам образца 1949 года' (Wurfrahmen 40), необходимо было выкопать стартовую позицию, что значительно ограничивало применение ракет в наступательном бою. Мины в ящиках по 1-4 штуки располагались на выровненных наклонных участках почвы поверх деревянного настила. Ракеты первых выпусков при старте часто не выходили из укупорок и выстреливались вместе с ними. Поскольку деревянные ящики сильно повышали аэродинамическое сопротивление, дальность ведения огня значительно уменьшалась и возникала опасность поражения своих частей.

Рамы, расположенные на стационарных позициях, вскоре были заменены 'тяжелыми метательными приборами' (schweres Wurfgerat). Эта простая по конструкции ПУ имела две разновидности: sWG 40 (holz) и sWG 41 (stahl), то есть 'деревянная образца 1940 года' и 'стальная образца 1941 года'. Укупорки-направляющие (по четыре штуки) стали устанавливать на легкий рамный металлический или деревянный станок, раскладывающийся наподобие лестницы-стремянки. Рама могла располагаться под различными углами, что позволило придавать ПУ углы возвышения от 5 до 42 градусов. Боевая масса sWG 40, заряженного 280-мм ракетами, составляла 500 кг, с 320-мм боеприпасами -488 кг. Для sWG 41, выполненного из стали, эти характеристики составляли 558 и 548 кг соответственно. Масса в походном положении у вариантов 1949\0 и 1941 годов - 52 и 110 кг. Залп производился в течение 6 секунд, скорость перезарядки около 2,5 минут. Прицельные приспособления были весьма примитивными и включали в себя только обычный угломер. Постоянные расчеты для обслуживания этих простых установок не выделялись: огонь из sWG 40/41 мог вести любой пехотинец.


Слоняра
posted 16-2-2004 08:44    
Еще один вариант ПУ был создан путем установки двух ящиков с минами на лафете 105-мм легкой полевой гаубицы образца 1928/1940 годов (10.5 cm leFH 18/40). Укупорки мин с помощью крепежных узлов жестко монтировались на стволе гаубицы - по одной мине с каждой стороны, параллельно оси ствола. Орудийный щит в этом случае снимался. Использование гаубичного лафета обеспечивало системе угол горизонтальной наводки 50 градусов (вертикальной - до 42 град).

Существовал и самоходный вариант ПУ sWG 40: по бортам стандартного гусеничного БТР Sd.Kfz.251.1 Auf.D монтировали крепления для подвешивания всех трех же деревянных пусковых рам- контейнеров ( по три с каждого борта, на командирских - по два). Вооружение БТР- два 7,92 пулемета (кормовой на зенитной турели) полностью сохранялось. Боевая масса возросла до 9,14 тонн, расчет 7 человек. Такими РСЗО оснащались преимущественно войска СС, Все эти системы из-за характерного воя при пуске РС получили прозвище 'Heulende Kuh' ('Ревущая корова').

Укупорки с крупнокалиберными ракетами устанавливались и на другие шасси. Так в 1943 году несколько десятков крошечных двухместных бронированных тягачей Renault Ue, применявшихся во Франции как многоцелевые транспортеры и взятых немцами в качестве трофеев в 1940 и 1942 годах, были переоборудованы в РСЗО. В кормовой части машины монтировались направляющие для контейнеров с реактивными минами, а перед лобовым листом, на вынесенной в перед штанге, крепился примитивный прицел для грубой наводки оружия. Пуск ракет можно было осуществлять из нутрии БТРа. Экипаж два человека. Скорость 'навьюченной' блоком ПУ танкетки упала до 22 км/ч, но в целом 'Рено' оказалась вполне надежной и неприхотливой. Весь комплекс получил наименование 28/32 cm Wurfrahmen 40 (Sf) auf Infanterieschlepper Ue 630 (f).

В 1941 году эти конструкции начали вытесняться новой буксируемой РСЗО, разработанной под 280/320-мм реактивную мину. Эта система, получившая название 'тяжелой метательной установкой образца 1941 года' (28/32 cm Nebelwerfer 41), снабжались направляющими сотового типа. На колесном лафете, оснащенный нераздвижной рамной станиной, крепилась ствольная ферма. Последняя была двухъярусной (два горизонтальных рада по три направляющих) изготавливалась из стальных прутьев и уголков. Направляющие вмещали в себя как 280-мм так и 320-мм ракеты. Масса неснаряженной установки достигала всего 500 кг ( направляющие имели не трубчатую, а решетчатую конструкцию), что позволяло свободно перекатывать ее на поле боя силами расчета. Боевая масса системы: 1630 кг у миномета, снаряженного 280-мм боеприпасами, 1600кг - 320- мм. Сектор горизонтального обстрела составлял 22 градуса, угол возвышения - 45 градусов, Залп из 6 ракет занимал 10 секунд, перезаряжание производилось в течение 2,5 минут.

Итак, в 1941 году ракеты калибров 150, 280 и 320 мм были единственными боеприпасами реактивной артиллерии, с которыми Германия вступила в войну против СССР. А наиболее удачной, получившей самое большое распространение немецкой реактивной миной стала 210-мм ротационная осколочно-фугасная ракета (21cm Wurfgranate 42 Spreng), впервые примененная на фронте в 1943году.
По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела очень удачную баллистическую форму. В штампованную камеру сгорания было уложено 18 кг горючего (7 трубчатых шашек пороха). Горловина камеры завинчивалась перфорированным днищем с 22 наклонными соплами ( угол наклона - 16 градусов) и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал.
Относительно толстостенная боеголовка изготавливалась методом горячей штамповки. После обработки и заполнения тринитротолуолом и аматолом 50/50 ее корпус ввинчивался на резьбу в передней части камеры сгорания. К передней части боеголовки привинчивался футляр с капсюлем воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась кожухом, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.

Пусковая установка 21cm Nebelwerfer 42 на колесном буксируемом лафете имела пять стволов иного калибра: остальные характеристики остались идентичными ПУ, применяемой для запуска 15-мм ракет. Боевая масса 1100 кг, масса в походном положении - до 605 кг. Снаряды выпускались поочередно с наименьшим интервалом в 1,5 секунды, залп производился в течении 8 секунд, перезарядка миномета занимала около 1,5 минут. За время работы реактивного двигателя (1,8 секунды) РС разгонялся до скорости 320 м/с, что обеспечивало дальность полета в 7850метров. Потенциальные опасности, угрожающие своим войскам при ведении огня, были аналогичны 150-мм и 280/320-мм системам.

После незначительных доработок стандартный мотор был использован в качестве движителя 300-мм фугасной ракеты (30 cm Wurfkorper Wurfgranate Spreng). На основе анализа опыта эксплуатации предыдущих типов РС крупного калибра ее корпусу была придана новая, более подходящая форма. Для обеспечения большей прочности корпус штамповался из стального листа толщиной 5 мм. Боевая часть заполнялась зарядом аматола и тротила 50/50 весом 48,5 кг. Из-за увеличения общего веса ракеты до 127 кг ее скорость упала на 90м/с, а дальность полета - до 4500 метров.
300-мм реактивная мина запускалась с шестиствольной ПУ 21cm Nebelwerfer 42 c направляющими сотового типа, созданными на основе 280/320-мм NbWrf 41. Боевая масса системы достигала 1860 кг, походная - 1110 кг. Максимальный угол возвышения составлял 45 градусов, сектор горизонтального обстрела - 22 градуса. Все шесть ракет выпускались в течении 10- секундного залпа, перезаряжание занимало около 2,5 минут. Приведение РСЗО силами расчета в боевую готовность стала значительно большей и занимала три часа.

Кроме этой ПУ, 300-мм ракеты запускались с уже упомянутого 'тяжелого метательного прибора' sWS 41. Боеприпасы укладывались в укупорки 280/320-мм реактивных мин. Обтюрация достигалась применением специальных вкладышей. Масса установки, заряженной ракетами, достигла 738 кг.
Наконец, в 1944 году появилась модифицированная ПУ, служившая для запуска как 150-мм, так и 300-мм ракет - 30 cm Raketenwerfer 56. Шестиствольная РСЗО с направляющими сотового типа могла оснащаться специальными вкладышами , обеспечивающими возможность ведения огня 150-мм реактивными минами W.Gr.41. Боевая масса ПУ заряженной 300-мм или 150 мм ракетами, составляла 1735 и 1175 кг соответственно, масса в походном положении- 1004кг. Как и у его предшественников, горизонтальный и вертикальный углы обстрела Raketenwerfer 56 равнялись 22 и 45 градусам. На заключительном этапе войны отличавшийся весьма совершенной конструкцией Raketenwerfer 56 получил значительное распостронение, сильно потеснив другие образцы реактивных минометов (в декабре 1944 года в частях насчитывалось 387 РСЗО этого типа).

Хотя во всех перечисленных типах ракетных снарядов использовались аналогичные образцы двигателей, их взаимная замена не была возможной. Из соображений унификации вооружения требовалось ликвидировать этот недостаток. Ряд деталей был очень сложным в изготовлении: сопла имели очень малый диаметр, что делало невозможным использование высокого давления в камере сгорания (до 30 МРа). Точность огня благодаря стабилизации вращением была весьма высокой: коэффициент кругового вероятного отклонения не превышал 0,025-0,0285 величины от максимальной дальности стрельбы.


С 1943 года батареи 150-мм реактивных минометов (по 6 ПУ) начали включать в состав легких дивизионов артполков пехотных дивизий, заменяя в них 105-мм полевые гаубицы. Как правило, одна дивизия располагала двумя батареями РСЗО, однако в некоторых случаях их численность была доведена до трехбатарейного дивизиона. Кроме усиления артиллерии пехотных дивизий, немцы формировали и отдельные части реактивных минометов.

Первые части, на вооружении которых состояли 150-мм Nebelwerfer 41, были сформированы в 1940 году. Через два года в составе вооруженных сил развернуты три полка (Nebelwerferregiment) - 51-й, 52-й и 53-й, а так же девять отдельных дивизионов (Nebelwerfeabteilung) - с 1-го по 9-й. Все эти части вооружили 150-мм минометами. В составе дивизиона числилось по три по 6 ПУ, полк состоял из трех дивизионов (54 'Небельверфера').

В 1942 году реактивная артиллерия была реорганизована. Осенью немцы создали на основе полков три дивизионных командования 'дымовых частей' (Kommandateure der Nebeltruppe) и шесть моторизованных минометных полков (1-й учебный, 51-й - 55-й ). Согласно решению Генштаба сухопутных войск, структура отдельных дивизионов впредь упразднялась.

В конце января 1944 года полки были переформированы в отдельные бригады трех образцов: моторизованные, частично моторизованные: Werferbrigade (mot) / Werferbrigade(t.bew.mot), а также стационарные (крепостные): Bodenstaendige (Stellung) Werferbrigade. В каждой бригаде имелись РСЗО всех типов, вплоть до самых тяжелых. В штатах моторизованной бригады числилось 72 150-мм реактивных минометов, а также по 18 280/320-мм. Матчасть транспортировалась на 109 тягачах и 284 грузовых автомобилях. Личный состав - 2933 человека с 18 пулеметами и 500 РПГ.
Частично моторизованная и стационарная бригады оснащались таким же количеством РСЗО. В первой имелось 54 тягача и 96 грузовиков (личный состав 2567 человек). Стационарная бригада численностью 1966 солдат и офицеров располагала всего 18 тягачами и 59 грузовыми машинами. Эти ограничения диктовались нехваткой средств транспорта. Тема не менее структура стационарной бригады признана неудовлетворительной: до конца войны сформирована только одна минометная часть такого типа (дефицитные 210-мм минометы в ней заменили аналогичным количеством 280/320-мм).

Самоходные 'Панцерверферы' числились в составе отдельных рот. В каждой роте имелось 8 минометов на базе 'Маультира' либо тягача sWS, 10 бронированных полугусеничных транспортировщика боеприпасов Sd.Kfz.4 и 24 грузовых автомобиля. Личный состав - 120 человек. Как правило, роты предназначались для усиления минометных бригад и включались в их состав по две ( в некоторых случаях по три - четыре) единицы.

В соответствии с организационной структурой начала 1944 года были сформированы только пять таких бригад: 6-я, 15-я, 16-я и 17-я, а также 300- крепостная ( на штатах стационарной). Вскоре началось усиление вновь сформированных частей тяжелыми минометными полками. В составе каждого их них числилось по два дивизиона 210- и 320-мм РСЗО. Три частично моторизованные бригады (с 18-й по 20-ю) в середине 1944 года получили по два тяжелых полка.

Таким образом , к 1 июня 1944г. в германской армии имелось восемь бригад реактивных минометов. Кроме них, были сформированы 101-й отдельный тяжелый моторизованный полк (sWrfRgt) и 10-й горный минометный дивизион (Gebirgs-NbWrfAbt)- единственный по-прежнему оснащенный одноствольными минометами образца 1935/1940 года. Дивизион располагался в Норвегии, вдали от основных сражений. Что касается 101-го тяжелого полка, в его составе было три трехбатарейных дивизиона 280/320-мм шестиствольных РСЗО ( всего 18 ПУ), а также 11-й стационарный дивизион трехбатарейного состав (всего 12 150-мм минометов и 8 самоходных 150-мм 'Панцервеферов').

Слоняра
posted 16-2-2004 08:53    
Картинки
click for enlarge
Слоняра
posted 16-2-2004 11:58    
Буду вставлять по одной Инет совсем плох
click for enlarge
Слоняра
posted 16-2-2004 12:11    
ПУ 280/320 мм реактивных снарядов на лафете легкой гаубицы.
click for enlarge
click for enlarge
Слоняра
posted 16-2-2004 12:44    
К январю 1945 года удалось развернуть еще восемь бригад, их общее расписание выглядело таким образом: шесть моторизованных бригад (с 1-й по 6-ю), три 'народные' моторизованные бригады (7-я, 9-я, 15-я), четыре 'народные' частично моторизованные бригады (8-я и с 16 по 18-ю), я также 300-я крепостная.
4-я, 7-я, 8-я, 9-я, 15-я, 16-я и 18-я бригады сражались на западе, 1-я,6-я и 300-я - на Востоке (группа армий 'Mitte'). Прочие действовали на юго-восточном и юном фронтах: 17-я бригада в группе армий 'Sued', 3-я и 5-я - в группах 'А' и 'С' соответственно. После гибели в Северной Франции 7-й, 8-й и 9-й бригад они были воссозданы с присвоением статуса 'народных'.

Войска СС не формировали полков и бригад реактивной артиллерии, высшей формой организации в них был принят дивизион. Однако последний имел на одну батарею больше армейского и насчитывал 24 150-мм пусковые установки. Всего, было, сформировано пять дивизионов (со 101го по 105-й), вошедшего в состав четырех танковых и одного горнострелкового корпусов СС. Кроме этого, 1-я танковая дивизия 'Leibstandarte SS Adolf Hitler' и 12-я 'Hitlerjugend' были усилены соответственно 1-м и 12-м моторизованными дивизионами четырехбатарейного состава ( три батарей 150-мм и одна - 120-мм РСЗО). В некоторых случаях действия эсэсовцев поддерживали приданные им армейские минометные части. Так, во время боев в Арденнах 6-й танковой армии СС были приданы 4-я, 9-я и переброшенная из группы армий 'Sued' 17-я бригада.
Наконец, 21-й тяжелый парашютный моторизованный (Fallschirm sWrfAbt) вошел в состав 1-й парашютной армии, сформированной военно-воздушными силами. Все его четыре батареи укомплектованы 320-мм минометами.

Поскольку ни одна немецкая РСЗО не достигала дальности стрельбы 'катюш', Верховное главнокомандование вермахта (как писали в советской военно-исторической литературе: 'спрятав в карман нацистскую спесь') отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Ревлизация этой задачи была поручена заводу 'Waffenfabrik Brunn' ( бывшие заводы 'Ceska Zbrojovka' в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образу оперенного РС М-8 калибром 80-мм. ТТХ ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих посков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип РС) оказалась более удачной, чем ее советский прототип. Фактически скопирована и сама советская ПУ: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа ( официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортере, для которого использовались различные шасси.
Ввиду большого веса ПУ (48 балочных направляющих в четыре яруса) ее пришлось монтировать на базе трофейного французского среднего танка SOMUA S35, получившего в вермахте обозначение PzKpfw 35s или 739(f). РСЗО, получившая обозначение Sd.Kfz.303, стала единственной немецкой полностью гусеничной пусковой установкой реактивных снарядов. Направляющие монтировались вместо снятой башни танка.

Облегченный вариант системы - 24 направляющие, размещенные в два яруса, устанавливались на базе различных полугусеничных бронетранспортеров: как на описанном выше 'Маультире', так и на специально разработанном образце, для которого использовали базу трофейного французского полугусеничного тягача Zugkaraftwagen S303 (f) или SOMUA MCG/MCL. Установка получила обозначение 8 cm R- Vielfachwerfer auf m.ger.Zgkw S303 (f).

Ряд документов военных лет свидетельствует, что завод в Брюнне был только местом производства РС - за разработку и испытания последних отвечало конструкторское бюро заводов 'Skoda', открытое во время второй мировой войны в Пршибраме. В 1943-45 годах этот центр возглавлял Рудольф Энгель, ровесник В. Фон Брауна. В 1928 году Энгель был представлен Оберту, Нобелю, Риделю и прочим 'ракетным магнатам'. Вначале он работал на ракетном полигоне в Берлин- Рейникендорф, затем стал ассистентом Иоганна Винклера, которому помогал в работе над ракетой HW-2. Уже в то время у него появилась склонность к более глубокому конструкторскому проектированию образцов ракет и апробированию качества внедренных решений с помощью промышленных экспериментов. После получения высшего образования Энгель вместе с несколькими партнерами учредил в 1942 году в Данциге компанию 'Gerate Entwicklung GmbH'. Несколькими неделями позже он открыл собственное предприятие по конструированию реактивных двигателей в Гроссендорфе. В своей деятельности Энгель преимущественно ориентировался на Министерство авиации, от которого, в частности, получил заказ на проектирование зенитных управляемых ракет. Поскольку его штат не мог успешно решать поставленные задачи, Энгель по распоряжению Шпеера в начале 1943 года принял руководство комплексом Пршибраме, куда к следующему году был переведен весь персонал ликвидированного 'VA Grossendorf'.

Под руководством Энгеля на этом объекте проводились работы над проектом
8cm R Spreng (копии советской М-8), сам конструктор разрабатывал 80- мм модификацию ракеты 'Panzerblitz' и участвовал в проектировании реактивного снаряда R4/M. В последние месяцы войны Энгелю поручили ликвидировать недостатки ракеты 'Taifun', для запуска которой 'Шкода' разрабатывала специальный образец РСЗО. В конце 1945 года все немецкие специалисты были эвакуированы в Мюнхен. Пршибрамский проект развалился.

Если конструкция М-8 была заимствована практически без изменений, то РС М-13 подвергся серьезным доработкам. Его калибр со 130-мм увеличили до 150 мм, для увеличения осколочного действия заряд взрывчатки, размешенный в изолированном контейнере был удлинен (таким образом, часть его находилась непосредственно в камере сгорания). Было ограничено количество винтовых соединений, по большей части замененных сваркой. Особое внимание придавалось проекту ракетного двигателя, в особенности стабилизации давления путем использования прогрессивно сгорающего зернистого пороха (Krantzpulver), уменьшению выявленной эксцентричности тяги ( с помощью усовершенствованной фиксации топливного заряда в камере сгорания) и т.д.

Конструкцию ракеты можно охарактеризовать как весьма удачную, хотя отдельные унаследованные с 'советских' времен параметры (например, большое рассеивание снарядов в залпе) продолжалось сказываться. По этой причине доводка РС затянулась до конца войны. В бою эта система так и не была применена.

____ Штурмтигр___ пропущен______


В небольших масштабах на фронте использовались некоторые другие типы ракет , изначально разрабатывавшиеся для ВВС либо ПВО, как например, 73- мм ротационная сигнальная и агитационная ракета. Особую группу образуют осветительные ракетные снаряды, выпускавшиеся калибрами 86-мм (RG 1000 и RGLG 3000 с потолком 1000 и 3000 метров соответственно), 150, 210-мм. Осветительная ракета LRS калибром 150мм была создана на базе описанной выше ракеты WGr.41. Spreng, но ее стабилизация в полете осуществлялась с помощью раскрывающегося оперения, а не вращения. Особенностью 210-мм ротационной осветительной ракеты была полусферическая камера сгорания, заполненная трубчатым порохом. В донной части камеры под углом 9 градусов пробиты шесть сопел. В свободной головной части ракеты был уложен осветительный заряд с парашютом.

Менее известным является то факт, что немцы во время войны пытались увеличить дальность огня орудий ствольной артиллерии с помощью ракетного мотора, установленного в облегченном корпусе пушечного или гаубичного снаряда ( В наше время такие боеприпасы называют активно-реактивными). Этот принцип был осуществлен в проекте 150-мм 'снаряда -ракеты) 19/40. Для 280-мм дальнобойного орудия К5 (Е) 'Leopold' был сконструирован выстрел 4331, который имел дальность полета 86,5-93 км вместо первоначальных 67. Ценой этому стало чрезмерное рассеивание снарядов: на испытаниях отклонение от точки прицеливания легли в пределах 10 квадратных километров, таким образом, ведение огня по точечной цели оказалось абсолютно невозможным. Встроенный ракетный двигатель включался через 19 секунд с момента выстрела и увеличивал скорость полета на 250м/с.

Ограниченное применение активно - реактивные снаряды нашли в тяжелой сверхдальнобойной артиллерии. Немцы попытались решить с помощью сверхдальнобойной артиллерии проблему ведения артиллерийского огня через Ла-Манш. В начале февраля 1944года фирма 'Крупп' начала работу над проектом дальнобойной ракетно-артиллерийской системы R.Wa.100. По проекту, эта установка снабжалась длинным тонкостенным нарезным стволом, из которого турбореактивный снаряд выбрасывался небольшим вышибным зарядом. В воздухе, на дистанции около 100 метров от дульного среза орудия включался маршевый ракетный двигатель, разгонявший снаряд до скорости 1000 м/с. Применение этого принципа могло обеспечить ведение огня боеприпасами, снаряженными примерно 200 кг взрывчатки по целям в Англии.

Калибр орудия должен был равняться 540 или 600 мм, в качестве орудия - пусковой установки предусматривалось использование модифицированного железнодорожного транспортера 240-мм орудия особой мощности 'Теодор' или усиленного гусеничного шасси 615-мм мортиры 'Карл'. Работы над проектом не были завершены, хотя в самом конце войны удалось изготовить макет орудия. Впоследствии, уже под контролем советской оккупационной администрации ( в 1945-46 годах) на основе этого проекта рад немецких специалистов вел разработку аналогичной 560-мм артсистемы РАК, также оставшийся в чертежах.

Слоняра
posted 16-2-2004 19:27    
21- см реактивный миномет Nb.W 42
click for enlarge
Скептик-2
posted 17-2-2004 07:14    
Прочел с удовольствием.
Позвольте несколько картинок:
click for enlarge
click for enlarge
Скептик-2
posted 17-2-2004 07:23    
Еще несколько
click for enlarge
click for enlarge
Скептик-2
posted 17-2-2004 07:28    
Все это можно (и наверно нужно)прокомментировать:




Слоняра
posted 17-2-2004 08:13    
И еще
click for enlarge
Слоняра
posted 17-2-2004 08:27    
И еще картинка
click for enlarge
Слоняра
posted 18-2-2004 08:53    

Несколько не по теме

'Лэнд Матресс'
Этим довольно странным именем называлась разработанная в 1944 году английская 32-ствольная реактивная пусковая установка. Стволы были собраны в единый блок и размещались на двухколесном лафете. Сам реактивный снаряд представлял собой двигатель от 3-дюймовой зенитной ракеты и боеголовку от морской 5-дюймовой (127-мм) ракеты, начиненную чудовищной мощности фугасным зарядом с ударным взрывателем. Впервые подобные установки были использованы канадскими подразделениями при штурме Вальхерена, для защитников острова это явилось ужасным сюрпризом. В одном залпе установка 'Лэнд Матресс' выпускала такое же количество взрывчатки, какое смогла бы выпустить целая батарея полевых орудий. Впоследствии артиллерийская система была доработана с тем расчетом, чтобы ее можно было буксировать за обычным армейским 'джипом', но война закончилась раньше, чем эта модель попала в войска.
Производство: Великобритания
Калибр: 76,2 мм (3 дюйма)
Масса пусковой установки: 1118 кг
Длина снаряда: 1,770 м
Масса снаряда: 30,53 кг
Боеголовка: осколочно-фугасный; 3,18 кг
Скорость полёта снаряда: 353 м/с
Дальность полёта снаряда: 7230 м


4,5-дюймовая ракета М8
Судя по всему, 114-мм (4,5") ракета М8 во время Второй Мировой войны была самым распространенным реактивным снарядом, состоявшим на вооружении американской армии. Первоначально она создавалась как авиационная (для действий по наземным объектам), и лишь затем ее стали применять как наземную артиллерийскую ракету. Дизайн снаряда был продуман неплохо - боеголовка составляла его верхнюю часть, и имела длинную хвостовую трубку, располагавшуюся в центре нижней секции ракеты. Вокруг трубки размещались палочки бездымного пороха, которые и составляли ракетный двигатель. Ракета сохраняла устойчивость в полете благодаря раскладным стабилизаторам, которые выдвигались из корпуса снаряда под действием встречного потока воздуха после того, как он покидал ствол пусковой установки. Система постоянно модернизировалась, ее внешний вид подвергался изменениям, но в принципе модификации М8А1, А2 и A3 мало чем отличались друг от друга.

Производство: США
Калибр: 114 мм (4,5 дюйма)
Масса пусковой установки: 236 кг ????
Длина снаряда: 838 мм
Масса снаряда: 17,5 кг
Боеголовка: осколочно-фугасная; 1,95 кг
Скорость полёта снаряда: 259 м/с
Дальность полёта снаряда: 4200 м


Армейская 200-мм ракетная пусковая установка
Во время Второй Мировой войны японские армия и флот действовали настолько вразнобой, что предпочитали самостоятельно разрабатывать совершенно одинаковые виды вооружения, но не сотрудничать друг с другом. Таким же образом велась и разработка 200-мм ракетных пусковых установок. В результате получились очень похожие приспособления, различающиеся только в небольших деталях. Армейская ракета, изображенная на рисунке, по форме очень напоминала артиллерийский снаряд, ее боеголовка была снаряжена фугасным составом, а в нижней части находился ракетный двигатель на бездымном порохе. Образующиеся при сгорании газы извергались через форсунки, расположенные так, чтобы во время полета ракета вращалась. Пусковая установка этой ракеты походила на длинную мортиру, она имела гладкостенный ствол, в который вставлялась ракета.
Производство: Япония
Калибр: 202 мм (7,95 дюйма)
Масса пусковой установки: 227 кг
Длина снаряда: 983 мм
Масса снаряда: 92,6 кг
Боеголовка: осколочно-фугасная; 16,2 кг
Скорость полёта снаряда: ----
Дальность полёта снаряда: 2930 м


click for enlarge
click for enlarge
click for enlarge

extractor
posted 20-2-2004 20:06    
Очень интересно!
Оказывается не только:"выходила на берег Катюша"...,
но и "deutsche Soldeten und die Оffizieren"...имели в своем распоряжении нехилую технику.
Слоняра
posted 20-2-2004 21:08    
Производство установок 15 cm Nb.W 41 и реактивных снарядов к ним. (шт.)

1940г.
Число установок - 282
Число снарядов - 156 750

1941г.
Число установок - 652
Число снарядов - 417 250

1942г.
Число установок - 969
Число снарядов - 1 208 600

1943г.
Число установок - 1118
Число снарядов - 1 096 100

1944г.
Число установок - 2336
Число снарядов - 1 985 200

1945г.
Число установок - 342
Число снарядов - 184 00

Итого
Число установок - 5769
Число снарядов - 5 047 900

К началу марта 1945г. в вермахте и войсках СС имелось 2295 ПУ 15 cm Nb.W 41 и 653 700 снарядов к ним.


Производство установок 21 cm Nb.W 42 и реактивных снарядов к ним. (шт.)

1942г.
Число установок - 407
Число снарядов - 8 980

1943г.
Число установок - 100
Число снарядов - 119 600

1944г.
Число установок - 835
Число снарядов - 257 400

1945г.
Число установок - 145
Число снарядов - 16 600

Итого
Число установок - 1487
Число снарядов - 402 580


Производство тяжелых турбореактивных снарядов (тыс.шт.)

1940
28-см фугасный- 10
32-см зажигательный-

1941
28-см фугасный-77,15
32-см зажигательный-12

1942
28-см фугасный-127,7
32-см зажигательный-45,7

1943
28-см фугасный-116,2
30-см фугасный-31
32-см зажигательный-26,3

1944
28-см фугасный-120
30-см фугасный-155
32-см зажигательный-20,3

1945
28-см фугасный-8,8
30-см фугасный-13,3


Итого
28-см фугасный-459,85
30-см фугасный-199,3
32-см зажигательный-166,72


'Бог войны Третьего рейха' А.Широкорад.


Новгородец
posted 16-10-2005 23:56    
Вопрос тоже не по теме, но решил новую не открывать. Может кто знает - самоходная полубронированная 300-мм мортира 'Тип 4' ('Ха-то') это ПУ для реактивных снарядов или нет?
С уважением, Новгородец
click for enlarge 1024 X 598 133.7 Kb picture
Donkey
posted 17-10-2005 02:01    
quote:
Originally posted by Новгородец:
Вопрос тоже не по теме, но решил новую не открывать. Может кто знает - самоходная полубронированная 300-мм мортира 'Тип 4' ('Ха-то') это ПУ для реактивных снарядов или нет?
С уважением, Новгородец
[/URL]

Уважаемый Новгородец!
Мне кажется, что это самый настоящий миномет (японский "Тюльпан"), вон у него сзади опорная плита свисает, и схема установки аналогичная---вместо лафета (двуноги)---корпус машины. http://www.ipclub.ru/arsenal/angar/WWII/army/japan/hato.htm
Другой вопрос---имело ли это орудие АРМ (АРС)? Не знаю, но,судя по указанной дальности стрельбы (3,15км), не похоже.
С уважением Donkey

Новгородец
posted 14-12-2005 22:21    
Меня смущает небольшой размер опорной плиты. У "Тюльпана" она значительно больше - а калибр то меньше.Возможно это пусковая установка типа "закрытая труба".
С уважением, Новгородец.
Трофейщик
posted 15-12-2005 01:41    
Мы разбирали как то 300 мм "ванюшу" двигатель там представляет монолитную порошину зеленого цвета, длинной мм 600 и диаметром около 100 мм ,бездымную ,с 7 отверстиями по всей длинне.Она вся номерная в птицах и свастиках.Под ней был шелковый мешочек с мелким порохом.Агитационных тоже в одном месте много есть раскрутили пару ,там двигатель тоже монолит зеленый ,но маленький совсем ,как банка тушенки .

  всего страниц: 2 :  1  2 

новая тема
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Артиллерия
  Немецкие артиллерийские реактивные системы залпового огня. ( 1 )
guns.ru home