Guns.ru Talks
Артиллерия
Боевые роботы. Фантастика или реальность? ( 2 )

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Боевые роботы. Фантастика или реальность?

Всеволод
P.M.
29-8-2005 10:02 Всеволод
Когда описывают все, что умеют делать роботы, забывают добавить: "в условиях отсутствия у противника средств РЭБ". Ну, если с папуасами воевать - тогда да.. . Хотя если папуасы с бабками, то и средства купят, и инструкторов наймут.

------
Ребята, давайте жить дружно!

lobster
P.M.
30-8-2005 23:32 lobster
Originally posted by Всеволод:
забывают добавить: "в условиях отсутствия у противника средств РЭБ"

Ну...
Да. Конечно, Вы правы.
Но.
Говоря "РЭБ", обычно делают страшное лицо, подразумевая джина из бутылки. Это ведь комплекс систем и средств, в коих я , увы, ни уха не рыла.
И тем не менее - у них наверняка есть такие параметры как радиус действия, вероятность подавления и прочь.
Короче -
По ракетам и антиракетам
Анти-антиракеты летят

extractor
1-10-2005 01:18 extractor
http://itnews.com.ua/16537.html

Гранатомет на колесах
4 апреля 2005, 18:05

Американская армия успешно закончила тест "беспилотного" робота на гусеничном ходу, оснащенного гранатометом. По сути, новый робот является точной копией Talon UGV (unmanned ground vehicle), который сейчас направляется в Ирак, с той лишь разницей, что Talon UGV укомплектован пулеметом M249, а новый UGV оснащается 4-ствольным гранатометом.

Во время теста было произведено 16 выстрелов, все успешные. Робот выстреливает одновременно четыре гранаты калибра 40 мм, а его скорострельность в 10 раз выше, чем у любого другого оружия, использующего гранаты. Полный боекомплект новой UGV единицы составляет 48 гранат.

click for enlarge 209 X 308  19.5 Kb picture

extractor
8-10-2005 01:04 extractor

tmru.bizland.com

ПЕРВЫМ УСПЕШНЫМ БОЕВЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) явились события 1982 г., в долине Бекаа (Ливан). Израильские беспилотные разведчики 'Мастиф' и 'Скаут' легко обнаружили средства ПВО противника, в результате за час было уничтожено 29 сирийских зенитных ракетных комплексов. На военных это произвело неизгладимое впечатление, и 'оргвыводы' последовали незамедлительно: ДПЛА заняли достойное место (и сохраняют его по сей день) в производственных программах авиастроителей всего мира.

БОЕВЫЕ РОБОТЫ:
в воздухе и на земле

Так, в США на период с 1997 по 2003 г. на воздушную разведку ассигнуется 11 млрд долл., из которых 33% выделяется на пилотируемую разведку, 26% на беспилотную, 23% на наземные системы обработки данных и управления, 18% на перспективные исследования и разработки. При этом предполагается, что пилотируемые самолеты-разведчики все равно не способны преодолеть мало-мальски серьезную ПВО, а значит, их эффективность ограничена. ДПЛА же, находясь далеко в тылу противника, имеют гораздо большие зоны наблюдения. Благодаря меньшей дистанции до цели, на них устанавливаются более разнообразные средства наблюдения, среди которых главную роль играют оптоэлектронные (включая тепловизионные) и радиолокационные станции видовой разведки. И наконец, принципиально новым качественным показателем беспилотной разведки, основанным на последних американских достижениях в области самолето- и двигателестроения, стало сверхдлительное патрулирование в воздушном пространстве противника, которое уже измеряется не часами, а сутками.

В настоящее время в США разработаны, испытаны и приняты на вооружение разведывательные ДПЛА тактического (ближнего) назначения 'Рюnеег', 'Нuntег' и 'Оutridег', оперативного 'Ргеdatoг', и стратегического 'Dark 5tаг' и 'Global Ноck'. Кроме них, американцы имеют еще беспилотный вертолет 'Сурhег' UAV-10.

ДПЛА тактического назначения 'Рюпеег' стоит на вооружении с 1986 г. и активно применялся США в ходе войны в Персидском заливе и последующих локальных конфликтах. Всего вооруженные силы США имеют 55 'Рюпеег'ов' (в одном комплексе по 5 ДПЛА и одному мобильному пункту управления). К концу 1996 г. в сухопутные войска США было поставлено 7 серийных комплексов 'Нчп1ег' (приблизительно 35 аппаратов). Он предназначен для ведения оптоэлектронной разведки в радиусе 200 км за линией фронта при продолжительности разведывательного полета 8 ч. 'Нuntег' впервые опробовал новые способы боевого использования: в 1996 г. он лазерным целеуказателем подсвечивал точечные цели запускаемым с земли ракетам 'Неllfiге', и с высоты более километра точно навел 4 из 5 ракет.

Наиболее современным из тактических беспилотников является американский аппарат 'Оutridег', способный выполнять взлет и посадку на палубы авианосцев и амфибийных судов. Его основная разведывательная нагрузка - инфракрасная станция переднего обзора, расположенная на подфюзеляжной стабилизированной платформе, возможны другие варианты для дневной и ночной съемок. Кроме того, на борту может располагаться лазерный дапьномер-целеуказатель для использования управляемых авиационных бомб с лазерным наведением. С 1999 г. начались поставки в вооруженные силы США шести комплексов (44 аппарата), в последующем предполагается развернуть 61 систему 'Outridег' (по 6 ДПЛА, а также наземные средства их сопровождения, управления и связи - итого 366 машин).

Многофункциональный средневысотный беспилотный разведчик оперативного назначения 'Ргеdator' обеспечивает принципиально иные, по сравнению с выше перечисленными, возможности. Например - воздушная разведка, видовое (возможно лазерное) целеуказание ударным самолетам, постановка радиопомех, и все это - на удалении до 1000 км от аэродрома базирования с временем нахождения в зоне наблюдения не менее 24 ч. Суммарная же дальность полета может составлять свыше 5500 км, а максимальное полетное время - 60 ч.

В зависимости от выполняемых задач, 'Ргеdatoг' может снаряжаться различной аппаратурой - для оптоэлектронной, радиолокационной, видовой, радио- и радиотехнической разведки, лазерной подсветки целей, ретрансляции передач радиосвязи. С помощью оптоэлектронной аппаратуры он на дальности 40 км обнаруживает самолет на аэродроме,а на удалении 5 км, при хорошей видимости, отличает человека на открытой местности. По результатам проведенных в 1995 г. учений, 'Ргеdatог' обнаруживает в тылу противника мобильные пусковые установки ракет типа 'Skud' чаще, чем пилотируемые ветераны-разведчики U-25. Связь с ним осуществляется по одному радиоканапу прямой видимости сантиметрового диапазона на дальности до 250 км и по двум спутниковым каналам в различных диапазонах УКВ.

'Ргеdatог' интенсивно использовался в конфликтах на территории бывшей Югославии, причем сербам удавалось их сбивать. Сейчас американское военное ведомство располагает 10 такими комплексами, каждый из которых включает 3-4 самолета и наземную станцию управления. Вскоре на вооружение будут поставлены еще 2 комплекса.

На основе опыта боевого использования оперативно-тактического 'Ргеdatога' США осуществили разработку стратегических по глубине и эффективности разведки беспилотников 'Dark Star' и 'GlоЬаl Носk'. Наиболее опасен первый из них, выполненный по технологии 'stealth'. Необходимость постановки на вооружение аппарата с очень малой эффективной площадью рассеивания (ЭПР) обосновывалась в США тем, что существует вероятность ведения беспилотной разведки в условиях противодействия сильной ПВО противника (речь идет о территории СНГ). Беспилотник имеет аэродинамическую схему типа 'бесхвостка' с одним турбореактивным двигателем.

Помимо разведки и наблюдения с использованием бортовой оптоэлектронной либо радиолокационной аппаратуры видовой съемки (с режимом селекции наземных движущихся целей), 'Dагk Stаг' обеспечивает захват целей и сопровождение их лазерным целеуказателем с соответствующими для наведения оружия энергией, размерами и стабильностью пятна подсветки цели. При этом целеуказатель управляется, в основном, дистанционно-наземным оператором с другого континента. Управление 'Ргеdatorom', 'Dark Starom' и 'GlоЬаl Носkom' и передача разведданных с них осуществляется одной унифицированной наземной станцией по описанной выше схеме. Поставка двух опытных 'Dагk Stаг' была завершена в конце 1995 г Один из них потерпел аварию, но после устранения недостатков, летные испытания второй машины были продолжены. К концу 1999 г. на вооружении в США состояло не менее трех аппаратов 'Dагk Stаг'.

При взлете с аэродромов в странах Прибалтики, этот ДПЛА, пройдя все рубежи российской ПВО, может незаметно находиться на боевом патрулировании над Москвой и столичной областью в течение 10 ч. Имея возможность поиска наземных движущихся (со скоростью более 7 км/ч) целей 'Dаrk Stаг' - теоретически - может в ясную погоду подсветить лазерным целеуказателем такую цель как президентский кортеж с обладателем ядерного чемоданчика. По пятну подсветки цели могут быть наведены крылатые ракеты, с трудом сбиваемые ПВО, или, что еще хуже, баллистические ракеты с малым подлетным временем, запущенные с борта подводной лодки в Балтийском или Северном морях. Так что в принципе в течение 10 мин после принятия решения о нанесении упреждающего удара, Президент страны может быть устранен вместе с ядерным чемоданчиком первым же точечным ударом.
И, к сожалению, это - отнюдь не фантастика, а суровая реальность.

'GlоЬаl Носk' имеет планер обычной аэродинамической схемы и один турбореактивный двигатель тягой 3400 кг ему требуется взлетно-посадочная полоса длиной 1500 м. Сбить его будет непросто (хотя и возможно, ибо он уже не невидимка) из-за большой высоты полета и небольшой радиолокационной заметности. По сути, это - современный 11-2, но менее заметный, имеющий большую дальность полета и время патрулирования, оснащенный гораздо более современной и производительной аппаратурой разведки и не подвергающий риску драгоценные жизни летчиков.

Главная особенность его разведаппаратуры - возможность ведения совмещенной радиолокационно-оптической разведки. Камера ИК-диапазона параллельно с высокочувствительной цифровой телевизионной камерой снимает один и тот же участок поверхности, он же одновременно просматривается и бортовой РЛС, имеющей режимы автоматической селекции движущихся целей и синтезирования апертуры антенны, что, в свою очередь, позволяет распознавать замаскированные и укрытые в лесной растительности цели.

За сутки патрулирования 'GlоЬаl Носk' осуществляет съемку территории площадью 140000 км2 или получает 1900 высококачественных кадров (участков размером 2х2 км), что позволяет не только обнаружить, но отслеживать и сопровождать важные мобильные цели противника - мобильные пусковые установки стратегических ракет, базируемые на железной дороге или на колесном ходу. Сейчас на вооружении США стоит не менее пяти таких аппаратов, число их будет увеличиваться в соответствии с запланированным развертыванием (до 40 штук). Кроме того, американская промышленность, способная выпускать более 10 этих машин в год, заинтересована в их экспорте (в Германию, Великобританию, Швецию, Австралию).

Радикально - до недель - увеличить время патрулирования и сбора разведданных позволяет разработанный в конце 90-х гг. ДПЛА геликоптерного типа 'Сурhег' UAV-10. Он представляет собой 'летающую тарелку' - тороидальный фюзеляж, в проеме которого располагаются два соосных, противоположно вращающихся винта, создающих вертикальную тягу. Внутри кольцевого фюзеляжа, выполненного из композитов, размещены двигатель, топливные баки, авионика, навигационное оборудование, полетный компьютер, аппаратура связи и часть полезной нагрузки. Сверху, на телескопически складывающихся штангах, располагается блок разведывательной аппаратуры, имеющий возможность азимутального (360?) и вертикального (+/-30?) сканирования. Внизу аппарата расположены три складные ноги посадочной системы, позволяющие приземляться даже на разрушенные здания, мосты, автострады. Бортовое разведывательное оборудование включает инфракрасные детекторы, телевизионные камеры для нормальной и низкой освещенности, В локатор, лазерный дальномер-целеуказатель. UAV-10 может управляться вручную по командам оператора наземной станции управления или автоматически, в соответствии с полетным профилем, заложенным в бортовой компьютер. При этом возможен полет с последовательной посадкой на нескольких разведываемых площадках, отключением полетных двигателей и питанием разведаппаратуры и аппаратуры связи от бортовых батарей. После разведки одной зоны последовательно осуществляется перелет на следующие. По выполнении очень длительного (несколько суток) разведзадания UAV-10 возвращается на транспортно-заряжающую машину комплекса. Правда, пока достоверных данных, сколько 'Сурhег' UAV-Ю стоит на вооружении США, нет

Более тяжелый беспилотный вертолет 'Неllstar' находится на вооружении ракетных катеров Израиля с 1994 г. Он способен выполнить точную посадку на палубы малых кораблей и предназначен для ведения воздушной разведки, радиоэлектронной борьбы и загоризонтного целеуказания противокорабельным ракетам. УДПЛА компактный фюзеляж малого удлинения, изготовленный из композитов, и два соосных винта. 'Неllstar', имеющий большую массу полезной нагрузки, способен использоваться круглосуточно, в любых метеоусловиях и при волнении моря до 5 баллов.. .

ОТ ОПИСАНИЯ СЕРИЙНЫХ, стоящих на вооружении ДПЛА, перейдем к рассказу о новых конструкциях подобных аппаратов, разрабатываемых в соответствии с перспективными планами развития ВВС США и стран НАТО.

Во-первых, для разведывательных беспилотников решаются проблемы санкционированного и целенаправленного доступа всех потребителей к результатам воздушной разведки, автоматического распознавания целей, радиолокационного обнаружения замаскированных объектов. Во-вторых, создаются специализированные аппараты для всех родов вооруженных сил. Например, военно-морской флот США в 1997 г. получил патент США ? 5615847 на устройство ДПЛА, запускаемого из-под воды, с борта подводной лодки.

В-третьих, время патрулирования и дальность полета доводятся до бесконечности за счет проведения автоматической дозаправки топливом в полете. Так, патент США 1999 г. ? 5906336 описывает устройство и работу аппаратуры - лазерной связи между самолетом-заправщиком и беспилотным аппаратом при сближении для дозаправки.

В-четвертых, создаются разведывательные микросамолетики с винтовыми или реактивными движителями (подробнее о них было рассказано в 'ТМ' ? 7 за 1997 г.). На крохотных ДПЛА будут использоваться микротурбинные двигатели или электромоторы с литиевыми батареями. Их задача - при ведении боевых действий в городских условиях проникать в здания, совершать их внутренний облет, осуществлять разведку и целеуказание, даже минировать труднодоступные объекты. На разработку 'искусственных насекомых' уже ассигнованы многие десятки миллионов долларов.

И последнее, хотя по значению, наверное, - главное. С начала 1990-х гг. реанимированы и форсированы работы по боевым (ударным) ДПЛА.

Еще с конца 1980-х гг. Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARРА) разрабатывало новые принципы ведения разведывательно-ударных боевых действий против замаскированных или мобильных целей - зенитно-ракетных комплексов, узлов связи, командных пунктов, пусковых установок стратегических ракет. К 1994 г., на основе процессора третьего поколения, обрабатывающего данные многорежимной РЛС, тепловизионной станции и других датчиков, была построена и испытана система опознавания и наведения на цели 'Sesthу SаЬге', предназначенная для установки на ударные ДПЛА. Без нее невозможно было бы последующее создание 'разыскивающего оружия' и первых образцов боевых беспилотников.

На основе достигнутых успехов, в 1996 г., научный консультативный комитет ВВС США в своем прогнозном исследовании 'Новые мировые перспективы - воздушная и космическая мощь XXI века' выдвинул доктрину создания 'необитаемой разведывательно-ударной авиации' (НРУА). Предлагалось создать боевые ЛА, которые смогут действовать с вдвое большей, чем пилотируемый самолет, допустимой перегрузкой (для уклонения от ракет), к тому же малозаметные, причем в двух модификациях: одна - в основном, для подавления ПВО противника и воздушных боев, а вторая - для атак наземных целей (с большей бомбовой нагрузкой). Разработка технологий для НРУА должна была занять от 5 до 15 лет. Первые опытные образцы боевых ДПЛА ожидались через 10- 12 лет (2006 - 2008), концепцию их использования должны продемонстрировать через 15 лет, а через 30 лет (к 2026 г.) включить НРУА в состав ВВС США. А в результате, после обеспечения дозаправки топливом в полете (о чем говорилось выше), ВВС США, без предварительного развертывания сил, окажутся способными наносить внезапные воздушные удары в любой точке земного шара.

В том же 1996 г. появились сообщения о постройке фирмой 'Оид!аз' боевого ДПЛА Х-36. Он сделан по схеме 'утка' с очень большим передним горизонтальным оперением, зато совсем без вертикального. В конструкции самолета использованы технологии малой заметности - так, формой воздухозаборников он похож на истребитель F-22. Сопло турбореактивного двигателя тягой 326 кг управляемое. Аппарат может летать со скоростью до 700 км/ч и маневрировать с перегрузкой до 5 единиц. По публикациям масса боевой нагрузки не превышает 50 кг.

Но Х-36 был только 'первой ласточкой'. Американцы существенно, более чем на 5 лет, опережают установленные ими же самими плановые сроки постройки ударных беспилотников. Уже в 1997 г. стало известно о постройке корпорацией 'Lockhееd' беспилотного тактического истребителя на базе Р-16, отличающегося от прототипа отсутствием кабины пилота, дополнительными топливными баками и увеличенным размахом крыла. Продолжительность его полета составляет 9 ч, управление осуществляется с земли или с борта другого самолета. Вооружение очень серьезное для ДПЛА: гиперзвуковые противоракеты, усовершенствованные ракеты 'воздух-воздух' типа АМRААМ и противорадиолокационные АQМ-88. Проведенные испытания системы автоматической дозаправки топливом делают дальность полета и время патрулирования этого аппарата неограниченными.

А в 1999 г. уже фирма 'Воeing' (поглотившая 'Duglas') представила данные о серийном боевом беспилотном самолете, создаваемом с учетом опыта испытаний Х-36. Его основное вооружение - восемь 100-кг управляемых бомб, располагаемых в двух отсеках - слева и справа от силовой установки. В качестве вооружения также могут использоваться управляемые ракеты большой дальности, противорадиолокационные ракеты АGМ-88 или гиперзвуковые ракеты, которые способны уничтожать наземные РЛС ПВО до начала их выключения. Стоимость каждого такого ДПЛА, выполненных по технологии 'stealth' составит от 8 до 10 млн долларов (примерно 25 - 40% от стоимости современного истребителя), расходы же на эксплуатацию сократятся в 5 раз по сравнению с пилотируемым тактическим истребителем F-16, выполняющим те же задачи.

Боевые беспилотные самолеты 'Воeing' предполагается применять совместно с пилотируемыми, ДПЛА пойдут в нескольких километрах впереди боевых порядков основной группы пилотируемых самолетов. Их система управления разрабатывается так, чтобы один оператор наблюдал за полетом более чем 5 беспилотников одновременно. Причем в его задачу входит только определение времени их запуска и возвращения, а также порядок применения оружия, остальную же часть полетного задания беспилотные аппараты будут выполнять самостоятельно, с использованием бортового оборудования, обладающего искусственным интеллектом.

Каждый боевой ДПЛА будет связан закрытыми радио- и оптоэлектронными линиями передачи данных с другими беспилотными и пилотируемыми самолетами, а по спутниковому каналу - с наземным командным пунктом. Первый такой аппарат будет построен к концу нынешнего года, в 2002-м будут проведены его летные испытания, далее запланированы испытательные полеты групп боевых ДПЛА. Подводя итог описанию разрабатываемых боевых беспилотных ЛА, отметим еще не решенные технологические проблемы, над которыми работают специалисты.

До конца не разработана система автоматического опознавания цели, исключающая нанесение ударов по пустому месту или 'по своим'. Требуется создание криптостойкой, помехозащищенной цифровой дуплексной радиосвязи, допускающей вероятность сбоя одного разряда не более 0,1% и сжатия передаваемой информации; на решение этой проблемы уйдет не менее 10 лет. В случае потери связи или захвата противником, боевой ДПЛА с помощью бортовой ЭВМ и на основе ее искусственного интеллекта должен самостоятельно принять решение о возвращении, продолжении полета или самоуничтожении. На создание искусственного 'интеллекта' или, по крайней мере, 'способности к обучению' также уйдет от 10 до 15 лет.

Предстоит создать новые программы навигационного обеспечения, позволяющие боевым БЛА выполнять групповые полеты и выбирать альтернативные маршруты. Для этого точность определения координат, с использованием космической радионавигации, необходимо довести до 1 м, что возможно реализовать также не ранее, чем через 10 лет.

АВТОРЫ СТАТЬИ ПРЕДЛАГАЮТ новые конструкции боевых 'двухсредных' ДПЛА, из бегающих большинства нерешенных технологических проблем и имеющих принципиально новые боевые возможности. В своей статье 'Един в двух лицах' ('ТМ', ? 7 за 1999 г.) мы уже рассказывали о возможности создания боевого беспилотного аэромобиля с цельноповоротным асимметричным крылом (крылом асимметрично изменяемой стреловидности, КАИС). За прошедшее время произошло развитие этой концепции, нашедшее выражение в поданной в декабре 1999 г. заявке на патент РФ 'Способ поражения объекта и летательные аппараты для его осуществления'. Американская компания 'Grummаn' еще в 1983 г. получила патент США ? 4505442 на устройство боевого беспилотного летательного аппарата, который, как ракета, стартует с палубы своего корабля, большую часть траектории проходит по воздуху на высоте до 1200 м, затем приводняется, теряет плавучесть и опускается на дно, ожидая свою жертву - вражеский корабль. После обнаружения вражеского корабля боевой робот всплывает, как глиссер, на водных лыжах, настигает жертву и взрывается вместе с ней.

Мы предлагаем похожую схему поражения наземных защищенных и/или мобильных объектов: доставлять заряд взрывчатого вещества к цели по воздуху беспилотным самолетом или вертолетом, а на конечном участке траектории - направлять его к цели по поверхности земли, на колесах. Это позволит значительно повысить точность наведения за счет снижения скорости движения боевого ДПЛА к цели вплоть до нуля, а также получить еще ряд новых боевых возможностей.

Мы предлагаем использовать боевой беспилотный аэромобиль с асимметричным цельноповоротным крылом и двумя поршневыми двигателями с винтами на нем, имеющий электродвигатели и колесный привод для движения по земле, а также заряд взрывчатки на борту. По нашим расчетам, ударный ДПЛА-аэромобиль будет иметь размах крыла и длину фюзеляжа не более 7 м, взлетную массу 800 кг - при 190 кг полезной нагрузки, из которых 100 кг будет приходиться на заряд взрывчатки, максимальную скорость полета 250 км/ч на дальность 400 км, по земле же он проедет 10 км. Бортовое оборудование: телекамеры для дневной и ночной съемки; лазерный дальномер-целеуказатель; аппаратура управления связи, как минимум, по двум каналам: прямой радиосвязи 'борт-земля' и спутниковому: навигационная система, а также бортовой компьютер, задающий полетный профиль, последовательность выполнения боевой задачи и программы действий при потере связи и нештатных ситуациях. Для увеличения времени между запусками основных двигателей, подзарядки аккумуляторов и питания бортового оборудования при работе на земле - на верхней поверхности крыла будут размещены панели солнечных батарей. При стоянке на земле ДПЛА укроют выбрасываемые маскировочные сети или застывающая пена. Старт боевого беспилотного аэромобиля возможен как с земли, так и с авиационного носителя, с подкрыльевых пилонов. Цельноповоротное крыло в этом случае находится под углом 30? к фюзеляжу, после авиационного старта оно работает как крыло асимметрично изменяемой стреловидности (КАИС), плавно изменяя угол стреловидности до 0?. Тяжелый бомбардировщик (ТУ-95МС) способен нести от 6 и более ударных ДПЛА-аэромобилей. На этом же самолете может располагаться и пункт управления и связи. Скомпонованная таким образом на авиационном носителе, способном к дозаправке, ударная группа боевых беспилотников будет доставляться в любой район боевых действий на земном шаре не более чем за сутки. В случае, если предлагаемый боевой робот не может вплотную подъехать к уничтожаемой цели из-за хорошего охранения или естественных преград, мы предлагаем использовать лонжероны цельноповоротного крыла в качестве ствола безоткатного орудия или направляющего устройства пусковой ракетной установки. Крыло боевого БЛА будет представлять собой своеобразную 'катюшу' с 5 - 6 безоткатными стволами. Вполне реальна стрельба 200 - 300-г гранатами на дальность до 1 км по легко уничтожаемым целям, находящимся в глубоком тылу противника.

Теперь о принципиально новых боевых возможностях 'двухсредного' боевого в ДПЛА и решаемых им боевых задачах.

Во-первых, сев вблизи интересующего объекта и заняв скрытую позицию, он способен проводить неограниченно длительную и подробную разведку, будучи при этом практически необнаруживаемым. Время боевого дежурства также неограниченно, что для других аналогов достигается только путем автоматической дозаправки в воздухе.

Во-вторых, при появлении ожидаемой цели боевой ДПЛА сам оперативно нанесет удар, не дожидаясь ударной группы самолетов. Такой 'двухсредный' аппарат является высокоточным оружием не только по трем координатам, но и по четвертой координате - по времени. Это качество превращает его уже в стратегическое оружие - зачем уничтожать весь ракетный полк, если можно уничтожить только склад боевых частей; зачем бомбить все резиденции террориста Бен-Ладена при возможности 'убрать' его одного в момент появления вблизи засады; зачем бомбить столицу недружественного государства, если можно устранить только президента и его ближнее окружение, в результате чего изменится политический курс?

В-третьих, боевой беспилотный аэромобиль - практически единственное оружие, которое, уже разместив в жизненно важных центрах противника, на его территории, можно отозвать с боевого задания в случае капитуляции или выполнения им поставленных требований. Теоретически можно выиграть ядерную войну, не начав ее, - достаточно внезапно заминировать ДПЛА-ядерными минами наиболее уязвимые цели врага на его территории. При попытке разминирования, при потере связи и отсутствии команд, отменяющих детонацию каждый час, произойдет взрыв. Так что противнику самому придется охранять эти аппараты, стоящие в центре его столицы, от непредвиденных случайностей и радиопомех. Здесь к боевым поражающим возможностям добавляется воздействие на психику.

В-четвертых, отметим гибкость боевого при менения - можно изменить задачи боевому 'двухсредному' ДПЛА и оперативно перевести его с одной цели на другую. Подобно игре в шахматы, где конь, прорвавшийся в начале партии в тыл противника, побивает сразу восемь клеток доски, и непрерывно создает угрозы и 'вилки', так и ударные беспилотные аэромобили, проведя рейд по тылам противника, смешают все его планы, а при случае их можно разменять на более тяжелые фигуры.

В-пятых, упомянем о хорошей способности 'двухсредных' беспилотников преодолевать ПВО противника - достаточно сесть на землю, выключить авиационные двигатели и уже радиолокация и инфракрасное сканирование не дадут результатов, а взлететь можно и в другом месте. Такая тактика преодоления ПВО на языке военных называется 'уклонение прыжками' (hedge hopping).

В-шестых, для описанных 'двухсредных' аппаратов, когда они на земле, не так опасна потеря связи, как для обычных боевых ДПЛА - ведь их автоматическая посадка без связи может и не состояться. Что противопоставить массированному применению боевых беспилотных аэромобилей? Перекопать все дороги в стране, перегородить их шлагбаумами, чтобы не осталось ни одного 'прямика' длиной 500 м, создать везде и во всех диапазонах радиопомехи, а также основательно задымить атмосферу, для исключения прямой видимости. Правда, жизнь в этих условиях покажется очень кислой, к чему, впрочем, мы сможем легко привыкнуть.

Но против подобных мер противодействия мы предлагаем использовать боевые аэромобили вертолетного типа, которые сядут даже среди развалин, летая в условиях радиопомех и отсутствия прямой видимости благодаря заранее введенному в бортовой компьютер полетному профилю. Простой и наиболее дешевый путь их постройки: взять легкий вертолет с автоматическим управлением с взлетной массой около 1000 кг, поставить его на колесное шасси с электроприводом, чтобы мог заезжать в самые уязвимые для взрыва места (рядом с емкостями для нефтепродуктов или внутрь ангара со складом боеприпасов), поместить на аппарат вместо полезной нагрузки 200 кг взрывчатки и направить его за 300 км с 'дружественным визитом' к противнику.

Более совершенный беспилотный аэромобиль-вертолет получится на базе вышеупомянутого инженерного шедевра 'Сурhег' UAV-10, для чего тот нужно поставить на высокоманевренное трехколесное шасси с электроприводом, и оснастить боевой частью массой от 10 до 20 кг, которая может быть и малогабаритным ядерным устройством.

Несмотря на дороговизну и сложность изготовления, боевая 'летающая тарелка' отлично размещается в количестве от 8 до 10 штук в цилиндрической кассете, установленной на баллистической ракете. Таким образом, предлагается новая конструкция носителя для оперативной доставки смешанной группы боевых и разведывательных БЛА в любой район боевых действий на земном шаре. Схема использования перспективных беспилотников, конечно, дорогая, но вполне пригодная для выполнения специальных операций.

НУЖНЫ ЛИ ОБНИЩАВШЕЙ РОССИИ большие расходы на постройку перспективных боевых ДПЛА? Или лучше всей страной продолжать 'копать картошку' для создания стратегически важных резервов? Ответ жесток: отставание в разработке современных авиационных вооружений неизбежно приведет к потере контроля над воздушным пространством.

Можем ли мы в ближайшем будущем превзойти американские достижения в создании сверхмощных компьютеров? Нет. Можем ли опередить США в области создания 'искусственного интеллекта', так необходимого для создания боевых ДПЛА? Можем, но с большим трудом. Может ли Россия достигнуть уровня Америки в сфере телекоммуникаций и космической связи, хотя бы через 10 лет? Может, если в этом ей помогут США. При таких стартовых условиях пытаться повторить супердорогие американские разработки в создании боевых беспилотников - это тупиковый путь.

Авторы статьи предлагают основные усилия по созданию боевых ДПЛА сосредоточить на создании массово выпускаемых, подобно авиационным бомбам и ракетам, дешевых одноразовых аппаратов - самых дешевых в мире. Пусть бортовые компьютеры будут на уровне персоналок Репtium, но с хорошим программным обеспечением. Пусть решение о самоликвидации, в случае потери связи, будет принимать не искусственный интеллект, а устаревшая автоматика. Но принципиально новые боевые возможности получаются за счет новой конструкции летательных аппаратов, способных не только летать, но и, падая, прилично двигаться по земле. А дешевизна нового оружия даже полезна, поскольку никакой державе не придет в голову 'красть технологию'.

Кроме того, дешевизна позволит осуществлять их массированное применение, что, в свою очередь, даст принципиально новую стратегию и тактику их использования - это позволит решать любые боевые задачи.

Еще раз подчеркнем недопустимость отставания в разработке современных авиационных вооружений и предложим всем заинтересованным организациям и лицам срочно оценить возможности создания предлагаемых новых конструкций боевых ДПЛА. Авторы статьи, при минимальных расходах, берутся в срок не более года построить летающие радиоуправляемые модели, несущие на борту, например, пейнтбольную мину с краской - этого достаточно для демонстрации концепции на любом уровне.

В заключение отметим: хотим мы того или нет, разработка и постройка летающих боевых роботов будет продолжаться - слишком велики военные преимущества. Рано или поздно появятся боевые беспилотники, реализующие высказанные в этой статье технические идеи, целиком соответствующие нынешнему уровню развития техники.

Высказанное здесь, конечно, ужасно, но не секретно, подобно тому, как принцип действия атомной бомбы был известен широкому кругу физиков за десятки лет до ее изготовления. Секретная конструкция (исполнение) нового оружия с его тактико-техническими характеристиками, только они характеризуют возможность повторяемости конструкции и наносимый противнику ущерб. Если не начать самостоятельную разработку 'двухсредных' боевых роботов (являющихся, по сути, стратегическим оружием) сейчас, то завтра это сделают другие и как же обидно нам будет, если второй раз добыть чертежи 'атомной бомбы' не удастся.


Андрей КИРИЛОВ,
кандидат технических наук,
Валерий ШАПОВАЛОВ,
заслуженный изобретатель СССР

После предыдущей статьи у читателя, не утратившего остатков гордости за свою страну, может возникнуть вопрос - неужели же советская 'оборонка' оставила без внимания новое 'пришествие' беспилотников? Тем более, что из Чечни приходили по этому поводу некие победные реляции.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ

Нет, конечно, не оставила. Более того, - как уже рассекреченные и опубликованные, так и еще не раскрытые материалы показывают: наши военные и авиастроители с очень давних времен уделяли дистанционно-пилотируемым летательным аппаратам должное внимание. Но эти же материалы показывают: ситуация с созданием и применением беспилотных самолетов не столь благостна, и многие вопросы еще очень далеки от разрешения. А главные из них вообще лежат не в области техники.

.. . Был в свое время такой журнал - 'Экран "Рабочей газеты"'. К кино он никакого отношения не имел, зато публиковал, как бы сейчас сказали, фоторепортажи о различных событиях в стране и мире. И вот меленькая фотография в одном из номеров за.. . 1927 г: группа самолетов (ну представляете, какие тогда были самолеты) летит на высоте 10- 12 м над землей, четко выдерживая строй. Вроде бы ничего особенного, если бы не подпись, гласящая, что самолеты эти управляются не летчиками, которых в них нет, а по радио, с земли!
Но, минуя 30-е и 40-е гг., перенесемся в конец 50-х, когда, с одной стороны, триумфальное развитие управляемых ракет позволило создать легкие и надежные системы управления беспилотными аппаратами, с другой стороны - оно же поставило под сомнение возможность прорыва пилотируемыми самолетами противовоздушной обороны и заставило искать обходные пути. Одним из них стали.. . А вот как их правильно называть - вопрос интересный. Принятый у нас термин ДПЛА - дистанционно-пилотируемые летательные аппараты - не совсем корректен. Большинство из них управляются не дистанционно, а автоматически - заложенной в бортовую автоматику программой. Американский термин 'непилотируемый (беспилотный) самолет' более точен, но отечественная 'калька' его - 'беспилотный летательный аппарат', БЛА, пока не прижился.

Итак, в конце 50-х - начале 60-х гг. во всем мире появились беспилотные разведчики. Например, американцы прорабатывали возможность создания этих машин на базе крылатых ракет большой дальности 'Снарк' и 'Навахо'. Но на вооружение были приняты дистанционно-управляемые - опять же, разведчики, - основой которых послужили летающие мишени. Они даже успели повоевать во Вьетнаме, как и D-21 - автоматические 'братья' прославленного SR-71 'Вlack Вird'. Правда, особыми успехами не отличились, став всего лишь еще одной мишенью для неплохо организованной ПВО. А D-21 от китайских версий советской зенитной ракеты В-750 не спасла даже 3-маховая скорость!

Не остались в стороне и другие страны. Например, очень приличный аппарат 'Джиндивик' (тоже на базе мишени) создали австралийцы. Ну и, естественно, военные новинки внимательно отслеживались в нашей стране. Первым появился тактический беспилотный разведчик ТБР-1 (Ла-17Р), созданный на базе летающей мишени в КБ С.А. Лавочкина в 1959- 1962 гг. Куда более высокие характеристики предполагалось получить от разведывательных вариантов стратегических крылатых ракет 'Буря' Ла-350 (того же Лавочкина), 'Буран' М-40 В.М. Мясищева, П-100 Г.М. Бериева и Ту-121 А.Н. Туполева. Правда, только последний из них - созданный туполевцами на базе '121-й' машины дальний беспилотный разведчик ДБР-1 'Ястреб' (Ту-123) поступил на вооружение в 1964 г. - остальные не выдержали конкуренции с баллистическими ракетами и.. . спутниками-разведчиками.

Да, тщательные испытания и многократные учения показали: такие машины не имеют существенных преимуществ перед традиционными средствами, и тем более - перед спутниковыми системами. Последние для глобальных целей, особенно - в предполагавшейся ядерной войне, были куда удобнее.

Бывший заместитель Генерального конструктора П.О.Сухого О.С.Самойлович считал, что повышенный интерес к ДПЛА различного назначения, проявленный в нашей стране в конце 60-х - начале 70-х гг, вызван нездоровой реакцией на американские декларации на эту тему, которые, по его мнению, выглядят, явной дезинформацией. Но, думается, дело совсем в другом: череда перестановок в руководстве страны и армии после смещения Н.С. Хрущева привела к осознанию того, что война может быть и не ядерной, и не мировой, а значит, - совершенствовать нужно и силы общего назначения. Серьезные военные проекты у нас всегда велись широким фронтом, и к созданию нового поколения беспилотной авиации привлекли КБА С. Яковлева, А.Н. Туполева, П.0. Сухого, В.М. Мясищева - это только те, разработки которых уже известны.

Почему была прекращена разработка дистанционно-пилотируемого бомбардировщика 'Коршун' П.0. Сухого - сейчас сказать трудно. Сил вновь воссозданного КБ Мясищева едва хватало на перехватчик высотных аэростатов М-17 и 'Буран' (орбитальный корабль, который мясищевцы создавали в составе НПО 'Молния'), а вот разведчики - туполевские ВР-3 'Рейс' (Ту-143), ВР-2 'Стриж' (Ту-141), и яковлевская 'Пчела' (экспортное название - 'Шмель-1') поступили в серию и эксплуатацию. И произошло это еще до триумфа израильских беспилотников1982г! Но вот что интересно: внимание СМИ и экспертов было привлечено к вышеупомянутым успехам 'Мастифа' и 'Скаута', но почему-то совершенно незамеченным осталось одновременное использование сирийцами нашего 'Рейса'.. . С чего бы это?

А чем вообще принципиально различаются все перечисленные отечественные и зарубежные (а сколько их не упомянуто... ) ДПЛА от израильских и американских, столь подробно рассмотренных в предыдущей статье? Отнюдь не летными характеристиками-до Ту-123и0-21 им очень далеко. И уж не приборной оснащенностью. Но ВСЕ прежние беспилотники представляли собой именно самолеты-разведчики, входившие в состав соответствующих авиационных подразделений, и полученные ими сведения идут сначала вышестоящему командованию, а уже от него - соответствующие приказы непосредственно в войска. Это понятно, логично, но.. . долго. Что иногда означает - поздно.

Характерная особенность разведывательных ДПЛА, создающихся последние 15 лет, - их включенность в единую боевую информационную сеть. Именно сеть, оперативно, сразу доводящая разведданные прямо до командира батальона, роты, взвода, наконец, здесь важна, а не конкретный носитель того или иного комплекса датчиков.

Объективный процесс образования на поле боя (расширяющемся до размеров земного шара и далее) единой боевой информационной системы не остался незамеченным советской военной- мыслью. Соответствующие работы велись, они прекрасно укладывались в нашу планово-централизованную систему, более того, - продолжали национальные традиции чуть ли не Московской Руси, но.. . Как ни кощунственно, сейчас уже можно сказать - хорошо, что разрушение Союза не позволило довести их до конца. Ведь без внимания оставались горизонтальные связи, дополняющие привычные иерархические. Именно они придают вооруженным силам новое качество!

Чтобы пехотный командир получил, например, артиллерийскую или авиационную поддержку, он должен обращаться не через свое начальство к артиллерийскому или авиационному командованию, как это было до сих пор, а к конкретному самолету или орудию. При этом постоянно подчинять самолеты или самоходки пехотным командирам (это периодически пробуется) нельзя - сложная техника требует, по крайней мере, специфического обслуживания, к тому же, как правило, она решает и самостоятельные задачи. Правда, даже самый примитивный вариант организации - придание беспилотных разведчиков отдельным общевойсковым подразделениям - на новом витке техники приобретает новый облик. Так, ДПЛА-вертолеты, базирующиеся на боевых кораблях, естественно, действуют в их интересах. Вполне можно представить и комбата, достающего из 'дипломата' эскадрилью 'микрошпионов'. Но для этого беспилотник должен быть предельно неприхотлив и надежен, что пока - далекая от реализации мечта.

Значит, соответствующим образом должно быть отработано взаимодействие разнородных сил, как организационно (от уставов до учений), так и технически (общие стандарты на передачу данных, сопрягаемые штекеры, одни и те же диапазоны радиосвязи). И вот здесь.. .

Авторы предыдущей статьи горестно перечисляют наши отставания, препятствующие широкому распространению ДПЛА в Российской армии - суперкомпьютеры, искусственный интеллект, телекоммуникации.. . Да нет, это, как раз, преодолимо. Дело в другом: вопросы объединения разнородных сил в единую боевую систему в США поставлены и решаются уже почти полвека, небезуспешно решаются - и то очень многим там недовольны. У нас же эти вопросы пока, похоже, даже не ставятся.. . Отсюда весьма удручающими представляются и перспективы отечественных разработок ударных ДПЛА.

Вот еще пример. 20 октября 1994 г в Отделении теоретических проблемм РАН состоялось совещание 'по вопросам создания аппаратов типа 'летающая платформа', использующих принципы управляемой левитации'. Генеральный конструктор малого предприятия 'Дарья' Н.В. Ермаков, выступая перед потенциальными заказчиками, возможными соисполнителями и предполагаемыми инвесторами, описал, в частности, вариант использования вертикально взлетающих ДПЛА в военных целях: '... создание разведывательных, ударных и охранно-патрульных 'летающих платформ' для Министерства обороны. Мы считаем, что с их применением четыре человека смогут решать задачи взводного опорного пункта, так как они действуют уже не в плоскости, а в пространстве, что особенно важно в городе, в горах, в лесу'.

Это ж песня! Представьте картинку: по горной или лесной дороге, по городской улице, не торопясь, движется, например, 8-колесный МАЗ. Сразу за кабиной у него - контейнер с постом управления, а ближе к корме - пустые ложементы. Над ним, впереди, сзади, по сторонам, заглядывая за стены и каменные гряды, протискиваясь между деревьями или домами, вьются беспилотники, напоминающие пресловутые летающие тарелки (оставим Ермакову вопрос, как они летают). 3-4 оператора сидят в машине, в комфорте и безопасности, а платформы с пулеметами и ракетными огнеметами 'вычищают' труднодоступный участок.

Тогда, 6 лет назад, какие-то работы теплились, неподдельный интерес к таким системам проявляли, в частности, пожарные и пограничники. Увы.. . И дело не в общем параличе новых разработок, даже не в проблемах с освоением антигравитации, на которую уповал Ермаков. Такая замечательная система невозможна без глубокой автоматизации управления. Что, в свою очередь, требует внятных алгоритмов управляемого процесса, адекватной модели боя. Для перехвата воздушной цели это реализовано. Для удара по неподвижной наземной - тоже. А вот для общевойскового боя.. . То есть, не было и нет внятного представления - как воевать таким оружием.

И пока его не будет - ни копирование американского опыта, ни собственные прорывы не дадут боеспособных машин, надежно охраняющих наш мирный труд.


С. Соболь


Иллюстрации:

Многофункциональный средневысотный беспилотный разведчик оперативного назначения Predator. длина-8,53м, размах крыла-14,63м, взлетная масса - 1040 кг, полезная нагрузка- 209 кг, скорость барражирования -111 км/ч, потолок - 7620 м, мощность поршневого двигателя - 80 л.с.

'Dark Star': длина -4,4м, размах крыла - 20,7 м, взлетная масса - 3930 кг, полезная нагрузка - 5В4 кг, скорость барражирования - 460 км/ч, высота полета - 13700м, удаление района разведки от линии фронта - 1000 км, время патрулирования в заданном районе - 8-10 ч.; требуемая взпетно-посадочная полоса имеет длину 1200м.

'Global Носk': длина - 13,35 м, размах крыла - 34,9 м, взлетная масса -11700 кг, полезная нагрузка -414 кг, скорость барражирования - 635 км/ч, максимальная дальность полета - 26000 км, высота полета - 19800 м, продолжительность - 41 ч, в том числе патрулирования разведываемого района -24ч при удалении от базы на 5400 км.

Беспилотный ударный самолет фирмы 'Вoeinq': длина -8,0м, размах крыла - 10,3 м, высота - 2,0 м, взлетная А масса - 4000 кг, полезная нагрузка - 1500 кг, высота полета - 12000 м, скорость - дозвуковая. В зависимости от полезной нагрузки, изменяющейся от 500 до 1500 кг, радиус действия составит от 1000 до 2000 км, а время пребывания в зоне дежурства соответственно может быть от 1 до нескольких часов.

Тактический беспилотный самолет-разведчик одноразового действия ТБР-1 (Ла17Р): длина -8,98 м, размах крыла - 7,5 м, стартовая масса - 3100 кг, высота полета -100-7000м, скорость - 750-900 км/ч; дальность - около 260км.

Дальний беспилотный разведчик ДБР-1 'Ястреб' (Ту-123): длина - 27,8 м, размах крыла - 8,4 м, высота - 4,8 м, взлетная масса с ускорителями- 35610кг, без ускорителей - 28671 кг, пустого - 11450 кг, крейсерская скорость - 2700 км/ч, техническая дальность - 3560-3680 км, высота полета - 19000- 22800м.

Беспилотный такгический самолет-разведчик ВР-3 'Рейс' (Ту-143): длина - 8,06м, размах крыла - 2,24 м, стартовая масса - '1230 кг, посадочная - 1012кг, скорость полета - 925 км/ч, дальность - 180 км, минимальная высота полета -100м.

Беспилотный разведчик "Пчела-1Т" разработки ОКБ им. А. С. Яковлева: длина - 2,78 м, размах крыла - 3,25 м, взлетная масса - 138кг, потолок - 2500 м; дальность воздушной разведки - 50 км, продолжительность разведывательного полета -2ч.

Разведывательно-ударный аэромобиль-вертолет на основе 'Сурher' UAV-10. Цифрами обозначены: 1 - корпус; 2 - несущие винты; 3 - боевая часть; 4 - разведывательная аппаратура; 5 - колеса для перемещения по земле.

Беспилотный аэромобиль с поворотным крылом. Цифрами обозначены: 1 - панели солнечных батарей; 2 - гранатомет для поражения удаленных целей.

Доставка разведывательно-ударных аэромобилей баллистической ракетой.



250 x 78
250 x 84
250 x 94
245 x 94
200 x 206
250 x 126
250 x 145
250 x 169
250 x 274
250 x 126
250 x 212

extractor
22-10-2005 10:17 extractor
cnews.ru

Тема: Технологии и новации
14.10.05, Пт, 16:33, Мск

Роботы-джипы и роботы-грузовики перестали быть сказкой

Впервые вездеходы-роботы, управление которыми осуществлялось без участия человека, сумели пройти двухсоткилометровый марш по пустыне со сложным пересеченным рельефом, укрепив веру экспертов Пентагона в блестящее будущее автоматического автотранспорта на поле боя.

Сразу пять автоматических вездеходов, в кабине которых не было ни единого человека, добрались до финиша двухсоткилометровых ралли Grand Challenge по пустыне Мохаве - впечатляющий прогресс, если учесть что на предыдущих подобных гонках ни одной машине не удалось добраться до цели. У четырех роботов-финалистов ушел день на весь путь, последний добрался до финиша на следующий день. Победителем ралли стал автомобиль-автомат Stanley, разработанный в Стэнфордском техническом коллежде (г. Пало-Альто, Калифорния). Его разработчики получили приз размером $2 млн. На то, чтобы преодолеть сложную трассу протяженностью 132 мили, ему потребовалось 6 часов, 53 минуты и 58 секунд. Stanley представляет собой 'роботизированный' дизельный Volkswagen Touareg.

'Эти машины не просто поставили очередной мировой рекорд, они творят историю', - считает директор DARPA Тони Тефер (Tony Tether).

Согласно условиям ралли, в нем могут принять участие автомобили-роботы, управление которыми осуществляется исключительно с помощью бортовых сенсоров и навигационных систем и которые смогут пройти маршрут по пустыне быстрее, чем за 10 часов. В отличие от традиционных ралли, маршрут Grand Challenge пролегает через туннели, горный серпантин, высохшие соляные озера и другие препятствия - все то, что может встретиться боевой машине в реальном марше.

Ралли Grand Challenge стали первым мировым чемпионатом такого рода. В ходе предыдущего, проводившегося в марте 2004 года, ни одному из роботов не удалось добраться до финиша вообще, что породило серьезные сомнения в возможности использования автомобилей-роботов в реальных условиях. Теперешний прорыв д-р Тефер сравнивает по его исторической значимости с полетом братьев Райт.

Два модифицированных джипа Hummer преодолели трассу за 7 часов 4 минуты 50 секунд и 7 часов 14 минут. Колесный робот 'KAT-5', названный в честь урагана 'Cathrina', прошел маршрут за 7 часов 30 минут 16 секунд. 16-тонный тяжелый грузовик-робот TerraMax преодолел трассу, однако не смог уложиться в отведенное время - его время составило 12 часов 51 минуту.

По мнению американских экспертов и военных аналитиков, роль беспилотных и автоматических систем в реальном бою будет возрастать. Во многом такое мнение основывается на впечатляющих достижениях современной беспилотной авиации. Пентагон инициировал разработку аналогичных сухопутных систем, которые смогут взаимодействовать с личным составом. По мнению военных, применение автоматических грузовиков упростит задачу снабжения частей, а также поможет снизить потери среди личного состава.

extractor
22-10-2005 11:30 extractor
Из TV передачи "Tanks" по Дискавери узнал, что немцами в годы WW2 было выпущено 7500 штук компактных роботов-танков "Голиаф", начиненных взрывчаткой, предназначенных для уничтожения танков и других важных неподвижных целей. Роботы управлялись по проводам.
Чтобы там не говорили, но немецкая военная наука иногда далеко опережала другие страны как в теоретическом, так и быстром внедрении исследований в жизнь.
Но русский непредсказуемый скорее интуитивный, чем педантичный и скрупулезный военный гений предложил
" альтернативный ответ", который был намного проще и дешевле.
"Голь на выдумки хитра!"
"Роботы"- собаки безо всяких вживленных чипов, "запрограммированные"
на кусок мяса, подвешенный под брюхом танка с успехом уничтожали немецкую бронетехнику.
Гринпис, конечно же, был бы против!
С ув.extr.

Guns.ru Talks
Артиллерия
Боевые роботы. Фантастика или реальность? ( 2 )