19-11-2007 23:11
Новгородец
перемещено из История оружия
В этом году исполняется 90 лет как появился танк (в том виде как он выглядит сейчас). Tак что чукча решил взяться за перо и что ни будь написать по этому поводу. Представляю на Ваш суд (надеюсь строгий) свою писанину и прошу слишком не бить. Каску впрочем уже надеваю. Текст буду выкладывать по мере возможности (будя время - будя и сказка) а фото, те которые были на форуме, в виде ссылок. *** В 2007 году исполняется 90 лет событию, ставшему знаковым в истории бронетехники. На заводе "Рено" в сентябре 1917 года приступили к выпуску легкого танка сопровождения пехоты FT-17. На фоне своих "старших товарищей" он выглядел почти как игрушка. Небольшой, тихоходный, со слабым вооружением - более подходящем бронеавтомобилю, FT-17 на первый взгляд не внушал того смешанного со страхом почтения, которым были окружены тяжелые танки. Что же в нем оказалось такого, что сделало "Рено" FT эталоном на следующие два десятилетия для всех конструкторов танков в мире? Французские танки тоже трудно назвать верхом совершенства. Приняв меньше чем за пять месяцев - к маю 1916 года, на вооружение сразу два типа танков, французы превзошли "зачинателей" танкостроения англичан. Однако результат столь поспешных действий оказался весьма плачевным. Остается только восхищаться мужеством французских танкистов, которые на самоходных "гробах" шли в бой. Лишь благодаря их героизму и упорству удавалось более или менее успешно решать локальные задачи. Несколько слов надо сказать о его "родителях". Полковник Жан-Батист Этьенн [фото не нашел] для Франции стал тем же, кем был Эрнест Суинтон для англичан - отцом танковых войск. Также как и Суинтон, он обратил внимание на трактор "Холт" с его высокой проходимостью. 1 декабря 1915 года Этьен обратился к главнокомандующему французской армии Ж. Жоффру с письмом, в котором предложил планы создания "сухопутного броненосца" - a cuirasse terrestre - гусеничной бронированной машины, вооруженной пушкой и пулеметами. Он сумел добиться поддержки главнокомандующего, и уже в декабре 1915 начались работы по созданию французских танков. Полковник Этьен предложил главному конструктору фирмы "Шнейдер - Крезо" Э. Брийе взяться за создание бронированной машины. Предложение заинтересовало Брийе, и к 22 декабря он подготовил вполне законченный проект, а фирма взяла на себя обязательство воплотить идею в металле. Примечательно, что сначала с идеей постройки опытного образца Этьен обратился к знаменитому автомобильному конструктору Луи Рено, но тот, заваленный военными заказами, отказался. История фирмы Луи Рено началась 1 октября 1898 года, когда при финансовой помощи семьи он создал небольшую компанию Renault Freres ("Братья Рено"). Первым автомобилем стала вуатюретка (от фр. voiturette - тележка), мощностью всего лишь 0,75 л.с,, но успех пришел с моделью "Type A". Для этого автомобиля Рено сконструировал коробку передач, в которой впервые в истории крутящий момент на задние колеса передавали не цепи, а карданный вал. С 1900 года фирма переходит на выпуск крупных и мощных машин. В 1906 компания представляет свой первый автобус и первую машину для высшего света - модель "Type V-1". На 1908 год приходится появление самой мощной в модельном ряду машины AR: ее 9,5-литровый силовой агрегат выдавал 50 л. с. В эти годы к Луи Рено переходит пакет акций тяжело заболевшего брата Фернана, и он становиться единоличным владельцем компании, на которой работали уже 110 человек. Другой брат - Марсель, погиб на автогонках в 1903 году. Глава 1. "Через тернии". Инициатором создания будущего лучшего танка Первой Мировой войны стал полковник Жан-Батист Этьен. В середине (по другим данным в конце) 1915 года он предложил Луи Рено, известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить постройку легкого танка - "бронированного футляра для мотора и двух человек" по выражению самого конструктора. Этьен получил вежливый отказ, мотивированный отсутствием опыта постройки подобных машин и загруженностью заказами. К недостаткам отнесли: Тем не менее, Этьену и Рено удалось убедить членов комитета в правильности самой концепции легкой машины и заложенных в нее решений, и те утвердили в марте 1917 года заказ на 150 машин, а после успешных официальных испытаний 9 апреля заказ у величили до 1000 машин. По началу танкостроители столкнулись со значительными трудностями. Не как не удавалось наладить производство литых башен с толщиной брони 22 мм. Из-за этого первые танки выпускались с клепанными восьмигранными башнями, у которых толщина брони не превышала 16 мм. Бронеплиты пришлось ввозились из Англии, так как французские заводы смогли начать производство броневых листов для нового танка только с октября 1917 года. Hе хватало 37-мм пушек, двигателей и трансмиссий, а также квалифицированной рабочей силы. Не мало времени ушло и на разработку системы установки пушки. С рядом проблем (такими, как некондиционные топливные фильтры) промышленность не смогла справиться вплоть до конца войны. Глава 2. "Рено" FT и его модификации. "Рено" FT-17 производился в четырех модификациях: пулеметном (char mitraillese), пушечном (char canon), командирском ("радиотанк" TSF) и огневой поддержки ("Рено" BS). Пушечные FT17 и FT18 (отличались формой башни - многогранная клепанная у первого и литая у второго) вооружались 37-мм пушкой "Пюто" SA18 L/21. У пулеметного FT17/18 вместо пушки устанавливался пулемет "Гочкис" обр. 1914 года калибра 8 мм. Танк огневой поддержки был вооружен 75-мм гаубицей "Шнейдер" в открытой сверху невращающейся башне. Экипаж состоял из трех человек. "Рено" BS в боях поучаствовать не довелось - ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны. Успех танку обеспечила, прежде всего, его удачная конструкция. Луи Рено придумал компоновку, считающуюся классической и по сей день: двигатель, ведущее колесо и трансмиссия - сзади, впереди - отделение управления, а в центре - боевое отделение с вращающейся башней. FT-17 имел корпус простой формы, собиравшийся из катаных листов на несущем каркасе из уголков и фасонных деталей. Небольшой танк был бронирован, почти как тяжелый: 16 мм - лоб, 6 мм - борт и 16-22 мм башня. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, в соответствии с которыми варьировались по толщине от 8 до 16 мм, в то время как бортовые 6-мм листы крепились отвесно. Крепление бронеплит осуществлялось заклепками. На ранних "Рено" ставились клепаные 8-гранные башни с толщиной брони 16 мм. С 1918 года началось производство литых, цилиндрической формы, башен фирмы "Берлье" с 22-мм вертикальным бронированием и 16-мм крышей и маской орудия. Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска - блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. FT-17 комплектовался традиционными для тех лет крупнозвенчатыми гусеницами, отличавшимися малым ресурсом и сильными вибрациями. Проходимость этих легких машин оказалась неплохой благодаря очень низкому удельному давлению на грунт - 0,59 кг/кв. см. На танке установили двигатель "Рено"- 4-цилиндровый водяного охлаждения, карбюраторный, расположенный линейно, мощностью 35 л. с. при 1500 об/мин. Вместе с трансмиссией и топливными баками, он размещался в изолированном от боевого моторном отделение. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Управление танком требовало значительных физических усилий и осуществлялось попеременным торможением левой и правой гусеницы. Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще распашной аварийный). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся купол для вентиляции, вращалась вручную (при помощи спинного упора). Благодаря вентиляционному куполу с пятью смотровыми щелями стрелок мог вести наблюдение за полем боя. Водитель наблюдал за местностью через три не застекленные смотровые щели. Фугасный снаряд Mle 1916 весил 555 гр., мелинита - 30 гр. Общая масса выстрела - 760 гр. Начальная скорость снаряда 365 м/с. Mаксимальная дальность огня - ок. 2500 м., Для защиты от ОМП танкистам полагались противогазы. Танки окрашивались в трех или четырехцветный камуфляж "рваными" пятнами. Пятна были размытыми, с мягкими переходами, хотя иногда могли иметь черную окантовку. Цвета - темно-зеленый, коричневый, черный и песочный (такое сочетание цветов - т.н. "Схема В1", использовалось в 1917 году). В "Схеме В3", применявшейся ближе к концу войны, использовались темно-зеленый, коричневый и песочный цвета. Однотонный (заводской) темно-зеленый окрас применялся на протяжении всей войны, особенно когда не было времени для нанесения камуфляжа. Одевались французские танкисты, как и следовало ожидать, элегантно. Черная куртка из блестящего хрома или шевро с обшитым черным сукном воротником, хорошо сочеталась с черным беретом, к которому крепилась эмблема "специальной артиллерии"- рыцарский шлем, наложенный на скрещенные пушки с литерами RF. Под курткой офицеры носили обычное походное обмундирование - серо-синий закрытый френч с большими накладными карманами. С френчем носили галифе из той же ткани. Горчичный хаки стал цветом солдатского сукна французской армии в конце Первой мировой. Но можно было встретить танкистов и в серо-голубых куртках со стоячим воротником и без нагрудных карманов - обмундирование, носившееся еще до войны. Штаны были в цвет курток. По всей совокупности качеств "Рено" FT-17/18 превосходил все другие танки и, безусловно, стал лучшим и самым массовым танком Первой Мировой войны. К 11 ноября 1918 года (к перемирию) построили 3 187 машин, а всего между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. За все время производства танков "Рено" FT выпущено 7820 единиц, из которых: 3530 пулеметных и 2720 пушечных (в 1917-1918 годах), 39 "Рено" BS, 188 TSF. Глава 3. "В бой!" Танки "Рено" FT начали поступать во французскую армию с марта 1918 года. Впервые FT-17 были введены в бой 3 июня 1918 года под Вилле-Котре во время контратаки французских войск. В атаке участвовало 5 машин, из которых две прорвали немецкие позиции. Рис. 27.1 Перевозка танков FT-17 на грузовике FU с трейлером. Польша (предположительно, 1930 год). "Рено" FT-17 оказался не только самым массовым, но и самым "воюющим" танком Первой Мировой войны. В течении шести месяцев 1918 года - между 31 мая и 11 ноября, FT-17 имели 3 292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно, причем на долю артогня пришлось 356 единиц. Глава 4. Первый для многих. Танки "Рено" FT-17 состояли на вооружении более 20 стран и вплоть до августа 1939 года принимали активное участие во многих военных конфликтах на разных континентах. "Рено" FT-17 стал одним из самых распространенных в мире танков в межвоенный период. Его приобрели Финляндия, Эстония, Литва, Югославия, Бельгия. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по несколько машин для проведения испытаний. В разное время "Рено" получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае. Для многих стран он стал первым танком, поступившим на вооружение танковых войск. Армия Северо-Американских Соединенных Штатов первой после Франции приняла на вооружение FT-17. Первоначально о формировании танковых частей в составе Американских Экспедиционных Сил речи и не шло. Вызвано это было тем, что на американскую военную миссию в Париже применение танков на Сомме, где они были использованы в малом числе и на сложной местности, не произвели впечатления. После прибытия во Францию главнокомандующего Экспедиционными Силами полковника Джона Дж. Першинга все изменилось. Першинг приказал сформировать специальную комиссию, которая должна была детально рассмотреть вопросы использования танков. Комиссия не только сочла танк "фактором, которому предстоит стать важным элементом войны", но и рекомендовала свести их в отдельный корпус и вооружить его легкими французскими и тяжелыми британскими танками. Первоначальный размер Американского Танкового Корпуса был предусмотрен в 20 дивизий, и комиссия рекомендовала штатный состав в 2000 легких и 200 тяжелых танков. Входивший в штаб Першинга подполковник Элтинг детально изучил по приказанию главнокомандующего вопросы, связанные с формирование новых войск, и направил в военное министерство начальнику отдела вооружений свое заключение: Не смотря на то, что американские танковые батальоны успели повоевать лишь в последние месяцы войны, на их долю выпали и успех, и тяжелые потери. Окончание Мировой войны нанесло удар по Танковому Корпусу. К концу 1919 года, из более чем 20 тысяч военнослужащих, осталось 154 офицера и 2508 солдат. На вооружении корпуса состояла коллекция самой разномастной техники - 218 танков "Рено" FT-17, 450 "Рено" американской постройки, 25 танков Mk.V и 100 Mk.VIII. Рокенбах был назначен комендантом Танкового Корпуса. |
19-11-2007 23:49
jab
Этот ? |
20-11-2007 00:07
jab
|
20-11-2007 22:39
Новгородец
Спасибо, вроде он
|
21-11-2007 01:18
Student
Великолепная статья! Благодарю. Черт, ни на что времени нет.. . Перечитал и как водички хлебнул свежей - больно хорошо и по делу писано.
С уважением, Студент |
22-11-2007 00:52
Costas
Новгородец! Спасибочки, порадовал!
|
22-11-2007 13:35
swiss
Небольшая опечатка - последние три снимка: ?1 - эстонцы, ?2 - литовцы.
|
27-11-2007 22:32
Новгородец
Продолжим-с. Для начала фото из Афгана 1988 год. Есть слухи, что оба танка (этот и этот - 803750.jpg уже в Америке.
![]() Первыми танками, прибывшими в Китай, оказались французские FT-17. Не смотря на эмбарго на поставку в Китай оружия введенноеевропейскими странами, правитель Манчжурии Чжан Цзо Линь сумел приобрести у французов 36 танков. Первые 10 танков были отправлены на британском пароходе, под видом сельскохозяйственных тракторов". Еще 4 прибыли в ноябре 1925 г. в порт Нью-Чанг. Несколько танков впоследствии попали в руки гоминдановцев и были в 1929 г. приданы 1-й конной бригаде 1-й армейской дивизии, и использовались в борьбе против дюцзюней. Три были захвачены японцами во время оккупации Манчжурии в сентябре 1931 года. К созданию собственных бронемеханизированных сил японцы приступили в конце Первой Мировой войны - раньше, чем ряд европейских стран. В 1917 - 1923 годах страна Восходящего солнца приобрела и испытала британские танки Mk. IV, Mk. А "Уиппет" и французские "Рено" FT. Во Франции в 1919 году было закуплено 13 танков FT-17 - пушечные и пулеметные модификации. По прибытии их перевооружили, заменив французское вооружение японским, и дали новое наименование - Тип 79 "Ко-Гата Сенша". Первое танковое подразделение японской армии было сформировано в апреле 1925 года и состояло из танков "Уиппет" и "Рено". В 1927 году на вооружение японской армии поступил закупленный во Франции танк NC1 - представлявший собой глубокую модификацию "Рено" FT. Танк получил название Тип 89 "Оцу-Гата Сенша ". В 1929 году "Оцу" перевооружили 57-мм пушкой и оснастили японским дизельным двигателем мощностью 75 л.с. "Ко-Гата Сенша" и "Оцу" участвовали в 1931 - 1933 годах в оккупации Манчжурии и оставались в строю как учебные вплоть до 1940 года. От автора: Тонкин (столица Ханой) и Кохинхина (Сайгон) - так назывались Северный и Южный Вьетнам во времена французских колонизаторов. Вместе с Аннамом, Камбоджей и Лаосом входили в Индокитайский Союз. Правительство Союза возглавлял ответственный перед министром колоний Франции генерал-губернатор, который обладал широкими административными полномочиями. Все пять членов Индокитайского Союза формально сохраняли свои собственные административные системы и местные правительства. Прямое правление французских чиновников было учреждено только в Кохинхине (имевшей статус колонии, а не протектората) управляемой губернатором, подконтрольным генерал-губернатору. В годы войны функции управления в Индокитае номинально оставались в руках прежней колониальной администрации вплоть до 9 марта 1945 года, хотя японцы находились на его территории с июля 1941года. После интернирования французских военнослужащих и многих гражданских лиц, японцы провозгласили "независимость" государств Индокитая. В марте 1928 года Тонкинский и Кохинхинский танковые подразделения свели в роту и переподчинили (около 30 танков) артиллерийскому командованию - хотя они все еще сохраняли свою принадлежность и пехоте. Тонкинское танковое подразделение прикомандировывали к 4-му Колониальному Артиллерийскому полк у (4e RAC - Regiment d'Artillerie Coloniale), а Сайгонское - к 5-му (5e RAC).
|
29-11-2007 17:17
Смоллет
Охренительно! Мы требуем продолжения банкета!
Читается легко, интересной информации масса. Браво! |
28-12-2007 19:39
P38
По поводу греческих танков. Скорее всего их поставили в начале 1920-х, во время греко-турецкой войны. Тогда французы поставили грекам кучу оружия, в т.ч. стрелковку и артиллерию. Шошы и Гочкиссы были основными пехотными пулеметами вплоть до 41 года, кроме этого поставлялись старые Гра и Лебели, последние с гранатометами VB.
|
29-12-2007 00:21
Новгородец
К маю 1940 года во французской армии (в метрополии) было сформировано 8 отдельных танковых батальонов (BCC - Bataillons de Chars de Combat) укомплектованных FT-17/18/31, которые придавались полевым армиям. 29-й и 30-й батальоны (29. BCC и 30. BCC) вошли в состав 3-й Армии;18-й и 36-й батальоны (18. BCC и 36. BCC) в состав 8-й Армии; 11-й (11. BCC), 31-й (31. BCC) и 33-й (33. BCC) вошли в состав 4-й, 5-й и 9-й Армий соответственно. Колониальным батальоном (BCTC - Bataillon de Chars des troupes Coloniales) располагала Альпийская армия. Каждый батальон располагал 63 танками (11. BCC возможно имел 42 танка). Танки использовались в качестве неподвижных огневых точек.
Были сформированы и 3 отдельные роты (Compagnes Autonomes de Chars) по 10 танков в каждой. Две роты входили в Экспидиционный корпус союзников в Норвегии - 343-я и 344-я отдельные танковые роты (343. Cie A и 344. Cie A) и 350-я рота (350. Cie A) в состав 2-й танковой дивизии (2. DCR - Division Cuirasse).
50-й отдельный танковый батальон (50 машин) составил Особую парижскую военную группу. На заморских территориях перед подразделениями укомплектованными танками "Рено" FТ стояла задача по охране побережья и обороне важных городов. Стрелять французским "Рено" FТ во время войны пришлось не только по немцам. В ходе операции "Торч" - оккупация Французского Марокко, им пришлось столкнуться с американскими танками генерала Паттон, начинавшего свою службу на FТ-17. Паттону предписывалось захватить порт города Федалы и соседние аэродромы, а также во взаимодействии с центральным соединением установить связь между Касабланкой и Ораном. После высадки на побережье близ Федалы 7 легких танков М3 из авангарда Паттона вступили в бой с 18 французскими FТ-17, которые поддерживали свою обороняющуюся пехоту. Длинноствольные 37-мм пушки американских танков позволили быстро справиться с FТ-17. По окончании быстротечной кампании во Франции в руках немцев оказались около 500 танков "Рено" FТ всех типов. Под немецким обозначением Pz.Kpfw. R17\18 (существовало и еще одно - R17 730 (f) и R18 730 (f)) танки "Рено" FТ расчищали аэродромы от снега (на них устанавливали бульдозерные отвалы), выполняли полицейские функции в оккупированных областях. Около 100 машин с июнй 1941 года использовались в военных округах Франции для противодесантной обороны и поддержания порядка. Кроме того, танками оснастили 20 бронепоездов. Захваченные у сербов и французов танки FT-17/18 немцы использовали для усиления бронепоездов в Сербии. От автора: После высадки союзников на Сицилию и падения Муссолини (хоть немцы и вернули ему власть, стало ясно, что Италия перестала быть надежным союзником) итальянское отделение "Организации Tодта" (Einsatzgruppe Italien)и ее местный аналог - "Организация Паладино" (Organizzazione Paladino) приступили к укреплению Адриатического побережья. Погодные условия и нехватка строительных материалов вынуждали строить небольшие укрепленные точки. Так как в распоряжении строителей оказалось большое количество башен от FT-17, довольно много огневых точек возводилось под них. ///По поводу греческих танков. Скорее всего их поставили в начале 1920-х, во время греко-турецкой войны. Тогда французы поставили грекам кучу оружия, в т.ч. стрелковку и артиллерию. ///
|
29-12-2007 12:58
P38
Французы всем помогали, после войны оружия море осталось да еще и Малую Антанту сколачивали, вобщем деньги и политика
![]() |
11-1-2008 13:25
Set A
Спасибо очень понравилось! - ИМХО В нем есть что-то свое - забавно-приятный танк
![]() HQ здесь нашел: http://www.blogdex.ru/?p=1549 |
4-3-2008 22:12
Новгородец
Чукча-писатель вернулся. Продолжение - Греция, Югославия, Бразилия.
С уважением, Новгородец Греция, также как и ее соседи, обзавелась танками "Рено" FT. Информация о времени приобретения машин противоречива. Возможно, Греция попыталась приобрести "Рено" FT-17 еще в 1919-1920 годах, когда вместе с Францией участвовала в оккупации Турции. Заказ был на 25-30 FT-17, но в то время Франция заблокировала экспорт танков, так что, если Греция и получила танки, то позже.. . С танками FT-17 сербы познакомились в 1919 году, когда в Венгрии появился французский танковый батальон. В его составе были 2 танковые роты - 301-я в Деске и 303-я в Каниже. Знакомство состоялось на правах союзников французской армии и произвело сильное впечатление - в Первую Мировую войну сербские силы располагали только четырьмя бронеавтомобилями "Рено". Французский генерал де Лобит - командир батальона, предложил направить в каждую роту по одному взводу сербской пехоты (1 офицер и 30 рекрутов) для обучения на танках. Обе роты перевели в Нови Сад, куда в начале сентября прибыли сербские курсанты. Однако планы оказались сорваны - французский батальон получил приказ выдвинуться для подавления восстаний в Бессарабии и Румынии. Курсанты из двух взводов, так до 20 сентября и не начавшие обучение, вернулись в свои части. Представитель начальника генерального штаба Верховного командования Петр Пешич обратился 14 ноября 1919 года к командующему Восточной союзнической армии генералу Франше д'Эпере с просьбой о продаже 26 танков. Вскоре пришло сообщение, что Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года - Югославия) может рассчитывать на одну роту из 8 танков из Софии. Командующий Восточной армией Антанты французский генерал д'Эпере рекомендовал направить необходимое количество людей в болгарскую столицу для обучения. Офицеры из этого контингента позднее должны были стать членами комиссии по приему танков. Казалось, что поставка FT-17 дело свершившееся. Однако югославский технический представитель полковник Божидаревич 19 марта 1920 года известил артиллерийско-техническое отделение Военного министерства о том, что во французском министерстве ничего не знают об уступке танков из Константинополя, а что касается новых, то их закупка возможна, только если заказ достигнет 500 штук когда возобновится производство "Рено" FT. Наперекор всему, работы по созданию танковых войск в Королевстве СХС продолжались. Командирам армейских частей доставлялись руководства по борьбе с танками и "блиндированными" автомобилями, а также было прочитано много лекций по гарнизонам с целью информирования офицеров о танках. В течение 1922 года в период с 1 марта по 20 августа майор Ефрем Топалович прошел курс в 501-ом полку в Туре. Планировалось, что этот офицер станет командиром будущей танковой части. Тем временем танки приобрели многие европейские государства, среди которых были и окружающие страны - Румыния, Греция, Италия, что особенно беспокоило югославских военных. В 1929-1930 годы во Францию для обучения снова отправили офицеров и унтер-офицеров. Наконец, в первых месяцах 1930 года французы поставили первые танки - 21 "Рено-Кегрес". Из машин, получивших в югославской армии обозначение М-26, сформировали к апрелю роту (разместили в Крагуеваце) и уже 6 сентября 10 танков было продемонстрировано на военном параде в Белграде. "Батальон борних кола" включал три танковые и одну вспомогательную роты. Танковая рота состояла из 4 взводов, из которых 3 танковых и один тылового обеспечения. Взвод из пяти танков (3 пушечных и 2 пулеметных) был наименьшей тактической единицей, предусмотренной уставами. Одна машина отводилась командиру подразделения, так что всего рота должна была состоять из 21 танка. Все "Рено" FT окрашивались в темно-зеленый цвет. В качестве тактических знаков взводов использовались масти карт - 1-й взвод обозначался знаком "туз пик", 2-й "червовым тузом", 3-й "бубновым", 4-й "трефовым", а роты обозначались белыми геометрическими фигурами - 1-я рота кругом, 2-я квадратом, 3-я треугольником. Французская система обозначений взводов было точно такой же. От автора: Югославия находилась под сильным, не только военным, влиянием Франции. На её долю приходилось 25,1% от всех иностранных инвестиций в экономику этой балканской страны. Создавая после войны систему военных союзов в Восточной Европе, французы отводили крупному южнославянскому государству роль противовеса Италии на Балканах. Когда 6 апреля 1941 года Югославия подверглась нападению Германии и её союзников, бронетанковые войска Королевства состояли из 2 танковых батальонов, эскадрона танкеток и взвода бронеавтомобилей. Танки были рассредоточены поротно на всей территории страны. Роты 1-го танкового батальона, укомплектованные M-17 и M-26 (на февраль 1941 года Югославия имела 45 танков FT-17 и 4 M-26), были распределены по 2-й, 3-й и 4-й Армиям. Располагаться они должны были в Сараево, Скопье и Загребе. Боевая готовность бронетанковых войск югославской армии оказалась на весьма низком уровне. Начало войны застало ее части в гарнизонах - машины не заправлены горючим и без боекомплектов. Всеобщая дезорганизация, а зачастую и предательство, которые охватили вооруженные силы в целом, сказались на них. Танковая рота в Загребе даже не вышла из казарм, где и была захвачена немцами. Сараевской роте тоже не пришлось повоевать. 9 апреля ее отправили поездом в направлении Аранджеловца, чтобы включить в состав Унской дивизии. Роту расположили в окрестностях Орашца. Три дня спустя танкисты получили приказ ночью совершить марш в направлении Аранджеловац-Лазаревац, чтобы прикрыть отступление одного из югославских полков. Выполнить задачу рота не смогла из-за нехватки топлива. Оказавшись рано утром возле Рудника с пустыми баками, командир роты запросил помощь, на что получил ответ, что цистерны с горючим захвачены немцами в Брджанском ущелье между Горним Милановцем и Чачаком. В сложившемся положении ничего другого не оставалось, как, сняв замки с танковых пушек и демонтировав пулеметы, отправить людей на грузовиках в Сараево. Личный состав роты продолжил путь до Пожеги, где был распущен по домам (с оружием), так и не вступив в боестолкновение с неприятелем. Третью роту 1-го батальона в ночь с 6 на 7 апреля погрузили на железнодорожные платформы в Скопье. По плану 3-й Армии, она должна была войти в состав Шумадийской дивизии в Струмичком поле. Утром 7 апреля (Шумадийская дивизия уже была разбита) рота выгрузилась на станции Струмица под Удовым и, совершив марш к селу Пирово, в 10 часов заняла оборону в районе Стралиште к северу от дороги Валандово-Удово. Третья рота, которая к тому времени уже осталась без одного танка - сломался на марше, стала единственным препятствием немецкому наступлению в направлении Джевджелии. В 1931 году 6 легких танков FT-17 закупила Албания. Крупнейшим покупателем "Рено" FT за пределами Европы стала Бразилия, первой в Латинской Америке получившая танки. Танковая часть в Рио-де-Жанейро насчитывала 40 FT-17. Первые 12 танков Бразилия купила в 1921 году: 4 пулеметных, 7 пушечных танков и один TSF ("радиотанк"). Танки, приобретенные для испытаний, были использованы правительством против мятежников во время восстаний 1924 и 1932 годов. FT-17 продолжали службу до 1938 года, когда устаревшие машины сняли с вооружения, однако их использовали в Военной школе до 1942 года. На сегодняшний день в Бразилии сохранилось четыре танка "Рено" FT-17, причем один из них (пушечный) на ходу.
|
8-3-2008 22:29
Новгородец
Мужик у FT-18 - полковник Паттон.
С уважением, Новгородец |
10-3-2008 14:38
AndrewX
а где про Россию??? у нас же они тоже были.. . и покупные и трофейные.. . На основе Рено был разработан танк МС-1. Знаменитый "Борец за свободу" тоже отремонтированный Рено.. .
|
10-3-2008 22:39
Новгородец
Усе будя. Может даже отдельной статьей.
///Знаменитый "Борец за свободу" тоже отремонтированный Рено.. . /// Скопированный, но созданный самостоятельно. С уважением, Новгородец |
15-3-2008 00:55
Новгородец
Для завершения части, посвященной использованию танков "Рено" в России, не хватает рисунка формы первых советских танкистов и фотографии танка "Рено" FT у Белых. Если кто может, ПОМОГИТЕ.
С уважением, Новгородец |
6-4-2008 13:59
Слоняра
По-моему скорость у Рено ФТ была слишком маленькая, что б использовать его для этого. Немцы ими более мудро распорядились.
|
6-4-2008 16:19
P38
Я ж написал - проекты
![]() |
6-4-2008 16:57
Слоняра
Я прочитал
![]() ![]() |
6-4-2008 23:35
Новгородец
Спасбо, занятные проекты.
![]() Если я правильно понял, в 1933 планировалось модифицировать часть FT-18, установив на них вооружение аналогичное AMC 34YR. А в 1939 году на шасси танка планировалось установить 47-мм пушку создав истребитель танков (бронепробиваемость 40 мм по нормали на дистанции 400 метров это серьезно). До июня 1940 проект не воплотили в металл, на чем все и заглохло - не до того уже всем было? С уважением, Новгородец. |
7-4-2008 23:43
Новгородец
Да, запас хода у "Рено" это его ахилесова пята, да и размеры маловаты. Уважаемый Р38, Вы пишите, что часть "Рено" FT планировали переоборудовать в телеуправляемые торпеды. Можно найти изобрaжениe этой машины? В СССР в нач. 1930-х экспериментировали с телеуправлением танков и тоже использовали "Рено". Откуда описание этих САУ - не могли бы Вы указать источник.
С уважением, Новгородец. |
8-4-2008 00:41
tramp
На Лаффи это смотрится не в пример целесообразнее.. .
|
8-4-2008 12:54
P38
Изображений нету
![]() А информация из французского журнала Histoire de Guerre, Blindes&Materiel no. 78. Он выкладывался в eMule, а недавно перевыложили и на Бронарме. |
9-4-2008 19:32
Слоняра
Деструктор это сама "торпеда"? A что в низу? |
9-4-2008 21:07
P38
Внизу тоже торпеды, та что поменьше стала прототипом немецкого "Голиафа", но тот, который на базе "Рено" FT я не нашел. Хотя подозреваю что визуально от базового он отличался только наличием антенны, ну и, возможно, отсутствием башни.
|
|