Guns.ru Talks
  Артиллерия
  90 лет "Рено" FT. ( 2 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 12 :  1  2  3  4  5 ... 9  10  11  12 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   90 лет "Рено" FT.    (просмотров: 18432)
 версия для печати
Новгородец
posted 19-11-2007 23:11        первое сообщение в теме:
перемещено из История оружия


В этом году исполняется 90 лет как появился танк (в том виде как он выглядит сейчас). Tак что чукча решил взяться за перо и что ни будь написать по этому поводу. Представляю на Ваш суд (надеюсь строгий) свою писанину и прошу слишком не бить. Каску впрочем уже надеваю. Текст буду выкладывать по мере возможности (будя время - будя и сказка) а фото, те которые были на форуме, в виде ссылок.

***

В 2007 году исполняется 90 лет событию, ставшему знаковым в истории бронетехники. На заводе "Рено" в сентябре 1917 года приступили к выпуску легкого танка сопровождения пехоты FT-17. На фоне своих "старших товарищей" он выглядел почти как игрушка. Небольшой, тихоходный, со слабым вооружением - более подходящем бронеавтомобилю, FT-17 на первый взгляд не внушал того смешанного со страхом почтения, которым были окружены тяжелые танки. Что же в нем оказалось такого, что сделало "Рено" FT эталоном на следующие два десятилетия для всех конструкторов танков в мире?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать изменения, произошедшие в танковых войсках к тому времени. К концу 1917 года танки перестали быть "чудо-ружием", одного появления которого на поле боя оказывалось достаточно, чтобы изменить ход всего сражения (как случилось при Флере) и перешли в разряд просто одного из наиболее совершенных орудий убийства. Не боле совершенного, чем отравляющи вещества или авиация.
Танки, ставшие ответом на затянувшийся кошмар позиционной войны за два года эволюционировали медленно. Конструкция английских танков практически не изменилась и останется такой до конца Великой войны. Большой ромбовидный корпус с установленным в спонсонах вооружением придавал им грозный вид и позволял успешно справляться с "зачисткой" местности.
Но эта особенность конструкции являлась и "ахиллесовой пятой" танков. Большие размеры делают его уязвимым для огня противотанковой артиллерии, а из-за чрезмерной массы снижается проходимость и возрастает нагрузка на двигатель. Расположенное по бортам вооружение эффективно, когда требуется "зачищать" траншеи, но оно же делает танк громоздким, затрудняя движение по пересеченной или лесистой местности. Выход из строя вооружения на одном из бортов снижает боевые возможности танка наполовину, а маневрирование с целью держать под огнем ставший не простреливаемым сектор, вынуждает танк поворачиваться боком, подставляясь под средства ПТО.
Английские средние танки, небольшие и более быстроходные, были сложными в управлении и имели тесное боевое отделение. Четыре пулемета позволяли вести круговой обстрел, но туже задачу можно решить, установив вооружение во вращающейся башне. Необходимо отметить, что англичане планировали установить башню еще на "Маленьком Вилли" - прототипе тяжелых танков. Однако сделать это не удалось и пришлось значительно увеличить экипаж для обслуживания разнесенного по всему танку вооружения.

Французские танки тоже трудно назвать верхом совершенства. Приняв меньше чем за пять месяцев - к маю 1916 года, на вооружение сразу два типа танков, французы превзошли "зачинателей" танкостроения англичан. Однако результат столь поспешных действий оказался весьма плачевным.
На ущербную ходовую часть, выполненную на основе трактора "Холт" - совершенно непригодного для преодоления "лунного ландшафта" передовых позиций, установили выходящий за продольный габарит гусениц бронекорпус. Особенно страдал от этого "Сен-Шамон", чья сильно выступающая передняя часть корпуса застревала на первом же препятствии. Имея длину 7,91 м., танк редко преодолевал ров шире 1,8 м. Проходимость "Шнейдера" оказалась лучше благодаря торчащему аналогично бушприту контрфорсу и "хвосту", но в целом - как и у "Сен-Шамона", ни в коей мере не отвечала требованиям, предъявляемым к танка.
Немало ошибок допустили и при установке вооружения. Если на "Сен-Шамоне" орудие установили в лобовом листе, более или менее органично вписав его в корпус, то пушку на "Шнейдере" "воткнули" в срез корпуса на правом борту, как нечто второстепенное. В результате столь непродуманных действий все цели слева находились в мертвой зоне. Их невозможно было поразить, не подставив под обстрел правый борт машины. У "Сен-Шамона" тоже было не все гладко с вооружением. Танк мог вести огонь только в узком секторе прямо по курсу и для переноса огня требовался поворот всей машиной.
Броня обеспечивала защиту от обычных пуль на дистанции превышающей 15 м, но совершенно не защищала от новой германской бронебойной пули типа "К" со стальным сердечником. Особенно страдал "Шнейдер", топливные баки которого разместили вдоль бортов, и достаточно было бронебойной пуле прошить броню, как танк оказывался объят огнем. Расположенные наклонно лобовые листы брони давали необходимую стойкость за счет рикошета, а вот бортовые пришлось усиливать дополнительными экранами (на "Шнейдерах") или вдвое увеличив толщину брони (на "Сен-Шамонах"). Это привело к росту массы и, соответственно, далеко не лучшим образом сказывалось на подвижности танков. Ширина гусениц совершенно не соответствовала массе, и на слабом грунте танки теряли способность передвигаться.
К успеху французских инженеров следует отнести подвеску танков. Английские машины воспринимали все неровности пути прямо на корпус. Подвеска французских танков - блокированная, с пружинным подрессориванием, позволила и несколько поднять скорость и улучшить условия работы экипажа. Кроме того, защищенность гусениц на французских танках была выше, чем у британских. Еще одним достижением стала установка на "Сен-Шамоне" новинки - бензиноэлектрической трансмиссии. Это сделало управление танком гораздо более легким по сравнению с машинами, оборудованными механической трансмиссией. Однако она оказалась громоздкой и менее надежной, чем механическая.

Остается только восхищаться мужеством французских танкистов, которые на самоходных "гробах" шли в бой. Лишь благодаря их героизму и упорству удавалось более или менее успешно решать локальные задачи.
Но иногда вслед за провалом приходит триумф. Для французского танкостроения таким триумфом стало создание легкого танка "Renault" FT-17. "Рено" FT-17 это, без сомнения, одна из самых выдающихся конструкций танков за всю их историю. Его компоновка (впереди - отделение управления, силовое - сзади, боевое - посередине) признана классической и широко распространена и по сей день. Силовое отделение, что немаловажно, изолировалось от остальных противопожарной перегородкой. Вооружение впервые на танках установили во вращающейся башне.
Происхождение аббревиатуры FT в названии танка связано с тем, что все транспортные средства фирмы "Рено" получали буквенные индексы: легковые машины AG, артиллерийские тракторы - EG, грузовики - FV. Полное официальное название нового танка - "Char leger Renault FT modele 1917", в обиходе же его сократили до более краткого FT-17.
FT-17 был прост в изготовлении, эксплуатации и обслуживании. Через большой носовой и запасной (в башне) люки было очень удобно забираться в танк и покидать его. Водитель имел хороший обзор, а стрелок без особого труда разворачивал башню при помощи плечевых упоров. Температура внутри танка также была вполне приемлемой (важное достоинство машины, если вспомнить условия, в которых приходилось трудиться английским танкистам). Небольшой танк был бронирован, почти как тяжелый, представляя гораздо меньшую цель, и отличался хорошей проходимостью. К тому же "Рено" FT-17 оказался единственным танком Первой Мировой войны, способным разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси.
Исходя из всего выше сказанного, не стоит удивляться, что легкий французский танк долгого времени служил образцом для подражания и стал классикой в танкостроении.

Несколько слов надо сказать о его "родителях".

Полковник Жан-Батист Этьенн [фото не нашел] для Франции стал тем же, кем был Эрнест Суинтон для англичан - отцом танковых войск. Также как и Суинтон, он обратил внимание на трактор "Холт" с его высокой проходимостью. 1 декабря 1915 года Этьен обратился к главнокомандующему французской армии Ж. Жоффру с письмом, в котором предложил планы создания "сухопутного броненосца" - a cuirasse terrestre - гусеничной бронированной машины, вооруженной пушкой и пулеметами. Он сумел добиться поддержки главнокомандующего, и уже в декабре 1915 начались работы по созданию французских танков. Полковник Этьен предложил главному конструктору фирмы "Шнейдер - Крезо" Э. Брийе взяться за создание бронированной машины. Предложение заинтересовало Брийе, и к 22 декабря он подготовил вполне законченный проект, а фирма взяла на себя обязательство воплотить идею в металле. Примечательно, что сначала с идеей постройки опытного образца Этьен обратился к знаменитому автомобильному конструктору Луи Рено, но тот, заваленный военными заказами, отказался.
Благодаря энергии Этьенна, первоначальный заказ на 400 танков "Шнейдер" СА был размещен в феврале 1916 года. Названный в честь города "бронетрактор" с пушечно-пулеметным вооружением сконструировали за 2 месяца, и уже в мае началось его производство. Этьенн был произведен в бригадные генералы и назначен командиром Artillerie d'Assault (штурмовой артиллерии), как назвали новые войска.
click for enlarge 524 X 766  62.6 Kb picture

История фирмы Луи Рено началась 1 октября 1898 года, когда при финансовой помощи семьи он создал небольшую компанию Renault Freres ("Братья Рено"). Первым автомобилем стала вуатюретка (от фр. voiturette - тележка), мощностью всего лишь 0,75 л.с,, но успех пришел с моделью "Type A". Для этого автомобиля Рено сконструировал коробку передач, в которой впервые в истории крутящий момент на задние колеса передавали не цепи, а карданный вал. С 1900 года фирма переходит на выпуск крупных и мощных машин. В 1906 компания представляет свой первый автобус и первую машину для высшего света - модель "Type V-1". На 1908 год приходится появление самой мощной в модельном ряду машины AR: ее 9,5-литровый силовой агрегат выдавал 50 л. с. В эти годы к Луи Рено переходит пакет акций тяжело заболевшего брата Фернана, и он становиться единоличным владельцем компании, на которой работали уже 110 человек. Другой брат - Марсель, погиб на автогонках в 1903 году.
Одними из первых, в 1905 году, "Братья Рено" выпускают автомобили-такси с кузовом "ландоле". Такси "Рено" прославились (автомобилю даже поставлен памятник) во время Первой Мировой войны, когда 600 парижских такси было мобилизовано в кратчайшие сроки для переброски 5 тысяч солдат к реке Марна. В память о сражении они получили прозвище "марнские". Для нужд французской армии компания поставляла и другую технику, суда, авиационные двигатели (первый авиадвигатель собрали в 1908).

Глава 1. "Через тернии".

Инициатором создания будущего лучшего танка Первой Мировой войны стал полковник Жан-Батист Этьен. В середине (по другим данным в конце) 1915 года он предложил Луи Рено, известному конструктору и владельцу крупнейшей во Франции автомобилестроительной фирмы, осуществить постройку легкого танка - "бронированного футляра для мотора и двух человек" по выражению самого конструктора. Этьен получил вежливый отказ, мотивированный отсутствием опыта постройки подобных машин и загруженностью заказами.
После возвращения из Англии в июле 1916 года Этьен снова встретился с Луи Рено. Ему удалось убедить конструктора взяться за проектирование легкого танка, который должен был дополнять средние танки, служить в качестве командирских, а также применяться для непосредственного сопровождения пехоты. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин и тот принялся за работу.
За основу была взята командирская модель танка "Шнейдер" СА2. Рено быстро изготовил прототип нового танка массой 6 тонн и экипажем из 2 человек. Ходовая часть оснащалась смешанной подвеской из листовой и спиральных пружин. Танк развивал максимальную скорость в 9 км/ч и нес вооружение из одного пулемета. Однако после испытаний проходивших 20 декабря (конструктор лично испытывал танк) члены Консультативному комитету по артиллерии специального назначения остались недовольны новинкой.

К недостаткам отнесли:
· чисто пулеметное вооружение (хотя Этьен предполагал именно такое, рассчитывая что танк будет использоваться против живой силы противника);
· малый вес и размер, которые теоретически могли ограничить его возможность преодолевать препятствия - рвы и окопы.

Тем не менее, Этьену и Рено удалось убедить членов комитета в правильности самой концепции легкой машины и заложенных в нее решений, и те утвердили в марте 1917 года заказ на 150 машин, а после успешных официальных испытаний 9 апреля заказ у величили до 1000 машин.
Казалась, все препоны пройдены, и тут вмешался министр вооружений, потребовав увеличить внутренний объем танка и разместить в башне двух человек. Новые требования грозили на неопределенный срок отложить начало производство танков, но ситуация на фронте явно не способствовала длительным препирательствам. Времени переделывать проект не было. Со строительством легких танков торопил лично главнокомандующий. Одно существенное изменение все же внесли - вместо пулеметов часть танков должна была вооружаться 37 -мм пушкой. Опытный образец легкого танка с 37-мм орудием фирма сдала к середине 1917 года, что, несомненно, являлось достижением из-за проблематичности размещения пушки в предельно обжатой одноместной башне.
Этьен предложил заказать 2500 танков, включив в них и третий вариант - так называемый радиотанк. Он должен был выполнять функции командирской машины и служить для связи между танкистами, пехотой и артиллерией. Главнокомандующий предложение поддержал, и в свою очередь, увеличил заказ до 3500 машин. Такое многократное увеличение заказа оказалось для фирмы Луи Рено "не по зубам".
Предполагалось, что завод фирмы "Рено" в Билланкуре сможет выпустить к сентябрю 750 танков. После увеличения заказа 20 июня, причем все 3500 танков требовались к весне 1918 года, пришлось привлечь к постройке и другие французские фирмы - "Берлие", "Шнейдер", "Делоне-Бельвиль". Заказ распределили следующим образом: "Рено"- 1850 танков, "Берлие" - 800, "Сомуа" (подрядчик "Шнейдера") - 600 и "Делоне-Бельвиль" - 280 танков. Один из серийных танков выпущенных на фирме "Рено" сразу отправили в США, где предполагалось изготовить 1200 танков.
Планы быстро наладить выпуск танка практически сразу оказались сорваны. "Рено" смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре, а остальные фирмы к середине 1918 года.

По началу танкостроители столкнулись со значительными трудностями. Не как не удавалось наладить производство литых башен с толщиной брони 22 мм. Из-за этого первые танки выпускались с клепанными восьмигранными башнями, у которых толщина брони не превышала 16 мм. Бронеплиты пришлось ввозились из Англии, так как французские заводы смогли начать производство броневых листов для нового танка только с октября 1917 года. Hе хватало 37-мм пушек, двигателей и трансмиссий, а также квалифицированной рабочей силы. Не мало времени ушло и на разработку системы установки пушки. С рядом проблем (такими, как некондиционные топливные фильтры) промышленность не смогла справиться вплоть до конца войны.

Глава 2. "Рено" FT и его модификации.

"Рено" FT-17 производился в четырех модификациях: пулеметном (char mitraillese), пушечном (char canon), командирском ("радиотанк" TSF) и огневой поддержки ("Рено" BS). Пушечные FT17 и FT18 (отличались формой башни - многогранная клепанная у первого и литая у второго) вооружались 37-мм пушкой "Пюто" SA18 L/21. У пулеметного FT17/18 вместо пушки устанавливался пулемет "Гочкис" обр. 1914 года калибра 8 мм. Танк огневой поддержки был вооружен 75-мм гаубицей "Шнейдер" в открытой сверху невращающейся башне. Экипаж состоял из трех человек. "Рено" BS в боях поучаствовать не довелось - ни один из 600 заказанных танков не был выпущен до конца войны.
"Радиотанк" TSF имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой размещался экипаж из трех человек и радиостанция. Первый TSF покину стены завода в Билланкуре 10 декабря 1917 года.

click for enlarge 678 X 241  68.1 Kb picture
click for enlarge 687 X 244  60.5 Kb picture
click for enlarge 685 X 243  66.3 Kb picture
click for enlarge 737 X 419  47.7 Kb picture
click for enlarge 931 X 796 276.5 Kb picture
1-2. "Рено" FТ-17 пулеметный и пушечный.
3. "Радиотанк" TSF
4-5. Компоновка танка "Рено" FТ-17
Еще иллюстрации можно посмотреть тут: http://www.waronline.org/write/his-magesty-tank/chapter2.html

Успех танку обеспечила, прежде всего, его удачная конструкция. Луи Рено придумал компоновку, считающуюся классической и по сей день: двигатель, ведущее колесо и трансмиссия - сзади, впереди - отделение управления, а в центре - боевое отделение с вращающейся башней.

FT-17 имел корпус простой формы, собиравшийся из катаных листов на несущем каркасе из уголков и фасонных деталей. Небольшой танк был бронирован, почти как тяжелый: 16 мм - лоб, 6 мм - борт и 16-22 мм башня. Лобовые бронеплиты устанавливались с переменными углами наклона, в соответствии с которыми варьировались по толщине от 8 до 16 мм, в то время как бортовые 6-мм листы крепились отвесно. Крепление бронеплит осуществлялось заклепками. На ранних "Рено" ставились клепаные 8-гранные башни с толщиной брони 16 мм. С 1918 года началось производство литых, цилиндрической формы, башен фирмы "Берлье" с 22-мм вертикальным бронированием и 16-мм крышей и маской орудия.

Ходовая часть состояла из четырех тележек - одной с тремя и трех с двумя опорными катками малого диаметра на борт, которые собирались на продольной балке. Подвеска - блокированная, на листовых рессорах. Шесть поддерживающих катков объединялись в обойме, задний конец которой крепился на шарнире. Передний конец подрессоривался спиральной пружиной, обеспечивавшей постоянство натяжения гусеницы. Ведущее колесо располагалось сзади, а направляющее, выполненное из дерева со стальным ободом, спереди. FT-17 комплектовался традиционными для тех лет крупнозвенчатыми гусеницами, отличавшимися малым ресурсом и сильными вибрациями. Проходимость этих легких машин оказалась неплохой благодаря очень низкому удельному давлению на грунт - 0,59 кг/кв. см.
Для повышения проходимости через рвы и окопы танк имел съемный "хвост" на оси, поворотом вокруг которой он закидывался на крышу моторного отделения. Во время марша на "хвосте " мог располагаться полезный груз или 2-3 пехотинца. Габариты позволяли FT-17 действовать на лесистой местности, где средние и тяжелые танки были бесполезны.

На танке установили двигатель "Рено"- 4-цилиндровый водяного охлаждения, карбюраторный, расположенный линейно, мощностью 35 л. с. при 1500 об/мин. Вместе с трансмиссией и топливными баками, он размещался в изолированном от боевого моторном отделение. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач, имевшую четыре скорости вперед и одну назад. Управление танком требовало значительных физических усилий и осуществлялось попеременным торможением левой и правой гусеницы.

Вход и выход экипажа осуществлялся через трехстворчатый носовой люк (в кормовой части башни имелся еще распашной аварийный). Стрелок пушки или пулемета располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, которую позже заменили регулируемым по высоте сиденьем. Башня, имевшая грибовидный откидывающийся купол для вентиляции, вращалась вручную (при помощи спинного упора). Благодаря вентиляционному куполу с пятью смотровыми щелями стрелок мог вести наблюдение за полем боя. Водитель наблюдал за местностью через три не застекленные смотровые щели.
В башне устанавливались - 8-мм пулемет "Гочкис" обр. 1914 года с боекомплектом 4800 патронов либо 37-мм пушка "Пюто" SA18 L/21 с длиной ствола 21 калибр. Боеукладка снарядов (200 фугасных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей) или патронов (4800 штук) располагалась на днище и стенках боевого отделения.
Бронебойный снаряд Mle 1892 пробивал броню толщиной 18 мм установленную под углом 300 на дистанции 100 м. С увеличением дистанции пробиваемость снижалась - 12 мм. на дистанции 500 м. и 7 мм. на дистанции 1000 м.
Mасса снаряда 500 гр., 15 гр. из которых приходилось на мелинит. Начальная скорость 388 м/с. Общая масса выстрела - 720 гр. Некоторые источники указывают другие цифры - масса снаряда 527-560 гр., начальная скорость 495 м/с,

Фугасный снаряд Mle 1916 весил 555 гр., мелинита - 30 гр. Общая масса выстрела - 760 гр. Начальная скорость снаряда 365 м/с. Mаксимальная дальность огня - ок. 2500 м.,
Телескопический прицел с 1,5-кратным увеличение позволял вести прицельный огонь из пушки SA 18 L/21 на дальностях до 400 м. Угол вертикального наведения вооружения танка составлял от - 20? до + 35? , горизонтального 360?. Наведение осуществлялось с помощью плечевого упора. Максимальная скорострельность 15 выстрелов в минуту, практическая 10.

click for enlarge 693 X 368  26.3 Kb picture
click for enlarge 606 X 316  22.8 Kb picture
click for enlarge 447 X 630  37.6 Kb picture
click for enlarge 600 X 416  49.4 Kb picture
click for enlarge 1024 X 660  67.1 Kb picture

Для защиты от ОМП танкистам полагались противогазы.

Танки окрашивались в трех или четырехцветный камуфляж "рваными" пятнами. Пятна были размытыми, с мягкими переходами, хотя иногда могли иметь черную окантовку. Цвета - темно-зеленый, коричневый, черный и песочный (такое сочетание цветов - т.н. "Схема В1", использовалось в 1917 году). В "Схеме В3", применявшейся ближе к концу войны, использовались темно-зеленый, коричневый и песочный цвета. Однотонный (заводской) темно-зеленый окрас применялся на протяжении всей войны, особенно когда не было времени для нанесения камуфляжа.
Кроме опознавательных знаков наносились тактические обозначения - масти карт

Одевались французские танкисты, как и следовало ожидать, элегантно. Черная куртка из блестящего хрома или шевро с обшитым черным сукном воротником, хорошо сочеталась с черным беретом, к которому крепилась эмблема "специальной артиллерии"- рыцарский шлем, наложенный на скрещенные пушки с литерами RF.

Под курткой офицеры носили обычное походное обмундирование - серо-синий закрытый френч с большими накладными карманами. С френчем носили галифе из той же ткани. Горчичный хаки стал цветом солдатского сукна французской армии в конце Первой мировой. Но можно было встретить танкистов и в серо-голубых куртках со стоячим воротником и без нагрудных карманов - обмундирование, носившееся еще до войны. Штаны были в цвет курток.
Какое либо однообразие в обуви не наблюдалось. Офицеры обували высокие, под колено, коричневые ботинки со шнуровкой (передней, либо боковой), которую нередко дополнял клапан с ремешками и пряжками. Часто встречались приставные голенища-краги, различавшиеся конструкцией замочков и застежек, с которыми носились ботинки до лодыжек. Солдаты и унтер-офицеры танковых частей были обуты, подобно пехоте, в крепкие бутсы с подкованными большими выпуклыми гвоздями подметками. Ноги до колен заматывались трикотажными или суконными обмотками цвета хаки.
Чтобы защитить голову, на базе пехотной каски обр. 1915 г. системы Огюста Луи Адриана в сентябре 1917 года был разработан защитный шлем. Вместо переднего козырька к лобовой части крепился толстый плоский валик с сужающимися концами, обтянутый темной кожей, над которым приклепывался круглый щит с эмблемой "специальной артиллерии". Верх стального колпака увеличивал длинный фигурный гребешок с заклепками, украшавший и пехотные каски. Другой вариант шлема без козырька, применявшийся и в пехоте (Адриан - Поляк), имел подъемное забрало с щелевыми прорезями напротив глаз и закрывавший нос выступ. Красились французские шлемы в серо-синий "цвет горизонта".
На груди или на боку вешалась прямоугольный или круглый (с рифлением или гладкий) футляр с противогазом. Наряду с опасностью германской газовой атаки, противогаз мог оказаться кстати н в загазованной атмосфере танка. Револьверные кобуры и планшеты для карт крепились на светло-коричневый офицерский ремень обр. 1916 г с двузубой рамочной пряжкой и фигурной прострочкой - аналогичный британский назывался "сэм браун". Для этого приклепывались крючки и полукольца. Впрочем, и кобуры и планшеты часто вешались через плечо. Но штурмовой нож в железных ножнах носился только на поясе.
click for enlarge 396 X 469  62.3 Kb picture
Единственным заметным недостатком FT-17 был небольшой запас хода. 12 сентября 1918 года два танковых батальона под командованием подполковника Паттона в составе 90 танков израсходовали все горючие и встали, так и не дойдя до противника. Проблему запаса хода - а он составлял всего 35 км, решили просто. "Лучшего друга пехоты" грузили в кузов тяжелого автомобиля и подвозили как можно ближе к исходной позиции для атаки, благо, грузовиков для этих целей у французов хватало. К недостатку можно отнести и небольшой размер. "Малышу" ничего не стоило свалиться в воронку, траншею или ров, выбраться откуда танк мог только с помощью буксира. Решить эту проблему помог, хотя и не полностью, "хвост".
350 x 196
click for enlarge 434 X 292  34.1 Kb picture
click for enlarge 800 X 522 126.3 Kb picture
261 x 190
Еще средства транспортировки: http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000863/863307.jpg http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000863/863325.jpg http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000863/863327.jpg[URL=http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000863/863329.jpg]http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/000863/863329.jpg

По всей совокупности качеств "Рено" FT-17/18 превосходил все другие танки и, безусловно, стал лучшим и самым массовым танком Первой Мировой войны. К 11 ноября 1918 года (к перемирию) построили 3 187 машин, а всего между февралем 1917-го и ноябрем 1918 года было заказано 7800 танков. За все время производства танков "Рено" FT выпущено 7820 единиц, из которых: 3530 пулеметных и 2720 пушечных (в 1917-1918 годах), 39 "Рено" BS, 188 TSF.

Глава 3. "В бой!"

Танки "Рено" FT начали поступать во французскую армию с марта 1918 года.
В организационном отношении FT-17 сводились в полки трехбатальонного состава, а всего до конца войны сформировали 9 таких полков, получивших номера с 501 по 509. В каждом батальоне по штату насчитывалось 75 пушечных или пулеметных танков, распределенных по трем ротам. В роте числилось четыре (один резервный) взвода по 5 машин и один сокращенный взвод прикрытия. Кроме того, один танк с артиллерийским вооружением имелся при штабе роты.
"Рено" FT использовались в основном для непосредственной поддержки пехоты. Делалось это массированно, с большим сосредоточением танков на линии фронта. Перед "Рено" ставилась задача разрушить проволочные заграждения и подавить пулеметные гнезда. Не смотря на слабое взаимодействие с пехотой, с поставленной задачей FT-17 справлялся в целом неплохо, воодушевляя солдат своим присутствием и оказывая деморализующее воздействие на противника.

Впервые FT-17 были введены в бой 3 июня 1918 года под Вилле-Котре во время контратаки французских войск. В атаке участвовало 5 машин, из которых две прорвали немецкие позиции.
В тактическом смысле успех был огромен, даже не смотря на потерю всех танков. Ограниченными силами прорвать фронт и сковать пехотный полк и два батальона, что позволило развить наступление -
для дебюта совсем не плохо!
Кроме того, первый бой выявил и относительно высокую, по сравнению со "Шнейдерами" и "Сен-Шамонами", надежность новых танков. До поля боя "Рено" дошли в полном составе, тогда как прочие танки в массовом порядке выходили из строя еще на маршрутах выдвижения. Однако следует признать, что небоевые потери "Рено" FT превышали боевые.
Последнее массовое применение танков в Первой Мировой войне во время Марнского сражения 1918 года также не обошлось без "Рено". Из 567 танков введенных в бой на 50 километровом участке фронта 220 были FT-17, остальные - 216 "Шнейдер" и 131 "Сен-Шамон".

Рис. 27.1 Перевозка танков FT-17 на грузовике FU с трейлером. Польша (предположительно, 1930 год).

"Рено" FT-17 оказался не только самым массовым, но и самым "воюющим" танком Первой Мировой войны. В течении шести месяцев 1918 года - между 31 мая и 11 ноября, FT-17 имели 3 292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно, причем на долю артогня пришлось 356 единиц.

Глава 4. Первый для многих.

Танки "Рено" FT-17 состояли на вооружении более 20 стран и вплоть до августа 1939 года принимали активное участие во многих военных конфликтах на разных континентах. "Рено" FT-17 стал одним из самых распространенных в мире танков в межвоенный период. Его приобрели Финляндия, Эстония, Литва, Югославия, Бельгия. Крупнейшим покупателем за пределами Европы стала Бразилия. Такие страны, как Чехословакия, Швейцария, Голландия и Швеция, закупили по несколько машин для проведения испытаний. В разное время "Рено" получили воевавшие между собой Греция и Турция; они применялись в Сирии, в Марокко, воевали в Китае.

Для многих стран он стал первым танком, поступившим на вооружение танковых войск.

Армия Северо-Американских Соединенных Штатов первой после Франции приняла на вооружение FT-17. Первоначально о формировании танковых частей в составе Американских Экспедиционных Сил речи и не шло. Вызвано это было тем, что на американскую военную миссию в Париже применение танков на Сомме, где они были использованы в малом числе и на сложной местности, не произвели впечатления. После прибытия во Францию главнокомандующего Экспедиционными Силами полковника Джона Дж. Першинга все изменилось. Першинг приказал сформировать специальную комиссию, которая должна была детально рассмотреть вопросы использования танков. Комиссия не только сочла танк "фактором, которому предстоит стать важным элементом войны", но и рекомендовала свести их в отдельный корпус и вооружить его легкими французскими и тяжелыми британскими танками.

Первоначальный размер Американского Танкового Корпуса был предусмотрен в 20 дивизий, и комиссия рекомендовала штатный состав в 2000 легких и 200 тяжелых танков. Входивший в штаб Першинга подполковник Элтинг детально изучил по приказанию главнокомандующего вопросы, связанные с формирование новых войск, и направил в военное министерство начальнику отдела вооружений свое заключение:
"Тщательное изучение опыта англичан и французов по применению танков завершено. Выводы будут посланы ближайшей почтой. Проект включает 350 тяжелых танков британского образца Мark V, 20 аналогичных танков для организации связи, 40 аналогичных танков для доставки запасов бензина и масла, 140 танков, чтобы нести по 25 солдат или 5 тонн грузов, 50 аналогичных танков с верхней платформой для полевого орудия, всего 600 тяжелых танков. Также следует иметь танки "Рено": 1030 в боевых частях, 130 для доставки снабжения, 40 для организации связи, всего 1200 танков "Рено". Замены танков следует предусмотреть на уровне 15% в месяц".
Элтинг также сообщил, что французы предложили построить танки "Рено" для Соединенных Штатов и поставят образцы для налаживания производства.
23 сентября 1917 года командование американской армии приняло решение о формировании Танкового Корпуса, боевое ядро которого должны были составить 5 батальонов оснащенных тяжелыми танками, в качестве которых выбрали Мk.VI, и 20 - легкими. На вооружение последних планировалось принять танк "Рено" FT-17.
Американцы получила 514 танков французского производства. Отсутствие собственных машин сдерживало подготовку личного состава корпуса непосредственно в Штатах. В Англии (Бовингтон) и Франции (департамент Верхняя Марна) были развернуты учебные центры для подготовки американских волонтеров. 301-й американский тяжелый батальон. после обучения в Бовингтоне 24 августа отбыл во Францию и, укомплектованный танками Мk V, был передан 1-й британской танковой бригаде. Сформированные в 1918 году во Франции из 169 танков "Рено" FT-17 два легких батальона - 344 и 345, составившие 304 танковую бригаду, под командованием полковника Джорджа С. Паттона отбыли в район Сен-Мьеля, где и действовали в составе 1-й американской армии.
До своего назначения на должность командира бригады Паттон руководил подготовкой американских танкистов. После зачисления в Танковый Корпус он был произведен в майоры и назначен начальником обеих американских танковых школ во Франции. Первая школа располагалась примерно в 20 милях от штаба Экспедиционных Сил в Лангре, вторая - неподалеку, в деревне Бурж. В Лангре преподавали тактику и методы управления танковыми подразделениями, а в Бурж учили экипажи вождению и обслуживанию танков. Отвечая за обе школы, Паттон быстро превратился в главного танкового эксперта Экспедиционных Сил. Ему помогал инженер-механик первый лейтенант Элджин Брейн.
От автора: Джордж С. Паттон был знаком с Першингом еще с Мексиканской войны, когда служил его адъютантом. Помня о храбром вояке-кавалеристе, главком в июне 1917 года вновь (сразу после прибытия того во Францию) назначил капитана Паттона своим адъютантом, а позже сделал начальником адъютантской службы. Устав от штабной рутины, после разговора в конце сентября с Элтингом, Паттон попросил Першинга внести его имя в списки формируемых танковых частей. При этом Паттон упирал на свой опыт кавалериста, считая, что кавалерия сродни легким танкам. Он также ссылался на свое превосходное знание французского языка, техники и "агрессивный дух". В подтверждение последнего Паттон заявил, что был "единственным американцем, который провел атаку на автомобиле" - имея ввиду убийство Хулио Карденаса, личного телохранителя Панчо Вильи, тело которого приволок в штаб Першинга, привязав к крыльям своего автомобиля. В ноябре Першинг сообщил Паттону, что он может либо принять пехотный батальон, либо пойти в формируемый Танковый Корпус. Паттон выбрал танки.
Практически ничего не зная о танках, Паттон и Брейн прошли 2-недельные курсы во французской учебной школе легких танков. В Шамлье Паттон получил возможность детально ознакомиться с танком "Рено"- наблюдал за маневрами и сам водил машину, стрелял из пушки, решал тактические задачи, посещал ремонтные мастерские и танковые депо. Паттон имел возможность встретиться с Этьенном. Окончив курсы, Паттон и Брейн вернулись в штаб Американских Экспедиционных Сил. Там они устно доложили обо всем и написали отчет Элтингу, который формально отвечал за танковый проект.
Выпускник Уэст Пойнта, Паттон поддерживал строгую дисциплину в танковых школах и требовал, чтобы члены его штаба имели боевой опыт. Поэтому он часто отправлял их в действующие французские танковые части. Менее чем за 5 месяцев Паттон обучил полную бригаду танковых экипажей. Однако командиром танковых войск Американских Экспедиционных Сил 23 декабря 1917 года был назначен полковник Дикерсон Рокенбах - тоже кавалерист. 26 декабря американское командование официально объявило о формировании Танкового Корпуса. В том же месяце Паттон посетил Эллиса и Фуллера в штабе британского танкового корпуса в Берникуре. Его отношения с Рокенбахом не сложились.
К середине апреля уровень обучения курсантов позволил Паттону начать практические маневры, включив туда и демонстрацию членам колледжа Генерального Штаба, проведенную 22 апреля. В ней были задействованы 10 легких танков и батальон пехоты, показавшие превосходное взаимодействие. 28 апреля батальон легких танков был сформирован, а Паттон стал его командиром. Примерно в это же время Паттон поставил перед офицерами танкового центра задачу выработать проект структуры танкового корпуса, подчеркнув, что танки имеют огневую мощь артиллерии, мобильность кавалерии и способность пехоты удерживать позиции. Паттон много сделал, чтобы привить новому соединению кастовую гордость. Выбранный им значок на петлицах и пуговицах изображал танк Mk IV.

Не смотря на то, что американские танковые батальоны успели повоевать лишь в последние месяцы войны, на их долю выпали и успех, и тяжелые потери.
В ходе боев за выступ Сен-Миель 304-я бригада успешно поддержала наступление 42-й и 1-й
дивизий. Атака началась 12 сентября 1918 года в 5.00 и руководил ей Паттон лично. 345 батальон следовал за 42 дивизией, до Транш д'Ублон. Несмотря на густую грязь и сильный обстрел, танки подавили несколько пулеметных гнезд и уничтожили батальон артиллерии. Было взято в плен около 30 немецких солдат.
344-й батальон действовал совместно с 1 дивизией. Он сумел прорвать вражеское проволочное заграждение и уничтожить несколько пулеметных гнезд вокруг Бае да Рат, На второй день танки начали испытывать недостаток топлива, но 14 сентября группа из 8 танков 344-й батальона атаковала и рассеяла немецкий батальон возле Воэля.
В ходе 2 дней боев бригада, которая состояла из 144 танков, потеряла только 2 машины от огня врага, но 22 танка попались в ямы и рвы, а 14 вышли из строя от поломок. Погибли 14 человек, из которых только двое находились внутри танка. Сам получил строгий выговор от генерала Рокенбаха, который считал не подходящим для командира занятием лично вести войска в наступление. Паттон пообещал больше так не поступать, но написал жене: "Генерал Р. задал мне трепку за то, что я пошел с авангардом, но это следовало сделать. По крайней мере, я не сидел в окопе, пока мои люди сражаются".
344-м батальоном командовал инструктор танковой школы Паттона майор Серено Бретт. После ранения Паттона в Аргоннах, Бретт принял командование бригадой, поддерживавшей действия 9 различных дивизий. Американские танкисты приняли участие в кровопролитных боях в районе Аргонны - Маас в конце сентября. Бригада постоянно находилась в бою до самого конца кампании.

Окончание Мировой войны нанесло удар по Танковому Корпусу. К концу 1919 года, из более чем 20 тысяч военнослужащих, осталось 154 офицера и 2508 солдат. На вооружении корпуса состояла коллекция самой разномастной техники - 218 танков "Рено" FT-17, 450 "Рено" американской постройки, 25 танков Mk.V и 100 Mk.VIII. Рокенбах был назначен комендантом Танкового Корпуса.
2 июня 1920 конгресс принял акт о национальной обороне, который упразднял корпус и передавал все танковые подразделение в подчинение командованию пехотных войск. Всем танкистам впредь надлежало числиться, как проходящим службу в пехоте (танковой). Инициатором этого плана был Першинг. Батальоны расформировали, а роты распределены по одной на пехотную дивизию. Военное министерство заявило, что главной задачей танков будет "обеспечение непрерывного продвижения стрелков во время атаки". Также было заявлено, что нужны только 2 типа танков - легкие (до 5 тонн) и средние (до 15 тонн), чтобы их можно было перевозить по железной дороге, а также использовать существующие мосты и переправы. Паттон, пониженный в звании до капитана, вернулся в кавалерию.


click for enlarge 650 X 887 184.6 Kb picture
click for enlarge 600 X 455  82.1 Kb picture
1. "Рено" BS
2. Американцы во Франции, сентябрь 1918


 

 
Новгородец
posted 8-3-2008 22:29    
Мужик у FT-18 - полковник Паттон.
С уважением, Новгородец
AndrewX
posted 10-3-2008 14:38    
а где про Россию??? у нас же они тоже были... и покупные и трофейные... На основе Рено был разработан танк МС-1. Знаменитый "Борец за свободу" тоже отремонтированный Рено...
Новгородец
posted 10-3-2008 22:39    
Усе будя. Может даже отдельной статьей.
///Знаменитый "Борец за свободу" тоже отремонтированный Рено... /// Скопированный, но созданный самостоятельно.

С уважением, Новгородец

Большой ус
posted 10-3-2008 23:10    
Это, конечно,не Рено, а его потомок, но может пригодится для новой статьи. Стоит в подмосковных Снегирях.
click for enlarge 1920 X 1440 514,2 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 569,0 Kb picture
Новгородец
posted 15-3-2008 00:55    
Для завершения части, посвященной использованию танков "Рено" в России, не хватает рисунка формы первых советских танкистов и фотографии танка "Рено" FT у Белых. Если кто может, ПОМОГИТЕ.
С уважением, Новгородец
P38
posted 5-4-2008 23:15    
click for enlarge 1122 X 848 251,4 Kb picture
click for enlarge 1146 X 751 166,9 Kb picture

Были оказывается и такие проекты противотанковых установок на базе Рено FT

Слоняра
posted 6-4-2008 13:59    
По-моему скорость у Рено ФТ была слишком маленькая, что б использовать его для этого. Немцы ими более мудро распорядились.
P38
posted 6-4-2008 16:19    
Я ж написал - проекты В конечном счете и 25-мм и 47-мм ПТО стали самоходками, но на другой базе
Слоняра
posted 6-4-2008 16:57    
Я прочитал Я про то, что зачем голову морочить с такой базой. Проект это все же больше чем просто рисунок? А какое кол-во членов расчета САУ с 47-мм пушкой предполагалось?
P38
posted 6-4-2008 20:46    
Видимо тут сказалось то, что машинка устаревшая, но в наличии ее еще достаточное количество, где-то порядка 500 (8 отдельных танковых батальонов. По мере поступления новой техники эти машины высвобождались, но в металолом их отправлять рука видимо не поднималась Часть планировали переоборудовать в телеуправляемые торпеды по типу немецкого "Голиафа". а какое-то количество в 47-мм САУ.
click for enlarge 842 X 779 122,9 Kb picture
Новгородец
posted 6-4-2008 23:35    
Спасбо, занятные проекты.
Если я правильно понял, в 1933 планировалось модифицировать часть FT-18, установив на них вооружение аналогичное AMC 34YR.
А в 1939 году на шасси танка планировалось установить 47-мм пушку
создав истребитель танков (бронепробиваемость 40 мм по нормали на дистанции 400 метров это серьезно). До июня 1940 проект не воплотили в металл, на чем все и заглохло - не до того уже всем было?
С уважением, Новгородец.
P38
posted 7-4-2008 17:18    
Немного не так. Не воплотили, потому как бесперспективность такого шасси была очевидна. Максимальная скорость 7 км/ч, малый запас хода, небольшой возимый боезапас и т.д. Кстати было два варианта - второй предусматривал установку артсистемы в кормовой части шасси. В конечном счете пушку установили на другую базу
400 x 215
click for enlarge 1241 X 860 366,1 Kb picture
Новгородец
posted 7-4-2008 23:43    
Да, запас хода у "Рено" это его ахилесова пята, да и размеры маловаты. Уважаемый Р38, Вы пишите, что часть "Рено" FT планировали переоборудовать в телеуправляемые торпеды. Можно найти изобрaжениe этой машины? В СССР в нач. 1930-х экспериментировали с телеуправлением танков и тоже использовали "Рено". Откуда описание этих САУ - не могли бы Вы указать источник.

С уважением, Новгородец.

tramp
posted 8-4-2008 00:41    
На Лаффи это смотрится не в пример целесообразнее...
P38
posted 8-4-2008 12:54    
Изображений нету
А информация из французского журнала Histoire de Guerre, Blindes&Materiel no. 78. Он выкладывался в eMule, а недавно перевыложили и на Бронарме.
P38
posted 9-4-2008 18:46    
Сам деструктор не нашел, но нашел машину управления, на базе R-35
click for enlarge 638 X 878 163,6 Kb picture
Слоняра
posted 9-4-2008 19:32    
quote:
Originally posted by P38:

Сам деструктор не нашел,


Деструктор это сама "торпеда"? A что в низу?

Gefreiter
posted 9-4-2008 20:49    
Похож тоже на Рено.
click for enlarge 645 X 457  40,9 Kb picture
P38
posted 9-4-2008 21:07    
Внизу тоже торпеды, та что поменьше стала прототипом немецкого "Голиафа", но тот, который на базе "Рено" FT я не нашел. Хотя подозреваю что визуально от базового он отличался только наличием антенны, ну и, возможно, отсутствием башни.
Слоняра
posted 9-4-2008 21:18    
quote:
Originally posted by Gefreiter:

Похож тоже на Рено.


Знаменитое французское предвоенное страшилище FCM 2C

click for enlarge 1000 X 797  32,0 Kb picture

  всего страниц: 12 :  1  2  3  4  5 ... 9  10  11  12 

новая тема
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Артиллерия
  90 лет "Рено" FT. ( 2 )
guns.ru home