16-2-2004 08:41
Слоняра
Артиллерийские реактивные системы залпового огня.
'Чудо-оружие Третьего рейха' Ненахов. Ю.Ю. ::. Некоторые источники утверждают, что инженер Небель является создателем пороховых ракет калибров 100, 150 и 210 мм. Все эти снаряды обозначались общим термином 'Nebelwerfergranate', то есть якобы 'Мина Небеля'. Однако это выражение можно истолковать как игру слов - как 'мину Небеля' либо как 'дымовую мину' (Nebel-туман, дым). Второе представляется наиболее вероятным, так как данный термин немцы использовали еще в первую мировую войну для обозначения мины наполненной дымообразующим либо отравляющим веществом. М в 1930-е - 40-е годы обозначение 'Небельферфер' применялось как по отношению к одноствольным реактивным минометам (10cm 'Nebelwerfer 35 и 40), так и появившимся позже реактивным системам залпового огня (15cm 'Nebelwerfer 41 и другие). Понятие 'дымовой' в конце 20-х начале 30-х годов применялось германскими военными в основном для маскировки: на практике дымовые шашки, которыми снаряжались БЧ ракеты, легко могли меняться на заряд После окончания периода первоначального недоверия руководства ОКВ и промышленности к новому оружию (продолжалось до 1940 года), участие в его разработке, испытаниях и производстве приняло большое количество предприятий. Ведущую роль за собой удерживал учрежденный армией исследовательский центр в Пеенемюнде- HVP, которому вменялось в обязанность ( помимо создания собственных проектов ракет с ЖРД) апробирование проектов, представленных другими организациями. Различные предприятия специализировались на производстве реактивных снарядов ( как правило, с ТРД) и ракетных двигателей (ЖРД), изредка твердотопливных ракет с вертикальным стартом. На первых порах немцы работали над созданием одноствольных 105-мм реактивных 'дымовых' минометов 10 cm 'Nebelwerfer 35 и 40. Первый из них имел ствол длиной 13 калибров, заряжался с дульной части. Боевая масса 105 кг, масса в походном положении -111кг. Масса дымовой мины составляла 7,36 кг, дальнобойность -3025 м. Боевая скорострельность 10-15 в/минуту. Миномет образца 1940г. отличался заряжанием с казенной части. Его боевая масса достигала 800кг (масса в походном положении 893-2 кг), дальнобойность возросла до 6350м. Сектор горизонтального обстрела 14 градусов. Масса дымовой мины 8,9 кг, осколочной -8,95 кг. Ствол длиной 17,7 калибров обеспечивал боеприпасу начальную скорость 310 м/с. Боевая скорострельность 8-10 в/мин. Одним из первых типов боеприпасов для РСЗО стала 150-мм ротационная ракета (фактический калибр-159,5 мм) принятая на вооружение сухопутных войск в 1936 году и постепенно усовершенствованная: ее доработанные варианты обозначались как 15cm Wurfgranеte 41 Spreg (150-мм мина образца 1941 года, фугасная) либо 15cm Nebelgranate 4955 (150-мм дымовая мина). Особенностью конструкции была боевая часть, расположенная в хвостовой части снаряда. В переднюю, часть поместили ракетный мотор, снабженный перфорированным дном с 26 наклонными отверстиями - соплами. На двигатель надевался баллистический кожух. Внешне химические мины отличались от фугасных мин наличием зеленого либо желтого колец. Максимальная дальность полета этой тяжелой, весящей 34,15кг (дымовая версия -35,48 кг) ракеты, составляла 6700-6800 метров при наибольшей скорости полета 340 м/с. Пороховой наполнитель ракетного двигателя горел в течении 0,7 секунд со рабочим давлением 30мегапаскалей. Приведение шестиствольного реактивного миномета в боевое положение расчетом из трех человек занимало 60-80 минут. Как известно, во время второй мировой войны химические боеприпасы на фронте не применялись. 150-мм реактивные минометы использовали только осколочно-фугасные и дымовые ракеты. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 метров по фронту и 13 метров вперед от места разрыва. Поскольку 150-мм мина была довольно легкой и тонкостенной, ее осколочное действие оказалось слабым. Основным поражающим фактором являлась мощная ударная волна, что делало РСЗО малоэффективными для ведения огня по точечным целям. Дымовая мина образовывала облако дыма диаметром 80-100 метров, которое сохраняло требуемую плотность в течение 40 секунд. Большинство немецких систем залпового огня были сотового типа (с трубчатыми направляющими). Первой подобной РСЗО стал шестиствольный 150-мм 'дымовой' миномет типа 'D' принятый на вооружение сухопутных войск в конце 30-х. Название 'Небельферфер' было оставлено для дезинформации разведки вероятного противника, так как новое оружие изначально разрабатывалось для ведения огня фугасными боеприпасами. Шесть стволов длиной 1,3 метра объединялось в блок с помощью передней и задней обойм. Вся система монтировалась на легком буксируемом колесном лафете, который снабжался подъемным механизмом с максимальным углом возвышения 45 градусов и поворотным механизмом, обеспечивавшем угол горизонтального обстрела до 24 градусов. Лафет представлял собой переделку применяемого в конструкции 37-мм противотанковой пушки. Боевая ось лафета - коленчатая. В боевом положении она поворачивалась, колеса вывешивались, лафет опирался на сошки раздвижных станин и откидной передний упор. Боевая масса в снаряженном положении достигла 770 кг, в походном положении этот показатель равен 515 кг. Огонь велся залпами: в течении пяти секунд выпускались все шесть снарядов. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба только побатарейно или подивизионно. Время перезарядки одной пусковой -1,5 минуты. В 1942 году миномет получил обозначение 15cm Nebelwerfer 41(NbWrf 41). Еще одним типом пусковой установки 150-мм ракет стала одиночная трубчатая направляющая 'Do-Geraet', предназначенная для применения в ВДВ. Ее конструкция была признана неудачной, и оружие применялось в очень ограниченных масштабах. |
16-2-2004 08:42
Слоняра
Позже (с апреля 1943года) на вооружении германской армии появился самоходный вариант 150-мм реактивного миномета, получивший официальное наименование 'бронированной пусковой установки 15 cm Panzerwerfer 42Auf Sf (PzWrf 42)'. Пусковая установка однозалповая девятиствольная ( два параллельных блока по пять направляющих 150-мм ракет). Станок поворотный, размещен на бронекуполе (горизонтальный обстрел круговой, угол возвышения направляющих до 45 градусов). Возимый боекомплект ( 10 ракет, не считая находящихся в направляющих) Укладывался в закрытый бронированный отсек в кормовой части корпуса. Расчет - четыре человека. В отличии от советских 'катюш', приводившихся в действие с помощью выносного пульта, во время ведения огня прислуга 'панцерверфера' находилась внутри БТР. Запуск реактивных снарядов осуществлялся с помощью электрического воспламенения наводчиком, чей пост размещался внутри боевого отделения, под пусковой установкой. Все это обеспечивало более высокую скорость перезаряжания установки - для защиты от пороховых газов не нужно было укрывать расчет поодаль от машины.
Первым типом, использующим эту ПУ, стала 'специальная машина 4/1 (Sd.Kfz.4/1) фирмы Opel 'Blitz', получившая название 'Maultier' (Мул). Гусеничный двигатель этого автомобиля основывался на шасси типа 'Carden Loyd', заимствованного с широко распространенной по всему миру в 20-30-е годы английской танкетки. Карбюраторный шестицилиндровый 4- тактный двигатель 'Опель' жидкостного охлаждения рабочим объемом 3626 куб.см развивал мощность 75 л.с. при 3000 об/мин. В трансмиссию входила пятискоростная коробка передач (4+1), а так же тормоза- гидравлические и механические. БТР выпускался до марта 1944г. По словам генерала Зунгера-унд-Эттерлина, ':. С 1944года самоходные минометы данного типа использовались в гранатометных подразделениях. Группы машин использовались для обозначения главного направления огня. На самом деле диапазон применения этих средств был значительно шире и главным образом подразумевал их использование в качестве артиллерийской реактивной системы. Всего выпущено 296 таких РСЗО. Кроме РСЗО, на базе 'Maultier' была создана невооруженная машина для перевозки боеприпасов - Munitionskraftwagen Sd.Kfz.4 (выпущен 251 экземпляр). Кроме шасси 'Опеля', вариант самоходной РСЗО выпускался на базе стандартного 3-тонного армейского тягача (3-ton schwerer Wehrmachtschlepper), полугусеничного бронетранспортера, применявшегося в войсках для перевозки боеприпасов. Низкопрофильная бронекабина делала его схожим с основным БТР Sd.Kfz.251. Бронирование достигало 15 мм. Длина машины - 6,67 метров, ширина - 2,5 метра. Высота- 2,83. Очередной базой для установки 'Панцерверфера-42' стала самоходка, созданная на базе трофейного французского полугусеничного тягача SOMUA MCG/MCL. Эта машина была создана на основе шасси, использующего армированные металлом резинотканевые ленты ( облегченный аналог металлической гусеницы) конструкции инженера А.А Кегресса. Основу ходовой части составляли четыре опорных катка, объединенных в две тележки. Подвеска балансирная. Поддерживающие катки также объединены в тележку; вся ходовая часть, включая направляющий каток, объединена в один узел с помощью шланг и шарниров. Максимальная скорость по шоссе - около 40 км/час. Запас хода 250 км. Машина преодолевала брод глубиной до 1.2 метров. Несколько усовершенствованный двигатель 150-мм РС использовали для разработки конструкции 280-мм фугасной и 320 зажигательных ракет ( 28 cm Wurfkorper Spreng и 32 cm Wurfkorper Flam), выпуск которых был начат в 1940 году. Оба варианта снабжались одинаковым двигателем, но различались массой, размерами и снаряжением боевой части. Кожух традиционно размещенный БЧ реактивной мины изготавливался сваркой из штампованных листов жести. 280-мм фугасная ракета снаряжалась 45.4 кг взрывчатки, эффективная зона поражения осколками которой составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси (сырая нефть). При ведении огня по сухому лугу или лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров. Разрыв заряда мины (массой 1 кг) создавал дополнительное осколочное действие. При наличии значительного веса БЧ и ее неудачной баллистической формы максимальная дальность полета ракеты составляла не более 1950-2200 метров при максимальной скорости 149-153 м/с. Как м в случае со 150-мм боеприпасами, стрелять 280/320-мм минами на дальность менее 1200 метров не рекомендовалось из-за опасности преждевременных разрывов, фактическая минимальная дальность огня составляла 700 метров. Существенным недостатком мины была так же непрочность ее корпуса, в результате чего боеприпас часто раскалывался при падении. В ходе войны немцы сняли с вооружения зажигательные ракеты калибра 320-мм по причине их недостаточной эффективности - в полевых условиях для мощного заряда огнесмеси находилось слишком мало целей, кроме того, с такими задачами отлично справлялись огнеметчики. Рамы, расположенные на стационарных позициях, вскоре были заменены 'тяжелыми метательными приборами' (schweres Wurfgerat). Эта простая по конструкции ПУ имела две разновидности: sWG 40 (holz) и sWG 41 (stahl), то есть 'деревянная образца 1940 года' и 'стальная образца 1941 года'. Укупорки-направляющие (по четыре штуки) стали устанавливать на легкий рамный металлический или деревянный станок, раскладывающийся наподобие лестницы-стремянки. Рама могла располагаться под различными углами, что позволило придавать ПУ углы возвышения от 5 до 42 градусов. Боевая масса sWG 40, заряженного 280-мм ракетами, составляла 500 кг, с 320-мм боеприпасами -488 кг. Для sWG 41, выполненного из стали, эти характеристики составляли 558 и 548 кг соответственно. Масса в походном положении у вариантов 1949\0 и 1941 годов - 52 и 110 кг. Залп производился в течение 6 секунд, скорость перезарядки около 2,5 минут. Прицельные приспособления были весьма примитивными и включали в себя только обычный угломер. Постоянные расчеты для обслуживания этих простых установок не выделялись: огонь из sWG 40/41 мог вести любой пехотинец. |
16-2-2004 08:44
Слоняра
Еще один вариант ПУ был создан путем установки двух ящиков с минами на лафете 105-мм легкой полевой гаубицы образца 1928/1940 годов (10.5 cm leFH 18/40). Укупорки мин с помощью крепежных узлов жестко монтировались на стволе гаубицы - по одной мине с каждой стороны, параллельно оси ствола. Орудийный щит в этом случае снимался. Использование гаубичного лафета обеспечивало системе угол горизонтальной наводки 50 градусов (вертикальной - до 42 град).
Существовал и самоходный вариант ПУ sWG 40: по бортам стандартного гусеничного БТР Sd.Kfz.251.1 Auf.D монтировали крепления для подвешивания всех трех же деревянных пусковых рам- контейнеров ( по три с каждого борта, на командирских - по два). Вооружение БТР- два 7,92 пулемета (кормовой на зенитной турели) полностью сохранялось. Боевая масса возросла до 9,14 тонн, расчет 7 человек. Такими РСЗО оснащались преимущественно войска СС, Все эти системы из-за характерного воя при пуске РС получили прозвище 'Heulende Kuh' ('Ревущая корова'). Укупорки с крупнокалиберными ракетами устанавливались и на другие шасси. Так в 1943 году несколько десятков крошечных двухместных бронированных тягачей Renault Ue, применявшихся во Франции как многоцелевые транспортеры и взятых немцами в качестве трофеев в 1940 и 1942 годах, были переоборудованы в РСЗО. В кормовой части машины монтировались направляющие для контейнеров с реактивными минами, а перед лобовым листом, на вынесенной в перед штанге, крепился примитивный прицел для грубой наводки оружия. Пуск ракет можно было осуществлять из нутрии БТРа. Экипаж два человека. Скорость 'навьюченной' блоком ПУ танкетки упала до 22 км/ч, но в целом 'Рено' оказалась вполне надежной и неприхотливой. Весь комплекс получил наименование 28/32 cm Wurfrahmen 40 (Sf) auf Infanterieschlepper Ue 630 (f). В 1941 году эти конструкции начали вытесняться новой буксируемой РСЗО, разработанной под 280/320-мм реактивную мину. Эта система, получившая название 'тяжелой метательной установкой образца 1941 года' (28/32 cm Nebelwerfer 41), снабжались направляющими сотового типа. На колесном лафете, оснащенный нераздвижной рамной станиной, крепилась ствольная ферма. Последняя была двухъярусной (два горизонтальных рада по три направляющих) изготавливалась из стальных прутьев и уголков. Направляющие вмещали в себя как 280-мм так и 320-мм ракеты. Масса неснаряженной установки достигала всего 500 кг ( направляющие имели не трубчатую, а решетчатую конструкцию), что позволяло свободно перекатывать ее на поле боя силами расчета. Боевая масса системы: 1630 кг у миномета, снаряженного 280-мм боеприпасами, 1600кг - 320- мм. Сектор горизонтального обстрела составлял 22 градуса, угол возвышения - 45 градусов, Залп из 6 ракет занимал 10 секунд, перезаряжание производилось в течение 2,5 минут. Итак, в 1941 году ракеты калибров 150, 280 и 320 мм были единственными боеприпасами реактивной артиллерии, с которыми Германия вступила в войну против СССР. А наиболее удачной, получившей самое большое распространение немецкой реактивной миной стала 210-мм ротационная осколочно-фугасная ракета (21cm Wurfgranate 42 Spreng), впервые примененная на фронте в 1943году. Пусковая установка 21cm Nebelwerfer 42 на колесном буксируемом лафете имела пять стволов иного калибра: остальные характеристики остались идентичными ПУ, применяемой для запуска 15-мм ракет. Боевая масса 1100 кг, масса в походном положении - до 605 кг. Снаряды выпускались поочередно с наименьшим интервалом в 1,5 секунды, залп производился в течении 8 секунд, перезарядка миномета занимала около 1,5 минут. За время работы реактивного двигателя (1,8 секунды) РС разгонялся до скорости 320 м/с, что обеспечивало дальность полета в 7850метров. Потенциальные опасности, угрожающие своим войскам при ведении огня, были аналогичны 150-мм и 280/320-мм системам. После незначительных доработок стандартный мотор был использован в качестве движителя 300-мм фугасной ракеты (30 cm Wurfkorper Wurfgranate Spreng). На основе анализа опыта эксплуатации предыдущих типов РС крупного калибра ее корпусу была придана новая, более подходящая форма. Для обеспечения большей прочности корпус штамповался из стального листа толщиной 5 мм. Боевая часть заполнялась зарядом аматола и тротила 50/50 весом 48,5 кг. Из-за увеличения общего веса ракеты до 127 кг ее скорость упала на 90м/с, а дальность полета - до 4500 метров. Кроме этой ПУ, 300-мм ракеты запускались с уже упомянутого 'тяжелого метательного прибора' sWS 41. Боеприпасы укладывались в укупорки 280/320-мм реактивных мин. Обтюрация достигалась применением специальных вкладышей. Масса установки, заряженной ракетами, достигла 738 кг. Хотя во всех перечисленных типах ракетных снарядов использовались аналогичные образцы двигателей, их взаимная замена не была возможной. Из соображений унификации вооружения требовалось ликвидировать этот недостаток. Ряд деталей был очень сложным в изготовлении: сопла имели очень малый диаметр, что делало невозможным использование высокого давления в камере сгорания (до 30 МРа). Точность огня благодаря стабилизации вращением была весьма высокой: коэффициент кругового вероятного отклонения не превышал 0,025-0,0285 величины от максимальной дальности стрельбы.
Первые части, на вооружении которых состояли 150-мм Nebelwerfer 41, были сформированы в 1940 году. Через два года в составе вооруженных сил развернуты три полка (Nebelwerferregiment) - 51-й, 52-й и 53-й, а так же девять отдельных дивизионов (Nebelwerfeabteilung) - с 1-го по 9-й. Все эти части вооружили 150-мм минометами. В составе дивизиона числилось по три по 6 ПУ, полк состоял из трех дивизионов (54 'Небельверфера'). В 1942 году реактивная артиллерия была реорганизована. Осенью немцы создали на основе полков три дивизионных командования 'дымовых частей' (Kommandateure der Nebeltruppe) и шесть моторизованных минометных полков (1-й учебный, 51-й - 55-й ). Согласно решению Генштаба сухопутных войск, структура отдельных дивизионов впредь упразднялась. В конце января 1944 года полки были переформированы в отдельные бригады трех образцов: моторизованные, частично моторизованные: Werferbrigade (mot) / Werferbrigade(t.bew.mot), а также стационарные (крепостные): Bodenstaendige (Stellung) Werferbrigade. В каждой бригаде имелись РСЗО всех типов, вплоть до самых тяжелых. В штатах моторизованной бригады числилось 72 150-мм реактивных минометов, а также по 18 280/320-мм. Матчасть транспортировалась на 109 тягачах и 284 грузовых автомобилях. Личный состав - 2933 человека с 18 пулеметами и 500 РПГ. Самоходные 'Панцерверферы' числились в составе отдельных рот. В каждой роте имелось 8 минометов на базе 'Маультира' либо тягача sWS, 10 бронированных полугусеничных транспортировщика боеприпасов Sd.Kfz.4 и 24 грузовых автомобиля. Личный состав - 120 человек. Как правило, роты предназначались для усиления минометных бригад и включались в их состав по две ( в некоторых случаях по три - четыре) единицы. В соответствии с организационной структурой начала 1944 года были сформированы только пять таких бригад: 6-я, 15-я, 16-я и 17-я, а также 300- крепостная ( на штатах стационарной). Вскоре началось усиление вновь сформированных частей тяжелыми минометными полками. В составе каждого их них числилось по два дивизиона 210- и 320-мм РСЗО. Три частично моторизованные бригады (с 18-й по 20-ю) в середине 1944 года получили по два тяжелых полка. Таким образом , к 1 июня 1944г. в германской армии имелось восемь бригад реактивных минометов. Кроме них, были сформированы 101-й отдельный тяжелый моторизованный полк (sWrfRgt) и 10-й горный минометный дивизион (Gebirgs-NbWrfAbt)- единственный по-прежнему оснащенный одноствольными минометами образца 1935/1940 года. Дивизион располагался в Норвегии, вдали от основных сражений. Что касается 101-го тяжелого полка, в его составе было три трехбатарейных дивизиона 280/320-мм шестиствольных РСЗО ( всего 18 ПУ), а также 11-й стационарный дивизион трехбатарейного состав (всего 12 150-мм минометов и 8 самоходных 150-мм 'Панцервеферов').
|
16-2-2004 12:44
Слоняра
К январю 1945 года удалось развернуть еще восемь бригад, их общее расписание выглядело таким образом: шесть моторизованных бригад (с 1-й по 6-ю), три 'народные' моторизованные бригады (7-я, 9-я, 15-я), четыре 'народные' частично моторизованные бригады (8-я и с 16 по 18-ю), я также 300-я крепостная.
4-я, 7-я, 8-я, 9-я, 15-я, 16-я и 18-я бригады сражались на западе, 1-я,6-я и 300-я - на Востоке (группа армий 'Mitte'). Прочие действовали на юго-восточном и юном фронтах: 17-я бригада в группе армий 'Sued', 3-я и 5-я - в группах 'А' и 'С' соответственно. После гибели в Северной Франции 7-й, 8-й и 9-й бригад они были воссозданы с присвоением статуса 'народных'. Войска СС не формировали полков и бригад реактивной артиллерии, высшей формой организации в них был принят дивизион. Однако последний имел на одну батарею больше армейского и насчитывал 24 150-мм пусковые установки. Всего, было, сформировано пять дивизионов (со 101го по 105-й), вошедшего в состав четырех танковых и одного горнострелкового корпусов СС. Кроме этого, 1-я танковая дивизия 'Leibstandarte SS Adolf Hitler' и 12-я 'Hitlerjugend' были усилены соответственно 1-м и 12-м моторизованными дивизионами четырехбатарейного состава ( три батарей 150-мм и одна - 120-мм РСЗО). В некоторых случаях действия эсэсовцев поддерживали приданные им армейские минометные части. Так, во время боев в Арденнах 6-й танковой армии СС были приданы 4-я, 9-я и переброшенная из группы армий 'Sued' 17-я бригада. Поскольку ни одна немецкая РСЗО не достигала дальности стрельбы 'катюш', Верховное главнокомандование вермахта (как писали в советской военно-исторической литературе: 'спрятав в карман нацистскую спесь') отдало приказ о детальном изучении конструкции советских ракет и создании аналогичной системы. Ревлизация этой задачи была поручена заводу 'Waffenfabrik Brunn' ( бывшие заводы 'Ceska Zbrojovka' в Брно), который до конца 1943 года разработал модифицированный образу оперенного РС М-8 калибром 80-мм. ТТХ ракеты были сходны с М-8, но точность стрельбы благодаря вращению, сообщаемому стабилизаторами (установленными под углом к корпусу снаряда), была выше, чем у советского образца (хотя ниже чем у немецких турбореактивных мин). Подверглась изменениям, и конструкция головной части ракеты. Электрический запал был вынесен на один из ведущих посков, что благоприятно отразилось на надежности ракеты. В целом 8 cm Wurfgranate Spreng (такое обозначение получил новый тип РС) оказалась более удачной, чем ее советский прототип. Фактически скопирована и сама советская ПУ: 48 направляющих непривычного для немцев рельсового типа ( официальное название: 8 cm Raketen-Vielfachwerfer) монтировались на бронетранспортере, для которого использовались различные шасси. Облегченный вариант системы - 24 направляющие, размещенные в два яруса, устанавливались на базе различных полугусеничных бронетранспортеров: как на описанном выше 'Маультире', так и на специально разработанном образце, для которого использовали базу трофейного французского полугусеничного тягача Zugkaraftwagen S303 (f) или SOMUA MCG/MCL. Установка получила обозначение 8 cm R- Vielfachwerfer auf m.ger.Zgkw S303 (f). Ряд документов военных лет свидетельствует, что завод в Брюнне был только местом производства РС - за разработку и испытания последних отвечало конструкторское бюро заводов 'Skoda', открытое во время второй мировой войны в Пршибраме. В 1943-45 годах этот центр возглавлял Рудольф Энгель, ровесник В. Фон Брауна. В 1928 году Энгель был представлен Оберту, Нобелю, Риделю и прочим 'ракетным магнатам'. Вначале он работал на ракетном полигоне в Берлин- Рейникендорф, затем стал ассистентом Иоганна Винклера, которому помогал в работе над ракетой HW-2. Уже в то время у него появилась склонность к более глубокому конструкторскому проектированию образцов ракет и апробированию качества внедренных решений с помощью промышленных экспериментов. После получения высшего образования Энгель вместе с несколькими партнерами учредил в 1942 году в Данциге компанию 'Gerate Entwicklung GmbH'. Несколькими неделями позже он открыл собственное предприятие по конструированию реактивных двигателей в Гроссендорфе. В своей деятельности Энгель преимущественно ориентировался на Министерство авиации, от которого, в частности, получил заказ на проектирование зенитных управляемых ракет. Поскольку его штат не мог успешно решать поставленные задачи, Энгель по распоряжению Шпеера в начале 1943 года принял руководство комплексом Пршибраме, куда к следующему году был переведен весь персонал ликвидированного 'VA Grossendorf'. Под руководством Энгеля на этом объекте проводились работы над проектом Если конструкция М-8 была заимствована практически без изменений, то РС М-13 подвергся серьезным доработкам. Его калибр со 130-мм увеличили до 150 мм, для увеличения осколочного действия заряд взрывчатки, размешенный в изолированном контейнере был удлинен (таким образом, часть его находилась непосредственно в камере сгорания). Было ограничено количество винтовых соединений, по большей части замененных сваркой. Особое внимание придавалось проекту ракетного двигателя, в особенности стабилизации давления путем использования прогрессивно сгорающего зернистого пороха (Krantzpulver), уменьшению выявленной эксцентричности тяги ( с помощью усовершенствованной фиксации топливного заряда в камере сгорания) и т.д. Конструкцию ракеты можно охарактеризовать как весьма удачную, хотя отдельные унаследованные с 'советских' времен параметры (например, большое рассеивание снарядов в залпе) продолжалось сказываться. По этой причине доводка РС затянулась до конца войны. В бою эта система так и не была применена. ____ Штурмтигр___ пропущен__________
Менее известным является то факт, что немцы во время войны пытались увеличить дальность огня орудий ствольной артиллерии с помощью ракетного мотора, установленного в облегченном корпусе пушечного или гаубичного снаряда ( В наше время такие боеприпасы называют активно-реактивными). Этот принцип был осуществлен в проекте 150-мм 'снаряда -ракеты) 19/40. Для 280-мм дальнобойного орудия К5 (Е) 'Leopold' был сконструирован выстрел 4331, который имел дальность полета 86,5-93 км вместо первоначальных 67. Ценой этому стало чрезмерное рассеивание снарядов: на испытаниях отклонение от точки прицеливания легли в пределах 10 квадратных километров, таким образом, ведение огня по точечной цели оказалось абсолютно невозможным. Встроенный ракетный двигатель включался через 19 секунд с момента выстрела и увеличивал скорость полета на 250м/с. Ограниченное применение активно - реактивные снаряды нашли в тяжелой сверхдальнобойной артиллерии. Немцы попытались решить с помощью сверхдальнобойной артиллерии проблему ведения артиллерийского огня через Ла-Манш. В начале февраля 1944года фирма 'Крупп' начала работу над проектом дальнобойной ракетно-артиллерийской системы R.Wa.100. По проекту, эта установка снабжалась длинным тонкостенным нарезным стволом, из которого турбореактивный снаряд выбрасывался небольшим вышибным зарядом. В воздухе, на дистанции около 100 метров от дульного среза орудия включался маршевый ракетный двигатель, разгонявший снаряд до скорости 1000 м/с. Применение этого принципа могло обеспечить ведение огня боеприпасами, снаряженными примерно 200 кг взрывчатки по целям в Англии. Калибр орудия должен был равняться 540 или 600 мм, в качестве орудия - пусковой установки предусматривалось использование модифицированного железнодорожного транспортера 240-мм орудия особой мощности 'Теодор' или усиленного гусеничного шасси 615-мм мортиры 'Карл'. Работы над проектом не были завершены, хотя в самом конце войны удалось изготовить макет орудия. Впоследствии, уже под контролем советской оккупационной администрации ( в 1945-46 годах) на основе этого проекта рад немецких специалистов вел разработку аналогичной 560-мм артсистемы РАК, также оставшийся в чертежах.
|
17-2-2004 07:28
Скептик-2
Все это можно (и наверно нужно)прокомментировать:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
18-2-2004 08:53
Слоняра
Несколько не по теме 'Лэнд Матресс'
Производство: США
|
20-2-2004 20:06
extractor
Очень интересно!
Оказывается не только:"выходила на берег Катюша"... , но и "deutsche Soldeten und die Оffizieren"... имели в своем распоряжении нехилую технику. |
20-2-2004 21:08
Слоняра
Производство установок 15 cm Nb.W 41 и реактивных снарядов к ним. (шт.)
1940г. 1941г. 1942г. 1943г. 1944г. 1945г. Итого К началу марта 1945г. в вермахте и войсках СС имелось 2295 ПУ 15 cm Nb.W 41 и 653 700 снарядов к ним.
1942г. 1943г. 1944г. 1945г. Итого
1940 1941 1942 1943 1944 1945
|
17-10-2005 02:01
Donkey
Уважаемый Новгородец!
|
14-12-2005 22:21
Новгородец
Меня смущает небольшой размер опорной плиты. У "Тюльпана" она значительно больше - а калибр то меньше.Возможно это пусковая установка типа "закрытая труба".
С уважением, Новгородец. |
15-12-2005 01:41
Трофейщик
Мы разбирали как то 300 мм "ванюшу" двигатель там представляет монолитную порошину зеленого цвета, длинной мм 600 и диаметром около 100 мм ,бездымную ,с 7 отверстиями по всей длинне.Она вся номерная в птицах и свастиках.Под ней был шелковый мешочек с мелким порохом.Агитационных тоже в одном месте много есть раскрутили пару ,там двигатель тоже монолит зеленый ,но маленький совсем ,как банка тушенки .
|
15-12-2005 01:49
Трофейщик
Как фоки к вам вставить?Не разберусь
|
15-12-2005 06:17
Скептик-2
Фото вставить просто:
1. Надо иметь фото - например, в jpg-формате. 2. После того, как сделали и отправили свое сообщение и оно появится в окне Форума, нажмите значок - центральный над текстом, на уровне Вашего логина - "лист + карандаш". При наведении курсора там еще появляется надпись "Edit/Delete... " 3. После этого появляется окно в котором можно редакторовать Ваш текст или вставить фото - это два разных процесса, одновременно не делаются...
|
15-12-2005 22:26
Varnas
Меня смущает небольшой размер опорной плиты. У "Тюльпана" она значительно больше - а калибр то меньше.Возможно это пусковая установка типа "закрытая труба".
С уважением, Новгородец. ... Калибо то меньше и вес боеприпасов различаетса - у японца вес 170 а у "Тюльпана" 125. Но зато у "Тюльпана" дальность стрельбы штатной миной 9,3 км а у японца 3,15. Получаетса что импульс мины у "Тюльпана" 1,26 раза больше чем японца |
19-4-2006 00:08
tramp
Балка со штоком на лобовом листе - прицел?
|
19-4-2006 00:46
Слоняра
Да, супостата выцеливать.
![]() |
4-5-2006 22:38
tramp
А вот другой вариант на том же шасси internetmodeler.com
|
21-8-2006 17:36
Karstjager
ты о каких агитках говориш? о 7,3cm Propagandagranate? или о чем?
|
1-9-2006 00:44
JTF2
"Стропорез" это. Чтобы водителю стальным троссиком, натянутым поперёк дороги, голову не отрезало. На армейских "джипах" с откидывающимся вперёд лобовым стеклом такие же стоят.
|
1-9-2006 11:08
Karstjager
не это прицел
|
29-10-2006 05:11
-krok-
Уместно ли в этой теме будет задать такой
вопрос: какова была сравнительная эффективность советских рсзо времен ВМВ и аналогичного оружия других стран , а также какой смысл было в середине войны копировать рс82 разработки конца 30ых? Неужели всё дело в дальности? И может быть есть информация о различных бч применявшихся на рс и их эффективности против разных типов целей?
|
29-10-2006 10:24
tramp
Уже ответили, но все же надо было бы обратить внимание что оба члена экипажа находятся внутри машины под защитой брони, а голова находится в бронированном колпаке, с подвижной передней стенкой, и ничего с экипажем и тросом не случится А как у этих малюток было с проходимостью с таким грузом на горбу? |
31-10-2006 18:13
Слоняра
Малютка по жизни транспортер боеприпасов и тягач, ему не привыкать
![]() |
25-9-2007 18:32
NORDBADGER
В смысле, 16-и трубная. |
26-9-2007 15:41
Taranov
угу |