Guns.ru Talks
История оружия
XXI-я серия - дальнейшая судьба?

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

XXI-я серия - дальнейшая судьба?

Всеволод
P.M.
3-8-2004 14:51 Всеволод
Давно собирался спросить. Кто что знает, куда после войны пошли немецкие лодки этой серии? Как всегда, стороны кивают друг на друга. Наши утверждают, что разошлись в Европу и в Штаты, где их модернизировали, использовали как прототипы и т.п. Аргументированно утверждают вроде, до проектов, серий и бортовых номеров включительно. А вот Черчилль в мемуарах пишет, что эти лодки остались нам. Кому верить?
Dang
P.M.
3-8-2004 15:20 Dang
Насколько помню, даже вошли в состав флота несколько штук.Они были захвачены в разной степени готовности - , основная часть в виде нестыкованных секций.Их вряд ли кто достраивал.А проект этот выпускался после войны довольно долго в практически неизменном виде.
TerMind
P.M.
4-8-2004 08:58 TerMind
Вот здесь по моемы неплохой сайт http://uboat.net/index.html
Vovan-Lawer
P.M.
4-8-2004 09:23 Vovan-Lawer
Originally posted by Всеволод:
Давно собирался спросить. Кто что знает, куда после войны пошли немецкие лодки этой серии? Как всегда, стороны кивают друг на друга. Наши утверждают, что разошлись в Европу и в Штаты, где их модернизировали, использовали как прототипы и т.п. Аргументированно утверждают вроде, до проектов, серий и бортовых номеров включительно. А вот Черчилль в мемуарах пишет, что эти лодки остались нам. Кому верить?

Читай "Проект "Новая Швабия". Известно, что две лодки пришли в порты Аргентины и были переданы американцам. Где все остальные - неизвестно. Видимо, в порту своего конечного назначения.

Mower_man
P.M.
4-8-2004 09:33 Mower_man
Привет Vovan-Lawer, не хочешь себе вот такую атаварку взять??? )
forums/icons/attachments/42753.jpg
Vovan-Lawer
P.M.
4-8-2004 10:00 Vovan-Lawer
Спасибо, нужна будет фотография, напялю на себя все что есть и сфотографируюсь .
А мой аватар - даже не плакат времен войны, а просто художественное произведение. Картина неизвестного автора. У меня еще есть.
Mower_man
P.M.
4-8-2004 10:06 Mower_man
Originally posted by Vovan-Lawer:
Спасибо, нужна будет фотография, напялю на себя все что есть и сфотографируюсь .
А мой аватар - даже не плакат времен войны, а просто художественное произведение. Картина неизвестного автора. У меня еще есть.

я не гансофоб...

Vovan-Lawer
P.M.
4-8-2004 10:13 Vovan-Lawer
Originally posted by Mower_man:

я не гансофоб...

Это хорошо. А то меня Всеволод любит распекать за аватар. Глупость. Просто у немцев есть чему учиться.

Всеволод
P.M.
4-8-2004 10:19 Всеволод
Originally posted by Vovan-Lawer:

Просто у немцев есть чему учиться.

В том числе и подлодки строить.

Завтра выложу ту инфу, коя есть у меня по двадцать первой серии. В Аргентину ходили другие. Тож постараюсь вспомнить.

Всеволод
P.M.
4-8-2004 10:48 Всеволод
TerMind, спасибо. Ссылочка весьма интересная. Вован, почитайте - эт не "Новая Швабия".
DENI
P.M.
4-8-2004 20:59 DENI
Такие сайты надо знать на память.. .
Есть брошюрка на русском "Германские электролодки" - там все очень хорошо также расписано. Или, польская книженция из серии "Морское оружие" Целая книга по 21 и 23 сериям с чертежами.. . А что так заинтересовало, если не секрет?
Хотя самое главное, написано именно в нешей брошюрке: немцы в строительстве 21 серии применили сечение корпуса в виде "8", и вообще использовали блочную, передовую на тот момент технологию сборки. А все послевоенные лодки всех стран использовали решения этих немецких лодок.
Strelok13
P.M.
4-8-2004 21:47 Strelok13
В какой-то книжке есть шикарная фотография секций лодок XXI серии на специальных если не ошибаюсь платформах, готовых к сборке. Впечатление как от лодки нарезанной ломтями. Найду - выложу.
DENI
P.M.
4-8-2004 22:07 DENI
В этой польской точно есть...
Я вот тоже озадачен, но другим: какую мне лодку делать из Revell-ного набора XXI-серии.. .
Strelok13
P.M.
4-8-2004 23:08 Strelok13
Вот, нашел эту книжку: В.Н. Герасимов и В.Ф. Дробленков "Подводные лодки империалистических государств", Москва 1962 год. А вот и фотография, простите за качество, сканера работающего нет, пришлось фотографировать.
click for enlarge
Всеволод
P.M.
5-8-2004 05:53 Всеволод
Стрелок13, книжки у нас одинаковые. Посмотрел бегло.. . Большая счасть уничтожена, единицы плавали во флотах Англии, США, Франции, СССР. Похоже, распротраненное в определенных кругах мнение о том, что мемуары Черчилль писал с похмела, подтверждается.
DENI
P.M.
5-8-2004 08:42 DENI
А по номерам, выжившие после войны надо?
Vovan-Lawer
P.M.
5-8-2004 08:51 Vovan-Lawer
Интересная статья из Русской газеты "Дуэль".

ЗАГОВОРА НЕ БЫЛО

В "Дуэли" N1 за 1999 г. напечатана статья ветерана-подводника, капитана I ранга В. Кулинченко "Заговор против будущего". Основная идея статьи: у острова Рюген в конце войны немцы положили на относительно небольшой глубине на длительное хранение несколько подводных лодок XXVI серии, чтобы использовать их в будущем. Лодки снабжены двигателем системы Вальтера. В 1956 г. 447 отдельный дивизион аварийно-спасательной службы (АСС) Балтфлота делал попытку подъема, но начало было неудачным. Автор утверждает: "... сколько немецких субмарин было поднято и какова их дальнейшая судьба, сказать трудно. Неизвестно и полное оснащение этих лодок, их реальные боевые возможности." В. Кулинченко обращается к ветеранам 447 дивизиона АСС, судостроителям и всем, кто может ответить на поставленные вопросы.

Я не ветеран 447 дивизиона АСС (в 1956 г. мне был 1 год), но ряд вопросов прояснить могу. Для тех читателей, которые далеки от проблем подводного плавания, придется начать издалека. По определению подводная лодка строится для плавания под водой.
С максимальной скоростью под водой лодка может идти всего 1 час, после чего необходима зарядка аккумуляторных батарей, производящаяся во всплытом состоянии в течение 6-8 час. Вдобавок скорость экономического надводного хода (10 узлов) существенно выше экономической скорости под водой (2 узла). Эти цифры объясняются различной энерговооруженностью лодки в надводном и подводном положении (2.80 квт/т и 1.48 квт/т). Энерговооруженность - это мощность, которой мы располагаем для перемещения единицы массы подводной лодки. Естественно предположить, что если под водой добиться той же энерговооруженности, что и на поверхности, то это существенно улучшит характеристики лодки. Поэтому в ряде стран еще до II мировой войны делались попытки применить дизель не только для плавания над водой, но и под водой, обеспечив его работу подачей кислорода. Эта очень сложная задача была решена лишь в середине 50-х годов. Ниже приведены сравнительные характеристики лодки проекта А 615, снабженной таким "единым" двигателем (была на вооружении советских ВМС в 50-60-х гг.) и дизель-электрической лодки 612 проекта (серийно не строилась).

Это все, что касается работы дизеля под водой.

Другим направлением, которое разрабатывал с середины 30-х годов немецкий инженер Гельмут Вальтер, было применение на подводной лодке парогазотурбинной установки (ПГТУ). Он предложил использовать в качестве рабочего тела продукты разложения перекиси водорода, которые вращали турбину, а она через редуктор вращала винт. Это схема "холодного цикла" Вальтера. В 1938 г. была заложена опытная лодка W-80 водоизмещением 80 т, которая на испытаниях в сентябре 1942 г показала подводную скорость 28.1 узла (мировой рекорд). После этого руководство ВМФ Германии принимает решение о реализации "горячего цикла" Вальтера, т. к. в "холодном" нерационально использовался выделявшийся кислород - он просто стравливался за борт. Теперь в него подается углеводородное топливо, что существенно увеличивает мощность и снижает заметность.

В 1943 г. разработана и испытана лодка XVII серии водоизмещением 330 т, она была способна идти подводным ходом 25 узлов 4 часа или 6 часов 22-узловым. Было построено 9 лодок этой серии. По своей сути они являлись опытно-учебными и предназначались для отработки систем и подготовки экипажей. ПГТУ не являлась единым двигателем, как иногда ошибочно указывается в литературе, а была лишь ускорительной установкой подводного хода, т. к. запаса перекиси хватало лишь на несколько часов. Поэтому в боевой лодке XXVI серии, разработанной в 1944 г (норм. водоизм. 853 т), помимо ПГТУ была и дизель-электрическая установка мощностью 1400/198 л. с., которая обеспечивала дальность плавания экономическим ходом 7300 миль(10 уз.)/100миль(4 уз.). ПГТУ мощностью 6500 л. с. при запасе перекиси 97 т должна была обеспечить скорость 24 узла в течение 6 часов. Лодка имела 12 торпедных аппаратов. На испытаниях она показала 21 узел. Всего в Германии было построено 11 лодок с ПГТУ (1-W80, 9-XVII, 1-XXVI), из которых боевой была лишь последняя. В боевых действиях они участия не принимали.

После капитуляции Германии лодка U-1406 серии XVII оказалась в США, лодка U-1407 той же серии - в Англии, остальные лодки с ПГТУ были затоплены экипажами, возможно, что и у острова Рюген.

В 1945 г. из американской зоны оккупации перебежал в советскую доктор Статецни, один из руководителей фирмы Вальтера. С его помощью и с помощью других немецких специалистов была полностью восстановлена проектная документация лодки XXVI серии. В 1946 г. ЦКБ-18 приступил к работе над ней под названием "лодка проекта 616". Ее основные характеристики приведены в таблице.

Одновременно в ЦКБ-18 приступили к созданию отечественной лодки с ПГТУ. Это была лодка проекта 617. Ее характеристики: заложена она была 05.02.1951г,спущена на воду 05. 02 1952г, гос. испытания завершены 20. 03. 1956 г. В том же году лодка проекта 617 (С-99) вступила в опытную эксплуатацию на Балтийском Флоте. Стоит отметить, что в то время она была первой в мире боевой подводной лодкой, достигшей 20 узлов под водой (английская лодка с ПГТУ "Эксплорер" не имела вооружения и боевым кораблем не являлась). За 1956-1959 гг. было 98 выходов в море, пройдено 6000 миль в надводном положении, 800 в подводном, из них 315 под ПГТУ. 17 мая 1959 г. на лодке произошла крупная авария, после которой она не восстанавливалась, т. к. требовался дорогостоящий ремонт, а в эксплуатации уже была атомная лодка 627 проекта (Ленинский комсомол).

Таким образом, никакого "заговора против человечества" немецкие подводники выполнить с помощью затопленных у острова Рюген лодок не могли, поскольку лодки с двигателем Вальтера к 1945 г. так и не смогли стать боевыми кораблями.

Наиболее удачной немецкой подводной лодкой являлась дизель-электрическая океанская лодка XXI серии: нормальное водоизмещение 1628 т, дальность плавания экономическим ходом 10 уз. - 15500 миль, рабочая глубина погружения 170 м, оборудована шнорхелем - устройством, обеспечивающем работу дизеля в перископном положении, на ней впервые использовалось покрытие, уменьшающее отражение радиоволн. Всего их было изготовлено 126, однако лишь одна из них - U-2511 вышла в боевой поход из Брегена. Это было 30 апреля 1945 г. Технические решения, найденные немцами при создании этой лодки, широко использовались странами - победителями при разработке лодок новых проектов. А.Б.Широкорад пишет, что несколько трофейных лодок XXI серии были в составе советских ВМС до начала 60-х годов.

С.И. Иншаков

Vovan-Lawer
P.M.
5-8-2004 08:54 Vovan-Lawer
Серия XXI

Модификации: серия ХХIА (121 ), серии XXI В, С, D, V, Е, Т (проекты)

В сентябре 1942 г. состоялось совещание с участием Гитлера, Деница и доктора Вальтера, которое имело важное значение для развития стратегической программы строительства подводных лодок. На совещании Дениц предсказал наступающее поражение в подводной войне и требовал, чтобы все усилия германского судостроения были сосредоточены на массовом выпуске подлодки вальтеровского проекта Pr.476 (серия XVII ). Гитлер с энтузиазмом дал свое согласие на такое развитие флота. В ноябре, однако, после выпуска двух прототипов, стало ясно, что с массовым производством этих пока еще "сырых" подлодок следует повременить. В этот момент у проекта Вальтера появился конкурент. Альтернатива исходила от руководства Marinebau, конкретно - от профессора Олфкена. В апреле 1943 г. он представил на рассмотрение модифицированный проект переделки лодки XVII серии в "Elektroboot" ("Электрическую лодку").


Серия XXI, как теперь называлась эта субмарина, была получена путем замены нетрадиционного силового агрегата вальтеровского проекта традиционной двойной энергетической установкой. Предлагалось воспользоваться дизелем малой массы, опробованным на серии VIIC/42, а емкости для хранения пергидроля в нижней части корпуса превратить в обширные аккумуляторные ямы. В конечном результате получалась лодка размерами не больше субмарины серии IXD, но с неизмеримо возросшими возможностями. И хотя лодка серии XXI имела радиус действия всего в половину от исходного проекта (11150 миль) и несколько меньшую надводную скорость(15 узлов), в ней были заложены незаурядные характеристики. Действительно, ее подводная скорость была выше надводной - 17 узлов, а со шнорхелем - 12 узлов (против 6-7 узлов со шнорхелем у предыдущих лодок). Она могла погружаться много глубже 100-метрового порога, предельного для большинства немецких лодок. Для XXI серии были доступны глубины до 300 м. Если сравнивать ее с серией IXD, то та лодка могла пребывать под водой не более 14 часов, подлодка же XXI серии могла не всплывая двигаться 48 часов на полной скорости или "ползти" малым ходом до 11 суток.

Первые в мире лодки, предназначенные для полностью подводного плавания были оборудованы кондиционерами и шлюзовыми системами удаления отбросов, что позволяло сохранять в лодках воздух относительно пригодным для дыхания. Лодки комплектовались холодильниками, обеспечивающими членов команды свежезамороженным мясом и овощами.


В плане вооружения они были оснащены так, что могли вести боевые действия, ни разу не всплыв на поверхность за все патрулирование. Субмарины оснащались гидрофонами с радиусом действия в 50 миль, сложной эхо-камерой ("балконное устройство"), позволявшей отслеживать, идентифицировать и разделять групповые цели при атаке из-под воды.

Лодки вооружались внушительным комплектом торпед. Их запуск мог производиться с глубин до 50 м. Можно сказать, что новая разработка обладала всеми необходимыми качествами, чтобы повернуть вспять неблагоприятный для немецких подводников ход "Битвы за Атлантику". Но для этого был необходим массовый выпуск кораблей данного типа.

После спуска на воду первого прототипа ОКМ разработало программу, согласно которой к августу 1945 г. предполагалось ежемесячно спускать по 12 подлодок XXI серии. Против этой программы решительно возражал Дениц, утверждая, что в результате он получит слишком мало лодок и слишком поздно. Он официально обратился к министру вооружений Альберту Шееру с просьбой о коррекции планов. Ассистент Шеера - Отто Меркер - предложил откорректированный план строительства лодок. В соответствии с ним субмарины собирались из 8 заранее изготовленных секций, что позволяло свести время окончательной сборки к минимуму. Ожидалось, что каждая лодка будет занимать стапель не более 30 дней.



Всеволод
P.M.
5-8-2004 08:56 Всеволод
Originally posted by DENI:
А по номерам, выжившие после войны надо?

Так их есть тама.

DENI
P.M.
5-8-2004 09:38 DENI
А что с ними стало после войны, особенно с советскими?
Всеволод
P.M.
5-8-2004 10:00 Всеволод
Ну, типа эта.. . Пока до середины проглядел, нашел одну, переданную Англией. Служила, потом стала плавэлектростанцией.
Vovan-Lawer
P.M.
5-8-2004 10:04 Vovan-Lawer
Originally posted by DENI:
А что с ними стало после войны, особенно с советскими?


Легендарную "Щуку" капитана Маринеско порезали на металлолом еще в конце 1950-х годов. При таком варварском отношении к технике и истории, что же можно говорить о немецких подлодках ?
Кстати, насчет подлодок не знаю, а гражданские надводные корабли немецкой постройки долгие годы, чуть ли не до 1970-х годов, ходили под Советским флагом. К примеру теплоход "Россия", ранее носивший имя "Адольф Гитлер" в свое время ходил между Новороссийском и Ялтой.

Mower_man
P.M.
5-8-2004 11:23 Mower_man
Originally posted by Vovan-Lawer:

Кстати, насчет подлодок не знаю, а гражданские надводные корабли немецкой постройки долгие годы, чуть ли не до 1970-х годов, ходили под Советским флагом. К примеру теплоход "Россия", ранее носивший имя "Адольф Гитлер" в свое время ходил между Новороссийском и Ялтой.

минуточку!, если память не подводит, то А.Г., ходил между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком, и назывался "СОветский Союз", его никак Россией назвать не могли в те времена, бо такой страны не существовало, был СССР.
Его ещё укоротили, вырезав кусок посередине для мореходности.
Продали в Японию "на гвозди" в году так 80-83. Сантехника сохранилась ещё с орлами...

На Дальнемв Востоке вообще много сгноили трофейной техники, немецких судов (точно знаю про танкер фашистский на Курилах работал у погранцов) и ленд-лизовские суда, включая раритеты, по типу купленных в Италии до ВОВ, царская яхта, оборудованная отсеком для лошадей и кареты и т .п.

Всеволод
P.M.
5-8-2004 12:58 Всеволод
Originally posted by Mower_man:

.

На Дальнемв Востоке вообще много сгноили трофейной техники, немецких судов (точно знаю про танкер фашистский на Курилах работал у погранцов) и ленд-лизовские суда, включая раритеты, по типу купленных в Италии до ВОВ, царская яхта, оборудованная отсеком для лошадей и кареты и т .п.

Н-да.. . Сгноили, значить.. . На Байкале до сих пор "Ангара" стоит, которая всей этой техники постарше будет. Кроме, может, царской яхты, и то не уверен.

Vovan-Lawer
P.M.
5-8-2004 13:41 Vovan-Lawer
Originally posted by Mower_man:

минуточку!, если память не подводит, то А.Г., ходил между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком, и назывался "СОветский Союз", его никак Россией назвать не могли в те времена, бо такой страны не существовало, был СССР.
Его ещё укоротили, вырезав кусок посередине для мореходности.
Продали в Японию "на гвозди" в году так 80-83. Сантехника сохранилась ещё с орлами...


Коллега, насчет "Адольфа Гитлера" мне родители рассказывали. В свое время все наше семейство на этой посудине каталось в отпуск в Ялту. Что впрочем не означает, что данный корабль мог ходить только по Черному морю.

Что касается названия "Россия". Почему Вы утверждаете, что такого названия быть не могло ? Я своими глазами (еще во времена СССР) видел громадный океанский теплоход "Грузия" ? Ведь этой страны тогда тоже не существовало ?
В то время была традиция называть корабли в честь республик СССР и в честь городов-столиц этих самых республик. И традиция эта применялась не только к гражданским, но и к военным судам.


Mower_man
P.M.
5-8-2004 14:30 Mower_man
Коллега, насчет "Адольфа Гитлера" мне родители рассказывали. В свое время все наше семейство на этой посудине каталось в отпуск в Ялту. Что впрочем не означает, что данный корабль мог ходить только по Черному морю.

+ это точно, в связи с конскими пошлинами на япономарки, практически все круизный суда из Владивостока угнали на более туристические реймы в теплые моря на запад...

Что касается названия "Россия". Почему Вы утверждаете, что такого названия быть не могло ? Я своими глазами (еще во времена СССР) видел громадный океанский теплоход "Грузия" ? Ведь этой страны тогда тоже не существовало ?

+ хоть русские и были титульной нацией в СССР, это считалось неудобным (в смысле напоминать везде об этом), хотя гостиница Россия в те времена и построена.. . Не помню... . давно это было, когда я на нем катался, вроде назывался Советский Союз, более пафосно чтоли. Тем более во времена Сталина переименовали кораблик...

В то время была традиция называть корабли в честь республик СССР и в честь городов-столиц этих самых республик. И традиция эта применялась не только к гражданским, но и к военным судам.

+ не знаток флота, могу ошибаться, а то, что на гвозди его отправили из П-Камчатского в японову - вроде так. Знакомый моряк сокрушался тогда, бо комплектация, бытовые условия и качество техники было просто супер, большие индивидуальные каюты, кают-компания, столовая и т. д.
жалко было.. . На советских судах таких вещей уже не было.

Strelok13
P.M.
5-8-2004 23:49 Strelok13
Была, была "Россия", и что она бывший "Адольф Гитлер" я тоже слышал. Корабль-то в СССР был не менее знаменит чем "Адмирал Нахимов". Который бывший "Берлин" был. Вот, Яндекс что-то выдал, утверждают что там ещё "Грузия" и "Украина" были: sochinew.sochi.ru , в абзаце озаглавленном ":и незабвенных моряках".
Strelok13
P.M.
6-8-2004 00:01 Strelok13
Да, а по "Адмиралу Нахимову" была великолепная книжка Давида Чапкиса которая называлась "Гибель Адмирала Нахимова". У меня где-то есть. Если оставить в стороне модные в середине девяностых выводы про то что во всём виновата "система", то это очень профессиональный (я так понял что автор - корабельный инженер) рассказ о корабле и катастрофе. Сравнить могу только с "Последней ночью Титаника" Уолтера Лорда (ну лучше, лучше американец, но по нему в некоторой степени фильм с ДиКаприо сняли, вон умер бедняга, а в новостях только - "автор сценария "Титаника"... ", а он вообще-то хороший писатель был), а в целом очень рекомендую.
О, я её в Яндексе нашел нечаянно! И при том её вроде ещё продают: petropol.com .

Strelok13
P.M.
7-8-2004 15:47 Strelok13
Originally posted by Vovan-Lawer:


Легендарную "Щуку" капитана Маринеско порезали на металлолом еще в конце 1950-х годов.....

Ну не "Щуку" положим, а "Эску". А потом, почему С-13 - легендарная? Вот С-56 сохранили, стоит красавица на берегу во Владивостоке, люди смотрят. На Балтике Д-2, если не ошибаюсь "Народоволец", сохранена, она пожалуй что более интересная. Вот, собственно говоря: http://museum.navy.ru/fills.htm .

DENI
P.M.
8-8-2004 13:50 DENI
Увы, все наши легендарные лодки покоятся на дне морей, потопленные противником.. . С-7 например.. .
Всеволод
P.M.
9-8-2004 13:53 Всеволод
Ну поехали дальше.. . Зеехунд (тюлень, однако?) и пара бобров:


DENI
P.M.
10-8-2004 20:39 DENI
А между прочим модель от Revell лодки XXI серии (по моему U-2518, вобщем не "Вельгельм Бауэр" и не "интерьерная") на самом деле не U-2518 а U-3035 или более поздние. Но примечательно то, что U-3035 мало того, что закончила войну 29 мая 1945 (он никого не топила, просто сдалась в Норвегии именно в этот день), но после сдачи некоторое время была в Великобритании, а в 1946-м была передана СССР, где вошла в боевой состав Советских ДПЛ под номером Н-47 (или Н-42, точно не помню). Так что если кто хочет - вот, пожалуйста модель советской ПЛ.. . Только есть незадача. Прессформа этой модели была продана китайцам, которые, как это называется в моделизме после реального случая - "уронили гаечный ключ под пресс". Вобщем прессформа там благополучно накрылась. (а реальный случай, на Ташкентскй фабрике игрушек действительно уронили ключ на работающую прессформу с Москито в 1/72, и благополучно ее пох... ли). Вобщем кому интересно и кто ее видел - берите эту модель, потом уже не купите.. .
Guns.ru Talks
История оружия
XXI-я серия - дальнейшая судьба?