Guns.ru Talks
  Дагестан
  Художники о Кавказе ( 3 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 5 :  1  2  3  4  5 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Художники о Кавказе
  версия для печати
kvantun
-- 9-9-2014 19:51    

9 сентября 1925 года родился Виктор Николаевич Горьков, народный художник Дагестана.
Нажмите, что бы увеличить картинку до 1280 X 960 136.8 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 1280 X 960 213.8 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 1280 X 960 173.3 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 1280 X 960 179.2 Kb

edit log


 

 
kvantun
-- 12-9-2014 10:55    

12 сентября 1940 года - родился художник Эдуард Путерброт
http://puterbrot.ru/
Нажмите, что бы увеличить картинку до 416 X 600 127.9 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 808 X 684 200.0 Kb

edit log

kvantun
-- 18-9-2014 21:10    

18 сентября 1940 года - родился художник Юсуп Магомедов


Годекан художника

Так называется одна из работ заслуженного художника России Юсупа Магомедова. Пятеро стариков в бурках и папахах, смотрящих вдаль. На первый взгляд сюжет картины прост, но, посмотрев на нее раз, хочется вернуться к ней снова. Чем же она привлекает зрителя? Может быть, мудростью стариков, которые изображены на ней, или простотой средств, которые автор использовал, изображая их. Так или иначе, живописец добился своей главной цели - заставляет задумываться над символичным образом старцев на картине.

Заслуженный художник России, член Союза художников СССР Юсуп Магомедов родился в 1940 году в селении Гонох Хунзахского района. Талант художника проявился еще во время учебы в Хунзахской средней школе. Любовь к рисованию он совмещал со спортом. Одно помогало другому. В поисках сюжета для своих картин приходилось взбираться высоко в горы, поэтому ему нужно было быть в хорошей форме.

В 1960 году он поступил в Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. Еще на первом курсе за хорошую учебу получил ценные подарки: краски, холст и книгу французского живописца Эжена Круа. Будучи студентом, он работал председателем комитета по физкультуре и спорту. Благодаря своему спортивному духу Юсуп стал обладателем ряда наград: диплома первой степени по легкой атлетике, волейболу.

Каждодневный труд и работа над совершенствованием своего мастерства и вместе с тем желание помочь своим собратьям по кисти привели к тому, что в 1996 году он был избран председателем Союза художников Дагестана. За те восемь лет, которые он проработал на этом посту, ему многое удалось сделать. Благодаря Юсупу Шагидгаджиевичу полотна его коллег неоднократно выставлялись на многочисленных вернисажах в России и за рубежом. Они и сегодня видят в нем доброго и отзывчивого наставника, готового в любой момент подать им дружескую руку помощи.

Широту пространства, охваченного художником, невозможно измерить. В его коллекции более 300 картин, и каждая повествует о природе и славных героях горного края. К примеру, большое полотно 'Хаджи-Мурат на фоне Хунзахского плато' (2005 г.), где эта историческая личность предстает перед нами в традиционном одеянии на фоне величественных гор Кавказа, а рядом татарник - символ стойкости, мужества, жизнелюбия.

Воспитанному в тесном соприкосновении с природой художнику свойственны вечные поиски красоты во всем, что его окружает. Все, что он творит, отражает быт и традиции горного края, в котором он родился и вырос. 'Мое творчество - это всегда рассказ о родной земле и дагестанском народе. Думаю, что каждый творческий человек, будь то музыкант, танцор или художник, должен отталкиваться от родного и близкого, с чем вырос и жил, это великая картина жизни. Каждое мое полотно для меня как мой ребенок, потому что в них частичка меня самого'.

Но учился молодой творец не только у своих учителей и коллег. На протяжении всей своей жизни он пристально вглядывался в работы выдающихся художников, таких, как Леонардо да Винчи, Рубенс, Суриков, Рафаэль. А источником вдохновения по-прежнему остается неповторимая и неисчерпаемая природа Дагестана. В своих живописных полотнах Юсуп Шагидгаджиевич чаще всего изображает любимые ему аульские пейзажи: 'Вечер в ауле', 'Годекан', 'Ранние хлопоты' и другие. Он подробно и последовательно ведет повествование, не упуская ни одной детали, позволяющей глубже раскрыть замысел.

Художник не зацикливается на своем творчестве и старается быть в гуще всех событий. Объективная оценка и взгляд со стороны порой немаловажны для творящего человека. Юсуп Магомедов из числа тех, кому интересно мнение о своих работах, а это можно узнать, принимая участие во всевозможных конкурсах, и потому он частый гость на республиканских, зональных и всероссийских выставках. Не пропускает он также биеннале прикаспийских республик в городе Баку, вернисажи художников Северного Кавказа в Сочи и во Владикавказе. В 2008 году, когда в Москве проходили Дни Дагестана, в рамках этих мероприятий в Центральном государственном музее народов Востока была развернута экспозиция работ дагестанских художников и мастеров прикладного искусства. Картины Юсупа Магомедова, представленные на этой выставке, были высоко оценены широкой публикой, и он получил благодарственное письмо.

В этом году Юсуп Магомедов отправил одну из своих работ 'Аульский мотив' в Париж на выставку кавказских художников. Как он сам признается, именно эту работу выбрал, потому что в ней наиболее ярко и полно отражен наш край, который отличается своим неповторимым колоритом.

Джамиля Магомедова
http://www.dagpravda.ru/rubriki/kultura/13454/
Нажмите, что бы увеличить картинку до 426 X 600 71.1 Kb

edit log

kvantun
-- 21-9-2014 22:06    

Курбанов Хайруллах Магомедович

Родился в 1936 году (возможно 19.03.1936), с. Хурукра, Дагестан. В 1959 г. окончил художественное училище, Баку, Азербайджан. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Преподаватель Дагестанского художественного училища им. М.А. Джемала, Махачкала. С 1970 г. - преподаватель Художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, Махачкала. В 1971-1997 гг. - председатель Союза художников Республики Дагестан. Участник всех республиканских выставок с 1966 г. Член Союза художников РФ, Заслуженный деятель искусств ДАССР, Народный художник Дагестана. Заслуженный художник России. Лауреат республиканской премии им. Г. Цадасы. Награжден орденом 'Дружбы Народов', медалями 'За доблестный труд', 'Ветеран труда'. Произведения автора хранятся в Северо-Осетинском музее изобразительного искусств, Калмыкской государственной картинной галерее, Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, музее при ИПУ г. Избербаш, Дагестанском государственном объединенном музее им. А. Тахо-Годи, Художественном фонде Союза художников РФ.

Портрет народного поэта Дагестана А. Гафурова
Нажмите, что бы увеличить картинку до 940 X 960 283.3 Kb

Баллада
Нажмите, что бы увеличить картинку до 640 X 480 90.9 Kb

Андийка
Нажмите, что бы увеличить картинку до 640 X 853 151.2 Kb

Балхарка
Нажмите, что бы увеличить картинку до 296 X 417 20.0 Kb

Портрет Али Алиева
Нажмите, что бы увеличить картинку до 483 X 600 168.5 Kb

На годекане
Нажмите, что бы увеличить картинку до 467 X 600 372.9 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 312 X 441 27.7 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 295 X 336 28.0 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 448 44.0 Kb

edit log

kvantun
-- 27-9-2014 14:56    

Арсен Магомедович Кардашов

Арсен Магомедович Кардашов родился 27 сентября 1938 г. в г. Буйнакск.

В 1975 г. окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (Санкт-Петербург).

В 1980 г. лауреат конкурса 'Лучший гобелен года', Ленинград.

Член Союза художников РФ.

С 1966 г. живет и работает в Санкт-Петербурге.

Нажмите, что бы увеличить картинку до 467 X 557 56.1 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 609 X 458 70.5 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 404 X 640 80.5 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 653 X 500 62.8 Kb
Нажмите, что бы увеличить картинку до 549 X 797 75.6 Kb
Минарет в Карашо


Нажмите, что бы увеличить картинку до 665 X 456 88.0 Kb
Террассы села Куба


Нажмите, что бы увеличить картинку до 415 X 571 77.4 Kb
Чох


Нажмите, что бы увеличить картинку до 476 X 458 54.9 Kb
Дорога на Ахульго


Нажмите, что бы увеличить картинку до 594 X 321 65.6 Kb
Утро в окрестностях аула Чох


Нажмите, что бы увеличить картинку до 570 X 421 45.1 Kb
После дождя


Нажмите, что бы увеличить картинку до 515 X 710 91.0 Kb
Рассвет в Карашо


Нажмите, что бы увеличить картинку до 848 X 616 96.7 Kb
Утро над Карашо


Нажмите, что бы увеличить картинку до 599 X 427 78.7 Kb
Осень в горах


Нажмите, что бы увеличить картинку до 588 X 320 54.3 Kb
Перед грозой


Нажмите, что бы увеличить картинку до 307 X 419 49.2 Kb
Аварское койсу


Нажмите, что бы увеличить картинку до 398 X 498 80.3 Kb
Балхарский натюрморт


Нажмите, что бы увеличить картинку до 399 X 482 70.8 Kb
Дагестанский натюрморт

edit log

kvantun
-- 13-10-2014 11:13    

Супьянов Ибрагим-Халил Камилович

Родился в селении Верхний Каранай, Буйнакского района, Дагестанской АССР, 13 октября 1951 года.
Закончил Дагестанское художественное училище им. Джемала г.Махачкала /1967-1971 г.г./
Живописец, график, сценограф.
Участие в выставках с 1975 года.
С 1975 года оформляет спектакли в театрах Дагестана.
Работы И. Супьянова находятся в музее искусств Дагестана, в собраниях Мин.культуры России, в частных собраниях в Германии, Чехословакии, США, Испании, Франции, Польши, Индии, Израиля и др.
Участие в выставках:
1. 1975г. Республиканская выставка - Махачкала.
2. 1976г. Молодые художники Дагестана - Махачкала.
3. 1977г. 'Художники театра Юга России' - Москва.
4. 1979г. 'Юг России' - Махачкала.
5. 1979г. 'Всесоюзная выставка художников театра и кино' - Москва.
6. 1981г. 'Искусство Дагестана' - Москва, Музей искусств нар. Восток.
7. 1982г. 'Художники театров Дагестана' - Москва.
8. 1983г. 'Квардинале - 83' - Прага, Чехословакия.
9. 1984г. 'Молодые художники Северного Кавказа' - Москва.
10.1984. Стенография Дагестана - Москва.
11.1984. Художники театра и кино - Казань.
12.1984. Художники Северного Кавказа - Нальчик, КБАСССР.
13.1984. Всесоюзная выставка художников театра и кино - Москва.
14.1987. Художники театра Дагестана - Ленинград.
15.1987. 'Советская Россия' - Москва.
16.1989. 'Художники автономных республик России' - Москва.
17.1989. 'Биенале прикаспийских земель' - Баку. Аз. ССР.
18.1989. Групповая выставка в галерее 'APT МОДЕРН' - Москва.
19.1989. Художники театра и кино РСФСР - Махачкала /Дагестан/
20.1990. 'Советский Юг' - Краснодар.
21.1990. 'Художники галереи 'APT МОДЕРН'' - Москва.
22.1990. 'Восточные мотивы' - Музей искусств. Махачкала /Дагестан/
23.1990. 'Движение, свет, музыка' - Москва.
24.1996. 'Кавказский Дневник' - Москва. Музей народов Востока. 25. 1998. 'Кавказский Дневник' - Москва. Галерея А-3.
2000. ЦДХ 2000 Москва
2005. Арт Москва 2005
2006. Галерея СТД Москва
2006. ГЦСИ Москва 'CAUCFSUS2006'
2007. Московский Дом Национальности - арт проект ' НАВРУЗ' г.Москва

Персональные выставки
1982г.- г. Махачкала. Дом актера.
1985г.- г. Махачкала. Выставочный зал.
1990-91г.г. - г.Махачкала.
2001г. - Первая Галерея 'Хазарский Дневник' - г. Махачкала
2003г. - Музей ИЗО - г. Махачкала
2003г. - Первая Галерея ' Разговор с сыном'
2004г. - Выставочный зал СХД 'А-2' г. Махачкала

ВЫСТАВКИ ЗА РУБЕЖОМ
1983г. - 'Квардинале - 83' - г.Прага, Чехословакия
1987г. - 'Сценография Художников Советского Союза' - г.Прага, Чехословакия.
1990г. - 'Перестройка APT. Год 5-ый' - Франция, г. Сен-Поль-де-Венс, Галерея 'Оранжерея'.
Художники галереи 'APT МОДЕРН' Турция, г.Стамбул.
'Живопись Кавказа'. АР/Айфель/ Германия, г. Бланкенхайм.
1991г. - Кунст Европа. Ольденбург. Городский музей. Германия.
1991г. - 'Пражское квардинале-91' - г.Прага, Чехословакия.
1997г. - 'Выставка графики' г. Нью-Йорк, Юнион сквер.
2000г. - APT шоу 2000г., г. Нью-Йорк.
2005г. - ' Artcaucasus'- 2005г., г.Тбилиси, Грузия
Нажмите, что бы увеличить картинку до 600 X 400 87.6 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 210 X 300 42.8 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 210 X 300 53.6 Kb

edit log

kvantun
-- 23-10-2014 12:48    

Избат Нухтаровна Уруджева родилась 23 октября 1963 г., в с. Тинит Табасаранский район. в 1984 г. окончила Дагестанское художественное училище им. Джемала.

Член Союза Художников РФ. Произведения художника находятся в ДМШ (Махачкала), частных и корпоративных коллекциях России, Германии, Израиле, США.

Выставки
1995 - 'Мой мир, мой дом', ВЗ СХ РД, Махачкала.
1995 - персональная выставка, ВЗ СХ РД, Махачкала.
1995 - 'Аламат', ВЗ СХ РД, Махачкала.
1997-1998 - 'Золотой штрих', ВЗ СХ РД, Махачкала.
1998 - 'Аламат', ВЗ СХ РД Махачкала.
1998 - 'Пограничная зона', проект, Первая Галерея, Махачкала.
2000 - 'Молодые художники Северного Кавказа', фестиваль, музей изобразительных искусств, Ставрополь.
2002 - 'Выставка новых поступлений', ДМИИ, Махачкала.
2003 - 'Любишь ли ты Расула так, как люблю его я...', Проект, Первая Галерея, Махачкала.
2003 - 'Свет - не цвет', персональная выставка, Первая Галерея, Махачкала.
2003 - 'Мой Дагестан - моя Россия', галерея ART-XXI, ВЗ СХ РД, Махачкала.
2003 - 'Юг России', Краснодар.
2004 - 'Пейзажи Уруджевой', персональная выставка, Первая Галерея, Махачкала.
2005 - 'Грани искусства', коллективная выставка, ВЗ СХ РД, Махачкала.
2005 - 'Натюрморт', коллективная выставка художников круга галереи, 'Первая галерея', Махачкала.
2005 - 'Время женщины', выставка женщин-художниц Северного Кавказа, Владикавказ-Махачкала, ДМИИ, Махачкала.
Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 429 14.2 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 233 14.4 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 233 15.0 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 233 16.3 Kb

edit log

kvantun
-- 4-11-2014 16:55    

Расул Алиханович Алиханов

Расул Алиханович Алиханов (1922-2000) - выдающийся художник-ювелир. Народный художник РСФСР (1976).

В семье прославленного кубачинского мастера Алихана Ахмедова 4 ноября 1922 года родился сын Расул. С ранних лет он внимательно следил за тем, как осторожно работает его отец с острым резцом, проводя по серебряному изделию линию за линией, зигзаг за зигзагом. Он рос любознательным мальчиком, расспрашивал отца об элементах орнамента, вырезал ножницами из бумаги отдельные узоры. Учебу в Кубачинской неполной средней школе совмещал с гравировкой изделий под руководством отца дома.
Расул рос и воспитывался в бедной семье, но судьба распорядилась так, что он полюбил девушку из состоятельной семьи по имени Манаба, которая согласилась выйти за него замуж. Родственники молодого златокузнеца уговаривали его найти другую, боясь, что её не выдадут за него. Однако любовь молодых победила, и Манаба была засватана за Расула.
Когда началась Великая Отечественная война, Расул Алиханов, как и многие другие дагестанцы, прошел её фронтовыми дорогами.
В 1945 году молодые поженились. Жили очень дружно и вырастили 10 детей, восемь сыновей и двух дочерей.

После возвращения с фронта Расул становится директором Кубачинской школы ФЗО, оканчивает краткосрочные курсы НИИ художественной промышленности. Полученные на этих курсах знания способствовали его дальнейшему развитию как профессионального орнаменталиста, графически воплотившего свою мысль в новых композициях и сюжетных зарисовках. В 1947 году он принимает участие в конкурсе народных мастеров в Москве и становится его победителем. Здесь всеобщее восхищение посетителей вызвал его поднос с изображением аула Кубачи.

В 1948 году Расул участвует во Всесоюзной выставке художественной промышленности и народных ремесел в Москве. В 1950 году вступает в члены СХ СССР и удостаивается серебряной медали на выставке ВДНХ. Ему присваивается почетное звание заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР. Расул с 1946 по 1956 годы работал мастером-художником, художественным руководителем и заведующим производством артели 'Художник'.

Кубачинцы славятся не только необыкновенным мастерством, но и страстью к коллекционированию предметов антиквариата. Следуя этой традиции, Расул и его жена Манаба приобретали в разных местах редкие старинные изделия из меди, фарфора, фаянса и украшали ими одну из стен комнаты. Так все богаче становился их домашний музей. Приезжие гости с удивлением рассматривали антикварные изделия, а Расул увлеченно рассказывал им о том, что их изготавливали персы, китайцы, японцы и другие мастера двести-триста лет назад.

В 1957 году Расул участвует в художественной выставке-конкурсе, посвященной 40-летию Советской власти, где его изделия получили высокую оценку.

На Международной выставке в Брюсселе в 1959 году он удостоился бронзовой медали, а годом позже ему было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, которое свидетельствовало о зрелости таланта Расула и высоком художественном исполнении его ювелирных работ.

Каждое изделие Р. А. Алиханова - это подлинное произведение искусства, на создание которого уходили месяцы, а иногда и годы кропотливого труда и много бессонных ночей. Из-под его рук рождались произведения, которыми можно любоваться бесконечно. Секрет успеха творений заключается в том, что мастер воедино слил в своем творчестве все ценное из прошлого и настоящего уникального искусства кубачинцев.
Значителен его вклад в разработку новых образцов изделий с просечным узором и дополнительной гравировкой. Расул намного обогатил кубачинский орнамент новыми введениями типа лепестков, бутонов, цветочных розеток и т. д. Он часто прибегал к барельефным изображениям животных, которых мы видим на памятниках старины, и по-своему органически соединял их с узорами сегодняшних дней: блюдо 'Добрый зверь', ваза 'Танец', блюда 'Заячий хоровод', 'Златокузнец', настенное блюдо 'Лезгинка', блюдо 'Кубачинка', ваза '50 лет Октябрю'.

Зрелостью творческой фантазии, присущей Расулу Алиханову, своеобразной композицией узора отличается его декоративное блюдо 'Искусство принадлежит народу'. Расул мастерски увязывает пейзаж с формой и узором изделия при изготовлении блюда 'Кубачи'.

В 1960-1970-е годы особо проявился талант златокузнеца. Он принимает участие в художественной выставке 'Советская Россия' в Москве, в Международной выставке в Монреале (Канада). За большой вклад в развитие кубачинского прикладного искусства ему была вручена золотая медаль. Р. Алиханов участвует в Международной выставке 'Экспо-70' в Осаке (Япония). В 1974 году избирают депутатом ВС СССР.

Расулу Алиханову, первому из кубачинских мастеров, в 1976 году было присвоено звание народного художника РСФСР. Его высокохудожественные изделия экспонировались почти на всех отечественных выставках декоративно-прикладного искусства 'Советская Россия', 'По родной стране' и т. д., на 50-ти Международных выставках, в том числе в Загребе (Югославия), Англии, ГДР, Франции, в африканских и других странах.

Расул на протяжении 40 лет поддерживал связь с преподавателями и мастерами производственного обучения Кубачинской средней школы, которые прививали учащимся любовь к профессии златокузнеца и учили их тонкому вкусу, точности глаз и рук, художественному чутью.

Обучаясь основам кубачинского прикладного искусства, школьники приглашали известного мастера к себе на занятия или на заседания кружков 'Волшебный резец', 'Юный монтировщик', 'Умелые руки', и он с большой любовью рассказывал о выдающихся мастерах-ювелирах и их творениях. Ведь Расул был не только прекрасным мастером, но и красноречивым рассказчиком.
7 июля 2000 года на 78 году жизни остановилось сердце Расула.

Память
На его могиле возвышается гранитный памятник, поставленный детьми: Расул Алиханов, высеченный из гранита, смотрит, как живой, на вершины вечных кубачинских гор.
На стене у входа в комбинат висит и мемориальная доска с изображением Расула; на ней высечены слова: 'Комбинат назван именем народного художника России Расула Алиханова'.
Настольной книгой многих начинающих художников-мастеров и учащихся Кучачинской средней школы стало изданное им пособие 'Кубачинский орнамент'. Обучаясь основам кубачинского прикладного искусства, школьники приглашали известного мастера к себе на занятия или на заседания кружков 'Волшебный резец', 'Юный монтировщик', 'Умелые руки', и он с большой любовью рассказывал о выдающихся мастерах-ювелирах и их творениях.

Семья
В семье Расула Алиханова вместе с детьми, внуками и правнуками насчитывается 52 человека. Дети и внуки продолжают традиции Р. Алиханова, идут по его стопам. Сыновья Абдусалам и Алигаджи являются членами Союза художников России.

Награды и премии
заслуженный деятель искусств РСФСР (1960)
народный художник РСФСР (1976)
Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1971 - за создание высокохудожественных произведений народного искусства из серебра
орден Ленина (1973)
орден Трудового Красного Знамени
Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 385 30.4 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 480 X 360 22.1 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 997 X 1400 339.4 Kb

edit log

kvantun
-- 5-11-2014 11:19    

Манаба Омаровна Магомедова

Манаба Омаровна Магомедова (5 ноября 1928, с. Кубачи - 10 марта 2013, Махачкала) - известный художник по металлу. Член Союза художников СССР и России (1960), народный художник Дагестана (1978), заслуженный художник Российской Федерации (2003).

Родилась она в 1928 году. Отец - Омар Магомедов - зимой уезжал в Тбилиси работать, как поступали тогда многие кубачинцы, а летом возвращался в родной аул. В Тбилиси он и уехал после раскулачивания в 30-е годы, а позже за ним последовала вся семья. Манаба провела в Тбилиси 67 лет - большую часть своей жизни. При этом ее семья никогда не чувствовала себя оторванной от родины: часто приезжали погостить родственники, в доме разговаривали на кубачинском языке, 'Мы не чувствовали, что находимся не в Дагестане', - говорит Манаба

Отец умер рано в возрасте 35 лет. В Кубачи он считался очень хорошим мастером. После него остались инструменты и несколько работ, в том числе серебряный гравированный портсигар, который он считал слабой работой. 'Слабая работа' покрыта мельчайшим - не каждый так нарисует на бумаге - узором, белым на черном фоне. Чтобы добиться этого, мастер 'выковыривает' резцом не узор, а фон, заливая его потом чернью, и это считается самым сложным видом гравировки. 'Если это слабая работа, то какими были сильные?' - говорит дочь Манабы, художница Лейла Изабакарова.

Дядя Манабы, Расул Магомедов, был известен тем, что сделал серебряный письменный прибор для Николая II в честь рождения наследника престола. Царь принял подарок и 'отдарился' золотыми часами. В 30-е годы Расула Магомедова раскулачили и сослали в Сибирь, где он провел пять лет. Затем его вызвал к себе директор Эрмитажа Иосиф Орбели, который часто гостил в семье Магомедовых во время экспедиций в Кубачи. Расул хорошо разбирался в антиквариате, искусно реставрировал старинные вещи. Орбели сделал его старшим реставратором Эрмитажа, и предвоенные годыРасул Магомедов провел за восстановлением экспонатов музея. Жил он при Эрмитаже - ему выделили трехкомнатную квартиру. В 1941 году он забрал к себе племянника - младшего брата Манабы Магомедовой Ибрагима. Ибрагим закончил в Тбилиси три класса (на память остались похвальные грамоты), потом его отправили к дяде - учиться. Оба погибли во время блокады, а жена Расула выжила и вернулась в Тбилиси.

Старший брат Манабы, Александр, 'пошел в науку' и стал крупным языковедом. На самом деле звали его Абдулмажид, но знакомые из Ростова и Тбилиси, не привычные к длинным дагестанским именами, звали его Сашей - и, получая паспорт, он поменял имя на Александра. Имя Александра Магомедова было хорошо известно в лингвистических кругах Европы. По его книгам преподавали в Боннском и Ольденбургском университетах. Он написал свыше 500 научных работ, в том числе монографии по кубачинскому, агулькому, табасаранскому и мегебскому языкам. Умер он в Тбилиси в 2004 году. Работники Боннского университета специально приехали в Грузию на его похороны и, сокрушаясь, говорили, что с его уходом кавказоведение много потеряло.


Из трех детей Омара Магомедова продолжателем кубачинских традиций стала только дочь Манаба. 'Александр тоже умел гравировать, но не увлекался этим, - вспоминает она. - А мне это было интересно:'. Отец умер рано, и первым учителем Манабы стал Абдулжалил Ибрагимов - известный мастер, удостоенный Золотой медали на Парижской выставке 1937 года, участник многих других выставок. Он был близким другом отца Манабы и в 1938 году приехал навестить ее семью в Тбилиси. После совместного похода в музей он заметил интерес девочки к ювелирному делу, нарисовал ей несколько образцов кубачинского орнамента и дал задание: до следующего возвращения вырезать такие узоры из бумаги. Потом ее учителями были замечательный знаток Дагестана и дагестанской культуры Рене Шмерлинг, художники Ладо Гудиашвили, Давид Цициашвили:

Несмотря на разговоры о том, что дело это не женское, Манаба отправилась в Кубачи, учиться у мастеров созданной к тому времени ювелирной артели. Первая такая поездка состоялась в 1944 году: у Манабы не было специального пропуска, нужного в военное время, и в поезде она забралась на верхнюю полку, где пролежала всю дорогу, боясь шелохнуться, чтобы ее не заметили. Эта поездка только подогрела ее интерес к кубачинскому искусству, и в дальнейшем она при первой же возможности старалась выбраться в Кубачи, чтобы учиться ювелироному мастерству. Известнейший мастер Гаджи Кишев, которому она приносила свои работы и смотрела, как работает он, время от времени говорил: 'Если бы твой отец был жив, что бы он подумал, что бы он сказал, видя, что ты сидишь здесь среди мужчин?' То же самое говорила и мать, но Манабу эти слова не остановили.

Добиться признания оказалось непросто. Замыкаться в рамках традиционного ювелирного искусства Грузии или Дагестана Манаба, выросшая на стыке двух культур, не собиралась. Пыталась найти что-то свое, изменить привычный узор, украсить традиционное изделие новым орнаментом:

- Повторять не трудно, - говорит она сейчас. - А вот придумать что-то свое очень сложно: Расул Алиханов и Гаджибахмуд Магомедов (известные кубачинские мастера) создавали свои орнаменты, а сейчас большинство в основном повторяет старое:

Несмотря на то, что ее ранние работы ближе всего к кубачинским образцам, они не похожи на 'общепринятые' изделия большинства художников, и на первых порах их не понимали, не принимали и не выставляли ни в Махачкале, ни в Тбилиси. И в Дагестане, и в Грузии повторяли: 'Это не наш орнамент'.

- Но ведь нет ни одного 'чистого' орнамента, - говорит Манаба. - Основы любого орнамента можно найти в по всему миру: Я тоже сделала несколько работ в традиционном стиле, чтобы показать, что я могу так работать, а дальше работала по-своему: Если бы я жила в Кубачи, то, наверное, работала бы в том же ключе, что и мои земляки, но, оказавшись в Грузии, я не могла не использовать все возможности, которые давали мне обе культуры.

-Когда закончишь одну работу, сразу принимаешься за другую, потому что никогда не получается сделать все так, как хочется. Снова надо искать новое:. Это очень сложно, но интересно:

Кроме регулярных поездок в Кубачи, была учеба в Тбилисской Академии художеств, были поездки в Москву - на курсы граверов по металлу и на общую стажировку в Высшее художественно-промышленное училище, завязались контакты со специалистами Эрмитажа. Профессора 'строгановки' (ныне - высшее художественно-промышленное училище) Федора Мишукова, заведующую отделом Востока Эрмитажа Камилу Тревер, сотрудника Музея этнографии Евгению Студеницкую - Манаба также считает своими учителями. Свою жизнь в то время она называет очень трудной и очень интересной и добавляет: 'Мне повезло, что я много общалась с московскими и ленинградскими художниками и искусствоведами'.

В своем творчестве Манаба Магомедова опирается на исторически сложившиеся традиции златокузнецов и чеканщиков Кавказа, но идет дальше, обогащая их, внося свежие и неожиданные решения в устоявшиеся представления о форме и композиции, орнаментике. Она много экспериментирует в разных техниках, возрождает некогда распространенные, но забытые техники (например, техника перегородчатой эмали). В её работах находят применение все виды обработки серебра и других металлов (монтировка, гравировка, чернение, инкрустация, насечка, чеканка, ковка, филигрань), а также различные виды художественной эмали (перегородчатая, выемчатая, сканная, живописная). Мастерски владея разнообразными техниками и каждый раз варьируя их, художник добивается воплощения идейного замысла, гармонии и красоты, что делает её работы подлинными произведениями искусства.
Диапазон работ Манабы Магомедовой необычайно широк: украшения (браслеты, кольца, ожерелья), оклады книг, утварь (кувшины, блюда, пиалы, кубки), оружие, декоративные люстры больших и малых форм. Её работы экспонировались на более ста престижных выставках, она представляла страну на международных симпозиумах и семинарах. Персональные выставки художника прошли в Москве, Махачкале, Тбилиси, Яблонец-над-Нисоу (Чехия), Рангуне, Алжире, Будапеште, Секешфехерваре (Венгрия), Стамбуле. Её работы отмечены наградами разных стран, она удостоена золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР.
Произведения Манабы Магомедовой хранятся в 16 музеях страны (Государственный исторический музей, Оружейная палата, музей искусств Востока, музей этнографии в Санкт-Петербурге и других), музеях Грузии (Национальный музей Грузии, музей декоративно-прикладного искусства, музей искусств Грузии), музее А.Дюрера в Германии и в других зарубежных музеях и частных коллекциях.

Творчеству Манабы Магомедовой посвящены книги, буклеты, альбомы, комплекты открыток, календари, она единственный художник на Северном Кавказе, чьё творчество исследовано в иллюстрированной монографии, вышедшей в издательстве 'Советский художник' в Москве (1982 г., тираж 20000 экз.). Её имя вошло в ряд энциклопедий: 'Искусство стран и народов мира', 'Шамиль', '2000 лет христианству'.

Манаба Магомедова - автор книг 'Я - кубачинка', 'По следам традиций', 'Узоры жизни', 'Резец златокузнеца', о ней сняты документальные фильмы 'Я - кубачинка' (Северокавказское ТВ), 'Монолог' (РГВК 'Дагестан').
Нажмите, что бы увеличить картинку до 944 X 1109 55.0 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 874 X 768 239.2 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 350 X 636 108.2 Kb

edit log

kvantun
-- 10-11-2014 11:12    

Гимбатов Базарган Гимбатович


Орнаменты мастера Базаргана

Великий поэт, ученый и мыслитель средневековья Омар Хаям писал: 'Счастье по воздуху не летает, усидчивым трудом его надо найти'. Именно словом, настойчивым трудом и щедрым талантом, полученным от Всевышнего, счастливым человеком стал Базарган Гимбатов из известного аварского селения Гоцатль.

Когда я сказал одному гоцатлинцу, что хочу написать очерк о Базаргане, тот спросил, знаю ли я, что Гимбатов является потомком знаменитого наиба легендарного имама Шамиля. Я этого не знал. Спросил у сына Базаргана Магомедрасула. Это подтвердилось: основоположником рода Гимбатовых был Большой Худанат. У него было три сына: Магомед (знаменитый наиб), Гимбат и Гасан. Внук Худаната-Гимбата сын Мугума, его сын, названный в честь дедушки Гимбатом, являлся отцом Базаргана.
Дедушка Базаргана по материнской линии Нуралиев Алибек был известным мастером резьбы по камню. В Гоцатле говорили, что самый крепкий камень Алибек тесал как горский сыр. В основном он изготавливал надгробные памятники. В 1892 году между двумя гоцатлинскими тухумами - Саидовским и Залбеговским - вспыхнула война. В этой кровопролитной войне были убиты Саидов Осман и Гаджиев Магомед. На надгробные плиты, которые им изготавливал мастер каменных дел Нуралиев Алибек, с восхищением смотрят все, кто проходит около гоцатлинского кладбища. Отец Базаргана Гимбат был известным всем в гоцатлинской долине столяром и искусным садоводом.
От дерева таланта, мастерства и ремесла своих предков хоть одну ветку должен был унаследовать Базарган, это сама природа так повелела: в крови, в генах - это наследственный фактор. Есть народная пословица: вода находит свое русло, а человек когда-нибудь, рано или поздно попадает в свое основное ремесло, он находит дело всей жизни.
Но к своей основной профессии Базаргана привела крутая, извилистая дорога. В год начала Великой Отечественной войны он закончил семь классов сельской школы и пошел работать бондарем на Гоцатлинский фруктовый завод. Молодого бондаря направляли в такие же заводы, которые открывали в селах Магли и Голотль. Таким трудом зарабатывал на жизнь юноша. По возможности продолжил учебу и пока не отгремели бои на фронтах успел закончить девять классов.

С давних пор Гоцатль славился своими зажигательными танцами. От предков и Базарган получил в наследство умение виртуозно танцевать, ценил этот талант. Используя свой природный дар, он устроился работать инструктором Хунзахского районного дома культуры и был признан одним из лучших танцоров Дагестана. Через некоторое время его назначили директором этого учреждения культуры. Но он одновременно работал и столяром.

Базарган говорил, что мужчине легче всего носить старую одежду и имя подлеца. В изношенной одежде человеку не страшно жить в пыли или попасть в грязь. А кто оседлал коня подлости, тот ни о чем не думает. Человеку знаменитого рода Худанатова Магомеда, чье геройство и мужество через сто лет служит примером подрастающему поколению, совершить малейшую подлость было равносильно лечь в могилу. В работе Базарган проявлял ответственность, на руководящей должности организаторские способности, везде и всегда держал свое слово, был верным ему. Когда его назначили директором районного дома культуры, руководители района вызвали его к себе и объяснили, что район по разным показателям передовой в республике, но по художественной самодеятельности не преуспел. Молодой директор дал слово, что в этой части скоро район будет знаменитым. Под руководством Базаргана Гимбатова в далеком 1957 году коллектив художественной самодеятельности Хунзахского района занял первое место на республиканском фестивале. Но, как оказалось позже, танцы были увлечением, а по настоящему серьезным делом Б.Гимбатов стал заниматься в 1959 году, когда он перешел работать в артель народного промысла, открывшуюся в родном Гоцатле, ставшую позже художественным комбинатом.

В своей давнишней статье о Базаргане Гимбатове народный поэт Дагестана, журналист Магомед Исаев писал об одном случае, который произошел с Б. Гимбатовым, когда тот учился в четвертом классе:
'Когда Базарган рисовал на уроке рубль, с поличным поймал его учитель Мухадин. Сходство рисунка и оригинала поразило Мухадина, и он решил проверить, смогут ли другие отличить творение его ученика от настоящего рубля, и купил хлеб в магазине за рисунок Базаргана. Продавец, не сомневаясь, принял фальшивый рубль'.

Одноклассники Базаргана рассказывают, что после этого случая Мухадин поручил своему любимому ученику оформить и выпустить стенгазету для школы. После, когда он перешел в девятый класс, по указанию директора в школе был организован стенд рисунков ученика Базаргана Гимбатова. На стенде самым удачным считался нарисованный им красками рисунок 'Принятие в пионеры'.

Хотя по работе, по жизни разные повороты случались, во владении рисунком Базарган неизменно шел вперед. Он затем часто говорил, что не помнит время, когда не рисовал. В том детстве, особенно в селах, не было разноцветных карандашей, красок, их достать было невозможно. Рисовал кусками угля на стенах, на пыльном полу, везде, где было удобно рисовать.

Если с семилетнего возраста в руки не брать штихель, то хорошим мастером по изготовлению изделий из серебра и золота не станешь, говорили гоцатлинские умельцы. Причиной для этого была, наверное, преемственность ремесла: отец передавал штихель своему сыну, тот своему наследнику и так далее:

Но Б.Гимабатов своим примером доказал, что этим словам можно и не поверить. Работу, которую он выполнял беспрерывно в течение оставшихся лет своей жизни, Базарган начал в апреле 1959 года, в возрасте 31 года.
В то время директором артели народного промысла, открытого в Гоцатле, был Магомед Джамалудинов, он и взял Базаргана к себе на работу. Б.Гимбатов рассказывал, что тогда ему в месяц платили 28 рублей. В артели изготовляли не только художественные изделия из серебра и золота, там был и цех по ковроткачеству. Изготовлением узоров и эскизов для этих ковров занимался Базарган. В это время гоцатлинские ковровщицы ткали большой ковер с изображением портрета народного поэта Дагестана, лауреата Сталинской премии Расула Гамзатова. Ковер, сотканный по эскизам и рисункам Базаргана Гимбатова, получился шедевром горского искусства. В последующие годы этот ковер передали в Дагестанский музей изобразительного искусства.

Конечно, в то время Базарган брал в руки и штихель мастера по изготовлению художественных изделий из серебра и золота. К концу 1959 года, в самом начале работы Базаргана в артели народного промысла, он изготовил серебряный браслет. Можно сказать, что качество браслета не уступает изделиям, изготовленным руками многоопытных мастеров. Браслет молодого ювелира приобрел Государственный музей искусства народов Востока в Москве для своих экспозиций. Мастер его изготовил, используя орнаменты, выполненные его дедом Алибеком Нуралиевым на надгробных памятниках.

Будет правильно сказать, что известность к Базаргану Гимбатову пришла сразу. Его работы стали не только украшением республиканских, Всесоюзных, но и международных выставок в Мехико, Осаке, Загребе, Париже, Монреале, Нью-Йорке. Ему были присвоены высокие почетные звания: 'Заслуженный работник прикладного искусства ДАССР', 'Заслуженный художник РСФСР', он лауреат Государственной премии РФ имени И.Репина.

Если сказать образно, Базарган стал большим мастером по переплетению 'песни орнаментов', творцом нового направления рисунков и узоров на изделиях из золота и серебра. Особенно это выражается в сосуде, которому мастер дал название 'Гоцатль'. Здесь он использовал новый способ загадочного переплетения желтого и зеленого цветов и раскрыл свой орнаментальный почерк. Благодаря этому почерку в искусствоведении появился термин 'Орнамент Базаргана'.
Об оригинальном мастерстве гоцатлинского мастера по созданию 'песни орнаментов' рассказывают сотни изготовленных им изделий.

Как говорили предки, художник был не только мастером с 'золотыми руками', но он знал себе цену, с молодости берег честь и достоинство, был хорошим организатором и настоящим педагогом, щедрая натура позволяла ему иметь множество учеников. 23 года своей жизни Базарган отдал 'Гоцатлинскому комбинату художественных изделий'. Здесь он работал главным художником, главным инженером и 15 лет его директором. В эти годы он создает наиболее значительные произведения, среди них крупные формы: сервизы, вазы, кумганы, которые стали событием в художественной жизни нашей республики. Несколько лет Б.Гимбатов работал преподавателем художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического института (ныне университета). В те же годы представителем искусства Советского Союза, культуры Дагестана он побывал на выставках в Турции, Алжире, Загребе.

Он был истинным патриотом своей Родины и народа, заботливым семьянином, настоящим горцем, который оставил добрый след в сердцах многих людей.
Шарапудин Султанов


Нажмите, что бы увеличить картинку до 713 X 1024 275.7 Kb
Гимбатов Базарган Гимбатович
Нажмите, что бы увеличить картинку до 600 X 900 384.5 Kb
Памятники работы его деда Нуралиева Алибека

edit log

kvantun
-- 25-11-2014 22:59    

Евгений Юрьевич Голик

Евгений Голик родился 25 ноября 1963 года в Махачкале. Окончил художественно-графическое училище им. Джемала. Произведения автора находятся в фондах Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, в частных и корпоративных коллекциях России, США, Швейцарии, Кипра, Италии, Германии и Испании.


Нажмите, что бы увеличить картинку до 560 X 420 25.3 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 560 X 420 37.0 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 600 X 288 39.5 Kb

edit log

kvantun
-- 6-12-2014 19:59    

Апанди Магомедов

Апанди Магомедов родился 6 декабря 1956 г., Махачкала
1976 окончил ДХУ им. Джемала, Махачкала
1984 окончил Московский текстильный институт, Москва
Член СХ РФ, Член СД РФ. Заслуженный художник Дагестана, Лауреат республиканской
премии МК РД им. Джемала в области изобразительного искусства 1996 г.
Произведения автора хранятся в ГЦСИ (Москва), ДМИИ им.Гамзатовой (Махачкала), частных и корпоративных коллекциях России и зарубежом.

Нажмите, что бы увеличить картинку до 1000 X 662 191.7 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 1000 X 662 287.5 Kb Нажмите, что бы увеличить картинку до 650 X 474 324.8 Kb

edit log

kvantun
-- 20-12-2014 20:56    

Нажмутдин Самурский во главе красных джигитов на фоне Шалбуз-дага
Нажмите, что бы увеличить картинку до 901 X 1000 374.3 Kb
kvantun
-- 24-12-2014 22:25    

Альберт Захарович Хаджаев

Альберт Хаджаев родился 24 декабря 1937 году в г. Буйнакск. После
окончания 7 классов, поступил в Буйнакский финансовый техникум по
специальности инспектор госдоходов, который окончил в 1957 году.
С 1962 года работал художником-рекламистом в кинотеатре 'Темп', ныне
'Дружба'.

Хаджаев Альберт окончил факультет живописи в мастерской профессора
К.Б. Санадзе Тбилисской государственной академии художеств. Вернулся в
Дагестан, погрузился в творческую и преподавательскую работу в
художественном училище им. М.-А. Джемала.

Участвует в республиканских, зональных и всероссийских художественных
выставках. За творческие успехи в 1985 году был принят в члены Союза
художников СССР.

Первые живописные работы художника 'Дочь Фатима', 'Старая медь',
'Барият' привлекли внимание художников, искусствоведов и любителей
искусства и отмечены зональным выставочным комитетом 'Советский Юг', в 1984 году.

Говоря о живописи Альберта Хаджаева, нельзя не сказать о работе как
художника-графика, книжного графика. Художником оформлены более 200 книг дагестанских, российских, зарубежных авторов.

Среди них - 'Мой Дагестан' Р. Гамзатова, 'Наша сила' С. Стальского,
'Цветок в снегу', 'Щаза из Куркли', 'Ирчи Казак', 'Избранное', 'Мир Вам' Ю. Хаппалаева, 'Вечная весна' М.-З. Аминова, 'Цена любви' Г.-Б. Багандова, 'Огонь крови' А. Мудунова и другие.

В творчестве художника особое место занимают выполненные в
совершенной технике натюрморты: это философское осмысление предметного
мира 'Старая медь', 'Торжественный натюрморт'. Он видит в старинных
предметах быта целую жизнь поколений, приглашает нас любоваться красотой и совершенством их форм и красок.

А.З. Хаджаев - Заслуженный художник.
В 1999 году включен в каталог художников мира.

Нажмите, что бы увеличить картинку до 678 X 818 105.5 Kb
Балхарка

Нажмите, что бы увеличить картинку до 360 X 480 27.9 Kb
имам Шамиль

edit log

kvantun
-- 25-12-2014 19:13    

Галина Павловна Конопацкая

Галина Павловна Конопацкая родилась 25 декабря 1911года в Киеве в семье преподавателя гимназии.

В 1930 году поступила в студию художника М. В. Леблана.

В 1934 -1941 гг. училась в Московском институте изобразительных искусств им. Сурикова у преподавателей: И.Э. Грабаря, Д. Моора, К.Н. Истомина, В. А. Фаворского, Л А. Бруни ,Л. Лапина, П. Павлинова

В 1941 году - эвакуирована в Елабугу, где работала в музее им. Шишкина, и в бригаде художников-плакатистов при Елабужском райкоме партии.
В 1943 году - возвратилась в Москву, где работала в Московском издательстве 'Советский график' в эстампной мастерской над серией сказок в цветной автолитографии.

В 1946 году - училась у С. Образцова на курсах при театре кукол.
В 1947 году - становится членом Московского Союза художников.
В 1947-1955 гг. - едет на крайний север, в Магаданскую область, где работает в кукольном театре.

В 1955 г переехала с семьей в Дагестан г. Махачкалу.
:С 1955 г. и вплоть до 1989 г. Г. П. Конопацкая много работает, ездит по республике, работает в Дагестанском книжном и учебно-педагогическом издательстве по оформлению книг, участвует во всероссийских и республиканских выставках.

kvantun
-- 30-12-2014 23:18    

Магомед Казиевич Джамалудинов

Магомед Казиевич Джамалудинов (30 декабря 1928, с. Аракани, Унцукульский район, Дагестанская АССР, РСФСР - 17 марта 2014) - российский мастер декоративно-прикладного искусства, Народный художник Российской Федерации.

Магомед Казиевич Джамалудинов родился 30 декабря 1928 года в ауле Аркани, Унцукульского района Дагестана.
С 1944 г. работал учителем младших классов в Кахибском районе, директором Зиранинской начальной школы Унцукульского района, затем Новомехельтинской и Гимринской средних школ, инспектором Унцукульского района.
С 1955 г. занимался декоративно-прикладным искусством. В 1958 г. он создал и бессменно руководил художественным комбинатом в Гоцатле. Уже опытным мастером окончил отделение художественной обработки металла Московского технологического института, освоил сложную и изысканную технику филиграни, которая стала одной из ведущих в его творчестве. В 1970-х гг. участвовал в организации художественно-графического факультета ДГПИ, долгие годы преподавал и был директором художественного училища им. М. Джемала.
За годы творчества мастером было создано более 800 авторских изделий. Его уникальные работы находятся в самых известных музеях России - Оружейной палате Кремля, Государственном Русском музее и многих других.

Ему были присвоены почетные звания 'Народный художник Российской Федерации', 'Заслуженный художник Российской Федерации', 'Заслуженный деятель прикладного искусства ДАССР'.
Был награжден орденом 'За заслуги перед Республикой Дагестан'.

Скончался 17 марта 2014 года.

Ювелир из Гоцатля

Дагестан - древняя страна гор, языков и ремесел, среди которых особое место всегда занимало ювелирное дело. Одетое в серебро и золото парадное оружие, удивительные по красоте женские украшения создавались в Кубачах, Кази-Кумухе, Гоцатле, Казанище, Чохе, Ругудже.
Селение Гоцатль Хунзахского района - один из старинных центров традиционного ювелирного мастерства в Дагестане. Здесь издавна развивались такие виды ремесел как изготовление медночеканных изделий, ювелирное дело и оружейное производство. Мастера-серебряники Гоцатля достигли подлинного совершенства в изготовлении серебряных мужских наборных поясов, газырей, в художественной отделке серебром и чернью кинжалов, шашек и кремневых пистолетов, не говоря уже о традиционных женских украшенях - всевозможных подвесок, браслетов, колец, серег, украшенных черневым узором, зернью, накладной филигранью, инкрустированных полудрагоценными камнями или цветным стеклом.
Наш современник Магомед Казиевич Джамалутдинов является потомком мастеров оружейного и ювелирного дела из Гоцатля и внуком прославленного волшебника 'аварского серебра' Магомеда Газиева. Впервые пятилетним ребенком взял он в руки ювелирный инструмент - шило, специально сделанное для него знаменитым дедом, и начал постигать азы мастерства. Прошло немало времени прежде, чем Магомед Казиевич полностью посвятил себя ювелирному ремеслу. Пройдя путь от учителя младших классов до директора школы, он в 1955 году оставил педагогическую деятельность, чтобы вписать и свое имя в историю народных ремесел Дагестана.
С 1955 по 1958 год М.К.Джамалудинов работал мастером-ювелиром сначала в Орджоникидзе (Владикавказ), затем в Тбилиси. С 1958 по 1964 - он создал и бессменно руководил сначала артелью, а затем художественным комбинатом в Гоцатле. Начав работу в маленькой мастерской с 10 учениками, М.К.Джамалудинов за короткий срок сформировал многопрофильный коллектив в 200 человек и создал все необходимые условия для работы и творчества.
Уже будучи опытным мастером М.К.Джамалудинов принял решение и на пять лет покинул Дагестан, чтобы продолжить учебу на отделении художественной обработки металла Московского технологического института. Благодаря своему другу и наставнику, потомственному русскому ювелиру А.В.Ефимову здесь он, познакомился со сложной и изысканной техникой филиграни, которая стала впоследствии у мастера одной из ведущих в творчестве. Он один из родоначальников современного направления филигранного искусства в Дагестане. Филигранное мастерство Джамалутдинова отличается ярким национальным характером, четкие рациональные мотивы сочетаются с изящной ажурной филигранью. Новаторские открытия М.К.Джамалудинова в технике и технологии филиграни довели до совершенства изящество форм, тонкость и поэзию ажурного кружева из золотой нити.
Джамалутдинов понимает свое призвание очень широко - творить, учить, передавать, сохранять богатое наследие прошлого. Он участвовал в создании художественно-графического факультета ДГПИ в Махачкале, долгие годы преподавал и был директором художественного училища им. М.Джемала. Значительным событием стала организация Джамалутдиновым Махачкалинского художественного комбината, который он до сих пор возглавляет. На комбинате создана подлинная школа традиций ювелирного дела Дагестана, здесь Магомед Казиевич воспитал, научил своему тонкому ремеслу более трехсот одаренных юношей и девушек; открыл им секреты художественного литья, гравировки, черни, филиграни. Организация сложных процессов производства, преподавание, общественная деятельность, работах в иных сферах искусства были для Магомеда Казиевича ,человека талантливого и энергичного своеобразным дополнением, фоном к основному делу его жизни - ювелирному искусству, где он воплощает свои мысли, идеи, мастерство.
За свою долгую и плодотворную жизнь Джамалутдинов создал немало подлинных произведений искусства от ювелирных -- до живописных и скульптурных. Его рукам подвластны практически любой материал, любая техника. Он в совершенстве овладеет всеми традиционными ювелирными техниками: гравировкой, чернью, позолотой, филигранью, эмалью, чеканкою, резьбой по камню и кости, штампом, оксидировкой. Его можно назвать истинным творцом "души" и "тела" изделия. Мастер творчески экспериментирует в композиционных и орнаментальных решениях, ему удалось восстановить исконно народные, забытые технологии и приемы работы с благородными металлами. Часто, беря за основу изделия традиционно дагестанскую форму - кубачинский браслет, гоцатлинский кувшин, в плане декоративного их решения он подходит новаторски и смело, используя элементы и приемы композиции различных художественных стилей: барокко, рококо, модерна.
Более 800 изделий из драгоценных и благородных металлов сотворено чудотворными руками "мастера серебряных дел" ("арцул устара"). Наиболее значительная коллекция работ М.К.Джамалутдинова представлена в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой и ряд изделий - в Дагестанском государственном историко-архитектурном объединенном музее им. А.А.Тахо-Годи в Махачкале. Также многие уникальные работы мастера представлены в собраниях лучших музеев России - Оружейной палате Кремля, Русском музее, Музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Юбилейная персональная выставка в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства является еще одним признанием таланта и мастерства Народного художника России Магомеда Казиевича Джамалутдинова.

Дагирова Джамиля
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой




Нажмите, что бы увеличить картинку до 480 X 380  32.9 Kb

kvantun
-- 7-1-2015 14:00    

Муэтдин-Араби Джемал

Муэтдин-Араби Джемал родился 7 января 1900 года.

Дед Джемала был одним из наибов имама Шамиля, а его отец, Абдулмажид, считался лучшим джигитом Дагестанского конного полка. Родился он в высокогорном дагестанском селении Карата. Жили там небогато, и вместе со своим братом Нажмутдином Абдулмажид решил отправиться на заработки в Предгорный Дагестан. В Верхнем Казанище понравились молодые работящие ребята, джамаат села их принял. Братья нанялись на работу к богатому землевладельцу Таштемиру. Вскоре они построили себе дома, обзавелись хозяйством. Там Абдулмажид и познакомился с дочерью хозяина по имени Разият, которая в последующем стала его женой. Таштемир был рад породниться с хозяйственными братьями и выдал за них замуж своих дочерей. У Абдулмажида и Разият родилось девять детей, но, молодые и разносторонне одаренные, они быстро уходили из жизни. 'Когда мой отец увлекся живописью, к Абдулмажиду домой пришли представители джамаата села и потребовали, чтобы он запретил сыну заниматься рисованием, так как это запрещает Коран и не поощряет Аллах. На это мой дедушка ответил: 'Не говорите мне об этом и не ссылайтесь на Аллаха. Он забрал у меня трех молодых сыновей и трех дочерей, и у нас осталось только трое - Муэтдин-араби, Джамал и Умратиль. И пусть они занимаются, чем хотят'. Так отец стал художником'. Из воспоминаний его сына

Скончался 3 июля 1960 года
Нажмите, что бы увеличить картинку до 437 X 304 145.7 Kb

Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 205 14.4 Kb
Сбор персиков

Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 361 20.1 Kb
Сирень

Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 413 19.0 Kb
Зима в Анди

Нажмите, что бы увеличить картинку до 300 X 437 20.3 Kb
Портрет Сулеймана Стальского

edit log

kvantun
-- 14-1-2015 14:11    


kvantun
-- 19-1-2015 20:24    

Муратчаев Абдул-Вагаб Шамсулвараевич

Муратчаев Абдул-Вагаб Шамсулвараевич родился 19 января 1924 года, место рождения: п. Тарки г. Махачкала

Один из первых дагестанских художников пром-графики. Работал художником-оформителем.
1952 г. - художник и художественный редактор в "Дагестанской правде".
1959-67 гг. - 1984-85 гг. - директор Дагестанского отделения художественного фонда РСФСР.
1959 г. - начало творческой деятельности.
1969 г. - член Союза журналистов.
1972 г. - присвоено звание заслуженный деятель искусств Дагестана.
1996 г. - Член Союза художников России.
Автор Флага Республики Дагестан.

Член Союза художников и журналистов России, заслуженный деятель искуств, участник и лауреат многих республиканских и зональных выставок. Его графические работы оценены в Москве, Ленинграде, в Азербайджане, Каракалпакии, Прибалтике.



Нажмите, что бы увеличить картинку до 200 X 267  40.5 Kb

kvantun
-- 3-2-2015 23:43    

Мусаев Абдулзагир Бозгитович

Родился 03.02.1951 г. в г. Хасавюрт (Дагестан). Живет и работает в г. Махачкала (Дагестан)

Член-корреспондент Российской академии художеств (Южное региональное отделение 2012). Заслуженный художник Российской Федерации (1997). Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан (1992). Член Экспертного художественного Совета Министерства культуры, Комиссии по государственным премиям Республики Дагестан. Орден Дружбы (2011). Награжден Почетной грамотой Министерства просвещения России (1986). Лауреат государственной премии Республики Дагестан (1999). Лауреат государственной премии Республики Дагестан (2011).

Член Союза художников СССР и России (1983). Член Союза театральных деятелей России (2002). Член правления Союза художников Дагестана.

Окончил Ленинградский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. (Мастерская монументальной живописи А. А. Мыльникова) (1973-1979). Творческая мастерская монументальной живописи Академии художеств СССР под руководством А. А. Мыльникова (1979-1982).

Основные произведения
Монументальная живопись: 'Театр' (12 гобеленов). (2000-2002). Кумыкский муз. драм. театр. Махачкала. Росписи Свято-Успенского кафедрального Собора. (2004-2006). Росписи в фойе Аварского театра (в соавторстве) (Махачкала 1984). Создание Государственного герба Республики Дагестан (в соавторстве 1994).

Станковая живопись: 'Эпитафия'. (1989). 'Буйволы на снегу' (1987). 'Элегия' (1990). '17 век. Шавхалы. После междоусобиц' (1996). 'Гейша'. (2007). 'Пророк'. Триптих. (2011). 'Охота на барса' (2012).
С 1991 года сотрудничает с театрами республики и является автором эскизов декораций и костюмов к 13 постановкам.

Профессор живописи (1996). Преподаватель рисунка. (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1979-1982.) Заведующий кафедрой живописи.( Дагестанский государственный педагогический университет. Профессор с 1983 по настоящее время).
Нажмите, что бы увеличить картинку до 512 X 512 52.5 Kb

Нажмите, что бы увеличить картинку до 640 X 480 100.2 Kb
Белые скалы


Нажмите, что бы увеличить картинку до 600 X 350 93.3 Kb
Шавхалы. 17 век. После междоусобиц

edit log

  всего страниц: 5 :  1  2  3  4  5 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 В Москве знаменитый художник изнасиловал студентку МГУ Криминальные сводки
 Кто-нибудь щитает Илью Глазунова великим художником? Для свободного общения
 Из истории Кавказа 

  Guns.ru Talks
  Дагестан
  Художники о Кавказе ( 3 )
guns.ru home