Ножи от WHS частенько встречаются на барахолке, а вот отдельной темы не нашел. Поэтому, встречайте:
William Henry Studio
Часть 1. Для начала краткая информация о самой фирме, ну и несколько фото для первого поста: Компания WHS была зарегистрирована в США в 1997 году. Именно тогда никому еще не известный мастер по изготовлению ножей Мэтью Уильям Конабл встретил своего партнера - Майкла Генри Хонака, который поверил в мастера и вложил в его работу первые инвестиции. Соответственно, название компании 'William Henry' - это не какой-то конкретный человек, а просто результат сложения вторых имён основателей. Однако, в 2013 году сотрудничество Конабала и Хонака было прекращено. На данный момент всеми делами компании занимается только Конабл. Особенностью всех работ компании является уникальный, удивительный подход к производству ножей, который, по сути, можно назвать искусствоведческим. Досконально изучив историю и теорию ювелирного искусства, мистер Конабл выбрал наиболее интересные техники, которые возможно было бы использовать в оформлении ножей, и занялся поисками лучших исполнителей по всему миру. Так, например, детали с использованием древнеиндийской техники кофтгари, нашли своего создателя непосредственно в Индии. Теперь лучшие мастера кофтгари на родине техники изготавливают элементы для ножей WHS по заданному дизайну. По этой причине процент ручного труда в продукции William Henry огромен. Иногда, по заявлениям представителей компании, для создания одной сложной модели, требуется около 7 месяцев. В производстве одного ножа могут быть задействованы более 30 мастеров, выполняющих в сумме порядка 800 операций. Подробная информация о некоторых техниках, используемых в работах мастерской - в следующих постах.
UPD
Обзор B12-CopperButte (здесь также некоторая информация про сертификат соответствия и проч.):
Обзор B10-Emperor's Dragon (просто редкий и классный экземпляр, созданный по мотивам древней символики китайской культуры):
Обзор ножа B05 - Rangi, созданного по мотивам легенды о сотворении мира народа Маори
Для изготовления основ рукоятей мастера William Henry, как правило, используют титан, нержавеющую сталь и сплавы алюминия. Например, из анодированного алюминия изготавливают рукояти ножей серий E6 и E10. А вот материалы накладок заслуживают куда большего внимания. И начать следует с дерева. Используются только редкие породы с интересными рисунками. Отбор очень тщательный. Среди наиболее частовстречающихся: - Кокоболо - экзотическое дерево, произрастающее лишь вдоль побережья Тихого океана от Мексики до Панамы. Разновидность палисандра. - Змеиное дерево - редкий материал, получивший своё название из-за оригинального рисунка, напоминающего кожу змеи. Дерево произрастает только в Центральной и Южной Америке и является одним из самых плотных и тяжёлых в мире. - Коа - дерево, произрастающее исключительно на Гавайских островах. Местные жители издревле применяли эту редкую древесину для изготовления лодок, каноэ и досок для сёрфинга, т.к. оно не восприимчиво к солёной воде. Отличительной особенностью Коа является глубина и трёхмерность рисунка. - Аризонское железное дерево - это дерево также называют пустынным, так как оно растёт только в пустыне Сонора, на американо-мексиканской границе. Пустынное железное дерево, как и другие разновидности этой древесины, тонет в воде, является очень плотным, прочным и тяжёлым. Этот материал отличает интересный цвет, необычная фактура, а также естественный блеск. - Чёрная пальма - называемая Пальмира, эта пальма растёт исключительно в Индии и Шри-Ланке. Основную особенность этой древесины составляет её структура - очень однородная, без годовых колец и лучей. Кроме того этот материал отличает высокая прочность и уникальный узор. Считается, что если оберегать Пальмиру от воды и огня, она прослужит вечно. - Кап американского клёна - один из любимых материалов William Henry для накладок. Сама разновидность этого клёна особой ценности не представляет. А вот кап, благодаря своей сложной фактуре, после обработки завораживает узорами и переливами цвета. - Виноградная лоза - пожалуй, самое оригинальное дерево, используемое William Henry, 35-летняя виноградная лоза сорта Пино-нуар.
Ниже - примеры использования Аризонского железного дерева (Фото 1) и черной пальмы (Фото 2)
Помимо редкой древесины, мастера William Henry славятся своей работой с ископаемыми материалами. На обработку некоторых у них даже получен патент. Но обо всем по порядку.
1. Зуб шерстистого мамонта - материал относится к эпохе 10 000 - 6 000 лет до н.э. Интересный рисунок и сложная фактура, с ярко выраженными полосами голубоватого и бежевого оттенка.
2. Ископаемый бивень мамонта, а именно его поперечный срез - также 10 000 - 6 000 лет до н.э. Отличается ярко выраженными линиями, напоминающими годовые кольца дерева. Как правило, имеет бежевый либо светло-коричневый цвет. Добывается бивень мамонта на Аляске и в Сибири, преимущественно из-под воды.
3. Ископаемая кость мамонта также добывается на Аляске и в Сибири. Отличается интересной структурой серо-коричневого цвета. Материал остаётся прохладным, даже если нож долго держать в руке.
4. Ископаемая кость динозавра, а если говорить точнее, Бронтозавтра - это самый древний на земле материал, используемый в изготовлении ножей. Материал был найден в пустыне штата Юта. Кость динозавра обладает интересным красно-коричневым цветом с ярко-красными вкраплениями.
5. Ископаемый бивень моржа - материал, который добывается на Аляске и в Гренландии. Компания William Henry сотрудничает непосредственно с Обществом Коренных Американцев Аляски, которые могут добывать бивни ископаемых моржей лишь в течение 2-3 самых тёплых месяцев в году. Возраст таких бивней - 6-10 тысяч лет. Как правило, после обработки цвет материала приобретает кремовый, изредка жёлтый оттенок. После добычи материала для его просушки требуется как минимум год. Затем бивень стабилизируется.
6. Ископаемый коралл - это как раз тот материал, на обработку которого у WHS получен патент. Очень хрупкий и сложный в первоначальной обработке, из-за правильной стабилизации он получает твердость искуственного камня. Геологи считают, что этим окаменелостям порядка 110 000 лет. Большая удача, что ископаемый коралл, используемый William Henry, был найден в карьерных шахтах Флориды, иначе все залежи были бы просто превращены в цемент.
Завершу рассказ о накладках перламутром, который мастера WHS нежно любят и много где используют.
Используется как обычный перламутр, с небольшим розовым отливом, так и золотой, у которого преобладает желтоватый оттенок. Иногда встречается также и чёрный - с тёмными переходами цветов и чёрными вкраплениями. При этом перламутр используется не только как полированная вставка, но и как холст для работы резчиков по перламутру (см. фотки)
Особого внимания также заслуживает редкая разновидность перламутра - абалон. Этот материал добывают у берегов Японского и Средиземного морей, на побережьях Тихого океана Новой Зеландии, а также у берегов Южной Африки. Отличительной особенностью абалона являются необычные переливы цвета от светло-зелёного и жёлтого до тёмно-фиолетового и почти синего. Рисунок очень впечатляющий.
Фото 1 - B06 - TAT с абалоном Фото 2 - B05 - Palisades с резьбой по перламутру
Спасибо за рассказ о фирме. И полезная информация о материалах. Я не совсем понял. Мастера со всего мира собраны на предприятии или части ножей для работы рассылаются по мастерам разбросанным по всему миру? Так же интересно почему фирма остановилась только на выпуске маленьких, костюмных ножей? Почему не идет в сегмент полноразмерных ножей? С учетом того что всю работу делают наемные рабочие к какому классу ножей можно отнести ножи WH - производства, мид-течь или кастомы?
Меня не миновало очарование ножей WH. Мне удалось найти один из старых "больших" ножей модели L20P
Нож был подарен Жене. ЕДС-ое использование потрепало его. Выпали перламутровые вставки но он по прежнему в деле. Чуть позже выложу фото его текущего состояния ....
Одна из самых вкусных частей ножей William Henry Studio на мой взгляд - техники декорирования, которые Мэтью Конабл и команда выискивали по всему свету. Удивительные и очень редкие работы на самом деле иногда просто потрясают.
Мокумэ-гане обычное
Древняя японская техника декорирования, появившаяся примерно в начале 17 века в префектуре Акита и изначально применявшаяся только для украшения самурайских мечей. В переводе с японского "мокумэ- гане" означает дословно "металл похожий на дерево". Используя медь, латунь и нейзильбер мастера Майк Сакмар и Тим Зоуад вручную выковывают 45 или 89 слоёв. В результате получаются 3 варианта узоров - "Кручение", "Обратное кручение" и "Капли дождя".
Волнистое мокумэ
Вот еще одна из запатентованных компанией William Henry техник, аналог классической японской техники "мокумэ-гане", но с "доработкой". Для получения уникального рисунка используется сплав в 55 слоёв из меди, нержавеющей стали и чистого железа, который в зависимости от температуры закалки и техники обработки даёт различные оттенки - от коричневого до голубого и сиреневого. Получаемый узор всегда представляет собой 'Волну'.
Резьба по стерлинговому серебру
Чистое серебро 999 пробы - это материал слишком мягкий для изготовления каких-либо функциональных предметов. Особенно непрактично его использование на ножах, которые могут использоваться с различной степенью нагрузки. Поэтому мастера WHS используют стерлинговое серебро - максимально чистый сплав, который дает возможность изготавливать практичные вещи. Минимальная проба для стерлингового серебра - 925, но обычно выше. Обычно резное серебро применяется William Henry для украшения рукоятей ножей, чаще всего больстеров, реже - в виде накладок. Резьбой по стерлинговому серебру для William Henry занимается один единственный мастер родом из Бали - Ли Дауни. (он же - единственный мастер, делающий для WHS резьбу по перламутру, о которой говорилось выше). Нередко дополнительно модели украшаются сапфирами и другими драгоценными камнями в обрамлении из 18-каратного золота.
Фото 1 - Использование обычного мокуме-гане Фото 2 - Волнистое мокуме - та самая запатентованная техника Фото 3 - резьба по серебро за авторством Ли Дауни Фото 4 - снова B05 - Palisades сразу же с резьбой по серебру и по перламутру работы все того же Ли Дауни.
Filatov_ei: Спасибо за рассказ о фирме. И полезная информация о материалах. Я не совсем понял. Мастера со всего мира собраны на предприятии или части ножей для работы рассылаются по мастерам разбросанным по всему миру? Так же интересно почему фирма остановилась только на выпуске маленьких, костюмных ножей? Почему не идет в сегмент полноразмерных ножей? С учетом того что всю работу делают наемные рабочие к какому классу ножей можно отнести ножи WH - производства, мид-течь или кастомы?
Меня не миновало очарование ножей WH. Мне удалось найти один из старых "больших" ножей модели L20P
Нож был подарен Жене. ЕДС-ое использование потрепало его. Выпали перламутровые вставки но он по прежнему в деле. Чуть позже выложу фото его текущего состояния ....
Здравствуйте!
Видел Вашу тему. Я, кстати, так и не понял, обратились ли Вы за гарантийным обслуживанием в WHS? У Вас модель какого года, кстати? Я так понимаю, это старое производство еще? С того времени многое у Генри поменялось. Они еще больше ушли в "лакшери"-сегмент.
По поводу мастеров - часть, конечно, работает в самой фирме - те кто могут. Остальные - нет. Например, заточку клинков для WHS производил ранее Кику Мацуда, а теперь его сын. Они живут в Японии и вот уже лет 10 сотрудничают с Генри. Ну и по аналогии. Просто господин Конабл пошел по правильному пути, я считаю. Представьте себе: вы - мастер, например, гравировки, с мировым именем. И работаете не только над ножами. Вас на работу приглашает ножевая фирма. А Вам уже далеко не 20, дом, семья, дети, и живете Вы в Новой Зеландии, к примеру. Конечно, Вы никуда не поедете. Конечно, фирма может найти кого-то и в своих краях. Но будет ли этот мастер лучше того, общепризнанного во всем мире? Далеко не факт. В таком случае логично просто найти очень крутого мастера и разместить у него заказ. Современные средства связи позволяют полностью контролировать его исполнение + у фирмы на ноже высококлассная работа известного гравировщика. Все в выигрыше! )
По поводу принадлежности работ от WHS к серийке: По-настоящему серийно у Генри сейчас выпускаются только 2 модели: E6 и E10. Вот, кстати, E10 - вполне полноразмерный нож. Остальные модели - очень и очень лимитировано. Есть вообще редкие предметы типа "one-of-a-kind", когда нож выпускается в единичном экземпляре. Есть коллекции из 5и ножей - только 5 одинаковых моделей. Есть 25, 50. Встречаются и "крупносерийные", если это можно так назвать. Но эта "крупнота" - ооочень относительная. Всего 100 или максимум 500 ножей. А главное - модель выпустилась в количестве 50 штук и больше никогда не повторится. То есть на планете всего 50, или 25, или 5 таких ножей - и всё.
Учитывая: а. Уникальность и неповторимость моделей б. наличие колекций из 1, 5 и 25-и моделей в. Огромное количество ручного труда в каждом отдельном ноже г. уникальный дизайн
я считаю WHS кастомными ножами
По поводу того, почему Генри не идет в сегмент полноразмерных ножей - я думаю, потому что им это не нужно. В Штатах, да и во всем мире полно производителей, выпускающих качественные крупные и среднеразмерные фолдеры. А таких как WHS много ли можно назвать? Они просто нашли свою нишу, и им там очень хорошо. Мало того, с недавнего времени WHS начали выпускать очень, между прочим, интересные ювелирные украшения для мужчин. Брутальные такие браслеты и проч.
Видел Вашу тему. Я, кстати, так и не понял, обратились ли Вы за гарантийным обслуживанием в WHS? У Вас модель какого года, кстати? Я так понимаю, это старое производство еще? С того времени многое у Генри поменялось. Они еще больше ушли в "лакшери"-сегмент. ....
Не стал обращаться в сервис. Просто снял вторую вставку и нож получился с каркасной рукоятью В каком году модель выпускалась не помню. Но купил я его в 2010г и на тот модель уже была снята с производства. Я думаю Владас ака Каро может помочь с определением года. С мастерами интересно выходит этакое транснациональное, трансконтинентальное производство. Нет сомнений, по крайней мере у меня, что в ножи вкладывается много ручного труда высоко квалифицированных мастеров. Но кастмоность ножа подразумевает участие в изготовлении ножа самого мастера с чьим именем ассоциируется эта модель. Как с этим у WH?
К стати о стерлинговом серебре. По мимо резьбы по такому серебру делается ли врезка других металлов в него (золото, медь и т.д)? И на сколько прочным выходит изделие, если такие работы делаются?
Filatov_ei: Не стал обращаться в сервис. Просто снял вторую вставку и нож получился с каркасной рукоятью В каком году модель выпускалась не помню. Но купил я его в 2010г и на тот модель уже была снята с производства. Я думаю Владас ака Каро может помочь с определением года. С мастерами интересно выходит этакое транснациональное, трансконтинентальное производство. Нет сомнений, по крайней мере у меня, что в ножи вкладывается много ручного труда высоко квалифицированных мастеров. Но кастмоность ножа подразумевает участие в изготовлении ножа самого мастера с чьим именем ассоциируется эта модель. Как с этим у WH?
К стати о стерлинговом серебре. По мимо резьбы по такому серебру делается ли врезка других металлов в него (золото, медь и т.д)? И на сколько прочным выходит изделие, если такие работы делаются?
Все модели можно ассоциировать с Мэтью Конаблом. Он создал все формы ножей, используемые под брендом WHS, придумывает все концепции, а также прорабатывает с мастерами каждую деталь нового ножа самостоятельно.
По стерлинговому серебру - я не видел врезки именно в серебро с резьбой. Есть инкрустация при гравировках, но это не то. Возможно, в одной из новых моделей появится, но я пока не встречал.
Древняя индийская техника насечки, использовавшаяся в основном для украшения катаров. В наши дни это почти забытое искусство гравировки сохранилось лишь в двух небольших деревнях Индии. Весь процесс осуществляется вручную и заключается в том, что на поверхность металлической иглой мастер наносит рисунок. После чего в образовавшиеся царапины укладывается золотая или серебряная проволока. Для изделий William Henry Studio используется 24х-каратное золото и стерлинговое серебро. Проволока простукивается специальным молотком. Затем изделие опускают в кипящий солевой раствор для получения глубокого коричневого цвета. После этого поверхность нагревают, затем снова обрабатывают специальным молотком. Финальным этапом является шлифовка белым пористым индийским камнем, агатовым порошком и очистка лимонным соком.
Ручная гравировка
Большинство узоров делается на титане, реже на нержавеющей стали. Это, пожалуй, один из самых дорогих видов декорирования, сложный и трудоёмкий. Каждая серия или отдельное изделие тщательно продумывается и оформляется гравировщиком вместе с Мэтью Конаблом, и на каждом ноже мастер наносит подпись своей рукой. Нередко для завершения композиции мастер инкрустирует отдельные элементы 24-каратным золотом. Наиболее часто ручной гравировкой занимаются мастера Форд Халлам, Джейк Ньювел и Эндрю Бигс.
Часть 7. Техники декорирования - 3. Родий и камни.
Родированный никель
На отдельных моделях ножей накладки на рукоять изготавливаются из родированного никеля. Родий - самый дорогой благородный металл в мире, которого в год добывают всего несколько тонн из за его редкости. В сочетании с большим количеством отборных драгоценных камней ножи с накладками из родированного никеля становятся по-настоящему блестящими.
Камни драгоценные и полудрагоценные
Хотелось бы особенно отметить ещё одну не маловажную составляющую каждого ножа, да и вообще каждой продукции компании William Henry - это драгоценные и полудрагоценные камни.
В ножах, как правило, инкрустируются только кнопка замка и шпенёк (но бывают и исключения). Каждый камень идёт в обрамлении из 18- или 24-х-каратного золота. В настоящий момент мастерами используются рубины и алмазы, бриллианты, спессартины и цитрины, сапфиры и шпинель, различные топазы, дымчатый кварц и даже аметисты. Ранее часто использовались орлиный и тигровый глаз, бирюза и опал.
На этом фоне выделяется, например, модель B06-Azure, родированная рукоять которой инкрустирована 176 сапфирами.
Инкрустация рубинами:
B06 Azure с родированным никелем и 176 сапфирами на рукояти
Самые простые серии William Henry E6 и E10 включают в себя по 10 моделей. Между собой эти серии отличаются лишь размером. Клинки этих ножей изготавливаются из высокоуглеродистой стали D2. Чтобы добиться матового чёрного цвета клинок покрывается износостойким карбидом вольфрама. Лишь 4 модели ножей серий E6 и E10 выпускаются без покрытия вольфрамом - 4, 5, 6 и 7. Модели E6-7 и E10-7 являются особенно интересными экземплярами, так как их невероятно сложно найти, ибо они больше не выпускаются. D2 на WHS подвергается великолепной термической обработке.
E10-2:
ZDP-189
Очень часто в своих ножах Мэтью Конабл использует знаменитую порошковую ZDP-189. Особый интерес представляют 'чёрные' клинки William Henry, на которых японская сталь ZDP-189 имеет алмазоподобное покрытие (DLC). Также встречаются модели, на лезвиях которых дополнительно присутствует 'Волновой' дамаск. Реже можно увидеть ножи, в которых лезвие изготавливается из трёхслойного пакета с ZDP-189 в центре.
Справедливости ради стоит отметить что ТО на цдп189 от Вильма Генри не хватает звёзд с неба. Рокс лучше, Алан ещё лучше. Мбш по рецепту Алана - отлично. Но хуже всех спай
Filatov_ei: В каком году модель выпускалась не помню. Но купил я его в 2010г и на тот модель уже была снята с производства. Я думаю Владас ака Каро может помочь с определением года.
Выпуск L20 прекратили в 2008 г. Сравнительно большие в серии были L20 и S09:
Заключительной частью по материалам хотелось бы рассказать про дамаски, так часто встречающиеся на всякой продукции Генри. Итак.
1. "Декоративные" дамаски
William Henry Studio используют два основных вида "декоративных" дамаска, которые выступают в роли обкладок для более твердого сердечника, образующего РК. - "Волнистый дамаск" - в основе ZDP-189, обкладки - дамаск из нержавеющей стали и нейзельбера. - "Медные волны" - запатентованная технология изготовления клинков WHS - в основе VG-5, обкладки - тот же самый волнистый дамаск, но с добавлением меди.
"Волнистый дамаск"
"Медные волны"
Эти дамаски не имеют авторов. А вот остальные дамаски я просортирую по именам тех, кто их для WHS изготавливает:
2. Авторский дамаск Майка Норриса
Руке этого мастера принадлежат два самых часто встречающихся вида дамаска - 'Капли дождя' и 'Гнездо шершня'. Оба рисунка Майк получает, используя стали Sandvick 19C27, 302 CC и D2. Твёрдость закаленого пакета составляет 58-60 HRc, а сам клинок обладает достойными нержавеющими свойствами.
"Капли дождя"
"Гнездо шершня"
3. Авторский дамаск Чеда Николса
Любимыми сталями мастера являются нержавеющие AEB-L и 304 Stainless. Именно из них он выковывает интересный рисунок 'Реактивный поток'. Также Чед делает весьма редкий углеродистый дамаск с рисунком 'X-Out'. В более старых моделях работе мастера принадлежало большинство разновидностей дамаска на лезвиях William Henry. Сейчас пока только эти два.
"Реактивный поток"
"X-Out"
4. Авторский дамаск Роба Томаса
Этот валлийский мастер на данный момент изготавливает для William Henry лишь дамаск с узорами 'Ёлочка' и 'Тайфун', для которых используются нержавеющие стали Sandvik 19C27 и 302 СС. А также наравне с тёзкой из штата Невада, Девином Томасом, изготавливает 'Матричный дамаск'. Оба мастера используют нержавеющие стали AEB-L и 304. Отличить работы мастеров на глаз очень сложно - вся разница в незначительных деталях. Так, например, рисунок Роба Томаса имеет более хаотичные линии.
"Елочка" на B06-TJHB
"Тайфун"
"матричный дамаск"
5. Авторский дамаск Роберта Эгерлинга
Этот мастер изготавливает уникальный мозаичный дамаск. Чтобы изготовить такой необычный узор Роберт Эгерлинг использует никель, а также стали 02, L6, 1080, 1084, 1095 и 15N20. Результат - порядка 300 слоев на готовом клинке.
Просто Серый: Здорово. Спасибо. Это вы сами пишете, или источники цитируете какие?
Да не за что. Ну это некая "компиляция" из опыта работы с брендом + переводов того, что нам присылают собственно сами WHS в ответ на наши запросы. Т.к. мы - официальные представители в РФ - повезло, что есть возможность такую информацию оперативно получать.
gucci4ever: Так чё, будет инфа? или в пресс-релизах такое не печатают?
А эта тема разве похожа на пресс-релиз?
Нет, конечно, WHS покупает у мастеров дамаск, а не они для Генри эксклюзивно делают. Это можно понять например из того, что на сайтах всех перечисленных выше авторов можно найти такой дамаск в свободной продаже.
Я, понимаю, валлиец - Раян Гиггс, он хоть живет на Туманном Альбионе, а в отношении Роба, живущего в Неваде, откуда такая историческая справка? А Девин уже не валлиец? А они не родственники, случаем? Дамаск называется Dot Matrix, его придумал именно Девин, как я понял.
Опять же, другие официалы пишут, что дамаск именно Девина, а не Роба, посмотрите сами.