Заточка режущего инструмента

О касуми и том откуда оно берется

Tras Krom 23-09-2010 20:18

А вот касуми от Watanabe


739 x 493

maple27 23-09-2010 20:43

quote:
А вот касуми от Watanabe

Как "кто-то" говорил учиться ,учиться...
Пойду медитировать до такого состояния........
Мотивация хороший допинг)

maple27 02-11-2010 21:16

Получил камень hazuya[ решил опробовать его в деле на Касуми.
Вот результат
click for enlarge 922 X 691 147,4 Kb picture
click for enlarge 860 X 645 143,0 Kb picture
Nikolay_K 12-11-2010 04:59

quote:
Originally posted by Tras Krom:

касуми от Watanabe

касуми от Nikolay_K :

forummessage/94/713


forummessage/94/713

Nikolay_K 22-07-2011 23:25

интересная дискуссия на ту-же тему
www.sawmillcreek.org


с красивыми картинками:
750 x 563

750 x 563

oldTor 12-08-2011 15:53

Не раз перечитал тему, но в силу недостатка опыта многое не понял.
Поэтому прошу немного мне разжевать некоторые моменты.
Похож ли эффект касуми на внешний вид окончательного финиша, полученного на тонком арканзасе или сланцах - т.е. когда поверхность точечная и слегка матовая, но под определёнными углами выглядит слегка зеркальной?
(после арканзаса у меня она более матовая под любым углом, а после сланцев зеркальности больше под определёнными углами).
И ещё - из темы я так понял, что более-менее гарантированный способ получить касуми, это использование притиров. Правильно ли я понял?
Просто информации много, а при недостаточном опыте сложно понять всё и уложить в голове более-менее сжато...
Так что прошу не гневаться на мою тупость, а по возможности сформулировать в сжатой форме принцип получения касуми.
С уважением.
minorite 12-08-2011 16:18

quote:
Originally posted by oldTor:

после арканзаса у меня она более матовая под любым углом


У арканзасов агрессивное зерно во всех смыслах. Поэтому зеркальной поверхности не получится, штрихи всегда видны. Даже если невооруженным взглядом не видны, это не значит, что их нет - при доводке на арканзасе работают вершины с острыми углами, поверхность как-бы расцарапана тонкими иглами, без сглаживания. Но, при этом, шероховатость поверхности может быть весьма малой, достижимы высокие классы чистоты.
Зеркальность это заглаженность, она достижима тонкими и довольно мягкими абразивами (или не-абразивами). Эталонный абразив для полировки стали в зеркало - гематит. Он не столько работает абразивно (абразия - по латински означает соскабливание), сколько "размазывает" поверхность, её неровности.
Касуми это абразивная обработка (соскабливание), но совсем не полировка - это аналог пескоструя, только очень тонкий пескоструй, в гораздо более высокими классами шероховатости (чистоты). То есть соскабливание материала на поверхности зернами абразива под разными углами, неглубокие и очень короткими линейными движениями (по сравнению с шлифованием штрихи, треки движения абразива в тысячи раз короче).
Nikolay_K 12-08-2011 17:33

quote:
Originally posted by minorite:

У арканзасов агрессивное зерно во всех смыслах. Поэтому зеркальной поверхности не получится, штрихи всегда видны. Даже если невооруженным взглядом не видны, это не значит, что их нет - при доводке на арканзасе работают вершины с острыми углами, поверхность как-бы расцарапана тонкими иглами, без сглаживания.

мне думается, что это не совсем верное представление об арканзасах
по-моему хорошо доведенные стекловидные арканзасы
практически не имеют торчащих из поверхности острых вершин
работают скорее за счет межзеренных зазоров
как цикля
и благодаря этому позволяют получить высочайшую чистоту отделки поверхности,
недоступную для синтетических абразивов
и для подавляющего большинства известных натуральных

quote:
Originally posted by minorite:

Касуми это абразивная обработка (соскабливание), но совсем не полировка - это аналог пескоструя, только очень тонкий пескоструй, в гораздо более высокими классами шероховатости (чистоты).

не совсем так
японские водные камни
дают уникальный режим работы
при котором свободное зерно и рабочие вершины на поверхности камня
дробятся и обновляются так быстро,
что за одно движение (за один проход) это происходит много раз,
так, что можно заметить пунктирность или точечность треков (следов)

то есть получается, что каждая вершинка зерна
едва успев прикоснуться к обрабатываемой поверхности,
вскоре отламывается и обнажает новую, уже другой формы
повторяясь много раз и усредняясь по поверхности камня
это дает существенно более ровную поверхность,
чем можно достичь на синтетических абразивах
с их "долгоиграющим" зерном,
оставляющим длинные протяженные царапины

касуми это последствие этого эффекта

есть еще пара важных моментов --- это адгезия и трение
у хороших японских водных камней адгезия и коэфиициент трения намного ниже, чем у синтетики, это приводит к изменению характера
таких вещей как наволакивание и адгезионное разрушение,
которые практически всегда сопуствуют абразивной обработке


minorite 12-08-2011 18:13

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

мне думается, что это не совсем верное представление об арканзасах
по-моему хорошо доведенные стекловидные арканзасы
практически не имеют торчащих из поверхности острых вершин
работают скорее за счет межзеренных зазоров
как цикля
и благодаря этому позволяют получить высочайшую чистоту отделки поверхности


Я имел в виду обычные (классические) арканзасы. Не углубляясь в то, как обработана поверхность самого арканзаса.
quote:
Originally posted by Nikolay_K:

не совсем так


Так так или не так:
forum.guns.ru
Nikolay_K 12-08-2011 19:44

quote:
Originally posted by minorite:

Так так или не так:
forum.guns.ru

по мере изучения явления
мое представление о нем меняется
иногда уточняясь, обрастая деталями
а иногда качественно меняясь на что-то другое,
вплоть до диаметрально противоположного

более поздние посты
в большей степени отражают
то представление,
к которому я в конце концов пришел.

хотя оно более зрелое и более обоснованное,
тем не менее оно не претендует на абсолютно истиное
и может быть неточным и ошибочным

minorite 12-08-2011 20:37

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

по мере изучения явления
мое представление о нем меняется
иногда уточняясь, обрастая деталями
а иногда качественно меняясь на что-то другое,
вплоть до диаметрально противоположного


Это я заметил.
Правда, в данном случае не улавливаю разницы - чем принципиально отличается от пескоструйной очистки?
Nikolay_K 12-08-2011 22:15

quote:
Originally posted by minorite:

Правда, в данном случае не улавливаю разницы - чем принципиально отличается от пескоструйной очистки?

в процессе активно участвует поверхность камня а не только свободные частицы абразивы из суспензии

направление движения --- вдоль обрабатываемой поверхности
а не поперек как при пескоструйной обработке
это дает более чисто доведенную поверхность
и совсем другую текстуру поверхности (микрорельеф).

minorite 12-08-2011 23:07

quote:
Originally posted by Nikolay_K:

направление движения --- вдоль обрабатываемой поверхности
а не поперек как при пескоструйной обработке


Может быть. При пескоструйной не совсем поперек, а как попало скорее.
quote:
Originally posted by Nikolay_K:

и совсем другую текстуру поверхности (микрорельеф).


Конечно.
Кстати, мягкий арканзас сыплется и при работе с большим количеством масла получается дымчатая поверхность. Но, как я выше писал, зерно агрессивное и риски очень ярковыраженные. От касуми сильно отличается, касуми тоньше на порядок.
На такое forum.guns.ru
похоже
ivan-3 14-08-2011 12:46

Мое мнение весьма близко к мнению Николая.
Последние эксперименты показали... Касуми получается от отколовшихся частичек и часто размер этих частичек раза в 2 меньше размера зерна. Т.е. при большом увеличении риски от основного зерна овновные и касуми на их фоне практически не виден, хотя на глаз виден очень. И это хорошо заметно на отражение с близкого расстояния - зеркальное отражение печатного текста на бумаге, но без отражение поверхность матовая.

По поводу арканзаса имею сказать без бумажки - напроч не согласен С кем? со всеми
В смысле не втыкаю что такое мягкий арканзас который сыплется? и причем тут касуми??? Если мягкий и сыпется, то это либо не арканзас либо самый грубый (и даже вероятно синтетически - пресованный из крошки) и это нечто не имеет никакого отношения ни к заточке ни тем более к касуми которое ближе к финишу.
Арканзас начиная с твердого и далее черный и тем более стекловидный - ну никак не описывается сыпучестью. УЖе просто твердый арканзас (hard) полирует наипрекраснейше устраняя любое касуми за минуту. Черный твердый уже полирует очень сильно усиливая зеркало даже после финишных японцев - зализывая 80 процентов вершин царапок.
В общем что то не так в консерватории
Я вот наоборот что то налегаю на арканзас во всех видах, и чем больше налегаю, тем больше он мне нравится.

minorite 14-08-2011 12:59

quote:
Originally posted by ivan-3:

В смысле не втыкаю что такое мягкий арканзас который сыплется?


Вот здесь
http://www.danswhetstone.com/stone_grades_101.htm
написано, что такое мягкий арканзас.
Я имел в виду 2 и 3 слева.

ivan-3 14-08-2011 01:09

ВИдел я нечто подобное - 600-800 грит достаточно точное описние того что я видел В смысле какое касуми??? Касуми это нечто наведенное на камнях 3000-12000 грит. Про мягкий арканзас я бы близке не упоминал касуми, либо я опять чего то не понимаю (мягкий арканзас я пробовал от лански). Я начинаю затачивать только на 1200 грит (потому и не понимаю мягкого арканзаса и никогда не задумывался о его покупке).
Tanius 14-08-2011 01:32

minorite на арканзасе касуми получить невозможно! Если принять Вашу точку зрения, когда из арканзаса вырываются зёрна, то они не создадут касуми, а лишь матовую поверхность, т.к. размер зерна в камне будет равен размеру свободного зерна.

Чтоб Вы правильно поняли, то чтоб создать касуми на 4к камне нужно на нём навести немного суспензии от 8к и немного от 12к. При таком раскладе должно получиться что-то похожее...

minorite 14-08-2011 11:51

quote:
Originally posted by Tanius:

на арканзасе касуми получить невозможно!


А кто говорит, что возможно?
quote:
Originally posted by Tanius:

размер зерна в камне будет равен размеру свободного зерна.


Нет. Зерно также дробится.
Nikolay_K 05-09-2011 20:05

еще немного фото:

http://blogs.yahoo.co.jp/ykiyono56/7739533.html
800 x 600
800 x 600
800 x 600
800 x 600
800 x 600

Botanic 05-09-2011 22:40

Большое спасибо за второе фото - теперь, наконец, буду знать в лицо объект темы.
Nikolay_K 05-09-2011 23:54

quote:
Originally posted by Botanic:

Большое спасибо за второе фото - теперь, наконец, буду знать в лицо объект темы.

а за третье фото меня так никто и не поблагодарил
хотя оно более четкое и более показательное

Valeras 06-09-2011 01:23

quote:
Originally posted by Nikolay_K:
еще немного фото:
http://blogs.yahoo.co.jp/ykiyono56/7739533.html

Могу ошибаться, но я наблюдаю линию стыка слоев на длинной грани стамески. То есть, она сделана сваркой двух слоев металла, которые, вероятно, имеют различный состав и дают разные оттенки на заточенной грани. Другими словами, не факт, что здесь имеет место касуми.
Nikolay_K 06-09-2011 02:12

quote:
Originally posted by Valeras:

Могу ошибаться, но я наблюдаю линию стыка слоев на длинной грани стамески

я тоже самое наблюдаю

quote:
Originally posted by Valeras:

То есть, она сделана сваркой двух слоев металла, которые, вероятно, имеют различный состав и дают разные оттенки на заточенной грани.

так и есть

quote:
Originally posted by Valeras:

Другими словами, не факт, что здесь имеет место касуми.

объясните, пожалуйста, каким образом
из того, что у этих стамесок сварная конструкция из твердой нагане и мягкой джигане
вытекает невозможность касуми?

Valeras 06-09-2011 15:07

quote:
Originally posted by Nikolay_K:
объясните, пожалуйста, каким образом
из того, что у этих стамесок сварная конструкция из твердой нагане и мягкой джигане
вытекает невозможность касуми?

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.
maple27 06-09-2011 15:18

KASUMI (от японск.霞 (hiragana かすみ, romaji kasumi) - туман
Nikolay_K 06-09-2011 15:35

quote:
Originally posted by Valeras:

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.

тему не читал, но осуждаю

потрудитесь для начала узнать
что такое касуми применительно к виду отделки стальной поверхности
а уже после этого можете оспаривать
и подвергать сомнению.


либо дайте своё собственное определение


а вот для наглядности то, что называют касуми сами японцы:

www.google.com

Nikolay_K 06-09-2011 15:54

ключевые слова:
本霞
本霞研

англоязычные термины:
hongasumi
hongasumi finish(ing)

и таки да, не надо касуми путать с хамоном.

Bambrik 11-09-2011 15:19

www.japaneseknifesharpeningstore.com В описании этого камня (если я правильно понимаю текст) Dave Martell говорит, что этот камень (синтетический) пригоден для касуми. Зернистость камня 800 грит. Или я неверно истолковал английский?
Tanius 11-09-2011 15:37

Имеется ввиду ножи класса "Касуми", вот для этих ножей он и пригоден.
Bambrik 11-09-2011 16:26

Ясно, я выдал желаемое за действительное .
Nikolay_K 11-09-2011 17:17

quote:
Originally posted by Tanius:

Имеется ввиду ножи класса "Касуми", вот для этих ножей он и пригоден.

ответ не совсем неверный

Dave пишет

The King 800x is the stone
I most use to create an even appearance
to the surface of the blade road of Japanese kasumi single bevel knives.

что он использует этот нож для того, чтобы сделать ровную отделку (внешний вид) вдоль спусков односторонни ножей типа касуми (они же авасе).


It's not an effective sharpening stone so please don't buy it for sharpening purposes.
Для заточки этот камень неэффективен!


The King 800x has been my little (not so secret) secret stone that allows me to create a "misty" look to kasumi constructed knives.

King 800x позволяет сделать мутный (думчатый) вид на поверхности таких ножей.

It provides a dull finish that is equal to the revered shiny finish provided by expensive natural waterstones but it provides it's results for less than $25. When people see single bevel Japanese knives sharpened by myself they always remark on the beautiful appearance of the blade road and all I can say is, "King 800x".

речь идет о искусственном касуми
которое используют для подчеркивания контраста
между жигане и хагане
дл ножей типа касуми

ясное дело, что структуру стали этот камень не проявит
и микроточечный рельеф он не даст,
но зато быстро, дешево и сердито
можно получить темную матовую поверхность на мягкой жигане

Bambrik 12-09-2011 02:40

Т.е. по сути - касуми в его лучшем эстетическом проявлении не будет, но область, где касуми могло бы быть будет обозначена просто однородной матовостью (мутностью)? И хамон (линия контакта разных сталей, если я правильно понимаю это значение) тоже проявится.

По крайней мере такой вывод напрашивается из перевода и примера ножа по ссылке. Получается вполне бюджетное решение для рабочих ножей?

Nikolay_K 12-09-2011 09:14

quote:
Originally posted by Bambrik:

И хамон (линия контакта разных сталей, если я правильно понимаю это значение) тоже проявится.

хамон --- это другое

не надо его сюда приплетать.

GurovS 12-09-2011 15:42

quote:
Originally posted by Valeras:

Да возможно-то все... Вопрос в том, по каким признакам можно утверждать, что на этих фото зафиксировано касуми, а не просто шлифованная поверхность металла?
Мне в глаза бросается только контраст между срезами двух слоев металла, но он не является признаком наличия касуми.

Вот именно тот факт, что этот срез Вам бросается в глаза и является самым прямым и неоспоримым доказательством наличия kasumi. Сам термин kasumi, применительно к режущим инструментам, правильнее и логичнее переводить не просто как "туман", а как более точное (в этом контексте) значение: "туман над водой". Т.е. своеобразная дымка над блестящей гладью зеркала режущей кромки. И коль Вы сие видите, то таки это оно и есть.

А тот факт, что kasumi получен на ламинате, сути явления не отменяет.

Можно глянуть вот сюда: http://horeca.kasumi.ru/catalog/dsc/ID_2/ особо обратив внимание вот на эту фразу: "...Узор, всегда индивидуальный на каждом клинке, напоминает утренний туман над спокойной водой, что в переводе с японского и означает KASUMI..."

Nikolay_K 01-10-2011 03:59

http://www.youtube.com/watch?v=8zqbCTTi9qk&hd=1

745 x 428

click for enlarge 508 X 621 63,1 Kb picture

382 x 485

click for enlarge 615 X 662 108,5 Kb picture

487 x 561

467 x 522

click for enlarge 1107 X 905 152,2 Kb picture

click for enlarge 1107 X 905 152,2 Kb picture

Nikolay_K 01-10-2011 15:42

еще немного фото:

798 x 419

603 x 314

click for enlarge 1231 X 407 159,9 Kb picture

click for enlarge 903 X 368 120,6 Kb picture

746 x 417

click for enlarge 1258 X 308 139,9 Kb picture

а вот касуми от So Yamashita:
www.japan-tool.com

oldTor 01-10-2011 15:59

какая красотища!
Bambrik 02-10-2011 09:27

А какой бюджетный вариант (до 200 долларов за все) для тренировки - нож (или только клинок, в общем железка, желательно бы с JSC, на которой можно в принцепе можно касуми сделать, так как уже с касуми стоят все 200 только нож) и камни кто может посоветовать?

Хочется попробовать, растравили душу .

Nikolay_K 02-10-2011 16:31

quote:
Originally posted by Bambrik:

А какой бюджетный вариант (до 200 долларов за все) для тренировки - нож (или только клинок, в общем железка,

на моих фото Макири купленная где-то за 2000 руб.
оказалась очень качественной
макири от Masahiro тоже хорошие

а если брать сразу пучок и прямо из Японии, то выйдет еще дешевле

то, что у меня получилось достигается при четко выведенной геометрии
и только на натуральных камнях, причем далеко не на любых
нужно подбирать по твердости и структуре

самый хороший результат дала зеленоватая твердая Накаяма
рядом с ней Shoubudani

очень твердые камни типа Озуку, всяких Асаги и т.п.
которые хорошо работают
для финишной доводки тонких кромок на бритвах и т.п.
для касуми-тоги обычно не подходят.

мягковатые, легко обновляющие зерно типа Умегахата, Оохира подходят для предварительной доводки, они вполне заменяют Кома-нагура
(чтобы побыстрее убрать оставшиеся царапины)


Tras Krom 02-10-2011 21:28

Мой первый ножичек с западной ручкой. По мне так деревянная лучше. Зато на это самое касуми - любо дорого посмотреть


Nikolay_K 03-10-2011 12:36

quote:
Originally posted by Tras Krom:

Мой первый ножичек с западной ручкой. По мне так деревянная лучше.

авасе, куроучи и хонгасуми в сочетании с такой европейской рукоятью
выглядит как помесь кошки с собакой...
очень необычно

lukasq 04-10-2011 11:06

У меня подобного вида полировка, первый раз получилась случайно.
Возился со старым пчаком, во время шлифовки постоянно вылезали новые раковины.
На брусок шлифованного гранита, насыпал мелкий шлиф порошок, воды добавил, полировал без нажима круговыми движениями. Клинок приобрел благородный матовый темно серый цвет, раковины стали не так заметны, если смотреть на клинок под углом поверхность кажется зеркальной. Отпечатки пальцев видны очень четко. Если смотреть через увеличительное стекло на солнце проявляется как бы <радужный> эффект.
Серый (становится больше похож на туман), если клин немного шлифануть на коже или бумаге. Рисунка на клинке не выявилось т.к. и не было. Не понравилось что легко <залапывается>, а так выглядит красиво.
Понятно, что у меня какая-то имитация получилась т.к. клин не был предварительно качественно отшлифован, <туман> скрыл мелкие раковины и царапины (видно при увеличении).
Подскажите, на настоящем касуми, также стойко отпечатываются пальчики?
Nikolay_K 04-10-2011 11:27

quote:
Originally posted by lukasq:

Подскажите, на настоящем касуми, также стойко отпечатываются пальчики?

нет

у хонгасуми шерховатость намного ниже, т.е. она более гладкая
имеет место наклеп (употнение поверхности)
и потожировые следы ( ПЖС ) легко стираются или размазываются,
как с полированной или гладкой сатинированной (типа Klotzli) поверхности

ru.wikipedia.org

http://base-techmash.narod.ru/Roughness.htm

ru.wikipedia.org


lukasq 04-10-2011 15:10

quote:
у хонгасуми шерховатость намного ниже, т.е. она более гладкая
имеет место наклеп (употнение поверхности)
и потожировые следы ( ПЖС ) легко стираются или размазываются,
как с полированной или гладкой сатинированной (типа Klotzli) поверхности

Понятно, спасибо!
У меня тоже ( ПЖС )легко стираются или размазываются. Когда попробывал на изначально лучше полированой поверхности, на вид без увеличения выглядело как на пчаке. Вода перестала впитываться, собралась в капли, но стрехнуть все таки сложнее чем с полированой в зеркало. Попробую на обухе ламинированого клинка, если получится углеродка центральный слой должна остаться светлее т.к. тверже?

Увы, чуда не произошло. Обух ровномерно серый, толи ламинат слишком мягкий, толи порошок твердый .

maple27 14-11-2011 18:24

А вот мой результат.
click for enlarge 1843 X 1229 746,8 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 731,3 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 758,1 Kb picture
click for enlarge 1843 X 1229 154,1 Kb picture
Nikolay_K 17-11-2011 13:15

quote:
Originally posted by alex9635:

Для этого используют деревянный или резиновый блок с порошком Uchigumori. Этим же способом получают характерную линию на ножах Honyaki.

это паллиативный метод

используют его для удешевления
и чтобы побыстрее получить некоторое подобие касуми

хороший Uchigumori стоит довольно дорого
и использовать его для серийных изделий с ценой до 20000 йен
едва ли кто-то станет

Nikolay_K 17-11-2011 13:52

quote:
Originally posted by alex9635:

И повторить результат этого подобия врят ли у нас кто сможет.

у нас есть люди, которые могут сделать как минимум не хуже,
но они не станут этим заниматься на потоке
для ножей по $100


maple27 17-11-2011 13:54

quote:
Originally posted by alex9635:

Все мои попытки воссоздать первоначальное касуми пока не приблизились даже к этому подобию


Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.
А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.
Лично для меня это просто интересное занятие, на которое не жалко тратить свободное время. И конечно результат, в разы и разы лучше, чем на колесе с порошком.
Nikolay_K 17-11-2011 14:32

quote:
Originally posted by maple27:

Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.

да... все, что стоит до $200
выглядит уныленько --- либо пескоструйная имитация,
либо что-то сделанное наспех на деревяном притире

то, что чуть подороже выглядит чуть поинтереснее,
но тоже с массой отступлений от традиций


quote:
Originally posted by maple27:

А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.

если камни правильно подобраны
и приличных размеров,
то времени понадобится меньше

преддоводка на натуральной нагура,
а лучше на нескольких ( BOTAN ==> MEIJIRO ==> KOMA )
позволяет значительно сократить время
работы на учигумори или каком-то его натуральном заменителе

oldTor 17-11-2011 14:37

quote:
Originally posted by maple27:

Касуми финиш недорогих ножей, как на моем фото, честно говоря очень грубый, который легко получить даже на синтетическом 1000.
А вот поработать ручками часов так скажем 30-50 на природном камне, это совсем другое.
Лично для меня это просто интересное занятие, на которое не жалко тратить свободное время. И конечно результат, в разы и разы лучше, чем на колесе с порошком.

А Вы не могли бы подробнее рассказать, как Вам удалось получить результат, который на фото?
очень-очень интересно.
С уважением.

Nikolay_K 17-11-2011 15:27

quote:
Originally posted by alex9635:

Все, что я хотел это показать как реально и просто сдалать касуми. У мастера на видео ушло на это 1 минута 18 секунд.

не думаю, что по демонстрационным видео можно
сделать правильную оценку времени


quote:
Originally posted by alex9635:

Смелое заявление. Соревноваться в мастерстве с людьми которые часами ежедневно в течение многих лет выполняют эту работу.

я сказал "не хуже",
не говорил про "быстрее"

человек поставивший мастерство на поток ради заработка
неизбежно утрачивает его творческое начало
приносит в жертву скорости утонченность и изысканность
часто огрубляет его до неприличия,
а иногда и утрачивает вовсе

японцы меня удивляют тем, что им удается сохранить хоть что-то
от своих традиций несмотря на низкие цены
и массовое производство

достоинство изделий японских мастеров таких как Watanabe или Takeda
в том, что за очень умеренные деньги
они позволяют прикоснуться к крупицам древних традиций
и в том, что они смогли сохранить свою самобытность
несмотря на засилие "высоких технологий"

но это лишь крупицы, лишь слабый облеск тех времен,
когда мастера все делали от начала до конца вручную
и вкладывали душу в каждое изделие,
лишь тень былой славы...

ivan-3 17-11-2011 15:54

А меня видео вызвало приступ паранои и перед глазами встало видео на котором в китайской мастерской выпускали копии - даже не подделки, а именно копии, по почти традиционным технологиям. Там тоже кетаец с сигаретой в зубах и пофигстическим видом накачивал поддув в поршневой насос для горна.

Ну слобо мне верится что японец с сигаретой в зубах будет работать именно так. Хотя м.б. и японцы уже не те а подстать кетайцам?

Или это не сигарета в зубах?

Еще раз внимательнее пересмотрел, это сигарета, а там и касуми то никакого не видно
Но порошок действительно такой продается на ебае, как то даже сам хотел купить да забыл что оно мне надо Купил других порошков чем и доволен.

maple27 17-11-2011 16:56

quote:
Originally posted by oldTor:

Вы не могли бы подробнее рассказать, как Вам удалось получить результат, который на фото?


Схема очень проста
Несколько часов Нанивия Чосера 400, выравнивается поверхность.Самый длительный процесс.
Несколько часов 1000 c JCK
------4000 c JCK
------8000 c JCK
Натуральный Киита-Асаги 3.5

, в самом конце Fingertone от Максима, www.japanesenaturalstones.com , это самый приятный процесс
Для тех кто не хочет тратить на это много времени появилась альтернатива от
Dave Martell
www.japanesenaturalstones.com
www.japanesenaturalstones.com
maple27 18-11-2011 17:05

quote:
Originally posted by alex9635:

2.Дальше берется порошок Uchigumori Hazuya и с помощью резинового/деревянного блока обрабатывается Hagane (твердая часть лезвия, которая должна блистеть).
3.Берется порошок Uchigumori Jizuya ( он грубее Hazuya ) и с помощью того же блока обрабатывается Jigane ( мягкая часть лезвия, которая должна быть с матовым блеском).


А мне казалось наоборот
Jizuya для Hagane
А Hazuya для Jigane чтобы не поцарапать.
Alex_HRC 19-02-2012 21:32

А когда это Касуми делают?
1. Получается само при заточке на "любом" натуральном японском финишном камне?
2. Делается отдельно от заточки:
а) до заточки. Тогда как касуми сохранит при заточке?
б) после заточки. Тогда вопрос как защищают доведенную РК от абразива для касуми.
Nikolay_K 19-02-2012 22:41

quote:
Originally posted by maple27:

А мне казалось наоборот
Jizuya для Hagane
А Hazuya для Jigane чтобы не поцарапать.

Ji в Jizuya от Jigane
Ha в hazuya от Hagane.

так, что трудно перепутать.

Alex_HRC 19-02-2012 23:43

quote:
Originally posted by alex9635:

По идеи точить надо только твердую часть т.е. ту на которой касуми нет. В идеале твердая и мягкая части не составляют одну плоскость.


В моем случае - honyaki, нет твердой и мягкой части. Нож пока не получил. Поэтому по геометрии ничего сказать не могу. А из видео по заточке классических ножей так и не понял есть "микроподвод" или нет.
Может ответите на вопрос в этой теме forummessage/224/94
Спасибо за внимание.
Alex_HRC 04-03-2012 13:32

А для ножей honyaki, касуми делают? А то напрашивается дилетанский вывод отделка касуми для ножей касуми и хон-касуми.
alex9635 31-05-2012 11:11

quote:
Originally posted by Alex_HRC:

А для ножей honyaki, касуми делают?


Как известно касуми - это туман. Подобная поверхность присутствует и на honyaki. Техника работы одинаковая. Так, что ответ - да делают.
GurovS 08-05-2013 15:03

quote:
Originally posted by oldTor:
какая красотища!

По большому счету - так себе касуми. На хонкасуми явно не тянет. По хорошему режушая кромка должна быть заполированна в зеркало, а на этих фото явно видно "грушу" на данной поверхности.

oldTor 08-05-2013 16:00

Что есть "в зеркало"? В зависимости от освещения, приближения\увеличения объекта и угла - это всё здорово различается и весьма относительно.
По-хорошему - характерная доведённая поверхность - ярко-точечная "с дымкой" или матово-точечная (а на разных сталях и при доводке разными камнями вариантов визуализации _детальной_ сколь угодно много), при дневном свете и на солнце может выглядеть очень блестящим зеркалом. При искусственном освещении, а уж тем более при направленном источнике света и в увеличении\приближении, она видна несколько иначе. Разность в несколько градусов падения света при фото уже даст разницу в видении поверхности. Если бы фото были строго "анфас", было бы зеркальнее, безусловно, но рельефа поверхности так хорошо видно бы небыло.
Так что будем принимать за "зеркало"? В каких условиях? "Должна" - это имеет отношение к каким условиям освещения, ракурса, увеличения?
И кромка должны быть _доведена_ а не заполирована. Есть разница.

P.S. К тому же фото не концентрируются на доводочной фаске, которую явно заметно только во втором посте с фото, шестое фото сверху - нитевидная фасочка, выглядящая чёрной. Степень её зеркальности, что бы под этим не подразумевалось, обсуждать сложновато.

Nikolay_K 08-05-2013 16:46

quote:
Originally posted by GurovS:

На хонкасуми явно не тянет. По хорошему режушая кромка должна быть заполированна в зеркало,
а на этих фото явно видно "грушу" на данной поверхности.

скажите пожалуйста на каких ножах Вы видели такое зеркально хонкасуми?
или это были не ножи, а что-то другое?

можете ли поделиться фотками, на которых его можно разглядеть?

что Вы называете "грушей"?

GurovS 12-05-2013 18:59

Как более удачный пример касуми можно привести 46 пост на третьей странице этой ветки.
Можно выбирать углы/освещение и прочие причуды съемки, но факт останется фактом: при классно сделанном касуми режущая кромка будет строго зеркальной в каком бы ракурсе не снимали клинок.

А в обсуждемом варианте на данной кромке явно присутствует текстура напоминающая текстуру плода груши. И следует особо подчеркнуть, что получение такой текстуры (ъгрушиъ) тоже весьма нетривиальная задача. Могу предположить, что именно такой текстуры и добивался Мастер в области подхода к режущей кромке, вот только при этом данная текстура не должна была появиться на самой режущей кромке. И тогда это был-бы высший класс.

Nikolay_K 12-05-2013 19:44

quote:
Originally posted by GurovS:

Могу предположить, что именно такой текстуры и добивался Мастер в области подхода к режущей кромке, вот только при этом данная текстура не должна была появиться на самой режущей кромке. И тогда это был-бы высший класс.



а что плохого в выходе точечного микрорельефа, который Вы называете "грушей" на область фасок образующих РК?

GurovS 13-05-2013 23:36

С утилитарной точки зрения - ровным счетом ничего.
Вопрос в точности соответствия заявленному типу обработки лезвия. И в этом аспекте "груша" как таковая в касуми противопоказанна на любой части клинка. В идеале должна быть однородная "мелкозернистая", фактически выгледящая как туманная дымка, область подвода и при этом сами фаски РК должны быть зеркально чистыми. Вот это и есть хонкасуми, т.е. касуми высшего класса. Эталонное, ничем не замутненное в своем первозданном виде.

Другое дело, что для практического (утилитарного) применения сие никакого резона не имеет. Получение такого хонкасуми дело не дешевое и потому встречается, как правило и исключительно, на коллекционных экземплярах ножей. Достижение хонкасуми это удел Мастеров заточки и стоимость такой работы может быть никак не меньше (а то и больше) стоимости самого клинка, который тоже не пять копеек стоит.

Собсно говоря шлифовка в "грушу" это отдельный вид (или подвид, кто как сие трактует) типа конечной обработки. И тоже не их дешевых.
У каждого свое представление о красоте.

Nikolay_K 14-05-2013 12:09

quote:
Originally posted by GurovS:

В идеале должна быть однородная "мелкозернистая", фактически выгледящая как туманная дымка, область подвода и при этом сами фаски РК должны быть зеркально чистыми. Вот это и есть хонкасуми, т.е. касуми высшего класса. Эталонное, ничем не замутненное в своем первозданном виде.

Как Вы думаете, откуда может взяться именно "туманная дымка",
такое "незамутненное касуми высшего класса в своем первозданном виде", как Вы описали?

Вы cами видели это где-то живьём? Может быть удавалось самому получить? Что это была за сталь?

Tras Krom 14-05-2013 08:37

GurovS

Мне вот тоже интересно, откуда такие глубокие и ясные познания как должно выглядеть касуми высочайшего класса, может личный опыт? Куплено много ножей известнейших мастеров? А можно фото их всех вместе? Как это не прискорбно, но свои познания надо сначала подтвердить... Не, я конечно верю, я и сам болтун большой.
chingachgook 14-05-2013 11:24

Правильно ли я понял, что, если убрать междометия, то касуми это стоунвош, по простому галтовка?
Nikolay_K 14-05-2013 12:47

quote:
Originally posted by chingachgook:

Правильно ли я понял, что, если убрать междометия, то касуми это стоунвош, по простому галтовка?

нет, неправильно.

более-менее подробно и компетентно про то как и откуда появляется касуми
можно прочитать вот тут ( язык английский, автор японец, много фотографий ):
http://www.japan-tool.com/hamo..._Polishing.html

Слипа 14-05-2013 22:37

Добрый вечер, уважаемые!
Поделюсь своим "касуми")) Легкая ирония и кавычки - это одежда моего невежества в данном вопросе, но тем не менее хочется вопрошать, пускай и в такой форме.
Итак исходные:
2 булата Пампухи, нерж и легированный, нерж около 63 единиц (на бутылке оставляет больше 20 смачных резов), легированный поменьше, около 61;
1 табарган Широгорова S30V, кален около 60 единиц ( на бутылке оставляет не больше 3 резов).
Затачиваю их на приспособе позволяющей держать угол заточки.
Камни Nakatomi 3000,8000 , знаю не весть что, но вдумчивое, на зерно, обращение с постоянным шлифованием плоскостей алмазной плитой, делают свое дело.
В итоге режущая кромка, общий угол 36гр, имеет ярко выраженный блеск "аки яйца". Наблюдаю все действо под 60Х с подсветкой. После 8000 водника - однородные яркие риски не нарушающие кромку и видимо позволяющие последней так зашибенно блестеть. На ремне для порядка, но не вижу большой необходимости, ибо заусенца не наблюдаю. Само собой бреет и тд.
И есть у меня японокамни. Не знаю какие. Похожи на натуральные.
Ну очень мелкие, извините.
Так вот на финише я ими легонько, без давления, назерно, прохожу.
При этом чувствую торможение камня на РК.
И вот тут самое интересное - в мелкоскоп 60Х наблюдаю потрясающе мелкие и однородные риски, которые придают РК, утреннего тумана над прохладной водой. Блеск исчезает в пользу молока. Микроскоп показывает риски в десятки раз мельче чем от 8000 водника.
Ну я назвал это "Касуми" для себя. Появился аппетит и сон)))
Nikolay_K 15-05-2013 12:44

quote:
Originally posted by Слипа:

есть у меня японокамни. Не знаю какие. Похожи на натуральные.
Ну очень мелкие, извините.

А можете фото сделать этих камней?

GurovS 16-05-2013 13:51

quote:

Как Вы думаете, откуда может взяться именно ътуманная дымкаъ,
такое ънезамутненное касуми высшего класса в своем первозданном видеъ, как Вы описали?

Вы цами видели это где-то живьём? Может быть удавалось самому получить? Что это была за сталь?

Давайте сразу определимся: сам я заточкой занимаюсь на уровне любителя. Я не пианист, у меня слух - абсолютный.

Нож, о котором речь, видел живьем. Приятель, хозяин ножа, увлекается "по роду службы" ножами
(он, мягко говоря, не самый последний шеф-повар в одном не маленьком городе). Изготовителя ножа
ТОЧНО не знаю, но по ряду (косвенных) признаков могу предположить, что это Shigefusa (лист ивы,
она же янаги-ба). Имя Мастера делавшего заточку даже предположить не могу.

О цене ножа могу только догадываться. Именной подарок от гильдии суши-мастеров (могу переврать
точное название организации, я тут не при делах) из той самой Японии.

Нечто очень близко подобное к этой красоте довелось видеть в штатах, опять же коллекционный экземпляр.

Nikolay_K 16-05-2013 14:26

quote:
Originally posted by GurovS:

Изготовителя ножа
ТОЧНО не знаю, но по ряду (косвенных) признаков могу предположить, что это Shigefusa (лист ивы,
она же янаги-ба). Имя Мастера делавшего заточку даже предположить не могу.

Shigefusa --- это марка. А производит ножи под этой маркой Iizukа Tokifusa и два его сына.

Почти все ножи этой марки, что я видел имели характерный дамасковый рисунок на дзигане.

http://mapleknife.blogspot.ru/...eji-nakiri.html

http://www.japanesenaturalston...ives-s/1844.htm

http://www.kitchenknifeforums....shigefusa/page2

http://www.foodieforums.com/vb...igefusa-arrival

http://www.kitchenknifeforums..../6946-Shigefusa

Nikolay_K 16-05-2013 14:28

вот фото Shigefusa в хорошем рарешении:
http://www.kitchenknifeforums....rting-to-get-it

alex9635 16-05-2013 21:31

цитата:
Originally posted by Nikolay_K:

Shigefusa


Ножи Shigefusa идут с родной хорошей полировкой и в условно заточенном состоянии:

click for enlarge 1920 X 1440 473.8 Kb picture
click for enlarge 1920 X 2560 640.9 Kb picture

Какое-то время можно расчитывать на микроподвод, но полноценная заточка возможна только по подводу. Соотвенственно прощай данный внешний вид. Поскольку ножи делают все же для дела, а полировать каждый раз весь подвод глупо, хон кусуми на рабочем ноже выглядит следующим образом:

click for enlarge 1920 X 2560 139.9 Kb picture

Нож Ikkanshi Tadatsuna. Заточка выполнена непосредственно в магазине Ikkanshi Tadatsuna.


А вот родная касуми на накири. Тоже Shigefusa:
click for enlarge 1920 X 1440 153.6 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 77.6 Kb picture

Botanic 08-02-2014 23:09

Довольно давно бьюсь, вчера что-то получилось. Интересно мнение по поводу - насколько это далеко от нормального касуми..как поскольку в теме нет картинок достаточного увеличения, а самому искать лень и времени нет
click for enlarge
click for enlarge

http://fotki.yandex.ru/users/beavers-net/album/403697/?p=0
На кромку просьба не смотреть - там еще от 220Грит остатки.

Судя по тому, что преобладают короткие черточки - стоит малость уменьшить еще давление..
С уважением, Олег.

oldTor 09-02-2014 12:45

Фото понравились, особенно верхнее красивое!
Короткие чёрточки - следствие дробления зерна в процессе работы, вполне характерно.
Это на жёлтом бельгийце с суспензией?
Botanic 09-02-2014 13:04

Спасибо
нет. чтобы такого добиться на бельгийце мне не хватает пару лет опыта
"касуми", который у меня выходит на бельгишах я пока не осмелюсь показать общественности - там как метеоритный дождь прошелся.

Это какой-то твердый (твердость 5) желтый японец с tenjou-нагурой от рубанков. Надо было на его собственной суспензии еще попробовать, да запамятовал.

Пока думаю - надо более густую суспензию делать и меньше нажим..и найти что-то более удобное - текущее есть стамеска с приличным весом и мощной тяжелой рукоятью.

oldTor 09-02-2014 13:12

Я просто перешёл по ссылке, и там ещё увидел фотку поверхности бельгийа, кажется вот и предположил)
Да и честно говоря, на камнях этого порядка именно на большой обрабатываемой площади результат можно получить весьма схожий визуально.
А вообще, я тоже предположил, что наверное " надо более густую суспензию делать и меньше нажим".
А какой весь сет абразивов был? Я так понимаю, что именно касуми ровненькое получится, если поверхность, по которой его будете "наносить", предварительно подготовлена до более высокого класса шероховатости, чем даст камень или суспензия для, собственно, касуми. Правда это наиболее сложный и утомительный вариант - обычно, я так понимаю, так не делают?
Botanic 09-02-2014 13:39

Это как раз был япон, а не бельгиец.
click for enlarge
верхий справа

Весь сет?...мгм..
1)kiita, что слева внизу, просто с водой,
2)потом, помню был iromono, что по ссылке (на фото сверху посередине) с разными нагурками..ничерта интересного не вышло, даже малость поиспортил результат неаккуратностью - перешел на его суспензию - притер пластинкой керамики.
3)Потом перешел на желтого (на фото сверху справа). На нем пробовал без суспензии (тут я не фанат - люблю поднадавить, что делать, естественно, не надо), потом botan и tenjou.

вот и у меня читерский вариант вырисовывается - наклепать упрочненный слой на арке, а потом на японах добавить дымку. За счет подготовленной поверхности и большей твердости результат будет заведомо лучше)

oldTor 09-02-2014 15:03

Спасибо!
Арк думаю как раз уже даст дымку, просто либо слишком мутную, либо наоборот уже подблескивающую слишком - тут как получится и от стали и от масла и пр. Но вообще сценарий выглядит привлекательно, и по идее времени не должен слишком занять.
Будет интересно посмотреть фотки, что получится!
С уважением.
chingachgook 23-06-2014 15:15

В воскресенье состоялось что-то вроде тестов-изучения японских кухонных ножей. Были ножи Шигефуса, Като и ряд других.
Немного видео мероприятия можно посмотреть
forummessage/5/1236
было очень интересно и познавательно. Порезал разными ножами Шигефуса, Като, другими.

На четвертом видео представлен набор для наведения касуми и результат работы.

Еще было штук десять натуральных японских водников, немного поточил, было интересно.

aptekar113 23-06-2014 16:16

Очень интересное видео - спасибо
N2307a 21-05-2015 22:34

process of the polishing work
http://www.ksky.ne.jp/~sumie99/togi,process.html
click for enlarge 750 X 390 29.4 Kb

Foundation polishing
(Shitaji-Togi)
http://www.nihontoantiques.com...20by%20step.htm



N2307a 22-05-2015 11:45

click for enlarge 760 X 200 87.6 Kb
THE HONYAKI AND THE KASUMI: JAPANESE CULTURE
http://www.liveinternet.ru/users/laotzu/post360772489/
N2307a 30-11-2015 09:42

В субботу отремонтировал лезвие, быстро но симпатично получилось.

Евгений_Е 19-01-2016 23:32

Спасибо, интересная тема!
Теперь я знаю, что матирование, которое проявляется при зеркальной полировке на стекле, если переборщить масла, называется не брак, а касуми...

Если кому интересно, тончайшее касуми появляется на стали при полировке на стекле. Берем чуть субмикронной пасты или порошка (не алмаз) и олеинки, можно чуть парафина. При минимальном слое пасты получается зеркало. Минимальный слой, это когда бумажное полотенце уже больше не может стереть пасту со стекла. Если пасты больше, проявляется дымка. Если пасты слишком много, вообще перестаёт работать. На случай слипшегося абразива советую растереть пасту курантом перед применением.

На готовой отполированной поверхности получить касуми можно буквально за минуту с помощью оксида хрома 0,5 мк с олеиновой кислотой.

dmitrichW 20-01-2016 10:22

quote:
Originally posted by Евгений_Е:

если переборщить масла, называется не брак, а касуми...


Дымка появляется от перекатывающегося абразива, когда преобладают не "нацарапанные/резаные" риски, а "выдавленные риски".
http://www.stroi-blok.ru/?p=283
Вот и катаются зернышки, в Вашем случае, как сыр в масле.
Евгений_Е 20-01-2016 11:00

quote:
Originally posted by dmitrichW:

Дымка появляется от перекатывающегося абразива, когда преобладают не "нацарапанные/резаные" риски, а "выдавленные риски".


Так я прав, именно этот дымчатый эффект называют красивым именем касуми? Или его возможно достичь только на оригинальных натуральных дорогих камнях...
dmitrichW 20-01-2016 11:13

quote:
Originally posted by Евгений_Е:

Или его возможно достичь только на оригинальных натуральных дорогих камнях...


Касуми от настоящего мастера резко отличается - поверхность должна быть идеально отполирована перед наведением дымки - не всеми камушками это можно сделать и не каждому это дано чувствовать перекатывание тонкого абразива.
http://www.youtube.com/watch?v=uhDcos-8GdU
Евгений_Е 29-01-2016 18:34

Направили сюда из другой темы:
forummessage/224/16
quote:
Originally posted by Евгений_Е:

Извините за оффтоп. У меня вопрос почти в тему.
Давно заметил, что некоторые камни, как с водой, так и на масле дают черноту на клинок. Как легко повторимый пример, берем порошок карбида кремния 1200 на стекло с маслом, например олеинкой и начинаем работать большим пятном, например выводим спуск. Съем металла быстрый, абразив темнеет и темнеет сам спуск. После отмывки, спуск не только матовый, а еще и темно серый. На других сочетаниях абразива, у меня получался вообще черный налет, который не смывался, а только стачивался абразивом. Прошу подсказать, в чем проблема и как с ней бороться...


Вопрос в том, что на некоторых брусках появляется довольно сильное почернение стали во время заточки и доводки. За другими брусками это не замечено. Как только начал опробовать самые различные бруски заметил, что при использовании карбида кремния на любом притире, клинок сильно чернеет. Если очень часто сменять абразив и масло или воду, то все нормально, но стоит дождаться потемнения абразива, а для КК 1200 по кухонной нерже это почти мгновенно, сталь ощутимо темнеет и не отмывается. Эффект замечен как с водой, так и маслом. У меня есть гранитные притиры, так на них так же резко темнеет сталь...

Вопрос, с чем это связано и как избежать?

Для этой темы, тоже не полное попадание по вопросу. Касуми это очень тонкая доводка после полировки. Мой вопрос более широкий - потемнение замечено на самых разных абразивах, вплоть до обдирочных.

Недавно, купил новогоднюю распродажу обрезков Shapton из темы "Обрезки ("Попки") Shapton, Sigma, Chosera, Imanishi". Очень понравился абразив. Ранее я обходил стороной водные камни, делая более подробный разбор масляных. На обрезках заточка идет маленькими движениями. Если работать на почерневшем от шлама камне, сталь ножа так же темнеет и не отмывается.

У меня этот эффект присутствует только на некоторых камнях, на других его никогда не замечал. Раньше думал, что отсутствие потемнения это свойство брусков, пригодных для заточки. Сомнения появились только после знакомства с шептонами. Кстати Shapton вызывает потемнение только на тонких брусках 5000 и выше.

Наверняка, я упустил что-то важное. Но сам не могу понять в чем проблема...

Nikolay_K 29-01-2016 20:23

quote:
Originally posted by dmitrichW:

Дымка появляется от перекатывающегося абразива, когда преобладают не "нацарапанные/резаные" риски, а "выдавленные риски".

полная цитата:


При взаимном перемещении рабочих поверхностей закрепленные в теле притира зерна царапают поверхность обрабатываемой детали, снимая при этом мельчайшие стружки.

Незакрепленные абразивные зерна, вращаясь или проскальзывая, оставляют на обработанной поверхности 'выбоины' или 'выдавленные риски'. При преобладании 'выбоин' обрабатываемая поверхность приобретает матовый цвет, а при преобладании царапин и 'выдавленных рисок' поверхность становится блестящей. Очевидно, качение и скольжение абразивных зерен между притираемыми поверхностями вызывает кроме выбоин и царапин также микропластические деформации и упрочнение поверхностных слоев обрабатываемых деталей. В результате сложного напряженного состояния поверхностных слоев и появления усталости происходит 'течение' металла и образуются микротрещины и впадины на поверхностях контакта.
Выдавленные риски образуются и при работе закрепленными абразивными зернами (при внедрении зерен на недостаточную глубину, т. е. менее 0,2-0,3 радиуса выступа). В этом случае некоторые зерна не производят резание, а деформируют обрабатываемую поверхность. В результате многократного пластического деформирования поверхностный слой отслаивается и выкрашивается.
При проскальзывании и деформировании поверхностей контакта абразивными зернами большое значение приобретают сопутствующие явления взаимодействия активизированного деформированного металла и химически активных веществ. На поверхностях детали образуются пленки вторичных структур. Дальнейшее взаимодействие пленок вторичных структур с абразивными частицами приводит к разрушению этих пленок. Процесс образования и разрушения пленок вторичных структур периодически повторяется.
На характер съема металла и образования микрорельефа обработанных поверхностей влияют смазочно-охлаждающие среды.

Nikolay_K 06-02-2016 16:43


quote:
Originally posted by N2307a:

Зачем нужно @касуми@?

выделил и перенёс в отдельную тему
forummessage/224/17

Serge Ant 07-02-2016 18:58

Всё же, то, что получается при шлифовании на стекле + КК1200, кстати, не только с маслом, но и с водой, это касуми, очень грубое касуми, имитация касуми, пародия на касуми, или с касуми рядом не валялось?
Евгений_Е 13-02-2016 20:00

Если я верно понимаю, что такое касуми, то результат от кк1200 рядом не лежало. Это просто тонкая шлифовка, даже не полировка.
То касуми, что получалось у меня, оно проявляется на очень тонком зерне во время финишной полировки. Полирую я обычно на чистом стекле с олеинкой и порошком оксида хрома или оксида алюминия на уровне 0,1 мк. Результат чистое зеркало, нисколько не тусклее, чем обычные стеклянные. Но во время этой работы постоянно приходится менять масло с абразивом. От снятого металла оно густеет и чернеет. На финише менять приходится буквально быстрее, чем через минуту. Делаю так: чуть масла растираю по стеклу, чуть порошка, тоже размазываю и немного все это перетираю яшмой, чтоб удалить все комочки. Потом чистой салфеткой все стираю. Количество масла и абразива, хотя совсем не видно на стекле, более чем достаточно для обработки. Через несколько секунд, стекло уже черное и непрозрачное! Вот в этот момент, если на стекле осталось масла больше, чем необходимо, то зерно начинает кататься и появляется касуми. Уже зеркальная поверхность затягивается дымкой...

Но еще раз, я беру зерно 0,1 мк, т.е это до 0,15 самые большие зерна. А у тебя 3 мк, т.е разница в 20 раз по абсолютному размеру. Разница в 20, это как между кк F220 и F1200.

ps. Кстати, возможно меня сейчас поправят. Я не специалист по Касуми. Просто я четко заметил как проявляется эффект и после прочел на этой странице. Возможно у меня и не Касуми вовсе.

Удачи!

------
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель. Тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг. Тот, кто мне льстит, - мой враг. /Сунь Цзы/

Emiliokazanova 22-03-2019 16:49

Привет коллеги, давече точил дебу (производство не удалось установить) Есть обкладка, захотелось сделать касуми (без япов) после шлифивки спуска на 5к грит поверхность выглядела примерно так, матовая линия это просто продукт наличия суспензии которую я наводил томонагурой этого камня для более интенсивного сьема

Далее я взял стекло, насыпал порошок f1200 и начал шлифовать

Зона стало матовой да, но риска была блестящей и выглядело ну так себе,
на следующий день я навел суспензию на том же камне (синтетик Kasumi 5/10 килогрит ОА) сделал типа фингерстон из бумаги а4 и заклеев её скотчем начал наносить суспензию на спуск и работать им

Блестящая шляпа от КК ушла, стало реально дымчатым, после я начал наводить суспензию с 10ки, причем все что накопал КК на стекле стало очень явно заметым, и перед такой обработкой надо очень тчательно и однородно подготавливать поверхность что я конечно не сделал)
результат после суспензии 10к




В принципе это действительно полупрозачная дымка, но при некоторых углах видны огрехи толи от КК, толи от того что я не очень подготовил поверхность работая на камне, но тем не менее результом доволен и такой метод без хазуй/джизуй имеет место быть.
Emiliokazanova 22-03-2019 17:00

попробую описать смысл действа, когда мы шлифуем на закрепленном абразиве есть еще такой аспект как твердость камня благодаря которой сложновато сделать матовую поверхность так как полусвязанный абразив галтует да, но и осталется закрепленный который режет яркие риски и получаем проплешины на матовости(речь о твердых синтетиках) Если приподнять этот абразив и раздробрить , нанести на мягкую подложку (думаю даже дерево не подойдет) на которой эта вот раздробленая суспенция будет кататься туда сюда при выполнении различных движения она и будет "работать" облизывая поверхность стали и бомбардируя своими мягкими гранями
Думаю это можно делать на любой поднятой суспензии, так как её процесс работы очень деликатный и еле заметный
UPD: смотря как японцы шлифуют спуски можно обратить внимание что на камне всегда значительное количество суспензии(камушки мягкие) вот шлифуя на такой вот "жировой прослойке" и получается та самая матовость, количество суспензии настолько велико что поверхность клинка почти не соприкасается с камнем, и вся эта жижа обгалтовывает (мое понимание процесса) думаю если даже на их мягком камне убрав всю суспензию(чистом) сделать пару проходов, то риска будет блестящей до момента пока не образуется нное количество заветной абразивной пасты))
я бы попробовал последний эксперимент с КК, взяв порошок f1200-f1500(видел у рушефа) рассыпать его на стекло и РАСТОЛОЧ и после наносить пальцем, то вполне вероятно можно будет получить подобный результат без селедочного блеска и без рытвин эпохи второй мировой войны
как вариант еще я бы сравнил такую работу с порошком ОА
так же, вспоминая опыт OLDTOR при работе на притирах с пастой, попробовать сделать касуми, т.е. каким-то образом растворить связующее пасты или сделать его поддатливее, и этим же методом обработать поверхность повышая шерохотоватось но работая как с суспензией (надеюсь меня было сейчас понятно)
UPD чем крупнее абразив, тем темнее касуми, чем тоньше тем он более светлый и полупрозрачный
vovchiklj 22-03-2019 22:02

Emiliokazanova
Классическое касуми делается оксидом кремния, "все остальное от лукавого".
Можно чем угодно пытаться сделать точечную структуру при свободном абразиве. Но при хорошем увеличении будет полно рисок. Зерно очень острое.

Вишер 25-06-2019 22:28

Очень похоже у меня получается с с порошком на слабообразивном сланце . Если не обновлять порошок матовый налет светлеет. На мягком атлянце очень похоже выходит.
madmanz 26-06-2019 09:55

Сколько раз уже зарекался, далее своей темы не показываться, но, когда вижу очередной перл подобного рода, то бывает трудно удержаться.

quote:
Изначально написано vovchiklj:

Классическое касуми делается оксидом кремния, "все остальное от лукавого".

Исходя из слов познавшего «классическое касуми», выходит, что его можно получить почти что на каждом булыжнике, подобранном в любом уголке мира. Возможно, имелось ввиду что-то еще и будут даны пояснения не «от лукавого».

Заточка режущего инструмента

О касуми и том откуда оно берется