Guns.ru Talks
Заточка режущего инструмента
Нагура для водников ( англ. nagura, яп. ࡧ ... ( 7 )

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
связанные темы

Нагура для водников ( англ. nagura, яп. 名倉 )

Nikolay_K
P.M.
14-3-2014 17:00 Nikolay_K
Originally posted by pashaa:

Николай, у Вас кома дает что то похожее сначала на 1000ник?

у меня КОМА по рисунку даёт что-то близкое к #4000--6000

по чистоте отделки поверхности на уровне #10000--12000 или даже выше

а по способности быстро и гарантированно убирать риски от предыдущих абразивов ей нет равных.

а какая красота появляется на поверхности традиционной стали после отделки на хорошем твердом камне типа Авасето на суспензии КОМА.. . это трудно описать словами и передать на фото...

тактильные ощущения при такой доводке просто волшебные ( чувствуешь на кончиках пальцев как непрерывно дробится до каких-то субмикронных размеров зерно и как мелкий песочек ( пыль ) переходит в бархат, а затем по мере дробления даёт что-то типа ощущения мягкого скольжения как по маслу.. . )

безусловно, без КОМА можно обойтись, но после того, как вы поняли как она работает и какие возможности даёт вы едва ли захотите без неё обходиться.

на мой взгляд именно НАГУРА --- это самые выдающиеся, самые интересные и уникальные по своим свойствам камни из всех японских.
Как в Америке арканзас и вашита, которых нигде больше нет*, так нагура в Японии.

---

*) на самом деле у арканзасов есть близкие аналоги, в частности тюрингцы и байкальский микрокварцит, но как геологическое явление, когда в одном месте собраны сразу все необходимые для заточки камни --- от обдирочной вашиты до тончайших финишников, такого больше нигде нет ( кроме разве что Микава Широ-Нагура )


КоляПитерский
P.M.
14-3-2014 19:08 КоляПитерский
Приветствую. Для Imanishi Arashiyama #6000 можно нагуру приспособить или камень мягковат для нагур? Здесь в довесок к камню думаю взять, возможно как дресинг стоне использовать ebay
Nikolay_K
P.M.
14-3-2014 19:38 Nikolay_K
Originally posted by КоляПитерский:

Для Imanishi Arashiyama #6000 можно нагуру приспособить или камень мягковат для нагур?

Это синтетический камень. Нагура на нём НЕ БУДЕТ работать так, как она работает на природных камнях.

Тем не менее нагура для этого камня может быть полезна с точки зрения предотвращения засаливания. При этом требования к нагуре будут невысокие, можно взять самую простую и самую дешевую типа той, что продаётся в "Рубанках".


Энд
P.M.
14-3-2014 20:58 Энд
Да никто не финиширует на коме!

Парирую
Я финиширую, даже без чистого камня могу уже идти бриться. Могу и Вам сфинишировать на кома-нагура (простите если не очень неприлично звучит? ) - расскажите как ощущения. Но это имеет смысл если камень-основание - хоняма - по разным причинам не годится для финиша, например, мягковат или грубоват.
Использование томо-нагура не так однозначно. Ведь смысл в чем - работать с каждым этапом на более тонком абразиве и желательно на закрепленном. Если у вас есть камни на каждый этап заточки, в том числе и полноразмерная нагура, то суспензия нагур вам не нужна и если мне не изменяет память Мрихей так и рекомендует. Если ничего тонкого нет, то приходится изворачиваться и использовать разные опилки, потому что запросто может оказаться что этот опилок от камня тоньше вашего. А можно не подбирать, а сразу взять кома и получить гарантированный результат по:
по чистоте отделки поверхности на уровне #10000--12000 или даже выше

Но с кома ещё "проблема" - после неё не хочется брать что-то другое. Причины Николай красноречиво описал.

И напоследок. Все что есть в наличии из Koma Kawa shiro nagura - все (!) работают тоньше и быстрее любой из имеющихся у меня нагур. Свою томо-нагуру от своего же хоняма стараюсь не использовать - в топку результат после кома - либо руки из "ж", либо камень "г".

pashaa
P.M.
14-3-2014 21:56 pashaa
Нашел инфу по полировке c комой:
Кома - нагура (Koma-Nagura) всегда натуральный (крупность 1200-1500)
-странная цифра.

Взято видимо оттуда: http://kendo.gromko.info/Horev.shtml Валерий Хорев. Японский меч. Десять веков совершенства


вот, нашел наконец-то. подробнее пока инфы не видел:
Работа выполняется в три этапа, причем переход на следующую ступень немыслим ранее, чем предыдущий этап будет завершен абсолютно безукоризненно.

Обычно полировщик сидит на низкой скамейке перед абразивным камнем. Вода для смачивания находится тут же. Правое колено подобрано под правую подмышку, а правая ступня располагается под деревянным креплением камня. Такая позиция позволяет распределять давление на клинок равномерно по всей длине и контролировать тонкие аспекты процесса. Движением правой ступни можно легко ослабить крепление камня и быстро заменить его. Разумеется, для учеников такая позиция представляется мучительной, но после 6 или 12 месяцев практики наступает адаптация. В работе используется широчайший ассортимент натуральных (а теперь и искусственных) камней. Поскольку каждый клинок самобытен, то от мастера требуется безошибочный выбор, чтобы полностью раскрыть затаившуюся красоту узора.

Предварительная полировка (Shinaji - togi)

Первые три камня очень грубы, крупнозернисты и используются только на начальной стадии обработки вновь откованных либо сильно поржавевших клинков. Требуется до двух дней работы, чтобы восстановить правильные очертания и линии таких клинков. Вот эти камни:

Арато (Aralo) натуральный песчаник или карборунд (крупность 180).

Бинсю (Binsui) натуральный песчаник (крупность 280 - 320).

Кайсэй (Kaisei) натуральный песчаник (крупность 400 - 600).

Во время грубой полировки мастер держит клинок лезвием от себя, передвигая его по камню вперед и назад короткими проходами. В зависимости от твердости используемого камня он может также совершать небольшие покачивающие движения. Вначале шлифуется спинка клинка, а затем по порядку синоги-дзи, киссаки и дзи. Работу всегда начинают от хвостовика, постепенно двигаясь вдоль всего клинка, а дойдя до конца, переворачивают его на другую сторону. Когда мастер переходит на следующий камень, он немного меняет угол движения с тем, чтобы риски от предыдущего камня были четко различимы на фоне рисок нового. Таким образом он легко определяет момент полного устранения царапин от первого, более крупнозернистого камня.

Когда грубая полировка завершена, все линии клинка совершенно четко представлены и в дальнейшем не подвергаются никаким изменениям. На этой стадии начинает становиться заметным хамон, который более отчетливо виден на клинках «син-то» и «син син-то», имеющих тенденцию к ярко выраженной текстуре.

Промежуточная полировка

Следующая стадия проходит на камнях "нагура" (Nagura), которые представлены двумя типами:

Тю - нагура (Chu-Nagura) может быть как натуральным, так и искусственным (крупность 800).

Кома - нагура (Koma-Nagura) всегда натуральный (крупность 1200-1500). Затем настает черед камней "учи - гумори" (Uchigumori). На данном этапе хамон становится ясно видимым. Теперь и далее используются только натуральные камни, но мастер должен бдительно следить за ходом полировки, так как скрытые дефекты, присущие таким камням, способны наносить царапины.

Камни имеют крупность зерна около 3000 и представлены также в двух видах:

Учи-гумори ха-то (Uchigumori На-То) используется для выведения рисок после предыдущего камня на всей поверхности клинка и для прояснения хамон.

Учи-гумори дзи-тo (Uchigumori Ji-To) применяется только для заточки кромки лезвия и выявления узора дзи-хада, расположенного выше линии хамон. С этого момента и далее спинка и зона выше ребра синоги уже больше не полируются.

Окончательная полировка (Shiage-togi)

Камни на этом этапе имеют вид пластинок бумажной толщины. Эти пластинки (площадью в несколько кв. см) удерживаются пальцами, а потому носят название "пальцевые камни". Они наклеиваются на бумагу, и всё вместе покрывается лаком. Использование таких камней дает возможность выявить в металле такие скрытые, трудноуловимые нюансы, как ниэ, ниои и уцури (узор внутри хада, напоминающий хамон). За целый день работы обычно истирается всего лишь один камень. Вот некоторые из них:

Ха-зуя (Hazuya) этот камень представляет собою тонкие пластинки из бруска учи-гумори, покрытые особой пастой. Такая паста приготавливается из порошка, образующегося от трения пластинок учи-гумори между собой, смешанного с бикарбонатом натрия. По окончании данного этапа поверхность стали туманная и белая.

Дзи-зуя (Jizuya) такой брусок изготавливают из тонкой пластинки камня "марутаки" (Marutaki), которая наклеивается на бумагу и все вместе пропитывается лаком. Использование этого абразива заставляет металл темнеть, что еще больше проявляет узор хада.

Нугуи (Nugui) это последняя стадия в процессе полировки. Абразивный материал представляет собой тонкую суспензию окиси железа в растительном масле. Как и предыдущий камень, "нугуи" темнит сталь и отчетливо проясняет скрытые аспекты структуры.

Внешний вид хамон может изменяться в зависимости от того, какой из двух финальных процессов будет применен "ха-дори" (Hadori) или "сасикоми" (Sashikomi). Некоторые коллекционеры, а также большинство экспертов NBTHK предпочитают, чтобы хамон был светлым. Это достигается использованием камней ха-зуя, которые проявляют хамон, отбеливая его. Однако при этом часть красоты остается скрытой от глаз. Для специалистов, которые глубоко интересуются разглядыванием мельчайших деталей, процесс ха-дори опускается, и вместо него используются камни сасикоми, которые избирательно затемняют дзи, делая хамон особо контрастным. При этом все без исключения детали и нюансы кристаллической структуры металла становятся ясно видимыми. Тем не менее, как уже отмечалось, существует особая техника разглядывания меча, утонченная и вполне ритуализированная. Если не соблюдены основные требования по взаимному расположению источника света и клинка, то большинство из чудесных составляющих поверхностного узора останутся незамеченными.

oldTor
P.M.
14-3-2014 23:31 oldTor
Originally posted by Энд:

Но с кома ещё "проблема" - после неё не хочется брать что-то другое. Причины Николай красноречиво описал.

Есть такое)
Мне правда повезло - Николай мне любезно одолжил томо-нагуру, которая работает тоньше и чище моей финишной Накаяма, хотя и активнее даёт суспензию, а плотность камня сходная. Пожалуй только на этой томо-нагура мне хочется работать после кома - поверхность восхитительно красивая и кромка потрясающе комфортная. Причём съём явно идёт, суспензия даже при работе на уже как следует вычищенной фаске, чернеет активно. Огорчился за свою Накаяма - она у меня классная, но эта томо-нагура гораздо круче.
Но действительно после кома особо ни на чём работать уже неохота - уже и так всё прекрасно.
Кстати, я тоже пробовал побриться после работы на суспензии нагура, и томо-нагура а не после чистого камня - ну ничего так, томо нагура из карасу понравилась в этом плане меньше всего, а вот медзиро (у меня она желтоватая, очень плотная) и кома, и та томо-нагура, которой выше пел дифирамбы - очень даже)
По-моему в ракурсе проб того, что фактически по состоянию РК, а не по поверхности фаски, визуально наблюдаемой, такие пробы сделать как минимум невредно.
Спасибо что упомянули про это.
С уважением.

Энд
P.M.
15-3-2014 12:46 Энд
Кома всё таки не панацея. Можно подобрать такой режим работы и концентрацию суспензии когда кромочка будет практически "в нитку", чистый ремень чуток подправит ситуацию и можно бриться, но лучшего результата, на мой взгляд, можно добиться добавив работу на чистом твердом камне (возможно, по ситуации, потребуется поднять угол на один слой изоленты) - тогда точно кромка будет "в нитку" и бритье будет отличным (если "нитки"/"струны" не будет - бритва будет цеплять волос, что автоматом снижает комфорт). Но если камень спорного качества, то таким твердым камнем может стать гуанси или пастированный (крокус) ремень на твердой основе - вот это панацея. Конечно камень лучше, но если его нет - тогда ремень. Конечно, паста - это крайний случай , смысл тогда комой пользоваться - но "на войне все средства хороши". Кстати паста, лично для меня, это прежде всего способ выравнивания кромки, а не придания гладкости "микроподводу", поэтому-то можно после хорошей работы по исправлению геометрии на грубом оселке можно на ремне с ГОИ "заточить" до реза волоса бритву, а потом методично сделать на ней обратную улыбку (центр бритвы чаще проходит по ремню, чем концы) и в конце концов угрохать бритву.

Еще из последних наблюдений. Баловался давеча с кома и решил после неё попробовать цусиму (предварительно почитав Яраслава OldTor из вчерашнего - отличный кстати получился результат на арк+цусима - Пробы работ на камнях, притирах и стропах с пастами, порошками, суспензиями) - мутное зеркало кромки стало ближе к глянцевому, на фото кромки это выглядело как будто ямочки от нагур разгладились и появились мелкие классические риски (видимо у цусима зерно в виде иглы, а не шара/пластины). Вставлю потом фото. Но вот сама РК всё равно в мелкий зубчик - это неизбежно скажется на комфорте, тк будет цеплять волос. Поэтому кстати не люблю арканзасы на бритвах. Причем речь о микропиле, которую не должно быть видно на увеличении до 100, 150 максимум, тк на большем она будет по-любому, но отношения к комфорту уже не имеет. Поэтому пришлось поработать немного на чистом камне, затем чистый ремень и бриться. Получилось отлично. Даже не знаю с чем лучше - с кома или цусима. В общем, потенциал цусимы не раскрыт, надо попробовать её вместо кома, всё же перед этой ц-нагурой была хорошая подготовка кромки, может она вообще на РК не работала и там остался результат от кома. Попробуем.

oldTor
P.M.
15-3-2014 14:01 oldTor
После кома цусиму не пробовал, а вот после плотной тонкой медзиро мне показалось, что кромка потеряла в гладкости, сыпь заметна стала, и рисочка появилась действительно, как Вы сказали, более "классическая" тоненькая и резкая. Но проба на одной бритве ещё ни о чём не говорит, мало ли какие факторы могли повлиять непредсказуемо, буду ещё пробовать.
С уважением.
alex9635
P.M.
15-3-2014 14:02 alex9635
Originally posted by pashaa:

Кома - нагура (Koma-Nagura) - (крупность 1200-1500)


Вы только учтите, что работа натуральных камней принципиально отличается от работы синтетических. Поэтому камни с якобы одинаковой зернистостью будут давать абсолютно разный результат. Синтетические камни дают узкий, но глубокий след, а натуральные широкий, но неглубокий. Чем тоньше натуральный камень, тем менее глубокий след он оставляет, но ширина этого следа почти не меняется. Т.е. зерно имеет форму блина и основным показателем тонкости работы является не размер этого блина, а его толщина. Поэтому невозможно провести аналогию между зернистостью натуральных и синтетических камней.
click for enlarge 1000 X 333 181.1 Kb picture
Botanic
P.M.
15-3-2014 14:25 Botanic
alex9635

Отлично сформулированно Спасибо.
oldTor
P.M.
15-3-2014 15:26 oldTor
Originally posted by alex9635:

alex9635

+100500.
Сам всегда об этом говорю...

Nikolay_K
P.M.
15-3-2014 15:58 Nikolay_K
Originally posted by alex9635:

Вы только учтите, что работа натуральных камней принципиально отличается от работы синтетических. Поэтому камни с якобы одинаковой зернистостью будут давать абсолютно разный результат. Синтетические камни дают узкий, но глубокий след, а натуральные широкий, но неглубокий. Чем тоньше натуральный камень, тем менее глубокий след он оставляет, но ширина этого следа почти не меняется. Т.е. зерно имеет форму блина и основным показателем тонкости работы является не размер этого блина, а его толщина. Поэтому невозможно провести аналогию между зернистостью натуральных и синтетических камней.

Спасибо за наглядную картинку!

добавлю ещё:

детальные фото: okanna.blogspot.ru

japanesenaturalston... es-and-hardnes

у синтетичеких камней зерно ориентировано беспорядочно, форма зёрен нерегулярная и всегда найдутся одиночные зернышки выступающие над поверхностью выше других

из-за повышенной прочности они будут прорезать очень гадкие трудновыводимые одиночные риски, глубина который в 2-3 раза больше средней

и это так даже для лучших из лучших камней типа NANIWA CHOSERA
это общая проблема всех синтетических камней ( кроме, быть может, высокотемпературной керамики )


у природных камней и особенно у таких как НАГУРА профиль поверхности зерна гораздо более однородный и в процессе заточки за счёт скалывания и дробления зернышки быстро прирабатываются выравниваясь ещё лучше

А ещё у природных камней зерно лежит намного плотнее, что тоже очень благоприятно сказывается на качестве отделки поверхности.

для тех, кто умеет читать по-английски и хочет погрузиться чуть глубже в тему, советую взглянуть на вот эту статью
scielo.br


Nikolay_K
P.M.
15-3-2014 16:13 Nikolay_K
возвращаясь к НАГУРА, вот ещё одна статья на английском от очень уважаемого и опытного знатока японских натуральных камней Алекса Гилмора:


NAGURA STONE AND ITS USE
thejapanblade.com

Энд
P.M.
15-3-2014 16:27 Энд
Ставить "like" здесь нет, поэтому - СПАСИБО. Усилить мат часть - это хорошо.
Ещё бы сказал бы кто-нибудь кто и когда придумал методу заточки на суспензии нагур, наведенных на хоняме, а также как сами японцы пользуются этой методой и пользуются ли вообще, особенно когда нескольких нагур на одной хоняме. Книгу Ивасаки и рассказ Алекса Гилмора про своего японца парикмахера вспоминать не надо, если только не они это придумали.
Я вот, на сайтах заточников ножниц вижу, что каждая нагура на своем камне или, наоборот, каждому камню своя нагура, например:

nagura.t.mepage.jp


click for enlarge 1290 X 590 90.3 Kb picture

oldTor
P.M.
15-3-2014 17:20 oldTor
Одно другому не мешает. Нагура же ведёт себя по-разному в зависимости от камня, на котором применяется. Можно подобрать один или два камня, на которых можно отработать "всей линейкой" нагур, а может оказаться так, что некоторые нагура на этом камне будут работать нехорошо.
Вот как раз только что в этом убедился - две нагура прекрасно поработали на камушке, а третья отказалась - походу обнажила отдельные зёрнышки в камне и они стали царапать(
Скоро обзор выложу, правда не в этой теме, а в "Пробы работ на твёрдых камнях с пастами, порошками, суспензиями ", так как там буду не только о нагура на водниках говорить.
С уважением
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 10:21 vlad-kram
получил и я свои камушки-похвастаюсь,будем опробовать.
в середине рубанковская нагура,тактильно рубанковская глаже.
вот они красавцы на Накаяма MIZU Asagi Lv5,она для ориентира 234 мм х 75-108мм х 12 мм
click for enlarge 1920 X 1440 643.8 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 606.7 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 661.8 Kb picture
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 17:48 vlad-kram
попробовал -ботан благополучно отпочковался после замачивания(половинка с печатями уйдет следующиму владельцу)
суспензия ботан
click for enlarge 1920 X 1440 592.3 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 526.1 Kb picture

поработала
click for enlarge 1920 X 1440 562.6 Kb picture

тэнзе нагура
click for enlarge 1920 X 1440 466.9 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 601.8 Kb picture

поработала
click for enlarge 1920 X 1440 490.1 Kb picture

рубанковская нагура

vlad-kram
P.M.
20-3-2014 17:57 vlad-kram
рубанковская нагура
click for enlarge 1920 X 1440 574.0 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 491.0 Kb picture

поработала
click for enlarge 1920 X 1440 447.6 Kb picture

кома нагурв
click for enlarge 1920 X 1440 513.9 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 446.7 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 443.6 Kb picture
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 17:59 vlad-kram
томо нагура
click for enlarge 1920 X 1440 468.5 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 542.5 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 510.0 Kb picture
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 18:02 vlad-kram
прогрессия песочка суспензий очень четкая,рубанковская нагура действительно тоньше приобретенной,тома нагура суспензию дает темную и очень неохотно.
мне понравился процесс.
деление ботана-
click for enlarge 1920 X 1440 547.7 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 496.9 Kb picture
Энд
P.M.
20-3-2014 18:18 Энд
Молодец! А что в результате, в смысле остроты или бритья? Еще хотелось бы узнать что с сыпью или тестом на рез волоса происходит в прогрессии использования нагур. И кстати, почему нагура от рубанков дает белую/серую суспензию - она же должна быть оранжевой. Спасибо.
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 19:13 vlad-kram
не проверял ни сыпь, ни рез,просто интересно было попробовать-в течении получаса поширкал по очередности-почувствовать суспензию,потом уж вдумчиво и не торопясь пройду до полного дробления суспензий.
какую даёт,такую и сфотографировал.
слоистость явная только у ботана ,остальные кирпичики без признаков расслоения-цельные.
Энд
P.M.
20-3-2014 19:47 Энд
какую даёт,такую и сфотографировал

так может от камня, на котором наводишь
vlad-kram
P.M.
20-3-2014 20:17 vlad-kram
ну что не белая,точно,а цветовые оттенки на заточку не влияют.
ботан понравился,приятно дробится-хорошо чувствуется уменьшение песочка
oldTor
P.M.
29-3-2014 16:53 oldTor
Хочу похвастаться)
Теперь я счастливый обладатель ботан нагуры аж в 640 граммов и с достаточной площадью, чтобы на ней работать "стационарно"!!!



aptekar113
P.M.
29-3-2014 17:35 aptekar113
Офигеть - мы такую на 10 человек пилили ))
Поздравляю!!
oldTor
P.M.
29-3-2014 18:10 oldTor
Спасибо)
А ещё мне любезно одолжили на пробы "стационарную" же тэнзё:

Жаль сегодня уже не успею, прямо руки чешутся опробовать!
aptekar113
P.M.
29-3-2014 18:36 aptekar113
Осталось только Кома размеров 200Х75 найти ))
oldTor
P.M.
29-3-2014 19:30 oldTor
На самом деле думаю, что из полноразмерных мне в первую очередь нужна именно уже купленная ботан - с доводкой бритв я более-менее определился, и сейчас больше озабочен вопросом оптимизировать процесс заточки путём подбора абразивов для ранних этапов, которые могут оставить кромку куда в более удобном для перехода на префиниш и доводку состоянии, чем я это получал раньше.
Но посмотрим)
Энд
P.M.
29-3-2014 20:37 Энд
Да поскорей бы уже посмотреть, а то это по ходу первая страница в теме, где смысла ноль. Понимаю и разделяю радость покупок, но надеюсь это анонс будущих отзывов и отчетов, а не "меряние петушками".
gromootvod69
P.M.
29-3-2014 21:19 gromootvod69
Теперь я счастливый обладатель ботан нагуры аж в 640 граммов и с достаточной площадью, чтобы на ней работать "стационарно"!!!

Искренне радуюсь за Вас! .... и потираю руки в предвкушении новых отчетов, ЖДЕМ-с!
oldTor
P.M.
30-3-2014 16:31 oldTor
Опробовал ботан. Для начала фото фаски бритвы перед пробами - заточка на хиндостане с суспензией yellow coticule:

Взял ботан, смочил водой и понял, что в этом будет основная сложность - поддерживать нужное её количество, так как камень впитывает воду очень активно. Поскольку поверхность нагуры я не притирал, а вода стремительно уходила, камень ещё не "напился", скольжение фаски было странное, местами "принималось", местами скользило.
Сделал буквально по 30 проходов, вышло странно - сыграла разница шероховатости камней заточного и ботан, потому вышла ступенька с выходом на РК сразу, причём довольно гладко, но, разумеется, "зубцы" от прежний рисок никуда не убрались за такое время:

Ну что ж, смочил поверхность камня побольше, взял одну довольно плотную нагура (нечто среднее по работе между ботан и тэнзё и очень плотное) и равномерно лёгкими круговыми движениями обработал поверхность ботан. Выделил подходящее количество суспензии, сделал по нескольку проходов вдоль РК и затем, стал работать круговыми движениями - работал минуты две - совсем другое дело!
Съём активный, по снижению "шороха" ощущается дробление суспензии, но в некоторой мере она и обновляется тут же, выделяясь из камня, стоит лишь чуть уменьшить пятно контакта или увеличить прижим. Но всё очень хорошо чувствуется - настолько, что управлять этими нюансами вполне, по-моему, несложно будет.
Да, воду приходится добавлять, но делал это очень дозированно, буквально "по капле" - с пульверизатором это удобно - от количества воды зависит консистенция суспензии, а значит процесс добавления воды взамен впитывающейся и подсыхающей, также должен быть хорошо управляемым. Вот так выглядело всё в процессе и результат:


Далее, также пару минут, поработал, сделав по нескольку проходов "сеткой", а затем обычным образом, на зерно с широкой амплитудой однонаправленными движениями:


Поверхность ботан немного засаливается, даже скорее не так - вода уходит, и частицы металла вместе с частицами камня оседают в структуре - смочив водой камень и подушечками пальцев слегка его потерев, всё это выходит обратно и легко смывается:

- видны собравшиеся пальцами лужицы отработки.
Кромка понравилась - очень однородна, сыпь ногтем ощущается очень мелкая, волос кромка застругивает и местами пытается даже резать, но буквально вплотную к точке удержания.
В общем для заточного этапа - шикарно, я считаю, мне очень понравилось работать на этом камне.
На основные вопросы, которые у меня возникали в процессе проб, я в обзоре ответил - думаю это окажется полезно тем, кто как и я, только приступает к пробам заточки на таких камнях.
С уважением.
aptekar113
P.M.
30-3-2014 17:22 aptekar113
Вопрос главный - разница в результате рабты на Хонояме + Ботан и Ботан как хонояма + суспензия ( кстати наводилась суспензия самого Ботана или нагурки?) - есть ???- и если есть то насколько она ощутима
И второй - какова ~ цена такого камня - чтобы понимать - насколько экономически целесообразно менять связку хонояма+ Ботан - на просто большой Ботан
ivan-3
P.M.
30-3-2014 17:38 ivan-3
'S'p'{ 'y '?'?'%'u'''?'' 'r'p'? '?'?'w'p' 'u'''? 'y '?'?'''u'{'?'}'u'~'t'?'r'p'''? '?'y'?' 'u'''?'r'?'z '?' 'p'~'u'? '?'y' '?'~'? 't'p'?'''y'z '?':'?'?'u'~'x'y'? '@ ': '{'?'s'? '''? '?'~ 'u'?'''?
aptekar113
P.M.
30-3-2014 17:51 aptekar113
Originally posted by ivan-3:
'S'p'{ 'y '+'?'%'u'''?'' 'r'p'? '?'?'w'p' 'u'''? 'y '?'?'''u'{'?'}'u'~'t'?'r'p'''? '+'y'?' 'u'''?'r'?'z '?' 'p'~'u'? '?'y' '?'~'? 't'p'?'''y'z '?':'?'?'u'~'x'y'? '@ ': '{'?'s'? '''? '?'~ 'u'?'''

" я давно подозреваю - ты не засланая к нам ??!!! ))

oldTor
P.M.
30-3-2014 18:27 oldTor
Originally posted by aptekar113:
Вопрос главный - разница в результате рабты на Хонояме + Ботан и Ботан как хонояма + суспензия ( кстати наводилась суспензия самого Ботана или нагурки?) - есть ???- и если есть то насколько она ощутима
И второй - какова ~ цена такого камня - чтобы понимать - насколько экономически целесообразно менять связку хонояма+ Ботан - на просто большой Ботан

Поскольку камень-"основа" под нагуры - переменная, то так вопрос ставить я не готов.
Тем более, работа с суспензией на камне, таковую не выделяющем и работа на камне, который в процессе её выделяет - малосравнима.
Если при наведении суспензии ботан на камне-"основе", мы имеем один тип цикла - дробление определённой порции суспензии, после чего уже либо можно её разбавлять или смывать, либо наводить заново, то в случае работы на "стационарной" ботан, мы имеем другой цикл - суспензия сначала выделяется, либо принудительно наводится, затем она дробится в процессе, но при этом всё время выделяется дополнительная, смешиваясь с уже поработавшей, даже если мы часто смываем - нюансов больше выходит.

Считаю, что использовал в данной пробе суспензию лишь самого камня, так как воды он уже успел попить и вообще он не такой уж плотный, а нагуру, как я уже сказал, я взял более тонкую и плотную, и к тому же лишь еле смочил её водой - обычно надо постараться чтобы выделить из неё суспензию, и предварительно как следует увлажнить её. Наводил очень лёгкими движениями и один раз - далее работала только ботан и сама же выделяла суспензию в достаточном количестве. Гипотетически, сказал бы что попадание суспензии нагура на камень составлять могло максимум процентов 5, скажем...

Стоимость камня я не упоминаю по определённым соображениям. Но кому интересно, её вполне можно прикинуть на основании средних цен на такие атрибутированные камни в интернете от достойных доверия, проверенных продавцов, и зная ещё и примерную цену за грамм, скорректировать цифру, сделав поправку на внушительную рабочую площадь камня.
Вопрос экономической целесообразности я не ставлю и не подразумеваю его в написании большинства обзоров - меня это не волнует, я пробую разные камни и подбираю из них разные сеты не ради экономической целесообразности, а ради своего интереса к заточному делу и увлечению им. Вообще не люблю говорить о деньгах...
Цена и ценность - разные вещи.
Да и не думаю, что можно измерить в денежных единицах удовольствие от процесса работы на хороших интересных камнях.
С уважением.

aptekar113
P.M.
30-3-2014 18:41 aptekar113
Originally posted by oldTor:
работа с суспензией на камне, таковую не выделяющем и работа на камне, который в процессе её выделяет - малосравнима.

Работа может быть - а результат ? его как то скорелировать можно ?

Originally posted by oldTor:
Стоимость камня я не упоминаю по определённым соображениям. Но кому интересно, её вполне можно прикинуть на основании средних цен на такие атрибутированные камни в интернете от достойных доверия, проверенных продавцов, и зная ещё и примерную цену за грамм, скорректировать цифру, сделав поправку на внушительную рабочую площадь камня.

640 грамм - от 12 до 20 р за грамм + площадка большая =~10-12 тыр ?
Мдя .. цена Эшера или ОЧЕНЬ хорошего японца ...

Originally posted by oldTor:
Да и не думаю, что можно измерить в денежных единицах удовольствие от процесса работы на хороших интересных камнях.

" красиво жить не запретишь.. " )
Но для большинства пользователей целесообразность такого камня может быть подтверждена только очень высоким результатом который можно на нем добится
oldTor
P.M.
30-3-2014 19:10 oldTor
Originally posted by aptekar113:

Работа может быть - а результат ? его как то скорелировать можно ?


" красиво жить не запретишь.. " )
Но для большинства пользователей целесообразность такого камня может быть подтверждена только очень высоким результатом который можно на нем добится

Пожалуй да - результат сходный, причем даже если кромка перед переходом на заточку на ботан, была грубее обычного. Потому и хотел именно эту нагуру в качестве заточного камня - максимально быстрая и аккуратная именно заточка бритвы.
Но надо попробовать побольше, распробовать нюансы, тогда будет яснее, как и что, и в каком качестве оптимальнее всего работать - на одной пробе не стоит делать много выводов.


Да причём тут красиво жить - среднестатистический гражданин может себе всё это позволить, просто кто-то тратит деньги на телефоны, кто-то на ножи, кто-то на ружья, кто-то на тусовки, кто-то на рыбалку, а я вот на камни)
Т.е. вопрос не в цене, а в приоритетах.
Если бы целью моих обзоров было соориентировать большинство пользователей, что им покупать - я бы писал совсем другие обзоры и в ином ключе. И в другой области, где получал бы за это деньги, как делал это много лет)
А в заточном деле мне это неинтересно - я могу что-то порекомендовать или НЕпорекомендовать, но исключительно _безотносительно_ ценников и тому подобного. Я просто делюсь информацией и мне интересно пообсуждать частности с интересными собеседниками.

С уважением.

Энд
P.M.
30-3-2014 19:24 Энд
Да, очень вероятно около 10 тыров. Судя по японским предложениям он там не очень-то ценится в первую очередь уходят большие меджиро и тендзё. Но мне тоже интересна работа ботан-нагуры, когда зерно в свободном виде и в связанном. Цусима вот имеет очень большой потенциал в этом плане. На ботане мне тоже приходилось работать "стационарно" - напоил минут 15 и начал шоркать, затирает риски от тысячника очень быстро, как нанива , но засаливается/загрязняется отработкой и приходилось часто смывать суспензию, в общем работа как на обычном воднике, никаких особых, да вообще любых, преимуществ не отметил. Играм в суспензию (видимо и в дробление - он же не супертвердый) места особо не было. Быстро и относительно чисто затирает - это да, но по мне оно того не стоит. Придется забежать вперед - тот же эффект и на больших меджиро и кома, за одним исключением - "риска" мельче и сыпи на ногте практически нет. Т.е. риски от 1000 примерно одинаково затирали и ботан, и меджиро, и цусима. Кома в принципе тоже, но её область конечная полировка, поэтому лучше её после меджиро/тендзё/8000грит. Фото не делал, т.к. сразу было ясно, что работать на нагурах (кроме кома) кхм... нецелесообразно. Но если такая возможность есть и других камней нет, тогда конечно - это лучший выбор.

Ох, забыл сказать Ярославу спасибо - спасибо! - Ваши опыт и опыты уникальны.

aptekar113
P.M.
30-3-2014 19:30 aptekar113
В общем то теоретически это и так было понятно - но теория как известно без практики мертва )
Интересный обзор одного из вариантов - спасибо

Guns.ru Talks
Заточка режущего инструмента
Нагура для водников ( англ. nagura, яп. ࡧ ... ( 7 )