13-4-2014 16:45
oldTor
Попал ко мне такой камушек:
Довольно любопытный, отзывы по нему очень противоречивы. Кстати, что удивительно, но мне на просторах интернета попадались фото совсем старых таких камней, и иногда на этикетке указано, что рекомендуется использовать с водой и НЕ использовать с маслом (на тех что посветлее и с более крупными "крапинками"), а иногда указано, что рекомендуется использовать с водой ИЛИ с Thin oil - такие этикетки встречал на более тёмных и менее "крапчатых" экземплярах. Что в целом логично - обычно, чем камень светлее, тем он сильнее вбирает масло, а с водой может вполне охотно давать суспензию, что в основном ориентирует на использование его с водой, равно как вполне логично, что более тёмные и плотные камни, с трудом дающие суспензию или вовсе её не выделяющие, слабо или практически вовсе не впитывающие масло, вполне можно использовать и с таковым. Попробовал бритву на этом камне - затачивается быстро, риска явная, крупная, РК получается довольно грубой, особенно если работать только на зерно и в одном направлении. Тактильно работа при том очень мягкая, я бы сказал "обманчиво мягкая".
|
13-4-2014 23:11
Nikolay_K
Спасибо за обзор и за замечательные фото!
|
13-4-2014 23:43
oldTor
Спасибо за отзыв!
С уважением, Ярослав |
14-4-2014 21:18
Alex_klg
Ярослав, спасибо.
Но мне кажется что стОит копнуть чуток поглубже. Поясню. есть у меня точно такие же Беретки) и опаски я ими потачивал для ознакомления. Был отмечен следующий эффект: аналогично японцам при подсыхании суспензии он ее начинал отдавать больше и в этот отрезок сгрызание металла и почернение самой суспензии на порядок ускорялось. Рк грубоватая и цеплючая. был и другой режим - выглаживание поверхности при непрерывном смывании суспензии. Тогда 10к+, подзеркаливание камня в сухом виде и раз даже побрился. Мягко. То есть два как минимум режима в одном и том же слое камня. вот я о чем. Исследовать глубже не полез, наука требует самоотречения, а с ним у меня по-разному ![]() |
14-4-2014 21:47
oldTor
Попробую, спасибо.
А "рабочая" притирка камня до какой фракции КК использовалась? P.S. жаль камушек этот небольшой - особо не размахнёшься) Но пока более крупный не решился подыскивать.. |
14-4-2014 22:40
Alex_klg
Точно не помню, не выше 400 точно.
да он сам живет своей жизнью, то помутнеет, а то выгладится и все за считанные минуты! еще, помнится, это был торец слоев кажется. Куда попал, увидел после доводки, а переделать лень было... можно пошинковать пополам и с призмой 90? притеревши, наклеить на носителя, станет 5*2" |
21-10-2014 20:57
Botanic
К посту номер 4 плюсую: на суспензии заметно грубее работает - прям как другой камень. Без суспензии с нормальным количеством воды - ставит аккуратную тонкую риску. Пробовал на стамеске своей мелкой от касуми, поверхность - после китайского алмаза F600.
Когда ровнял - мягкий, течет густой грязью - сначала просто бегал периодически в ванную, потом запарился и прям в раковине основное мясо снимал. Себе взял кота в мешке (по этому фото опознал) Воду шустро подвпитывает.. и так же шустро высыхает. Черные пятна - это какой-то крендель точил отвертку - там яма была --масло осталось. Еще жду второго, чуть другой паттерн - должен быть плотнее и тоньше.. месяц ждать только вот Еще инфа к размышлению: есть несколько сортов шантеров. Чутка инфы есть в галерее у этого человека flickr.com Y-ktgnGh-auMiPV-ktgijQ-7saRcc |
22-12-2014 10:20
oldTor
Олег - фото просто супер! В работе тактильно разница заметная, или только в результатах?
|
22-12-2014 13:57
Botanic
Спасибо
![]() По работе - ничего сказать не могу. Разные - да, но на сколько и в чем - пока что не знаю. Я его даж не притер еще ![]() |
24-1-2015 23:48
Botanic
TOS+ Бритва Gold Dollar
обнуление арком, затем на воде без суспензии. Сам суспензии образует мало (поверхность не самая свежая, уже порядком поюзанная и выглаженная). Без суспензии работает чуть шустрее обычного сланца уровня Grey Alania, хотя по стадии работает на уровне около DT, может, чуть тоньше. bbw по скорости уступает, даже в режиме выглаживания если брать последнего. Рез: волосы на руке бреет, но застревает. Не финиш и не префиниш, имхо. TOS + нож kasumi из vg-10 Была инфа на srp, что TOS неплохо справляется с бритвами, которые склонны к сколам, но там не было никакого обзора, мнения или еще что - просто отсыл в никуда, что "уже упоминалось такое свойство, но не помню где". Для мелкой стамески, на которой он мне понравился, особо смысла тоже не вижу отдавать ему какие-то привилегии: либо пропущу этот этап, либо вовсе на синтетике пройдусь до 6-8КГрит. По твердости на царапание и субъективно (по возрастанию): LM, TOS, DT+(мой DT малость плотнее и тоньше обычного), guanxi. Однородность работы средняя. При передаве или выхвате зерна образуются укрупненные риски. Тактильный отклик - смотря, что точится и как. Суспензия + по скорости и применимости написал выше. Думаю, на нем можно что-то получить и поприкольнее и пр., но он просто больше не интересен. ------ |
25-1-2015 16:48
almedic
цитата: Отменно. Замечательный пост. Я так понимаю с запарками разгребся и снова будешь нас радовать тестами? |
25-1-2015 17:19
Botanic
Спасибо
![]() напротив. Мне тесты больше не интересны, потому как многое могу скорректировать руками и в итоге мне сказать-то нечего по камню. Если он средний по тонкости - тьма таких камней, включая и рекордсменов по скорости бельгишей.. каждый из которых от чуточки до дофига другой. Если грубый - есть вашита и синтетика. Если тонкий.. Осталось пяток интересных, но очень редких камней (гибридный coticule La Lathneus, бледный очень-очень твердый coti, лиловый coti, turkey oil stone, La Lune), которые еще предстоит распробовать - даже не уверен, что стоит ли по ним, кроме турка разве что, что-то писать, потому как их крайне тяжело найти.. некоторые - за разумные деньги, некоторые - вообще найти. |
1-3-2015 21:41
Botanic
Доброго вечера
![]() Про цусиму, имхо, если посмотреть на цвет суспензии - цусимы там.. маловато будет ![]() Про масло - да, может, это и не из-за масла цвет такой. Что не впитывает местами - такое бывает, когда камень плотный и заглянцован\сильно приработан\выглажен. Но ск. всего все же масло, да ![]() На бритве гладко-чистенько вышло. Прямо завидно |
1-3-2015 22:08
oldTor
Может быть, но она уже подсохшая, а сам этот камень суспензии при работе на нём чистом не давал у меня.
Знаешь - побриться можно, но не фонтан - хочется ещё чем-то финишировать. Хотя в принципе бывает видок и похуже, а бреет комфортнее.. . |
1-3-2015 22:54
Botanic
цитата: Пока не знаю - стабильно выглядит фигово и бреет еще хуже ![]() ![]() ![]() По картинке складывается впечатление, что LM на стадию тоньше будет. Камень странный и по поводу суспензии - она то есть на одних ножах, то нет её совсем на других (по мотивам pm). У меня, правда, все несколько проще - спустя какое-то время после поюза камень сказал: "фиг вам" - и с тех пор больше я от него ни черноты, ни суспензии не слышал и не видел |
7-7-2015 11:16
Botanic
|
25-7-2015 17:25
oldTor
Не могу сказать что полностью разобрался в Tam'o'shanter-ах, но уж очень мне нравится тактильный отклик, потому продолжал пробы И не зря, я считаю. Сейчас у меня в арсенале два шантера, меньший использую для наведения суспензии на большем. Сами камушки и их поверхность в макро ~540х. Все фото кликабельны и по переходу доступен кадр в 100% развёртке:
Далее - результирующее увеличение ~800х
|
25-9-2015 22:20
oldTor
С удивлением обнаружил, что Tam'o'Shanter прекрасно работает и для создания микрофаски на твёрдой углеродке. В данном случае - широгами. И тактильно всё очень информативно вышло.
Собственно, как всё было: Потребовалось заточить сантоку из широгами, причём я немного уменьшил угол, что, разумеется, потребовало и создания микроподвода, так как сталька хрупкая довольно, и при 30 градусов +-, долго держаться не станет без изъянов. Для заточки взял "радужный" хиндостан с довольно шершавой поверхностью - недавно использовал его с суспензией грубого песчаника, а тот прекрасно освежает поверхность хиндостанов. Несмотря на твёрдость стали и достаточную тонкость данного хиндостана, заточилось на чуть меньший, чем ранее, угол, весьма быстро - от силы минут 15. Далее, на той же стороне хиндостана я поработал с суспензией BBW - на заточной фаске на фото виден именно результат этой работы. И в заключение, выполнил микропод на Tam'o'Shanter, сначала с суспензией умегахата, а затем буквально несколько движений на зерно на чистом камне. Очень резучая и весьма однородная кромочка вышла, после направки на чистой коже, наклеенной на бланк, свободно строгает волос. Работа рядовая, но заслужила мини-обзора, потому как меня во-первых, удивило, насколько быстро и при том тонко можно заточить такую твёрдую углеродку на меньший угол на хиндостане, и во-вторых, что Tam'o'Shanter так замечательно сделал микроподвод - очень подконтрольно и тактильно информативно и мягко. Фото ножа и использовавшихся при заточке и финише материалов, и макро результата работы: |
10-4-2016 20:23
oldTor
Спустя долгое время, вернулся я к пробам Tam'o'Shanter на бритве.
В общем, пока что, лучшее, что удалось на нём получить, с суспензией умегахата, сначала насыщенной, потом сильно разбавленной: Не могу сказать что я совсем уж распробовал этот камень, но всё-таки, уже лучше. А с суспензией чуть более мягкого tam'o'shanter или чистый - нарезают мелкую, частую рисочку и довольно агрессивную - пока на чистом, мне на бритве удовлетворительного финиша получить не удалось на этом экземпляре. |
11-4-2016 16:58
almedic
Завидую.
А я с ним так и не разобрался. Непонятен он мне. Или я что-то не то делаю. ПыСы. Пробовал только на ножах. |
11-4-2016 17:11
oldTor
Да пока завидовать особо нечему - надо ещё добиться повторяемости результата хорошей...
Действительно камень какой-то не особо понятный. И эта его способность в процессе менять характер работы как-то уж совсем непредсказуемо.. Ну да ничего, что-нибудь вырисуется - пока не оставляю надежд! Уж больно любопытно, как всё-таки с ним работать "оптимально" - думаю что что-то я не нащупал то ли в притирке, то ли ещё в каких аспектах.. Всё-таки, если камень хорошо пашет только со сторонней суспензией и совсем другой по породе - значит не всё так уж хорошо.. А у меня пока только умегахата показывает на нём некоторую стабильность. Но она легко наводится. А вот сопоставимый по лёгкости натирки слурик карасу, такое ощущение, что слишком обнажает зерно там-о-шантера, получается как-то не то уже. |
11-4-2016 17:26
almedic
Тему сделали OldTor и Botanic.
Особая благодарность за то, что не забываете подобные темы и продолжаете сообщать то новое, что освоил-понял-увидел. Спасибо вам, братцы! |
11-4-2016 17:29
oldTor
Большое спасибо за тёплые слова!
Буду стараться и дальше! Присоединяюсь к словам благодарности Олегу! Без его обзоров, информации, что по камням, что по работе на них, что по макрофотографии - мне бы многого не удалось ни попробовать, ни зафиксировать! С уважением, Ярослав |
12-4-2016 14:10
oldTor
Видимо, окончательно выяснил, что на нержавейке мне этот камень не нравится. Совсем.
Вчера сунулся подточить кухонник, на "турке" освежил фаску и сделал микрофаску, примерно 0,08мм. И так было нормально, но решил её "причесать" на Tam'o'Shanter. Обнаружил, что он у меня засалился малость и не отмывается. Тогда прибёг к такому способу - смазал его эфирным маслом и тут же помыл с мылом в тёплой воде - прекрасно снялась засалка - масло так её растворяет, но не успевает впитываться. Кстати, на других камнях тоже помогает и не только на масляных. А Tam'o'Shanter я с водой использую. Навёл суспензии слегка слуриком, и принялся за дело - вот сколько раз себе говорил - нельзя уставшим и сонным браться за дело! Напортачил. На суспензии было ещё терпимо, хотя скользит по нему нержа так, что "увод угла" руками практически не чувствуется (а вот с углеродкой такого нету - даже очень твёрдая, под 64 HRC, явно "принимается" и сразу, с шелестом и информативно). Далее, смыл суспензию и пробовал окончательно доделать. Окончательно испортил - то ли от усталости уже не уследил и передавил где-то, то ли пятно контакта слишком мало, но суспензия не образовывается, а отдельные зёрнышки нержавейка вытянула таки с камушка - отдельные, но довольно частые мелкие задиры и царапки я получил на всей кромке. Огорчительно. Может по более широкой фаске было бы и нормально, но что-то мне уже расхотелось по таким сталям его дальше пробовать. Видимо, остаётся углеродка или легированные стали потвёрде и с высоким углеродом - это ещё проверим.. . Кстати, вот чем-то он мне напомнил по нерже тот самый "полуопознанный" зелёный, предположительно тоже шотландский камушек: Любопытно, не родственнички ли они... |
17-8-2016 09:49
oldTor
Всё-таки это странноватый камень. Всё пробовал его с суспензией такого же, только чуть более мягкого, и с его собственной - трудно дело идёт. Лучшее в таком варианте - работа на малом количестве довольно густой суспензии, малой амплитудой. Можно даже приблизиться к варианту кромки, которую можно тащить на хб-стропу или чепрачок помягче с крокусом. Кромка выходит достаточно приличная, но очень уж агрессивная:
Это с суспензией, как сказал выше, и переменными движениями, сеткой и круговыми - вот странно - не сказать что камень неоднороден в деле, а вот поди ж ты - с своей суспензией как будто выходит, что часть её дробится легко и мелко и зачищает, а часть оставляет кучу глубоких рисок. А вот при работе на нём чистом после суспензий типа умегахата - которая на нём по-моему вообще оптимальна - всё куда лучше.. . В общем, вышло нехорошо.. . Как я ни пытаюсь найти больше вариантов применения этого камня - пока тухло и хорошие результаты не отличаются повторяемостью. А зависимость работы камня от состояния фаски, при переходе на него - просто огромна. |
9-10-2016 17:01
oldTor
Правил тут разделочник из W75, с финишем на Tam'o'Shanter, с суспензией, наведённой камушком той же породы, но помягче - нижний на этом фото:
Вышло довольно агрессивно и не особо тонко, но ожидаемо - так, как и планировалось. Макро 9:1, кроп, 2,5мм. по горизонтали: Ну что, результат моей жене понравился, в разделке курицы, так что будем этот вариант тоже использовать, как рабочий финиш. |
25-12-2016 15:05
oldTor
Окончательно определился в предназначении Tam'o'shanter для себя. Притирка до F600 - 800, подточка и правка ножей, заточный этап для бритв. В такой притирке, с собственной суспензией или чистый, даёт наиболее понятный и воспроизводимый результат. В очередной раз убедился, как хорошо этот камень, несмотря на тактильную мягкость, позволяет создавать микрофаски. В качестве очередного примера - на ноже в якутском стиле из у12а, на стороне с долом, ширина её чуть менее 40мкм, выполнена за пять движений вручную - отличная агрессия реза и вменяемая однородность обработки, при том, что перед её наведением, клинок был нормально так затуплен - выводил питтинговую коррозию с зоны РК:
Макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали: А вот что касается бритв, камень однозначно для этапа заточки, максимум тонкой заточки будет применяться, префиниш из него вытягивать туговато. А надо отметить, что этикетки винтажных этих камней, говорят о его предназначении, в т.ч. для заточки бритв. |
2-4-2017 14:41
oldTor
Выполнял тут правку бритвы, на Tam'o'Shanter с суспензией магнитогорского сланца - очень она мне понравилась на нём, здорово смягчает его работу. Сделал несколько фото через объектив для микроскопа ЛОМО ПЛАН 10х0.22 ОПХ-10Л:
Прямая проекция на матрицу, стэкинг, кроп. масштаб съёмки везде 10,5:1, по горизонтали кропа 1,12мм. Работу делал только круговыми движениями - если переходить на обычные, то фаска и кромка моментально загрубляются - я вообще стал использовать TOS для этапа, скорее, тонкой заточки, ну и вот с суспензиями, могущими смягчить его работу, например умегахата или магнитогорский сланец, на префинише. Далее перешёл на собственно магнитогорский сланец с его суспензией, постепенно разбавляя её к завершению работы - нормальный переход получился. Вот так выглядит результат - параметры фото те же: Кромка уже режет волос, на расстоянии примерно 5-6мм. от точки удержания. Далее я выполнил направку бритвы на ладони - 40 проходов на сторону (больше чем на ремне обычно делаю и можно и ещё больше - разность кромки в резе волоса после 20 движений и 40 движений - заметная, тест на рез волоса после 40 проходов - в 18-22мм. от точки удержания). Очень старался показать на фото результат направки - если открыть предыдущее фото и нижеследующее в новых вкладках в 100%, то разность характера кромки - очевидна. На фотках один и тот же участок кромки - слева видна царапка от какого-то случайного зёрнышка - на неё и ориентировался, стараясь сделать фото одного участка: |
13-5-2017 15:32
oldTor
Выполнял тут правку "Мили" из cpm s30v на Tam'o'Shanter, маленьком:
Камушек активно давал суспензию, как можно видеть, причём весьма насыщенную. Подсыхает она довольно быстро, чуть разбавлял её пару раз. Тактильный отклик информативен даже при обильной суспензии и ощущается как камень весьма активно снимает, так что выдерживать угол нет никакой сложности. Результат мне понравился - макро 9:1, по горизонтали 2,5мм.: Поверхность камня при таком активном выделении суспензии, выглядит в том же масштабе достаточно грубой, для полученного на кромке результата: В общем, мне понравилось, как он сработал по этой стали. |
15-3-2018 10:13
nakayamastone
Почему сей камень ценитс на ЕБае? Мода, красивый рисунок, нет современной добычи.. . И почему в описании камня обязательно добавляют - Ювелирный?
Это как понялдля продажи грубово песчанника добавить в описание слово - Бритвенный. Как я понял из свойства камгя - он близок к Вашите. |
15-3-2018 14:57
oldTor
На цену сильно влияет редкость - шотландских камней в принципе раз-два и обчёлся, да и этих не сказать что много предлагается. Ну и я бы сказал что он ценен тем, что его трудно спутать с другими, он очень узнаваем и соответственно, под видом него толкнуть какой-нибудь фейк трудновато.
Отчасти, вероятно именно поэтому, разница в стоимости между экземплярами с этикеткой и без оной, по крайней мере раньше - отличалась не так уж сильно, по сравнению с некоторыми другими камнями. То что он может работать и с маслом и с водой - только в плюс, а что он подходит для _заточки_ бритв - это факт. Для заточки, к слову, вовсе не значит что для доводки. Хотя некоторые экземпляры для этого подходят. Позиционирование его для ювелиров - такое же нередкое явление, как и многих других природников, работающих однородно и достаточно тонко - указание что камень подходит\рекомендован часовщикам и ювелирам - можно встретить очень часто на этикетках природных камней и в каталогах. Какая может быть близкость к вашите у сланца, к тому же среди экземпляров которого попадаются ярковыраженные суспензиаты? С чего бы им быть похожими? Структура, окрас, текстура, истираемость, характер работы, тактильный отклик, поведение в выравнивании и притирке и пр. - ничем не похож. |
15-3-2018 15:43
Sammler
В ювелирке он применяется не для заточки, а тонкой шлифовки изделий. Потому ювелирные Ошантеры квадратного сечения как мелки для школьной доски, работают ими торцом предварительно намылив собственной суспензией. На одном иностранном мастеровом форуме читал сообщения примерно от 2012 года, мол Ошантера за приемлемые деньги найти все труднее, эти точуны бритв взвинтили цены и скупают камни неглядя :-)))
|
16-3-2018 13:54
oldTor
Очень интересно, спасибо!
Интересная информация, спасибо! Кстати, справедливости ради, отмечу, что именно "мелки", вот типа что я выкладывал, квадратный в сечении - в те годы - 2012-14, на ебее было полным-полно и стоили в районе 600-1000р. с пересылом. Может как раз потому, что мало кому из заточников нужен такой типоразмер - для бритв не особо удобно, только тем кто приноровился на "малышах" работать, а для слурика - "жирновато" тоже) |
6-5-2018 18:12
oldTor
В общем, там-о-шантер открывает новые перспективы)
По сталям попроще он грубоват, а тут вот очень даже аккуратно, и при том быстро... Надо же, а я его с месяца два назад чуть было не продал, но вовремя вспомнил как сокрушался иногда о том, что продал какой-нибудь камушек, а потом пожалел и чёрта с два удалось найти похожий... |
6-5-2018 20:20
Sammler
Камень обсуждался в темах по обработке обычных "ювелирных" материалов - сплавов меди (с серебром, золотом), серебра, латуни. Но интересно не это, а как говорится - история с географией :-) Это форум мастеровых работающих в технике традиционной художественной японской металлообратотки с применением соответственно традиционных для старой Японии материалов и инструментов, а шлифовальный камень используют, добытый с противоположной стороны земного шара. Возможно, все дело в соотношении производительность-качество-цена, и Ошантер оставляет позади японские камни. |
6-5-2018 21:36
oldTor
Спасибо большое, интересно получается... .
|