вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
oldTor
13-4-2014 16:45 oldTor
Попал ко мне такой камушек:

Tam'o'Shanter hone

Tam'o'Shanter hone

Довольно любопытный, отзывы по нему очень противоречивы. Кстати, что удивительно, но мне на просторах интернета попадались фото совсем старых таких камней, и иногда на этикетке указано, что рекомендуется использовать с водой и НЕ использовать с маслом (на тех что посветлее и с более крупными "крапинками"), а иногда указано, что рекомендуется использовать с водой ИЛИ с Thin oil - такие этикетки встречал на более тёмных и менее "крапчатых" экземплярах. Что в целом логично - обычно, чем камень светлее, тем он сильнее вбирает масло, а с водой может вполне охотно давать суспензию, что в основном ориентирует на использование его с водой, равно как вполне логично, что более тёмные и плотные камни, с трудом дающие суспензию или вовсе её не выделяющие, слабо или практически вовсе не впитывающие масло, вполне можно использовать и с таковым.
Камушек, который попался мне, явно не слишком плотный, охотно выделяет суспензию, сильно и пресно пахнет мелом. В работе пока не пробовал, только подровнял одну сторону. После порошка карбида-кремния, на гранитной плитке камень вполне охотно дал суспензию, на которой я его и закончил притирать - вообще есть подозрение, что он должен хорошо подойти в качестве "нагура", так сказать..



Ну и в увеличении - деление линейки = 1мм.:

Попробовал бритву на этом камне - затачивается быстро, риска явная, крупная, РК получается довольно грубой, особенно если работать только на зерно и в одном направлении. Тактильно работа при том очень мягкая, я бы сказал "обманчиво мягкая".
Результат мне напомнил чем-то хиндостан, чем-то грубый yellow, т.е. вполне "заточные" варианты. Из синтетиков, я бы сказал, что суэхиро riko 5000 грит оставляет похожий результат.
Далее я попробовал поработать на суспензии этого камушка, наведя её на уже сильно выгладившуюся вашиту, на которой часто затачиваю бритвы с суспензией yellow coticule. Ну что сказать - "шелест" менее явный, чем на суспензии бельгийца, работа мягче и суспензия дробится и засаливается чуть медленнее. Цикл выработки одной порции суспензии и до существенного изменения характера фаски и кромки, составил около 7 минут работы. Вышло чище, чем при работе на самом Tam'o'Shanter, фаска ярко бело-матовая, для невооружённого взгляда, сыпь на кромке мельче и гораздо однороднее.
Предлагаю обратить внимание на фото именно на самую зону РК - верхнее фото Tam'o'Shanter, нижнее - его суспензия на выглаженной вашите:


Время работы и манера работы в обоих случаях практически одинаковы, после самого шантера кромка агрессивно бреет предплечье, доставляя дискомфорт коже. После работы на его суспензии на вашите - РК способна застругивать волос и бреет предплечье мягко с бесшумным отлетанием волосков. Хотя разница на РК визуально мало чем отличается, тактильно она велика, и при проводке по ногтю и при проводке по подушечке пальца и проч.
Судя по всему, разброс в экземплярах этих камней должен быть немал, учитывая противоречивость отзывов о них.
У меня же данный экземпляр скорее всего послужит "донором" суспензии, по крайней мере применительно к бритвам.


edit log

Nikolay_K
13-4-2014 23:11 Nikolay_K
Спасибо за обзор и за замечательные фото!

oldTor
13-4-2014 23:43 oldTor
Спасибо за отзыв!
С уважением, Ярослав
Alex_klg
14-4-2014 21:18 Alex_klg
Ярослав, спасибо.
Но мне кажется что стОит копнуть чуток поглубже. Поясню.
есть у меня точно такие же Беретки) и опаски я ими потачивал для ознакомления. Был отмечен следующий эффект: аналогично японцам при подсыхании суспензии он ее начинал отдавать больше и в этот отрезок сгрызание металла и почернение самой суспензии на порядок ускорялось. Рк грубоватая и цеплючая.
был и другой режим - выглаживание поверхности при непрерывном смывании суспензии. Тогда 10к+, подзеркаливание камня в сухом виде и раз даже побрился. Мягко.
То есть два как минимум режима в одном и том же слое камня.
вот я о чем. Исследовать глубже не полез, наука требует самоотречения, а с ним у меня по-разному
oldTor
14-4-2014 21:47 oldTor
Попробую, спасибо.
А "рабочая" притирка камня до какой фракции КК использовалась?

P.S. жаль камушек этот небольшой - особо не размахнёшься) Но пока более крупный не решился подыскивать..

edit log

Alex_klg
14-4-2014 22:40 Alex_klg
Точно не помню, не выше 400 точно.
да он сам живет своей жизнью, то помутнеет, а то выгладится и все за считанные минуты!
еще, помнится, это был торец слоев кажется. Куда попал, увидел после доводки, а переделать лень было...

можно пошинковать пополам и с призмой 90? притеревши, наклеить на носителя, станет 5*2"
Не гигантская комбинашка нортона, но сойдет

Botanic
21-10-2014 20:57 Botanic
К посту номер 4 плюсую: на суспензии заметно грубее работает - прям как другой камень. Без суспензии с нормальным количеством воды - ставит аккуратную тонкую риску. Пробовал на стамеске своей мелкой от касуми, поверхность - после китайского алмаза F600.
Когда ровнял - мягкий, течет густой грязью - сначала просто бегал периодически в ванную, потом запарился и прям в раковине основное мясо снимал.

Себе взял кота в мешке (по этому фото опознал)

спустя 4 мм. (седло, масло) стало норм

Воду шустро подвпитывает.. и так же шустро высыхает. Черные пятна - это какой-то крендель точил отвертку - там яма была --масло осталось.
https://yadi.sk/d/31KFVAlCcBozr

Еще жду второго, чуть другой паттерн - должен быть плотнее и тоньше..месяц ждать только вот

Еще инфа к размышлению: есть несколько сортов шантеров.
"Синий" шантер - черного цвета http://www.ebay.com/itm/RARE-V...E-/321484742179 ,
еще "синее" https://www.flickr.com/photos/...Q2fH-i5PqZ1-mGx vFg-jhuaLS-j2MMTX-j2LizX-iYht5o-i5FVKU-i5FTiE
белый - http://www.ebay.com/itm/Large-...x-/371096514743
и стандартный
//В grinder & honing part 3 стр. 45 написано, что есть TOS (для мебель-мэйкеров, 6-8КГрит), Fine TOS (бритвы, часовщики и ювелиры) и white TOS (8-12КГрит). Причем, я на вид не вижу разницы между ними Про "dark blue Tam O'Shanter" ничего не пишут

Чутка инфы есть в галерее у этого человека https://www.flickr.com/photos/...s4-ktcTm6-kteYE Y-ktgnGh-auMiPV-ktgijQ-7saRcc

edit log

Botanic
21-12-2014 18:27 Botanic
Слева TOS-3 от Ивана, справа - купленный на ebay TOS-2 (из сообщения 8).

3-й уже по счету и хоть бы два были одинаковыми.. Этот чутка тоньше (вроде бы - пока не перепритирал), сильно светлее, крапинки мельче и их больше.

Фото
https://yadi.sk/d/cN_5tiASdXBPw

edit log

oldTor
22-12-2014 10:20 oldTor
Олег - фото просто супер! В работе тактильно разница заметная, или только в результатах?
Botanic
22-12-2014 13:57 Botanic
Спасибо Хотя я их сравнил с просто макро и загрустил от того, что количество деталей возросло не шибко.
По работе - ничего сказать не могу. Разные - да, но на сколько и в чем - пока что не знаю.
Я его даж не притер еще К НГ только дошкрябаю.
Botanic
24-1-2015 23:48 Botanic
TOS+ Бритва Gold Dollar
обнуление арком, затем на воде без суспензии.
Сам суспензии образует мало (поверхность не самая свежая, уже порядком поюзанная и выглаженная).
Без суспензии работает чуть шустрее обычного сланца уровня Grey Alania, хотя по стадии работает на уровне около DT, может, чуть тоньше.

bbw по скорости уступает, даже в режиме выглаживания если брать последнего.
С суспензией работает пошустрее, одиночных рисок на 3-4КГрит становится больше, но подвод уже хотя бы более однородным выглядит,
а не частично гладким с редковатыми рисками.
Фото - у Ярослава получились замечательно. Ровно тоже самое, что и в микроскоп вижу..эээ..Только, пожалуй, риски у меня все же глубже

Рез: волосы на руке бреет, но застревает. Не финиш и не префиниш, имхо.
Рез волоса с головы не стал пробовать.

В сущности - обычный рабочий камень. Из примечательного: ход приятный, если совсем без суспензии; вода быстровато высыхает.
Предпочту эту стадию просто пропустить на бритве. К тому же есть шустроватый арк, коти, bbw, суспензии botan-umegahata..
Просто не впечатлил.

TOS + нож kasumi из vg-10
TOS-1 сначала попробовал в доводочном режиме без суспензии. С трудом преодолел себя.
Довольно чисто после бельгиша все повыгладил и подровнял. Своих рисок даже намечать не стал.
Навел суспензию на нем TOS-3, чуть-чуть увеличил нажим. Тактильно почти не изменился, подтормаживать чуть начал.
Риски нарезал - что-то погрубее коти с суспензией вышло, но менее глубокие и поаккуратнее.
Очень сильно ощущается попадание в плоскость\выход из неё. Тяжело, но можно. Коти еще труднее.
BBW у коти работает чуть глубже, но тактильно много проще и приятнее +\- глубина рисок\режим работы.

Но, по сути, он чисто бритвенный, потому как:
для ножей у него тактильный отклик слабоват и он логичен для них только в доводочном режиме (деликатно работает),
а, в свою очередь, в доводочном режиме можно взять любой плотный твердоватый сланец и будет тоже самое..
Ну, тактильный отклик у него далеко не худший для этого дела, даже выше среднего, но я больше про то,
что для ножей он не представляет какой-либо уникальной ценности.
Предпочту coti, BBW или еще что-нибудь, что, может, и не будет таким аккуратно-ровно работающим, зато предоставит лучшие тактильные впечатления, скорость и агрессивность реза.

Это всё больше о vg-10, но более мягкие стали тем более ассортимент широк.
Для сталей помягче бельгиши как раз будут избыточны(есть куча всякого и подешевле, что использовать разумнее)
+ слишком высокий износ (+\- зависит от геометрии ножа и его подготовленности)
..можно еще с маслом попробовать..но впитывает он сразу и на всю ширь..
С маслом он больше на рез работает, риски чаще.

----------
Что-то вроде итога:
По отличиям экземпляров: да, по сути, они все очень близки друг к дружке все же.
Первый, чуть более крупно-пятнистый - чуть менее выглаживается, даёт чуть-чуть больше суспензии (но её все равно едва заметное количество).
Отсюда же - два оставшихся чуть более плотные.

Была инфа на srp, что TOS неплохо справляется с бритвами, которые склонны к сколам, но там не было никакого обзора, мнения или еще что - просто отсыл в никуда, что "уже упоминалось такое свойство, но не помню где".

Для мелкой стамески, на которой он мне понравился, особо смысла тоже не вижу отдавать ему какие-то привилегии: либо пропущу этот этап, либо вовсе на синтетике пройдусь до 6-8КГрит.
По ножам - отметил на VG-10 и opinel carbon, что годится для доводки - риски выглаживает\ровняет линию РК в выглаженном состоянии неплохо. Особой разницы между тремя экземплярами в этом плане не нашлось.
Может даже задержится на этой позиции.

По твердости на царапание и субъективно (по возрастанию): LM, TOS, DT+(мой DT малость плотнее и тоньше обычного), guanxi.

Однородность работы средняя. При передаве или выхвате зерна образуются укрупненные риски.
Стадия\тонкость работы.. Да пускай 3-5КГ\4-6 и будет - где-то около DT и работает.

Тактильный отклик - смотря, что точится и как.
Если нигде ничто не трет - не было передавливаний и прочего==нет каким-либо образом появившегося свободного зерна на поверхности камня
- на ножах камень ощущается твердым и гладким, как если у LM сильно ослабить его обычное подтормаживание,
на бритве просто гладкий мягкий ход.
Как только появляется зерно - начинает хрустеть, как будто там чьё-то чужое зерно влезло.
На стамеске мелкой нравился - ход был не такой гладкий, резал неплохо.

Суспензия
держать отдельно кусок для натирки неразумно, т.к. длительность этого процесса больше, чем хотелось бы.
LM кусочком его же натирается куда как быстрее.
Можно натирать нагурами, что имеет два эффекта:
пилка становится регулярнее (сама нагура срабатывает),
исчезает глянец.
Причем натирается он ими хорошо и быстро: не только mejiro, но и botan, который у меня крайне неохотно натирается на хинда заглянцованного.
Даже цветная кома-нагура, судя по цвету суспензии, на нем стачивается.
С botan-nagura работают грубее самих себя.
С mejiro - чуть тоньше.
С собственной и без неё - приблизительно одинаково.
TOS-3 с натиркой bbw от бледнолицего коти:
вот это херь..Я, впрочем, предполагал, что крупное острое зерно на гладкой твердой плотной поверхности сработает не ахти как хорошо
без доп. ухищрений (которые я пока не могу).. но результат меня прям удивил - все в крупных одиночных рисках, равномерность весьма условная.

+ по скорости и применимости написал выше.

Думаю, на нем можно что-то получить и поприкольнее и пр., но он просто больше не интересен.

----------
Краткая характеристика вышла такой: это DT с более мягким и плавным ходом
+ работает деликатнее и мягче, за счет чего для доводки ножей, когда поверхность бруска уже подвыглажена, годится лучше..
в плане, что не так агрессивно нарезает риски и больше выглаживает.
Разумная рыночная стоимость - около bbw, чуть дороже. Если брать за единицу объёма.
Сравнивать их смысла особо нет, т.к. твердость у них не сопоставима, да и характер работы\тонкость различны.
Из твердых сланцев на уровне 3-5КГрит, пожалуй, конкурентов нет. Ход у него все же приятнее остальных бюджетных сланцев.
Тактильно - не отнесу к замечательным, но неплохой.

edit log

almedic
25-1-2015 16:48 almedic
цитата:
Originally posted by Botanic:

Отменно. Замечательный пост.
Я так понимаю с запарками разгребся и снова будешь нас радовать тестами?
Botanic
25-1-2015 17:19 Botanic
Спасибо

напротив. Мне тесты больше не интересны, потому как многое могу скорректировать руками и в итоге мне сказать-то нечего по камню. Если он средний по тонкости - тьма таких камней, включая и рекордсменов по скорости бельгишей..каждый из которых от чуточки до дофига другой. Если грубый - есть вашита и синтетика. Если тонкий..
Короче, я набрал рабочий набор с избытком, методику отбора откалибровал - больше мне фиксирование в обзорах не нужно и не интересно. Да и в проф. русло пора переключаться.

Осталось пяток интересных, но очень редких камней (гибридный coticule La Lathneus, бледный очень-очень твердый coti, лиловый coti, turkey oil stone, La Lune), которые еще предстоит распробовать - даже не уверен, что стоит ли по ним, кроме турка разве что, что-то писать, потому как их крайне тяжело найти.. некоторые - за разумные деньги, некоторые - вообще найти.

Botanic
1-3-2015 21:41 Botanic
Доброго вечера
Про цусиму, имхо, если посмотреть на цвет суспензии - цусимы там.. маловато будет
Про масло - да, может, это и не из-за масла цвет такой. Что не впитывает местами - такое бывает, когда камень плотный и заглянцован\сильно приработан\выглажен.
Но ск. всего все же масло, да

На бритве гладко-чистенько вышло. Прямо завидно Для бритвы это не финиш пока еще, верно я понимаю?

oldTor
1-3-2015 22:08 oldTor
Может быть, но она уже подсохшая, а сам этот камень суспензии при работе на нём чистом не давал у меня.
Знаешь - побриться можно, но не фонтан - хочется ещё чем-то финишировать. Хотя в принципе бывает видок и похуже, а бреет комфортнее...
Botanic
1-3-2015 22:54 Botanic
цитата:
Знаешь -...

Пока не знаю - стабильно выглядит фигово и бреет еще хуже
По картинке складывается впечатление, что LM на стадию тоньше будет.

Камень странный и по поводу суспензии - она то есть на одних ножах, то нет её совсем на других (по мотивам pm). У меня, правда, все несколько проще - спустя какое-то время после поюза камень сказал: "фиг вам" - и с тех пор больше я от него ни черноты, ни суспензии не слышал и не видел

Botanic
7-7-2015 11:16 Botanic
Сделал, наконец, приличное фото сабжа (TOS-3 https://yadi.sk/d/s3t1rZh1g2Z7...0scotch%20mark' )

Толщина черной полоски 0,2мм.:

edit log

oldTor
25-7-2015 17:25 oldTor
Не могу сказать что полностью разобрался в Tam'o'shanter-ах, но уж очень мне нравится тактильный отклик, потому продолжал пробы И не зря, я считаю. Сейчас у меня в арсенале два шантера, меньший использую для наведения суспензии на большем. Сами камушки и их поверхность в макро ~540х. Все фото кликабельны и по переходу доступен кадр в 100% развёртке:


Много пробовал разобраться с их работой, в конечном итоге результаты достаточно противоречивые, но кое-что сказать можно.
Основное - их зерно достаточно твёрдое и агрессивное, несмотря на тактильную мягкость камней в работе, и потому переработать на них лишнего - чревато пройти некую оптимальную точку в заточке и начать уже ухудшать кромку и делать её более "пилообразной". Работать на сильно выглаженном камне - не выход - чревато отдельными рисками всё равно, но ещё добавляется опасность начать вытаскивать новую микрозаусеночку.
Зато есть и свои плюсы - работает довольно однообразно что на мягких что на твёрдых бритвах и после самых разных камней весьма сходно. И даже способен оперативно зачистить весьма грубую риску - например я брал его сразу после хиндостана с суспензией ботан-нагура и даже с суспензией амакуса - зачищает очень быстро.
При том, если повезёт вовремя остановится, а по факту это отработка одной порции суспензии и потом без фанатизма немного работы на чистом камне - можно получить вполне недурной префиниш, а если удачно покомбинировать движения и амплитуду, то можно даже получить кромку, которая при чуть более долгой, чем обычно, направке на ремне (и желательно, сначала на тканевой стропе, а только потом уже на чистой коже) - можно даже вполне прилично побриться.
Так что хоть до финишника для бритв этот камень не дотягивает и требует приноровиться к нему, однако свои несомненные плюсы у него есть. Настолько, по крайней мере, что я захотел иметь его в арсенале и полноразмерный.
Ну и, как водится, несколько макро- и одно микро- фото бритв после разных камней с работой на этом камне с начала с суспензией, затем на чистом.
Все фото кликабельны и по переходу доступен кадр в 100% развёртке:

Далее - результирующее увеличение ~800х
(0,02мм. при развёртке исходного кадра в 100% занимает 16мм.)

edit log

oldTor
25-9-2015 22:20 oldTor
С удивлением обнаружил, что Tam'o'Shanter прекрасно работает и для создания микрофаски на твёрдой углеродке. В данном случае - широгами. И тактильно всё очень информативно вышло.
Собственно, как всё было:
Потребовалось заточить сантоку из широгами, причём я немного уменьшил угол, что, разумеется, потребовало и создания микроподвода, так как сталька хрупкая довольно, и при 30 градусов +-, долго держаться не станет без изъянов.
Для заточки взял "радужный" хиндостан с довольно шершавой поверхностью - недавно использовал его с суспензией грубого песчаника, а тот прекрасно освежает поверхность хиндостанов. Несмотря на твёрдость стали и достаточную тонкость данного хиндостана, заточилось на чуть меньший, чем ранее, угол, весьма быстро - от силы минут 15.
Далее, на той же стороне хиндостана я поработал с суспензией BBW - на заточной фаске на фото виден именно результат этой работы. И в заключение, выполнил микропод на Tam'o'Shanter, сначала с суспензией умегахата, а затем буквально несколько движений на зерно на чистом камне. Очень резучая и весьма однородная кромочка вышла, после направки на чистой коже, наклеенной на бланк, свободно строгает волос.
Работа рядовая, но заслужила мини-обзора, потому как меня во-первых, удивило, насколько быстро и при том тонко можно заточить такую твёрдую углеродку на меньший угол на хиндостане, и во-вторых, что Tam'o'Shanter так замечательно сделал микроподвод - очень подконтрольно и тактильно информативно и мягко.
Фото ножа и использовавшихся при заточке и финише материалов, и макро результата работы:

oldTor
10-4-2016 20:23 oldTor
Спустя долгое время, вернулся я к пробам Tam'o'Shanter на бритве.
В общем, пока что, лучшее, что удалось на нём получить, с суспензией умегахата, сначала насыщенной, потом сильно разбавленной:

Не могу сказать что я совсем уж распробовал этот камень, но всё-таки, уже лучше. А с суспензией чуть более мягкого tam'o'shanter или чистый - нарезают мелкую, частую рисочку и довольно агрессивную - пока на чистом, мне на бритве удовлетворительного финиша получить не удалось на этом экземпляре.
Зато чётко выяснилось, по мере проб, что именно с суспензией умегахата с ним комфортно работать.

almedic
11-4-2016 16:58 almedic
Завидую.
А я с ним так и не разобрался. Непонятен он мне.
Или я что-то не то делаю.

ПыСы. Пробовал только на ножах.

oldTor
11-4-2016 17:11 oldTor
Да пока завидовать особо нечему - надо ещё добиться повторяемости результата хорошей...
Действительно камень какой-то не особо понятный. И эта его способность в процессе менять характер работы как-то уж совсем непредсказуемо..
Ну да ничего, что-нибудь вырисуется - пока не оставляю надежд!
Уж больно любопытно, как всё-таки с ним работать "оптимально" - думаю что что-то я не нащупал то ли в притирке, то ли ещё в каких аспектах..
Всё-таки, если камень хорошо пашет только со сторонней суспензией и совсем другой по породе - значит не всё так уж хорошо..
А у меня пока только умегахата показывает на нём некоторую стабильность.
Но она легко наводится. А вот сопоставимый по лёгкости натирки слурик карасу, такое ощущение, что слишком обнажает зерно там-о-шантера, получается как-то не то уже.

edit log

almedic
11-4-2016 17:26 almedic
Тему сделали OldTor и Botanic.

Особая благодарность за то, что не забываете подобные темы и продолжаете сообщать то новое, что освоил-понял-увидел.
Читая сообщения и тесты Ярослава -- как будто сам все вместе с ним проделываешь.
Читая Олега -- испытываешь чувство неполноценности, остро осознавая, что я-вот-так-вот-хрен-когда-ваще-смогу. Начинаешь пыхтеть, стараться и -- растешь над собой.

Спасибо вам, братцы!

oldTor
11-4-2016 17:29 oldTor
Большое спасибо за тёплые слова!
Буду стараться и дальше! Присоединяюсь к словам благодарности Олегу! Без его обзоров, информации, что по камням, что по работе на них, что по макрофотографии - мне бы многого не удалось ни попробовать, ни зафиксировать!
С уважением, Ярослав

edit log

oldTor
12-4-2016 14:10 oldTor
Видимо, окончательно выяснил, что на нержавейке мне этот камень не нравится. Совсем.
Вчера сунулся подточить кухонник, на "турке" освежил фаску и сделал микрофаску, примерно 0,08мм. И так было нормально, но решил её "причесать" на Tam'o'Shanter.
Обнаружил, что он у меня засалился малость и не отмывается. Тогда прибёг к такому способу - смазал его эфирным маслом и тут же помыл с мылом в тёплой воде - прекрасно снялась засалка - масло так её растворяет, но не успевает впитываться. Кстати, на других камнях тоже помогает и не только на масляных. А Tam'o'Shanter я с водой использую.
Навёл суспензии слегка слуриком, и принялся за дело - вот сколько раз себе говорил - нельзя уставшим и сонным браться за дело! Напортачил.
На суспензии было ещё терпимо, хотя скользит по нему нержа так, что "увод угла" руками практически не чувствуется (а вот с углеродкой такого нету - даже очень твёрдая, под 64 HRC, явно "принимается" и сразу, с шелестом и информативно). Далее, смыл суспензию и пробовал окончательно доделать. Окончательно испортил - то ли от усталости уже не уследил и передавил где-то, то ли пятно контакта слишком мало, но суспензия не образовывается, а отдельные зёрнышки нержавейка вытянула таки с камушка - отдельные, но довольно частые мелкие задиры и царапки я получил на всей кромке.
Огорчительно. Может по более широкой фаске было бы и нормально, но что-то мне уже расхотелось по таким сталям его дальше пробовать. Видимо, остаётся углеродка или легированные стали потвёрже и с высоким углеродом - это ещё проверим... Кстати, вот чем-то он мне напомнил по нерже тот самый "полуопознанный" зелёный, предположительно тоже шотландский камушек:

Любопытно, не родственнички ли они...
Что-то есть сходное в поведении в тонкой притирке и по нержавейкам.
Заодно припомнил, что похожий зелёный камень году эдак в 2011-2012 у меня был, только другого типоразмера, тоже неопознанный, зато со слуриком. Купленный в Европе. Бритву доводил примерно как этот. Продал потом, жаль фото не сохранилось(

Думаю, будет невредно их вместе с Tam'o'Shanter пробовать - не проявится ли ещё в чём схожесть и на других сталях. Но вообще мне этот "полуопознанный шотландец" пока понравился больше сабжа.

edit log

oldTor
17-8-2016 09:49 oldTor
Всё-таки это странноватый камень. Всё пробовал его с суспензией такого же, только чуть более мягкого, и с его собственной - трудно дело идёт. Лучшее в таком варианте - работа на малом количестве довольно густой суспензии, малой амплитудой. Можно даже приблизиться к варианту кромки, которую можно тащить на хб-стропу или чепрачок помягче с крокусом. Кромка выходит достаточно приличная, но очень уж агрессивная:

Это с суспензией, как сказал выше, и переменными движениями, сеткой и круговыми - вот странно - не сказать что камень неоднороден в деле, а вот поди ж ты - с своей суспензией как будто выходит, что часть её дробится легко и мелко и зачищает, а часть оставляет кучу глубоких рисок.
При том что на чистом камне в одном направлении движений, убрать их оперативно - не выходит, и паразитки нету - всё равномерно. Почему я и считаю, что дело в суспензии.
Вариант на фото выше, я пробовал "улучшить", как обычно, завершая работу постепенно разбавляя суспензию и потом даже и смыв её вовсе.
И тут проявляется худшее в характере этого камня - он, видимо, освежённый суспензией, начинает и резать рисочку и вытягивать заусеночные явления буквально на каждом "зубчике" на кромке, а смытие суспензии и работа на чистом - не производительна после его же суспензии:

А вот при работе на нём чистом после суспензий типа умегахата - которая на нём по-моему вообще оптимальна - всё куда лучше...

В общем, вышло нехорошо... Как я ни пытаюсь найти больше вариантов применения этого камня - пока тухло и хорошие результаты не отличаются повторяемостью. А зависимость работы камня от состояния фаски, при переходе на него - просто огромна.

oldTor
9-10-2016 17:01 oldTor
Правил тут разделочник из W75, с финишем на Tam'o'Shanter, с суспензией, наведённой камушком той же породы, но помягче - нижний на этом фото:

Вышло довольно агрессивно и не особо тонко, но ожидаемо - так, как и планировалось. Макро 9:1, кроп, 2,5мм. по горизонтали:

Ну что, результат моей жене понравился, в разделке курицы, так что будем этот вариант тоже использовать, как рабочий финиш.

oldTor
25-12-2016 15:05 oldTor
Окончательно определился в предназначении Tam'o'shanter для себя. Притирка до F600 - 800, подточка и правка ножей, заточный этап для бритв. В такой притирке, с собственной суспензией или чистый, даёт наиболее понятный и воспроизводимый результат. В очередной раз убедился, как хорошо этот камень, несмотря на тактильную мягкость, позволяет создавать микрофаски. В качестве очередного примера - на ноже в якутском стиле из у12а, на стороне с долом, ширина её чуть менее 40мкм, выполнена за пять движений вручную - отличная агрессия реза и вменяемая однородность обработки, при том, что перед её наведением, клинок был нормально так затуплен - выводил питтинговую коррозию с зоны РК:
Макро 9:1, стэкинг, кроп, 2,5мм. по горизонтали:

А вот что касается бритв, камень однозначно для этапа заточки, максимум тонкой заточки будет применяться, префиниш из него вытягивать туговато. А надо отметить, что этикетки винтажных этих камней, говорят о его предназначении, в т.ч. для заточки бритв.
Очередной пример того, что если на этикетке написано, например: "For razors, scalpels or very fine knives" или просто "razor hone", то это вовсе не обозначает, что камень обязательно является, в ракурсе применения по бритвам, финишником, а может служить и для иных этапов, например для заточки или префиниша.

oldTor
2-4-2017 14:41 oldTor
Выполнял тут правку бритвы, на Tam'o'Shanter с суспензией магнитогорского сланца - очень она мне понравилась на нём, здорово смягчает его работу. Сделал несколько фото через объектив для микроскопа ЛОМО ПЛАН 10х0.22 ОПХ-10Л:

Прямая проекция на матрицу, стэкинг, кроп. масштаб съёмки везде 10,5:1, по горизонтали кропа 1,12мм.
Первые два фото - начало работы на TOS с суспензией магнитогорского сланца, и завершение:

Работу делал только круговыми движениями - если переходить на обычные, то фаска и кромка моментально загрубляются - я вообще стал использовать TOS для этапа, скорее, тонкой заточки, ну и вот с суспензиями, могущими смягчить его работу, например умегахата или магнитогорский сланец, на префинише.

Далее перешёл на собственно магнитогорский сланец с его суспензией, постепенно разбавляя её к завершению работы - нормальный переход получился. Вот так выглядит результат - параметры фото те же:

Кромка уже режет волос, на расстоянии примерно 5-6мм. от точки удержания. Далее я выполнил направку бритвы на ладони - 40 проходов на сторону (больше чем на ремне обычно делаю и можно и ещё больше - разность кромки в резе волоса после 20 движений и 40 движений - заметная, тест на рез волоса после 40 проходов - в 18-22мм. от точки удержания). Очень старался показать на фото результат направки - если открыть предыдущее фото и нижеследующее в новых вкладках в 100%, то разность характера кромки - очевидна. На фотках один и тот же участок кромки - слева видна царапка от какого-то случайного зёрнышка - на неё и ориентировался, стараясь сделать фото одного участка:

oldTor
13-5-2017 15:32 oldTor
Выполнял тут правку "Мили" из cpm s30v на Tam'o'Shanter, маленьком:

Камушек активно давал суспензию, как можно видеть, причём весьма насыщенную. Подсыхает она довольно быстро, чуть разбавлял её пару раз. Тактильный отклик информативен даже при обильной суспензии и ощущается как камень весьма активно снимает, так что выдерживать угол нет никакой сложности. Результат мне понравился - макро 9:1, по горизонтали 2,5мм.:

Поверхность камня при таком активном выделении суспензии, выглядит в том же масштабе достаточно грубой, для полученного на кромке результата:

В общем, мне понравилось, как он сработал по этой стали.

nakayamastone
15-3-2018 10:13 nakayamastone
Почему сей камень ценитс на ЕБае? Мода, красивый рисунок, нет современной добычи... И почему в описании камня обязательно добавляют - Ювелирный?

Это как понялдля продажи грубово песчанника добавить в описание слово - Бритвенный.

Как я понял из свойства камгя - он близок к Вашите.

oldTor
15-3-2018 14:57 oldTor
На цену сильно влияет редкость - шотландских камней в принципе раз-два и обчёлся, да и этих не сказать что много предлагается. Ну и я бы сказал что он ценен тем, что его трудно спутать с другими, он очень узнаваем и соответственно, под видом него толкнуть какой-нибудь фейк трудновато.
Отчасти, вероятно именно поэтому, разница в стоимости между экземплярами с этикеткой и без оной, по крайней мере раньше - отличалась не так уж сильно, по сравнению с некоторыми другими камнями.

То что он может работать и с маслом и с водой - только в плюс, а что он подходит для _заточки_ бритв - это факт. Для заточки, к слову, вовсе не значит что для доводки. Хотя некоторые экземпляры для этого подходят.
Позиционирование его для ювелиров - такое же нередкое явление, как и многих других природников, работающих однородно и достаточно тонко - указание что камень подходит\рекомендован часовщикам и ювелирам - можно встретить очень часто на этикетках природных камней и в каталогах.

Какая может быть близкость к вашите у сланца, к тому же среди экземпляров которого попадаются ярковыраженные суспензиаты?
С чего бы им быть похожими? Структура, окрас, текстура, истираемость, характер работы, тактильный отклик, поведение в выравнивании и притирке и пр. - ничем не похож.

edit log

Sammler
15-3-2018 15:43 Sammler
В ювелирке он применяется не для заточки, а тонкой шлифовки изделий. Потому ювелирные Ошантеры квадратного сечения как мелки для школьной доски, работают ими торцом предварительно намылив собственной суспензией. На одном иностранном мастеровом форуме читал сообщения примерно от 2012 года, мол Ошантера за приемлемые деньги найти все труднее, эти точуны бритв взвинтили цены и скупают камни неглядя :-)))
miller98
16-3-2018 13:05 miller98
У меня спарка TOS и WOA, как видно, позиционируются fine и very fine.
Работают наоборот.
TOS делает менее глубокую и однородную риску, выглаживает.
WOA более выраженную, глубокую риску без выглаживания.
Оба использую с водой, суспензию дают хорошо.
У WOA намного информативнее отклик, чувствуется любое изменение угла, каждое движение по поверхности.
В целом, работают на уровне Coticule, понятны и удобны
click for enlarge 1280 X 960 81.7 Kb
click for enlarge 1707 X 1280 127.9 Kb
click for enlarge 1707 X 1280 170.9 Kb
click for enlarge 1707 X 1280 123.1 Kb

edit log

oldTor
16-3-2018 13:54 oldTor
Очень интересно, спасибо!

quote:
Изначально написано Sammler:
В ювелирке он применяется не для заточки, а тонкой шлифовки изделий. Потому ювелирные Ошантеры квадратного сечения как мелки для школьной доски, работают ими торцом предварительно намылив собственной суспензией. На одном иностранном мастеровом форуме читал сообщения примерно от 2012 года, мол Ошантера за приемлемые деньги найти все труднее, эти точуны бритв взвинтили цены и скупают камни неглядя :-)))

Интересная информация, спасибо! Кстати, справедливости ради, отмечу, что именно "мелки", вот типа что я выкладывал, квадратный в сечении - в те годы - 2012-14, на ебее было полным-полно и стоили в районе 600-1000р. с пересылом. Может как раз потому, что мало кому из заточников нужен такой типоразмер - для бритв не особо удобно, только тем кто приноровился на "малышах" работать, а для слурика - "жирновато" тоже)
Ну а в более привычных типах - конечно, расхватывают)

P.S. Кстати, "мелок" мне как раз больше пожалуй нравится - более вариативен и можно вытащить из него более мягкую работу и тонкую.
А Вы не помните, какие именно материалы ювелиры ими обрабатывают преимущественно?

edit log

oldTor
6-5-2018 17:13 oldTor
Я тут попробовал что-то получить с дымчатой поверхностью, но вот взял явно не очень подходящую сталь, т.е. все выводы на основе моей пробы, которую покажу, переносить на стали других типов - явно не стоит. Это же касается и выбора абразивов, для подготовки поверхности до перехода на камень, которым, собственно, и выполнялась матовость.
Я взял косячок из cts-bd1, переточил по заточной фаске в линзу, и приступил к подготовке к попытке получить "дымку". Взял Гриталон м14 ст3, затем Гриталон м3 ст1. На этой стали м14 показал результат столь же хороший, что и на других сталях вт.ч. попроще, по однородности работы, а м3 показал работу существенно однороднее, чем на более простых сталях.
Далее самое интересное - я прикинул что взять, и решил взять Tam'o'Shanter c суспензией другого, более мягкого - подумалось, что его характер работы и его суспензии, справится. Собственно, так и оказалось. Немного поэкспериментировал с выбором консистенции суспензии и манерой работы, и в общем получил вполне приличный расклад.
Конечно не идеально и местами есть недовыведенные риски, но в целом, я считаю, неплохо. Микрофото не стал делать - там всё выглядит вполне привычно и предсказуемо для обработки подобных сталей свободным зерном, а поскольку всё сделано в линзу, то если снимать в микро, то надо заморачиваться со стэкингом, так что ограничился скромным макро, попутно убедившись, что снимать такую поверхность я совершенно не умею (ну зато вот будет повод поучиться это делать):

Дымчатая поверхность на стали cts-bd1

Дымчатая поверхность на стали cts-bd1

Дымчатая поверхность на стали cts-bd1

Да, поверхность при своей матовости, под любым углом отражает и примерно одинаково:

Дымчатая поверхность на стали cts-bd1

----------
"Теория без практики мертва и бесплодна, а практика без теории бесполезна и пагубна" П.Л. Чебышев.

oldTor
6-5-2018 18:12 oldTor
В общем, там-о-шантер открывает новые перспективы)
По сталям попроще он грубоват, а тут вот очень даже аккуратно, и при том быстро...

Надо же, а я его с месяца два назад чуть было не продал, но вовремя вспомнил как сокрушался иногда о том, что продал какой-нибудь камушек, а потом пожалел и чёрта с два удалось найти похожий...

edit log

Sammler
6-5-2018 20:20 Sammler
quote:
Изначально написано oldTor:
Очень интересно, спасибо!

А Вы не помните, какие именно материалы ювелиры ими обрабатывают преимущественно?

Камень обсуждался в темах по обработке обычных "ювелирных" материалов - сплавов меди (с серебром, золотом), серебра, латуни. Но интересно не это, а как говорится - история с географией :-) Это форум мастеровых работающих в технике традиционной художественной японской металлообратотки с применением соответственно традиционных для старой Японии материалов и инструментов, а шлифовальный камень используют, добытый с противоположной стороны земного шара. Возможно, все дело в соотношении производительность-качество-цена, и Ошантер оставляет позади японские камни.

edit log

oldTor
6-5-2018 21:36 oldTor
Спасибо большое, интересно получается....