11-12-2008 18:49
Calex211
Боевой экраноплан, бывший одним из самых больших советских секретов 60-х, может вернуться в строй
popmech.ru Советские конструкторы назвали свое детище <Корабльмакет> (КМ). В 1967 году американские военные, рассмотрев на снимках спутникашпиона непонятно огромный летательный аппарат, прозвали его <Каспийским монстром>. Иногда это имя употребляется на Западе для обозначения всех советских боевых экранопланов, а тогда, в 60-х, в Советском Союзе даже само заветное слово <экраноплан> было секретным. В англоязычном мире амфибии, основанные на экранном принципе движения, называли (да и теперь называют) WIG от Wing-In-Ground effect (от английских <крыло> и <земля> ). Боевые экранопланы так и не были поставлены на вооружение в полном объеме, однако сегодня эти амфибии продолжают разрабатывать как в России, так и в США. У нас машина, сравнимая по характеристикам с КМ, строится как спасательное судно, но есть надежда, что она возродится и в боевом варианте. Прошедшие 40 лет убедили в возможностях экранопланов и американских военных конструкторов: проектирующая WIG <Пеликан> (Pelican) компания Boeing, похоже, подхватила эстафету <Каспийского монстра>.
|
15-12-2008 13:04
32RUS
В 1986-89г. я работал на каспии на спасательном буксире, входящего в состав судов обеспечения ВМФ. Несколько раз приходилось по роду работы с этими "монстрами". Два раза осуществляли поддержку во время испытаний. И один раз в общем составе, которые кстати проходили с участием NATO! Не знаю были они распространены еще гдениб, но на Каспии о них было хорошо известно. Хорошо о них знали и в Иране. Для них это была просто головная боль. Частенько экранопланы безнаказанно заскакивали на иранскую территорию, те видимо в ответ беспокоили нас подводными лодками "малютками". Экранопланы базировались в г. Каспийске. Размеры этого аппарата действительно были огромны. Говорили что существовали разные модификации, я же видел сопоставимый с размерами самолета ИЛа. Да и на вид это тот же самолет, только с короткими крыльями. Я когда первый раз увидел так и подумал, что это самолет тащат на платформе. Про то что существовали и другие модели я говорю потому что в военной части в д. Комаровка, что недалеко от Астрахани. Видел экраноплан размером сопоставимым с Газелью или даже меньше. Судя по всему одно или двухместный. Был ли это действущий аппарат никто не знал, никто его (по крайней мере из моих знакомых)в работе не видел.
|
15-12-2008 13:22
Aglalex
Насколько я знаю, причиной непринятия на вооружение боевых экранопланов стало отсутствие детально разработанной тактики их применения. Во время их разработки они базировались на Каспии (да и сейчас там), которое всегда считалось внутренним морем СССР (Иран большой роли не играл - у него не было такого флота, ради которого стоило бы создавать эскадрилью (или эскадру?) экранопланов "Лунь").. . Кто ж знал, что Союз распадется?
На других морских границах (Черное море, Балтика, Тихий и Ледовитый океаны) тоже были свои причины, по которым применение экранопланов было признано нецелесообразным... А вот использовать их в качестве спасательных платформ, ИМХО, весьма хорошая идея (быстрее чем корабль, больше чем гидросамолет).. . |
15-12-2008 13:26
Aglalex
|
15-12-2008 13:47
32RUS
Нет ето здоровенная 73м хреновина, такие или похожие на этот как раз по Каспию и бегали. То что я видел было совсем миниатюрное соспоставимое с размерами автомобиля или моторной лодки. Были там и катера на подводных крыльях, но это не то. Экранопланы конечно же не строили ради Ирана. Я думаю что на Иране проверяли их технические возможности. Дело в том что экраноплан довольно трудно засечь локатором. Летит он на небольшой высоте, как нам рассказывали не более 17 метров, на такой высоте над поверхностью моря самолет лететь не может. Экранопланы заскакивали на иранскую территорию, там подмимали катера но перехватить естественно не могли. Случайно ли это происходило или намеренно мне неизвестно. По поводу спасательных операций не думаю что у него есть превосходство перед гидросамолетом. А то что этот проэкт не был принят в войска, так это по моему результат нашего головотяпство в войсках. У на и конница когда была признаны лучше танков, и автоматическое оружие не хотели принимать по причине большого расхода патронов. А полностью его добил развал союза и отсутствие финансирования.
|
15-12-2008 14:03
Aglalex
Я обновил ссылку
А по поводу превосходства - он больше, соответственно грузоподъемнее.. . в нем можно разместить больше спасательного оборудования, эвакуировать больше людей, он может приводняться и взлетать с моря при волнении гораздо большем, чем это допустимо для гидросамолетов |
15-12-2008 15:31
32RUS
Агааа. Вот это уже похоже. Только кабина была одноместная видимо. Просто овальный прозрачный пластиковый фонарь нападобии как у истребителей. Турбины цилиндрической формы . Сама машина меньше размером (судя по силуэту человека в верхней кабине) Да и видел то я это году так в 88. |
15-12-2008 15:38
32RUS
Наблюдал во время учений экраноплан выползал на пологий песчаный берег в Каракумах. Из него пехота выбегала. По размерам кажется с грузовой самолет типа АНТея. Кстати не взлетевший экраноплан ведет себя на воде также как и гидроплан, волнения он всеже боится. |
15-12-2008 15:46
Calex211
|
15-12-2008 18:41
Aglalex
Экранопланы стали жертвой политики страны Советов в области научно-технических разработок. Если что-то может повысить обороноспособность СССР - деньги дают, не может - закрывают программу.. . Даже Алексеевские катера на подводных крыльях для народного хозяйства ("Ракета", "Метеор", "Восход", как назывался катер лодочных размеров (в конце фильма "Бриллиантовая рука" Семен Семеныч на таком с семьей катается) не помню) стали делать после того, как подобные подводные крылья были опробованы на ракетных и патрульных катерах океанской зоны...
Применения экранопланам в мирной жизни не нашлось в то время, как, собственно и суднам на воздушной подушке. Тогда как на западе такие катера вовсю катали туристов и всех желающих.. . И в материале, который добавил уважаемый Calex211 тоже говорилось, что экранопланы проданные на запад зарабатывают деньги возя туристов по озеру Онтарио и на мелководье Багамских островов, куда не могут зайти катера... У нас этого просто не может быть.. . Страна занята совсем другими проблемами.. . Все ведь для людей делается... |
15-12-2008 18:52
32RUS
В Астрахани и под Астраханью в заповеднике таких много были. Инспектора на них катались.
О. Этих тоже насмотрелся ![]() |
15-12-2008 18:56
Aglalex
Интересно )))
|
15-12-2008 18:56
sergant
Десантный "Орлёнок" создавался как раз под очень конкретную задачу. Флот СССР на Чёрном море и Балтике был заперт проливными зонами. Важнейшей задачей считался захват турецких и датских проливов для обеспечения развёртывания сил флота в начальный период конфликта. Одним из инструментов этого была морская пехота , для которой и был создан этот специфический летающий десантный корабль. Отсюда - назначение , размеры , грузоподъёмность, дальность и т.д.
|
15-12-2008 18:59
Aglalex
Я тоже их там много видел.. . Плавать на таких не приходилось, но на "Ракете" из Астрахани в Зеленгу ходили.. . Правда маленький был, не помню.. . Отец рассказывал, что "Метеоры" и "Восходы" по маршруту Астрахань-Волгоград-Саратов-Самара ходили как автобусы по расписанию... Где теперь все это? |
15-12-2008 19:03
Aglalex
То есть в случае конфликта с США, СССР готов был нападать на Данию и Турцию? |
15-12-2008 19:18
32RUS
По поводу КВП (корабл на воздушной подушке). Дивизион их базировался если не изменяет память гдето в районе Махачкалы, в принципе Каспийск с экранопланами там рядом. Так вот наш буксир стоял в судоремонтном заводе в Баку, прямо рядом с нами на берегу ремонтировались КВПшки, 2 или 3 не помню уже. Ну в общем удалось их хорошо рассмотреть. Штука эта очень забавная, аллюминиевая, внешне очень похожая на летающую тарелку, метров 15 (примерно) длиной. У меня была фотка (потерял гдето)я рядом сфотографирован с КВП -всем говорил что это тарелка случайно сбитая славным азербайджанским ПВО
![]() ![]() ![]() ![]() |
15-12-2008 19:47
Aglalex
Нда-а-а.. . веселая служба у моряков на КВП... Хочется думать, что большие десантные корабли на воздушной подушке "Зубр" сделаны все-таки по-уму.. . |
15-12-2008 20:14
sergant
Война СССР с США? Скорее Варшавский блок против НАТО. И не нападать , а обеспечить беспрепятственное развертывание ВМФ... ![]() |
16-12-2008 02:17
32RUS
Ага. Так и есть. После них еще можно было следом рыбу контуженную собирать ![]() |
16-12-2008 02:36
Nick Brake
Это еще цветочки.
|
16-12-2008 02:56
Nick Brake
Каспийский монстр в Гугл Планете:
Там же, метров 700 на восток, на бетонном слипе - "Орленок", и несколько КВП. А чуть севернее - обломки еще одного экраноплана, поменьше. |
16-12-2008 10:43
32RUS
Нет не кольмар. Эта штуковина с аппарелью-туда даже танк запихнуть можно. У нас поменьше стояли. Люки только сверху |
16-12-2008 10:44
32RUS
|
16-12-2008 14:28
Nick Brake
Вы написали - с кольцевыми насадками. Я и решил, что это Кальмар. (или Мурена, но та еще более угловатая). Если без кольцевых, и люки только сверху - тогда это "Скат". На спутниковом фото в предыдущем сообщении: слева внизу Орленок, правее два Ската, три Кальмара, и справа - два Джейрана. Слева вверху - обломки малого экраноплана. Вот Скат: |
16-12-2008 14:37
Nick Brake
http://www.hs-ships.ru/new.phtm?i=39
------ Так что теперь Скат и Орленок будут стоять в Химках. |
16-12-2008 16:41
Aglalex
А вот мне интересно, с помощью чего экранопланы забираются так далеко на сушу? У них есть шасси? И могут ли они тогда приземляться на аэродромы с твердой ВПП?
|
16-12-2008 16:53
Nick Brake
Есть. Для выхода на берег. Посадку и взлет - вряд ли, это шасси скорее всего на такие нагрузки не рассчитывалось, да и сам планер тоже.
|
16-12-2008 17:10
32RUS
Да и на шасси то не очень похоже, больше на ролики. При посадке садится на такое шасси все равно что на брюхо. Над сушей они вообще не летают, если только не далеко. Видел как во время высадки десанта на восточном берегу залетал на берег, но садился на воду. |
16-12-2008 18:09
Aglalex
че та все названия на французском.. . |
16-12-2008 18:47
32RUS
А хз. Зато звучит как "Монстре де ла Каспиенне" -поэзия
![]() |
16-12-2008 19:27
Nick Brake
Почти как "Phantom De La Opera"!
![]() |
19-12-2008 10:00
Aglalex
Классные фотки! Особенно понравилась третья сверху.. . на циркуляр заходит...
|
19-12-2008 14:21
Aglalex
Тоже красивая машина.. . Но мне ближе универсальные аппараты.. . |
|