Всем доброго времени суток! В этом посте хочу рассказать о способе наведения переправы через реку при помощи полиспаста. Надеюсь, информация окажется полезной! Немного теории из Википедии Полиспаст - (от греческого polyspastos - натягиваемый многими верёвками) это механизм, состоящий из системы огибаемых тросом подвижных и неподвижных блоков для подъёма и перемещения грузов. Он позволяет получить выигрыш в силе. Но при этом скорость и путь, пройденный перемещаемым объектом, уменьшаются прямо пропорционально увеличению силы. У полиспаста множество применений и его можно использовать для поднятия тяжелых грузов, вытягивания машины из грязи, проведения спасательных работ, наведения переправы через реку. Полиспасты по большому счету можно мастерить по разному ( в зависимости от наличия оборудования), но примерная схема выглядит таким образом Полиспаст можно тянуть из сдвоенной верёвки, для этого есть специальное оборудование и 'мудрёные' способы вязки. Если нет роликов, желательно использовать титановые или стальные карабины поскольку они создают наименьшее трение (титановые лучше), Они должны иметь овальную или грушевидную форму. Желательно когда между верёвками полиспаста маленький угол, так удобнее тянуть и больше выигрыш в силе. Удобство наведения переправы при помощи полиспаста состоит в том, что при натяжении можно использовать схватывающие узлы которые будут за вас держать веревку в натяжении и не дадут ей ослабнуть. Для нормального прусика надо чтобы основная верёвка имела диаметр 9-14мм, а репшнур 6-7мм. Прусик можно заменить узлами Бахмана (нужен карабин), Гарда (два карабина), австрийским схватывающим. Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с 'агрессивными' кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему. Я снял подробное видео по созданию системы полиспаст при переправе через реку, отдельно отснял все основные узлы и моменты. Надеюсь, материал будет полезен! ПОДРОБНОЕ ВИДЕО СБОРКИ СИСТЕМЫ ПОЛИСПАСТ
В натяжении веревки учувствовало 3ое парней по 12-14 лет, их силы хватило, чтобы натянуть 60ти метровую веревку до состояния струны. Тянули и вязали примерно час.Выигрыш в силе на видео примерно 2,5 раза (плохие ролики и карабин), в идеале-3,4 раза. СОБСТВЕННО САМА ПЕРЕПРАВА 1. Один человек из группы вяжет основную вревку на противоположном берегу. Желательно использовать узлы типа 'штык' (проще будет развязать) 2. На берегу отправления команда натягивает переправу полиспастом, и концы веревок крепит вокруг дерева узлом ' карабинная удавка' как на видео.
3. Вся команда переправляется на другой берег. Человек прикрепляется с помощью обвязки карабина и ролика (можно ролик не использовать), а можно обойтись и без всяких систем (если позволяет физическое состояние) 4. Последний должен не забыть пристегнуть конец реп шнура к карабину удавки - это делается для того чтобы переправу можно было снять. (сдернуть)
Спасибо. Полезное видео. Непонятным осталось как сдергивать удавку. В фильме карабин держит веревку. На последнем рисунке, если потянуть за свободный конец, то останется еще два витка веревки, прижатых к дереву ее натяжением. То есть мне преставляется проблематичным ослабить ее потряхиванием.
Да на картинке немного не точно. На видео крепление "Карабинная удавка" вяжем на конце веревки узел проводник, вщелкиваем в него карабин и обносим вокруг опоры. Сейчас подправлю.
Так, получается, что освобождается конец веревки на конечном берегу , тянется карабин нза репшнур, и вся веревка протаскивается вокруг опоры на исходном береу. Тогда понятно. Спасибо.
замечу, что верёвку надо "сдёргивать" плавно, без рывков. иначе, запутается или "закусится".
кроме того, если вы имеете 2 карабинные удавки (основная верёвка(по которой едем) и страховочная), то сдёрнуть их можно 1 верёвкой. для этого надо завязать срединный проводник за одну карабиннную удавку и проводник на конце за другую удавку, чтобы сдёргивать вначале одну удавку, а после - вторую, а не 2 сразу.
Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с 'агрессивными' кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему.
alpadmin.ru на 16 странице указана область применения - ни слова о переправах. как я понимаю, агрессивные кулачки травмируют верёвку. рескьюцендер, к примеру, можно - у него кулачок без шипов.
карабины лучше стальные - титан имеет меньшую теплопроводность и сильнее греется от трения.
"Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с 'агрессивными' кулачками. (Запрещены к использованию в некоторых странах), хз почему." Потому что они рвут оплетку веревки и плюс ко всему они не держат высоких нагрузок. Рекомендованные нагрузки на устройства Petzl: Жумар - 100кг Croll - 100кг PRO TRAXION - 600кг.
Узлами "Проводник" я бы не пользовался, а вместо узла "штык" на целевом берегу использовал бы Grigri от Petzl, либо нечто подобное (очень просто ослабить переправу при её снятии)
не уверен, что гришка будет хороша. штыки хорошо держат и потом хорошо развязываются
А с Grigri вообще ничего развязывать не нужно, к тому же веревка находится под нагрузкой, а под нагрузкой любой узел плохо развязывается.
Вместо схватывающих узлов эффективнее всего использовать зажимы с 'агрессивными' кулачками.
Схватывающий узел (Пруссик) одно из самых эффективных устройств для полиспастов (за исключением некоторых очень редких и очень дорогих девайсов)во-первых он не травмирует веревку, а во-втрорых протравливает веревку при предельных нагрузках. Не зря буржуйские горные спасы их используют. Кстати продаются уже готовые пруссики с прошитыми петлями.
да полноте! штык с обносом развяжется на нагруженной верёвке, даже если перед этим 300 рыл на турслёте прокатилось по той переправе! а вот производитель гришки не рекомендует использовать её для такого вандализма
Кстати продаются уже готовые пруссики с прошитыми петлями.
... и ролики с квадратными щеками, чтобы узлы проталкивать.
сам интересуюсь канадской школой спасработ. дешевле выходит по снаряге, чем петцелёвая!
а вот стоп, если заблокировать.. . вроде, видел такое извращение в каталоге.. . не уверен. alpadmin.ru на 4 странице внизу - про полиспаст
Титановые карабины всё таки лучше, поскольку у титана коэффициент твёрдости выше, соответственно от трения он греется слабее
ни разу нет. греются они охрененно все, но сталь греется вся, дюраль вырабатывается, титан - точечно. это легко проверяется при спуске на узле уиаа или восьмёрке.
вы же умеете ездить на уиаа? проедьте с верхней страховкой метр, остановитесь, облапайте железку - сами увидите. не доходит через книжку, может, через руки дойдёт
К тому же через карабин не километр верёвки тянут, значит теплопроводность не очень важна, а верёвка по титану скользит лучше, то есть больше выигрыш в силе.
у-тю-тю, технику безопасности дебилы пишут, а тут мальчонка пятнадцатилетний всем мозг вправляет! уважаемый, как греется карабин на полиспасте рассказывать глупо - смотреть надо. и как карабины "усталые" лопаются и людей калечат.
В реальной жизни навесная переправа нужно только в случае транспортировки груза или пострадавшего.
Если один человек смог преодолеть препятствие для того, чтобы закрепить конец на целевом берегу, то почему остальные не могут этого сделать?
Примерный вес обычной веревки 11 метров/кг. Такая стоит примерно 1$/метр. Есть веревка легче примерно в 3 раза, но и стоит она тоже в три раза.. . При этом "живут" веревки одинаково.
Железо - это дополнительный вес. В реальном походе, чем 3-4 карабина и 50 м веревки, так лучше консервов тащить или еще чего реально полезного.
И еще. Веревки для организации переправы нужно 3 ширины препятствия. Как минимум - одна рабочая и одна вспомогательная для сдергивания, каждая по 1.5 ширины препятствия. Если собираетесь пострадавших перетягивать, то требуется 2 веревки, причем одна из них 2.5 ширины препятствия. Это все минимум при нарушении всех мер безопасности.
Потому в личной практике всегда искали обход или брод.
Подскажите пожалуйста на этом видео youtube.com (8:17-9:45) Показано как Десантники вяжут а за тем сдергивают переправу это и есть система полиспаст? Если нет то кто-нибудь знает как вяжется такая переправа?
Показано как Десантники вяжут а за тем сдергивают переправу это и есть система полиспаст?
Нет, полиспаст - это способ пропускать веревку в несколько оборотов через карабины или блоки для повышения усилия натягивания или подъема груза с выигрышем в силе.
Посмотрите на стройке, как работает трос в подъемном кране - вот это и есть полиспаст.
Организовать самосброс на переправе или спуске довольно просто и тому есть масса способов.
Ключевые слова для поиска: "спортивный туризм" "регламент" "соревнования" или любое учебное пособие по спортивному туризму, альпинизму и т.д.