перемещено из Выживание Переместил тему из "Выживания". == Предлагаю обсудить современные ультралегкие варианты парусного вооружения для упомянутых типов судов. Как правило, это вспомогательное вооружение (а также - развлекательное), не требующее никаких переделок самого судна (или минимальные переделки), и незначительно увеличивающее его вес и габариты при транспортировке .
Сразу должен сказать, что парусным вооружением для разборных судов я увлекаюсь с 70-х годов прошлого века, и знаком практически со всеми его типами и со всеми конструкциями самих парусных судов. От классических бермудских, гафельных, типа "Стриж", виндсерферовских (виндсерфером тоже могу управлять), шпринтовых (типа Оптимист, и подвесной Катайнена), и пр.
Выступал в Кавголово на регате "Катеров и яхт", на надувной лодке с самодельным вооружением на базе Катайнена. Приходилось таскать на себе эту лодку, парусное вооружение, и палатку со всем туристским снаряжением.
Но сейчас силы и здоровье уже не те, ходить в парусные походы я не планирую, но любовь к парусу не пропала. Поэтому хочется иногда в хорошую погоду выбраться на озеро или на Финский залив, и немного прокатиться вдоль берега на легкой лодке под парусом. Из лодок у меня на данный момент имеется только Intex Seahawk 2. Это максимум, что я могу доставить до пляжа своим ходом или на велосипеде. Вот под нее я и подбираю себе вооружение.
Требования к вооружению такие: минимальный вес и габариты. С точки зрения ветра - оно должно сохранять управляемость и выдерживать небольшой ветер, не ломаясь, и не переворачивая лодку с одним человеком на борту (без добавления специальных поплавков, аутригеров и пр.). А при опасном усилении ветра - легко убираться прямо из лодки, не вставая.
Приобретать вооружение я не планирую, хочу собрать сам. Собственно, для этого и делаю обзор известных мне решений, и предлагаю желающим к нему присоединиться.
Из готовых решений, предлагаемых производителями, есть два наиболее известных (правда, изначально рассчитанных на каяки), годятся в принципе и для лодки.
Первое - известно под названием Pacific Action:
Второе известно в виде многочисленных китайских клонов на Алиэкспрессе:
Его фишка в том, что каркас паруса подобен каркасу у самораскрывающихся палаток, и складывается обратно по тому же принципу.
Оба решения сходны тем, что позволяют двигаться только по ветру. Для туристов или рыбаков они могут быть интересны как вспомогательный парус при попутном ветре, а для пляжного отдыха - позволяют (в зависимости от ветра) либо удалиться от берега по ветру (а затем возвращаться на веслах), либо наоборот (например, под действием бриза). В таком виде ему не требуются шверцы, и даже необязательно иметь руль (или вместо руля можно воспользоваться веслом). Впрочем, как раз у моей лодки имеются на корме штатные крепления для подвесного транца (под легкий лодочный мотор), которые можно приспособить для крепления самодельного руля.
Более сложные варианты предусматривают использование более "правильного" паруса, который (при добавлении шверцев) позволил бы ходить и более острыми курсами (хотя бы в галфвинд). Это было бы более интересно.
Например, такое вооружение:
Дома имеется еще подборка фотографий, вечером могу добавить.
Кому тема интересна - подключайтесь к обсуждению. Лично я обдумываю использование в качестве материала для мачт, рей или каркаса - два варианта: готовые звенья для дуговых палаток (пластик либо алюминий), либо пластиковые трубы и муфты (ПВХ либо другие). Второй вариант, кстати, весьма популярен при изготовлении самодельного вооружения типа Pacific Action.
Я планирую сделать так.. Мачту из стеклопластикового удилища обернуть стеклотканью или углём в 2-3 оборота, (вершинку естественно удалить), парус закреплён на трубке (можно на металлопластиковой 16 трубе или что нибудь подобное). Красный шнур в виде кольца обведённый вокруг ролика. Ролик с трубкой соединены жёстко. Потянув за один конец красного шнура парус сворачивается вокруг трубки, в другую разворачивается. Можно менять парусность в зависимости от силы ветра. По моим расчётам площадь получается порядка 3м2. Если установить шверты, должен ходить круто к ветру.
Хорошая тема. Рад что её завёл человек с парусным опытом.
Originally posted by Nick Brake: Оба решения сходны тем, что позволяют двигаться только по ветру.
Совершенно верно. Потому что всё остальное либо небезопасно на лодках такого класса (что в моей системе приоритетов сразу отправляет такие решения в топку) либо с трудом влезает в определение ультралёгкого, при совсем небольшом улучшении безопасности и несущественным для меня увеличением возможностей по сравнению с вышеозначенным.
Originally posted by Nick Brake: на надувной лодке с самодельным вооружением на базе Катайнена.
Разумеется! Надеюсь, с самим парусом Вы знакомы. Вот, к примеру (это не мой, просто фотка из сети):
Далее мои. Первая версия была, как на первом рисунке. Лодка "Славянка-2М". Далее пара фото с ней же. Последнее фото - из журнала "Катера и яхты", эпизод регаты. Это уже вторая версия вооружения, мачта перенесена на кормовую банку, а на днище лодки уложен самодельный кильсон из дюралевых трубок. Концами он упирался в штатные поперечные трубки в носу и корме лодки, а под банками закреплены шпангоуты из трубок от лыжных палок, к которым этот кильсон также крепился. В результате лодка приобрела, о-первых, небольшую килеватость, что сместило центр бокового сопротивления ближе к центру и улучшило ее управляемость на поворотах. А во-вторых, мачта перестала наклоняться вбок, скручивая лодку "винтом" - шпангоуты упирались нижними концами в стык баллонов и днища.
Ох и стремная эта лодочка! Видел два раза, как лопаются. Не от перекачки/перегрева, а просто так! На пляже по мелководью кататься в хорошую теплую погоду, но не более.
Originally posted by Плинкер 69: Ох и стремная эта лодочка! Видел два раза, как лопаются. Не от перекачки/перегрева, а просто так! На пляже по мелководью кататься в хорошую теплую погоду, но не более.
Да не страшно. Мне ж не для походов! Зато у нее двойной баллон, если лопнет один - можно догрести до берега на втором.
Здесь видны варианты узла крепления мачт у паруса типа Pacific Action. Благодаря ему парус легко наклоняется или поворачивается в любую сторону, в зависимости от ветра и управления оттяжками.
Главная часть крепления - эластичная трубка, к которой крепятся две муфты, играющие роль шарниров в основании мачт ("усов"). При резком усилении ветра (шквале) достаточно просто отпустить оттяжки, и парус ляжет на нос или наклонится параллельно воде, обеспечив тем самым безопасность от переворачивания лодки.
Сама же трубка иногда крепится к верхней деке каяка (лодки, байдарки), а иногда - обвязывается вокруг носа в виде петли, подобно обвязке на туристических байдарках.
Еще интересная конструкция, с Л-образной мачтой. Удобна тем, что мачта не занимает место внутри лодки. И во-вторых, мачта не работает на изгиб, а значит, ее "ноги" могут быть легкими.
Originally posted by Puschistik: Я планирую сделать так.. Мачту из стеклопластикового удилища обернуть стеклотканью или углём в 2-3 оборота, (вершинку естественно удалить), парус закреплён на трубке (можно на металлопластиковой 16 трубе или что нибудь подобное). Красный шнур в виде кольца обведённый вокруг ролика. Ролик с трубкой соединены жёстко. Потянув за один конец красного шнура парус сворачивается вокруг трубки, в другую разворачивается. Можно менять парусность в зависимости от силы ветра.
ИМХО, для Вашего варианта как раз подойдет Л-образная мачта, как в предыдущем посте. Она опирается на борта, а кокпит остается свободным.
Тот способ закрутки, который Вы описали, давно применяется и яхтсменами, и туристами, и называется "закрутка вокруг штага". Как правило, он прекрасно работает даже без трубки (если мачта хорошо оттягивается штагом или вантами в сторону кормы). Но можно оставить и трубку, тогда фактически получится мачта в виде треноги (очень прочная и устойчивая конструкция), а ванты и штаг не потребуются.
Но именно такое вооружение я не хочу (точнее, я бы от него не отказался, но для меня оно слишком тяжелое. Его надо возить на машине, которой у меня нет).
Originally posted by вольгаст: Идет не только в фордевинд, но и в бакштаг.
Это очень хорошо!
Если Вы не против, дам ссылку на Вашу тему про парус на байдарке: Байдарка, море, парус.
Оттуда же: "\\ из чего делали\\
- 2 ПВХ трубы диаметром 25 мм и длинной 1,8 м каждая. - 2 Т-образнызных переходника ПВХ на 25 мм. - Стропа на 25 мм, 2 куска длинной по 1 м. - Пряжка на 25 мм и 2 фастекса (застежки) на 25 мм. - 2 водопроводных хомута на 25 мм из нержавейки. - Круглая резинка около 2 метров. - 2 репшнура на шкоты по 2 метра. - Отрез плащевки 2 метра при ширине 150 см для паруса размером 140 см верхняя шкаторина, 40 см нижняя и 160 см высота паруса. - Шланг диаметром, что бы пролазил с трудом в ПВХ переходник на 25 мм и длиной около 40 см."
\\По моим расчётам площадь получается порядка 3м2. Если установить шверты, должен ходить круто к ветру.\\
Это получается, как бы один стаксель. Но на сколько круто можно идти под одним стакселем? В паре с гротом я понимаю, как он себя поведет, но вот так, сам по себе, в одиночку...
Просто был у меня случай в 1988 году (чуть не погиб), когда разорвало грот в клочья и ни как не удавалось уйти от скал на одном стакселе, пока не поставили штормовой грот и не выбрались из переделки. На яхте класса "Дракон" тогда ходил по Балхашу.
Originally posted by вольгаст: Это получается, как бы один стаксель. Но на сколько круто можно идти под одним стакселем? В паре с гротом я понимаю, как он себя поведет, но вот так, сам по себе, в одиночку...
1. среди классических яхт, стаксель считается более эффективным парусом, чем грот. В первую очередь из-за отсутствия мачты и вызванных ею возмущений. По сути, он ведет себя, как латинский парус, только без рея.
2. Парусное вооружение, состоящее только из стакселей и стоящей в корме мачты, известно как среди "настоящих" яхт, так и у туристов (такое судно даже участвовало в гонках на приз КиЯ). Основная проблема - штаг должен быть хорошо натянут. Для этого нужен жесткий корпус, что трудно получить на туристском судне (у него нос начинает прогибаться наверх). Но здесь предлагается использовать в качестве штага жесткий элемент (удилище, трубку), так что эта проблема снимается.
3. Стаксель большого размера можно дополнить нижним реем, тогда он будет работать и на полных курсах.
Originally posted by V1: .. . емнип называли генуя.
Ага. Стаксель, который заходит за мачту.
Но я имел в виду не только спинакер-гик, А, например, как на фото в посте #8, внизу. Здесь полноценный нижний рей (или реек), качественно растягивающий шкотовый угол паруса.
А если сделать так.. Парус фактически превращается в управляемый "воздушный змей" на оси. Изогнутая небольшой дугой рея позволит выставить его практически под любым углом. Рею можно (и наверное нужно) сделать из упругой прямой рейки, а под силой ветра она будет изгибаться меняя профиль паруса. За концы естественно привязать управляющие фалы.
Puschistik: А если сделать так.. Парус фактически превращается в управляемый "воздушный змей" на оси. Изогнутая небольшой дугой рея позволит выставить его практически под любым углом. Рею можно (и наверное нужно) сделать из упругой прямой рейки, а под силой ветра она будет изгибаться меняя профиль паруса. За концы естественно привязать управляющие фалы.
ИМХО, не имеет смысла. На острых курсах работать будет плохо (передняя шкаторина должна быть прямая, иначе парус будет "колбасить" из-за выступающей вперед части). Ту же самую площадь паруса можно получить, продлив парус в корму за мачту (как раз и получится упомянутая генуя).
Этот же будет работать только на попутных курсах, но и для них удобнее сделать рей той же длины вдоль нижней шкаторины паруса.
Originally posted by Puschistik: И как её перебрасывать с борта на борт при смене курса? Это-же каяк, а не яхта.
Ну, классическая генуя обходится без гика. Так что с переброской проблемы нет. Да и при острых курсах гик и не нужен.
Не составляет проблемы длинный гик и при Л-образной мачте (но тоже при острых курсах), поскольку гик находится между коленами мачты.
Существует вариант с коротким гиком, который не доходит до мачты, хотя шкотовый угол - заходит (см. 3 5 и 6 фото в посте 8).
И еще один вариант - для смены галса и перебрасывания гика, гик поворачивается вверх относительно галсового угла паруса. Это легко сделать и вручную (просто подняв кормовую часть гика над головой, обвести вокруг мачты и опустить с другого борта).
Originally posted by strannik... ru: Плошадь парусности от идеи к идее становится всё больше и больше - пора говорить об аутригерах.
А что там говорить?
Этот путь давно пройден, и там есть множество готовых решений, но мне для надувной лодки это не нужно. Она достаточно широка сама по себе, чтобы сохранять остойчивость при небольшом парусе. Кроме того, комплекты для оборудования байдарки или каяка парусным вооружением с аутригерами легко купить (хоть целиком, хоть по частям), поэтому еще и не так интересно обсуждать.
Важнее не увеличивать парусность, а удобно и грамотно оборудовать лодку шверцами, чтобы она смогла ходить острыми курсами, эффективным рулем, и дать ей правильную центровку. И обеспечить удовлетворительную жесткость конструкции, что особенно сложно сделать при надувной или каркасной байдарке/каяке, не сильно увеличивая ее вес.
Дело в том, что я терпеть ненавижу грести по-байдарочному. Единственный плюс - что сидишь лицом вперед. Но сама техника мне ужасно не нравится. Противоестественная и утомительная. Я предпочитаю грести распашными веслами, сидя спиной вперед. (Есть хитрые механические конструкции, позволяющие грести лицом вперед, но я их не рассматриваю).
Еще мне нравится идея работать ногами, с винтовым или ластовым движителем - но это тоже экзотика, чтобы такое построить, нужна целая мастерская. За рубежом такие движители продаются,но они годятся не для всякой лодки
Единственное, что сделать не очень сложно - это ластовый движитель на корму, приводимый в движение одним рычагом. Но это годится только для охоты или рыбалки на тихой воде, при мало-мальски сильном ветре и волнении на таком будет не выгрести.
Так вот, насчет аутригеров: мне нравилась в свое время (пока я еще мечтал о парусной байдарке) идея использовать каркас для аутригеров в качестве выносных уключин под настоящие распашные весла, как на академических лодках. Получилась бы конструкция, одинаково пригодная и для плавания под парусом, и для движения на хорошей скорости под правильными веслами.
Разумеется, все это не в одиночку, а как минимум вдвоем. Ну и при наличии автотранспорта, чтобы доставлять всю эту конструкцию до берега.
Плошадь парусности от идеи к идее становится всё больше и больше - пора говорить об аутригерах.
Была идея сделать их вкладывающимися в корпус со стороны днища. Это позволило-бы избежать перевозки лишних деталей и нарушения геометрии корпуса как в некоторых полиэтиленовых каяках с аутриггерами. Но это не для каждой лодки годится. Просто у меня самоделка из пенопласта обтянутого стеклотканью. А так остаётся только вариант с надувными поплавками.
.. и это... Robby Naish да-а-авно доказал. что при дуле от свежего и до.. . /крепкого.шквального.штормового.хурикенного/ острее чем с kite резаться не выйдет. Успехов. с ув.
Парафойл для надувной лодченки не в тему. У ТС в первом посте на втором фото показан девайс, похожий на парашют, который позволяет двигатся только в фордевинд. Есть такая штука - paraski.
Если сделать маленький купол "paraski" и на совсем коротких стропах, чтоб низ купола лежал на борту , как на втором фото у ТС, адаптировать под "надувнушку" то со шверцами, я думаю будет двигатся не только в бакштаг, но и в галфвинд. И будет достаточно легким и компактным.