Guns.ru Talks
Авиация
Как долететь до звезд... ( 1 )

вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Как долететь до звезд...

SR-71
P.M.
7-7-2011 21:26 SR-71
Тут так получилось.. , засел в туалете, типа "сортир".. и вроде как в за*бательском месте (шашлыки там были Хорошие в свое время.. , ну это не важно).. и книжка там лежала "Фантастика 87".. Может кто читал.. ?

Там есть (в книжке) "Автор статьи".. ВАЛЕРИЙ РАДИКОВ.. , а статья называется "К звездам под радиопарусом".. . Страница 350.. Там вся суть моего вопроса..

Кто Умный - СУТЬ понял.. .

Давите!..
ИНТЕЛЛЕКТОМ..

Эфариарх
P.M.
8-7-2011 04:43 Эфариарх
Originally posted by SR-71:
Тут так получилось.. , засел в туалете, типа "сортир".. и вроде как в за*бательском месте (шашлыки там были Хорошие в свое время.. , ну это не важно).. и книжка там лежала "Фантастика 87".. Может кто читал.. ?

Там есть (в книжке) "Автор статьи".. ВАЛЕРИЙ РАДИКОВ.. , а статья называется "К звездам под радиопарусом".. . Страница 350.. Там вся суть моего вопроса..

Кто Умный - СУТЬ понял.. .

Давите!..
ИНТЕЛЛЕКТОМ..


Знаю я эти паруса, толщиной с мыльный пузырь, площадью километры. Между тем, солнечный ветер в переводе на японский = камикадзе.. . Уж лучше ядрёнобомбовый двигатель дедала чем это парусная яхта



*Солнечный парус - приспособление, использующее давление солнечного света или лазера на зеркальную поверхность для приведения в движение космического аппарата.
Следует различать понятия <солнечный свет> (поток фотонов, именно он используется солнечным парусом) и <солнечный ветер> (поток элементарных частиц и ионов).
Идея полетов в космосе с использованием солнечного паруса возникла в 1920-е годы в России и принадлежит одному из пионеров ракетостроения Фридриху Цандеру, исходившему из того, что частицы солнечного света - фотоны - имеют импульс и передают его любой освещаемой поверхности, создавая давление. Величину давления солнечного света впервые измерил русский физик Пётр Лебедев в 1900 году.
Давление солнечного света чрезвычайно мало (на Земной орбите - около 5.10 6 Н/м2[1] [2] ) и уменьшается пропорционально квадрату расстояния от Солнца. Однако солнечный парус совсем не требует ракетного топлива, и может действовать в течение почти неограниченного периода времени, поэтому в некоторых случаях его использование может быть привлекательно. Эффект солнечного паруса использовался несколько раз для проведения малых коррекций орбиты космических аппаратов, в роли паруса использовались солнечные батареи или радиаторы системы терморегуляции. Однако на сегодняшний день ни один из космических аппаратов не использовал солнечный парус в качестве основного двигателя.(с)

Есть в америке один сумасшедший ученый (про него даже док фильм есть) который экспериментирует с лазерами для запуска пустотелых вращающихся дискообразных с зеркальными внутренними поверхностямипредметов (типа прототипов супер космических кораблей).
Эго "успех" плод многолетней работы, и траты миллионов долларов выглядит примерно так: на вращающийся "ствол" лазера насажен дископодобный зеркальный со всех сторон аппарат, который после включения мощного лазера (там на ето недецкая энергия уходит) аппарат подлетает на пару десятков метров, устойчивость траектории обеспечивается вращением, но несмотря на это его сносит и человек с сачком в руках с трудом его каждый раз ловит. (вот такое шоу).
В этом док. фильме сей гений с пафосом заявляет что КК на базе его творения покорят космос. (поживем увидим).


На текущий момент самое перспективное из уже построенного это ЯРД РД0410 kbkha.ru

Эфариарх
P.M.
8-7-2011 08:43 Эфариарх
К звездам под радиопарусом
Валерий Родиков

НЕВЕДОМОЕ: БОРЬБА И ПОИСК

ВАЛЕРИЙ РОДИКОВ

К звездам под радиопарусом

Фантасты давно побывали на планетах у чужих солнц и познакомились с их обитателями. Но на самом деле с планетами в других мирах нет ясности: существующими методами пока невозможно достоверно обнаружить планеты даже у ближайших к нам звезд. ...

Родиков Валерий

К звездам под радиопарусом


НЕВЕДОМОЕ: БОРЬБА И ПОИСК

ВАЛЕРИЙ РОДИКОВ

К звездам под радиопарусом

Фантасты давно побывали на планетах у чужих солнц и познакомились с их обитателями. Но на самом деле с планетами в других мирах нет ясности: существующими методами пока невозможно достоверно обнаружить планеты даже у ближайших к нам звезд.

Однако ученые уверены, что планеты вращаются вокруг многих звезд, только лететь туда очень далеко. Сможем ли мы устремиться к ним?

По прогнозу, сделанному в начале 80-х годов, ракетная техника к 2000 году позволит запустить космический аппарат, скорость которого в момент, когда он покинет Солнечную систему, будет составлять около 100 километров в секунду. Но даже при такой скорости полет до ближайшей звезды займет около 10 тысяч лет.

Летящая ныне американская станция "Вояджер-2", запущенная в августе 1977 года, достигнет планеты Нептун, которая находится от нас на расстоянии в 10 тысяч раз дальше, чем Луна, в августе 1989 года. Ну а до ближайшей к Солнцу звезды проксима Центавра еще в 10 тысяч раз дальше: она удалена от нас на 40 триллионов километров или на 4,3 световых года. Когда "Вояджер-2" выйдет из Солнечной системы, его скорость будет равна 16 километрам в секунду, и, чтобы долететь до ближайшей звезды, ему потребуется 80 тысяч лет...

Как превозмочь эту даль? Проекты фотонных ракет, суперкораблей со сменой поколений космонавтов практически неосуществимы.

Но возникли новые идеи. По всей вероятности, к ближайшей нам звезде проксиме Центавра первым полетит автоматический корабль под парусом. Попутным ветром для него будут сверхвысокочастотные (сокращенно СВЧ) радиоволны, или иначе - микроволновое излучение.

Со школьной скамьи мы знаем, что солнечный свет оказывает давление. Выдающийся опыт русского физика П. Н. Лебедева, поставленный в 1899 году, показал, что солнечные лучи вращают лопасти вертушки созданного ученым прибора. Сомнений больше не было: световое давление - не теоретическая иллюзия из уравнений Максвелла, оно действительно существует.

Это послужило в свое время источником многих гипотез, в том числе модной и поныне идеи панспермии. Шведский ученый Сванте Аррениус попытался объяснить возникновение жизни на Земле пришествием мельчайших зародышей и спор простейших организмов с других миров. Он полагал, что они могут выталкиваться за пределы планетных систем световым давлением.

Были и совсем курьезные идеи. Одна французская газета писала, что давление солнечных лучей оказывает наилучшее массирующее действие на человеческое тело, и чем южнее, тем массаж эффективнее. Сам Лебедев, узнав об этой газетной заметке, шутя заметил, что истинная популярность научного открытия начинается тогда, когда слава о нем распространяется за круги специалистов и дебатируется в среде профанов.

В 1920-х годах К. Э. Циолковский и Ф. А. Цандер высказали идею космического паруса, движимого солнечным светом. Потом эта мысль перекочевала на страницы научно-фантастических книг, а затем и в технические проекты инженеров.

Как же выглядит солнечный парус? По одному из проектов, в космосе на расстоянии ста тысяч километров от Земли развертываются 12 пластиковых лепестков общей площадью 600 тысяч квадратных метров наподобие гигантского цветка подсолнуха, вращающегося вокруг своей оси. Огромные лепестки сделаны из алюминизированного пластика толщиной 2,5 микрона. Они образуют что-то вроде двух шестилопастных винтов, надетых на одну ось.

Длина каждой лопасти-лепестка 6250 метров, а ширина 8 метров.

Гигантская поверхность, обращенная к Солнцу, служит двигателем космолета. Солнечный парус наиболее эффективен при полетах в направлении от Солнца, но как и морской парусник, он может плыть и против "ветра", навстречу Солнцу. Такой корабль сможет привести на Землю образцы марсианских пород, по всей видимости, до конца столетия.

Но на солнечном ветре к звездам не уедешь. Чем дальше от Солнца, тем слабее его лучи. Это ограничивает применение парусников пределами Солнечной системы. А нельзя ли создать мощный источник света и надуть им паруса межзвездной каравеллы? И такой прибор для излучения света есть - это лазер.

В США ведутся работы по созданию лазеров с большой мощностью излучения, но, к сожалению, они предназначаются для "звездных войн". А ведь их энергией можно бы наполнить паруса космического корабля.

Для первого знакомства с миром соседней звезды лучше подойдет не луч лазера, а сверхвысокочастотный радиолуч. Радиоволны, как и свет, тоже "давят", они со светом из одной "породы" - электромагнитных излучений. По теории, давление электромагнитных волн пропорционально энергии их кванта, то есть энергии тех элементарных доз излучения, из которых складывается электромагнитный поток.

Энергия кванта тем больше, чем меньше длина волны, или иначе, чем выше частота колебаний. Даже в самой "мощной" части СВЧ диапазона - у субмиллиметровых волн - энергия кванта в сотни-тысячи раз слабее, чем у кванта света. И все-таки радиоволны лучше всего подходят на роль космического ветра для межзвездного парусника.

Дело в том, что для "радиоветра" парус можно сделать "дырявым", из тонкой сетки, а следовательно, очень легким. Для света такой парус был бы негоден. Ему нужно сплошное зеркало.

Интересно, что способность радиоволн непосредственно приводить в движение материальный объект была продемонстрирована еще 20 ноября 1894 года будущим изобретателем радио А. С. Поповым на заседании Русского физико-химического общества. Александр Степанович собственноручно изготовил занимательный прибор. Он взял стеклянный баллон высотою около 15 сантиметров и диаметром около 3 сантиметров. Внутри баллона на особом подвесе, впаянном в его верхнюю часть, была укреплена свободно вращающаяся легкая крестовина, а к ее концам подвешены четыре платиновых листочка. Из баллона был выкачан воздух.

Как только Попов включал находящийся в другом конце комнаты искровой разрядник, служивший источником радиоволн, "карусель" внутри баллона начинала вращаться. Стоило выключить разрядник, и вращение прекращалось. "Карусель" служила исследователю обнаружителем радиоволн, правда, действие его ограничивалось пределами комнаты.

Использовать микроволновое излучение в качестве движущей силы межзвездного корабля предложил американский физик Фримэн Дайсон. Сфера его имени стала традиционным примером астроинженерней деятельности. В 1984 году Роберт Форвард привнес в эту идею достижения компьютерной техники. В результате родился проект межзвездного аппарата "Старуисп". Он мало похож на сегодняшние космические корабли. Это просто парус, имеющий километр в поперечнике, а весящий всего 20 граммов!

Парус соткан из тончайшей проволоки в виде множества шестиугольных ячеек. В 10 триллионах пересечений этих ячеек расположены микроэлектронные схемы (маленькие ЭВМ), которые образуют в целом сверхмощную ЭВМ параллельного действия. Каждая микросхема чувствительна к свету и может работать как крошечная телекамера.

Ввиду своей хрупкости парусник будет монтироваться в космосе, например, за орбитой Марса. А космический ветер для паруса создаст мазер молекулярный или иначе - квантовый генератор СВЧ радиоволн. Мазер работает по тому же принципу, что и лазер, только диапазон излучения другой микроволновый.

Хотя устройство мазера много сложнее, чем лазера, но открыли его раньше. Сейчас кажется даже удивительным, что науке пришлось сделать такой зигзаг на пути к оптическому мазеру - лазеру.

Его и назвали-то по аналогии с мазером, заменив лишь первую букву "м" (начальная буква английского написания слова "микроволновый") на "л" (начальная буква английского написания слова "лайт" - "свет").

Интересно, что через десять лет после того, как заработал лабораторный мазер (а его создали независимо в СССР - группа ученых под руководством Н. Г. Басова и А. М. Прохорова, в США - группа ученых под руководством Ч. Таунса), в галактических туманностях был открыт естественный мазер. Если бы мазер не был бы создан в лаборатории (а это было сделано в 1954 году), то его неизбежно открыли бы позже благодаря радиоастрономическим наблюдениям.

Разместить мазер предполагается на спутнике околоземной орбиты, энергию дадут ему солнечные батареи, находящиеся тут же на орбите. Чтобы радиоволны "толкали" парус, мощность излучения мазера должна составлять 20 гигаватт (миллионов киловатт) . Это несколько меньше мощности пяти Братских ГЭС. Проекты таких солнечных электростанций в космосе уже предложены.

Радиолуч направляется и фокусируется на космическом парусе специальным устройством в виде так называемой линзы Френеля (оптические линзы Френеля применяют в маячковых и сигнальных фонарях). Размер линзы огромен - около 50 тысяч километров (четыре земных диаметра!). Линза состоит из чередующегося набора концентрических колец из проволочной сетки и пустых кольцевых зон. Радиусы колец подобраны так, чтобы радиоволны, проходящие через пустые кольца, собирались воедино на парусе космического аппарата "Старуиспа". Помогут и микросхемы, расположенные в узлах пересечения проволочных ячеек паруса. Они будут так управлять электропроводимостью сетчатого полотна, чтобы радиолуч давил на него с максимально возможной силой.

Подгоняемый радиофотонами помчится в космосе парус. За одну неделю он разгонится до одной пятой скорости света. Такое стремительное ускорение сообщит ему радиолуч: в 155 раз превышающее ускорение свободного падения. Через неделю работы мазер выключится.

За 17 лет аппарат преодолеет три четверти расстояния до проксимы Центавра. Тогда центр управления полетом включит мазер и направит радиолуч на парус. Радиоволны достигнут аппарата примерно через четыре года, и хотя за столь долгое путешествие луч порастеряет свою энергию, ее все-таки будет достаточно, чтобы переключить все 10 триллионов микросхем в режим фотоприемников. Парус превратится в огромный искусственный "глаз", который сможет наблюдать неведомый мир ближайшей к нам звезды.

На скорости 60 тысяч километров в секунду "Старуисп" промчится мимо проксимы Центавра всего лишь за 40 часов. За это время он пройдет около 9 миллиардов километров - расстояние, равное диаметру орбиты Нептуна. Каждую секунду в этом сорокачасовом сеансе будет фиксироваться 25 изображений с высокой разрешающей способностью. С такой же скоростью происходит передача изображений в телевидении.

Затем по командам синхронизирующих сигналов, содержащихся в радиолуче, парус станет работать как антенна, которая направит радиоволны с закодированными в них изображениями на Землю.

Через четыре года после пролета соседней звезды парус будет находиться от нее на расстоянии почти в один световой год. А сигналы от "Старуиспа" только-только достигнут Земли, где ЭВМ превратят импульсы в изображения мира проксимы Центавра. Это произойдет четверть века спустя после запуска радиопаруса.

Если у нашей звездной соседки "Старуисп" обнаружит интересные объекты, то следующим шагом может стать посылка более тяжелой межзвездной автоматической станции, начиненной исследовательской аппаратурой и оснащенной совершенной оптической системой. Для этой цели был предложен аппарат, названный "Старлайтом". Он тоже с парусом, но приводится в движение лучом лазера. Парус его диаметром 3,6 километра предполагается изготовить из алюминиевой пленки толщиной всего 16 миллиардных долей метра. Масса паруса вместе с космическим аппаратом - около тонны. Поддувать парус будет лазер мощностью 65 гигаватт.

Его поместят либо на околоземную орбиту, либо на орбиту поближе к Солнцу. Там энергии побольше, и для "накачки" лазера можно будет использовать непосредственно солнечный свет. Как и радиолуч, лазерный пучок будет фокусироваться на парусе линзой Френеля, помещенной между орбитами Сатурна и Урана.

Диаметр линзы - тысяча километров. Лазер сообщит "Старлайту" ускорение 0,04 g. После трех лет непрерывного лазерного поддува межзвездная станция приобретет скорость, равную 11 процентам от скорости света, и удалится от Солнца на 0,17 световых года. В этот момент диаметр ускоряющего луча разойдется до 3,8 километра, то есть станет больше паруса, и лазер выклю чится.

Через сорок лет станция достигнет окрестностей ироксимы Центавра и начнет исследования. Как мы видим, "Старлайту" потребуется в два раза больше времени, чем его "радиопарусному" собрату, хотя мощность лазера в три раза превышает мощность мазера. Но ведь и несоразмеримо различие в массах самих аппаратов - 20 граммов и одна тонна.

Для полета человека к более далеким звездам, например, эпсилон Эридана, находящейся на расстоянии 10,8 световых лет, предлагается проект еще более тяжелого парусного космического корабля, названного "Суперстарлайтом". Масса его - 75,8 тысячи тонн, а размеры паруса и фокусирующей луч лазера линзы Френеля- 1000 километров.

Звезда эпсилон Эридана - ближайшая к нам звезда "солнечного" типа и первый звездный маршрут с человеком на борту, вероятно, будет проложен именно к ней. Чтобы экипаж мог долететь до звезды и вернуться обратно в течение человеческой жизни, корабль должен лететь почти со световой скоростью.

Группа лазеров, испускающих луч мощностью 43 тысячи тераватт (тераватт - миллиард киловатт) за 1,6 года разгонит корабль до крейсерской скорости 150 тысяч километров в секунду - половину скорости света. Чтобы обеспечить постоянное ускорение, мощность лазеров в конце этапа набора крейсерской скорости должна увеличиться чуть ли не вдвое, до 75 тысяч тераватт.

Что и говорить, дешево до звезд человеку добраться не удастся.

На такой скорости начнут сказываться релятивистские эффекты: масса корабля увеличится на 13 процентов, а для звездолетчиков время потечет медленнее.

Примерно за 10,4 года до подлета к звезде лазеры вновь будут включены. Но теперь энергия светового луча пойдет на торможение. Чтобы остановиться у звезды и прилететь обратно, парус должен быть особым - из трех концентрических сегментов. Внешнее кольцо диаметром 1000 километров предназначено для торможения, промежуточное - диаметром 320 километров и внутреннее - диаметром 100 километров - для возвращения экипажа.

На внутреннем парусе находится и модуль экипажа.

Когда космический парусник подойдет к звезде на расстояние 0,4 световых года, от него отделится внешнее тормозное кольцо и, обгоняя корабль, устремится вперед. Оставшаяся часть паруса повернется так, чтобы его отражающая поверхность была обращена к отделившемуся тормозному парусу. Лазерный луч, отразившись от паруса торможения, ударяет в парус корабля. Звездолетчикам будет казаться, что это с эпсилон Эридана бьет световой поток. Тормозиться корабль до полной остановки будет столько же времени, сколько он разгонялся- 1,6 года. По земному времени полет займет 23,3 года, а по бортовому времени звездолета - 20,5 года.

Научные исследования нового для землян мира займут несколько лет. А когда придет время лететь домой, парус вновь уменьшится в размере. От него отделится промежуточная ступень диаметром 320 километров. Она будет сориентирована так, чтобы ее отражающая поверхность была повернута к Солнечной системе.

Третий "выстрел" лазера длительностью 1,6 года, отправленный землянами 10,8 лет ранее, теперь достигнет окрестностей эпсилон Эридана и направленный промежуточной ступенью наполнит попутным лазерным ветром стокилометровый парус возвращения.

"Суперстарлайт" двинется в обратный путь.

Через 20 лет звездолет приблизится к Солнечной системе со скоростью, равной половине скорости света. Его остановит последняя вспышка лазера. Все путешествие продлится примерно 51 год, а по звездолетному исчислению - 46 лет.

Один из авторов проекта Р. Форвард так оценивает его возможности: "Межзвездное путешествие под "световым парусом", ускоряемым лазером, пока еще невозможно. Но оно не противоречит никаким физическим законам и может быть осуществлено. Развитие технологии получения тонких пленок, генерации и передачи энергии с помощью лазеров дает такую уверенность. И этот метод имеет определенные преимущества перед другими планами межзвездных путешествий. "Двигатель" остается "дома", в Солнечной системе, где его относительно легко содержать в рабочем состоянии, ремонтировать или совершенствовать в случае необходимости.

Конечно, имеются огромные технические проблемы. Строительство гигантских легких конструкций, разработка систем наведения и сопровождения, использование кольцевого "светового паруса" в качестве фокусирующей линзы и, конечно, создание мазеров и лазеров, которые могут генерировать энергию на уровне нескольких гигаватт и тераватт в течение месяцев и даже лет,- все это очень сложные задачи.

Тем не менее "световой парус", направляемый лазером,- это, как представляется, то средство, которое однажды сможет доставить нас к звездам и обратно в течение человеческой жизни.

Когда-нибудь мы на самом деле сможем взлететь по звездной трассе на "крыльях света".

А вот "парусный проект" еще более отдаленного будущего.

С его помощью можно осуществить дерзновенную мечту К. Э. Циолковского выход человечества за пределы Солнечной системы. По мысли Циолковского, для такого путешествия надо превратить в космический корабль большую естественную или искусственную планету. Правда, такая поездка, как мы знаем, займет десятки тысяч лет. "Для жизни одного человека,- писал ученый,- этот период времени, конечно, велик, но для целого человечества, так же как и для световой жизни нашего Солнца, он ничтожен. В течение десятков тысяч лет путешествия к другому светилу людской род, летя в искусственной обстановке, будет жить запасами потенциальной энергии, заимствованной от нашего Солнца".

Энергию и двигатель для такого путешествия предложили члены кружка "Космическое проектирование" Московского Дворца пионеров и школьников. Солнечная система накрывается огромной полусферой-экраном. Экран и Солнце образуют подобие фотонного двигателя. Солнечные лучи создают тягу, разгоняющую экран и Солнце, которые увлекают за собой планеты Солнечной системы. Экран на постоянном расстоянии от Солнца удерживают противоположно действующие силы гравитации и солнечного давления. Чтобы с помощью такого экрана привести в движение Солнечную систему, его масса должна быть примерно в десять тысяч раз меньше земной.

Московские школьники назвали свой проект "Фара". Интересно, что бы подумали астрономы других миров, наблюдая движение "Фары"? Замечены ли такие объекты с Земли? Радиоастрономы Калифорнийского технологического института открыли в созвездии Малой Медведицы на расстоянии сорока миллионов световых лет компактный объект, выбрасывающий узкую струю вещества протяженностью шесть световых лет.

Так бы выглядела чужая "Фара" с Земли. Как знать, может быть, это "Фара" неведомого нам мира плывет в звездном океане?

SR-71
P.M.
8-7-2011 20:24 SR-71
Вы из Новосиба чтоль.. ? (хотя толком по адресу не видно).. А чож вы мозги то морочили.. ? Спасибо за дополнение!

У меня просто времени не хватает, чтобы забить "цитаты" с этой литературки.. (Я её себе забрал.. )

з.ы. Тему дальше развиваем.. кому интересно.. .

SR-71
P.M.
8-7-2011 20:43 SR-71
Ув. Эфариарх
У вас здесь "пропуск" теперь действителен.. , только, пожалуйста, без ругани в общении..
SRL
P.M.
8-7-2011 21:53 SRL
Энергию и двигатель для такого путешествия предложили члены кружка "Космическое проектирование" Московского Дворца пионеров и школьников.

Максимальное ускорение, которое может приобрести система "экран-Солнце", будет равно примерно 10-10 см/сек2.
С расчетным ускорением солнечная система может пройти путь до ближайшей к нам звезды за время около 10 млн. лет... .
Молодцы эти наши пионэры.. . Далече смотрят.. . Прямо в коммунистическое будущее.. . .

SR-71
P.M.
8-7-2011 22:02 SR-71
Originally posted by SRL:

Максимальное ускорение, которое может приобрести система "экран-Солнце", будет равно примерно 10-10 см/сек2.
С расчетным ускорением солнечная система может пройти путь до ближайшей к нам звезды за время около 10 млн. лет... .
Молодцы эти наши пионэры.. . Далече смотрят.. . Прямо в коммунистическое будущее.. . .

Там (в книжке) не про Солнце.. (солнечный ветер.. )

Там суть в мазере и лазере..

Вот там посчитать надо "удельную энергию фотонов! на площадь паруса.. и оттуда получим ускорение..

Ув.SRL Вы в формулах (примерных) можете "проверить".. те изречения.. ?

SRL
P.M.
8-7-2011 22:21 SRL
Ув.SRL Вы в формулах (примерных) можете "проверить".. те изречения.. ?

Уважаемый SR-71, Вы же знаете что я не теоретик, а практик..
Однако простой житейской мудрости хватает чтобы сообразить что новые устройства и способы создают НЕ ПИОНЭРЫ, а ИНЖЕНЕРЫ.. . (каламбурчик вышел.. )
Процитирую Ф.Г. Раневскую: "ПиОнЭры, возьмитесь за руки и идите в жопу!"

А если серьезо предложение пионэров "окружить солнечную систему огромной полусферой-экраном" сроди предложению барона Мюнхгаузена "о новом принципе движения без опоры".. .
Не рулит солнечный парус для РЕАЛЬНОГО движения в ближайшие... столетия..
Лучше стоит обсудить реальые проекты. К которым УПОРНО идут маленькие желтолицые человечеки.
novosti-kosmonavtiki.ru

И придут...

SR-71
P.M.
8-7-2011 22:33 SR-71
Уважаемый SRL, Я тоже "это" люблю.. , у меня даже любимая ПОГОВОРКА тут на Ганзе (и не только): "Теория и практика - должны быть вместе.. " Не помню кто её "ПРИДУМАЛ".. по-моему я.. .

Вы, все-таки, "отошли" от вопроса..
Проверить "теорию" автора то не сложно.. . Просто интересно, кто ещё в теме... ?

SR-71
P.M.
8-7-2011 22:34 SR-71
Про китайцев за ссылку спасибо, почитаю.
SRL
P.M.
8-7-2011 22:45 SRL
Про китайцев за ссылку спасибо, почитаю.

Академик Б. Черток:

"Мой прогноз - США, несмотря ни на что, останутся в ближайшие 30 лет самой мощной экономической, военной и наиболее передовой в научном отношении державой мира.
Уже сегодня сама по себе международная космическая станция (МКС) для США интереса не представляет, а без них МКС обречена: Европе, России и Японии её содержание не по карману.
Положение усугубляется тем, что золотые руки рабочих и светлые умы инженеров стали в России дефицитом, и закрыть эту дыру в ближайшем будущем нечем.
В США такой проблемы нет. Они идут вперёд, их новые автоматические аппараты обогащают науку.
Американцы заняты объединением низколетающих навигационных и геостационарных спутников в одну систему, что позволит им создать глобальную систему управления транспортными потоками.

По моим прогнозам, в ближайшие 20 лет США создадут ракету-носитель, которая обеспечит создание постоянной базы на Луне. Следом за Америкой идёт Китай. Он, видимо, станет второй державой мира, способной обеспечить своё господство в космосе.".

SRL
P.M.
9-7-2011 00:01 SRL
Опыты в США.
Левитация тончайшего карбонового диска в свете 100 Вт. лампы.

click for enlarge 198 X 276 30,0 Kb picture

Эфариарх
P.M.
9-7-2011 06:21 Эфариарх
Originally posted by SR-71:
Вы из Новосиба чтоль.. ?

Да. Новосибирск мой дом родной.

Originally posted by SR-71:
Ув. Эфариарх
У вас здесь "пропуск" теперь действителен.. , только, пожалуйста, без ругани в общении..

Спасибо. Я вообщето не любитель ругаться


По теме.
Думаю что солнечные паруса имеют смысл только для исследовательских зондов летящих в один конец.


Надеюсь человечество освоит выпуск импульсных двигателей на дейтерии и позитронах. Хотя ЯРД уже позволит летать на луну, марс и венеру.

kotowsk
P.M.
9-7-2011 11:41 kotowsk
В США такой проблемы нет

США отказываются от программы Space Shuttle не только по причине возраста космических кораблей, но и в связи с общей её - программы - затратностью. Возможность использовать космические корабли многократно так, по существу, и не смогла компенсировать расходов на техническое обслуживание. Каждый запуск - крупное и весьма разорительное мероприятие.

http://blogs.computerra.ru/14722
Эфариарх
P.M.
9-7-2011 14:22 Эфариарх
Откопал тот самый, документальный фильм, вырезал фрагмент посвященный разработке аппарата взлетающего на лазерном луче. Качайте, смотрите, делайте выводы. Лично меня эта разработка не впечатлила.
narod.ru
Фильм весит 36 мегабайт.

На этом кадре мы видим гениальнго ученого в его руках аппарат который произведет революцию

Эфариарх
P.M.
9-7-2011 14:33 Эфариарх
Вот по настоящему интересный аппарат.
Рекомендую 8) narod.ru
SRL
P.M.
9-7-2011 15:24 SRL
США отказываются от программы Space Shuttle не только по причине возраста космических кораблей, но и в связи с общей её - программы - затратностью. Возможность использовать космические корабли многократно так, по существу, и не смогла компенсировать расходов на техническое обслуживание. Каждый запуск - крупное и весьма разорительное мероприятие.

vedomosti.info

Ritor_neckros
P.M.
9-7-2011 16:04 Ritor_neckros
Конечно, имеются огромные технические проблемы. Строительство гигантских легких конструкций, разработка систем наведения и сопровождения, использование кольцевого "светового паруса" в качестве фокусирующей линзы и, конечно, создание мазеров и лазеров, которые могут генерировать энергию на уровне нескольких гигаватт и тераватт в течение месяцев и даже лет,- все это очень сложные задачи.

В этом вся соль, особенно системы наведения, сопровождения и фокусировки, при фактическом отсутствии связи с кораблём, хотя возможно ко времени появления этого <парусника> появится <мгновенная связь>.

Помимо этого прохождение через пояс Койпера и облако Оорта, как нашей системы так и системы цели. Влияние межзвездного газа / пыли на объект движущийся с огромной скоростью, продолжительное влияние космической радиации на парус, имеющий километр в поперечнике, а весящий всего 20 граммов! В 10 триллионах пересечений ячеек которого расположены микроэлектронные схемы (маленькие ЭВМ), которые образуют в целом сверхмощную ЭВМ параллельного действия. Каждая микросхема чувствительна к свету и может работать как крошечная телекамера. И конечно мелкие недочёты и пробелы в знаниях, как аномальное ускорение аппаратов "пионер" и <магнитные пузыри> на границе Солнечной системы.

Есть и подвижки <пионеры> не учли, что экипаж <межзвездного парусника> можно погрузить в анабиоз и путешествие может быть гораздо более продолжительным. Во всяком случае человечество несколько ближе к решению этой проблемы чем к созданию межзвёздных зондов, даже не оснащённых экипажем.


После полного освоения солнечной системы и с появлением чартерных рейсов к Плутону, можно вернутся к более детальному рассмотрению этих проектов.

Интересно, что если <дежурная смена техников> попробует при помощи этих научных инструментов (мазер/лазер) диктовать свою волю мировому сообществу.

Хотя конечно прецедентов на атомных электростанциях пока не было, на них несколько опасаются террористов.


------
С уважением.

Ritor_neckros
P.M.
9-7-2011 16:31 Ritor_neckros
too Эфариарх

если мне не врёт инет это Lockheed Martin's Multiple Kill Vehicle (OLD),

что бы не ходить по ссылке.



так и не принятый на вооружение.

А вот принятый на вооружение аналогичный японский девайс



У меня вопрос, что за двигатель у Локхида, уж не детонационный?

too SLR

Американцы левитировали в вакууме или как? Сам, к сожалению, упоминай об этом опыте, не нашёл.

С Уважением.

Эфариарх
P.M.
9-7-2011 16:54 Эфариарх
Originally posted by Ritor_neckros:
too Эфариарх

если мне не врёт инет это Lockheed Martin's Multiple Kill Vehicle (OLD),

что бы не ходить по ссылке.

так и не принятый на вооружение.

А вот принятый на вооружение аналогичный японский девайс

У меня вопрос, что за двигатель у Локхида, уж не детонационный?

Похоже что он. Мне проще раз скачать, а потом смотреть или удалить. В общем кому как удобнее

Какой-то пульсирующий. Судя по размерам не анигиляционный

SRL
P.M.
9-7-2011 17:13 SRL
У меня вопрос, что за двигатель у Локхида, уж не детонационный?

Угу. Он самый. Сам не знал что они так продвинулись... : Сам то еще только заявку на изобретение обдумываю. Впрочем у мея высокочастотный PDE, а у них низкочастотник. У меня чисто атмосферный воздушно детонационный, а у них на запасе окислителя судя по всему.. . Причем не факт что это газовый PDE, возможно он на жидких компонентах.. . Да.. . раз это убийца спутников скорее всего на жидких компонентах либо газифицируемых прямо в КС.
((youtube.com

SRL
P.M.
9-7-2011 17:16 SRL
Присмотрелся получше.. . вряд ли детонационный.. . Скорее просто импульсный ЖРД. Но точность управления потрясающая.
SRL
P.M.
9-7-2011 17:18 SRL
Американцы левитировали в вакууме или как?

Не упомянуто. Фото из общей статьи о световых парусах.
Эфариарх
P.M.
9-7-2011 18:24 Эфариарх
Тема покорения космических пространств всегда волновала человека. Едва ли не каждому из нас хоть раз в жизни рисовались межзвездные путешествия, уводящие далеко за пределы Солнечной системы. Попытки преодолеть космическое пространство делались уже достаточно давно, но реальным воплощением этих устремлений можно считать уникальные разработки инженеров Центра управления космическими полетами НАСА Дж. Маршалла. Именно здесь проводятся лабораторные исследования негнущегося, легкого материала - углеродного волокна, которое может быть использовано для создания гигантского космического парусника - величайшего из когда-либо созданных человеком межпланетных кораблей. По словам руководителя разработок межзвездных ракетных двигателей Леса Джонсона, это будет первым путешествием за пределы Солнечной системы, предпринятым человечеством.
Межзвездному космическому паруснику-зонду предстоит преодолеть расстояние, составляющее свыше 37 млрд. километров. Запуск зонда планируется провести в 2010 году, причем сделано это будет с помощью самого мощного из когда-либо созданных космических кораблей. По расчетам специалистов, полет этой уникальной системы будет длиться около 15 лет. Устремившийся к звездам со скоростью 93 км в секунду, он покроет расстояние около 4,5 тыс. км менее чем за минуту. Его скорость способна превысить скорость легендарного <Шаттла> более чем в 10 раз, да и не только. Двигаясь в пять раз быстрее космического аппарата <Вояджер>, запущенного в 1977 году с целью исследования внешних пределов Солнечной системы, зонд достигнет этого корабля в 2018 году, миновав путь, проделанный <Вояджером> в течение сорока одного года, всего за восемь лет.
Для межзвездных полетов ракетам с учетом огромных расстояний и очень большой скорости требуется такое количество топлива, что они просто не в состоянии нести свой собственный вес. А потому оптимальным решением этой проблемы и могут стать космические парусники, не требующие топлива. Это - корабли с тонкими отражающими парусами, которые направляются солнечным светом, микроволновыми или лазерными лучами, подобно тому как ветер наполняет паруса океанских судов. Именно солнечные лучи станут основным источником движения гигантских конструкций. Космический парусник станет самым грандиозным сооружением в деле строительства летательных аппаратов. Его размеры превысят 400 метров (четыре футбольных поля).
На сегодняшний день основным претендентом в качестве материала для солнечного паруса является так называемое углеродное полотно. Плотность его такова, что квадратный метр паруса весит не более 3 грамм. После отделения от ракеты-носителя полотно разворачивается в космическом пространстве огромным шатром.
Исследовательские работы по выбору подходящего материала продолжаются, ведь необходимо еще и еще раз проверить его эксплуатационные качества, в частности прочность при крайне высоких и крайне низких температурах.
Основной задачей исследователей является осуществление полетов за пределы Солнечной системы, которые создадут основу для будущих межзвездных путешествий. Это позволит максимально быстро развивать необходимые технологии, которые существенно повысят безопасность и надежность космических перелетов, да к тому же снизят их стоимость.
О существовании светового давления ученые подозревали довольно давно. Первым исследователем, отметившим это явление, был Иоганн Кепплер, еще в XVII веке проводивший астрономические наблюдения, в том числе и за кометами. Тот факт, что хвост кометы отклоняется от Солнца при приближении к нему кометы, позволило предположить ученому существование давления, оказываемого солнечными лучами. Однако экспериментально в лабораторных условиях существование давления света было доказано только в 1900 году. На Земле, и вообще вблизи какого-нибудь крупного космического тела (планеты или ее спутника), невооруженным глазом определить такое давление невозможно, так как сила давления светового потока на несколько порядков слабее силы притяжения.
Кометы же - тела по космическим меркам небольшие, следовательно , мала и сила притяжения к ним. Поэтому для мельчайших частиц пыли, из которых и состоят хвосты комет, действия сил притяжения со стороны кометы и давление солнечного света сопоставимы по величине.
В связи с ростом потребляемой энергии на Земле и ухудшением экологии ученые изучают возможности более широкого, чем ранее, использования солнечной энергии. Уже существуют проекты космических электростанций на околоземных орбитах, основанных на преобразовании солнечной энергии в энергию сверхвысокой частоты и передаче ее на Землю.
Основная трудность в осуществлении этих проектов заключается в неудовлетворительной пока точности наведения излучателя энергии станции на приемную антенну на Земле, а также в необходимости создания этих антенн больших габаритов:
Вероятно, в будущем эти проблемы будут решены. Однако околоземные электростанции нельзя делать со слишком большими рабочими площадями из-за создания на Земле тени. Это значит, что космический аппарат должен находиться на более или менее постоянном расстоянии от Земли, но при этом не на околоземной орбите.
А потому он должен быть оснащен мощными двигателями, способными потреблять львиную долю вырабатываемой ими энергии. Выходом может стать расположение аппарата в окрестности одной из точек, в которой уравновешены силы притяжения Солнца, Земли и центробежная сила (речь идет о точке либрации, находящейся в тени Земли). Чтобы аппарат оставался в этой окрестности, достаточно использовать маломощные двигатели.
И тут возникает весьма привлекательная идея: а нельзя ли использовать в качестве источника энергии солнечный ветер? Ведь тогда аппарату вообще не нужен запас топлива, так как срок его службы будет ограничен только естественным старением техники. Уже в 20-х годах прошлого века появились первые проекты подобных летательных аппаратов, а в конце 70-х отечественными учеными была доказана теоретическая возможность управления космическим аппаратом силами светового давления в точках либрации.
Оснастив такой аппарат, например, рефлектором с большой площадью отражающей поверхности, выполненным из тонкой зеркальной пленки, и расположив его так, чтобы он освещался Солнцем, можно будет осуществить подсветку <ночной> стороны поверхности Земли или Луны (или отдельных участков этой поверхности). Со временем из таких конструкций может быть образована связка в виде кольца, вращающегося относительно прямой Солнце - Земля.
Что такое точки либрации?
Видя старт космического корабля, трудно поверить, что эта огромная махина оторвется от земли. Еще труднее представить, что почти вся ракета сгорит за какие-нибудь минуты. Ведь современный космический корабль - это огромная ракета-носитель с многотонным запасом топлива, выводящая на орбиту небольшой спутник. Для удержания на орбите и маневрирования вполне хватает небольшого запаса энергии и энергии, вырабатываемой солнечными батареями. Почему так происходит? Дело в том, что любое тело на околоземной орбите находится в состоянии равновесия (в идеальных условиях спутник останется на околоземной орбите навсегда, хотя в реальности он постепенно приближается к Земле из-за сопротивления разреженных слоев атмосферы).
Тем не менее, отдаляясь от Земли, объект попадает в поле действия сил притяжения других тел Солнечной системы. При этом, если исключить целенаправленные полеты на Луну или другие планеты, существенным можно считать только притяжение со стороны Земли (потому что она относительно близко) и Солнца (потому что оно большое).
Это значит, что любое тело в Солнечной системе, находящееся в некоторой окрестности Земли, станет рано или поздно спутником Земли или Солнца.
Однако существуют <волшебные> точки, в которых центробежная сила орбитального движения аппарата и силы притяжения Солнца и Земли уравновешены. Это - точки либрации. Всего их пять, две из них (самые близкие к нашей планете) находятся на прямой Солнце - Земля по разные стороны от Земли на расстоянии около миллиона километров.
c Александр Блинов, 2001
Эфариарх
P.M.
9-7-2011 18:26 Эфариарх
9 ноября 2009 года отмечалось 75 лет со дня рождения всемирно известного астронома и популяризатора науки Карла Сагана (Carl Sagan), умершего в 1996-м. На торжественной церемонии в Вашингтоне, проходившей в одном из зданий Сената (Hart Senate Office Building), давний друг и соратник Сагана Луи Фридман (Louis Friedman), директор Планетарного общества (Planetary Society), сделал официальное объявление о новом проекте своей организации: в ближайшее время она намерена запустить в космос три солнечных парусника.
Первый в этой серии аппарат - LightSail-1 - должен стартовать в конце 2010 года. Цель его полёта: первая в мире практическая демонстрация возможности изменения скорости космического аппарата и параметров его орбиты под действием солнечного излучения на большой парус.
LightSail-1 над планетой. Этот миниатюрный спутник должен быть выведен на орбиту высотой более 800 километров. Такая приличная высота выбрана, чтобы исключить влияние на крупный, тонкий, но при этом очень лёгкий парус остатков атмосферы Земли - изменения в скорости аппарата должны будут происходить именно под влиянием солнечного света (иллюстрация Rick Sternbach/Planetary Society).
Это яркое начинание призвано воплотить мечту Сагана, являвшегося одним из трёх основателей Планетарного общества. Двое других - сам Фридман, космический инженер, и Брюс Мюррей (Bruce C. Murray), планетолог, который во время создания общества, в 1980 году, был главой знаменитой Лаборатории реактивного движения (JPL).
Новый проект Planetary Society, получивший общее наименование LightSail, призван переломить не слишком-то счастливую судьбу самой идеи солнечных парусов, много лет будоражащей умы учёных и инженеров как в США, так и в СССР (России), Европе и Японии. И потому, прежде чем во всех деталях рассказать о новых аппаратах, следует сделать экскурс в историю.
Летопись практического воплощения солнечных парусов следует вести, пожалуй, с российского эксперимента "Знамя-2", успешно осуществлённого в рамках программы "Знамя". Тогда, в 1993 году, на борту корабля "Прогресс М-15", завершившего своё пребывание на станции "Мир" и удалившегося на небольшое расстояние от станции, была развёрнута 20-метровая тонкоплёночная конструкция.
Правда, предназначалась она не для "активного плавания под парусами", а для проверки идеи освещения ночной стороны Земли орбитальным зеркалом. Но ведь космическое зеркало и космический парус - по сути две стороны одной и той же идеи, и конструктивно такие аппараты схожи. Задача была выполнена: пятикилометровый солнечный зайчик, дававший освещённость на уровне полной Луны, пробежал по Европе. Этот эксперимент, заметим, проходил под эгидой консорциума "Космическая регата", организации, основанной в 1990 году рядом отечественных космических предприятий, среди которых - РКК "Энергия".
Возможные варианты формы солнечных парусов. Внизу концепция солнечного парусника NASA (иллюстрации NASA/JPL, NASA/Marshall Space Flight Center).
Следующий опыт с развёртыванием ультратонкой отражающей плёнки в космосе провели те же участники в 1999 году: 25-метровое зеркало-парус "Знамя-2,5" было раскрыто по прежней схеме - вскоре после отчаливания грузовика "Прогресс М-40" от станции "Мир". Увы, эксперимент удался лишь частично - после развёртывания полотнища оно зацепилось за антенну корабля и потому не смогло принять нужную конфигурацию.
В дальнейшем "Космическая регата" разработала целую серию аппаратов с космическими рефлекторами (для освещения городов ночью) и парусами (для апробации идеи путешествий по Солнечной системе) большого диаметра - от 60 да 200 метров - в рамках своей программы "Солнечные паруса и рефлекторы", но по финансовым причинам они не были реализованы, хотя есть шанс, что в последующие годы что-то из этого богатого набора увидит свет.
В 2004 году "знамя борьбы за мечту" подхватила Япония - она успешно развернула в космосе два первых в мире солнечных паруса. Почему мы называем их "первыми"? Просто на этот раз вся конструкция изначально была рассчитана именно на работу в роли паруса. Правда, тест был кратковременным, поэтому можно сказать, что данные плёнки не успели показать себя в работе, то есть приобрести реально измеримое ускорение.
Первую попытку вывести на орбиту солнечный парус, который действительно долгое время дрейфовал бы в лучах дневного светила, предприняло Планетарное общество в 2005 году. Увы, его аппарат "Космос-1" (Cosmos 1), построенный по заказу американцев в НПО имени Лавочкина, был потерян сразу после старта. Из-за неких неопознанных радиосигналов появилась надежда, что парусник всё-таки жив, но позже выяснилось - сигналы не имели отношения к данному спутнику. Тот, скорее всего, сразу упал в океан, как и его одноимённый предшественник - рабочий прототип "Космоса-1", который безуспешно попробовали запустить по высокой суборбитальной траектории в 2001-м.
Позже в США и других странах появлялись разные проекты солнечных парусов, но по разным причинам они не были реализованы. Само же Планетарное общество повело разработку наследника своего "первого космоса" - паруса под названием Cosmos 2, но о его предполагаемом запуске пока ничего нельзя сказать определённо.
Зато ныне более масштабный проект этой же организации - серия из трёх аппаратов LightSail - получил спонсорскую помощь от мецената, пожелавшего остаться неизвестным. Взнос в размере $1 миллиона (плюс помощь из других источников) позволил начать практическую работу над красивым замыслом.
Небольшой (9,3 квадратных метра) солнечный парус NASA NanoSail-D был потерян при неудачном запуске ракеты Falcon 1 в августе 2008 года. Отчасти этот парусник послужил прообразом при разработке LightSail-1 (фото NASA/MSFC/D. Higginbotham).
Итак, солнечный парусник LightSail-1. В своей конструкции он отталкивается от давнего проекта NASA Nanosail. Это была идея развёртывания "паруса" на отработавшим свой век спутнике, подлежащем сведению с орбиты. В том замысле тонкая плёнка работала бы не как солнечный парус, а как аэродинамический тормоз большой площади. Однако и разгоняться под действием света она тоже могла бы - подходящими были размеры полотнища и начальные параметры орбиты.
Планетарное общество, как сообщает Фридман, заключило соглашение о сотрудничестве с исследовательским центром Эймса (Ames Research Center) в части инженерной проработки нового аппарата и содействия его запуску (носитель ещё не выбран, но это может быть широкий спектр американских либо российских ракет).
Отличительная черта нового парусника - умеренная площадь при очень малом весе всей системы. Весь спутник (включая парус, корпус аппарата, всю электронику с системами управления ориентацией, аппаратурой связи и так далее) должен весить менее 4,5 килограмма. Так что LightSail-1 может быть запущен за скромные средства как сопутствующая нагрузка в рамках какой-нибудь другой миссии.
Корпус и отчасти электронную начинку LightSail-1 "слепят" из трёх наноспутников типа CubeSat: эта американская разработка в разных вариантах исполнения уже была проверена в космосе. Каждый аппарат в этой серии представлял собой кубик со сторонами 10 сантиметров и весом менее 1 килограмма
Парус нового аппарата представляет собой четыре треугольника, после развёртывания составляющих квадрат со сторонами чуть больше 5,5 метра (всего 32 кв. м). Среднее отношение веса корабля к площади составит таким образом порядка 140 граммов на квадратный метр. Спасибо материалу паруса - покрытой алюминием майларовой плёнке толщиной всего 4,6 микрометра.
Скромное значение "средней плотности аппарата" позволит спутнику получить в окрестностях Земли ускорение от солнечного света, равное 5,7x10-5 м/с2. А такое изменение в беге можно будет измерить как при помощи приборов на самом паруснике (в их числе - навигатор GPS), так и посредством наземных наблюдений. С Земли парус будет выглядеть яркой звёздочкой, а уж в телескоп его отследят без проблем.
Эта миссия должна предоставить ключевую проверку теории солнечного паруса. Соблазнительной, надо сказать, теории: парусник большего размера, обладающий набором лёгкой научной аппаратуры, мог бы только за счёт света солнца разогнаться так, что достиг бы внешних окраин Солнечной системы всего за пять лет. И при этом он не израсходовал бы ни грамма топлива. Именно это преимущество солнечного паруса перед ракетным принципом движения делает его заманчивым кандидатом на привод межзвёздной миссии.
Да, по некоторым оценкам, сравнительно лёгкий парусник с отражателем поперечником в километры, подстёгиваемый к тому же с Земли мощным лучом лазера, мог бы достичь ближайшей звезды всего за сто лет - срок, практически нереальный для других более-менее реализуемых современными средствами технологий. На борту такого аппарата будет только электроника и, по предложениям некоторых учёных, образцы ДНК людей. И всё же такой полёт осуществим. Если не в ближайшие годы, то в течение нескольких десятилетий.
Этапы LightSail-1: стартовая конфигурация, раскрытие солнечных батарей, развёртывание паруса, финальный вид аппарата. В проектировании и постройке парусника примут участие несколько компаний из США, учёные из ряда американских университетов и несколько специалистов из Института космических исследований РАН (иллюстрации Planetary Society).
Ну а в наши дни за LightSail-1 последуют более крупные паруса LightSail-2 и -3. Второй парус (квадрат со стороной порядка 8 метров), по идее, должен продемонстрировать возможность покидания таким аппаратом пут притяжения Земли. А третий (его поперечник составит примерно 18 метров) планируется вывести в точку Лагранжа L1, где он будет выполнять научную миссию - займётся мониторингом Солнца.
На борту LightSail-3 разместятся датчики, фиксирующие параметры солнечного ветра и предупреждающие землян о крупных корональных выбросах, способных привести к магнитным бурям над нашей планетой.
Далее инициаторы проекта попробуют показать уникальную способность солнечного парусника - зависнуть неподвижно (по отношению к линии Солнце-Земля) не в точке Лагранжа, а в неравновесной точке, намного ближе к нашей родной звезде. Ни один аппарат традиционного типа на такое не способен: это может обеспечить только слабое, но постоянное усилие, развиваемое парусом. А ближе к Солнцу означает и более раннее предупреждение о солнечных бурях. По словам Фридмана, это не единственное преимущество технологии. Наконец, "солнечные паруса просто выглядят романтично", - говорит Луи.
Добавим, что полёт первого парусника в новой серии будет не слишком продолжителен, но вот миссия LightSail-2 рассчитана на месяцы, а LightSail-3 - на годы.
Надо отметить, что проект LightSail реализуется при активной поддержке компании Cosmos Studios, возглавляемой Энн Дрюян (Ann Druyan).
Энн - интересная личность. Совместно с Саганом она была руководителем проекта NASA по составлению "послания инопланетянам" - дисков Voyager Golden Record с записью голосов людей и звуков Земли, фотографий природы, отправленных во Вселенную на борту зондов "Вояджер".
Она являлась одним из авторов сценария и продюсером фильма "Контакт" (Contact). Дрюян известна как автор ряда романов, книг и телевизионных проектов (в их числе и популяризирующие науку). Наконец, как вдова Карла Сагана она является основателем и главой фонда его имени, финансирующего ряд исследований в области науки и здравоохранения.
Попытка запуска "Космоса-1" была одной из совместных работ Cosmos Studios и Planetary Society. LightSail - логичное продолжение этого сотрудничества. По определению Дрюян, воплощение солнечного парусника стало бы настоящим "Тадж-Махалом" для Сагана: мол, Карл очень любил эту идею и считал её одной из самых разумных, красивых и перспективных космических технологий.
В пресс-релизе Планетарного общества Энн говорит: "Карл и я однажды написали - "Мы слишком долго задержались на берегах космического океана. Пришло время отправиться к звёздам". Мы празднуем день рождения Карла, объявляя о первом рейсе флота, задуманного для выполнения этого мифического императива. Я знаю, что это значило бы для него".
Эфариарх
P.M.
9-7-2011 18:26 Эфариарх
Парус на антиматерии
Этот космический корабль смешивает в причудливой форме самые разные идеи, когда-либо предлагавшиеся для межзвёздных путешествий. Называется он "Парус на антиматерии" (Antimatter Sail) и разрабатывается на деньги самого "безбашенного" из институтов NASA.
Идея использовать антиматерию в качестве источника энергии для движения скоростного межпланетного или межзвёздного корабля (беспилотного зонда) - стара и заманчива.
Такие аппараты могли бы ускорить космические полёты в разы, однако на их пути стоит досадное препятствие - наработка 1 грамма антиматерии стоит сейчас $10 триллионов.
Причём на огромных ускорителях и прочих "игрушках" физиков-ядерщиков антипротоны сейчас производят в количестве чуть менее 85 нанограммов в год (суммарно во всём мире). Охлаждает пыл? Не так ли?
Но вот небольшая компания Hbar Technologies из Иллинойса получила грант в $75 тысяч от Института перспективных концепций аэрокосмического агентства США (NASA Institute for Advanced Concepts - NIAC) на предварительную проработку межпланетного комбайна, который мог бы использовать для полёта антивещество, собранное в пределах нашей Солнечной системы.
Невероятно? Надо напомнить, что это за институт такой, необычный.
Он финансирует и продвигает разработки радикальных технологий, которые совсем не обязательно приведут к каким-либо практическим результатам в течение целого десятилетия.
Из других экзотических исследовательских работ, финансируемых этим институтом, нужно отметить армию сумасшедших роботов для уничтожения опасных астероидов и скафандр-кожу. А ещё среди проектов, отобранных на днях NIAC для дальнейшего исследования - пищевой репликатор, подсмотренный в фантастических фильмах, который мог бы создавать разнообразную еду из очень небольшого числа компонентов, или, скажем, кабельная система, способная раскладывать в космосе телескоп колоссальных размеров.
Но вернёмся к антиматерии.
Антивещество рождается в Солнечной системе естественным образом, когда заряженные частицы из глубин Вселенной, называемые космическими лучами, сталкиваются с заряженными частицами, идущими мощным потоком от Солнца.
Несколько из финансируемых институтом проектов "размышляют" о сборе этого дарового антивещества, чтобы потом использовать его в космических кораблях.
Например, антивещество можно поймать, используя три концентрических электропроводных заряженных сферы.
Первая, диаметром 16 километров, отражала бы протоны солнечного ветра и привлекала бы отрицательно заряженные антипротоны.
Они тогда затормозились бы, пробив среднюю сферу, и оказались бы пойманными в меньшей сфере, всего 100 метров в диаметре, где должна быть установлена электромагнитная ловушка.
"В основном всё, что нужно сделать - это произвести сеть, точно так же, как при рыбной ловле", - шутит Джеральд Джексон (Gerald Jackson), один из лидеров данного проекта.
Сохранённое антивещество можно тогда направить узким потоком на солнечный парус корабля.
Аннигиляция антипротонов с нормальной материей паруса может донести небольшой аппарат до Плутона, используя только 30 миллиграммов антивещества.
17 граммов антиматерии обеспечили бы полёт небольшого исследовательского зонда к Альфе Центавре, утверждает Джексон.
И он полагает, что есть достаточно антивещества вокруг. Приблизительно 80 граммов можно выловить между орбитами Венеры и Марса, а ещё 20 килограммов могли бы быть собраны в пределах орбиты Сатурна.
Сколько миллионов кубических километров нужно просеять для этого - авторы проекта не уточняют, но пишут, что это вопрос эффективности техники "сбора урожая".
Межзвёздный зонд с приводом из паруса на антиматерии (Antimatter Sail) имеет (в проекте компании) стартовую массу 280 килограммов, из которых 10 килограммов приходится на научное оборудование.
Запас антивещества на борту - 60 миллиграммов, а урана - 109 килограммов.
Зачем уран? Этим ураном предложено покрывать поверхность карбонового паруса (его диаметр - 5 метров) и бомбардировать его микроскопическими зарядами из антиматерии (точнее - это будут микроскопические шарики из замороженного антиводорода).
Они хранились бы в наборе кремниевых пластин, пронизанных туннелями с облицовкой из электродов. Система полей удерживала бы заряды внутри.
Схема космического аппарата с парусом на антиматерии: 1 - парус, 2 - система хранения антиматерии, 3 - антипротонный электрогенератор, 4 - полезный груз (иллюстрация с сайта hbartech.com).

По проекту этого корабля, антивещество (его небольшая доля) также будет использоваться для выработки электроэнергии - для нужд бортового оборудования. Соответствующий конвертор также (в общих чертах) разработан компанией.
Другие подробности вы можете найти в этом pdf-документе.
Добавим лишь, что по расчётам Hbar Technologies, такой зонд мог бы улететь от Земли на 250 астрономических единиц за 10 лет.
Напомним, самый дальний искусственный космический объект - аппарат Voyager 1 - находится от нас на расстоянии примерно 95 астрономических единиц, куда добирался 28 лет.
Понятно, что возможность вблизи исследовать пояс Койпера или, чем чёрт не шутит, даже облака Оорта - стоит того, чтобы поломать голову и над сбором дарового антивещества, и над облучаемым им урановым парусом.
Любопытно, что похожий принцип работы космического паруса предлагали американские учёные, братья Грегори и Джеймс Бенфорды (Gregory, James Benford). Только в их проекте не было антиматерии, но зато также было предусмотрено испарение некоторой части от массы паруса для создания реактивной силы.
Завершая же рассказ о парусе на антиматерии, нужно добавить, что в своих материалах Hbar Technologies упоминает предложение - как увеличить производительность по наработке антивещества на ускорителях в тысячу раз, устроив некую рециркуляцию протонного луча через цель.
Для такой сравнительно "скромной" миссии, как полёт к поясу Койпера, это позволило бы отказаться от фантастического сбора антипротонов в космосе. И даже запустить целый ряд подобных миссий.
Но ведь мы смотрим куда дальше. А значит, и идею межпланетного комбайна отбрасывать нельзя.
mezhzvezdny.blogspot.com

SRL
P.M.
9-7-2011 19:01 SRL
Тема покорения космических пространств всегда волновала человека.

Хорошо сказано. Именно что ЧЕЛОВЕКА.. .
Однако "человек" это вовсе не все.. люди.

Едва ли не каждому из нас хоть раз в жизни

Поэтому вот это утверждение фатально ошибочно. 99,999% "людей" скажут что это затратно и экономически не выгодно... . И начнут считать чужие деньги.. . . Причем дело даже не в бедности или богатстве этих "людей". Просто "людям" наплювать на "пространства" с высокой колокольни.. .
Спросите 100 человек на улице (от пенсионеров с клюшками до молодых талантливых дарований.. . ) кто такой "Карл Саган" и сильно удивитесь результату.. . если заранее не догадались.. .
Так что проекты межзвездных путешествий натыкаются вовсе не на стену "пространства и времени", а на чаяния "простых людей налогоплательщиков" которым по большущему-пребольшущему барабану положить как на пояс Койпера... так и на антивещество. Вот если бы Вы им предложили по бесплатной мобилке или кухонному блендеру их глазенки разгорелись бы гораздо ярче чем от бессмысленных для "людей" слов типо "Карл Саган".. .

SR-71
P.M.
10-7-2011 21:32 SR-71
Originally posted by Ritor_neckros:
[b] В этом вся соль, особенно системы наведения, сопровождения и фокусировки, при фактическом отсутствии связи с кораблём, хотя возможно ко времени появления этого <парусника> появится <мгновенная связь>.

Лично мне больше интересно в этой ТЕОРИИ выработка (способ) такого количества энергии.. на начальном этапе..

Originally posted by Ritor_neckros:
[b] Помимо этого прохождение через пояс Койпера и облако Оорта, как нашей системы так и системы цели. Влияние межзвездного газа / пыли на объект движущийся с огромной скоростью, продолжительное влияние космической радиации на парус, имеющий километр в поперечнике, а весящий всего 20 граммов! В 10 триллионах пересечений ячеек которого расположены микроэлектронные схемы (маленькие ЭВМ), которые образуют в целом сверхмощную ЭВМ параллельного действия. Каждая микросхема чувствительна к свету и может работать как крошечная телекамера. И конечно мелкие недочёты и пробелы в знаниях, как аномальное ускорение аппаратов "пионер" и <магнитные пузыри> на границе Солнечной системы.

А поподробнее ВЫВОДЫ сделайте..
Вы думаете, что этот парус будет "протыкаться", на такой скорости, межзвездным веществом и пылью.. ? Ну и пусть будут дырки.. . "Мы" эту ПОПРАВКУ учтем в конструкции ПАРУСА... !
А про ЭВМ - это к японцам НАДО.. , в то время (когда писалась статья.. ) о ИХ возможностях НЕ знали.. и даже не догадывались..

Originally posted by Ritor_neckros:
[b] Есть и подвижки <пионеры> не учли, что экипаж <межзвездного парусника> можно погрузить в анабиоз и путешествие может быть гораздо более продолжительным. Во всяком случае человечество несколько ближе к решению этой проблемы чем к созданию межзвёздных зондов, даже не оснащённых экипажем.

Т.е. вы хотите "спать" и не о чем не думать.. ?

Originally posted by Ritor_neckros:
[b]Интересно, что если <дежурная смена техников> попробует при помощи этих научных инструментов (мазер/лазер) диктовать свою волю мировому сообществу.

про Политику тут не надо..

SR-71
P.M.
10-7-2011 22:12 SR-71
Originally posted by SRL:

Так что проекты межзвездных путешествий натыкаются вовсе не на стену "пространства и времени", а на чаяния "простых людей налогоплательщиков" которым по большущему-пребольшущему барабану положить как на пояс Койпера... так и на антивещество.

Ув. SRL Деньги на ИДЕЮ (НА ЛЮБУЮ) найти "можно!.. , и у вас в Москве, и у нас в Сибири.. Но нужна ГАРАНТИЯ и ОТДАЧА... !!
"Простые" люди это не понимают.. , да им и не надо, не у них надо спрашивать..

SRL
P.M.
11-7-2011 13:33 SRL
Ув. SRL Деньги на ИДЕЮ (НА ЛЮБУЮ) найти "можно!.. , и у вас в Москве, и у нас в Сибири.. Но нужна ГАРАНТИЯ и ОТДАЧА... !!

Ув. SR-71. Позвольте с Вами не согласиться.
На какую идею можно найти деньги в России? На проект серьезного полета с парусом???
Если в России не находиться денег даже на нормальный проект космического туризма без участия "РОС-ГОС", то о каком парусе может идти речь?
О парусе площадью 100 м2?
реальо осуществимые "проекты" у нас это только проекты попила бабла на идиотские "спортивные мероприятия", или не менее идиотские "башни ГАСПРОМА".
Для реализации проектов типа "Парус" нужны ведь не только деньги но и ПСИХИ!!! Психи типа фон Брауна или Королева. Думаю совершенно точно, что психи важнее денег. Не все упирается в бабло.
А где у нас Вы хоть одного НОРМАЛЬНОГО психа видели за последние.... четверть века??? Хоть одного который имеет такую харизму как упомянутые люди, и который сможет собрать команду таких же психов для реализации проекта?
Какая может быть вообще "гарантия" подобного проекта? Что космический зонд улетит? Ну можно ему дать пинка и он... даже улетев (если горючки не перельют или ненедольют), через года три... прекратит свое информационное существование. На нем умрет электроника, как она умирает за ничтожное (по сравнеию с системами США) время существования чему железное доказательство "спутники системы ГЛОНАСС".
Систему же "поддува лазером" (если проект действительно серьезен) мы вовсе не в состояии сделать поскольку в строительстве мощных лазеров (а нужны не просто мощные, а МЕГАмощные и к тому же орбитальные) мы давно .... в жоп.. . в аутсайдерах.
Сможет ли Россия выполнить подобный проект? Надо честно признаться себе, что нет. Смогут ли амеры или кетайцы? Да. Смогут. Почему? Из-за денег? Нет. США воленс-ноленс необходимо поддерживать звание лидера мировой науки, а точнее лидера цивилизации всей планеты. Кетаю же воленс-ноленс лидера развития и умения "вставания с колен" из грязи. Там работают настоящие психи. И за одними стоят деньги, а за другими принцип. За нами не стоит ... ничего.
Денег нет. Даже капитализация "Эпл" США 321 млрд. долларов, даже сраного "Макдональдса" 81 млрд. долларов.. . китайской "Петро Чина" 326 млрд. долларов... а лидера нашего ФСЕГО Газпрома... 190 млрд.
Денег нет. (и нет ни малейшей возможности их заработать трудом), желания нет, психов нет. Кроме болботни увы у нас ничего нет.

Возьмем проект попроще чем парус (по реализации) и ближе Вам .. . Помянутый тут PDE.
Просмотрите наши патенты. Проведите патентный поиск. Я то его провел. По всем "аэроксмическим корпорациям" России и отдельных изобретателей. Убогий... ничтожный.... какой-то прямо децкий уровень новизны. Где молодые таланты? Ау? А их просто нет.. Поймите. Их НЕТ!!!

Ritor_neckros
P.M.
11-7-2011 14:51 Ritor_neckros
Приступим

Выработка энергии это количественная проблема, это решали, это не интересно, для примера на луне строится автоматический комплекс по производству и выводу в космос солнечных батарей, из реголита, в промышленных масштабах. От 20 до 59 лет ожидания, и периодических ремонтов с upgrade и проблема исчерпана.

Альтернатива. Возможно, будет создана концепция накачки/питания непосредственно фокусировкой солнечного света. Когда процесс ожидания, возможно займёт несколько лет.

Создание самого сверх устройства, это будет просто драма. Будет сломано немало копий как и что делать, но скорей всего в битве сойдутся два титана. Множество пакетов простых и маломощных, промышленных устройств, против одного/нескольких истинно новаторских научных инструментов. Но это тоже решали, пример CERNновский БАК (большой адро́нный колла́йдер). Хотя 75 тысяч тераватт внушают уважение, на данный момент.

Теперь более интересное.

Системы наведения, сопровождения и фокусировки опустим, раз вам не интересно, хотя, такого ещё не делали, для будущих поколений это будет не тривиальная инженерная задача, примерно сопоставимая с созданием 14 нм технологического процесса, который грядёт, все фантасты мира просто курят перед гениальностью ухищрений инженерной мысли. Проблема в общем-то не в том что это <невозможно>, возможно, но количество ошибок и возможность их осознания лишь спустя годы. Лазер/мазер он рядом, что случись, поправим, а вот парус очень далеко, даже о том, что что-то случилось, узнаем с огромной задержкой, если вообще узнаем.
Сам парус 20 грамм и 10 триллионов пересечений его ячеек, какой материал потянет?
Столкновения с пылью/газом это не просто дырки, это микровзрывы, столкновения в узловых точках могут повлечь расползание паруса, просто получение не расчётных ускорений. Прохождение пояса Койпера и облака Оорта. Это не слишком населённые области и у нас можно разглядеть чистый интервал, а вот у цели нет.
Но столкновения, откровенно говоря, это больше теоретическая опасность, хотя и отличная от нулевой.
С ЭВМ вопрос не в размерах . Микросхемы, а точнее микроконтроллеры и радиация плохо уживаются вместе, тем более на протяжении длительного времени, да ещё и в 20 грамм экранирование не засунешь. В общем, радиация это масштабное зло, и новаторских способов борьбы с ним пока нет.
Как будем отправлять сообщение обратно? Масса, или его сложность, а следственно и отказы, посланника неудержимо растут
Опять к парусу.
Как материал лазерного паруса, при своей <хрупкости> будет выдерживать направляемые не него энергии, ведь он не идеальный отражатель?
Что будет происходить с парусами при прохождении сквозь луч достаточно крупных тел, создающих солидные теневые пятна и нарушающих равномерность ускоряющего луча? Хотя возможно этот эффект можно отбросить/избежать, не берусь судить.
Как изменится и изменится ли вообще излучение мазера при прохождении гелиопаузы?
И опят таки ошибки, человеческие, инструментальные и случайные события, вспомним не выведенные на расчётные орбиты спутники, а ведь не к звёздам летели, масштаб событий не тот. Расчёты событий полётов к звёздам, да ещё в случае многоэтапности, это измерение расстояния от земли до луны школьной линейкой, катастрофические ошибки неизбежны.

К вопросу о <сне>. Одиночка в полёте сойдёт с ума. В экипаже, в конце останется только один, и опять билет в дурдом. <Сон> единственный выход, причём он имеет массу технических плюсов. Можно <спать> по очереди, но всё равно опасность того что коллега спятит, не нулевая. Так же мне кажется, что введение в анабиоз и выход из него, доктора будущего не будут рекомендовать к частой практике, в связи с высокой травмоопасностью. Так что спать лягут на старте, проснутся на финише с надеждой, что отказы техники позволят уснуть при обратном старте.

А вот создание исследовательского паруса с преобразователем СВЧ излучения от стационарного излучателя в лазерное, на месте, возможно позволит маневрировать исследовательскому судну и избавит его от билета в один конец или геморроев с отстрелом части паруса в качестве отражателя. Так же мне представляется более перспективным будущих исследователей, дальних экспедиций, не только погружать в анабиоз на время рутинных этапов полёта, но питать их организм непосредственным вводом питательных веществ включая кислород прямо в кровь, к примеру через артерию.


Про политику, последнее

По моемому обсуждение создания <лунной ракеты> или <космического самолёта>, из фена, iPhone и некоторого числа иных деталей при помощи google и соседа, будет ближе к авиации, более содержательней, есть на кого равняться, и забавней.
Особенно в свете новости что проект компании Reaction Engines о многоразовому космоплану Skylon получил <лестную оценку экспертов>
Ссылка
Хотя возможно из этого обсуждения и <вырастит> при наличии научных меценатов, вполне реальный, в железе, студенческий проект исследовательского паруса к Нептуну или Урану. Пример не нулевой вероятности этого, конкурс на лунный googlоход.
На создание такого паруса, не преследующего высоких научных целей, современные технологии способны.

Что-то <не нулевая вероятность> ко мне прицепилась.

С Уважением.

kotowsk
P.M.
11-7-2011 16:39 kotowsk
Опять к парусу.

вспомните что материалы в вакууме испаряются. за сколько дней испарится парус?
Деньги на ИДЕЮ (НА ЛЮБУЮ) найти "можно!.. , и у вас в Москве, и у нас в Сибири.. Но нужна ГАРАНТИЯ и ОТДАЧА... !!

вопрос стоит поделить на несколько частей.
1) идея. построить космический парусник - хорошо! а нафига? посмотреть как красиво он пролетит до луны? проще компьютерную графику сделать. а на марс и на луну долететь обычной "химической" ракетой. прежде чем просить денег надо убедиться в работоспособности. а космический парус неработоспособен, по крайней мере при современных материалах.
2) гарантии - повторюсь. парус неработоспособен. как впрочем и "водородная пушка".
3) отдача. а отдачи то НИКАКОЙ.
SRL
P.M.
11-7-2011 17:06 SRL
повторюсь. парус неработоспособен. как впрочем и "водородная пушка".

Я же сказал что дело не в парусах, а в... "народе".
Правильно. Ничего не работоспособно. Поэтому лучше всего пересесть на телеги (для лета) и сани (для зимы). Ну как привычно.. . как 1000 лет.. . как отцы и деды...

SR-71
P.M.
11-7-2011 20:06 SR-71
Originally posted by Ritor_neckros:

Приступим

Вы когда здесь свои мысли высказываете.. вы хоть ответную "информацию" читайте.. . А то как-то не интересно получается.. .

SR-71
P.M.
11-7-2011 20:16 SR-71
Originally posted by SRL:

Ув. SR-71. Позвольте с Вами не согласиться.
На какую идею можно найти деньги в России? На проект серьезного полета с парусом???
Если в России не находиться денег даже на нормальный проект космического туризма без участия "РОС-ГОС", то о каком парусе может идти речь?

Я имею в виду на ИДЕЮ ИНЖЕНЕРА.. .

kotowsk
P.M.
11-7-2011 20:20 kotowsk
Я имею в виду на ИДЕЮ ИНЖЕНЕРА.. .

вначале надо убедиться что это действительно
1) ИНЖЕНЕР.
2) что это ЕГО идея.
3) что это будет работать.
космический парусник на современных материалах работать не будет. а смысл тогда вкладывать деньги в разработку устройства, которое то ли будет, то ли не будет нужно?
SR-71
P.M.
11-7-2011 20:20 SR-71
Кстати вот у участника столько слофф (ЛИШНИХ.. ) Ritor_neckros.. надо бы это всё на формулы разобрать.. .
SRL
P.M.
11-7-2011 21:00 SRL
вначале надо убедиться что это действительно
1) ИНЖЕНЕР.

Посмотреть в трудовую книжку. Если человек работал инженером хотя бы с диплома.. . (некоторые раньше диплома.. ) и не шлындрал как проститутка маркитантская лодка по разным "работам" (от монтажника высотника до физика-ядерщика) как перекати поле то скорее всего это инженер, а не к примеру ветеринар...

) что это ЕГО идея.

Для этого умные люди читают патентный фонд... США, а дураки бессистемно шарят по инету.

3) что это будет работать.

Пытаются вдумчиво узнать сделал ли этот человек что-то работающее, а не шарить по инету в поисках "компромата, коментариев и критики от таких же уродоналов"

космический парусник на современных материалах работать не будет

Это извините ваше научное заключение?
А извините вы кто в мире науки вообще и строительсва космических ЛА в частности? Иди может быть вы химик? Иди материаловед? Можно узнать о ваших научных трудах? патентах? посмотреть что ибудь работающее сделанное вами?

Ritor_neckros
P.M.
12-7-2011 00:38 Ritor_neckros
Лично мне больше интересно в этой ТЕОРИИ выработка (способ) такого количества энергии.. на начальном этапе..

Ну что я должен написать в ответ на это .. . реально жизнеспособную, хотя бы, концепцию, с формулами, экономической моделью и бизнес-планом реализации. Ниасилю и вряд ли кто <потянет>.

Что именно из моих слов вы жаждете разобранным на формулы.
Я обозначил лишь узкий и общий круг проблем, освещение которых мне не встречалось, поджидающих на пути к ближайшим звёздам при помощи <космических парусов>.

В общем формулы

По мазерному паруснику, к сожалению, только на аглицком языке и PDF документы

Сжато

boomslanger.com

Немного шире

niac.usra.edu

По лазерному ссылки.

переводная статья, с комментариями автора перевода

narod.ru

и дерьмово переведенная статья, но продраться можно

narod.ru

не знаю, корректно ли?

С Уважением.

SR-71
P.M.
12-7-2011 21:38 SR-71
Originally posted by Ritor_neckros:

Ну что я должен написать в ответ на это .. . реально жизнеспособную, хотя бы, концепцию, с формулами, экономической моделью и бизнес-планом реализации. Ниасилю и вряд ли кто <потянет>.

Ну хоть что-то СВОЁ.. а не цитаты из инета..
НЕИНТЕРЕСНО ССЫЛКИ ЧИТАТЬ.. . ( Их, если вы их даёте.. , надо как-то обдумывать...


Guns.ru Talks
Авиация
Как долететь до звезд... ( 1 )