Originally posted by unname22:
sergant
Да вроде как как раз больший.
Вообще стрелок это не летчик, бронирование можно уменьшить несколько.
ЧТо было сделано изначально...
А если не повторять легенды , а взглянуть на ТТХ двухместного и одноместного Ил на испытаниях?
" При испытаниях самолета БШ-2 AM-35 выявлены серьезные летно-технические недостатки самолета из которых основными являются
1) Заниженная скорость (у земли - 350 км/час, на границе высотности - 422 км/час)
2) Недостаточная дальность по лета (618 км )
3) Неудовлетворительный обзор вперед для летчика и штурмана
4) Недостаточная продольная устоичивость самолета
5) Недостаточная маневренность и управляемость вследствие большого веса
... "
Это при том , что бронирование этого "штурмовика" местами уступало бронированию истребителей - например толщина задней плиты кабины составляла всего 7 мм , в то время как стандартом бронеспинки у истребителей И-16 или И-153 были 12 мм, а боковой защиты кабина вообще не имела - бронекорпус двигателя не включал кабину пилота и заканчивался на противопожарной переборке, а пилота защищали бронещитки на уровне козырька кабины.
На одноместном Иле усилили бронирование "спины" до 12 мм, продлили бронекорпус двигателя до заднего бронешпангоута - поместив пилота в бронекапсулу, опустили ось мотора и подняли высоту сидения пилота , что резко улучшило обзор вперёд/вниз , сместили центровку вперёд - что столь же резко упростило управление самолётом и привело к снижению нагрузок на ручке и т.д.
Все эти мероприятия увеличили сопротивление , но несмотря на это ТТХ одноместной машины резко выросли:
"В полете у земли при нормальной взлетной массе 4988 кг и с винтом ВИШ-22Ю была достигнута максимальная скорость 423 км/ч, а на границе высотности мотора (2800 м) -437 км/ч. При этом дальность полета у земли с нормальной бомбовой нагрузкой составила 850 км при средней скорости 380 км/ч.
Время подъема на высоту 5000 м составило 10 мин, посадочная скорость - 140 км/ч, пробег при посадке - 260 м, а разбег при взлете - 250 м.
В. К. Коккинаки отмечал, что по своим летным свойствам самолет исключительно прост, управляемость и маневренность, по сравнению с ЦКБ-55, существенно улучшились. Длины разбега при взлете и пробега при посадке пришли в норму и соответствовали ТТТ."
Во время войны делались попытки поместить стрелка в бронекабину, но из-за увеличения веса пришлось сократить боевую нагрузку до 200 кг , что было совершенно неприемлемо ( и это - несмотря на установку форсированного М-38Ф!).
В результате двухместный Ил-2 получил незащищённого стрелка , вооруженного одним пулемётом УБТ с ручным приводом на примитивной турели, с недостаточными углами обстрела ,стрелка - который не мог вести прицельный огонь на скоростях более 350-400 км час. Сравните с экранированной турелью на Пе-2ФТ того же времени...
Мало того - появление стрелка привело к тому :
"... что ухудшение продольной устойчивости штурмовика, а также увеличение скорости самолета на планировании затруднило ведение прицельного огня из стрелково-пушечного вооружения и введение боковых поправок в прицеливание, особенно для молодого летного состава, имеющего недостаточную летную подготовку. Кроме этого, большая инертность двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным, требовала от летчиков и большего внимания при пилотаже в составе группы, а также больших дистанций между самолетами в боевых порядках. Из-за большей задней центровки и недостаточной устойчивости в продольном отношении выполнение координированного глубокого виража требовало от летчиков повышенного внимания. Летчики авиаполков отмечали и большие требуемые нагрузки на рули двухместного Ил-2, по сравнению с одноместным вариантом, при перекладывании штурмовика из виража в вираж.
Снижение вертикальной скорости двухместного Ил-2 привело к усложнению противозенитного маневра и повышению вероятности поражения его от огня зенитной артиллерии, особенно малокалиберной."
Несмотря на форсированый двигатель М-38Ф скорость машины (образца 1943 года!) у земли упала до 386 км/ч , т.е. на 40 км/ч в сравнении с одноместным Ил-2 (образца 1941 года)!
Но самым плохим было то , что самолёт утратил способность устойчиво пикировать с углами более 25-30 градусов - в результате чего полностью исключалось поражение танков в крышу пушечным вооружением - а борта танков 23-мм пушка ВЯ не брала...
Короче - чудес не бывает. На том уровне моторостроения создать бронированный штурмовик можно было только пожертвовав либо стрелком , либо лётными качествами. Появился двигатель АМ-42 - тогда и создали ИЛ-10...