18-11-2015 20:27
PILOT_SVM
'Шарль де Голль' (фр. Charles de Gaulle, R91) - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского тяжёлого авианесущего крейсера 'Адмирала Кузнецова') и самый боеспособный авианесущий корабль.
Пришёл на замену устаревшему авианосцу 'Клемансо'.
Закладка второго корабля серии, ввод которого планировался на 2015 год, отменена в связи с высокой стоимостью головного корабля.
История службы
4 октября 2000 г. авианосец впервые прибыл в порт приписки Тулон. В октябре 2000 г. корабль совершил длительное плавание к берегам США, на базу Норфолк (шт. Вирджиния) во время которого 9 ноября 2000 г. в Карибском море у него от сильной вибрации отломился конец лопасти левого винта. Корабль на малой скорости был вынужден возвратиться в Тулон. Расследование показало, что оба рабочих и запасные винты имеют структурные дефекты в виде каверн у оснований лопастей. Вина за это была возложена на изготовителя, фирму 'Атлантик Индастриз' (Atlantic Industries), которая к тому времени прекратила своё существование. Положение усугубило то, что вся документация, касающаяся разработки и производства винтов, погибла во время пожара. В качестве временного решения в апреле 2001 г. на корабль поставили запасные винты от списанных к тому времени авианосцев 'Фош' и 'Клемансо'. Это ограничило скорость 24 узлами по сравнению с проектными 27 узлами. 5 марта 2001 г. на ходовых испытаниях корабль развил скорость 25,2 узла.
В июле-октябре 'Шарль де Голль' снова встал в док из-за сильных шумов в районе правого винта, которые достигали 100 dB и делали всю кормовую часть корабля практически непригодной для жизни и деятельности экипажа.
В начале 2001 г. выяснилось, что двигатели самолётов 'Рафаль', предназначенных для базирования на авианосце, требуют технической профилактики каждые 150 часов налёта, тогда как в походных условиях такая профилактика не могла проводиться чаще, чем через 500 часов. В результате вся партия самолётов 'Рафаль' была забракована.
С 18 мая 2001 г. находится на активной службе. 21 мая - 1 июня 2001 г. он принял участие в крупных военно-морских учениях 'Золотой трезубец' (Trident d'or) в Средиземном море. С июля по 12 октября 2001 г. проходил ремонт в доке.
В декабре 2001 года участвовал в операции 'Длительная свобода' (Enduring Freedom) в Аравийском море, откуда возвратился в порт приписки Тулон в июле 2002 года. Во время операции самолёты 'Супер Этандер' и 'Хокай' совершили несколько боевых вылетов, однако истребители 'Рафаль' принимали участие только в тренировочных полётах совместно с палубной авиацией США. Авианосец в этом походе сопровождали противолодочные фрегаты 'Ламотт-Пике' и 'Жан де Вьенн', а также корабль противовоздушной защиты 'Жан Бар', танкер 'Мезз' и атомная подводная лодка 'Рюби'.
Во время эксплуатации возникали проблемы с ядерным реактором, в результате которых часть команды получала пятикратные допустимые дозы облучения.