вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Моны. Японская геральдика

Максим ОлеговичЧ
P.M. Ц
23-4-2016 00:44 Максим ОлеговичЧ
Уважаемые японоведы, интересует эта смежная с геральдикой тема.
Есть ли здесь знатоки?
Или, может, посоветуете качественную русскоязычную литературу по этой теме?
Самому найти ничего не удалось, кроме обширнейшего каталога монов. Но каталог не даёт никакой информации в плане их бытования, наследования, пользования, правил составления, присвоения и т. д.

Буду рад любой помощи или совету.
Аригато.

mihalich1978
P.M. Ц
24-4-2016 01:07 mihalich1978
Если что найдете - поделитесь пожалуйста. Но что-то у меня сомнения, что есть что-то более-менее адекватное, не по японски.
ezopic
P.M. Ц
24-4-2016 02:01 ezopic
Совершенно верно, русскоязычной литературы нет по этой теме.
И за радость, если найдете на аглицком
ebay
А на японском сколь угодно
ГрозаБ
P.M. Ц
24-4-2016 03:49 ГрозаБ
На японском, как оказалось, с этой темой тоже не густо.. . Есть несколько очень поверxностныx справочников покрывающиx 2-3 сотни самыx известныx монов. И туева xуча просто альбомов с графикой - монов там собраны тысячи, а вот что куда и откуда - инфы ноль. Я с этим столкнулся, когда пытался привязать мон с xабаки моего ваки.. .
Ren Ren
P.M. Ц
24-4-2016 21:51 Ren Ren
Лет 15 назад сильно интересовался этой темой. С доступом к информации было хуже, чем сегодня, поэтому в основном ходил в библиотеку Культурного центра посольства Японии в Москве.
Из того, что отложилось в памяти. Прежде всего мон - это не есть герб в нашем понимании, это скорее эмблема. Нельзя сказать "герб пожарной части", а "мон пожарной части" можно
Семейная эмблема по-японски "камон", в большом роду могла быть не одна. До объединения страны сёгунами Токугава монов было всего 200-250. Никто их не отслеживал и не контролировал до самого конца 16 в., когда самураев со всей Японии переписали в разрядные книги "букан" и стали периодически вызывать на службу в столицу. Поскольку моны семей из разных провинций часто повторялись, пришлось вносить коррективы в букан и регламентировать всю систему. С начала 17 в. семейный мон передавался строго от отца старшему сыну. Остальные сыновья после женитьбы - создания собственной семьи - придумывали свой камон. После чего они стали плодиться в геометрической прогрессии - к моменту реставрации Мэйдзи насчитывали до 4500.
Но это не всё - с 30-40 гг. 17 в. свою эмблему беспрепятственно могли завести все более-менее образованные и обеспеченные люди. Купцы, содержатели гостиниц и ресторанов, актёры Кабуки, гейши и т.д. и т.п. вплоть до элитных проституток. Для удобства регулярно печатали специальные альбомы с паттернами.
Ren Ren
P.M. Ц
24-4-2016 22:24 Ren Ren
Далее.. . После Мэйдзи единственным охраняемым законом моном остался императорский герб - 16-лепестковая хризантема (один нюанс - этот знак принадлежит лично правящему императору, но не императорской фамилии).

Правила пользования предельно простые - мон наносится на личные вещи и имущество владельца. Замужняя женщина продолжает носить эмблему своей семьи, но хорошим тоном считается чтобы мон жены был по размеру меньше, чем у мужа - на кимоно примерно 3,5 см против 5. Самураи всегда носили свои собственные моны как символ их сословия - одежду и оружие с эмблемой хозяина носили низкородные слуги и рядовые воины, с барского плеча т.с.

Правил составления как таковых не было, хотя обычно младшие сыновья опирались на семейный мон, когда разрабатывали свой собственный. Популярным приёмом было мультиплицирование например, один журавль превращался в два, три и т.д. (обычно не больше пяти). В целом древние моны отличаются предельной краткостью и графичностью - они должны были чётко различаться с большого расстояния, как элемент системы распознавания "свой-чужой". Вычурность деталей и сложность композиции есть признак эпохи Токугава.

ГрозаБ
P.M. Ц
25-4-2016 00:58 ГрозаБ
При этом мон Токугава уже к концу 18-го века превратился в очень популярное украшение, которое на своих вещах рисовали все, кому не лень включая горожан и крестьян
Ren Ren
P.M. Ц
25-4-2016 01:41 Ren Ren
Да, вполне возможная ситуация. Там и до Токугава бывали исключения и забавные ситуации - и император жаловал своим моном за особые заслуги, а мон рода Фудзивара является и эмблемой канцелярии премьер-министра, и моном императорской фамилии (в давние времена Фудзивара чуть не 200 лет были первыми министрами, а барышни Фудзивара становились императрицами ).
Plesan
P.M. Ц
28-4-2016 12:24 Plesan
Я когда искал серебряный мон на своём син-гунто, то нашел ещё несколько тысяч монов вот ссылка

morisige.com


click for enlarge 630 X 1280 99.5 Kb

ГрозаБ
P.M. Ц
28-4-2016 16:56 ГрозаБ
Originally posted by Plesan:

нашел ещё несколько тысяч монов вот ссылка


Дык, этот тот самый случай - альбом с дизайнами и никакой информации что и куда.. .
Максим ОлеговичЧ
P.M. Ц
29-4-2016 01:51 Максим ОлеговичЧ
Plesan:
Я когда искал серебряный мон на своём син-гунто, то нашел ещё несколько тысяч монов вот ссылка

Спасибо!
Вот этот набор у меня и есть.. Хорошее пособие по стилизации и графике, но нулевое в интересующих меня областях..
Аригато, джентльмен-саны, всем, кто откликнулся!

Ren Ren, вам - особенное. Почерпнул новые сведения к тому, что мне было уже известно.
То есть, в случаях ветвления рода, сыновья пользовались "родственными" графически и сюжетно монами, по которым можно было определить родство их с моном-источником?
Можно ли было в таком случае определить степень родства?
Существовали ли особые правила составления таких родственных монов, кроме умножения главной сюжетной эмблемы - что-то вроде системы бризур в английских, шотландских и французских гербах или персональных нашлемников в германской родовой геральдике? Или подобной регламентации в японской системе родовых знаков не существовало?
Если знатный, могущественный род пресекался, имела ли право заимствовать его мон какая-либо боковая ветвь?

Если ещё что найдётся, не сочтите за труд, выложите!

Ren Ren
P.M. Ц
29-4-2016 12:53 Ren Ren
Максим ОлеговичЧ:

То есть, в случаях ветвления рода, сыновья пользовались "родственными" графически и сюжетно монами, по которым можно было определить родство их с моном-источником?
Можно ли было в таком случае определить степень родства?
Существовали ли особые правила составления таких родственных монов, кроме умножения главной сюжетной эмблемы - что-то вроде системы бризур в английских, шотландских и французских гербах или персональных нашлемников в германской родовой геральдике? Или подобной регламентации в японской системе родовых знаков не существовало?
Если знатный, могущественный род пресекался, имела ли право заимствовать его мон какая-либо боковая ветвь?

Если ещё что найдётся, не сочтите за труд, выложите!


Сёгунат Токугава славился своей мелочной и придирчивой регламентацией всего и вся Если о правилах составления родовых монов ничего не слышно, то с вероятностью 99,999 % можно утверждать, что их и не было.
Теоретически, степень родства можно определить по степени размывания основного графического символа. Но это чисто теоретически.
Кроме мультиплицирования, были крайне популярны комбинирование и стилизация. Возможностей для комбинации было множество - кроме монов по женской линии, это символы омонимичные именам, прозвищам, местам проживания, которые добавлялись к основному символу. И т.д. вплоть до включения иероглифов (у японских иероглифов по два и больше чтения). Стилизация - это чисто японский приём, когда художник рисует, например, цветок сливы в виде парящего журавля. Т.е. это тоже определённый ребус.

Если появлялась опасность пресечения мужской линии рода, то по японским обычаям можно было взять в наследники зятя Как правило, это были младшие сыновья из обедневших семей, готовые отказаться от своего имени.


Максим ОлеговичЧ
P.M. Ц
29-4-2016 21:01 Максим ОлеговичЧ
Блестяще! Спасибо, Ren Ren!
Ещё уточнения, простите, что эксплуатирую Вас.
Исходя из сказанного, в отличие от европейского герба, который, в основном, подчиняется только блазону и в гораздо меньшей степени - традиции изображения, мон почти не имеет графической свободы. Я прав?
Второй вопрос: моны предполагают только монохромное воспроизведение - либо прямое, либо негативное. От этого мон не искажается. Но видел изображения, где один и тот же мон изображён разными цветами на разных фонах. Например, изображение мона Токугава на разных свитках. В одном случае - золотые листья в круге на очень тёмно-синем (возможно чёрном) фоне; в другом - тот же мон был изображён белыми линиями на общем красном фоне, но цвет внутри круга отличался от цвета фона - был тёмно-синим.
Такие отличия диктуются соображениями чисто художественными или какими-либо обстоятельствами использования этого мона: в боевом походе, в мирной делегации, в траурной церемонии и т.д.? Из поясняющей иероглифической надписи я, разумеется, ничего не понял, увы)
И третий: существовали ли в Японии, в добавление к монам какие-либо обозначения статуса носителя мона?
Спасибо.
Ren Ren
P.M. Ц
30-4-2016 02:17 Ren Ren
Всегда пожалуйста! Приятно было обнаружить, что на том винчестере, который установлен внутри черепной кости, кое-что сохранилось

Моны создавались теми же художниками и по тем же правилам, что и вся прочая японская прикладная графика (или говоря современным языком - графический дизайн). Очень сильно повлияли два момента - иероглифическая письменность и философия дзэн.
Иероглифы имеют очень жёсткую внутреннюю структуру - количество черт, последовательность начертания, направление линий неизменно. А поскольку каждый художник на Дальнем Востоке это всегда и каллиграф, то глубокое влияние на графику неизбежно.
Доминирующая в Японии философия дзен требует от адептов простоты, ясности и решительности поиски изысков не приветствуются.

Моны двухцветны - пара контрастных цветов, в которые окрашивали флаги, доспехи, одежду, обязательный элемент символики самурайского клана. В основном это четыре цвета - белый, чёрный (тёмно-синий), жёлтый, красный. Но это боевой раскрас в мирной жизни мон на ножны можно было нанести и двумя оттенками золотого лака или чёрным матовым по чёрному глянцевому полю. Трёхцветный вариант мне лично не встречался в Японии.
Символика отдельного цвета свою роль безусловно играла - чистый белый цвет без контрастных включений означал траур, синий в общем случае относился к слугам и в целом к простонародью (в отличие от Европы, в Японии индиго - самая дешёвая краска для текстиля, чёрные ткани ценились гораздо выше). Кстати, в определённый момент Токугава запретили самураям носить золото и красный цвет в целях борьбы с роскошью. Купцам тоже запрещали, но не особо успешно

Статусные отличия безусловно существовали - одежда придворных была строго кодифицирована по цвету и по покрою. Знаком высшего ранга служили, например, шнуры фиолетового цвета для подвешивания мечей, печатей и т.п.

ЗЫ Нашёл кое-что по теме:
culturossica.ru
Интересны ссылки на литературу.
А вот этот перевод с комментариями показался очень интересным O-umajirushi: A 17th-Century Compendium of Samurai Heraldry
books.google.ru

Максим ОлеговичЧ
P.M. Ц
3-5-2016 14:25 Максим ОлеговичЧ
Спасибо, уважаемый Ren Ren!
Как раз хотел спросить о "цветовой дифференциации", вы опередили.
Вопросов понемногу становится меньше))
mihalich1978
P.M. Ц
4-5-2016 16:55 mihalich1978
Originally posted by Ren Ren:

А вот этот перевод с комментариями показался очень интересным O-umajirushi: A 17th-Century Compendium of Samurai Heraldry
https://books.google.ru/books?... epage&q&f=false

Хорошая книжка, спасибо.

Вот тут можно скачать pdf и порадовать автора копеечкой, сколько не жалко.

http://o-umajirushi.xavid.us/

А вот тут он брал сканы свитков - кто читает по японски может еще что интересного найдет...

dl.ndl.go.jp

Ren Ren
P.M. Ц
5-5-2016 02:30 Ren Ren
Вам спасибо! С удовольствием полистал свиток