вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

Дзютте. Как оно было.

Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:50 Норман
Когда-то по просьбе покойного Виталия Григорьевича Шлайфера написал статью по дзютте. Это был мой первый опыт написания, да и тема не совсем моя. Чтобы статья не пропала, доложил ее на конференции в Туле и возможно, рано или поздно она выйдет в сборнике. Но так как этот сборник никто не увидит, выкладываю здесь.
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:51 Норман
В японской коллекции Музея Истории Оружия в г. Запорожье представлен предмет, являющийся одним из наиболее неоднозначных представителей оружейной и материальной культуры Японии. Речь идет о предмете, обозначаемом термином дзютте (jutte), и имеющим, как будет упомянуто ниже, разные варианты значения и перевода.
Из определения, данного Д.Стоуном в его глоссарии, следует, что дзютте - это 'оружие, обычно называющееся жезлом фехтовальщика, но первоначально используемое в полиции' [14, 137]. В настоящее время подавляющее большинство авторов считают, что и в полиции дзютте использовалось в качестве оружия и преимущественно для обезоруживания вооруженного мечом противника безопасным для него способом путем улавливания клинка меча крюком дзютте [1, 156; 2, 80; 4, 31; 10, 80; 13, 386].
Выделяют следующие теории происхождения дзютте:
- заимствование из Китая принципа или самого оружия;
- дзютте изобретено или использовалось как оружие Хирата Мунисаем (Hirata Munisai);
- дзютте имеет японское происхождение как производное от других типов дубинок.
В Китае существовало оружие, которое действительно выполняло функции, приписываемые дзютте, - оружие для парирования или оружие для левой руки. В коллекции Музея Истории Оружия представлены два предмета, внешний вид которых не оставляет сомнений в их предназначении (рис. 2 и 3). При этом многообразие типов этого оружия и количество сохранивших антикварных предметов однозначно свидетельствует об их активном бытовании.

click for enlarge 1920 X 1447 89.9 Kb

Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:55 Норман
Еще больше функции парирования и обезоруживания присущи китайскому по происхождению предмету, изображенному на рис. 5. Отметим, что основная часть этого оружия, непосредственно предназначенная для парирования, расположена на конце и представляет собой удобное и понятное в использовании приспособление для захвата клинка. Крюк у рукояти, не имеющий острия или острых граней (например, внутреннюю заточку, как у предмета на рис. 2), мог иметь как вспомогательную защитную функцию гарды, так и, скорее, утилитарную - для удобства ношения на поясе.
click for enlarge 1201 X 869 156.7 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:56 Норман
В развитие сказанного про возможные китайские прототипы дзютте будет интересно рассмотреть вторую версию. По распространенному мнению дзютте как оружие было создано мастером боевых искусств конца XVI века Хирата Мунисаем, который предположительно был либо отцом, либо приемным отцом не менее легендарного, чем само дзютте, фехтовальщика Миямото Мусаши. Этому дзютте приписывается каноническая полицейская форма. Но здесь необходимо остановиться на двух моментах. Хирата Мунисай, как и его отец Хирата Шокан (Hirata Shokan) были известными фехтовальщиками. Первый из них в юности получил титул 'первого фехтовальщика' от последнего сегуна Ашикага. Оба они принимали участие в реальных сражениях, были самураями и жили в эпоху, подразумевающую свободное ношение и владение оружием. Скорее всего, они не нуждались в скрытом ношении оружия самообороны, а наоборот, для них было актуально максимально эффективное и надежное оружие, при использовании которого любые риски должны были быть исключены. То есть оружие, не требующее филигранной техники, безупречного мастерства и физической готовности в любой момент времени, сама конструкция которого естественным образом работает на результат его применения. В этом контексте интересно привести мнение Имая Масаюки (Imai Masayuki) мастера школы боевых искусств, ведущей свое происхождение от Миямото Мусаши и имеющей в своем арсенале техники с дзютте, восходящие, по мнению этой школы, к Хирата Мунисаю. Он высказал мнение, что оружие, которое удерживал в левой руке Хирата Мунисай и которым он нейтрализовал мечи или иное оружие противника, возможно выглядело несколько отлично от дзютте, с которым практикуются сейчас [6]. По его мнению, оружие Хирата Мунисая представляло собой Т-образную конструкцию по типу привычной нам швабры, но с более короткой рукоятью для удобства удерживания одной рукой. На горизонтальной части этого оружия располагались около десятка зубцов или шипов в ряд, по типу гребенки. Подобное оружие не оставляет сомнений относительно его назначения, техники применения и, главное, надежности. В равной степени, как и в своем названии - 'десять пальцев'. Более того, оружие подобной конструкции использовалось и позднее и, вот совпадение, также в полиции - это известное цукубо (tsukubo), о котором еще будет сказано. Указанный вариант оружия упоминается и другими авторами [10, 79], но отбрасывается как непрактичный. Возвращаясь к предположительным китайским прототипам, отметим многообразие подобных форм с различным видом боевой части и длиной древка, если не в китайской военной традиции, то, как минимум, в китайских школах боевых искусств [11, 34-38].
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:57 Норман
Относительно версии происхождения дзютте от дубинки необходимо отметить большое разнообразие форм дзютте. Некоторые авторы выделяют определенные формы дзютте в отдельные виды оружия со своим названием, другие считают их только разновидностями дзютте. Было бы разумным предположить широкое использование этих предметов в качестве боевого оружия или оружия самообороны. Но первое упоминание системы боевых искусств, использующих оружие, выглядящее как дзютте в современном понимании, относится к 1830 г. [10, 67] (рис. 8).
click for enlarge 560 X 429 703.9 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 19:59 Норман
Это достаточно странно, так как если бы дзютте эффективно использовалось против меча, а потребность в противостоянии противнику, вооруженному мечом, предполагается в Японии на протяжении более восьми столетий, то такие системы возникли бы существенно раньше. Естественно, что первое письменное упоминание может отстоять во времени далеко от момента возникновения феномена, но, если отнестись к этой дате спокойно, то она вполне укладывается в период XIX века - время расцвета школ самообороны и не только в Японии. Востребованы оказываются как предметы повседневного ношения (трости в Европе), так и предметы скрытого ношения.
Какими могли быть дубинки, носимые для самообороны, во времена, когда возможный противник вполне еще мог быть вооружен длинноклинковым или даже древковым оружием?
Существует мнение, что дзютте произошло от длинных бамбуковых палок, которые имели вполне рабочие размеры и не вызывали сомнений в эффективности своего употребления. Такие палки имели поперечную гарду (крестовину) или же тот самый крюк. Предшествовала ли крестовина крюку, являлся ли крюк частным случаем гарды или же был самостоятельной функциональной частью сейчас можно только предполагать. Но учитывая, что бамбуковая палка, как оружие самообороны, имеет историю не чуть не меньшую, чем история меча, принимая во внимание, что оружие самообороны в большинстве случаев являлось оружием для дороги и путешествий, наличие крюка в верхней трети или четверти палки могло иметь только одну необходимость - фиксация и ношение на поясе, позволяющие держать руки свободными.
С эволюционной точки зрения между бамбуковыми палками и дзютте можно обнаружить еще один интересный предмет, который очевидно произошел от первых и продолжил свое существование параллельно со вторыми. Даже во второй половине XIX века полицейские часто в дополнение к двум мечам носили длинный металлический прут длиной около одного метра, оформленный обычно в виде бамбука с характерными узлами, что недвусмысленно подчеркивает его происхождение, и называвшийся канемучи (kanemuchi) (рис. 9). Эти пруты имели уже специфическое полицейское назначение, носились как хлыст в руках и в редких случаях могли быть снабжены небольшими крюками, скорее всего, также в целях ношения на поясе.

click for enlarge 1000 X 1000 203.7 Kb

Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:00 Норман
Но в большинстве случаев предметы в виде дубинок, употребляемые полицейскими, по крайней мере, в период Эдо, гораздо чаще были похоже на инсигнии, чем на реальное оружие (рис. 10).
Василий Головнин в своем описании нахождения в японском плену упомянул использование подобных предметов: 'На пути один из солдат ударил меня несколько раз по плечу небольшой железной палкой, но один из чиновников сказал ему что-то с весьма суровым видом, и он тотчас перестал' [12, 65]. Также можно обратить внимание, что при задержании безоружных моряков, японцы, имея в наличии 'небольшую железную палку', предпочли использовать сабли, копья и ружья: 'японцы: выскочив с большими обнаженными саблями, которыми они действуют, держа в обеих руках, с ружьями и копьями, окружил нас у шлюпки' [12, 65].

click for enlarge 736 X 889 181.3 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:00 Норман
Размеры дзютте колебались от 20 до 60 см. Но длина большинства из них не превышала 45 см. В первой половине XVIII века длина официального полицейского дзютте была стандартизирована и составляла около 36 см. Здесь интересно отметить следующий факт, что в 1946 г. японской полицией была принята на вооружение небольшая деревянная дубинка. Первый образец был длинной 50 см., но он был признан не подходящим из-за своей недостаточной длины. Следующий образец имел длину 60 см. [3, 72]. При этом существуют изображения второй половины XIX века, где полицейские уже вооружены метровыми деревянными дубинками (рис. 11). В любом случае, нужно обратить внимание, что в XX веке для противостояния невооруженному противнику полиции было удобно применять оружие длиной свыше полуметра. Возникают справедливые сомнения в возможности использования более короткого дзютте против противника, вооруженного, к тому же, длинноклинковым холодным оружием.
Другим доводом против основного предназначения дзютте как ударного оружия является то обстоятельство, что ношение дзютте было предписано не только полицейским. Дзютте также полагалось многим официальным чиновникам и инспекторам [2, 72].

click for enlarge 932 X 648 395.4 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:01 Норман
Вышерассмотренные обстоятельства подтверждают версию происхождения дзютте, предложенную Шлайфером В.Г., основывающуюся на параллелях и аналогии с булавами, когда во многих, не связанных друг с другом воинских традициях, булавы, являющиеся изначально полноценным боевым оружием, превратились со временем в статусный предмет и инсигнии. Как и в случае с булавами-инсигниями, дзютте уже не являлись полноценным оружием, но первоначальные функции оружия в ограниченном объеме были ими сохранены. Дзютте все еще можно было ударить по плечу и обратить на себя внимание задерживаемого (как в случае, описанном В.Головниным) или ударить по руке женщину, угрожающую полицейскому ножом (рис. 12). Так же необходимо понимать, что задержание вооруженного мечом самурая не являлось повседневным занятием полицейских. Основными потребителями их услуг являлись простые горожане, крестьяне, женщины и подростки. Для демонстрации силы, угрожающего воздействия и даже для защиты от нападения, короткой дубинки для таких случаев было вполне достаточно.
click for enlarge 592 X 472 818.7 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:02 Норман
И тут мы вплотную подошли к основному, краеугольному вопросу, существующему в отношении дзютте, как возможного оружия. Касается он наличия крюка и его функции.
Распространено мнение, что наличие крюка у рукояти является отличительным признаком дзютте от других видов подобного оружия. И назначение этого крюка заключается в улавливании и выхватывании меча из рук противника. Не вдаваясь в исследование возможности вырвать меч, удерживаемый двумя руками за длинную рукоятку, исключительно за счет поворота кисти и небольшого рычага крюка, остановимся на следующих моментах.
Среди большого разнообразия видов дзютте существует немалое количество совсем не имеющих подобного приспособления. (рис. 13).

click for enlarge 1920 X 1357 147.4 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:04 Норман
Среди дзютте, имеющих крюк, существуют разновидности, в которых крюк однозначно не может использоваться для какого-либо безопасного улавливания меча или имеет откровенно выраженные рудиментарные признаки. Среди них особо интересно отметить варианты, в которых крюк использовался в качестве наручников, и был оборудован подпружинивающими ограничителями (рис. 14).
click for enlarge 1920 X 1357 141.3 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:04 Норман
Назначение крюка как защиты, предохраняющей кисть от повреждения при контакте с холодным оружием, достаточно спорно. Существовали варианты дзютте с полноценной гардой, и, в таком случае, преимущество крюка очевидно отсутствует. Есть варианты с двумя или более крюками, которые могли бы претендовать на почетное звание гарды, но они были не частым явлением и их количество по сравнению с дзютте с полноценной защитой незначительно. Не в пользу самостоятельной функции крюка как гарды говорит и существование вариантов, снабженных и традиционной гардой, и крюком. (рис. 15).
click for enlarge 1920 X 1357 135.9 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:05 Норман
Очень сомнительно выглядит позиция японских специалистов, атрибутирующих любое дзютте без крюка как дзютте гражданского чиновника, а любое дзютте с крюком - как полицейский предмет. Но, при этом, не принимающих во внимание, что дзютте с крюком могут быть предельно миниатюрными и не способными выполнять вообще какую-либо функцию оружия, а дзютте без крюка, наоборот, обладать внушительными размерами и претендовать на безусловное отнесение к ударно-дробящему оружию.
Также представляется затруднительным опровергнуть аргумент, что если подобный крюк являлся удобным и эффективным средством для захвата и вырывания меча или же был удобен в качестве защиты кисти более, чем обычная гарда, то почему такого полезного приспособления не было на обычных мечах и кинжалах?
Большинство дзютте имеют средних размеров крюк, лишенный острых концов или граней, немного отогнутый наружу, что с учетом всех вышеизложенных обстоятельств должно привести к простейшему и незамысловатому выводу - основным назначением крюка являлась практическая возможность ношения дзютте за поясом или одеждой. Существуют немногочисленные виды дзютте, имеющие отверстие для кольца (на самом крюке или, в случае особой конструкции крюка, при которой его горизонтальная часть проходит сквозь стержень дзютте и выходит с другой стороны по типу крестовины - отверстие для кольца находится на этой стороне). Предполагается, что назначением кольца было крепление дзютте к поясу или ножнам меча. Но доля такой разновидности дзютте незначительна.
Проанализировав большое количество предметов, принимая во внимание существование дзютте совсем без крюка, с традиционной гардой, одновременное наличие крюка и традиционной гарды и многообразие форм крюков, а таже отсутствие каких-либо стандартов (не могли же все виды крюков одинаково эффективно улавливать и вырывать меч из рук?), следует прийти к выводу, что это приспособление у дзютте не имело боевого значения.
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:06 Норман
Зачем же полицейским чиновникам было необходимо дзютте, и как задерживали и обезоруживали вооруженных преступников?
Полицейская система периода Эдо сформировалась к середине XVII века и оставалось неизменной две сотни лет. Она была представлена ёрики (yoriki) - самураями среднего класса, которые руководили полицией районов. Ранее эта должность соответствовала должности помощника даймё или его командиров. В Эдо было около пяти десятков ёрики, которые представляли собой соединение в одном лице начальника полиции района, прокурора и судьи. У него были подчиненные дошин (doshin), самураи низкого ранга, которые были по существу оперативными работниками и являлись основной функциональной единицей полиции Токугава. Именно они получали дзютте, приступая к своим обязанностям и вечером сдавали его обратно в полицейский участок. Они могли делегировать свои полномочия помощникам из числа горожан для проведения каких-либо мероприятий. В таком случае помощникам также выдавались дзюттэ [13, 374]. В основном на протяжении всей описываемой эпохи улицы патрулировали именно помощники дошин из числа горожан, они же и осуществляли задержание. С помощью каких средств могли простые горожане справиться с самураем? Изображения сцен полицейских задержаний периода Эдо предоставляют следующую информацию для анализа. Стражи порядка вооружены мечами, длинными пиками, бамбуковыми лестницами (с помощью которых задерживаемого окружали с четырех сторон и ограничивали как в загоне), ловушками-шестами для захватывания за шею и известной троицей торимоно сандогу (torimono sandōgu): цукубо (tsukubo), сасумата (sasumata) и содэгарами (sodegarami). Иногда упоминают в числе средств ограничения задерживаемого в пространстве даже ручные тележки. Древковое оружие для задержания преступников широко использовалась в разных странах и в разные времена. В глоссарии Д.К.Стоуна упомянуты 'ловушки-шесты', имевшие вилки с подпружиненными лезвиями, легко захватывающие шею противника по принципу кочерги, но не позволяющие также свободно освободить ее. Аналогичное оружие использовалось и в Европе и в Азии, используется и сейчас в Китае (рис. 16) и в Японии [2, 100]. Вышеуказанные предметы и методы их использования для задержания преступников широко представлены в иллюстрированном атласе 1893 г. 'Tokugawa bakufu keiji zufu' ('Иллюстрированная книга о системе наказаний Токугава') (рис. 17-19).
На фоне проиллюстрированной выше удобной и безопасной для всех участников методики задержания, любые доводы в защиту дзютте как универсального оружия должны отпасть.

click for enlarge 600 X 401  57.7 Kb
click for enlarge 625 X 471 862.9 Kb
click for enlarge 625 X 471 862.9 Kb
click for enlarge 625 X 471 862.9 Kb
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:09 Норман
Так чем же являлось дзютте на самом деле и какими были его основные функции и назначение?
Точное происхождение термина дзютте и его значение неизвестны. Из нескольких возможных схожих прочтений и звучаний интерес для данного исследования представляет вариант 'рука правды' или 'рука правосудия' [2, 73]. Интересен он тем, что при аресте полицейский должен был предъявить дзютте, обозначив себя как официальное лицо, и держа его в руке перед лицом задерживаемого, произнести фразу, переводимую как 'Официальное дело' [2, 65].
Далее нужно учитывать, что 'дзютте' - это только один из многих терминов, обозначавших подобное оружие. Все их перечислить невозможно, достоверно использовалось около полутора десятков. И среди них есть термины, корреспондирующие с названием предметов, которые являлись, например, обычными пресс-папье [10, 78]. Обратим внимание, что для первоначально круглого предмета, по необходимости используемого и в качестве пресс-папье, крюк не только не мешает, а даже удобен, так как не позволяет круглому предмету перекатываться по столу. То, что основное занятие полицейского во все времена представляло из себя в основном бумажную работу, может вызывать сомнение только у романтиков и любителей криминальных сериалов (о сериалах, сыгравших свою роль и в случае дзютте, еще пойдет речь ниже). Возможно, что именно из своего предназначения как предмета для работы с официальными бумагами, и мог появится статус дзютте как символа официальной власти. Представляется допустимым вывод, что вместо необходимости иметь три предмета: удостоверение, пресс-папье и что-нибудь в руках для уверенности, полицейские смогли обходиться одним предметом, который, к тому же, можно было удобно носить на поясе или в одежде. Но большинство исследователей и последователей японских боевых искусств игнорируют вышеуказанные варианты значения термина и предпочитают более героический - 'сила десяти рук'.
Не отрицая, что отдельные экземпляры дзютте использовались исключительными личностями в качестве парирующего оружия для левой руки, признавая тот факт, что любое дзютте можно использовать в качестве большой или маленькой дубинки, следует признать, что подавляющее большинство полицейских дзютте унифицированной в первой половине XVIII века длины и дзютте других инспекторов являлись только символом их полномочий, своего рода удостоверениями.
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:09 Норман
Так откуда же возник феномен дзютте как сверх оружия против вооруженного мечом противника?
Здесь мы сталкиваемся с явлением, сыгравшим ключевую роль в становлении многих феноменов японской культуры. Это явление - театр кабуки и постановки в стиле исторической драмы, перешедшие позднее в телесериалы. Именно под их влиянием и сложилось псевдоисторическое представление о многих явлениях из реального исторического прошлого Японии. Именно в театральных пьесах периода Эдо появился герой-полицейский, который, как и в современных сериалах, не занимался бумажной волокитой, а в духе современных супергероев боролся со злом и преступниками. С помощью символа и средства театральной идентификации его персонажа как полицейского - дзютте. На подавляющем большинстве портретов актеров и изображений сцен театра кабуки герой-полицейский отважно сражается с разбойником исключительно с помощью дзютте (рис. 20). На этом изображении знаменитая сцена на крыше из псевдо-исторического романа начала XIX века 'Легенда о восьми псах-воинах клана Сатоми' (Nansō Satomi Hakkenden). Но даже среди изображений сцен из постановок кабуки, особенно ранних, или иллюстрациях к роману, не стесненных условностью театра, можно найти правдоподобные сцены, где актер держит дзютте в зубах, а в руках цепь с грузом и на помощь ему спешат (или спешили, но уже лежат, - все-таки герой должен в одиночку расправляться с бандитом) те же стражники с торимоно сандогу (рис. 21-23).

click for enlarge 2000 X 1386 494.2 Kb
click for enlarge 750 X 1057 289.3 Kb
click for enlarge 960 X 709 204.6 Kb
click for enlarge 1479 X 1074 267.8 Kb

Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:11 Норман
Резюмируя вышеизложенное, попробуем сделать следующие выводы о назначении дзютте, исходя из порядка и последовательности его использования. Дзютте выдавалось в полицейском участке и могло передаваться исполнителям дальше как символ и удостоверение их полномочий. Затем, подозреваемого не начинали сразу бить с помощью дзютте и вырывать у него меч, а в начале предъявляли дзютте и официально представлялись. Отсюда вполне закономерным выглядит вывод о первостепенной функции этого предмета как официального символа власти и закона.
Дзютте могло использоваться как дубинка для усиления воздействия на подозреваемого со стороны представителя власти, так как физическое воздействие посредством кулаков не несет в себе какого-либо официального содержания. Но в качестве полноценного ударно-дробящего оружия могут быть признаны условно 'большие' дзютте размером от 40 см. и больше. Унифицированные в первой половине XVIII века для использования в полиции дзютте размером около 36 см., в большинстве случаев хорошо декорированные, могли использоваться исключительно для идентификации официальных полномочий.
Наличие на многих экземплярах дзютте полноценной традиционной гарды свидетельствует не в пользу предназначения крюка дзютте для защиты рукояти. Использование этого крюка для парирования и выхватывания меча не являлось функциональным назначением дзютте, практиковалось (и практикуется до сих пор) в школах боевых искусств и могло применяться в реальности только в исключительных случаях и исключительными личностями, скорее всего, маргинального поведения. Это могли быть как 'уличные рыцари', использующие дзютте в качестве оружия для левой руки, так и носители дзютте как дубинки в качестве самообороны. Но, в любом случае, возможность использования любого предмета по другому назначению и в особых условиях не делает из него предмета этого назначения.
Немаловажным фактором является распространенная практика покрывать дзютте либо амальгамой, либо плакетированым серебром, а также красным лаком. Очевидно, что это делалось для привлечения внимание к предмету именно как к статусной вещи или для повышения его заметности в в темное время суток'.
Назначением крюка являлось либо возможность ношения (крепления) дзютте на поясе, либо за одеждой в случае скрытого ношения. Это вполне обоснованно, учитывая, в том числе, и оперативную составляющую работы дошинов.
Не следует также отбрасывать другие допустимые утилитарные функции крюка дзютте: от способа хранения в участке в развешанном виде до функций пресс-папье. Нельзя исключать и происхождение крюка как атавизма от славного наследия еще более загадочного предмета, чье реальное использование в качестве оружия для второй руки допускается большинством авторов - хачивари (hachiwari).
Норман
P.M. Ц
23-5-2015 20:12 Норман
На формировании представления о дзютте как о полноценном оружии повлияли следующие факторы. Наличие этого атрибута власти у чиновника при задержании подозреваемого в массовом восприятии приравнялось к задержанию с помощью дзютте. Эта подмена понятий закрепилась в массовой культуре благодаря популярным постановкам театра кабуки и, позднее, телесериалам, в которых положительный герой полицейский с легкостью расправлялся с вооруженными преступниками с помощью идентифицирующего его персонаж атрибута. Вторым фактором стала тенденция, проявившаяся в школах самообороны, получивших широкое распространение с середины периода Эдо, в которых практиковались навыки самозащиты с любыми подсобными предметами, а также желание отнести возникновение своих школ и их практик в максимально возможное отдаленное прошлое. Здесь необходимо отметить, что почти все сведения об истории дзютте основываются на экспертных мнениях современных наставников школ боевых искусств.
В случае с дзютте сыграло свою роль и схожесть звучаний и написаний, которые могли обозначать совершенно разные предметы, что привело, в том числе, к расширительному толкованию термина дзютте и распространило его задним числом на совершенно другое по своей конструкции оружие, которое, в свою очередь, придало этому термину временную давность и способы своего использования.
Снятие ложных покровов, которые вроде бы должны придавать дополнительное очарование и боевой ореол таинственному оружию, не делает предмет из Музея Истории Оружия г. Запорожье менее интересным. Скорее наоборот, реальная история его происхождения, его изменение в соответствии с окружающими условиями и существовавшими вызовами, корни, уходящие в боевое прошлое его предшественников и прототипов, должны порождать дополнительный интерес и пиетет. Этот предмет является конечной трансформацией символа власти и силы, начиная со времен, когда один человек, держащий в руках поднятую с земли палку, приблизился к другому человеку. И знаменует собой конечный этап витка эволюции такого символа, еще содержащего в себя черты своих боевых предшественников, но пока не превратившегося в унылый жетон, удостоверение или нарукавную повязку.
Предмет из Музея Истории Оружия г. Запорожье является полицейским дзютте, соответствующим регламентированным в начале XVIII века размерам. По совокупности признаков предмет можно датировать поздним периодом Эдо. Редко встречающаяся рукоять из слоновой кости, наличие скрытого шила и оформление кольца для крепления кисти в виде призмы, делают данный образец уникальным.
mihalich1978
P.M. Ц
26-5-2015 18:20 mihalich1978
Спасибо, интересно!
маратх
P.M. Ц
1-6-2015 10:34 маратх
В Туле с удовольствием слушал этот доклад, а сейчас с неменьшим удовольствием перечитал.