Guns.ru Talks
  Японское холодное историческое оружие
  Miyamoto Musashi. Kenji Tokitsu

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Miyamoto Musashi. Kenji Tokitsu
  версия для печати
Норман
написано 16-5-2015 13:13    

Вышел у меня разговор с уважаемым человеком, в котором был затронут популярный герой театральных пьес, радиопостановок 1940-х гг. и телесериалов 1970 гг.
Не имея собственного интереса в данной теме, я просто оставлю здесь когда-то сделанные мной выдержки из исследования Kenji Tokitsu реальных обстоятельств жизни реально жившего человека. Присутствующие кое-где мои добавления были сделаны давно и я их уже давно не отстаиваю.

edit log


 

 
Норман
написано 16-5-2015 13:14    

1584 - родился

В возрасте 22 лет М написал 'Описание техники меча в школе Энмей рю' (Enmei ryu kenpo sho) Shining Circle. 'Эн' обозначает круг, цикл, 'мей' обозначает свет, блестящий, бриллиантовый, ясный, совершенство. Эта работа содержит 22 инструкции.

В 1641 г. он пишет '35 инструкций по стратегии' (Hyoho sanju go kajo). Этот текст написан для Хосокава Тадатоши, правителя Кумамото на острове Кюсю, у которого он жил как гость в завершающий период своей жизни. Этот текст близок по содержанию к Горин но шо.

Перед самой смертью он пишет текст 'Путь следования в одиночестве' (Dokkodo). Текст состоит из 21 афоризма философского и морального содержания.

В 1600 г. первая битва М - атака замка Фушими. Через месяц - оборона замка Гифу. Еще через месяц - сражение при Сэкигахара. М сражался в отряде Укита, который был вассалом даймё Шинмена Сокан, чьим вассалом давно являлась семья М.

В 1614 - зимняя битва при Осаке. 1615 - летняя битва при Осаке. При Осаке М участвует уже скорее в ранге советника.

1637-1638 - подавление восстание христиан на Кюсю. М командует (участвует в командовании) войсками даймё Огасавара/Ogasawara. При осада Shimabara М был ранен в ногу камнями, метаемыми осажденными крестьянами.

Но сам М писал, что участвовал в сражениях шесть раз и из них четыре раза в качестве военачальника.

Норман
написано 16-5-2015 13:14    

М был родным или, возможно, приемным сыном Хирата Мунисая, мастера и последователя школы владения мечом и дзиттэ. Тот в свою очередь был внуком Хирата Шокана, также мастера меча и дзиттэ. По некоторым свидетельствам Мунсай свою школу называл Тори-рю. Мунисай как вассал семьи Шинмен принял участие в нескольких войнах. За свою победу (два раза из трех поединков) с лучшим мастером в Киото того времени Ёшиока Шозаэмон Кенпо, Мунисай получил от сёгуна титул 'лучший в Японии'. Эта история имела продолжение: именно этот Ёшиока был отцом Ёшиока Сейджуро и Ёшиока Деншичиро и дедом Ёшиока Маташичиро - чью семейную школу фехтования практически уничтожил М в известной истории.
Норман
написано 16-5-2015 13:14    

На монументе в Кокура, мемориале воздвигнутом Миямото Йори, вторым приемным сыном М через девять лет после смерти М, написано, что создание школы двух мечей базировалось на искусстве дзиттэ, которое культивировалось в его семье.
Более того, в Nitenki 'Writings on the Two Heavens', представляющей собой описание жизни М, составленное в 1712 Toyoda Seigo, последователем школы М и вассалом даймё Matsui, на основании устных преданий внутри школы, отец М - Шинмен Муниносукэ Нобуцуна был адептом школы Тори рю и практиковал искусство дзиттэ и владение двумя мечами.
Таким образом, мягко говоря, более чем вероятно, что М изучал семейное искусство меча и дзиттэ и был последователем старой семейной школы фехтования, которая и послужила основой для его будущей школы.
В своем первом тексте Hyodokyo (Зеркало пути стратегии), написанной им в возрасте 21-24 лет, М изложил 28 инструкций по стратегии. Основные положения этого текста были на более глубоком уровне изложены позднее в Горин но шо. Важно отметить, что в Hyodokyo уже были главы 'Два меча' и 'Использование дзиттэ'.
Норман
написано 16-5-2015 13:15    

Дзиттэ во времена М и ранее имело форму, отличную от ныне известной и использовавшейся в период Эдо в полиции. Дзиттэ представляло собой инструмент внешне похожий на грабли, но зубья более широкие и короткие были направлены вперед, представляю собой гребенку из десяти зубьев, что и обозначало название этого оружия - дзиттэ - 'десять рук'. Действительно, такое оружие гораздо эффективнее и удобнее в использование против меча, во времена реальных сражений и смертельных поединков. По сути, это тот же щит и его наличие в левой руке, как минимум, прибавляет уверенности в собственных силах, если речь, конечно идет о собственной жизни, а не о внешней эффектности фехтовальных приемов.
Происхождение техники второго меча от техники владения дзиттэ свидетельствует, что второй (короткий) меч применялся не в качестве полноценного оружия, а, как и дзиттэ, использовался для парирования и обездвиживания меча противника, представляя собой аналогию щита или кинжала. Дзиттэ в его боевом варианте являлось достаточно громоздким оружием. И в мирную эпоху вполне предсказуемо использование в левой руке малого меча, который и так всегда при самурае, чем ношение с собой оригинального предмета для левой руки.
Норман
написано 16-5-2015 13:15    

В надписи на монументе в Кокура упоминается, что М владел умением метания меча. Также известно, что третий приемный сын М Такемура Ёемон (Takemura Yoemon) был способен метнуть свой малый меч и пронзить им персик, плавающий в реке. Умение безоборотно метать меч признавалось достаточно высоким уровнем мастерства и считалось секретным в некоторых школах. Это не значит, что целью метания было нанесение поражения противнику. Такой прием использовался для дезориентации противника и перехватывания инициативы. Про М известно, что он умел метать меч обеими руками, то есть и левой рукой в том числе. Интересно, что в одной из ветвей школы М (Onko chishin ryu, Школа новых знаний через изучение древнего мастерства) перед схваткой малый меч брали в правую руку, а длинный - в левую. После метания малого меча длинный меч перехватывали в правую руку и уже сходились в ближнем бою. Вероятно, это было более удобно для правшей, чем следование оригинальной школе, созданной переученным левшой. В другой школе (Kageyama ryu), не связанной с М, перед схваткой длинный меч удерживали двумя руками, но непосредственно перед атакой оставляли меч в левой руке, а правой выхватывали и метали малый меч, после чего опять удерживали длинный меч правой рукой или обеими руками.
Из вышесказанного можно сделать два интересных вывода. Во-первых, изображение М с двумя мечами в руках вовсе не обозначает, что он и собирается фехтовать двумя руками, а во-вторых, само по себе метания меча означает, что он не особенно нужен его владельцу в предстоящем бою, и что его применение в качество второго меча в левой руке не является системообразующим фактором в технике данного мастера.
Норман
написано 16-5-2015 13:15    

Для поединка с Сасаки Кодзиро М изготовил из весла меч (он был мастером в изготовлении деревянных мечей и зарабатывал в том числе и этим ремеслом). Сделали ли он меч или же просто обточил весло в более удобное орудие, не ясно. Известно только, что длиной это было 1 метр 26 сантиметров. Возможно, что полученный инструмент был для него удобен и являлся единственным адекватным ответом на меч, используемый Кодзиро, длина только клинка которого превышала 90 сантиметров. Но известно, что длинный меч самого М также был с клинком длиною более 90 сантиметров. Поэтому, скорее всего, М хотел иметь преимущество в более длинном орудии. Последовавшая далее дуэль только подтверждает неординарную физическую силу М. Выпрыгнув из лодки, он стоял по пояс в воде, скрывая свое орудие частично под водой. Разозлив неприятными репликами Кодзиро и, не дав ему обратить внимание на предмет в своих руках, уклонившись от атаки Кодзиро, М одной рукой (по мнению некоторых исследователей - левой) нанес удар по голове своего оппонента. Учитывая, что к длине дубины 1 метр 26 сантиметров нужно прибавить длину вытянутой руки М (рост которого был 180 сантиметров), то естественно предположить, что у Кодзиро возникли определенные трудности с дистанцией. Об этом свидетельствуют и детали дуэли, когда удар Кодзиро только рассек узел головной повязки М, а в ответ же отхватил полноценный удар по голове и затем, уже лежа на земле, удар Кодзиро только рассек кимоно М над коленями, а сам Кодзиро получил проломивший его ребра удар. Нам же остается только удивиться физической силе М и в очередной раз отметить, что победил он, как во многих других случаях, не за счет чистого фехтования, а за счет военной хитрости или, если угодно, стратегии. Если же согласно популярным версиям принять, что М нанес удар веслом в прыжке, то это еще более достойно удивления.
Так же небезынтересно, что на важный бой с сильным противником М выбрал в качестве оружия практически посох, а не два меча. Если мастер в совершенстве владеет каким-либо видом оружия и это оружие является коронным и любимым, естественно предположить, что именно это оружие было бы рядом с мастером в самые трудные минуты.
По некоторым сведениям это не было чисто дуэлью двух мастеров. В отличие от основной версии, изложенной в многочисленных новеллах о Мусаши и в вышеупомянутой Нитенки, составленной по рассказам учеников М и для учеников школы М в 1712 г. и скорректированной в 1755 г., существует текст, написанный в 1688-1704 гг. в семье Нумата и базирующийся на воспоминаниях одного из свидетелей дуэли Нумата Нобумото, администратора замка Модзи, принадлежащего даймё Хосокава. Как фехтовальщик Кодзиро был сильнее Мусаши и являлся официальным мастера меча при дворе Хосокава на севере Кюсю. М заказали убить Кодзиро под видом дуэли. Именно поэтому после дуэли М скрывался в замке Модзи у Нобумото и впоследствии какое-то время передвигался под охраной отряда с ружьями. Более того предлагается версия, что именно ученики М или слуги одного известного даймё, тайно прибывшие на остров в нарушение договоренностей, добили Кодзиро, что и вызвало негативную реакцию общественности. Кстати, с этой точки зрения описанная в известном романе Эйдзи Ёшикава погоня за М после дуэли выглядит вполне закономерно. Иначе непонятно, зачем после честного поединка гоняться за победителем.
Позднейшая дружба М с Хосокава Тадатоши, для которого он написал '35 инструкций по стратегии' (Hyoho sanju go kajo) и покровительство Хосокава после дуэли подтверждает предположение о заказном характере поединке. Клан Сасаки был могущественным (до сих пор фамилия Сасаки весьма распространена) и имел сильное влияние на Хосокава, которые не были этим довольны. Возможно Сасаки Кодзиро был навязан Хосокава в качестве придворного фехтовальщика. В любом случае фигура Кодзиро - популярного в обществе и уже в юности отличавшегося явными дарованиями, не устраивала клан Хосокава. Более того, школа Ганрю, адептом которой являлся Кодзиро и название которой которое он использовал для себя в качестве прозвища, имела отношение к ямабуши, горным отшельникам и мистикам. То есть Сасаки Кодзиро, помимо своей популярности, еще был представителем и могущественного клана Сасаки и мистической школы ямабуши. Понятно, что немногие даймё хотели бы иметь такого придворного. Также известно, что мастера фехтования часто использовались как секретные агенты. Сам Ягю Муненори, будучи советником сёгуна, рассылал своих учеников ко многим даймё в качестве наставников-фехтовальщиков с целью сбора информации. Возможно и по этой причине тоже школа Ягю (Yagyu shin kage ryu) получила такое распространение.
Не случайно ситуация с этой дуэлью завершила определенный этап в жизни М и привела его к избеганию в дальнейшем каких-либо поединков по собственной инициативе. И показательно, что остров Фунаджима, на котором была дуэль и где похоронен Сасаки Годзиро, называется теперь Ганрюджима, а не Мусашиджима.

edit log

Норман
написано 16-5-2015 13:16    

В 1630 г. во время пребывания М в Nagoya при дворе Овари, даймё Токугава Ёшинао (Tokugawa Yoshinao) попросил М сразиться с двумя его бойцами. Согласно записям Hatta Kuroemon, вассала даймё Овари составленным в 1684 г. в этих поединках М использовал два деревянных меча, вероятно также по просьбе даймё в качестве демонстрации своей техники.
В 1638г. во время пребывания М в Izumo [Shimane] даймё Matsudaira Naomasa, герой битв при Осаке предложил М сразиться против его сильнейших бойцов. Против бойца с восьмигранным посохом длиной 2 метра 40 сантиметров М выбрал также два деревянных меча. Примечательно, что М сначала атаковал обе руки противника и только затем голову.
Нужно обратить внимание, что в своих поздних дуэлях М предпочитал побеждать без удара, заставляя противника отступать, пятиться и покидать пределы додзё или упираться спиной в стену.

По описаниям М могучего телосложения и ростом 1 метр 80 сантиметров. Его сила превосходила среднего человека.

Норман
написано 16-5-2015 13:16    

В завершающий период своей жизни М меняет название своей школа с Энмей рю на Niten ichi ryu, Школа двух объединенных небес, Школа этого и того неба, Школа двух небесных тел (солнца и луны), Школа союза двух мечей как двух небесных тел (длинный меч - солнце, короткий меч - луна) (School of the Two Heavens United or School of Two Swords Raised to the Heavens Becoming One). Нужно обратить внимание, что название внутреннего текста школы М с описанием жизни М для учеников школы переводится как 'Книга Двух Небес'.
Нитен имеет несколько значений:
Два неба
Два небесных тело или дух солнца и дух луны
Другое небо или другой мир.
Но также М использует вместо тен 'небо' слово то 'меч'.
В китайской традиции также известно обозначение меча в правой руке как 'солнце', а в левой как 'луна' (в 'Сказании о Юэ Фэе').
Предположим, что Нито - это внешняя сторона школы, для тех, кто ограничивается неординарной техникой и этим удовлетворяет свое любопытство и интерес. А Нитен - это внутреннее, для постигающих суть стратегии М. Стратегии, а точнее и полнее по-японски хейхо, которому и посвящена большая часть Горин но шо. И именно хейхо, а точнее его постижение, и было целью и центральной частью жизни и искусства М. И именно то, что сделал М на этом пути, чего он достиг, какой ценой он этого достиг, и делает М великим, отдельно стоящим от сонма фехтовальщиков и дзен-буддистов, подвижником. Гораздо более близким по жизни и по духу великим мистикам и просветленным, а не банальным 'изобретателем' позиции из двух скрещенных над головой длинного и короткого мечей.
В тексте, написанном в 1641 году для Хосокава Тадатоши 'Hyoho sanju go kajo' М для названия своей школы использует фразу 'Hyoho nito ichi ryu'. Тем не менее, своему третьему приемному сыну Hirao Yoemon (впоследствие Takemura Yoemon), который пробыл вместе с М больше других приемных сыновей М, М передал в это же время школу под названием Энмей рю. Возможно даймё Хосокава не интересовали сложные философские аспекты двух небес. И гораздо ближе и интересней было понять, как это М так замечательно управляется с двумя мечами сразу. Так или иначе, но в этом тексте, как и в Горин но шо, также адресованном Хосокава Тадатоши, М называет свою школу 'Школа двух мечей'.

Уважительное обращение к М - Niten-sama - мастер 'Обоих небес'.

Норман
написано 16-5-2015 13:17    

За неделю до своей смерти М пишет Dokkodo (The Way to Be Followed Alone).

Hyoho shiju ni kajo '42 инструкции по стратегии' содержит дополнительные статьи по сравнению с Hyoho sanju go kajo. Примечательно, что в этой работе в дополнительных статьях содержаться подробные инструкции о пяти позициях с двумя мечами, которых нет в других текстах М. Но дальнейшие пояснения после описания как держать два меча в исходном положении, показывают, что основная роль отводилась все-таки длинному мечу. Существует предположение, что эти статья были позднее добавлены учениками М, так как в текстах однозначно оригинальных, самого М не сильно волнуют вопросы практического применения двух мечей сразу.

Некоторое время М называл свою школу Мусаши рю. На Кюсю до сих пор существуют несколько школ с таким названием. Существовали многие школы и мастера, обучающие двум мечам. В большинстве своем это производные от школ М и его учеников. Например Iba Hideaki (1648-1713) адепт Шин каге рю, проиграв мастеру из Энмей рю, стал его учеником и впоследствии основал школу Shin gyoto ryu на базе двух изученных им ранее школ. Также известны: Tetsujin ryu, Mirai chishin ryu, Onko chishin ryu, Hozan ryu, Ippo ryu, Imaeda ryu.
Сегодня существует несколько школ, носящих название Hyoho niten ichi ryu. Каждая из этих школ естественно является аутентичной школой М, ведущей свою генеалогию непосредственно от него. Но, объективно говоря, ветвиться школа М начала во время седьмого после самого М носителя Aoki Kikuo в период Мэйдзи, когда феодальные традиции рушились и возрастала социальная мобильность.
Около 1640 г. при дворе Хосокава количество учеников М достигало одной тысячи.

Норман
написано 16-5-2015 13:17    

С текстом Горин но шо также не все просто. Перед своей смертью М передал трем своим ближайшим ученикам текс с просьбой уничтожить его после прочтения. Лучший ученик и первый после М носитель школы Терао Мотоменосукэ, судя по всему, сделал это, так как оригинал книги никогда не был обнаружен. Позднее Мотоменосукэ передал своим ученикам '42 инструкции', представляющие собой дополненные, вероятно им самим, оригинальные '35 инструкций'. А вот третий ученик Фурухаши Созаэмон сделал две копии: одну по приказу и для своего даймё Хосокава Мицухиза (Mitsuhisa), сына Хосокава Тадатоши, и одну для себя, которую он и передал своим ученикам под именем Ihon gorin no sho. Таким образом, сегодня известны две копии книги: одна из семьи Хосокава и вторая от учеников Фурухаши.
По другим данным М дал трем ученикам прочитать в его присутствии Горин но шо, после чего сжег рукопись. Но Фурухаши по памяти записал, что смог вспомнить.
Также один из учеников Фурухаши - Matsui Ichimasa передал текст дальше под названием Shichi (Мудрость воина), содержащий некоторые дополнения по сравнению с другими копиями.
Норман
написано 16-5-2015 13:17    

М владел мастерством плотника, изготавливал деревянные скульптуры, был известен как художник, делал деревянные мечи, седла, цубы, металлические пресс-папье для каллиграфии и пр.

Про М говорили: 'Это невозможно - владеть двумя мечами, держа каждый одной рукой, не имея при этом врожденной физической силы как у М'.
Существует следующая история про М, подтверждающая его необыкновенную физическую силу. Даймё Нагаока спросил у М как следует выбрать правильный бамбуковый шест для флага. М попросил показать все заготовленные шесты. Беря их в одну руку по одному и сильно встряхивая, М переломал их все кроме одного, который он, естественно и рекомендовал в качестве флагштока.
В Горин но шо использование двух мечей не очевидно. Описания всех техник даны для одного меча. Если читать Горин но шо, исключив упоминания названия школы и фразы о двух мечах, носимых в 'наших краях', читатель никогда бы и не заподозрил, что это текст школы 'Двух мечей'.
Так что, скорее всего, левше от рождения и правше по воспитанию (а в Японии левшей переобучали), М во время тренировок просто просился меч в родную левую руку. Не случайно он и пишет, что тренируясь с двумя мечами и держа каждый одной рукой, ученику будет легче научиться владеть мечом одной рукой.

Известна следующая история про М. К нему обратился юноша с наивной просьбой показать 'смертельный прием', так как он испросил разрешения у своего даймё отомстить или защитить честь своего отца на дуэли. Не будучи продвинутым фехтовальщиком и владея мечом не более, чем было необходимо в его возрасте, юноша понимал что победить для него невозможно. М, проникнувшись ситуацией, предложил ему за предстоящую ночь выучить следующий прием: Держа в левой руке танто, а в правой руке длинный меч, внезапно сблизившись с противником и левой рукой с танто имитировав свою атаку или встретив атаку противника, проткнуть его грудь длинным мечом в правой руке. Естественно, М накачал его психологически: на месте дуэли перед поединком присядь и, если увидишь муравьев, то это будет знаком, что ты победишь (в это время года муравьи в Японии присутствуют повсеместно). Также М обещал присутствовать на дуэли и молиться за юношу. Так что тому вообще не придется ни о чем беспокоиться и волноваться. На следующее утро юноша естественно увидел кучу муравьев вокруг себя и почувствовал небывалый подъем и прилив уверенности. Победа была одержана.

gor200766
написано 19-5-2015 18:38    

Спасибо Норман за интересную информацию по Мусаси...Лет пять назад читал его книгу Пяти колец и собирал разрозненный материалы по М, но что он был 1,8м ростом впервые услышал от вас.
Максим ОлеговичЧ
написано 19-5-2015 20:09    

Спасибо, Норман.
Очень интересно и ново.
Тоже интересовался этой личностью, тоже читал "Книгу Пяти колец".
Но легенды при всей их привлекательности и кинематографичности всегда казались именно легендами и рассказывали о человеке-легенде.
Как в кун-фу Панде: "Легенды рассказывают о легендарном воине-драконе. О его мастерстве ходили легенды!")))
У вас - достоверность.
Норман
написано 19-5-2015 23:09    

Спасибо. Насчет совсем достоверности, наверное, слишком смело говорить. Но факт, что исследование Kenji Tokitsu наиболее полное и обоснованное, с рассмотрением разнообразных версий и контрверсий. Чем, собственно, меня и зацепило в свое время.
Ren Ren
написано 20-5-2015 03:05    

Спасибо, весьма познавательно.

цитата:
Изначально написано Норман:
популярный герой театральных пьес, радиопостановок 1940-х гг. и телесериалов 1970 гг.
...выдержки из исследования Kenji Tokitsu реальных обстоятельств жизни реально жившего человека

Тут такой существенный момент имеет место быть - это исследование представляет ценность почти исключительно для европейцев или азиатов впитавших европейскую культуру.
В традиционных культурах Восточной Азии история как наука имеет прежде всего воспитательную и назидательную ценность. Точность передачи и достоверность фактов глубоко вторичны. В своё время Конфуций, составляя Шу цзин (Книгу истории) не просто игнорировал неподобающие с его точки зрения записи, а физически уничтожал носители. Оставлялись только безупречные с моральной точки зрения и высокоценные с воспитательной. Примеру "Учителя 10 000 поколений" следовали, следуют и ещё долго будут следовать. Для европейца изучающего восточно-азиатские письменные источники самая насущная проблема - исключить последующие фальсификации (зачастую они вносились в хроники при каждой новой династии). При том, что для учёного-азиата это не является фальсификацией, т.к. не только не даёт фальсификатору личной материальной выгоды, а напротив того - несёт несомненное общественное благо, воспитуя разумное, доброе, вечное.

Ken
написано 2-6-2015 20:26    

Спасибо. Очень интересно.

следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Японское холодное историческое оружие
  Miyamoto Musashi. Kenji Tokitsu
guns.ru home