Хочу поделиться с вами своими успехами в освоении японского искусства тосогу. Точнее сказать это приобретение необходимых инструментов.
Так вот наконец то у меня появился один из самых главных инструментов японских мастеров тосогу, это шар ( точнее полусфера ) янидай ( yanidai ) похожие шрабкугель и шарногель. На русскоязычных ресурсах ничего не было найдено, пришлось сидеть на англоязычных, и самым главным это стал сайт Форда Халлама. Там в принципе как оказалось есть всё, и делятся знаниями там мастера с большим удовольствием.
Буду рад если кого то избавлю от всех трудностей перевода которые прошёл я.
Сначала огромнейшее спасибо за помощь Фетисову Петру ( Ulf Peter ) Через него и была сделана основа и героически привезена в Москву. Вес не маленький, килограмм 10-12 железа. ( см. Фото) итак основа сделана, но не это главное, самое главное внутри. А внутри находится смола, японское название матсуяни ( matsuyani ) Рецепт отыскал на сайте Халлама.
Рецепт такой:
750 гр. сосновой смолы.
1 кг. Глины тоноко ( tonoko ) не знаю есть ли аналоги, но переводилось как шамотная глина.
1 ч. ложка угольной пудры сумико ( sumiko ) и именно пудры, потому как настолько мелкий помол, чуть ли не тонер от принтера.
50 мл растительного масла. ( брал рисовое)
Теперь большое спасибо Марьяне Яковлевой и уважаемому Василию Иванову за пинок ))) в сторону магазина семьи Ватанабе, там всё это и нашлось, и как говориться , для чистоты эксперимента все материалы были там же и заказаны, в стране восходящего солнца. Потом если преодолею языковой барьер, закажу готовую смолу, для сравнения , она продаётся в другом магазине, но из за незнания языка пока не могу этого сделать. Итак посылка получена.
Вооружившись миской, электро плиткой, и палочками для еды ( больше ничего не нашлось для размешивания ) приступил к волшебству. Взял половину компонентов, так как всё за раз не влезало в посуду . Вначале растопил смолу, очень быстро всё происходит. Да забыл сказать, глину сразу пришлось растолочь в ступе, потому как она ками то комками, но почти мгновенно превращается в муку. Прям удивился как быстро. Смола растоплена до жидкого состояния, всыпаем потихоньку глину, перемешивая. Потом в основном для цвета добавляем сумико, потому как смола с глиной, мягко говоря цвета детской неожиданности, но как оказалось ложки мало, и в самом конце, когда всё перемешали, масло. На сайте Халама писалось что добавляли тонер или краску сухую для достижения более чёрного цвета, зачем ?! Всё же натуральное, и большим количеством золы совсем ничего не испортилось. Как оказалось вся изюминка в масле ! Первый раз у меня вышла какая то колкая, и тёмно коричневая смесь, но почитавши форум, выискал таки нюансы. Первый ,как и писал больше сумико, а второй это опять же, больше масла. Но ! Если кто будет делать внимательно ! Масло добавляем по чуть чуть. Добавили, перемешали, накапали на металическую поверхность, проверили. В итоге должна получится масса, отдалённо напоминающая твёрдую резину, но божественно пахнущая сосновой смолой. ( на фото уже готовая масса )
Итак основные плюсы мацуяни от современных так называемых китов. Не хрупкая ! Что позволяет создавать пустотелые изделия, в моём случае менуки и пр. Для разогрева достаточно чуть ли не зажигалки, при разогреве не горит в отличии от тех же китов, а держит насмерть. Амортизирует удары при работе штихелями. Я думаю гравировщики оценят. Смывается хоть спиртом, хоть бензином. Ну и конечно же повторюсь, это запах ))) и кстати на неё можно прилепить тисочки, и работать как с шарногелем.
Вот вроде и всё, рад если кому то пригодится