Guns.ru Talks
  Литература по оружию
  Серия "Библиотека сержанта" ( 2 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 3 :  1  2  3 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Серия "Библиотека сержанта"
  версия для печати
datchanin
20-8-2012 23:01    

quote:
Originally posted by sakstorp:

Ну дык, за чем дело встало?

Сканировать надо ксерокс нужно времечко.
Так я ещё знаю в каком южном городе РФ есть вот эта книга - Михайлов Е. Подрывное дело. (Библиотека сержанта). М.: Воениздат, 1963 г. Но вот брать там её явно не советуется, по всяким зданиям затаскают

sakstorp
20-8-2012 23:17    

Ну так надобно сказать что при Вашей информированности энто только для расширения кругозора, и в доказательство несколько по настоящему серьёзных книжек показать
А вообще смешно это былоб, если бы не было так грустно
SergWanderer
21-8-2012 12:41    

Поддубный - Как сберегать вооружение от коррозии.

http://www.onlinedisk.ru/file/932264/

click for enlarge 1567 X 2402 657.3 Kb picture

upd: К тексту добавлена обложка. Спасибо --Макс--

edit log

SergWanderer
23-8-2012 13:41    

Реут - Боевые действия стрелкового отделения в пустынях и пустынных степях.

http://www.onlinedisk.ru/file/932261/

click for enlarge 1567 X 2422 777.4 Kb picture

upd: Добавлена обложка и подчищен текст. Спасибо --Макс--

edit log

topic-off
23-8-2012 14:10    

гут от фанатов войны в горах
SergWanderer
23-8-2012 14:29    

quote:
Originally posted by topic-off:
гут от фанатов войны в горах

Но вот что интересно - брошюра по действиям в пустынях в Библиотеке сержанта есть, а по БД в горах (лесу, зиимой и т.п.) нет...
Может быть просто не весь список озвучен?

sakstorp
23-8-2012 17:00    

quote:
а по БД в горах (лесу, зиимой и т.п.) нет...

И в городе?
SergWanderer
23-8-2012 17:25    

quote:
Originally posted by sakstorp:

И в городе?

И в городе тоже нет...

SergWanderer
23-8-2012 17:28    

quote:
Originally posted by datchanin:

...брать там её явно не советуется, по всяким зданиям затаскают

Ваня, я тебя умоляю! А ничего, что Наставление по подрывным работам спокойно в сети найти можно?

STARGATE SG-1
23-8-2012 23:41    

< В любом месте, В любое время-любую задачу>
-девиз Внутренних Войск.
Тема: Действие воина в горах. Война в горах.
Учебные вопросы:
1.Основные формы рельефа местности
2.Действия воина в горах
3.Особенности эксплуатации техники
4.Предупреждение порчи оружия и боевой техники
5.Наступление и оборона в горах
6.Дополнительные материал-рисунки/изображение к тексту
Цели: обучить л/с основам и правилам ведения боя и передвижения в горах а также на
гористой или холмистой местности.
Литература: Полезные советы воину. издательство: Министерство обороны СССР. Москва-
1967г
1.Основные формы рельефа местности
Чтобы правильно указать цель огневым средствам, написать донесение, описать маршрут
или какой-либо участок, а также иметь ясное представление о строении скал, льда, снега,
тундровых гор и болот, требующих применения определенной техники передвижения,
каждый сержант и солдат должен знать формы рельефа местности в Заполярье и Арктике и
их названия.
Ледник - масса льда, сползающая в виде ледяных рек с вершин высот в долины.
Долинный ледник - ледник, спускающийся по пологому руслу.
Висячий ледник - ледник, расположенный на крутом склоне горы и не дошедший до ее
подошвы. От такого ледника периодически происходят обвалы льда.
Переметный ледник - ледник, сползающий на обе стороны хребта.
Язык ледника - нижняя конечная его часть.
Снежный карниз - снег, нависающий над одним из скатов гребня.
Снеговая линия - линия, выше которой снег не стаивает полностью даже летом.
Дрейфующий лед - лед различных размеров - от небольших кусков до огромных ледяных
полей, передвигающихся на поверхности моря под влиянием ветра, морских течений и
вращения земного шара. Дрейфующие льды состоят из арктического или торосистого пака.
Арктический п а к - многолетний ледяной покров в Центральном арктическом бассейне,
состоящий преимущественно из сплошных ледяных полей значительных размеров. Толщина
льда достигает 2-3 метров и более.
Неподвижный лед (припай) -обширные ледяные поля, образующиеся зимой у берегов в
бухтах, заливах, проливах и примерзающие к берегу.
Ропаки - обледененные прибрежные камни, льди-ны, торчащие стоймя.
Стамухи - ледяные горы, глыбы льда, остановившиеся на мели.
Ледяной отблеск-белое отсвечивание льдов на облаках, видимое над горизонтом, когда
льды еще не видны.
Наледи - ледяные бугры, наиболее часто встречающиеся в болотистых районах на вечной
мерзлоте.
Каньон - глубокое ущелье с отвесными или ступенчатыми склонами, прорезающее плато,
плоскогорье или каменистую равнину.
Котловина - понижение, замкнутое со всех сторон склонами разной крутизны и формы.
Терраса - горизонтальный участок ската, образующий длинную ступень.
Уступ - площадка на скате, имеющая вид ступени.
Осыпь - участок осыпающегося склона. По виду обломочного продукта осыпи
подразделяются на песчаные, земляные, каменистые, щебеночные и галечниковые.
Камнепад - нагромождение горного обломочного материала на склонах высот.
Каменные пол я-участки местности, занятые валунами и обломками скал.
Гурий - островершинная груда камней, сложенных на берегу.
К е к у р - отдельная столбообразная скала.
Кряж - хребет гор.
Наволок - тупой, вдающийся в море мыс,
Нос - далеко выдающийся от материка мыс.
Пахта - каменный утес.
Базар - утесы с небольшими горизонтальными уступами, на которых гнездятся птицы.
Ворота - узкий морской пролив.
С а л м а - пролив, разделяющий острова или отделяющий их от материка.
Шар - пролив.
Лахта - небольшой мелководный залив.
Озерко - небольшая бухта, соединяющаяся с морем узким и мелководным проливом.
Фиорд - глубоко вдающийся в сушу залив с крутыми, скалистыми, иногда отвесными
берегами.
Губа -залив, вдающийся в сушу.
К у т - вершина залива, губы.
Осушка - прибрежная, осыхающая при отливе полоса берега.
2.Действия воина в горах
Служба в горах требует от человека исключительно высокой дисциплинированности,
выносливости, бесстрашия, силы воли. О море говорят, что оно покоряется только сильным и
смелым. То же самое можно сказать и о горах.
Гористая местность никогда не служила препятствием для наступления русских войск.
Вспомним замечательный переход Суворова через Альпы. В годы Великой Отечественной
войны советские воины умело действовали и успешно били гитлеровцев в горах Кавказа и на
Карпатах.
Природа гор имеет свои особенности, которые могут существенно влиять на выполнение
боевой задачи. Их нужно твердо знать и уметь пользоваться ими.
Необходимо вести постоянное наблюдение за погодой. Она здесь, пожалуй, еще более
изменчива, чем в тундре или Арктике.
В горах от сильного ветра и резкого изменения температуры могут возникать камнепады,
чаще всего после заката солнца или в первые часы после восхода. Места, подверженные
систематическим камнепадам, можно узнать по щебню и пыли на площадках и террасах;
сравнительно некрутым, сглаженным краям скальных выступов; частым бороздам на
снежных склонах; застрявшим в снегу камням; по. общему вогнутому характеру склона; по
скоплению камней у подошвы склона, не покрытой ни почвенным слоем, ни
растительностью.
Снежные лавины. Они возникают по самым различным причинам: во время оттепели, дождя
и особенно при теплом ветре, вызывающем таяние снега; при низкой температуре во время
сильных снегопадов; в солнечную погоду, когда даже при температуре ниже нуля происходит
образование гладких корок (наста), по которым свободно сползает вновь выпавший снег; во
время метелей, перемещающих с одного склона на другой большие неустойчивые массы
снега. Лавиноопасными являются склоны крутизной свыше 20 градусов (иногда и более
пологие) -без деревьев, кустарников, выступающих скал и крупной осыпи. Наиболее опасны
различного характера желоба, по которым происходит движение камней.
В результате резких изменений температуры, сильных постоянных ветров и атмосферных
осадков образуются ледовые обвалы. Они особенно часты в жаркие, солнечные дни и во
время оттепели после захода или восхода солнца.
В засушливых горных районах при интенсивном ливне или бурном снеготаянии, если есть
значительные уклоны легко смываемый, рыхлый, мелкообломочный материал, образуется
грязевой поток, так называемый <с е л ь>.
Ориентируясь в горах, учитывайте искажение расстояний. Они кажутся нам короче, чем есть
на самом деле. При осмотре с вершин поверхности горных склонов, неровности и
препятствия на них, как правило, кажутся сглаженными, иногда они совсем незаметны.
Техника передвижения в горах
Готовясь к горному походу, осмотрите свою обувь, вымойте ноги и тщательно обверните
портянками, чтобы не натереть их. Под наблюдением командира до предела облегчите ношу,
оставив лишь самое необходимое.
При переноске груза в вещевом мешке между ним и спиной уложите что-нибудь мягкое,
иначе можно набить себе спину, лямки тоже обмотайте чем-либо мягким.
Во время движения дышите спокойно, глубоко, вдыхайте только через нос (а не ртом) и
делайте полный выдох. Поднимаясь в гору, не разговаривайте и не курите. Для
восстановления нормального ритма дыхания, если оно нарушается, с разрешения командира
делайте короткие остановки (на 3-5 минут).
На походе не пейте много воды. Если появилась жажда, прополощите рот и сделайте всего
несколько маленьких глотков.
Идите ровным шагом, слегка пригнувшись, не напрягаясь. При подъемах подавайте корпус
несколько вперед, ногу ставьте на всю ступню, не делайте рывков и частых остановок. При
спусках подавайте корпус несколько назад, а ногу ставьте на каблук, чтобы не
поскользнуться и не упасть.
На крутых скатах, чтобы ноги не скользили, обувь обматывайте веревкой или проводом.
На крутых подъемах автомат лучше носить в положении <на ремень>, а противогаз временно
пристегивать к поясному ремню. Пояс рекомендуется слегка отпустить, воротник
расстегнуть. Гимнастерку заправить в шаровары.
Ширину шага соразмеряйте с крутизной ската. Чем круче подъем, тем меньше шаг. На
спусках шаг несколько увеличивается.
При движении вне троп, если позволяет обстановка, для облегчения поднимайтесь не прямо
вверх, а зигзагами. Ступни ставьте <боком> или <елочкой>.
На опасных участках (непрочно лежащие камни, осыпи, узкие переходы над обрывом)
ступни ставьте в зависимости от точки опоры. При этом не отрывайте ногу до тех пор, пока
не будет твердо поставлена другая, вынесенная вперед. На крутых каменистых скатах
ступайте осторожно, чтобы не сталкивать вниз камней, которые при падении могут поранить
идущих ниже солдат.
На крутых спусках пользуйтесь горной палкой или автоматом, держа приклад опущенным,
направленным к скату. Не допускайте скученности и движения толпой.
Для облегчения подъема по крутым скользким глинистым или обледенелым скатам следует
вырубать ступеньки (лопатой, топором). Располагать их не дальше полуметра одну от другой
и, как правило, отдельно под правую и левую ногу. В мягком грунте или в снегу выбивать
ступеньки (или луночки) сапогом и ступать точно по следам впереди идущих.
Преодоление травянистых склонов. При движении вверх по травянистому склону ногу
выносите вперед расслабленно, нагибайтесь вперед тем больше, чем тяже-
лее груз и круче склон. Когда подъем идет <в лоб>, ступни ног ставьте под углом друг к другу
разведя носки <елочкой>. С увеличением крутизны склона угол между ступнями
увеличивается, а шаг делается короче. Ноги ставятся на всю ступню.
По крутым длинным травянистым склонам следует идти зигзагами, а если склон покрыт
отдельными камнями (редкой осыпью), вплотную один за. другим, чтобы в случае срыва
камня успеть его задержать. При невозможности сделать это подавайте голосом сигнал
<Камень>.
Преодоление осыпей и морен. Лучшим маршрутом для движения по морене является ее
гребень. По осыпи возможно движение в любом направлении. Запомните, прежде чем
перенести: тяжесть тела на очередной камень, опробуйте его ненапряженной ногой.
При спуске по мелким осыпям, если они достаточной толщины и лежат на крутом
травянистом склоне, переходящем -в. пологий, можно двигаться прямо вниз, используя
сползание осыпи для ускорения движения.
Подъем по осыпям в зависимости от крутизны склона производится <в лоб> или зигзагами:
Держите наизготовку ледоруб: штырем к склону.....:
Преодоление горных рек. Горные реки и ручьи глубиной до пояса преодолеваются вброд, а
большей - над водой.
Наиболее безопасной для переправы вброд является первая половина дня.
Наиболее доступные места - в расширенной части русла или там, где оно разветвляется на
несколько потоков и где глубина и скорость течения меньше.
Переправу вброд производите в обуви, надетой на босые ноги, чтобы не поранить их о камни
и сохранить сухими портянки (носки). Переправляться можно следующими способами: по
одному, с самостраховкой шестом и страховкой, организованной с берега при помощи
веревки; вдвоем, взяв друг друга за руки, или шеренгами по 3-5 человек, положив друг
другу руки на плечи, взявшись под руки или держась за поясные ремни; в круге по 5-7
человек, наклонив туловище вперед, двигаясь вперед, круг одновременно вращается; в
колонне по одному (8-10 человек), взяв друг друга за грудную обвязку из вспомогательной
веревки или за поясной ремень; шеренгой вдоль натянутой веревки с интервалом в 1,5-2
шага.
Для переправы над водой выбираются узкие участки русла или места с выступающими над
водой камнями.
Переправляются по выступающим камням, по сваленному дереву (бревну) со страховкой с
помощью перил, по веревке при помощи сиденья из вспомогательной веревки с кольцом и
защелкой или блока.
Преодоление скал. Для преодоления скального участка выбирается наиболее выгодное общее
направление движения. На небольшом отрезке маршрута намечаются опоры для ног и рук.
Передвигаться следует равномерно, неторопливо, без рывков, всегда сохраняя три точки
опоры (на две ноги и руку или на. две руки и ногу). На небольших скальных участ-; ках при
отсутствии удобных выступов и трещин медленно переползайте вверх или вниз, плотно
прилегая всем телом к скале. Прежде чем взяться за тот или иной выступ, следует убедиться
в его надежности, очистить. от мелких камешков и только после этого использовать как
опору.
Скальные маршруты преодолеваются совместно двумя-тремя человеками, связанными между
собой. При этом один двигается, а другие страхуют. При подъеме наиболее опытный и
сильный идет первым, а при спуске - последним. На особенно трудных участках первый
идет без вещевого мешка. Грузы при этом переправляются ревке.
При движении по крутому участку (вверх, вниз или вдоль него) для опоры рук и ног
используются различные мелкие неровности скалы - углубления, выступы и расщелины.
Ступни ног на место опоры ставятся горизонтально, наклонно или вертикально, но по
возможности на всю подошву. Усилие при опоре ногой следует направлять перпендикулярно
к плоскости опоры. Для увеличения устойчивости тела и надежности опоры ног
дополнительно упираются ладонями в небольшие выступы и неровности скального склона
сверху, сбоку, снизу или делают захват кистью.
Преодоление ледовых и снежных (фирновых) склонов. Ледовые склоны крутизной до 20-25
градусов преодолевайте в высокогорных ботинках с триконями и только в отдельных случаях
при помощи кошек. Склоны крутизной 25-40 градусов и до 50 - на кошках, по
вырубленным ступенькам с помощью ледоруба.
Выбирая маршрут по снежным (фирновым) склонам, избегайте лавиноопасных участков.
При необходимости пересечь лавиноопасный склон выбирайте путь в верхней его части,
увеличивайте дистанцию между идущими и ступайте след в след.
Узлы, применяемые альпинистами. Для грудной обвязки и связывания между собой на
определенном расстоянии двух-трех военнослужащих применяются узлы <проводника>,
<булинь> и <схватывающий>. Узел <проводника> вяжется, как правило, в середине, <булинь>
- на конце веревки. Для предупреждения сползания веревки с груди вниз применяют
<подтяжки>.
<Схватывающий> вяжут для предупреждения падения и для облегчения подъема по горной
веревке. Его можно легко передвигать по ней, но при натяжении или рывке (в случае срыва)
он крепко охватывает веревку и не передвигается. После прекращения натяжения снова
ослабляется.
Связывание двух веревок одинаковой толщины производится <морским> или <ткацким>
узлом. Если веревки разной толщины, применяется <морской> узел с дополнительным
переплетом вспомогательной веревки вокруг основной. На концах веревок вяжутся
дополнительные узлы.
3.Особенности эксплуатации техники
Гусеничные машины. Подъемы и спуски на гусеничных машинах преодолевайте, как
правило, под прямым углом; короткие и крутые подъемы, особенно со скользким грунтом, -
с разгона на высших передачах; крутые большой протяженности - на низших передачах и
эксплуатационных оборотах двигателя. Низшую передачу включайте перед началом подъема.
Избегайте переключения передачи на подъеме. Спуски крутизной более 20 градусов
производите на низшей передаче. Тормозите двигателем или тормозом, не допуская
движения <юзом>. Если танк все же начнет скользить, при включенной передаче отпустите
тормоз, не увеличивая подачи горючего. После прекращения <юза> при необходимости вновь
притормозите машину тормозом. Не делайте крутых поворотов на участках с наличием
валунов, осыпей и камней. Перед крутыми поворотами переходите на низшую передачу.
Поворот танка осуществляйте с наименьшим числом торможения.
При вынужденной остановке танка на крутом закрытом повороте по команде командира
заряжающий выхо< дит из танка и подает сигнал остановки сзади идущему. На узких дорогах
поворачивайте танк на первой передаче за один прием. Если состояние грунта и большая
крутизна не позволят сделать это, поворот осуществляйте многократным передвижением
вперед и назад.
При движении по серпантинам, имеющим повороты до 180 градусов, крутые подъемы и
слабый грунт, короткие участки преодолевайте задним ходом. Движение с креном
осуществляйте на низшей передаче по заранее выбранному направлению, без поворотов,
торможения и остановок. Ночью без света или в тумане (при снегопаде) на
труднопроходимых и опасных участках командир танка помогает механику-водителю вести
машину, идя впереди танка.
Когда проходите узкие места, принимайте меры к сохранению ствола пушки от повреждений.
Горные реки с быстрым течением преодолевайте вброд, при этом двигайтесь под углом 30
градусов к берегу по течению. При форсировании горных рек плаваю* щими танками и
бронетранспортерами направляйте их под углом против течения реки. Величину угла
выбирайте в зависимости от течения (чем оно быстрее, тем мень-= ше угол, и наоборот).
Во время движения машины по горной местности, независимо от высоты над уровнем моря и
времени пребывания в горах, внимательно наблюдайте за работой двигателя, не допускайте
сильного дымления и появления языков пламени из выхлопных труб. При появлении
перебоев в работе двигателя (из-за плохого сгорания горючего), сильного дымления и языков
пламени на выхлопе уменьшите подачу горючего. Если двигатель продолжает работать с
перебоями, дымление и языки пламени не исчезают, переключитесь на низшую передачу.
Готовя систему охлаждения двигателя, сделайте следующее: проверьте исправности
уплотнений радиатора и моторных перегородок; очистите радиатор от пыли и
грязи; заправьте систему охлаждения охлаждающей жидкостью до установленного уровня;
подготовьте для каждой машины утеплительные щитки с учетом возможности полного их
перекрытия. В качестве подсобного материала могут быть использованы фанера, картон,
брезент, плотная бумага и другие материалы. Отрегулируйте затяжки пружины парового
клапана на специальном приборе и проверьте резиновые детали клапанов. Для горных
условий необходимо повысить избыточное давление открытия парового клапана путем
затяжки пружины: для средних танков - до 0,9-1,1 кг/см 2, для БТР-152 - до 0,6-0, 7
кг/см 2.
Колесные машины (Б Т Р). Запрещается использовать накат, выключая сцепление или с
нейтральным положением в коробке передач, а также двигаться с неработающим двигателем.
Остановку машины на горных дорогах делайте в местах, просматриваемых с обоих
направлений не менее чем на 50 метров. Подъемы и спуски преодолевайте на пониженной
передаче и с таким расчетом, чтобы на всем протяжении подъема или спуска передачу не
нужно было переключать. В случае остановки на крутом подъеме (или спуске) надежно
затормозите машину ручным тормозом, включите низшую передачу и, если нельзя
осторожно наехать: на естественное препятствие, подложите под колеса колодки или горный
рельс. Торможение машины при движении на спусках производите комбинированным
способом. При проезде узких участков ведите машину вплотную к правой обочине, при
разъезде со встречной - пропустите движущуюся на подъем или по стороне дороги,
обращенной к обрыву.
Пройдя брод, просушите фрикционные накладки тормозных колодок. .Для этого на первых
двух километрах пути периодически притормаживайте автомобиль (БТР).
Горный рельс и его применение
Преодоление крутых подъемов производите при помощи лебедки, другого автомобиля (БТР)
или при помощи самовытаскивателей. Для подъема при помощи лебедки следите за
постоянным натяжением троса и за правильной его укладкой на барабан лебедки.
При отсутствии на автомобиле (БТР) лебедки подъем может производиться при помощи
самовытаскивателя.
При подготовке машины к эксплуатации необходимо учитывать высоту местности, так как с
понижением атмосферного давления (особенно на высотах свыше 2000 метров) происходит
уменьшение степени наполнения цилиндров, снижение мощности двигателя, повышение
расхода горючего. В связи с этим производите высотную корректировку карбюраторов
(применяйте жиклеры уменьшенного сечения или уменьшайте сечение главного жиклера).
Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора установите на 2-3 миллиметра ниже
обычного. Учитывая усиленное испарение воды из электролита аккумуляторных батарей,
нужно каждые 2-3 дня проверять их, доливая дистиллированную воду до нормального
уровня. При эксплуатации автотракторной техники на высотах более 2500 метров над
уровнем моря полезную нагрузку в кузовах машин и вес буксируемых прицепов снижайте на
25-35 процентов.
После преодоления подъема для установления нормального теплового режима двигателя
остановите машину и охладите двигатели работой на малых оборотах в течение 5-10 минут.
При проверке давления воздуха в шинах нужно учитывать, что с подъемом на каждые 1000
метров оно увеличивается примерно на 0,3 кг/см 2. Однако снижать давление в шинах при
преодолении перевалов не рекомендуется.
4.Предупреждение порчи оружия и боевой техники
Автоматчику и пулеметчику нужно постоянно следить, чтобы пыль, снег и лед не попадали в
прицельное приспособление ив ствол автомата и пулемета. Держать оружие следует в
пирамидах, а в полевых условиях-в козлах или втыкать прикладом в снег. При
передвижении в снегопад, пургу и дождь на дуло и затвор автомата (пулемета) надевают
чехол. Нельзя класть горячее после стрельбы оружие на снег.
Артиллеристам и минометчикам нужно посоветовать не превышать скорости
транспортировки своих систем, постоянно контролировать надежность
действия тормозных устройств. При установке миномета на огневую позицию избегать
попадания камней и валунов под опорную плиту и ни в коем случае не подкладывать их.
Систематически следите за отсутствием песка, снега и льда в каналах стволов, на затворах,
прицельных приспособлениях и ударно-спусковых механизмах. При транспортировке орудий
и минометов по глубокому
Самовытаскивание автомобиля
снежному покрову применяйте лыжные установки. Они исключат удары орудия (миномета) о
валуны и крупные камни, скрытые под снегом. Во время сильных холодов избегайте резких
ударов по шинам колес. Окончив стрельбу, канал ствола орудия (миномета) прочистить и
смазать.
Водителям автомобиля и тягача необходимо перед выездом тщательно проверить состояние
машины, заправку ГСМ и водой (антифризом), исправность 200
тормозов, рулевого управления и сигнала, зарядку аккумуляторных батарей, работу средств
подогрева двигателя, плотность закрывания дверей и стекол кабины и кузова, наличие
утеплительных чехлов, средств самовытаскивания и паяльных ламп.
Заправку машин топливом надо производить закрытой струей, чтобы избежать попадания в
топливные баки снега, льда, воды и образования ледяных пробок.
В движении необходимо следить за показаниями приборов и особенно за температурой воды,
поддерживать нормальный тепловой режим работы двигателя.
Особенно повышенного внимания и быстроты действий требует вождение автомобиля и
колесного бронетранспортера по дорогам с: крутыми подъемами и спусками.
Передачу, на которой возможно преодоление подъема, включите заблаговременно при
подходе к подъему. Если сопротивление движению. при подъеме велико и скорость машины
начинает падать, своевременно и быстро перейдите на низшую передачу, чтобы..не
допустить остановки машины на подъеме.
Преодолевая крутой подъем, включите передний мост и в случае необходимости
преодолевайте подъем на пониженной передаче раздаточной коробки.
На крутых и длинных спусках включите пониженную передачу и спускайтесь,
притормаживая двигателем, пользуясь в случае необходимости ножным тормозом.
На скользкой дороге включите передний мост и двигайтесь с небольшой скоростью, не меняя
резко оборотов двигателя.
Небольшие подъемы и короткие труднопроходимые участки преодолевайте только с разгона
на заранее выбранной передаче.
При движении по снегу используйте колею, проложенную ранее прошедшими машинами.
Короткие участки, покрытые сугробами, преодолевайте с разгона, не меняя передач, не
снижая оборотов и не делая поворотов.
По глубокому снегу двигайтесь с небольшой скоростью при включенном переднем мосте, на
пониженных передачах, не допуская буксования колес.
По льду реки или озера переправляйтесь только после тщательной разведки льда и мест
выхода на лед. Двигайтесь по льду плавно, на пониженных передачах, не допускайте резких
поворотов, торможения, переключения передач и остановок.
Если прочность льда не обеспечивает одновременной переправы машины и прицепа
(артиллерийской системы), буксируйте прицеп на длинном тросе. Не бойтесь треска льда и
выступающей воды. При сильном прогибе льда плавно увеличьте скорость движения и
выезжайте из опасной зоны.
В этом случае останавливаться на льду при любых обстоятельствах запрещается.
Всегда имейте с собой шанцевый инструмент и запас продовольствия на случай
вынужденной остановки.
При движении танка и гусеничного артиллерийского тягача по рыхлому снегу направляйте
машину по колее впереди идущей машины. И наоборот, при слежавшемся и глубоком снеге,
чтобы не посадить машину днищем, избегайте движения по колее.
Снежные сугробы при рыхлом снеге разбивайте на большой скорости. Если снег
слежавшийся и есть возможность двигаться по насту, преодолевайте сугробы поверху на
низших передачах и при средних оборотах двигателя, не останавливая и не поворачивая
машину.
Если наст не выдерживает тяжести машины, участки с глубоким снегом обходите по
наветренным склонам высот, их гребням, а также по ровным открытым участкам местности.
Для движения по липкому снегу и камням ослабьте натяжение гусеничных цепей. В
гололедицу двигайтесь
Самовытаскивание с помощью кабестана
с небольшой скоростью и особой осторожностью. Во избежание заноса машины не
тормозите резко, поворот выполняйте плавно, перед поворотом машины снизьте скорость.
При заносе гусеничной машины выключите фрикцион механизма поворота со стороны,
противоположной заносу передней части машины. Затем плавно увеличьте подачу горючего
и, как только занос прекратится, восстановите направление движения.
Водителям танка и бронетранспортера рекомендуется перед выездом проверить
герметичность корпуса и башни, состояние прокладок люков и пробок днища, уплотнение
радиатора и моторной перегородки, плотность закрывания жалюзи.
Зимой системы питания двигателя заправляйте арктическим топливом. Убедитесь в наличии
буксирных тросов, уширенных траков и бревен для самовытаскивания. На аккумуляторы
наденьте утеплительные чехлы. Избегайте ударов машины и посадки ее днищем на камни и
валуны. На спуск направляйте машину так, чтобы избежать боковых кренов. Резко не
тормозите и не делайте поворотов, которые могут вызвать движение <юзом> и потерю
управления.
В снегопад и пургу ведите машины на увеличенных дистанциях, внимательно наблюдайте за
впереди- идущими.
При переправе по льду откройте люк, двигайтесь на самой малой скорости и установленных
дистанциях. Не переключайте передач, не делайте резких поворотов, не тормозите, не
ускоряйте ход и не останавливайтесь.
При длительной остановке во избежание примерзания гусениц подстелите под них хворост,
укройте машину от ветра за складками местности, не допускайте переохлаждения и
осмоления двигателя. Смазывайте узлы ходовой части сразу после остановки машины, пока
детали не остыли.
Если ствол танка уткнется в снег или грунт, очистите его.
Воины! Неся службу в Заполярье и Арктике, умейте преодолевать суровые природно-
климатические условия. Поддерживайте в постоянной боевой готовности доверенные вам
оружие и боевую технику. Всегда будьте готовы выполнить любую задачу, поставленную
перед вами по защите Родины.
5.Наступление и оборона в горах
При выборе позиции для танков и бронетранспортеров используйте промоины, обломки скал,
различные складки горной местности.
Огневые позиции для орудий выбирайте по возможности вблизи дороги и оборудуйте их на
скатах, обращенных к противнику, с таким расчетом, чтобы во время атаки можно было вести
огонь поверх своих войск и в промежутках между ними. Огневые позиции для минометов
можно выбирать и на обратных скатах высот. Очень удобно приспосабливать для
оборудования огневых артиллерийских позиций пещеры. Площадку для орудия оборудуйте у
входа в пещеру, а ниши для боеприпасов и укрытия расположите внутри нее. Вход в пе*
щеру закройте приставными щитами.
Радиостанции располагайте на вершинах гор или на скатах высот, обращенных друг к другу,
чтобы между радиостанциями была прямая видимость. На обратном скате размещайте
станцию на некотором удалении от отвесных и крутых склонов и других препятствий. В
глубоком ущелье и оврагах применяйте лучевую антенну. Около одной трети ее длины можно
разместить в укрытии.
Для защиты от оружия массового поражения используйте узкие и глубокие овраги, ущелья,
теснины, пещеры, туннели, промоины, подземные выработки, скальные выступы, леса и
другие естественные укрытия. Укрытия пещерного типа можно устраивать в крутых склонах
высот и оврагов.
Атаку начинайте по установленному сигналу. В тех случаях, когда между исходным
положением для наступления и передним краем противника имеется мертвое пространство,
двигайтесь в атаку бегом до границы
мертвого пространства, а затем ускоренным шагом. Выйдя из мертвого пространства,
продолжайте бег.
Ручные гранаты при атаке снизу вверх бросайте точно в траншею (окоп) или перебрасывайте
через нее, так как на. крутых склонах недоброшенная граната может скатиться вниз и
разорваться в цепи своих подразделений. При атаке сверху вниз гранату следует бросать в
окоп (траншею) или недобрасывать до него с таким расчетом, чтобы она успела до разрыва в
него скатиться.
При преодолении крутых подъемЪв. перед очередным броском, если позволит обстановка,
сделайте короткую остановку для передышки, используя складки местности.
При захвате перевала прежде всего стремитесь овладеть высотой, прилегающей к нему, а
затем быстро выходите во фланг и тыл противника, решительной атакой уничтожайте его и
стремительно продолжайте наступление.
Преодоление ущелья, обороняемого противником, осуществляйте с ходу. Захватите дорогу
или естественный проход через нее для пропуска танков и артиллерии.
Ночью в горах даже при интенсивном освещении местности может быть большое количество
неосвещенных участков. Поэтому направление для наступления выбирайте по возможности
вдоль ясно различаемых в темноте форм горного рельефа.
При выборе и оборудовании места для окопа в обо* роне следует учитывать важность иметь
хороший обзор и обстрел и как можно меньше мертвых пространств.
Избегайте занимать позиции в местах, где возможны камнепады, снежные лавины и обвалы,
а также в высохших руслах рек, на низких берегах, подвергающихся затоплению. Не
располагайтесь на вершинах высот и
гребнях хребтов, так как в этих случаях вы легко можете быть обнаружены на фоне неба.
Для облегчения и ускорения отрывки траншей ведите работы по естественным промоинам,
расщелинам и складкам местности. При первой возможности углубляйте их ДО ПОЛНОГО
ПРОФИЛЯ.
При наличии скального грунта бруствер устраивайте из камней, но обязательно осыпьте их
землей, поднесенной со стороны, или доложите, земленосные лешки, . Это уменьшит разлет
осколков камня при попадании пуль или осколков снарядов и мин. в бруствер.
Чтобы траншею не залило водой, прокладывайте через; нее лотки и устраивайте нагорные
канавки.
Создавая оборону, зимой; устраивайте обледенения скатов.
.При наблюдении особое внимание обращайте на скрытые подступы и тропы, выходящие в
тыл обороны. Кажущиеся недоступными скалы и обрывы, оставленные без присмотра, могут
быть проходимы, для хорошо натренированных групп противника.
Помните, что в горах звук распространяется во все стороны на большие расстояния, чем в
обычных условиях. Поэтому тщательно соблюдайте звуковую маскировку.
Обороняя ущелье, подробно изучите вход в него, характер прилегающих к нему высот,
особенности препятствий, которые могут быть легко приспособлены для обороны.
При обороне отдельной высоты учитывайте крутизну и характер ее скатов, наличие
скалистых обрывов и других труднодоступных мест.
Огневые позиции располагайте так, чтобы они позволяли вести огонь в промежутках,
фланкировать подступы к расположенным впереди и перед фронтом соседей огневым
средствам, а также прикрывать естественные препятствия и заграждения.
Приспосабливая местные предметы к обороне, стремитесь сохранить их прежнее состояние и
внешний вид.
Для устройства заграждений используйте крупные камни и валуны, которые заблаговременно
подкопайте и вытащите из гнезда. В нужный момент их будет легко столкнуть на атакующего
противника.
Стрельбу по танкам из орудия и гранатомета особенно интенсивно ведите во время
преодоления ими подъема, а также на серпантинах.
Особенности стрельбы в горах. В горах положение для стрельбы зависит от характера
рельефа. Во всех случаях стремитесь к наибольшей устойчивости тела. Следите, чтобы ноги
не скользили и не опирались на неустойчиво лежащие камни. Упором для ног могут быть и
вещевой мешок, и ледоруб, и горная палка, а также скальный выступ, камень, дерево, куст.
Используя в качестве упора скальные выступы и камни, под-кладывайте под оружие ремень
или другой мягкий
предмет.
Знайте и всегда учитывайте особенности стрельбы в
горах.
Определяя установку прицела, помните, что при наблюдении сверху вниз расстояния до
целей кажутся меньшими, а снизу вверх - большими, нежели в действительности.
При угле места цели 45 градусов уменьшайте прицел на одно деление, а при угле 60 градусов
- на два деления.
Широко используйте особенности горного рельефа для ведения огня поверх своих
подразделений. Однако перед началом стрельбы тщательно проверяйте ее безопасность для
своих.
В связи с резкими колебаниями температуры воздуха в осенние и весенние ночи постоянно
следите за работой автоматики оружия.
В плохо простреливаемых местах уничтожайте противника гранатами.
6.Дополнительные материал-рисунки/изображение к тексту:

click for enlarge 915 X 685 216.2 Kb picture
click for enlarge 1079 X 699 180.5 Kb picture
click for enlarge 1503 X 1151 457.1 Kb picture
click for enlarge 1671 X 1090 327.4 Kb picture
click for enlarge 974 X 811 167.8 Kb picture
click for enlarge 577 X 884 94.5 Kb picture
click for enlarge 434 X 593 76.5 Kb picture
click for enlarge 1179 X 1542 287.2 Kb picture
click for enlarge 1019 X 1504 737.0 Kb picture

edit log

SergWanderer
24-8-2012 00:12    

Ув. Датчанин - как бы достать вот эту брошюру?

click for enlarge 329 X 493  21.6 Kb picture
-/-/-Макс-/-/-
24-8-2012 01:53    

quote:
Originally posted by SergWanderer:

upd: Добавлена обложка и подчищен текст. Спасибо --Макс--



Незачто, если что обращайтесь рад буду помочь.
ScrewDriver78
1-9-2012 19:04    

quote:
Originally posted by i5555k:

Козлов Д.И.Обучение стрельбе по движущимся целям. (Библиотека сержанта). М.: Воениздат, 1960 г.



http://www.box.com/shared/lqis2v83156rzvf7c5du - Обучение стрельбе по движущимся целям (1970).djvu она же вне серии
datchanin
4-9-2012 18:04    

quote:
Originally posted by SergWanderer:
Ув. Датчанин - как бы достать вот эту брошюру?
[URL=http://forum.guns.ru/forums/icons/forum_pictures/006521/6521192.jpg][/URL]

За ней в РФ я не поеду Можно просто не вернуться

SergWanderer
4-9-2012 18:26    

quote:
Originally posted by datchanin:

За ней в РФ я не поеду Можно просто не вернуться


мы тебя выкупим

nikserg
24-9-2012 17:21    

найдена в бумажном виде.
click for enlarge 1920 X 2570 594.1 Kb picture

edit log

Catch - 22
24-9-2012 20:07    

quote:
Ув. Датчанин - как бы достать вот эту брошюру?

А зачем? Если есть прекрасное "Руководство по подрывному делу.1968года"?! Неужто Вы думаете что в сержантской книжке есть какие то тайны, скрытые от армейских подрывников в Руководстве?
SergWanderer
26-9-2012 11:56    

quote:
Originally posted by Catch - 22:
Неужто Вы думаете что в сержантской книжке есть какие то тайны, скрытые от армейских подрывников в Руководстве?

Нет, не думаю, конечно!
Но для коллекции

SergWanderer
26-9-2012 11:59    

quote:
Originally posted by nikserg:
найдена в бумажном виде.
[/URL]

Интересно!

nikserg
26-9-2012 22:14    

quote:
Интересно!

в процессе сканирования. оцифровщик из меня аховый. если объясните как, могу предоставить доступ к сканам, чтобы сотворить окончательный вариант по своим потребностям и вкусу. или доступ к книге в СПб.
сам, пожалуй,смогу перегнать в doc.

edit log

  всего страниц: 3 :  1  2  3 

следующая тема | предыдущая тема

похожие темы
 Библиотека на http://rats.bigmir.net 
 Обновление библиотеки на http://kpblcbl.boom.ru 
 Учебники сержантов 
 Обновление библиотеки на http://rats.vrazvedka.ru 
 журнал ''СЕРЖАНТ'' 
 Библиотека сотрудника спецподразделения 
 Научно-популярная библиотека солдата и матроса 
 Библиотека Ножемана 
 Обновление Библиотеки Ножемана 

  Guns.ru Talks
  Литература по оружию
  Серия "Библиотека сержанта" ( 2 )
guns.ru home