ober
P.M.
|
Коллеги. Я уже признался, что испытываю болезненную любовь к наручным (и не только, кстати) часам "летной" тематики. Какой производитель может похвастаться, что он "поставщик ВВС"? Какой - нет? На память приходят следующие "честные летуны" :Brietling, IWC, Tutima, Fortis, Oris, B&R, Omega Speedmaster. Многие эксплуатируют авиационную тематику, но "поставщиками двора Его Величества" не являются. Например, Sinn, Laco, Полет, NB Yaeger, Junkers (типа тоже часы.. . ага), Aristo... Есть еще кто? Если есть "легенды" про лётные часы - делитесь. Я коллекционирую. Можно своими словами - буду проверять долгими зимними вечерами Начну с наисимпатичнейших Tutima из Гласхютте. Есть версия, что именно с них началась история отечественных часов Полет 3133. Также, с ними связана любопытная легенда, что на безеле оригинальных часов принадлежащим многим асам Геринга дамы ставили метку лаком для ногтей . Для удобства считывания - это реплика (тоже из Тутима) Также, с Люфтваффе (не трогаем политику, я вас умоляю) связана история IWC. Небольшая подборочка цельнотянутых фоток немецких летных часов эпохи WWII Французы:
|
|
oktagon
P.M.
|
Очень интересно. Спасибо. Надо мне сфотографировать некоторые часы периода 40х и выставить сюда. Кстати, обратите внимание, что диаметр мужских наручных часов (кроме хронографов) был около 30мм
|
|
exo
P.M.
|
"Штурманские" от "Полет" в советских ВВС присутствовали. Можно назвать честными летунами.
|
|
ober
P.M.
|
нууу, имею небольшой круг знакомых, служивших именно в ВВС СССР (РФ) в летном составе. Факта выдачи супер-пупер хронометров под сверхсекретным названием Штурманские, как вещевого довольствия, не зафиксировано.
|
|
ober
P.M.
|
Чешские часы PRIM Tiger (по легенде выдавались пилотам вертолетов национальных ВВС). Верх лаконичности и настояего "летного" дизайна. Брайтлингу не помешало бы поубавить попугайства и мишуры на своих приборах
|
|
oktagon
P.M.
|
Вот типичные офицерские часы периода Второй Мировой.
|
|
ober
P.M.
|
часы Сейко для Королевских ВВС (обратите внимание на знак broadarrow и индекс на задней крышке)80е года. Мда. Это вам не современный ужас с позолотой.
|
|
oktagon
P.M.
|
Уже нет. Я цифер и стрелки перепокрыл. У меня Валсам есть, по контракту Британцем поставляемый в 40е, так тот фонит так, что я его в свинцовой коробке держу. А еще есть компас времен первой мировой. Очень красивый, с перламутровым диском и оптической системой снятия азимутов. Компас я без перчаток не трогаю вообще. 400 микрозивертов/час, и там метри на азимутальном безеле не под стеклом, так жро руки после него тоже "грязные?
|
|
Foxbat
P.M.
|
Originally posted by oktagon:
Кстати, обратите внимание, что диаметр мужских наручных часов (кроме хронографов) был около 30мм
Не все. Например iwc Big Pilot был 55мм в диаметре.
|
|
oktagon
P.M.
|
Originally posted by Foxbat: iwc Big Pilot был 55мм в диаметре.
Да, но ето было исключением. Xамилтон тоже выпускал здоровенный будильник для пилотов, как и Мовадо, Ревю и Бланкпла.
|
|
ober
P.M.
|
одна из характерных особенностей еще- цветовая гамма часов. Таки черный (за ОЧЕНЬ редким исключением) циферблат и белые стрелки с метками. А где же золотые крылья в пол-циферблата? Где же горделивые надписи всеми цветами радуги? Где гильошированные поверхности? Где позолота и перламутр? А нету. В военных спецификациях бантики не значатся
|
|
Док
P.M.
|
""нууу, имею небольшой круг знакомых, служивших именно в ВВС СССР (РФ) в летном составе. Факта выдачи супер-пупер хронометров под сверхсекретным названием Штурманские, как вещевого довольствия, не зафиксировано."" (с) Я вырос в гарнизоне ВВС (70-80 годы). Хронографы "Штурманские" у летунов транспортной авиации были. Видел их постоянно, потом и сам такие заимел. Их выдавали, но процедура была к-то гимморная, то-ли период выдачи(замены) к-то длиный был, уж не помню, лётчики продавали их очень неохотно, может отчётость за них была. В военторге их не продавали. Были только всякие "Командирские" Много позже в военторгах появились аналогичные "Полёт", стоили 130 руб. Рассказывали, что при резком наборе высоты стекло у Штурманских вылетало.
|
|
Hobott
P.M.
|
Я извиняюсь, а чем "летные" часы принципиально отличаются от "не летных" кроме черный (за ОЧЕНЬ редким исключением) циферблат и белые стрелки с метками ? Какие критерии? Вот, например, это "летные"? А это?
|
|
Skunk
P.M.
|
И еще вопрос Как я понимаю, на приборную панель чуть не всех самолетов чуть не с начала XX века устанавливают часы: так какой тогда смысл пилотам рассматривать время "с руки"?
|
|
Foxbat
P.M.
|
Originally posted by Hobott: Я извиняюсь, а чем "летные" часы принципиально отличаются от "не летных" кроме[b] черный (за ОЧЕНЬ редким исключением) циферблат и белые стрелки с метками ? Какие критерии? Вот, например, это "летные"? А это? [/B]
Как правило летные имеют простой и легко-читаемый циферблат, чаще всего черный с белыми метками и стрелками. Законов никаких нет, но обычно на них не было кучи деталей, суб-циферблатов и тому подобного. Вот парочка типичных представителей жанра. Бывает, правда, и наоборот - белый циферблат, как на этом Тайммастере.. . у него, кстати, весь циферблат светится, а цифры черные.
|
|
ober
P.M.
|
Originally posted by Hobott:
Вот, например, это "летные"?
это для "ценителей" милитари-стайла. Конкретно эта поделка версия люминокс слеплена по армейским спецификациям MIL-W-46374 серии. Только вразрез со спецификацией налеплен папугайский логотип (девочкам нравится) и очень <содержательные> надписи добавлены (это только внешние половые признаки, внутренние надо уже измерять - в спецификации каждый чих пропИсан). Про титач даже говорить не хочется. Часы офисного самурая. Конкретно, "чиста летчицкие" часы могут иметь антибликовое покрытие стекла, стойкость с перегрузкам включая ударные, и, иногда, повышенную стойкость к магнитным полям и отрицательному давлению. Удобную для считывания шкалу. Самосвятящиеся или светонакопительные покрытия стрелок и меток. Органы управления, адаптированные для работы в перчатках - тоже частый атрибут. Ремешок (браслет) приспособленный к ношению поверх полетного комбинезона. Возможность синхронизации - практически, неотъемлемая часть облика таких часов. Зачем пилоту часы. Это риторический вопрос. Несомненно, в приборных досках стоЯт достойные инструменты. Необходимость в часах, имхо, обусловлена традицией и царствующим в авиации принципом дублирования систем. Также, возможно, наличие наручных часов является необходимым атрибутом снаряжения (на строевых смотрах в наших сухопутных войсках, например, наличие часов контролировалось непременно, как и точность их хода). Часы вполне могут использоваться для навигации помимо своих основных функций.
|
|
Rumata_70
P.M.
|
18-12-2008 00:52
Rumata_70
(на строевых смотрах в наших сухопутных войсках, например, наличие часов контролировалось непременно, как и точность их хода)
А каким сспособом на строевых смотрах контролировалась точность хода часов?
|
|
Foxbat
P.M.
|
Originally posted by ober:
Часы вполне могут использоваться для навигации помимо своих основных функций.
Разумеется.. . что и было причиной их развития - требование корабельной навигации, когда был об'явлен конкурс на точный хронограф. Кроме того.. . на корабле Аполлон 13 время работы тормозных ракет при аварийном возвращении измерялось по наручным часам Omega Speedmaster.. . 38 секунд, если память не изменяет.
|
|
Foxbat
P.M.
|
Originally posted by Rumata_70:
А каким сспособом на строевых смотрах контролировалась точность хода часов?
Не столько точность, сколько установка на точное время (синхронизация). Армейские и авиационные часы должны иметь то что называется hack (военный сленг) - остановка хода при оттянутой головке. Таким образом их можно синхронизировать с высокой точностью - все видели как это делается в фильмах о войне, наверное.
|
|
ober
P.M.
|
Да. Синхронизация. У нас на плацу было огромное табло с точным временем (из ВЦ). Проверяющие давали команду предъявить свои часы и понеслась. Кста, кто не верит - старые Командирские часы с калибром 2214 (пресловутый "заказ МО СССР") допускал такую фичу, о которой писАл Foxbat - синхронизация. Старые Штурманские (опять же "заказ МО СССР") и Океан - тоже, но другим способом - смещением непосредственно шкалы, там для этого есть вторая "головка". нОнешние изделия росийского часопрома, внешне напоминяющие часы, давно упрощены до предела как в качестве, так и в функциональности.
|
|
Skunk
P.M.
|
Originally posted by ober: ... но другим способом - смещением непосредственно шкалы, там для этого есть вторая "головка"...
А расскажите, please, поподробнее: как это работает? Отдельная шкала отдельно для секундной стрелки - или как?
|
|
ober
P.M.
|
щас картинку найду - расскажу
|
|
ober
P.M.
|
вот. правильные Штурманские. обратите внимание - слева есть еще одна "головка". она (или справа? надо уточнить. справа - логичнее, вроде) управляет вращением шкалы с метками (где "треугольник" на 12 часов). в данный момент она смещена.
|
|
Док
P.M.
|
Эти Штурманские, похоже новодел. Таких у летунов ни разу не видел. У правильных был цифер белого цвета и ещё шкала замера расстояния по вспышке/приходу звука.
|
|
ober
P.M.
|
могет быть. я привык видеть надпись "заказ МО СССР" на Штурманских и вместо щита на логотипе (кстати, чего?) был прямоугольник с крестом (или это на Лонжин?). но их нашлепали несколько вариантов. есть еще более старый дизайн. они круглые.
|
|
Док
P.M.
|
На штурманских был к-то логотип с крылышками, сейчас не помню деталей. И, да, вроде покруглей они были. А "заказ МО СССР" в перестроечную эпоху ставили на многие часы для "арбатского рынка", это не однозначный признак принадлежности часов к заказу.
|
|
Skunk
P.M.
|
Originally posted by ober: вот. правильные Штурманские. обратите внимание - слева есть еще одна "головка". она (или справа? надо уточнить. справа - логичнее, вроде) управляет вращением шкалы с метками (где "треугольник" на 12 часов). в данный момент она смещена.
Спасибо: визуально понятно А вот как из этого извлечь удобство на практике - все еще нет То есть, предположим, изначально часы спешат на 30 секунд. Крутим вспомогательную головку, пока дополнительная шкала не встанет "вверх ногами", и с этих пор считываем секунды по ней: это понятно. Но теперь, когда секундная стрелка показывает "ноль" на своей дополнительной шкале, минутная находится точно между двумя делениями основной шкалы: так что получается, что чтобы узнать время с секундной точностью и не ошибиться при этом на минуту, владелец часов должен всегда помнить, какую поправку и в какую сторону он вводил в последний раз и постоянно мысленно "смещать" минутную стрелку в соответствующую сторону: IMHO, упражнение то еще.. . Или я все еще чего-то недопонял?
|
|
Док
P.M.
|
Крутящаяся щкала - это второй часовой пояс. На часах без останова сек. стрелки синхронизировали так: вытянув головку секундную стрелку удерживали на 12 слегка двигая минутную назад, тогда часы стопорились, потом отпускали, качнув часы и точно выставляли минуты.
|
|
ober
P.M.
|
хм. видимо - таки да. второй пояс. но это же тоже хорошо!
|
|
Аден
P.M.
|
[QUOTE]Originally posted by ober: [B]Коллеги. Я уже признался, что испытываю болезненную любовь к наручным (и не только, кстати) часам "летной" тематики. Какой производитель может похвастаться, что он "поставщик ВВС"? Какой - нет? На память приходят следующие "честные летуны" :Brietling, IWC, Tutima, Fortis, Oris, B&R, Omega Speedmaster. Многие эксплуатируют авиационную тематику, но "поставщиками двора Его Величества" не являются. Например, Sinn, Laco, Полет, NB Yaeger, Junkers (типа тоже часы.. . ага), Aristo... Есть еще кто? Если есть "легенды" про лётные часы - делитесь. Я коллекционирую. Можно своими словами - буду проверять долгими зимними вечерами На память приходит Certina серии Pilot. Не поставщик, но часики вполне себе летные, а те, которые крупного калиббра, еще и смотрятся неплохо.
|
|
May
P.M.
|
Этот треугольник устанавливается на поясное время, говорю как штурман.
|
|
ober
P.M.
|
разобрались ужо Выдавались такие часы аль нет? Вот что интересно.
|
|
Аден
P.M.
|
Выдавались. Работавшая у меня супруга военного летуна, пыталась их "пристроить". Год был 1986.
|
|
May
P.M.
|
Часы выдавались и выдаются сейчас лётному составу ВВС. В первых сериях, начало 80гг, был недостаток- вылетало стекло от перепада давления в кабине.
|
|
May
P.M.
|
Если капнуть в историю глубже, первоначально эти часы планировались для экипажей АПЛ (логотип с якорем). ГК ВВС увидел эти часы на представлении, и дал указание на выпуск таких же, только для лётного состава ВВС (логотип со штурманским значком классности).
|
|
ober
P.M.
|
были часы Океан. Я про них писАл выше
|
|
|