Guns.ru Talks
Катастрофы и выживание в кризисных ситуациях
Был БП.Была и машина для БП...

тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
Автор
Тема: Был БП.Была и машина для БП...
Юный Опер
7-9-2008 19:22 Юный Опер
---Вдохновленный речью товарища Бухарина, уездный партийный босс товарищ Титов пригласил к себе в кабинет руководство завода <Красный прогресс> - крупнейшего промышленного предприятия в Кичкасском уезде Запорожской губернии.

Пригласил и поставил задачу: стране нужны тракторы. Много. Необходимо наладить производство в самые сжатые сроки.

А сейчас надо оговориться: старой, дореволюционной техниче-ской интеллигенции в руководстве завода не осталось. Ее вообще на заводе не осталось. Революции и гражданские войны даром не прохо-дят... Кто-то из <бывших> угодил в заложники и в расстрельный под-вал, кто-то эмигрировал от греха подальше, кого-то кровавый вихрь гражданской занес на другой конец страны... В общем, ни одного ста-рорежимного инженера. <Красный директор> Ремпель - на партий-ной работе после четырех классов реального училища, в чертежах не силен. Главный инженер - бывший цеховой мастер, опыт большой, образования никакого... Начальники цехов - тоже из работяг...

Однако - нужны трактора! Идите и работайте! О результатах до-кладывать еженедельно!.

Работяги поскребли в затылках. И осторожно поинтересовались: а что это такое - трактор? Как примерно выглядит и для чего пред-назначен?

Нуда... Не производились в царской России трактора в таких ко-личествах, чтобы быть известными всем и каждому, - единичные, опытные экземпляры. Конского поголовья хватало... И закупались за границей считанные единицы - ни одна из тех единиц до Кичкасса не доехала.

Заводик (не так давно именовавшийся <Южным заводом обще-ства А. Копп> ) после военной разрухи только-только задышал, спаси-бо нэпу - и сложнее корпусов для керосиновых ламп и станин для швейных машинок пока что ничего не производил. А тут сразу трак-тор...

Товарищ Титов в вопросах тракторостроения был более подко-ван - он трактор, по крайней мере, видел. Один раз. Мельком. В ки-нохронике. Объяснил, как умел, словами и жестами.

Понятно, покивали работяги. Сделаем.

Проект, чертежи, расчеты? Ах, оставьте... Нам, как говаривал лесковский Левша, мелкоскопы ни к чему, у нас глаз пристрелямшись...
***
И они сделали! Без чертежей и мелкоскопов!

За две недели до назначенного срока на заводском дворе стоял трактор, получивший гордое имя <Запорожец>. Опытный экземпляр - концепт, как принято ныне говорить.

Вид концепт имел самый фантастичный. И не менее фантастич-но был устроен... Хотя к стим-панку отношения не имел: двигатель стоял все-таки не паровой - внутреннего сгорания. Но и в дизель панк никак не вписывалась чудо-машина, про детище Рудольфа Ди-зеля товарищ Титов ничего не рассказывал запорожским левшам. А то бы они сделали, не сомневаюсь...

Как известно, двигатели внутреннего сгорания делятся на два класса: карбюраторные и дизельные. Ни к той, ни к другой катего-рии стальное сердце <Запорожца> не относилось. Как так? А вот так. Ноу-хау. Уникальная разработка. Прототипом послужил сломанный одноцилиндровый двигатель <Триумф>, десять лет ржавевший на за-водском дворе и лишившийся многих деталей. Изобретать утерянное заново кичкассцы не стали, упростив конструкцию до предела.

Не дизель - там воздушно-топливная смесь воспламеняется сама, от сжатия, здесь же имело место внешнее воспламенение (ка-ким именно способом-отдельная песня). Но и не карбюраторный- карбюратор, как таковой, напрочь отсутствовал. И топливного насоса не было - горючее самотеком поступало из высоко расположенного бака и смешивалось с воздухом прямо в цилиндре. Какое именно горючее? А кот попробуйте угадать. Керосин? Мимо-Дизельное топливо, в просторечии солярка? А что это такое, спросили бы левши, слыхом не слыхавшие о Рудольфе Дизеле. Мазут? Не то, но уже теплее... Кто сказал: Аи-92? Двойка!

<Запорожец> работал на нефти. На сырой. Ни крекинга, ни очист-ки - что из скважины течет, то и в бак. Дешево и сердито.

Про дизайн кабины рассказать? Не стану. Кабины не было. Каби-на, по большому счету, -излишество, никто еще от дождя не растаял. Жесткое металлическое сидение под открытым небом, вынесенное далеко назад, тракторист сидел на нем, как птичка на жердочке, - ничего, работать можно. Ни одной педали - ни газа, ни сцепления, ни тормоза - штурвал и всё.

Все-таки недаром говорили древние, что имя - знак судьбы. Ав-томобиль <Запорожец>, созданный десятилетия спустя, спартанской простотой и презрением к комфорту напоминал тезку-трактор... Нет, я понимаю, что названия многим автомобилям в советские годы давали по месторасположению автозаводов: <Волга>, <Москвич>, <Жигули>... Всё так, но некая мистическая связь имен и судеб все же имеется.

Однако склепать механического уродца, ничего не смысля в тех-нических дисциплинах, - лишь начало. Но попробуйте-ка заставить свое детище заработать - поехать, поплыть, полететь.

Так вот - ЭТО работало! ЭТО вполне бодро ездило - и ездило, и ездило, и ездило, и ездило... Потому что остановиться не могло. Никако-го намека на коробку передач и на сцепление - вал двигателя наглухо соединен с колесами, вернее, с одним ведущим задним колесом, <Запо-рожец> был трехколесным. Хочешь остановиться - перекрой топлив-ный кран и заглуши мотор, других штатных способов нет. Но завестись будет ох как непросто... Зато удобно - заправка на ходу, и трактористы-сменщики на ходу сменяют друг друга, благо скорость всегда одна и та же - чуть меньше четырех километров в час. Для того и сидение вынесено назад, за пределы трактора, - чтобы, сменяясь, не угодить невзначай под колесо. И никаких простоев техники. Вечно пашущий трактор - с одного поля на другое, третье, четвертое, а там уж и плуг пора менять на борону, затем на сеялку... Почти вечный двигатель.

Как завестись, если вдруг заглохнет? Да, это непросто... Стартера с аккумулятором нет, понятное дело; вообще нет никакой электрики (фары - на основе керосиновых ламп). Но и заводную ручку придет-ся крутить не сразу. Если трактор хоть чуть-чуть постоял и двигатель немного остыл, надо разводить костерок и докрасна раскалять на нем запальную головку (обычный болт). Раскалить и быстро-быстро ввинтить в цилиндр, а уж затем вращать ручку. Так что без крайней необходимости лучше не останавливаться.
http://element114.narod.ru/Polit/22-07-08.html
Образец прибыл на токмакский завод <Красный прогресс> 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса <Запорожец> проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования дли крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли <механическим конем>...

<Соревнования <Запорожца> первого выпуска и гусеничного трактора <холт> Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине <Запорожец> в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор <холт> - 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод N14 удостоился Почетного диплома I степени.

Спрос на трактор марки <Запорожец> был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским <фордзоном> весной 1925 года. Вспашку десятины земли <Запорожец>, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. <Фордзон> сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец <Красного прогресса> выглядел лучше заграничного коллеги.

Ход дальнейших событий сложился не в пользу <Запорожца>. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Строительство тракторов <Запорожец> продолжалось до конца 1926 года. Их было выпущено более 500 шт. (по некоторым данным - до 800 шт.). Но еще долго урчал на полях первых колхозов этот непритязательный <трехколесник>, помогая крестьянам идти в <коммунию>.

На тракторе <Запорожец> N107, например, замечательный тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. <Запорожец> пришел ка помощь разоренной земле. http://mkmagazin.almanacwhf.ru/venicle/zaporozhec.htm

Юный Опер
7-9-2008 19:23 Юный Опер
.
click for enlarge 488 X 300  34,2 Kb picture
750 x 583
dim99
8-9-2008 08:21 dim99
страшная штука
HIDDEN TONY
8-9-2008 09:31 HIDDEN TONY
такую тока в кармагеддон
botanik
8-9-2008 09:47 botanik
"Безумный Макс" отдыхает
Orlan
8-9-2008 12:29 Orlan
Ну это техника для сомого-присамого-супперсамого окуенного писссца!!!
живорез
8-9-2008 13:23 живорез
Ацкий агрегат, особо верующие от него наверное быстро убегали, он наверное и ревел как ФОРМУЛА1...
Юный Опер
8-9-2008 13:31 Юный Опер
--Если трактор хоть чуть-чуть постоял и двигатель немного остыл, надо разводить костерок и докрасна раскалять на нем запальную головку (обычный болт). Раскалить и быстро-быстро ввинтить в цилиндр, а уж затем вращать ручку--
Рассказать кому не поверит. И работал до 58 года... Гагарин через 3 года полетел...
Виталик
8-9-2008 13:42 Виталик
Жесть как она есть . Рецепт такого чуда ИМХО надо в "Избранное" G151
Юный Опер
8-9-2008 13:46 Юный Опер
А интересно, под производство такого чуда какая производственая база нужна в наше время?
Rost
8-9-2008 16:51 Rost
Ну в общем немаленькая. Литейка, токарка, фрезеровка, сверлилка, зуборезка, штамповка. Как раз по силам средненькому провинциальному заводику тех лет. Сейчас с этим хуже - литейных цехов при мелких машзаводах практически не осталось.
В общем то немного обидно за ироничный тон статьи. Суметь в условиях страшно отсталого производства наладить выпуск продукции как минимум не уступающей импортным аналогам - не самое простое дело. Впрочем это как раз в традициях русской ( а потом и советской) инженерной школы - решить задачу своими силами, с минимумом затрат, на имеющихся технологиях и сырье.

edit log

Юный Опер
8-9-2008 17:00 Юный Опер
Ну статья кстати неплохая. Контраст к официозным хвалебным материалам тех годов и о тех годах. Много ли таких? При этом не сказать что создателей трактора выставляют дебилами.
Кстати интересен кусок про китайцев и англичан. Про то что превосходство в технике иногда особо компенсировать нечем. Подавляющее превосходство, даже еcли технику затрофеить и использовать.
Русич
8-9-2008 22:41 Русич
да, блин... Это ж надо с нуля такое сотворить аж в 22 году!!
Непостижимо... И ведь пахал, и неубиваем был...
Да, Левши не переводятся...
Спортист
9-9-2008 16:54 Спортист
Так, послушайте мнение конструктора-технолога, пусть и не по тракторам
Во-первых, статью написал либо человек технически неграмотный, либо умышленно таковым прикидывающийся. Судите сами: если в ДВС НЕТ системы зажигания - это дизель. Раскаляемый болт - обычная свеча накаливания. Вы можете удивиться, но на вполне современных дизельных иномарках тоже есть такие свечи, единственно, они накаливаются от аккумулятора и после пуска двигателя отключаются. После запуска процесс воспламенения идет от сжатия смеси и контакта ее с раскаленными внутренностями двигателя, а также продуктами нагара (калильное зажигание). Автору статьи неплохо бы вспомнить такой судовой стационарный двигатель - Болиндер, если что - пересмотреть "Белое солнце пустыни". То же самое практически, питается тоже нефтью.
Во-вторых, разобщительная муфта (по-современному сцепление) все-таки должна быть, иначе крутить ручку бесполезно. если даже крутить без муфты ОЧЕНЬ сильно, то трактор просто медленно поедет и оборотов не хватит для пуска двигателя.
В-третьих, выпускать подобную сложную технику ПАРТИЕЙ (раз было 500 шт)без техдокументации невозможно. Значит, были и грамотные конструкторы, и технологи. Мне приходилось в составе группы готовить документацию для запуска изделия в производство - со знаниями мастера цеха и ремесленного училища (как написано) это ерунда. Много токарных, фрезерных, расточных, зубонарезных операций, фасонное литье- везде свои допуски, класс точности, шероховатость поверхности - пусть и на порядок примитивнее, чем сейчас, но тем не менее без всех этих размеров это будет куча металлолома, она никогда не поедет. Поэтому считаю наличие разработанной документации безусловным. Что до курьезов компоновки - тогда это было нормой, машиностроение в современном виде еще не сложилось, каждый шел своим путем. Честь и хвала нашим русским людям, которые в то время смогли с чистого листа создать такую уникально сложную для тех условий машину. Очень жаль, что нет деталировки и подписей к рисунку. Я например не понял, как осуществлен привод рулевого управления, охлаждение двигателя и пр. А по компоновке - были гораздо более оригинальные конструкции - как вам звездообразный двигатель, установленный в колесе и при этом еще и вращается в сторону, противоположную вращению колеса? А были такие мотоциклы.
Юный Опер
9-9-2008 17:26 Юный Опер
Во второй статье есть и про сцепление и прочертежи которыми решили обеспечить производство после испытаний.
Спортист
9-9-2008 17:40 Спортист
ну вот видите
Юный Опер
9-9-2008 17:47 Юный Опер
Про чертежи я понял так-решили запускать в серию а чертежей нет. У самодельщиков часто небывает чертежей. Один экземпляр и так можно сделать.
Спортист
10-9-2008 09:21 Спортист
имхо не совсем так я тоже занимался самостроем, собирал мотики в юности. Действительно, сборочных чертежей как правило нет, есть обычно чертежи тех деталей, которые приходится заказывать токарю или фрезеровщику. НО самодельщики широко используют готовые агрегаты: двигатель, редуктор, детали ходовой и пр. в случае с трактором такой возможности я так понимаю не было, поэтому пришлось и сложные сборочные единицы (двигатель в частности) изготавливать с нуля. Без теории тут не обойтись, пусть даже они скопировали с импортного имевшегося двигателя все размеры и тем избежали необходимости расчета режима работы двигателя (мощность, фазы газораспределения). Поэтому чертежи все же были, иначе как токарь будет точить к примеру цапфы коленвала? ему не объяснишь, что надо "вот тут потоньше", а "тут на два лаптя шире"
Rost
10-9-2008 12:32 Rost
Да, автору статьи бездумно доверять не стоит.
Во первых в те годы разделение ДВС/Дизель было весьма условно. На тех же ДВС широко применялось калильное зажигание - позже вытесненное привычным электрическим. Так что ИМХО никакого "ноу-хау" в конструкции двигателя не было - просто воспроизвели двигатель десятилетней давности. Причем скорее всего стационарный - с локомобиля или заводского привода.
Не удивлюсь если двигатель был двухтактным - на картинках не видно каких либо конструкций обеспечивающих газораспределение. По системе охлаждения как раз никаких проблем - все четко прорисовано. Классическое водяное охлаждение, с радиатором и помпой приводимой в движение ремнем с коленвала.
Кроме того меня смущает утверждение о "топливе поступающем самотеком" - над коленвалом размещена некая "бутыль" с трубкой идущей к головке цилиндра. Уж не ТНВД ли это?
Трансмиссия цепная или може быть даже ременная (расстояние между центрами шестеренок явно больше суммы их радиусов), только последняя ступень - шестеренчатая пара. Передаточное отношение невысокое, двигатель явно низкооборотистый (да и по конструкции его видно) На коленвалу явно просматривается что то вроде сцепления. Да и чисто логически - как же без него это чудо техники заводить то? С горки спускать?
2 Спортист.
Наличие техдокументации в привычном сейчас виде не обязательно. Тому же токарю можно дать образец - и сказать "точи такой же" И он выточит ;-) Тем более что требования к допускам на такой конструкции - плюс/минус лапоть.
Ну ЦПГ надо более-менее точно изготовить - но тут уже можно просто подгонять поршень под готовый цилиндр или наоборот - при мелкой серии подобные технологические решения вполне реализуемы. Разумеется ни о какой унификации речь не идет, но в те годы об этом мало думали.

Спортист
10-9-2008 12:38 Спортист
Rost - ну да, я понимаю, что ЕСКД в современном понятии тогда не было А "бутыль" над цилиндром имхо служит для подачи воды с целью изменения опережения зажигания (я так понимаю, охлаждением калильной свечи добивались более позднего воспламенения смеси)
Rost
10-9-2008 14:03 Rost
Сильно сомневаюсь, что подобная схема работоспособна, да и не слышал я никогда о таких решениях. Опять же нет необходимости конструировать для этих целей специальный насос - проще обойтись банальным самотеком. А тут явно конструкция с приводом от коленвала.
Кстати трансмиссия скорее всего все же ременная - во первых отработанное и широко применяемое в те годы решение, во вторых - проскальзывание ремня оберегает трансмиссию от ударных нагрузок при включении.
Спортист
10-9-2008 15:04 Спортист
я по ссылке, приведенной в первом посте, прочитал про регулировку опережения водой. Мне мыслится именно регулировка температуры калильной свечи, но может это и не так.
Юный Опер
12-9-2008 05:31 Юный Опер
Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15-20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи.

Трактор передвигался только с одной скоростью - 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.

Юный Опер
12-9-2008 05:31 Юный Опер
Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15-20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи.

Трактор передвигался только с одной скоростью - 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.