Guns.ru Talks
Для свободного общения
древняя история россии (слово о полку игореве) ( 1 )

тема закрыта

Знакомства | вход | зарегистрироваться | поиск | картинки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион

древняя история россии (слово о полку игореве)

Зигги
P.M.
5-1-2007 21:59 Зигги
"Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?" old-russian.chat.ru

"Не начать ли нам, братья, по-стародавнему скорбную повесть о походе Игоревом, Игоря Святославича!"
vehi.net

Есть в "Слове" несколько интересных моментов, которые хотелось бы обсудить.

Зигги
P.M.
5-1-2007 22:00 Зигги
http://cv.jinr.ru/~bljv/igor.htm

Список "Слова" XVI века найден А.И. Мусиным-Пушкиным не позже 1792 г., издан в 1800 г. Сохранилась копия, сделанная для Екатерины II. Оригинал погиб в московском пожаре 1812 г.

Переписчики, встречая незнакомые (вышедшие из употребления) слова, заменяли их сходными по написанию словами современного им языка -- вот один из источников "тёмных" мест.

Зигги
P.M.
5-1-2007 22:01 Зигги
Язык иногда изменяется парадоксально. Слово "вещь" в древнерусском значило "мудрость" (отсюда -- "вещий"). Слово "трудъ", вероятно, значило "война", поэтому, когда автор "Слова" предлагает начать "трудныхъ повестий о пълку Игореве", он имеет в виду "военные повести". "Позорище" значило "зрелище, представление", "рота" -- "клятва", "юнецъ" -- "бычок", "клюка" -- "хитрость". Древнерусское "ночь" значило "тьма", а "гроза" -- "ужас". То, что мы называем "грозой", по-древнерусски звучало "громъ". Юридический термин "задница" значил "наследство". Пример из "Пространной правды": "Аже смерд умреть, то задницю князю... "
Орфография СПИ подверглась сознательной архаизации, вероятно, в XVI веке. Например, слова "плъкы", "пръсты", "влъкъ" (читается "полкы", "персты", "волк") написаны по старославянским правилам. В XII веке уже писали "пълкы", "пърсты", "вълкъ".
Наверное, вы со школьных времён помните Бояна, который "растекашется мыслию по древу, серымъ вълком по земли, шизымъ орломъ подъ облакы". Странный образ, не правда ли? Вверху -- орлом, внизу -- волком, посредине -- "мыслию". Параллелизм требует, чтобы посредине тоже было животное. "Мысь" по-древнерусски значит "белка, мышь".
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:02 Зигги
Ещё один герой, который нам потребуется, -- тюрки -- этнос, обитавший на огромном пространстве от северных границ Китая до Днепра, известный под именами хазар, печенегов, болгар, кипчаков (последних в Киевской Руси называли половцами, в Византии -- куманами).
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:02 Зигги
Есть в СПИ такое место: князь Всеслав "изъ Киева дорискаше до куръ Тмутороканя". Переводилось: "до куриц", "до первых петухов" и т.п. Сулейменов замечает, что "кура" по-тюркски значит "стена", от корня "кур" -- "воздвигай" (отсюда -- "курган"). Оказывается, "тёмное" место переводится просто: Всеслав "от Киева дорыскивал до стен Тмуторокани"!
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:02 Зигги
Странное прозвище в "Слове" у князя Всеволода -- "буйтур". Переводилось как "дикий вол", "буйвол". По-тюркски "буй-туре" значит "высокий господин", т.е. "высокородный". Дальнейшая эволюция этого титула: батур, боотур, богатур, богатырь. Высокородного Всеволода переводчики превратили в дикую говядину!
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:03 Зигги
Наверное, вы помните странный сон Святослава, в котором вообще непонятно, что происходит, и, в частности, "сыпахутъ ми тьщии тулы поганых тлъковинъ великый женчюгъ на лоно и негуютъ мя". Переводилось: "осыпали меня крупным жемчугом из пустых колчанов поганых толковин и нежили меня". Но "колчаны" на древнерусском будет "тулИ", а "тулЫ" по-тюркски значит "вдовы". Поэтому правильный перевод: "сыплют мне тощие вдовы поганых язычников крупный жемчуг на грудь и нежат меня". (Кстати, любопытный факт: слово "жемчуг" пришло к нам из Китая через кипчаков: "йенчу" -- "женчугъ" -- "жемчуг"). Сулейменов обнаруживает, что непонятное "дебрь кисан" по-тюркски значит "железные путы", а "босуви врани" -- это "босуврмане", т.е. "басурмане"! Во сне Святослава Олжас находит целую ФРАЗУ на тюркском языке. Открывается поразительный факт: Святославу снится, что его хоронят по тюркскому (тенгрианскому) похоронному обряду! Обряд воспроизведён с точностью до деталей.
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:03 Зигги
Ниже читаем в СПИ: "Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну нужда на волю, уже връжеся Дивь на землю. Се бо готьскыя красныя девы въспеша на брезе синему морю... " Последнее предложение переводится: "И вот готские красные девы запели на берегу синего моря... " Сулейменов разбивает текст на слова иначе: "... уже връжеся Дивь на землю (се бог отский). Красныя девы въспеша... " Слова в скобках значат "это (т.е. Див) -- бог предков". Мусин-Пушкин не понял вставку (пояснение) переписчика XVI века (выделять пояснение скобками придумали позже), но он хорошо знал, кто такие Готы!
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:04 Зигги
Вот ещё одно "тёмное" место из СПИ: "Коли соколъ въ мытехъ бываетъ, высоко птицъ взбиваетъ: не дастъ гнезда своего въ обиду". "Въ мытехъ" значит "в линьке". Но, когда птица линяет, она беспомощна! Сулейменов замечает, что в древнерусском цифры обозначались буквами с титлом. По-древнерусски 1, 2, 3 будет: , , (глаголическая система). Вероятно, первоначальный текст выглядел так: "Коли соколъ мытей бываетъ,.. " Знак "титло", который ставился над буквой, чтобы превратить её в цифру, часто терялся, не замечался переписчиками в полустёртом письме. И переписчик добавляет к букве "веди" недостающий ей твёрдый знак, заменяет "мытей" на "мытехъ" для грамматического согласования.. . С учётом сказанного "тёмное" место нужно понимать так: "Коли сокол 3 линек бывает,.. " (т.е. трижды перелинявший -- в расцвете лет).
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:05 Зигги

Есть в "Слове" место прямо-таки апокалиптическое: посреди поля, усеянного трупами дружинников, стоит кровать, на которой недорезанный Изяслав сын Васильков занимается противоестественным сексом, выкрикивая заодно прощальные слова павшим! "Изяславъ .. . подъ чрълеными щиты на кроваве траве притрепанъ литовскыми мечи. И схотию на кровать и рекъ: 'Дружину твою, княже, птиць крилы приоде, а звери кровь полизаша.'" Подчёркнутый текст переводится следующим образом: "И с любимцем на кровать, и сказал:.. " ("Хоть" по-древнерусски значит "любимец".)

Зигги
P.M.
5-1-2007 22:06 Зигги
Сулейменов изменяет разбивку текста на слова: "... притрепанъ литовскыми мечи исхоти юна кров. А тьи рек:.. " Теперь подчёркнутый текст переводится так: "... притрепанный литовскими мечами исходил юной кровью. А тот сказал:.. "
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:06 Зигги
В современном русском тюркизмами насыщены прежде всего южные, казачьи говоры. Вот еще несколько слов, вошедших в литературный язык: ура, айда, орда, бунчук, караул, есаул, улан, атаман, курень, колымага, лошадь, капище, ковёр, алебарда, облава, ватага, кумыс. Вероятно, тюркские истоки у слов: сан, боярин, пшено, ткань, письмо, полк, охота, булат, молот, рать, колчан, явь, сон. "Каз ак" по-тюркски значит "гусь белый", т.е. "лебедь". Тюркское "еблек" значит "женитьба", от "ебле" -- "женись" (буквально -- "обзаведись домом"). Таково наследие, доставшееся нам от поганых язычников! Кстати, "поганый" и "язычник" происходят от тюркских слов "паган" -- "пастух" и "йазык" -- "степняк".
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:07 Зигги
Почти все Рюриковичи породнились с половецкой знатью, пример чему подал Мономах, женив сыновей на половецких царевнах. Основатель Москвы Юрий Долгорукий (сын Мономаха) приваживал к своему двору "лепших" ханов половецких из волго-яицких орд, что сидели на Волжско-каспийском торговом пути. Андрей Юрьевич Боголюбский по внешности и повадкам был скорее половец, чем русский. У Александра Невского (правнука Юрия) половецкой крови было больше, чем славянской. Святослав Ольгович Новгород-Северский был сыном одной половецкой хатуни (дочери Тугра-хана) и мужем другой (дочери хана Аепы). У князя Игоря из "Слова", следовательно, половчанками были бабка и мачеха!
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:08 Зигги
Традиционная формула призвания князя на киевский престол: "Хочет тебя вся русская земля и все чёрные клобуки". Что такое "чёрные клобуки"? Калька (буквальный перевод) тюркского "кара-калпак". Племя чёрных клобуков -- гвардия киевских князей. Они постоянно жили в Киеве и активно участвовали в политике государства. Постоянно жили на Руси и половецкие племена берендеев, торков, ковуев.
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:08 Зигги
В 1155 г. берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много степняков. Уцелевшие подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал вернуть пленных. Долгорукий развел руками, ибо берендеи отказались: "Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь". История сохранила имена вождей берендеев: Дудар Стамазович, Каракоз Мирзоевич, Кораз Кокей.
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:09 Зигги
Пятью годами ранее своего неудачного похода Игорь, "има с собою половце, Коньцака и Кобяка", пытался выгнать из Киева Рюрика Ростиславича. Против Игоря и его половецкой родни (юная Кончаковна уже тогда была просватана за Владимира Игоревича) Рюрик вывел в бой чёрных клобуков. Столкнулись две половецкие орды, ведомые в междуусобной войне русскими князьями. Степняки в окованных медью лубяных наголовьях и плоских ближневосточных шлёмах, которые на Руси звали "мисюрками" (от арабского "Миср", т.е. "Египет"), в лёгких кольчугах, с дальнобойными составными луками, покрыли холмы у Киева. Навстречу им безмолвно выдвигалась построенная сотнями чёрноклобуцкая конница. На головах лошадей поблескивали стальные налобники, всадники были "в брони, яко в леду", боевые хоругви кренились над строем, змеились по ветру тройные узкие языки. Своих степных сородичей чёрные клобуки знали вдоль и поперёк, не раз бивали их малым числом да большим умением. Так вышло и на этот раз. Игорь едва успел впихнуть в ладью свата своего Кончака и уплыть с места проигранной битвы к себе на Черниговщину.. .
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:10 Зигги
На основании "суммы информаций" Олжас Сулейменов приходит к двум крамольным выводам: 1) в XII веке Киевская Русь была двуязычной, т.е. русские в большенстве своём знали ещё и половецкий язык; 2) начался процесс конвергенции двух народов, который был остановлен монгольским нашествием. Держал бы эти выводы при себе, так нет: он опубликовал их в своей книге!
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:10 Зигги
Менее чем за 200 лет половцы "пробежали" от родового строя до феодализма! Начался процесс христианизации степняков, сначала он затронул аристократическую верхушку. В летописях упоминаются по крайней мере пять половцев с русскими (христианскими календарными) именами: Глеб Тирпеевич -- 1183 г., Роман Кзич -- 1185 г., Лавр (Овлур) -- 1185 г, Данила Кобякович -- 1203 г., Юрий Кончакович -- 1223 г. Трое из них -- сыновья ханов: Кобяка, Гза и Кончака.
kursant
P.M.
5-1-2007 22:11 kursant
Originally posted by Зигги:
"Позорище" значило "зрелище, представление",

У Чехов "позор" и сейчас означает "внимание", а "позороват" - "наблюдать".
Помню, на вокзале в Праге то и дело звучало: "Просим позор" (Пожалуйста, внимание)

Зигги
P.M.
5-1-2007 22:13 Зигги
По свидетельству Сулейменова "ходына" -- то же самое, что "хатунь", т.е. "баба".
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:18 Зигги
Биолог Г.В. Сумаруков [27] обратил внимание на двойственность поведения зверей и птиц в "Слове": в одних эпизодах -- согласно своей природе, в других -- противоестественно. Яркий пример последнего -- ночь перед битвой с половцами: "... уже бо беды его пасетъ птиць по дубию; вълци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клекотомъ на кости звери зовутъ; лисици брешутъ на чръленыя щиты". Перевод: "... уже беду его стерегут птицы по дубам; волки угрожают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей созывают; лисицы лают на червленые щиты". В конце апреля -- начале мая в волчьих и лисьих семьях подрастают детёныши, у орлов -- гнездовой период. В эту пору волки особенно осторожны, ведут скрытный образ жизни, стай не образуют и не воют. Войско, состоящее из сотен людей, распугало бы волков. Орлы -- птицы дневные, по ночам не клекочут, в гнездовой период вообще почти не издают звуков. Лисицы лают только в феврале -- начале марта на "турнирах", выясняя отношения между самцами, и никогда не лают на человека. Заметим ещё, что орлы "на кости звери зовутъ" ЗАРАНЕЕ, за день до битвы! Ясно, что мы имеем дело не с обычными, а с СИМВОЛИЧЕСКИМИ животными.
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:18 Зигги
Сумаруков предположил, что речь идёт о половцах-волках, половцах-орлах, половцах-лисицах, т.е. имеются в виду тотемные животные половецких родов. Существовали ли у половцев тотемы в конце XII века? Столетием раньше точно существовали! Эпизод из похода хана Боняка 1097 г. в "Повести временных лет": "... сташа начлегу, и яко бысть полунощи, и встав Боняк отъеха от вой, и поча выти волчьскы, и волк отвыся ему, и начаша волцы выти мнози" -- Боняк хотел узнать у своего тотемного зверя исход будущего сражения. Существует птица, которая отождествляется в "Слове" со ВСЕМИ половцами. Читаем: "Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая -- галици стады бежать къ Дону великому". Перевод: "Не буря соколами понеслась чрез поля широкие -- галки стадами бегут к Дону Великому". Сумаруков считает, что галка (галица) -- тотем хана -объединителя Кончака. А вот другие тотемы: лебедь, гусь, ворон, сорока, дятел, соловей, змей (полоз). Тотемы "высовываются" из таких былинных персонажей, как Тугарин Змеевич и Соловей-разбойник, из топонимов вроде города Змиева. Восточные источники называли половецкое Поле "Лебедянью". Собственно говоря, "кумане" в буквальном переводе и значит "лебеди".. .
Зигги
P.M.
5-1-2007 22:20 Зигги
Князь Всеволод говорит, что его воины "скачють, акы серыи вълци в поли". Ясно, что здесь имеются в виду "обыкновенные" волки. Чем выделены тотемные животные? Как раз своим противоестественным антропоморфным поведением! Сумаруков "вычислил", что тотем хана Гза -- гусь, а тотем его сына Романа Гзича -- лебедь
Tracker
P.M.
5-1-2007 22:33 Tracker
Originally posted by kursant:

У Чехов "позор" и сейчас означает "внимание", а "позороват" - "наблюдать".


Ну так в Библии "презреть" - увидеть, обратить внимание.
krapper
P.M.
6-1-2007 14:04 krapper
Originally posted by Зигги:
Странное прозвище в "Слове" у князя Всеволода -- "буйтур". Переводилось как "дикий вол", "буйвол". По-тюркски "буй-туре" значит "высокий господин", т.е. "высокородный". Дальнейшая эволюция этого титула: батур, боотур, богатур, богатырь. Высокородного Всеволода переводчики превратили в дикую говядину!

Тур (лат. Bos primigenius) - первобытный дикий бык, прародитель современного крупнорогатого скота, самым близким родственником является серый украинский скот. Ныне считается вымершим. Последняя особь была убита на охоте польскими панами в 1627 году в гатях беловежских лесов. ru.wikipedia.org
Судя по этим памятникам, древний тур хорошо был известен нашим предкам, был животным массивным, с длинными рогами, гнедой масти, отличался громадной силой и быстротой, любил держаться в местностях болотистых в лесистых, как привольных для корма и уединённых. По былинам, границы обитания тура. определяются Приднепровьем, землею Волынскою и пущами литовскими, но народный язык и названия разных урочищ, в которых сохранилось имя тура, расширяет эти границы на восток до верховьев Донца, а на север до Ладоги (где есть Турова пустынь), Грязовца и Галича. Из прямых свидетельств о туре особенно замечательно описание его, данное известным Герберштейном, приезжавшим в Россию в XVI веке. Чтобы не смешивали тура с живущим и доселе зубром, Герберштейн в своих записках ('Rerum Moscoviticarum commentarii') приложил рисунки того и другого животного. ru.wikipedia.org

Не совсем говядиной тур был.

Если сейчас хороший бык весит тонну- две, то в давние времена были они явно не меньше.

Кстати, термин "вол" к туру не подходит, т.к. вол- это кастрированный бык. А тур- дикий, поэтому всегда бык, по определению.

Короче, Тур- вполне мужчинское прозвище. Даже более чем.

Raptor
P.M.
6-1-2007 14:45 Raptor
Вот еще интересный кусочек:

Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень
и поеха по чистому полю.
Солнце ему тъмою путь заступаше;
нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди;
свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа,
велитъ послушати - земли незнаеме

Кто такой этот "див", который "збися" на верху дерева и велит послушать ночные земли.
В некоторых переводах просто некая ночная птица.
В свое время в "Технике молодежи", которая славилась нетривиальным подходом к истории выдвигалась версия о том, что хитрые половцы изловили для своих нужд Йети и использовали его для сторожевых целей и устрашения врагов в битве.
Так сказать прообраз Соловья-разбойника

PAULIUS
P.M.
6-1-2007 17:09 PAULIUS
Нет у меня оригинала, но кажется не ставили тогда запятые. Если так, то прочесть можно:
"Солнце ему тьмою путь заступаше ночь, стонущи ему грозою.
Птич убуди свистъ зверинъ.
Въста, збися див, кличетъ връху древа... "

Кто такой "див" тут неясно, но если ".. . то Див бог отский... " относится к имени божества, то по-литовски Бог- Dievas.

Зигги
P.M.
6-1-2007 18:31 Зигги
У многих языдоведов слово див трактуется от иранского дэва - бог.
Потом в Русь эть ушло как "чужой бог" - дьявол.
У греков дэв - зевс.

Не моё это, у языковедов украл.

Зигги
P.M.
6-1-2007 18:35 Зигги
Originally posted by PAULIUS:
по-литовски Бог- Dievas.

Балтские языки -- наиболее архаичные среди живых индоевропейских языков и полнее других сберегли древнюю языковую систему. Возможно, они -- остаток первоначальной индоевропейской речи, сохранившейся после выделения дочерних языков. Исключительно близки балтские языки к славянским. Эти две языковые группы либо принадлежали одному индоевропейскому диалекту и, будучи в близком соседстве, пережили общий процесс первоначального индоевропейского развития, либо произошла сравнительно поздняя конвергенция языков в результате территориального сближения их носителей, либо славянские языки исконно входили в группу балтских языков, из которой выделились сравнительно поздно. В последнем случае группа балтских языков является предком славянских языков, сосуществующим во времени и пространстве со своими потомками. http://cv.jinr.ru/~bljv/igor.htm

kursant
P.M.
6-1-2007 18:49 kursant
Originally posted by Зигги:
У многих языдоведов слово див трактуется от иранского дэва - бог.
Потом в Русь эть ушло как "чужой бог" - дьявол.
У греков дэв - зевс.

Так вроде "дьявол" появилось с распространением Христианства. От греческого "диа-болос" (в византийском произношении "диаволос") - "разделяющий" ср. евр. "сатан" (противник, отпирающийся).
Антоним - "сим-б(в)олос" - соединяющий

Зигги
P.M.
6-1-2007 19:54 Зигги
Слово Див является первоосновой русских слов диво или дивиться
Вот примеры вариантов в "Слове" feb-web.ru

Первые издатели видели в Д. филина, считавшегося в народе вещей птицей. Эту точку зрения разделяли Н. Ф. Грамматин и Д. И. Иловайский.

Д. Н. Дубенский высказал мнение, что Д. - это удод, птица южнорус. степной полосы. Он исходил из того, что, по словам чеш. филолога Л. Гая, в ряде слав. яз. удод носит название, весьма близкое к слову Д., - 'диб', 'диеб', 'деб'

Никитин считает, что первонач. в тексте С. стояло 'зивь', означающее, согласно азбуковнику, аиста или журавля. Некоторые ученые, присоединяясь к орнитол. точке зрения, ограничивались более общими определениями: Д. - 'вещая птица' (И. П. Еремин), 'ночная птица - вестник беды' (В. Н. Перетц) и т. п.

Н. Костомаров в книге 'Славянская мифология' отождествил Д. с языч. Чернобогом - существом злобным, смертоносным, противоположным светлому, животворному Белбогу.

Миллер полагал при этом, что Д. заимствован автором С. из болг. источника, отразившего веру болгар в Дивов. Максимович, соглашаясь с тем, что имя Д. сходно с названием перс. злых духов, служителей Ахримана, считал тем не менее, что Д. значит буквально то же, что рус. диво, чудо, чудовище и польск. dziv.

Отождествляли Д. и с др. персонажами слав. или вост. мифологии. Некоторые исследователи определяют Д. как мифич. зловещее птицеподобное существо (Н. К. Гудзий, В. И. Стеллецкий, А. А. Косоруков) или более конкретно: фантастич. птица Симург перс. мифологии, якобы тождеств. слав. божеству Семаргл (А. С. Петрушевич, Д. Ворт); мифич. птица-дева Сирин, якобы 'замещающая' Д. в слав. мифологии (А. Ю. Чернов); птицеподобный гриф, грифон - фантастич. животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва (И. И. Срезневский, Перетц, Г. К. Вагнер).

Есть мнение, что Д. - это леший (Н. Ф. Сумцов, П. В. Владимиров, В. Ф. Ржига, В. В. Иванов и В. Н. Топоров). Указанием на такую природу Д. Сумцов считал то, что Д. 'кричит на дереве', и то, что крик лешего, как и крик Д. в С., предвещает несчастье. Дополнит. аргументом Сумцов считал то, что Д., упоминаемый в укр. поговорке-ругательстве 'Щоб на тебе див прийшов', не может быть отождествлен ни с южнорус. дивами, ни с дивами перс. и инд. мифологии,

Бицын (Н. М. Павлов) считал Д. половецким стражником, дозорцем, одним из тех, которые сидели в степи на одиноких дубах, а в случае вторжения неприятеля сходили на землю и спешили возвестить об опасности. Слово Д. образовано, по мнению Бицына, от укр. дивиться - 'смотреть'.

И. Новиков, считавший Д. половецким лазутчиком. А. К. Югов, резко возражавший против толкования Д. как птицы или злого духа, настаивал на том, что в первом случае Д. (дивъ) - это краткая форма прил. дивий (дикий), т. е. половец. Во втором случае Д. (дивь) - собират. сущ., образованное от прил. 'дивии' - 'дикие', т. е. половцы. Фраза 'връжеся дивь на землю' означает, по Югову, что дикие орды половцев кинулись, бросились на Русскую землю.

В. В. Капнист (точка зрения которого, высказанная еще в 1809-13, стала известна только в 1950 благодаря публикации Д. С. Бабкина) считал, что Д. - это не живое существо, а маяк, выставлявшийся на насыпных холмах в виде птицы, чаще всего в виде чучела филина с трещотками, посредством которых можно было передавать на большое расстояние весть о тревоге.

Итак, большинство исследователей считает Д. воплощением сил зла. Прямо противоположную точку зрения высказал А. Знойко, по мнению которого, Д. - верховное божество славян, бог неба или само небо, т. е. Белбог. С Дыем, божеством, упомянутым в апокрифич. 'Хождении Богородицы по мукам' (XII в.), отождествляет Д. В. Л. Янин.

Зигги
P.M.
6-1-2007 20:07 Зигги
Originally posted by kursant:

Так вроде "дьявол" появилось с распространением Христианства. От греческого "диа-болос" (в византийском произношении "диаволос") - "разделяющий" ср. евр. "сатан" (противник, отпирающийся).
Антоним - "сим-б(в)олос" - соединяющий

Слово деус и зеус (зевс) происходят от одного древнеиранского "дэва" - чудо (возможно - чудовише).
Его же видно и в слове диво (чудо).
Диа-болос ( διαβολος ) клеветник на бога (отрицающий/бросающий бога). Испанское слово "боло" помнишь - шары такие на верёвке для бросания. Отрицающий бога - "чудо" - "диво"

kursant
P.M.
6-1-2007 20:52 kursant
Originally posted by Зигги:

Слово деус и зеус (зевс) происходят от одного древнеиранского "дэва" - чудо (возможно - чудовише).
Его же видно и в слове диво (чудо).
Диа-болос ( διαβολος ) клеветник на бога (отрицающий/бросающий бога). Испанское слово "боло" помнишь - шары такие на верёвке для бросания. Отрицающий бога - "чудо" - "диво"

Да я совершенно не сумлеваюсь, что "дэв" во многих языках значит "бог". Просто у слова "дьявол" другая этимология. Здесь "диа" - такая же часть слова, как и в других словах греческого языка: диаспора, диакритика, диафрагма, диалектика и т.д. То есть, без какого либо намека на божественность

Зигги
P.M.
6-1-2007 20:58 Зигги
Нет бог, бог, бог, бог

Может быть.
Но, я читал где-то (многочисленно).

А может божья - спора, , божья - критика, божья - фрагма, божья - лектика, божья - гональ, божий - дох?

kursant
P.M.
6-1-2007 21:04 kursant
Originally posted by Зигги:
Нет бог, бог, бог, бог

Может быть.
Но, я читал где-то (многочисленно).

В мусульманской мифологии есть так называемые "дэвы" (женский вариант - пэри), традиционно считаются злыми, т.е. здесь действительно недалеко до дьявола

kursant
P.M.
6-1-2007 21:12 kursant
Originally posted by Зигги:

А может божья - спора, , божья - критика, божья - фрагма, божья - лектика, божья - гональ, божий - дох?

Усё могёт быть. Как говорят англичане, "And pigs can fly"
Все же это классический пример словообразования в греческом языке:
диа-волейн - разъединять
сим-волейн - соединять


Зигги
P.M.
6-1-2007 21:15 Зигги
Originally posted by kursant:

В мусульманской мифологии есть так называемые "дэвы" (женский вариант - пэри), традиционно считаются злыми, т.е. здесь действительно недалеко до дьявола

Правильно.
Древние боги персов "дэвы" были мусульманами объявлены злыми духами (дьяволами).
Но ни половцы, ни Игорь (при всех его неоспоримых недостатках) ни древними персами, ни мусульманами не были.

Похоже на перенос слова с потерей его прямого смысла.
Див - злой (чужой) бог.

Tracker
P.M.
6-1-2007 23:25 Tracker
Борьба Дэвов с Ассами - центральный мотив в мифологиях Индии и Ирана. У Персов Ассы добрые девы злые, у Индусов наоборот. Похоже просто взгляд с разных сторон барикад. У Скандинавов, притопавших из Азии, боги тоже Ассы.
Зигги
P.M.
8-1-2007 22:52 Зигги
А как вам эта прелесть.
И ведь тоже о 'Слове' smolensk.ru
Зигги
P.M.
8-1-2007 22:52 Зигги
половецкий поход новгород-северского князя Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями (Святославом Ольговичем Рыльским и Всеволодом Буй Туром Курским).
Как известно, Игорь Святославич не принял участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.
В качестве автора исследователи предполагали галицкого книжника Тимофея, "словутного певца" Митусу, сына тысяцкого Рагуила, Кочкаря, "милостника" Святослава киевского, киевского тысяцкого Петра Бориславича и самого князя Игоря. http://tochka.gerodot.ru/slovo/
http://gerodot.ru/viewtopic.php?t=1806

>
Guns.ru Talks
Для свободного общения
древняя история россии (слово о полку игореве) ( 1 )