Guns.ru Talks
  Фонари, осветительная техника
  Некоторые экспериментальные данные о "мертвенном свете" LED и "естественном" ксеноне ( 1 )
тема закрыта

вход | зарегистрироваться | поиск | реклама | картинки | кто здесь | ссылки | календарь | поиск оружия, магазинов | фотоконкурсы | Аукцион
  всего страниц: 9 :  1  2  3  4  5  6  7  8  9 
  следующая тема | предыдущая тема
Автор Тема:   Некоторые экспериментальные данные о "мертвенном свете" LED и "естественном" ксеноне    (просмотров: 22175)
 версия для печати
Andrew Nik
posted 14-5-2007 02:45    
Новички часто не понимают в чем состоит принципиальная разница между светом светодиодных (LED) фонарей и ксеноновых (Incandescent - лампы накаливания), обращая внимание исключительно на количество люмен.
Однако, не менее важной характеристикой фонаря является естественность цветопередачи освещаемых объектов. "Мертвенность" света светодиодников стала уже расхожим выражением. Сегодня я попытался проиллюстрировать это при помощи цифровой фотокамеры.

Снимался своеобразный натюрморт - на полку было положено несколько объектов разного цвета. Камера на штативе, формат съемки RAW, приоритет диафрагмы. Баланс белого перед каждым снимком выставлялся по белому листу, освещенному тестируемым фонарем (это имитирует адаптивную способность человеческого зрения ).
Затем, при конвертации RAW, ББ сдвигался на 100 К (это совсем чуть-чуть) в сторону идеального, соответствующего солнечному цвету. Для LED это был сдвиг влево, для ксенона вправо. Это имитирует неидеальность адаптивной способности глаза (мы все-таки чувствуем что ксенон слегка желтоват, а LED слегка синеват). Данный минисдвиг не принципиален для цветопередачи - обратите внимание что задняя стенка на всех четырех снимках практически идеально серая. Сильные различия в цветопередаче обусловлены другим - отличием спектра конкретного фонаря от спектра дневного освещения, являющегося "идеальной точкой отсчета, прошитой в ДНК человека за миллионы лет эволюции".
Чтобы было совсем ясно: в синеватом свете цвета "теплых" тонов (красный-коричневый-желтый) отражаются хуже и имеют меньшую насыщенность чем в желтоватом/красноватом свете. Даже если вы (или ваш фотоаппарат) полностью адаптировались к балансу белого текущего источника света!
В предельных случаях, когда на фонарь устанавливаются синие или красные светофильтры, данный эффект проявляется наиболее отчетливо.

Итак, в моем опыте получилось следующее:

Surefire U2 Ultra, Luxeon V, один из лучших светодиодников, с практически "белым" светом, с легким уходом в зеленый:

click for enlarge 1024 X 768 285.9 Kb picture

Surefire E2E, ксенон, классика:
Посмотрите как изменился оттенок желтого степлера справа. Красный карандаш стал намного насыщеннее.

click for enlarge 1024 X 768 283.6 Kb picture

Surefire M6, ксенон. Чуть более белый свет чем у Е2Е, и намного более мощный (выдержка на этом снимке 1/400 против 1/40 у Е2Е):

click for enlarge 1024 X 768 282.4 Kb picture

Inova Microlight, представитель дешевых светодиодников с явно синеватым цветом луча. Спектром, близким к этому, обладают подавляющее большинство т.н. "налобников", даже с Люксеонами на борту, типа Petzl. Сравнивал лично с U2 такие модели как Тикка ХР, Myo, поэтому говорю так уверенно. У совсем говенных китайских светодиодников картина будет еще более ужасающая чем тут:

click for enlarge 1024 X 768 269.5 Kb picture


Советую открыть картинки в полном разрешении (1024), сохранить их куда-нибудь в одну папку и перелистывать в полноэкранном режиме.

Обратите особое внимание на:

- апельсин (слева)
- карандаш
- торец финки (синий овал)
- жёлтый степлер справа

Никаких откровений или новых научных открытий в этом эксперименте нет. Это понятно и ежу, знакомому с основами цветопередачи.
Данные снимки просто дают наглядную иллюстрацию, какие цвета как преображаются при смене типа источника и чего вообще ожидать от LED и ксенона.

Кстати, ксенон эффектно и насыщенно передает красные/жёлтые тона, но это не значит что он идеален (плюс ко всему синий блекловат у него). Истина, т.е. как все выглядит при дневном освещении, лежит где-то между U2 и М6. Вот этот снимок сделан на следующее утро (солнечно, но прямые солнечные лучи на объект съемки не попадают):

click for enlarge 1024 X 768 284.4 Kb picture

Некоторые следствия из данных фактов:

- большинство природных объектов/ландшафтов средней полосы имеют красные/зеленые/коричневые/бурые оттенки. Это листва деревьев, степная растительность, почва, окраска меха животных и птиц и т.п.
Синего (который сочно выглядит в светодиодном спектре) вы тут практически не встретите.
- именно поэтому ксеноновый источник света в таких условиях (на охоте, прогулке, при поисковых работах и т.п.) обеспечит более высокую контрастность и естественность получаемой картины. Именно поэтому охотники не любят "мертвенный" свет LED (пример: идентифицировать зверя в степи, найти что-то в зарослях камышей или в подлеске)
- именно поэтому диггеры жалуются что со светодиодниками "глаза устают и ходить некомфортно".

edit log


 

 
DenisP
posted 14-5-2007 10:38    
Как раз интересовала разница между LED и ксеноне. Cпасибо, что наглядно показали. Интересно было бы сравнить их где-нибудь в лесной местности.
Mishanchik
posted 14-5-2007 11:22    
Андрей, правильно ли я вижу что Е2Е ощущается со своими 60 люменами ярче 100 люмен светодиодной ультры?
Andrew Nik
posted 14-5-2007 12:30    
Нет. Выдержка-то везде разная. 1/60 сек у U2, 1/40 у Е2Е, 1/400 у М6 и 0.6 сек у Inova.

И баланс белого на всех снимках выставлен разный.
5200К у U2
3800К у Е2Е
3900К у М6
6800К у Inova.

Суть в том что даже если ББ выставить по свету данного фонаря (что и было сделано), то баланс цветопередачи (соотношения между насыщенностями синего/красного/желтого) будет все равно уникальный за счет отличий спектра.

edit log

And
posted 14-5-2007 13:09    
А разве не правильней будет выставить баланс белого утром (по солнечному свету) и отщелкать с этим балансом фонари?
В жизни свет Инововского брелка еще более синий...
Andrew Nik
posted 14-5-2007 13:18    
quote:
Originally posted by And:

А разве не правильней будет выставить баланс белого утром (по солнечному свету) и отщелкать с этим балансом фонари?


Нет. Цель этого эксперимента - не определить абсолютный сдвиг, а показать как корежится баланс цветопередачи при сдвиге точки белого источника света.
Зрение очень хорошо адаптируется к сдвигу точки белого. Когда я использую U2 при отсутствии других источников, ее свет кажется мне чисто белым. А при солнечном ББ U2, как известно, явно зеленоватая.

Некоторую неидеальность адаптивности зрения я имитировал сдвигом ББ на 100К относительно реального.
Могу сказать что эти снимки очень похожи на то как я это воспринимал глазами.

edit log

littorio
posted 14-5-2007 13:57    
Андрей, спасибо большое. Текст лаконичен, но достаточен, графика наглядна - Вам, как обычно, респект!
asi
posted 14-5-2007 19:01    
пойду я лучше про карбиды говорить
Илюха-ха
posted 16-5-2007 01:10    
Andrew Nik
Кое-что в вашем эксперименте не понятно.
Температура 6800К по-прикидкам соответствует слегка фиолетовому оттенку.
Лично я не пробовал вытягивать ББ при освещении подобным источником. Но зато доводилось получать хорошие фотографии при вечернем городском освещении. Общий оранжевый оттенок фотографии приводит к тому, что синий канал сильно завален, но небезнадежно. Просто после настройки ББ - в синем канале дофига шума.
Ваш эксперимент с Инова-вскими светодиодами, я могу проэкстраполировать, и сделать вывод, что те же проблемы будут в красном канале. Да и то 6800К это не такой уж и ужас. У меня есть Сеул с температурой (5700-6500К) - на вид совершенно нейтральный белый. И кстати глаза совершенно спокойно его переносят. Вот 8000-9000К это пипец. Поэтому либо инова дает не 6800, либо одно из двух.

ЗЫ: были у меня стереоочки с красно-голубыми стеклами. И пробовал я сфоткать сперва через голубой фильтр, потом через красный. В первом случае балланс был скорректирован без проблем, во втором случае фотография вышла какого-то серо грязного цвета. В синем и зеленом информация практически отсутствовала.
ЗЗЫ: на какой фотоаппарат снимали?

Superfonarik.ru
posted 16-5-2007 01:35    
Андрей, было бы еще интересно сделать картинку в свете 10W HID'а на Solarc'овских лампах.
Andrew Nik
posted 16-5-2007 10:53    
Canon G5
DenisP
posted 17-5-2007 02:03    
Из фотографий понял, что одни цвета лучше отражаются в свете ксенона, другие - LEDa. А в реалии(на улице, на природе), что ярче? Т.е. что будет дальше освещать дорогу, ксеноновый SF на 100 люмен или LED SF на те же 100 люмен?
Andrew Nik
posted 17-5-2007 10:50    
quote:
Originally posted by DenisP:

Т.е. что будет дальше освещать дорогу, ксеноновый SF на 100 люмен или LED SF на те же 100 люмен?


До 15 метров, рассеянным светом - дорогу будет лучше ОСВЕЩАТЬ светодиодный. Тут важна чисто яркостная составляющая, как показывает практика. И равномерность светового поля (диффузионный фильтр рулит).
В помещениях вообще LED король.

А если на природе, метрах на 50-ти, то ВЫСВЕЧИВАТЬ будет лучше ксенон. Ибо тут начинает большое влияние оказывать цветовая контрастность, например способность отделить бурый цвет от коричневого и т.п.
Например, деревья (см. линию леса вдали) будут выглядеть примерно так на LED:

click for enlarge 640 X 480  53.4 Kb picture

И примерно так на ксеноне:

click for enlarge 640 X 480  58.9 Kb picture

Да и кусты/трава на переднем плане весьма показательны.

edit log

худой
posted 17-5-2007 16:37    
ИМХО "холодный" LEDяной свет лучше всего подходит для освещения помещения

------------------
Где бы ты ни был,
Что б ты ни делал,
Между землёй и небом -
Война!

edit log

DonMigel
posted 17-5-2007 20:11    
quote:
Originally posted by Andrew Nik:

До 15 метров, рассеянным светом - дорогу будет лучше ОСВЕЩАТЬ светодиодный. Тут важна чисто яркостная составляющая, как показывает практика. И равномерность светового поля (диффузионный фильтр рулит).
В помещениях вообще LED король.

А если на природе, метрах на 50-ти, то ВЫСВЕЧИВАТЬ будет лучше ксенон. Ибо тут начинает большое влияние оказывать цветовая контрастность, например способность отделить бурый цвет от коричневого и т.п.
Например, деревья (см. линию леса вдали) будут выглядеть примерно так на LED:

Да и кусты/трава на переднем плане весьма показательны.


Андрей, а что за модели использовали, про U2 понятно, а ксенон?

Andrew Nik
posted 17-5-2007 20:18    
Это фотки с CPF, я просто привёл в качестве примера.

Что касается личного опыта - это Surefire U2/E2E/M6.

DonMigel
posted 18-5-2007 11:08    
quote:
Originally posted by Andrew Nik:
Это фотки с CPF, я просто привёл в качестве примера.

Что касается личного опыта - это Surefire U2/E2E/M6.


Посмотрел - там ни разу нет шурфов, а нижний кадр дык ваще выполнен c прожектором полустационарным - не убедительно. Вот бы сравнить скажем U2 c L4 или L5, т.е. с одинаковыми по размеру отражателями и силой светового потока!

Andrew Nik
posted 18-5-2007 12:06    
quote:
Originally posted by DonMigel:

U2 c L4 или L5


Это всё светодиодники на Luxeon V. Хрен ли их сравнивать?
То что на бимшотах CPF говнопрожектор, роли не играет, главное спектр.
У светодиодников он такой, что красно-желто-коричневые тона в нем отражаются плохо, то есть имеют гораздо меньшую насыщенность чем в свете ламп накаливания.

Я уже заколебался разжевывать. То кто-то не врубается что в первом тесте баланс белого выставлялся для каждого фонаря персонально ПО ЕГО же свету... то для какого-хрена предлагается U2 с L5 сравнивать.
Товарищи, просьба таки поменьше тупить.

DonMigel
posted 18-5-2007 13:03    
quote:
Originally posted by Andrew Nik:

Это всё светодиодники на Luxeon V. Хрен ли их сравнивать?
То что на бимшотах CPF говнопрожектор, роли не играет, главное спектр.
У светодиодников он такой, что красно-желто-коричневые тона в нем отражаются плохо, то есть имеют гораздо меньшую насыщенность чем в свете ламп накаливания.

Я уже заколебался разжевывать. То кто-то не врубается что в первом тесте баланс белого выставлялся для каждого фонаря персонально ПО ЕГО же свету... то для какого-хрена предлагается U2 с L5 сравнивать.
Товарищи, просьба таки поменьше тупить.


Пардон, конечно U2 cкажем с 9Р или С3. Имеется ввиду сравнить ксенон с
диодами с одинаковыми по размеру отражателями и силой светового потока, хотя бы приблезительно.

baraka
posted 18-5-2007 13:25    
Никакой разницы с кадрами выше не будет. Если же баланс белого не выставлять по каждому фонарю, то смотри фотки в прикрепленных темах (бимшоты с фонаревок).
Если с чем еще и сравнивать, то с карбидкой и с HID'ом.

Андрей, отличный и наглядный тест. Одна просьба - если случится переснимать с другими фонарями - поставь какой нибудь фикус в кадр.

  всего страниц: 9 :  1  2  3  4  5  6  7  8  9 

новая тема
следующая тема | предыдущая тема

  Guns.ru Talks
  Фонари, осветительная техника
  Некоторые экспериментальные данные о "мертвенном свете" LED и "естественном" ксеноне ( 1 )
guns.ru home