Предисловие: тема Константиныча разрослась до безумных размеров, потому и выделил в отдельную. Слово <универсальная> мне не нравится по жизни, т.к. считаю, что <универсальное> - синоним <никакое>. Посему будем обсуждать удобство. Это - <популяризаторская> статья, не претендующая на научность. Посему буду пытаться избегать медицинских терминов. Всё - имховей не бывает, но имеет под собой знание физиологии.
1) Форма кисти. Хироманты различали следующие формы кисти: элементарная, лопатобразная, артистическая, практическая, философская, духовная. Нас же интересует, в основном, соотношения длина/ширина кисти и длина пальцев/длина ладони. Ширина кисти обуславливает длину рукояти, длина - её объём. В то же время, если соотношение длина пальцев/длина ладони достаточно большое, то вовсе не обязательно, что объёмная рукоять будет такому человеку удобна. Почему? Разберёмся.
В любом случае, вывод один: универсального размера рукояти быть не может. Каждую рукоятку надо делать под конкретную кисть. Это японцы поняли давно, отсюда их <быстросъёмные> рукояти.
С другой стороны, понятно, что длина рукояти не должна быть чрезмерно малой. Т.к. <среднестатистическая> ширина кисти составляет 9-11см, то и минимальная длина рукояти должна быть 10-11см. Так что здесь унификация ещё проходит. С толщиной всё сложнее.
2) Функционал кисти. Хватательный рефлекс развивается у человека в первые месяцы жизни достаточно бурно (у кого дети и внуки - знает ). При этом в движении участвуют все пальцы и только со временем начинает преобладать хват большим и указательным пальцами.
В судмедпрактике, а именно - дактилоскопии (а точнее - пальмоскопии), выделают, так называемые <флексорные> линии - борозды на ладонной поверхности кисти, которые образуются и углубляются при сжимании любого объекта в ладони (рис. 1). Посмотрев на них и чуть <сжав> кисть, как-будто вы хотите что-то удержать, вы без труда обнаружите ограниченные флексорными линиями возвышения (рис. 2). Из последних выделяют: тенар - у основания большого пальца, гипотенар - против мизинца и подпальцевый (рис. 3). Так же мы с вами видим <подушечки> фаланг. Казалось бы, всё просто: берём кусок гипса, делаем из него <сардельку> обжимаем ладонью и - готова форма. Но такая форма рукояти была бы удобна только в том случае, если бы мы примотали её скотчем к кисти со всех сторон. А мы, к счастью, используем разные, т.н. <хваты>, да и положение самой кисти по отношению к предплечью постоянно меняется, в зависимости от производимых работ.
Так, что же, не учитывать <рельеф> ладони при изготовлении рукояти для универсальности хвата? Конечно - учитывать. В зонах прилегания тенара и гипотенара, как правило, рукоять суживают с боков. Отсюда же и <крик души> в <Мастерской> - <Убери пузо!>, т.к. оно приходится на подпальцевую возвышенность и <подушечки> фаланг. Тут мы утыкаемся ещё в одну проблему: с одной стороны нам надо придать рукоятке объём, с другой стороны, сделать её более-менее удобной для всех хватов.
Помню, что меня, тогда ещё молодого врача, удивило, что человеку, лишившегося <всего лишь> больших пальцев рук дали 2-ю группу инвалидности. А, когда я немного подумал, то понял, что, собственно, тот <отрукоделился>. Т.к. подавляющее большинство хватов мы делаем именно большим и указательным пальцами, а участие остальных уменьшается в сторону мизинца. Посему выскажу парадокс: рукоять удобная в районе больстера будет относительно удобной не зависимо (в разумных пределах и при соблюдении пропорциональности) от формы остальной её части. Но <относительно удобной> не значит быть удобной. Одно дело - держать нож, другое - работать им. Если мы <удобрили> переднюю часть рукояти, то забыли о задней.
Тут надо вспомнить: <Зачем нам нож?>. Ножом можно резать, колоть и рубить. Делать это всё (часть - кроме рубки) можно <на себя>, <от себя>, <под углом> и т.д. и т.п. В любом случае клинок испытывает сопротивление материала, с которым работает. При этом, основная фиксация рукояти, хотите вы этого, или нет, будет между большим и указательным пальцами. Создаётся своеобразное <коромысло>, одним плечом которого является клинок, вторым - рукоять. И именно противоположный клинку конец рукояти будет являться <силовым>, а ближний к пяте клинка - фиксационным. Тут стоит вернуться к длине рукояти: не надо делать её чрезмерной, но у рабочего ножа, испытывающего существенные нагрузки, она должна быть, по-любому, длиннее ширины ладони. Пусть на 0,5см. Что касается формы, то, довольно много рукояти ножей имеют рукояти со спуском торцевой части рукояти вниз. Это делается не только из-за удобства рычага при прямом классическом хвате, но и позволяет, при обратном, держать кисть функционально в лучезапястном (кисть-предплечье) суставе.
Вот мы и пришли к ещё одному важному моменту: фиксация ножа в лучезапястном суставе. Основные движения в нём, при активной работе ножом - круговые. При этом важно, чтобы не только вся кисть, но и предплечье <понимали>, в каком положении находится нож.
Кстати на счёт <понимания> (рис. 4). Определённые ощущения позволяют нам, за счёт обратной связи с мозгом, довольно точно контролировать положение кисти и всех её составляющих. Чем чётче ощущения, тем более стабильна обратная связь. Поэтому: рукоятка должна быть <чуть неудобна> - слегка шершава, на микрон где-то переужена и т.д. Отсюда любовь к прямоугольным рукояткам.
Вернёмся к положению кисти. Чем большая площадь ладони контактирует в момент сопротивления материала клинку, тем больше контроль, с одной стороны. С другой стороны, чем физиологичней угол <кисть-предплечье> (рис. 5) при резе, тем меньше устаёт рука и тем дольше этот контроль сохраняется. Именно этому и служит изгиб в конце рукояти.
ПыСы: Всё. Устал. Главное, чтобы рукоять была удобна вам, или тому, кому вы делаете нож. Все мы, к счастью, разные. У нас не только разные физиология с анатомией, но и навыки. Сообразно всему этому и делается <такая простая> рукоять для ножа.
ПыПыСы: Очень радует, последнее время, адекватность пациентов нашей палаты, которые перестали огульно заявлять о неудобности той, или иной рукояти, а говорят: <Удобно юзеру, ну и - славно. >
quote:Теория удобной рукояти с точки зрения популярной медицины.
quote:Originally posted by i_vb:
приходим домой, выбираем любимый нож, крутим его в руке и снова думаем.
quote:рукоятка должна быть <чуть неудобна> - слегка шершава, на микрон где-то переужена и т.д. Отсюда любовь к прямоугольным рукояткам.
И вот это:
quote:Главное, чтобы рукоять была удобна вам, или тому, кому вы делаете нож. Все мы, к счастью, разные. У нас не только разные физиология с анатомией, но и навыки. Сообразно всему этому и делается <такая простая> рукоять для ножа.
ПыПыСы: Очень радует, последнее время, адекватность пациентов нашей палаты, которые перестали огульно заявлять о неудобности той, или иной рукояти, а говорят: <Удобно юзеру, ну и - славно. >
По первому - избыток комфорта таит в себе серьёзные засады, о которых многие даже не подозревают. И это не только к ножам относится.
По второму - неправильно оценивать РАБОЧУЮ вещь, в первую очередь, с точки зрения визуальной эстеики! Она должна быть УДОБНОЙ! Что с свою очередь, не мешает облечь удобные вормы в более-менее приемлимые эстетические рамки
quote:Originally posted by YoNas_Kaki:
визуальной эстеики
по теме-никогда не занимался вопросом с научной точки зрения, т.к. обычно ловлю удобность интуитивно, не прилагая к этому усилий. помню пытался с балансом поиграться, но как ни пыжился все равно получается так как надо
главные параметры руки (еще когда заказами занимался) - ширина ладони, толщина пальцев, личные предпочтения ресипиента. а все остальное от лукавого.
quote:Originally posted by Nasgul:
Труд! Скурил всё.
Понял, что:
1. Без примерок удобную рукоять не сделать(угадать если только)
2. Придирки по поводу формы-не принимаются больше, ибо нефиг не щупавши))
Вот согласен на все 100%. Но!
"Красивый самолёт не может плохо летать". Если рукоять эстетически безобразна - с души воротит. Сделал удобно - сделай и красиво, вот моя имха.
quote:Originally posted by bs4u32sr30:
фэ. вещь должна быть гармоничной.
вот + 1000!
как говорят - не красивый самолёт не полетит правда достижения кибернетики сломали этот постулат но в случае с ножами новые технологии вроде только в искуственном камне имею место Лично моё мнение - нож должен быть красивым! По крайней мере самодельный А некрасивый но практичный и не дорогой инструмент можно в любом магазине купить, но это както не то уже ... в смысле не так приятно в руку брать
quote:подавляющее большинство хватов мы делаем именно большим и указательным пальцами, а участие остальных уменьшается в сторону мизинца
quote:Не знаю, что у Вас с рукой
quote:Ещё раз извините. И посмотрите на свою ладонь. Сразу увидите, где больше развиты мышцы
quote:Ручку Вы как и какими пальцами держите? Клавиши мышки мизинцем нажимаете? Рюмку безымянным поднимаете? На кнопку лифта средним пальцем нажимаете?
quote:Явную-то ахинею им зачем писать?В книгах по ножевому бою могут написать всё, что угодно
quote:Не знаю, что у Вас с рукой, но строгать без участия указательного и большого пальцев у меня и большинства людей не получается.
и получилось это только благодаря тому самому больстеру, который все раскритиковали! Перед больстером место узкое и при охвате больстер ложится поверх кольца из пальцев и это не даёт ножу перекашиваться. Попытка строгать вот этим ножом:
удерживая его только большим и указательным пальцами, привела к ничему - нож перекашивает в руке и всё.
А вот строгать методом teppo прекрасно получается обоими ножами. Даже больше скажу - строгать можно, ужерживая нож ТОЛЬКО мизинцем и безымянным, без среднего.
Про степень влияния на жизнь человека потери им больших пальцев я спорить не буду, но этот пример не относится к нашему случаю. В силовом хвате ножа участвует не весь большой палец, а только его основание (т.е. третья фаланга), его реже теряют вместе с самим пальцем.
quote:Ручку Вы как и какими пальцами держите? Клавиши мышки мизинцем нажимаете? Рюмку безымянным поднимаете? На кнопку лифта средним пальцем нажимаете? Тогда Вы - исключение из правила.
Притянуто за уши, Док. ПисАть можно зажав ручку в кулаке, но удобнее - классических хват (хотя очень многие держат ручку четырьмя пальцами, а некоторые - всеми пятью! видел такое!), лично я печатаю всеми десятью пальцами (не по правильному, а как придётся и мизинец использую реже чем указательный, но тем не менее), рюмку, если в руке ещё и сигарета (между указательным и средним ) как раз большим и безымянным держу , кнопку в лиффте нажимаю чем придётся - пальцами (любыми, каким получится) костяшками пальцев (опять любыми), зажатыми в руке ключами, могу локтем или даже козырьком бейсболки (серьёзно, было и такое) когда руки заняты. Только всё это не относится к точно-силовым работам, каковой является работа с ножоим. И не несёт в себе такой опасности, как работа с ножом. Ходить по полу - одно, а ходить по канату - совсем другое, хотя и там и там ногами
Я хотел с тобой на эту тему ещё дням поспорить, но на работе не было времени на развёрнутый и вдумчивый ответ. Пришёл домой, а teppo меня уже опередил
А знать - ещё лучше. - такиж лучше чувствовать. коннектишься к ноосфере парочкой литров пеффка и чувствуешь, вот оно... поперло
======Да, основное ложится на предплечье, кроме приведения большого пальца к указательному и сведения тенара с гипотенарам.
А тенар с гипотенаром у Вас есть? И они одинаково развиты?
Все равно своими двумя "основными" вы крепко нож не удержите, а так как я сказал удержит любой достаточно прочно и сможет еще что-нибудь им делать.
======А кто писал, что "только"? Найдите в моём изначальном тексте, плз. Я писал, что удобно будет, т.к. превалируют указательный и большой. Не так ли?
На счёт руководств. Перечитал. Вы взяли, да и выдрали у них кусок из контекста.
Например: "В арсенале бойца, предпочитающего "круговой" бой, значатся в основном секущие удары. Строго говоря, это даже не удары, а скорее рассекающие, режущие движения, которые можно рассматривать как цепь непрерывных, разящих траекторий "боевого вихря". Они выполняются без широких, амплитудных замахов, по-скольку в их основе лежат скупые кистевые движения. Такие движения не предусматривают жесткой фиксации ножа."
http://unibos.by.ru/1.htm
http://saper-online.narod.ru/holodn/e2_102.htm
http://sscity.narod.ru/knife3.htm
1) При этом на всех рисунках присутствует "контроль" указательным и большим, хотя бы в виде кольца.
2) Задача боевого ножа несколько отличается от его мирного и охотничьего применения. И боевых ножей мы тут не делаем.
ПыСы: не удержался, позвонил паре знакомых, моего возраста, которые участвовали в коммандировках в братские страны.
Прочитал фразу. Один сразу выругался, другой всё-таки снизошёл до того, чтобы сказать, что "ножевого боя" как такового у него не было. Чаще была ситуация, когда либо он - с ножом, а противник с чем-нибудь ещё, либо - наоборот. Про хват - то же послал, сказал, что никогда об этом не задумывался.
Саша, который Йонас. На... ты старался держать только. Мне что, самого себя цитировать? На:
Т.к. подавляющее большинство хватов мы делаем именно большим и указательным пальцами, а участие остальных уменьшается в сторону мизинца. Посему выскажу парадокс: рукоять удобная в районе больстера будет относительно удобной не зависимо (в разумных пределах и при соблюдении пропорциональности) от формы остальной её части. Но <относительно удобной> не значит быть удобной. Одно дело - держать нож, другое - работать им. Если мы <удобрили> переднюю часть рукояти, то забыли о задней.
Почитай ещё раз, подумай. Возьми свои же ножи, посмотри, где ты делал выборки, где - утолщения, где изгибы.
А потом уже спорь, если есть желание. (Кстати, сегодня - тир в 14.00).
quote:Я писал, что удобно будет, т.к. превалируют указательный и большой. Не так ли?
quote:Саша, который Йонас. На... ты старался держать только.
Хотя, на самом деле, мы говорим, похоже, об одном и том же, просто разными терминами. Без участия указательного пальца и большого невозможнохорошо контролировать нож в тонких работах.
quote:Почитай ещё раз, подумай. Возьми свои же ножи, посмотри, где ты делал выборки, где - утолщения, где изгибы.
А потом уже спорь, если есть желание.
quote:Я хотел с тобой на эту тему ещё днём поспорить, но на работе не было времени на развёрнутый и вдумчивый ответ.
Блин, спор бестолковый! Надо встретиться, достать ножики, похватать из, поговорить ЛИЧНО, чтобы понять кто и что и под какими словами подразумевает и всё станет понятно. Или ещё больше запутается
З.Ы. А фтир я сегодня не попал (ну, это ы уже и так понял), потому что работаю
quote:Originally posted by i_vb:
Вот тебе рука неандертальца и современного человека.
quote:А все что нужно написано с верху и с низу
Почитал рассуждения форумчан.
Восхитился людской способностью к вольной интерпретации и словесной акробатике в воздусях.
Я и сам такой .
quote:Создаётся своеобразное <коромысло>, одним плечом которого является клинок, вторым - рукоять. И именно противоположный клинку конец рукояти будет являться <силовым>, а ближний к пяте клинка - фиксационным.
quote:а ближний к пяте клинка - фиксационным
quote:в идеале, работают все пять.
quote:А сами пальцы(указательный и боьшой) располагаются по бокам, почти не участвуя в вертикальной нагрузке.
Простите, не понял: Вы рассматриваете только вертикальную нагрузку, как основную? Почему?
Скажите, что удерживает лезвие ножа от "сваливания" в сторону (например, при отрезании ломтя хлеба или сыра), чтобы разрез получился в заданной плоскости?
А при строгании (вырезании) деревяшки (особенно - не просто тупо на лучину, а для получения нужного угла у колышка, или фигурной поверхности)?
quote:а ближний к пяте клинка - фиксационным
Да, только нагрузка при фиксации ложится отнюдь не на пальцы, а на участок ладони в районе основания указательного пальца. А сами пальцы(указательный и боьшой) располагаются по бокам, почти не участвуя в вертикальной нагрузке.
Именно об этом я и писАл:
quote:Originally posted by YoNas_Kaki:
В удержании как раз больше участвуют мизинец, безымянный и средний, а большой и указательный овечают за ориентацию ножа и за управление им. По крайней мере у меня именно так.
quote:Originally posted by Nick Brake:Простите, не понял: Вы рассматриваете только вертикальную нагрузку, как основную? Почему?
Скажите, что удерживает лезвие ножа от "сваливания" в сторону (например, при отрезании ломтя хлеба или сыра), чтобы разрез получился в заданной плоскости?
А при строгании (вырезании) деревяшки (особенно - не просто тупо на лучину, а для получения нужного угла у колышка, или фигурной поверхности)?
Раз уж я такой же, как teppo, то отвечу на этот вопрос. Никто не рассматривает вертикальную нагрузку, как основную. Даже, наверное, неправильно говорить о вертикальной нагрузке. Основная нагрузка - в направлении реза, а он может быть каким угодно по направлению.
От "сваливания" нож удерживают (в нашем с teppo случае) как раз большой и указательный пальцы, лежащие по бокам рукояти. Именно они и отвечают, в большей степени, за точность реза. В зависимости от твёрдости метериала, эти пальцы могут менять положение - на кухне я работаю именно таким хватам, как на фотках teppo, если что-то заметно более твёрдое, чем продукты, большой палец ложится сверху, указательный снизу. НО! Указательный почти никогда не обхватывает рукоять плотно, а только придерживает нож и направляет рез. Если материал очень твёрдый, то хват полный, направление задаётся вращением в лучезапястном суставе и, зачастую, привлекается вторая рука - упираюсь в обух большим пальцем.
quote:Определённые ощущения позволяют нам, за счёт обратной связи с мозгом, довольно точно контролировать положение кисти и всех её составляющих. Чем чётче ощущения, тем более стабильна обратная связь. Поэтому: рукоятка должна быть <чуть неудобна> - слегка шершава, на микрон где-то переужена и т.д. Отсюда же любовь к прямоугольным рукояткам.
quote:От "сваливания" нож удерживают (в нашем с teppo случае) как раз большой и указательный пальцы, лежащие по бокам рукояти. Именно они и отвечают, в большей степени, за точность реза.
Тогда остается непонятно, против чего уважаемый teppo возражает. Без работы большого и указательного (что по бокам, что сверху и снизу рукоятки) ему никак не удастся придавать нужное направление реза. И для этого уже совершенно неважно, чем оно задается - самими пальцами (для тонкой работы), или лучезапястным суставом (для грубой), если нож будет произвольно вращаться в руке.
quote:у меня в большинстве случаев максимаьно чувстуются большой, указательный и мизинец.
Присоединяюсь!
Иногда вместо мизинца может быть безымянный, а так - в принципе этих трех пальцев достаточно (они в основном и работают, особенно когда требуется тонкая работа).
Например, у художников даже есть такая техника удержания карандаша или тонкой кисти: участвуют только указательный, большой и мизинец (при этом мизинец иногда прижимает тупой конец к основанию ладони, но не все время). Два оставшихся пальца могут прижиматься подушечками к боковым граням карандаша, но это уже необязательно (просто чтобы не болтались в воздухе).
quote:По своему опыту - никогда хват "большой-указательный" не дадут силы хвата нижних трех пальцев.
Так у них получается разная функция. Сила удержания - одна функция, управление и точность - другая. Дальние пальцы удерживают, указательный с большим - управляют.
quote:Originally posted by Nick Brake:Так у них получается разная функция. Сила удержания - одна функция, управление и точность - другая. Дальние пальцы удерживают, указательный с большим - управляют.
Именно это я и пишу уже третью страницую.
Отвечая на ваш предыдущий пост (про невозможность задать точность реза без большого и указательного) скажу, что можно. Просто это сложнее, потому что "рулить придётся" не пальцами, а запястьем, что для большинства представляет довольно сложную задачу, в силу непривычности таких действий. Прокручиваться в руке нож не будет (если только у него не абсолютно круглая рукоять, которая ещё и маслом обильно смазана). Потому что три пальца егё всё равно держат. А для усиления плотности хвата, лично я как раз и деляю рукояти с ярковыраженным грибком и утоньшением к навершию. Многим они не нравятся внешне, но абсолютно все, кто брал эти ножи в руки, говорят, что у ножа нет никакой свободы манёвра (незапланированнао свободы) в руке. При этом нож можно запросто удерживать мизинцем и безымянным, согнутыми без особого усилия и нож никуда не валится.
quote:То есть при всех хватах, когда большой палец и указательный находятся в районе больстера, основную функцию выполняют мизинец и безымянный.
Что это за "основная функция"? Назовите или опишите ее, пожалуйста. Можно для определенности выбрать из уже озвученных ранее.
И соответственно - что за функция у указательного и большого, в Вашей версии.
quote:Коллектив, давайте всё-таки рассматривать нож как РЕЖУЩИЙ предмет, то есть введём некоторое ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ движение, направленное вдоль оси.
Не вижу никакой уважительной причины, почему рассматривается движение ВДОЛЬ оси, и не рассматривается - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО оси. А также - вдоль оси, но в противоположную сторону (от рукоятки к лезвию).
Которые в сумме должны давать поступательное движение ПОД УГЛОМ к оси, что чаще всего и имеет место быть.
quote:Что это за "основная функция"?
quote:Не вижу никакой уважительной причины, почему рассматривается движение ВДОЛЬ оси, и не рассматривается - ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО оси.
quote:Силовой потяг.
quote:Большой и указательный в данном случае - "корректоры" направления, находящиеся ближе к точке реза.
Ок, см. выше.
Если их не станет - что будет выполнять эту функцию?
quote:Потому что перпендикулярно - это ближе к строганию, а не к резу.
Понятно.
А в чем тогда причина не рассматривать строгание? Эта работа разве неактуальна для ножа?