Мастерская

Воскрешение лиственницы. Варламу Шаламову посвящаю

sovietsky 21-09-2012 22:30

Воскрешение лиственницы

Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами живем.

Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности - не разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.

Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду.

Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, - московская мертвая водопроводная вода.

Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов. Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.

Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. Лиственница жила ближе к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки - черемухи, сирени.

Это понимает хозяйка. Понимает это и лиственница.

Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы - физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы.

Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.

Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть - ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.

Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.

Этот нежный запах, эта ослепительная зелень - важные начала жизни. Слабые, но живущие, воскрешенные какой-то тайной духовной силой, скрытые в лиственнице и показавшиеся на свет.

Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет.

Сколько лет - исковерканная ветрами, морозами, вертящаяся вслед за солнцем, - лиственница каждую весну протягивала в небо молодую зеленую хвою.

Сколько лет? Сто. Двести. Шестьсот. Зрелость даурской лиственницы - триста лет.

Триста лет! Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, - ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга.

Чем не извечный русский сюжет?

После риторики моралиста Толстого и бешеной проповеди Достоевского были войны, революции, Хиросима и концлагеря, доносы, расстрелы.

Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.

Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов - бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России - ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие. Наталья Шереметева все рассказала, все записала с грустной своей силой и верой. Лиственница, ветка которой ожила на московском столе, уже жила, когда Шереметева ехала в свой скорбный путь в Березов, такой похожий на путь в Магадан, за Охотское море.

Лиственница источала, именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было между ними границы.

Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов - людей, погибших на Колыме.

Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых.

От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.

Для воскрешения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду - это далеко не все. Я тоже ставил ветку лиственницы в банку с водой: ветка засохла, стала безжизненной, хрупкой и ломкой - жизнь ушла из нее. Ветка ушла в небытие, исчезла, не воскресла. Но лиственница в квартире поэта ожила в банке с водой.

Да, есть ветки сирени, черемухи, есть романсы сердцещипательные; лиственница - не предмет, не тема для романсов.

Лиственница - дерево очень серьезное. Это - дерево познания добра и зла, - не яблоня, не березка! - дерево, стоящее в райском саду до изгнания Адама и Евы из рая.

Лиственница - дерево Колымы, дерево концлагерей.

На Колыме не поют птицы. Цветы Колымы - яркие, торопливые, грубые - не имеют запаха. Короткое лето - в холодном, безжизненном воздухе - сухая жара и стынущий холод ночью.

На Колыме пахнет только горный шиповник - рубиновые цветы. Не пахнет ни розовый, грубо вылепленный ландыш, ни огромные, с кулак, фиалки, ни худосочный можжевельник, ни вечнозеленый стланик.

И только лиственница наполняет леса смутным своим скипидарным запахом. Сначала кажется, что это запах тленья, запах мертвецов. Но приглядишься, вдохнешь этот запах поглубже и поймешь, что это запах жизни, запах сопротивления северу, запах победы.

К тому же - мертвецы на Колыме не пахнут - они слишком истощены, обескровлены, да и хранятся в вечной мерзлоте.

Heт, лиственница - дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств.

Человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы к северу от Магадана.

Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжелый груз, видеть такое, найти мужество не рассказать, но запомнить. Человек и его жена удочерили девочку - заключенную девочку умершей в больнице матери - хоть в своем, личном смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг.

Помочь товарищам - тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера...

Послать эту жесткую, гибкую ветку в Москву.

Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы - это практическое бессмертие человека; что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах - не как память о прошлом, но как живую жизнь.
http://shalamov.ru/library/5/31.html
тут можно прослушать само произведение читаемое автором.
http://shalamov.ru/audio/1/

Здравия всем мужчины!!!
Завершил давнюю свою идею, вынашивал ее давно, и приступил к реализации еще более 2,5 лет тому назад. Изготовил финку и решил ее посвятить великому русскому писателю Варламу Тихоновичу Шаламову. Назвал сею финку в честь его произведения "Воскрешение лиственницы". Найдя человека в Магадане озадачил его тем, что бы он отправил мне кусок ствола даурской лиственницы с Колымы, и в придачу к нему ветку, через некоторое время посылка была у меня, лиственница была завернута в газету "Колымский тракт", после сушки длинною в 2,5 года родилась сея финка. Собрана из северных материалов, лиственница, бивень моржа. Клинок из ДИ-90 с ручным продольным сатином. Ножны несут на себе названия приисков Колымы на которых отбывал свой срок Варлам Тихонович.
click for enlarge 1920 X 1440 297.1 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 259.6 Kb picture
click for enlarge 1920 X 1440 243.8 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 380.4 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 243.0 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 366.6 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 212.6 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 251.0 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 274.7 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 377.5 Kb picture
click for enlarge 1024 X 768 358.9 Kb picture

миха гаи 21-09-2012 22:36

Однако ... Начало красивое, дайте фото...
sovietsky 21-09-2012 22:56

Ну вот и впустила Ганза фотки.

------
С Уважением
Д.Ю.ШеферЪ

миха гаи 21-09-2012 22:56

Опасная... Сразу на ум песня пришла...
Сеня дай мне финку , я пойду вперед...(с)Денис, отличная работа, благородный порыв, приятно чиёрт побьери...
Юрий68 21-09-2012 23:09

Красавица!!!
arkuda 21-09-2012 23:47

!!!
Bersknife 21-09-2012 23:51

Мастеру Респект!!! Я родился и вырос на Колыме,там очень похожие финки,только с зековскими наборными ручками из зубных щеток,у каждого почти в лодке в бардачке валялись...Так что работа очень достоверная,Спасибо порадовали!!!
Ren Ren 22-09-2012 12:00

Серьёзная вещь, со смыслом. Очень понравилось.
семен 22-09-2012 12:27

Да,вот это Вещь!Денису моё почтение.
Bonart 22-09-2012 01:11

красиво и несомненно качественно. но вот опять "ступенька" снизу. зачем?
Bonart 22-09-2012 01:14

quote:
там очень похожие финки,только с зековскими наборными ручками из зубных щеток,у каждого почти в лодке в бардачке валялись...

а я ниодной такой там не видел. из ножей "с зоны" только выкидухи и фикседы-ужоснахи...
ishimo 22-09-2012 02:28

Знаковая ,волшебная вещь получилась . Финка очень понравилась ., и рассказ за душу тронул . РЕСПЕКТ!!! Т.Е. ОГРОМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ!
SiDiS 22-09-2012 02:56

Тыльник оооочень вкусен! До чрезвычайности
Спасибо, Денис!
Куан Шихуан 22-09-2012 03:56

Аж мурашки по коже... Достойное посвящение!
sovietsky 22-09-2012 09:31

quote:
но вот опять "ступенька" снизу. зачем?

А какая именно ступенька???

------
С Уважением
Д.Ю.ШеферЪ

glag343 22-09-2012 09:32

Сильно!!!
Bonart 22-09-2012 09:41

quote:
А какая именно ступенька???

выступающий больстер. вровень с тупьем его делать надо бы.
AlexZander 22-09-2012 09:55

Денис получилось просто класс.
PASHIK79 22-09-2012 10:24

вступление тронуло...
Халит 22-09-2012 10:40

хорошая работа, Денис.
oven54 22-09-2012 11:55

Очень даже!
метадум 22-09-2012 15:14

Исполнение - да.
Задумка - нет.

Понятно, что понял понятное.
Но и сразу по разному.


Памятные надписи мест отбывания на ножнах.
Это как гордиться выписками
из больничной
карты.


Коряво, но около.

quote:
Саров (Арзамас-16, Шатки-11, Москва-300, Кремлев)
Железногорск (Красноярск-26, Соцгород, Атомград)
Заречный (Пенза-19)
Снежинск (Челябинск-70)
Северск (Томск-7)
Озерск (Челябинск-65)
Трехгорный (Златоуст-36)
Зеленогорск (Красноярск-45)
Лесной (Свердловск-45)
Новоуральск (Свердловск-44)

world.lib.ru
Нестор74 22-09-2012 17:27

ЗдОрово!
Весьма понравилось и легенда и исполнение.
SkandIvan 22-09-2012 18:46

Задумка мощная.Спасибо,перечитал ...сучок лучший за последнее время в Мастерской.
sovietsky 22-09-2012 21:42

quote:
Исполнение - да.
Задумка - нет.
Понятно, что понял понятное.
Но и сразу по разному.


Памятные надписи мест отбывания на ножнах.
Это как гордиться выписками
из больничной
карты.


Коряво, но около.


А это разве повод гордости??? Это скорее дань памяти человеку и его подвигу, пройдя весь этот ад остаться человеком, и еще об этом написать, что бы мы потомки не забыли и понимали, что все это может повторится.

------
С Уважением
Д.Ю.ШеферЪ

Razzi 22-09-2012 23:19

Респект мастеру.
Sergey911 23-09-2012 12:21

Всё что ЗА лиственницей - очень на любителя.
ИМХО: чухонским ножнам - чухонская ручка.
У Вас такие были в творчестве.
Этот вариант можете объяснить - зачем так сделано?
Заранее спасибо за ответ.
С уважением.
семен 23-09-2012 12:33

quote:
чухонским ножнам - чухонская ручка

По форме? Таки сучки были,по материалам тоже вполне по-чухонски,кость,дерево.Но здесь не о чухонцах речь,я так понимаю,взгляд мастера на русскую финку,через призму времени, фигуры писателя и человека и его произведений.
Sergey911 23-09-2012 01:09

quote:
Originally posted by семен:

Но здесь не о чухонцах речь

Согласен на 100%.
Тогда просветите - на Колыме такая форма ножен имела место быть?
С уважением.

katanajazz 23-09-2012 01:11

[QUOTE][B]Респект мастеру.

Однозначно!

Sergey911 23-09-2012 01:17

quote:
Originally posted by семен:
Но здесь не о чухонцах речь

Согласен на 100%!
Ну, тогда просветите, буду благодарен: на Колыме такая форма ножен, имела место быть?
С уважением.

семен 23-09-2012 01:21

quote:
на Колыме такая форма ножен, имела место быть

На Колыме тьфу-тьфу-тьфу не был,но форма ножен конечно чухонская,можно было,как у нашего ножа сапёра,хотя,если брать специфику и контингент ГУЛАГА,то почему бы и нет,люди разные сидели(в том числе и Зимнюю войну прошедшие и с белофинами воевавшие) и разных национальностей.А некоторые вообще без ножен носили,в прохорях к примеру.)))
трижды на 23-09-2012 01:36

Мдя... Сильно.... По подаче... Ножик тоже хорош, но посвящение, цуко внушать сильнее уж пардоньте...
m8ms 24-09-2012 12:59

В данном случае слова сильнее ножа.
Ivaldan 24-09-2012 09:59

Жил хоть и не на Колыме, но рядышком, подобных ножей не видел. В тоже время кап лиственницы на рукоятки используется довольно часто, хотя текстурой и прочностьюнесколько уступает березе. В детстве как то наткнулись на "мореную" лиственницу, и цвет был восхитительный (почти красный) и прочность на высоте (полено в 10см диаметром дружбой2 пилили минут 20), жаль не додумались сохранить, извели на дрова.
Filatov_ei 25-09-2012 13:38

Хороший и светлый нож в память о светлом человеке!
Денис с музеем в Вологде списался? Нашли общий язык?

По ножам что в ходу на Колыме - все что угодно используют, кто что смог достать за не дорго или сделать. Это про современное время а не про то в которое жил Варлам. Но думаю тогда так же было как и сейчас.
Тут ведь важна не полна аудентичность а дань памяти.

Да! И перечень лагерей ведь этот судьбами людскими написан.....

ASDER_K 25-09-2012 13:48

задумка - да.
работа - да.
исполнение - нет.
ну, лично у меня от Шаламова другое ощущение...
не должно быть той вылизанности, дорогих материалов.
клинок - забитый в кусок лиственницы - нечто наполдобие якутов... ну или в том духе...
а тут не Шаламов получается, а Солженицын... слишком много "забугорного" блеска...
все сказанное ИМХО
Rubbber 02-10-2012 09:26

Очень! Очень интересный!!! Жалко, что в живую не увидел
dlesnik59 02-10-2012 14:59

И нож хорош, и спасибо, что хорошего человека вспомнили.
С уважением!
миха гаи 02-10-2012 20:12

Самое грамотное видение , и понимание настроения мастера...

Риспект

bigdad 05-10-2012 14:19

Отлично!
Понравилось всё - и слово, и дело!

Мастерская

Воскрешение лиственницы. Варламу Шаламову посвящаю