Текущие новости ПВО и ПРО

грузинский канал по нему чеченские боевики получили 140 пзрк "игла"

Said_PVO 11-02-2005 13:36

ГРУЗИНСКИЙ КАНАЛ

ПО НЕМУ ЧЕЧЕНСКИЕ БОЕВИКИ ПОЛУЧИЛИ 140 ПЗРК "ИГЛА"

На недавней встрече в Вашингтоне российского и американского министров обороны поднимался вопрос об ужесточении совместного контроля за "незаконным оборотом" ПЗРК, которые все чаще используются НВФ в горячих точках планеты.
Советские ПЗРК долгое время занимали лидирующее положение на мировом рынке оружия благодаря своим прекрасным боевым характеристикам и невысокой стоимости. Неудивительно, что ПЗРК стали главным средством ПВО как армий развивающихся стран, так и всевозможных повстанческих, революционных, национально-освободительных движений. Словом, тех, кто не мог использовать более мощное вооружение из-за отсутствия необходимых для этого средств и, главное, подготовленных специалистов. Этакая праща Давида против Голиафа - вооруженных сил развитых государств. Вскоре после дебюта на Ближнем Востоке советские "Стрелы" столь же успешно поражали американские "Фантомы" и "Ирокезы" в небе Вьетнама. Было бы странным, если бы янки при первом удобном случае не отплатили бы нам той же монетой.

НАСЛЕДНИЦЫ "СТРЕЛЫ"

Первое боевое применение американского ПЗРК "Стингер" (в переводе - "жалящий"), как можно догадаться, отмечено в Афганистане в 1986 г. Этой ракетой был, в частности, сбит транспортный самолет, который перевозил около 200 молодых солдат к новому месту службы. Самолеты и вертолеты стали спешно оснащаться устройствами для установки помех, запуска "тепловых ловушек", а пилоты срочно осваивали технику полетов на сверхмалых высотах. Тому, кто захватит у душманов первый "Стингер", была обещана звезда Героя Советского Союза. Очень скоро группа спецназа взяла не один, а сразу два заморских комплекса. Награда досталась, как водится, вовсе не спецназовцам, а генералу, который оказался в тот момент в Афгане.


Ми-8, сбитый чеченскими боевиками из ПЗРК...
Фрагмент видеозаписи, изъятой у боевиков, и фото из архива автора

Вскоре и американцам пришлось познакомиться с новыми советскими разработками. Для замены "Стрел" были созданы новые ПЗРК. Разработка переносного зенитного ракетного комплекса второго поколения "Игла-1" велась в рамках общей программы создания новой системы средств войсковой ПВО. Его появление было напрямую связано с широким применением в конструкции самолетов бронирования и многократного дублирования наиболее важных систем, повышением их живучести. При этом стремились достичь качественного улучшения параметров по всем направлениям - времени реакции, предварительному нацеливанию стрелков-зенитчиков, автоматизации процессов пуска, а также повышению дальности стрельбы по целям на встречных курсах, точности наведения и эффективности поражения, предотвращению пусков по своим самолетам и вертолетам. Главным разработчиком нового комплекса вновь выступило КБ машиностроения под руководством С.П. Непобедимого, тепловую ГСН разрабатывало КБ завода "Арсенал" (главный конструктор Ю.В. Моисеев). В первой половине 1980 г. ПЗРК "Игла-1" прошел испытания, а в 1981 г. поступил на вооружение Советской Армии под индексом 9К310 (в странах НАТО он получил обозначение SA16 "Джимлет"). Производство ПЗРК наладил Ковровский завод им. В.А. Дегтярева. Изменения, внесенные в конструкцию, позволили "Игле-1" по боевой эффективности превзойти "Стрелу-2М" в шесть раз. В начале 1991 г. в районе Персидского залива был сбит "Харриер-2" Корпуса морской пехоты США, как предполагалось, ракетой нового советского ПЗРК "Игла-1".

[img]http://www.vpk-news.ru/pics/2005/71/02_02_02.jpg [/img]
... и все, что осталось от вертолета после падения на землю.
Фрагмент видеозаписи, изъятой у боевиков, и фото из архива автора

В Боснии и в Косово "Стрелы" и "Иглы", наряду с крупнокалиберными пулеметами ДШК, были, по сути, единственными средствами борьбы с авиацией НАТО. Во время боевых действий в Косово югославское командование почему-то не использовало все возможности своего ПВО. Так что пехотные и танковые части защищались от штурмовиков противника тем, что было под рукой.

ДЛЯ "АРМИИ" МАСХАДОВА

Российская армия теряла самолеты и вертолеты на протяжении обеих чеченских кампаний. Сколько из них сбито, а сколько "упали сами", точно сказать сложно. Но думаю, что все же больше воздушных машин стало жертвой огня мятежников. Российское командование предпочитает все списывать на технические неисправности, ошибки пилотов, сложные погодные условия и только в самых крайних случаях признает, что вертолет сбит. Надо сказать, что "ПВО" боевиков представлено не только ПЗРК. Это и ДШК, и зенитные установки ЗУ-23-2, и даже противотанковые управляемые ракеты. Во время боев в Дагестане в 1999 г. по многим каналам ТВ были показаны кадры, запечатлевшие эпизод, когда мятежники уничтожили ПТУРом "Фагот" российский вертолет. Есть и совсем экзотические средства, например "нурсомет" - самодельное устройство, предназначенное для запуска неуправляемых ракет, добытых со сбитых же вертолетов и штурмовиков. "Нурсомет" представляет из себя трубу с приваренными к ней рукоятками, пуск производится с помощью обычной батарейки. Попасть из него куда-либо, а тем более в воздушную цель, довольно сложно, зато каждый выстрел надежно обеспечивает стрелку контузию. Поэтому столь серьезное оружие обычно обслуживается "одноразовыми" боевиками из числа украинских наемников, ногайских ваххабитов и местных наркоманов. Стрелковое же оружие тоже не слишком эффективно даже против вертолета, не говоря уж о реактивных самолетах.

- Запас живучести вертолета столь высок, что он может выдержать более сотни попаданий из стрелкового оружия. Тем более что и попасть в него не так уж и просто. Бывало, что мы возвращались на аэродром с совершенно изрешеченными фюзеляжами, - рассказывает пилот, воевавший в Афганистане, Мозамбике и Чечне.

Значит, основная часть российских винтокрылых машин сбивалась с помощью ПЗРК. Резонен вопрос: откуда это довольно современное и дорогое оружие оказалось у мятежников?

Вполне вероятно, что несколько ПЗРК было в числе оружия, оставленного в республике уходящими в 1991-1992 гг. частями Российской армии. Несколько комплексов находилось на вооружении чеченской антидудаевской оппозиции, в частности, в отряде Руслана Лабазанова. Дудаев имел несколько "кукурузников" Ан-2, переоборудованных по типу "Сесны" в легкие штурмовики, или, вернее, в патрульные самолеты, и один или два вертолета. Эти свои "ВВС" первый чеченский президент использовал против оппозиционных отрядов, контролировавших Надтеречный район (реактивные "Элки", которые находились на Ханкалинском аэродроме, задействованы не были). Несколько раз оппозиционеры применяли по "дудаевским соколам" ПЗРК, результаты этих стрельб, правда, не известны. Возможно, что эти комплексы вместе с другим оружием были получены от российской стороны, поддерживавшей оппозицию. Также не исключено, что некоторые из них позже оказались у дудаевцев. Но совершенно очевидно, что запасы "Игл" и "Стрел" в Чечне были невелики и, следовательно, их должны были израсходовать в первые месяцы войны. Тем не менее, самолеты и вертолеты продолжали падать. В 2001 г. боевики планировали сбить самолет, на котором в Чечню должен был прилететь Владимир Рушайло, тогда еще министр внутренних дел. За несколько часов до его прибытия позицию, подготовленную в окрестностях аэродрома "Грозный - Северный", и "Иглу", на ней спрятанную, обнаружили бойцы чеченского ОМОНа. Командир отряда позже рассказывал: "ПЗРК принадлежал бандгруппе Магомета Цагараева. Мы установили, что "Игла" была завезена с Шатойского направления, и за нее было уплачено Цагараевым 5 тыс. долл. (сумма смехотворная, гораздо меньшая реальной стоимости ПЗРК. - Д.С.). Она поступила через Грузию или Азербайджан. Я думаю, что боевики используют оба эти канала. Другое дело, как ПЗРК попадают в эти страны. Данные комплексы российского производства, но часть из них идет на экспорт и, возможно, через третьи-четвертые руки поступает террористам. Банда Гелаева, вторгшаяся с территории Грузии, имела на вооружении некоторое количество ПЗРК. Так что каналы поставок зенитных комплексов очевидны". Но, это мнение одного, пусть даже весьма осведомленного человека.

ПОДАРКИ CОЛНЕЧНОЙ ГРУЗИИ

С осени 2002 г. использование боевиками ПЗРК приобрело угрожающий характер. Согласно съемкам британского репортера, убитого под Галашками, отряд Гелаева располагал примерно сорока "Иглами"! Только во время одного боя гелаевцы произвели по российским вертолетам не менее восьми пусков - один Ми-24 был уничтожен. Два транспортных вертолета были сбиты над Ханкалой. В одном из них летели высокопоставленные офицеры 58-й армии, а весной того же года погиб вертолет с несколькими генералами МВД. Длительное время после этого военнослужащие предпочитали перемещаться колоннами или на бронепоездах, избегая воздушного транспорта. Новичкам особенно настоятельно советовали не садиться на одну "вертушку" с генералами.

В создавшейся ситуации волей-неволей пришлось взяться за выяснение канала поступления ПЗРК.

Анализ найденных и изъятых пусковых контейнеров и остатков ракет показал - "Иглы" не экспортного исполнения, а предназначены для "внутреннего использования". В результате проверки российских арсеналов удалось однозначно установить, что утечки со складов или из воинских частей не было. Следовательно, ракеты поступали в Чечню из хранилищ какой-либо бывшей республики СССР (остались там после развала Союза). В пользу этой версии говорило и то обстоятельство, что некоторые ПЗРК, примененные боевиками, оказались неисправными. Дело в том, что после десяти лет хранения комплекс требует переоснащения в заводских условиях или подлежит утилизации (в этом-то и кроется причина столь невысокой результативности "Игл" во время боя под Галашками: восемь пусков - одно попадание). Причем стрелки-зенитчики в отрядах боевиков, в отличие от "нурсометчиков", профессионалы высокого класса. Чаще всего это арабы, некоторые из них были обучены еще американскими инструкторами в Афганистане.

Наконец разведчики получили информацию, что на грузинских военных складах непонятным образом "испарилось" от 140 до 150 ПЗРК "Игла". Было установлено, что некоторое количество комплексов было передано чеченским террористам грузинским генералом Тристаном Сапаршвили, небескорыстно, конечно. Пытался продать боевикам четыре ПЗРК и другой высокопоставленный грузинский военный - Георгий Мамардашвили. Однако, по мнению одного представителя спецслужбы, все списать на коррупцию не получается. Дело в том, что это не единичные эпизоды. Грузинский канал поставки оружия в Чечню действует бесперебойно на протяжении всей второй кампании (возможно, что он существовал и раньше). Подтверждает это следующий факт: в начале второй войны у боевиков появилась мода на "маузеры" К- 96. Те самые, в деревянных кобурах, которые ассоциируются с чекистами и комиссарами в пыльных шлемах и кожанках. И этих самых "маузеров" появилось в Чечне довольно много. Сотрудники спецслужб заинтересовались, откуда у боевиков этот антиквариат? Удалось проследить цепочку. Оказалось, с армейских складов, оставшихся в Грузии со времен СССР (на таких складах, как известно, зачастую все еще хранится оружие, произведенное аж в конце ХIХ в.). "Маузеры" и "Иглы" бросаются в глаза из-за своей неординарности, но шло и достаточно обыкновенное оружие: стрелковое, мины, взрывчатка - этакий вариант "тропы Хошимина" в грузинском исполнении. Кстати говоря, на вооружении банды Гелаева, вторгшейся осенью 2001 г. на территорию Абхазии, также имелись "Иглы". Одной из них над Кодорским ущельем был сбит вертолет наблюдателей ООН. Позже абхазские военные обнаружили пусковой контейнер ПЗРК.

И СНОВА "CТИНГЕРЫ"

К сожалению, вопрос не исчерпывается лишь участием Грузии. Благодаря публикации в кипрской газете "Политис", мир узнал еще об одном факте поддержки чеченских боевиков представителями Турции. В статье "Анкара препятствует борьбе с терроризмом" приводятся доказательства снабжения экстремистов из Чечни турецкими и грузинскими бизнесменами. Главный редактор издания Андреас Парасос показал, что речь идет об оптовых поставках чеченским боевикам различных видов оружия. Согласно данным, приведенным в статье, утечка информации произошла в "бельгийских деловых кругах". Стало известно, что некто Магомед Бараев, представляющий грузинскую фирму "Индо-Джорджия интернешнл", недавно заключил в Анкаре контракт с турецкими компаниями "Бирлешик", IMS и Shark Express на поставку огромной партии оружия и боеприпасов, согласно которому Бараев должен получить 1100 переносных зенитных ракетных комплексов "Стингер", 1000 автоматов Калашникова и 3 млн. патронов. Известна еще одна подробность этой комбинации: с турецкой стороны переговоры возглавлял директор бельгийской компании "Атлантик Пасифик корпорейшн" турок Вели Дурок.

Скорее всего, информация об этой сделке стала достоянием международной общественности в связи с трагедией захвата заложников в Москве. Факты таинственного контракта стали известны в европейских деловых кругах, которые были шокированы действиями террористов Бараева в российской столице и теперь настаивают на прекращении любых контактов с чеченскими экстремистами. Как сообщает "Политис", деньги за оружие для боевиков должны пройти через Центральный банк Австрии.

Информация о появлении в Чечне "Стингеров" из Афганистана неоднократно появлялась в СМИ, но каждый раз оказывалась неверной. ПЗРК были нужны самим афганцам, тем более что американские поставки прекратились еще в начале 1990-х гг. Но это не значит, что комплексы не появятся там никогда. Дело в том, что ПЗРК - это не то оружие, которое может продать пьяный прапорщик, да и генерал тоже вряд ли станет ввязываться - слишком рискованно. Все комплексы находятся под особым контролем. И никакое государство не станет снабжать террористов оружием, закупленным по официальным каналам. А на мировом черном рынке оружия "Игл", в отличие от "Стингеров", осталось немного.

Сергей СМИРНОВ

постоянный адрес статьи: www.vpk-news.ru

Radon 03-11-2005 23:20

уроды
что еще скажешь?

Текущие новости ПВО и ПРО

грузинский канал по нему чеченские боевики получили 140 пзрк "игла"