Текущие новости ПВО и ПРО

ЗА ДЫМОВОЙ ЗАВЕСОЙ.

Said_PVO 27-07-2001 02:04

ЗА ДЫМОВОЙ ЗАВЕСОЙ.


США все активнее вовлекают Японию в создание ПРО театра военных действий

Главный аргумент официального Токио в обосновании подключения Японии к исследованию аспектов создания ПРО состоит в том, что активизация на современном этапе процессов распространения оружия массового поражения и средств его доставки, включая баллистические ракеты, а также материалов и технологий, необходимых для их создания, требует дополнительных усилий по обеспечению национальной безопасности. Все выглядит логично, если бы не ряд обстоятельств.

Прежде всего аргументация, как и сама идея ПРО, не является японским изобретением. Она всецело принадлежит США, преследующим исключительно свои интересы. Япония, находящаяся в тесном военно-политическом союзе с США, буквально копирует замыслы и планы старшего партнера. Причем Токио не пошел впрок и полный провал американской идеи СОИ - Япония не только поддержала идею СОИ, но в 1987 г. подписала с США "Соглашение об участии Японии в исследованиях проблем стратегической оборонной инициативы".

В сентябре 1993 г. между Японией и США достигнуто соглашение о выработке совместной политики в отношении разработки ПРО. А в январе 1995 г. начались совместные исследования, основное внимание в которых было сосредоточено на технологических и технических проблемах осуществления проекта. На основе исследований в сентябре 1998 г. начальник управления национальной обороны Японии заявил, что его страна считает техническое сотрудничество с США в рамках создания ПРО ТВД возможным. При этом Токио подчеркивает, что "у Японии нет другого выбора, кроме как полагаться на сдерживание, которое обеспечивают США".

При этом в Стране восходящего солнца не стремятся или не хотят искать ответы на принципиально важные вопросы: ради кого и как намерены США осуществлять сдерживание?

Наивно полагать, что новая и дорогостоящая идея создания ПРО ТВД направлена исключительно на обеспечение безопасности Японии. Из ее названия видно, что речь идет отнюдь не о противоракетной обороне Японии, а о противоракетной обороне театра военных действий. Это совершенно меняет дело, так как США в данном случае рассматривают Японию через призму военных действий, а ПРО - как защиту американского военного контингента на территории этой страны. Если учесть, что в Японии расположена крупнейшая заморская группировка американских войск, то очевидно, что Пентагон намерен использовать совместно созданную систему ПРО для их прикрытия.

Причем здесь эффективно действует закон превращения количества в качество. Развивая нестратегические средства ведения вооруженной борьбы и размещая их вдали от национальной территории, США решают для себя стратегические задачи.

Вашингтон также заинтересован в разделении финансового бремени исследовательских программ и в использовании японских технологий двойного назначения для улучшения технических характеристик элементов будущей системы. Более того, США не намерены осуществлять адекватный обмен своих военных технологий на японские гражданские технологии двойного назначения. По оценке японских аналитиков, "стратегия США заключается в привлечении японских высоких технологий для укрепления производственной и технологической базы, а следовательно, для сохранения собственного технологического превосходства".

Предполагается, что японско-американская ПРО ТВД будет состоять из двух систем: наземного базирования и морского базирования. При этом противоракетная система наземного базирования будет включать в себя подсистему заатмосферной обороны ТВД, способной гарантировать поражение нестратегических баллистических ракет и гиперзвуковых крылатых ракет (ЗРК "Пэтриот", РАС-З, противоракетный комплекс "ТНАД", система "Эрроу-2" американо-израильской разработки).

Противоракетная система морского базирования будет иметь подсистему ПРО расширенного морского (океанского) ТВД с применением корабельного ЗРК "Иджис" заатмосферного перехвата и подсистему ПРО морского (океанского) театра военных действий для перехвата баллистических ракет на малых высотах (модернизированные комплексы ЗРК "Иджис", уже принятые на вооружение).

В 1998 году японская сторона дала согласие и приступила к совместному с США практическому исследованию проблемы создания ПРО расширенного морского (океанского) ТВД. Эта программа первоначально была рассчитана на 5-6 лет с вводом в строй к 2003-2004 гг. Именно в этот период, по расчетам японских военных аналитиков, можно разработать основные технические средства ПРО ТВД. Что касается второго этапа - создания опытных образцов, их испытания и введения в строй, то Япония оставила за собой право принять решение позже, на основе практических результатов первого этапа.

В феврале-марте текущего года прошла информация о решении США и Японии передвинуть сроки реализации программы на три года: к 2007 г. завершить исследовательский этап и в течение последующих трех лет оснастить эсминцы ВМС Японии модернизированной системой ЗРК "Иджис". Областями совместных исследований станут: система инфракрасного обнаружения и наведения, обтекатель головной части ракеты-перехватчика, кинетическая боевая головка и двигатель второй ступени ракеты.

В качестве перехватчиков ПРО ТВД морского базирования предположительно будут использоваться противоракеты SM-3 или S-2 Block-4, система вертикального запуска МК-41, легкие заатмосферные снаряды. Дальность полета ракеты-перехватчика будет составлять 2.500 км при стартовой скорости 4, 5 км/сек.

Согласно расчетам американских экспертов, затраты на исследования и разработки в рамках Н ПРО в 2002-2005 гг. могут составить 20 млрд. долл. США (в ценах 2000 г.). Доля Японии в проведении исследований по ПРО ТВД и размещении всей системы в 2004-2005 гг., по планам американских специалистов, должна будет составить от 4, 5 до 16, 3 млрд. долларов.

Если так дело пойдет, то финансовые затраты на ПРО не только деформируют структуру расходов между разными статьями японского бюджета, но и выйдут за рамки утвержденной доли расходов на оборону, которая сегодня составляет 1 процент от ВНП. Следовательно, будет дан импульс милитаризации экономики страны, усилению влияния военно-промышленного комплекса во внутренней жизни Японии.

Но это еще не все. Практическая реализация плана ПРО ТВД в Японии ведет к грубому нарушению конституции, запрещающей участие страны в коллективной обороне с другими государствами, экспорт вооружений и использование космоса в военных целях. Не лучшим образом подобная инициатива скажется и на развитии военно-политической обстановки, поскольку участие Японии в создании ПРО ТВД будет рассматриваться как средство политики США в установлении мирового лидерства и стремлении оказать влияние на Китай, Россию, КНДР и другие страны АТР. В этой связи высока вероятность новой гонки вооружений как на региональном, так и глобальном уровнях.


Генерал-майор Валерий ЧЕБАН, академик Академии военных наук, доктор философских наук. Полковник Вита ЗА ДЫМОВОЙ ЗАВЕСОЙ. // Красная звезда (Москва).- 20.07.2001.- 132.- C.3

Текущие новости ПВО и ПРО

ЗА ДЫМОВОЙ ЗАВЕСОЙ.