ПВО

Южнокорейский бумеранг

GalaX 13-10-2002 11:51

Более 20 лет назад, задолго до известной трагедии с южнокорейским 'Боиг-707' на Дальнем Востоке, советский летчик Босов расстрелял другой корейский самолет с пассажирами на борту. По случайному или роковому совпадению оба 'Боинга' принадлежали одной и той же авиакомпании 'Кориан Эйр Лайнс'. О драматических событиях 20 апреля 1978 года рассказывает Валентин Иванович Дудин - заслуженный военный летчик, эксперт независимого общества расследователей авиационных происшествий.
Рейсовый самолет 'Боинг-707' (б/н 7429) осуществлял 9-ти часовый перелет из Парижа в Анкоридж. Маршрут его обычно пролегал над Великобританией, затем вдоль восточного побережья Исландии, Гренландии, арктического архипелага Канады. Лайнером управлял экипаж в составе двух летчиков и штурмана. На борту 97 пассажиров - представители 6 государств. Среди них 26 женщин и 5 детей. Взлет из парижского аэропорта Орли произошел в 14.40 (мск). На исходе 7-го часа, сидевшие пассажиры заметили небольшой серебристый самолет. В течение нескольких минут он появлялся то с одного борта, то с другого: и вдруг с левой стороны громыхнул мощный взрыв. Пассажиры повылетали с кресел, раздались стоны раненых. Самолет резко накренился влево и устремился вниз.
Летчики быстро определили степень управляемости лайнера и спокойно продолжили полет: благополучно совершили посадку на заснеженный лед озера Корпиярви сев-зап г.Кемь. Необычная динамика перелета была установлена достаточно быстро. Расшифровка параметрического самописца показала любопытную картину. После Исландии самолет в течение трех последующих часов полета точно по линии траверза выполнил десять поворотов вправо, каждый раз по 15-20 градусов. Вследствие этого лайнер, все далее отклоняясь от установленного маршрута, описал огромную дугу над Норвежским и Баренцевым морями, залетел на сотни километров в глубь территории Мурманской области. Штурман 'Боинга', гражданин Южной Кореи Ли Кын Ши, сообщил, что якобы упустил из виду естественное смещение солнца по горизонту и вовремя не подключил гироскопический полукомпас к автопилоту 'Боинга'. Поэтому когда обнаруживал увеличение курсового угла, то вручную уменьшал (доворачивал) градус полукомпаса. Но автопилот, не понимая замысла штурмана, автоматически восстанавливал его до прежнего уровня.
Члены комиссии, изучившие подробности того драматического происшествия, считают, что им не удалось до конца расследовать истинные причины случившегося. Осталось неясным главное - навигационные просчеты или иные 'соображения' привели южнокорейский самолет в глубь советского Севера? И сегодня они уверены, что власти не проявили достаточного интереса к инциденту, ограничившись поверхностным анализом. Пассажиры, а затем и 'покаявшийся' экипаж через несколько дней вернулись на родину. Претензий к Южной Корее никто не высказал.
Если бы происшествию 1978 года придали в свое время должное значение, возможно не повторилось бы новая трагедия с южнокорейским 'Боингом' через 5 лет на Дальнем Востоке, где погибло 269 человек.

С.Бицоев. Газ.'Черное Море',Одесса,?41(184) 10.10.2002

ZavGar 14-10-2002 08:44

Об этом же (по английски)
Почти то же, плюс фото

ПВО

Южнокорейский бумеранг