вопросы легализации короткоствольного оружия

Право на оружие и вооруженную самооборону в России. Наша история

Peto 12-05-2011 12:14

В государстве российском правовые основы приобретения, ношения и хранения российскими подданными оружия сложились еще в глубокой древности. Изучение и анализ материалов по истории становления и развития государственного контроля за оборотом оружия показывает, что в нашей стране правовой режим оборота оружия начал формироваться уже начиная с ХIУ века (времени появления на Руси огнестрельного оружия) как один из способов поддержания правопорядка и предупреждения преступности в стране. В Голицыной летописи упоминание о первых "арматах" встречаются уже в 1389 году и "от того часу уразумели из них стреляти". Практически с этого же времени возникают нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, а также санкции за нарушения данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался, как правило, на различных должностных лиц правоохранительных органов нашего Отечества.

На всех этапах развития Российского государства осуществление разрешительных мер в приобретении, хранении, ношении и применении оружия являлось эффективным средством поддержания общественного порядка, важным инструментом предупреждения и пресечения преступлений с его применением.

Проведенное нами исследование отечественного законодательства об оружии показало, что до 1917 года подданные Российской империи обладали правом на приобретение и хранение короткоствольного огнестрельного оружия (пистолетов и револьверов) в целях самообороны, правда, с известными ограничениями. Российские подданные могли также приобретать огнестрельное оружие в целях охоты либо для занятий спортом. Однако, бытующее в настоящее время мнение о том, что до Октябрьской революции 1917 г. огнестрельное оружие было доступно всем гражданам, не более чем миф. На самом деле существовала стройная законодательная система регулирования оборота всех видов оружия на территории Российской империи. Так, вооружение гражданской полиции имело целью самооборону или же в крайних случаях защиту граждан от угрожающего им или начавшегося уже насилия.

Однако само право полиции и жандармерии прибегать к оружию с должной полнотой было разработано только в конце ХIХ века. В соответствии с Законом от 10 октября 1879 г., полицейские и жандармские чины могли употреблять в дело оружие лишь в следующих случаях: когда на них произведено вооруженное нападение; когда нападение было невооруженное, но совершенное несколькими лицами и не было другого способа отразить это нападение; для обороны других лиц от нападения, угрожающего жизни, здоровью и личной свободе; при задержании преступника, когда он будет препятствовать этому насильственными действиями, или когда невозможно будет преследовать или настичь убегающего; при побеге арестанта, когда нельзя его настичь, или же когда он противится задержанию насильственными действиями.

О каждом случае применения оружия полицейский либо жандарм обязаны были немедленно доложить ближайшему начальству. Даже в том случае, когда полицейские и жандармские команды призывались в качестве военной силы для восстановления порядка (бунта или иного неповиновения властям), то, применяя оружие, они были обязаны соблюдать следующие правила: время, когда следовало приступить к действию, определяло полицейское начальство, распоряжавшееся на месте беспорядков; к действию оружием можно было приступить только после троекратного предупреждения о том, что будет употреблено в дело оружие; без предварения бушующей толпы можно было употреблять в дело оружие лишь тогда, когда надобно отразить произведенное нападение либо когда надобно спасти жизнь лиц, подвергшихся насилию со стороны бунтовщиков.

Что же касается прав российских подданных на приобретение, хранение и использование гражданских видов оружия, то профессор Императорского Московского Университета И.Т. Тарасов в монографии <Очерк науки полицейского права> так излагал свой взгляд на данную проблему: <Не взирая на несомнънную опасность отъ неосторожного, неумълаго и злоумышленнаго пользованiя оружiем, зарещенiе имъть оружиiе никоимъ образом не может быть общимъ правиломъ, а лишь исключением, имеющим место тогда, когда: 1) волнения, возмущенiе или возстанiе даютъ основанительный поводъ опасаться, что оружiем воспользуются для опасныхъ или преступныхъ цълей; 2) особое положениiе или состоянiе техъ или другихъ лиц, напр., малолътнихъ и несовершеннолътнихъ, сумасшедшихъ, враждебныхъ или враждующихъ племен и т.п., даютъ повод къ такому же опасенiю; 3) прошлые факты неосторожнаго или злонамъреннаго пользованiя оружiемъ, констатированные судомъ или инымъ способомъ, указали на цълесообразность отобранiя оружiя у данных лиц>.

Как видим, в государстве Российском право на оружие в принципе являлось неотъемлемым правом каждого законопослушного и психически здорового гражданина. Естественно, со стороны государства данное право подвергалось некоторым временным и местным ограничениям. Так, психически здоровым и законопослушным гражданам разрешение на приобретение "нестроевых" видов огнестрельного оружия (за исключением охотничьего) выдавал генерал-губернатор, губернатор либо градоначальник. Эти же лица при наличии <чрезвычайных обстоятельств> (конкретные факты <неосторожного либо злонамеренного использования оружия>, волнения, возмущения народа), могли лишить российского подданного права на оружие. Без получения разрешения в оружейных магазинах можно было приобрести только гладкоствольные охотничьи ружья, патроны и всевозможные припасы к ним и некоторые модели пистолетов.

Соответственно предусматривалась уголовная и административная ответственность за нарушение порядка оборота оружия. Так, в <Уложенiи о наказанiях уголовныхъ и исправительныхъ> 1885 г. имелся специальный раздел седьмой <О противозаконномъ выдълыванiи и храненiи оружiя млм пороха и нарушенiи другихъ, для огражениiя личной безопасности постановленныхъ, правилъ осторожности> (ст.ст.986-987), предусматривающий уголовную ответственность за незаконное производство, изготовление, торговлю и хранение боевого оружия и боеприпасов к нему ( от заключения в тюрьме на срок от 2 до 4 месяцев до заключения в крепости на срок от 8 месяцев до 1 года и 4 месяцев). А на основании <Устава о наказанiяхъ, налагаемыхъ Мировыми Судьями> 1885 г.5 за хранение и ношение запрещенного оружия, за стрельбу из огнестрельного оружия в местах, где это запрещено, виновные подвергались денежному взысканию не свыше 25 рублей с конфискацией оружия (п. 117). Административно наказуемо было и хранение заряженного или другого опасного оружия без надлежащей осторожности, и за ношение оного там, где это запрещено - денежное взыскание не свыше 10 рублей (п. 118).

Приведенная регламентация прав граждан России на приобретение и хранение оружия для того времени можно было рассматривать как прогрессивное явление, поскольку оно предоставлялось тогда гражданам далеко не всех стран. В связи с этим немецкий ученый Роберт фонъ-Моль писал, что " в некоторых государствах вопрос этотъ разръшался въ обратномъ смыслъ, т.е. установлено было общее запрещение держать у себя оружие, а право имъть оружие было исключениемъ. Такое ръшение вопроса онъ уподобляетъ тому, что всъ граждане признаны былибы содержащимися под стражей, а пребывание на свободъ разсматривалось бы как исключение>.

Что же касается права на ношение оружия, то оно также было предоставлено далеко не всем: <Запрещается всъм и каждому носить оружiе, кромъ техъ, кому законъ то дозволяетъ или предписываетъ>. Право на ношение оружия предоставлялось лишь строго перечисленным в законе категориям лиц, а именно:

. у которых оружие входило в состав обмундирования (к примеру, военные, полицейские и жандармские чины);

. которым оно необходимо в целях самообороны в связи, когда их жизни и здоровью грозит непосредственная опасность;

. которым ношение оружия обязательно в силу обычая, законом не запрещенного;

. в целях охоты либо для занятий спортом.

В российском законодательстве существовало также и понятие <запрещенного оружия>. Так, уже в 1700 г. запрещено было носить остроконечные ножи, впоследствии Уставом Благочиния 1782 г. данный запрет был заменен общим запрещением носить оружие. В 1793 г. в Своде Законов Российской империи, а в дальнейшем в Уставе о предупреждении и пресечении преступлений 1876 года8, с большей точностью были определены свойства запрещенного оружия: запрещалось всем и каждому <носить трости со вдъланными въ нихъ потаенными кинжалами, клинками и другими орудiями> (п. 243).

Что же касается права граждан на охоту, то оно также было строго регламентировано Законом. И его были лишены: клирики; лица, состоящие под надзором полиции; лица, наказанные за повреждение чужих лесов или за нарушение правил об охоте. Для охоты на чужой земле помимо охотничьего билета требовалось получение письменного дозволения владельцев, казенного и удельного ведомств (в казенных и удельных землях), либо обергофмейстера ( в местах высочайшей охоты).

Читая речи известных дореволюционных русских юристов А.Ф. Кони, С.А. Андреевского, А.И. Урусова, Н.П. Карабчевского, Ф.Н. Плевако, П.А. Александрова и др., можно отметить факты применения гражданами дореволюционной России ручного огнестрельного оружия как с целью самообороны, так и в качестве орудия совершения преступлений (главным образом против личности). Вот цитата из речи адвоката С.А. Андреевского по делу Андреева, рассматривавшемуся Санкт-Петербургским окружным судом в 1907 г.: <Андреев начинает чувствовать гибель. Он покупает финский нож, чтобы покончить с собой. Пришлось купить нож, потому что на покупку револьвера требовалось разрешение, а прилив отчаяния мог наступить каждую минуту, а ему казалось, что если он будет иметь при себе смерть в кармане, то он сможет еще держаться на ногах, ему легче будет урезонивать жену, упрашивать, сохранить ее за собой... >.

Возникает резонный вопрос, существовали ли в то время пределы и ограничения в применении оружия гражданами России? В данном отношении примечательно содержание главы второй Устава о предупреждении и пресечении преступлений <О поединкахъ и личных обидахъ>: <В случаъ причиненiя обиды словомъ, письмомъ, или дъйствiем запрещается въ собственномъ дълъ сдълаться судьею, вынуть оружiе или употрелить оное и учинить обидчику такую же обиду, но надлежитъ каждому приносить жалобу власть на то имъющимъ особамъ и местамъ, и въ удовлетворенiи повиноваться законамъ; если же кто на кого нападетъ вооруженною рукою, то оборона не запрещена, но о сей оборонъ надлежитъ объявить немедленно>

Таким образом, право на необходимую оборону являлось неотъемлемым правом российских граждан, внесудебная же расправа строго каралась Законом. Напомним читателю, что сама история развития института необходимой обороны в российском уголовном праве насчитывает вот уже третий век. Еще в 1865 году выдающийся русский юрист, ученый и знаменитый адвокат А.Ф. Кони (а тогда выпуск юридического факультета Московского университета) написал свою первую научную работу <О праве необходимой обороны>. Кстати, в Российской империи вплоть до конца ХIX в. это было первое историко-теоретическое изложение учения о необходимой обороне. 21-летний Анатолий Кони был убежденным сторонником наличия института необходимой обороны в уголовном законодательстве России. Он считал, что <необходимая оборона будет существовать вечно, потому что основана на законе необходимости, а этот закон по самому существу своему вечен. Поэтому понятие необходимой обороны существует исстари и никогда не перестанет существовать; это non scripta, sed nata lex (Cicero pro Milone ), закон, непосредственно вытекающей из человеческой природы>.

Особое место в жизни дореволюционной России занимали дуэли, являвшиеся, как правило, прерогативой военных чинов. Начиная с Петра I, суровая уголовная ответственность за поединки была установлена всеми российскими самодержцами. Впрочем, ни император Павел I, ни его сын Александр I не удостоили дуэль высочайшим манифестом. А вот Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, принятое императором Николаем I в 1845 году, в главе IУ <О поединках> относило дуэли к <преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц>. Хотя принятые 13 мая 1894г. <Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде> имели большое значение для утверждения в сознании офицеров своего превосходства как людей особого рода, которым разрешается то, что запрещено другим тем же Уставом о предупреждении и пресечении преступлений. Как справедливо отмечал М.И. Драгомиров в работе <Дуэли>, критикуя закон о дуэлях: <Подымаясь в сферу более общую, нельзя и того не отметить, что приказ 1894 г. внес глубокий разлад в общее законодательство. Оскорбленный вольный вызвал офицера на дуэль и уложил его на месте - на два, на три года в крепость. Если бы случилось обратное, офицер-обидчик остался бы безнаказанным, уложив при этом обиженного. Два веса, две меры в законодательстве не годятся>. Именно в силу этого Драгомиров считал необходимым <ограничиться одним законом, безусловно воспрещающим дуэли для всех сословий>. Впрочем, дуэли между офицерами и гражданскими лицами были все же разрешены в 1897 году. Впрочем, после Октябрьской революции 1917 г. о легитимности поединков уже никто не вспоминал.

Как видим, в Российской империи существовала довольно стройная законодательная система регламентирования оборота оружия под строгим контролем государства. Она была разрушена в 1917 году в результате произошедшей революции.

Октябрьская революция 1917 г., повлекшая за собой коренную перемену всего уклада жизни российского общества, с неизбежностью затронула и оружейную сферу. В стране, где в течение семи лет не прекращалась война (вначале первая мировая, а потом - гражданская), естественно, скопилось немало оружия. В связи с этим особенно остро встал вопрос, от решения которого зависела судьба революции: <В чьих руках останется оружие?> Поэтому перед большевиками была поставлена задача полного разоружения имущих классов, что в дальнейшем прямо закрепил Основной закон страны - Конституция РСФСР 1918 г.

Уже в первые дни Советской власти одной из основных задач нового государства являлись охрана революционного порядка и подавление вооруженных выступлений. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 24/11 января 1918 г., провозглашала: <В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируемая вооружений трудящихся... и полное разоружение имущих классов>. Таким образом, в этом документе, подписанным В.И. Лениным, с предельной полнотой выражено классовое отношение высшего органа Советского государства к факту наличия оружия у населения: вооружение трудящихся при полном разоружении имущих классов.

Смена власти с неизбежностью затронула и область оборота оружия. Соответственно, все прежние разрешения на ношение и хранение оружия, выданные до революции полицейскими чиновниками, признавались недействительными, а охрана революционного правопорядка была поручена уже не полиции, а новым органам, рожденным в ходе революции.

Борьбу с вооруженными контрреволюционными выступлениями повела созданная 20 декабря 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем; она применяла внесудебную репрессию, вплоть до расстрела, к врагам Советской власти в местностях, объявленных на военном положении, в период обострения обстановки на фронтах гражданской войны, а также при подавлении вооруженных выступлений контрреволюции и пресечении бандитизма. Продажа и скупка оружия в этих условиях рассматривалась как тягчайшее преступление. В обращении СНК ко всему населению 26 ноября 1917 г. о борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной радой, четко указано, что: <Местный революционный гарнизон обязан действовать со всей решительностью против врагов народа, не дожидаясь никаких указаний сверху>.

Одним из специальных органов охраны правопорядка явилась Рабоче-крестьянская милиция, образованная 28 октября (10 ноября) 1917 г. по уполномочению Советского правительства постановлением Народного комиссариата внутренних дел <О рабочей милиции>.

10 декабря 1918 г. СНК РСФСР издал Декрет <О сдаче оружия>, в котором указывалось:

п.1. Обязать все население, все учреждения гражданского ведомства сдать находящееся у них все исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца;

п.2. За укрывательство оружия, задержание сдачи его или противодействие сдаче виновных подвергать лишению свободы на срок от одного года до десяти;

п.18.7. Должностные лица, виновные в нерадении по сбору указанного выше оружия или в противодействии сей сдаче подлежат немедленному отрешению от занимаемых должностей с преданием военно-революционному суду.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, и лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не изымалось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но не более одной винтовки и одного револьвера на человека. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за определенным владельцем. Согласно Инструкции к данному декрету, право на хранение и ношение оружия давали членские партийные билеты, а затем по истечении 2-х недельного срока после опубликования Декрета <О сдаче оружия> специальные удостоверения, выдаваемые либо непосредственно комитетами РКП(б), либо по их представлению Военными комиссариатами.

Именно изданием данной Инструкции к Декрету СНК РСФСР <О сдаче оружия> и было положено начало разрешительной системе на право ношения и хранения оружия в Российской Федерации.

В Советской России само право на оружие теперь приобрело классовую и партийную принадлежность. И в завуалированном виде подобное оружейное неравноправие продолжалось не один десяток лет. В этом отношении уместной представляется цитата известного немецкого ученого Роберта фон-Моля, написавшего еще в 1832 году, что <запрещение иметь оружие никоим образом не может быть общим правилом, а лишь исключением>. В некоторых же государствах, указывал Моль, <вопрос этот разрешается в обратном смысле, т.е. установлено было общее запрещение держать у себя оружие, а право иметь оружие было исключением>. И подобное решение вопроса ученый уподобляет тому, что <все граждане признаны были бы содержащимися под стражей, а пребывание на свободе рассматривалось бы как исключение>. В РСФСР же, начиная с 1917 года, право на оружие как раз и являлось не общим правилом, а исключением. Вместе с тем нельзя утверждать, что принятие Декрета СНК РФ <О сдаче оружия> было обусловлено только лишь причинами классового характера и необходимостью подавления выступлений недовольных существующим режимом. Имелись обстоятельства и иного рода. Всякая смена власти с неизбежностью влечет за собой взлет преступности в ее крайних проявлениях: бандитизм, грабежи, разбои. Так было и в России в 1917-1918 г.г. В 20-е годы внутреннее положение нашей страны продолжало оставаться крайне тяжелым. Народное хозяйство было разорено гражданской войной и военной интервенцией. Воспользовавшись трудностями перехода страны к мирному строительству, контрреволюционные силы активизировали свою деятельность. В ряде мест вспыхнули кулацкие и иные контрреволюционные восстания, на территории страны действовали банды, вооруженные различными видами оружия.

Ослабление контроля со стороны государства за оборотом оружия осложнило в целом криминогенную обстановку в стране. К примеру, если в 1918 г. в сравнении с 1914 г. количество краж в г. Москве возросло в 3,5 раза, мошенничеств - в 4, убийств - в 11, то количество вооруженных грабежей возросло в 285 раз. Вполне естественно, что в такой обстановке борьба с наличием оружия в руках <преступных элементов> не могла быть ослаблена. Совет Народных Комиссаров 12 июля 1920 г. принимает Декрет <О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним>, в котором подчеркивалось, что <хранить и пользоваться огнестрельным оружием могут только лица, которым по роду службы присвоено оружие (военные, состоящие в частях войск, милиция и т.п.) и лица, которым данное право предоставлено постановлением Совета Народных Комиссаров> (Декрет от 10.12.1918 г. <О сдаче оружия> )>. Во всех остальных случаях оружие могло быть выдано только по решению Чрезвычайных Комиссий, в порядке исключения.

Соответственно контроль за порядком приобретения, хранения и использования оружия возлагался на Чрезвычайные комиссии и милицию. В их обязанности вменялось <следить за тем, чтобы оружие находилось у лиц, имеющих на него законное право, и привлекать лиц, нарушающих настоящее постановление. Лица, виновные в хранении огнестрельного оружия без законного на него права; стрельбе в воздух без особой необходимости в местах скопления народа; беспричинной стрельбе часовыми, постовыми, милиционерами; незаконной выдаче оружия лицам, не имеющим на то право или лицу, которому оружие не присвоено; небрежном обращении с огнестрельным оружием, следствием чего явится несчастный случай, привлекались к судебной ответственности и немедленно задерживались.> Эти преступные деяния карались лишением свободы на срок не менее шести месяцев по приговору суда.

Право граждан на охоту было регламентировано Декретом СНК РСФСР от 28 июля 1920 года <Об охоте>. Им был ограничен круг лиц, имеющих право иметь охотничьи ружья, которым могли пользоваться только граждане, имеющие охотничий билет. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами Народного Комиссариата Земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов органами НКВД.

Узаконив государственный контроль за оборотом оружия, власть жестко преследовала его незаконный оборот, который представлял опасность как для существующего режима, так и для безопасности самих граждан. Ответственность за незаконное приобретение и хранение оружия была весьма сурова. Декретом ВЦИК от 17 ноября 1921 г. <О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ> устанавливалось, что наряду с другими перечисленными предметами оружие <при отсутствии надлежащего разрешения на хранение подлежит обязательной безвозмездной сдаче государству и в случае обнаружения конфискуются с привлечением их хранителей к уголовной ответственности>.

В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс Российской Федерации, который ввел уголовную ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220). Обязанность по выдаче разрешений на хранение оружия, и в том числе охотничьего, была возложена на органы НКВД. Сотрудники ОГПУ имели особые права и приравнивались к лицам, состоящим на действительной службе в армии с предоставлением им права ношения и хранения оружия>.

Инструкция N 132 от 7 мая 1923 года <О порядке приобретения охотничьего огнестрельного и холодного оружия и огнестрельных припасов, регистрации и учета их>, опись N 39, ед. хр. N 54), изданная в развитие Постановления ВЦИК и СНК от 13 марта 1923 года <Об охоте>, подразделяла оружие на следующие категории:

А. Нарезное огнестрельное оружие типа военных образцов:

. Винтовки и нарезные карабины образцов, снятых с вооружения русской и иностранной армий, а также типа военных образцов (Бердан, Маузер, Манлихер и т.п.), применяемые при охоте на крупного зверя;

. Винтовки и нарезные карабины, не исключая автоматических, со скользящим, опускающимся или поднимающимся затвором под патроны, не состоящие на снабжении армии и не отнесенные к ст.1 настоящей категории;

. Гладкоствольные револьверы и пистолеты, не исключая автоматических, не принятые на вооружение русской и иностранной армий.

Б. Охотничье огнестрельное оружие:

. Нарезные ружья: пистонные, кремневые или фитильные;

. Все гладкоствольные ружья, не исключая автоматических;

. Нарезные ружья с откидными стволами (штуцерного типа);

. Нарезные ружья со скользящим, опускающимся или поднимающимся затвором;

. Двух и многоствольные ружья для стрельбы дробью или пулей.

В. Охотничье холодное оружие:

. Холодное оружие образцов, не отнесенных к категориям военного холодного оружия, включая в последнее рубящее и колющее холодное оружие кавказских и азиатских образцов>.

Соответственно приобретение и хранение указанного оружия осуществлялось на основании разрешения органов ГПУ (оружие категории А) и на основании разрешения органов милиции (оружие остальных категорий).

В ракурсе исторического аспекта развития проблемы государственного контроля за оборотом оружия отметим, что Постановлением ЦИК СССР от 12 декабря 1924 г. <О порядке производства, торговли, хранения, пользования, учета и перевозки оружия, огнестрельных припасов, разрывных снарядов и взрывчатых веществ> впервые на всей территории Союза ССР в целях установления единообразного порядка его оборота оружие и боеприпасы были классифицированы и подразделены на три категории "А", "Б" и "В":

А) Типа военных и военно-морских образцов, принятых для вооружения Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота;

Б) Типа образцов, могущих быть использованными для вооружения Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота;

В) Типа образцов, не могущих быть использованными для вооружения Рабоче-крестьянской Красной Армии и Рабоче-крестьянского Красного Флота и охотничьи.

В каждой категории оружия был приведен подробный перечень его разновидностей. К категории "А" относились военные и военно-морские образцы оружия принятые на вооружение РККА и РККФ: винтовки, карабины, револьверы, автоматические пистолеты, пулеметы, патроны к ним, отдельные части к ним и патроны к ним; шашки, сабли, кортики, кинжалы, клинки; оружие всякого рода, стреляющее разрывными снарядами, минометы; ручные гранаты и бомбы, мины; всякий порох, взрывчатые вещества, детонирующие средства, за исключением охотничьего пороха. К категории "Б" были отнесены: все предметы, оружия (с патронами к ним), перечисленные в п.1 категории "А"; предметы оружия кавказских и азиатских образов: кинжалы, ятаганы, палаши и прочее боевое рубящее и колющее оружие; взрывчатые вещества и детонирующие вещества для подрывных работ. Соответственно в категорию "В" включались: револьверы и пистолеты с патронами не входящими в категории "А" и "Б"; охотничьи ружья, не исключая и автоматические; холодное охотничье оружие, не входящее в категории "А" и "Б"; охотничий порох.

Торговля допускалась только предметами вооружений, отнесенных к п.п.2 и 3 категорий "Б" и "В". В Постановлении особо подчеркивалось, что оружие любой категории может изготавливаться, приобретаться, использоваться и храниться только на основании соответствующего разрешения органов ОГПУ и милиции. На основании данного Постановления из гражданского оборота было изъято оружие военного образца. Приобретение предметов, относящихся к категории "А", кроме Народного Комиссариата по военным и морским делам, предприятиям, учреждениям и организациям, как государственным, так и частным, не допускалась. Что же касалось порядка приобретения и хранения охотничьего огнестрельного оружия гражданами, то выдачу разрешений на хранение и пользование им осуществляли подотделы милиции административных отделов губернских и областных исполнительных комитетов.

Соответственно торговля охотничьим огнестрельным оружием допускалась лишь с разрешения органов милиции и Объединенного Главного Политического управления.

Далее, начиная с 1927 г. выдача разрешений и регистрация нарезного охотничьего оружия стала осуществляться в районных административных отделениях исполнительных комитетов и в волостной милиции на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1927 г. Что же касается приобретения, хранения и пользования охотничьим не нарезным и холодным оружием, то теперь оно допускалось без получения разрешения и без регистрации такового оружия в соответствии с Постановлением СНК РСФСР от 8 октября 1927 года <Об изменении и дополнении Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 9 июля 1924 года о торговле охотничьим огнестрельным оружием, огнеприпасами к нему, об отпуске взрывчатых веществ и детонирующих средств и порядке хранения их>.

Характерно, что в соответствии с указанными выше нормативными актами разрешения на приобретение, хранение, и пользование оружием выдавались без ограничения срока. В промысловых районах приобретение, хранение и пользование нарезным огнестрельным нарезным охотничьим оружием также допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией.

Однако, несмотря на существующую в тот период свободную продажу охотничьего оружия, оно не продавалось несовершеннолетним и лицам, привлекаемым к судебной или административной ответственности за хулиганство, а также не допускалось для лиц, лишенных избирательных прав. Кстати, последней категории граждан запрещалось приобретать, хранить и пользоваться также и холодным оружием. Как видим, классовый принцип в праве граждан на оружие по-прежнему оставался в силе.

В период с 1924 по 1927 г. уголовная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия была отменена. Это деяние каралось только в административном порядке принудительными работами или штрафом до трехсот рублей. Однако следует отметить, что дальнейшее развитие уголовного законодательства пошло по линии усиления ответственности за незаконное обращение оружия, поскольку, как показала практика, меры административного взыскания не были в состоянии в должной мере обеспечить эффективность борьбы с его незаконным оборотом.

Поэтому, начиная с 1927 г., за нарушение порядка приобретения огнестрельного оружия уже предусматривалась как уголовная, так и административная ответственность, а ст. 182 УК РСФСР была сформулирована в следующей редакции: "Изготовление, хранение, покупка и сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно хранение огнестрельного (не охотничьего) оружия без надлежащего разрешения принудительные работы на срок до шести месяцев или штраф до одной тысячи рублей, с конфискацией, во всяком случае, названных веществ, снарядов или оружия".

Как видим, уголовная ответственность теперь была предусмотрена не только за нелегальное хранение огнестрельного оружия, но и за его незаконные изготовление, покупку и сбыт. Вместе с тем законодатель счел возможным не преследовать в уголовном порядке за хранение охотничьего оружия.

Характерно, что первые Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов, закрепляя уголовную ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, сбыт огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, в то же время не знали состава хищения этих предметов. Наличие в уголовном законодательстве этого времени специальных статей, карающих за незаконное хранение огнестрельного оружия, и отсутствие вплоть до 1929 года уголовно-правовой нормы, преследующей их хищение, объясняется, на наш взгляд, сложившейся в стране обстановкой, когда наибольшую общественную опасность вначале представляли факты незаконного хранения оружия, которое могло использоваться и зачастую использовалось в контрреволюционных целях. Случаи же хищения оружия имели относительно небольшое распространение.

Однако уже к концу двадцатых годов в результате большой работы, проведенной органами власти по изъятию оружия у населения, стали распространяться факты хищения огнестрельного оружия в целях последующего использования его для совершения преступлений. Кроме того, в этот период в связи с переходом партии большевиков от политики ограничения кулака в деревне к политике ликвидации кулачества как класса в стране резко обострилась классовая борьба, нередко принимавшая формы вооруженных нападений кулаков на представителей Советской власти. Все это вызвало необходимость принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 6 февраля 1929 г. <Об усилении уголовной ответственности за хищение оружия и огнестрельных припасов>. Соответственно Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьями 59 (3а) и 166-а, предусматривающими такую ответственность. Так, ст.59(3а) кодекса устанавливала уголовную ответственность за тайное или открытое похищение (путем кражи или грабежа) огнестрельного оружия, частей к нему и огневых припасов из складов и хранилищ либо из мест постоянного и временного расположения армии, военизированной или пожарной охраны, милиции, экспедиции подводных работ, исправительно-трудовых учреждений. Квалифицированным видом данного преступления признавалось хищение огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное путем разбойного нападения на лиц, несущих соответствующую охрану или наблюдение за оружием и боеприпасами. О степени общественной опасности квалифицированного вида хищения оружия свидетельствовал тот факт, что за его совершение при наличии особо отягчающих обстоятельств законодатель предусматривал возможность применения к виновным высшей меры наказания - расстрела с конфискацией имущества. Ст. 166-а УК устанавливала уголовную ответственность за тайное или открытое похищение огнестрельного оружия (кроме оружия охотничьего образца и мелкокалиберного) и огневых припасов к нему у отдельных граждан и со складов или хранилищ, не перечисленных в ст. 59 (3а) УК РСФСР 1926 года. Указанные статьи Уголовного кодекса действовали на территории Российской Федерации вплоть до 1967 года.

Что же касается порядка приобретения, хранения и пользования огнестрельным охотничьим оружием, то Постановлением СНК РСФСР от 23 января 1930 г. <О торговле охотничьим огнестрельным оружием и о хранении этого оружия> разрешения на него по-прежнему выдавали подотделы милиции территориальных административных отделов, на приобретение охотничьего огнестрельного гладкоствольного и холодного оружия получения разрешения не требовалось. По-прежнему данное право не распространялось на лиц, лишенных избирательных прав. Постановлением СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. уточнялось, что выдача разрешений на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием выдаются сроком на три года.

Постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 года был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Соответствующие разрешения выдавались органами Главного Управления Рабоче-крестьянской милиции, которые и осуществляли надзор за соблюдением установленных правил.

Вместе с тем Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 10 сентября 1935 г. некоторым категориям граждан было предоставлено право ношения оружия без разрешения органов милиции. Такой порядок распространялся на местное население национальных республик и областей РСФСР при условии ношения холодного оружия (кинжала) в качестве принадлежности национального костюма; местное промысловое население тех районов Крайнего Севера РСФСР, где ношение холодного оружия (охотничьего ножа) является необходимым по условиям быта или промысла. В последующем уголовная ответственность за нарушение порядка приобретения и хранения огнестрельного оружия еще более усиливается. Так, с марта 1933 г. изготовление, хранение, покупка, сбыт взрывчатых веществ или снарядов, а равно огнестрельного (кроме охотничьего) оружия без надлежащего разрешения каралась лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией названных веществ, снарядов и оружия (новая редакция ст. 182 УК РСФСР).

Характерно, что в середине 30-х годов объектом разрешительной системы становится холодное оружие. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 года предусматривалось упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия, а также устанавливался административный надзор НКВД за выполнением этих правил. Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция определявшая, что ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.

В связи с участившимися в 1934 - 1935 г.г. случаями злостного хулиганства с применением холодного оружия, содержание ст. 182 УК было дополнено положением: <Запретить изготовление, хранение, сбыт и ношение кинжалов, финских ножей и тому подобного холодного оружия без разрешения НКВД в установленном порядке>. В подобном виде редакция ст. 182 УК была сохранена вплоть до принятия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.

Таким образом, в середине 30х годов в Российской Федерации постепенно начали складываться основы системы законодательного и нормативно-правового регулирования и контроля за оборотом оружия.

Начиная с 1938 г., у граждан в целях занятия охотой и спортом широкое применение находят малокалиберные винтовки. В то же время винтовки, а также обрезы из них, нередко использовались в преступных целях. Поэтому их приобретение было ограничено как для предприятий, так и граждан Постановлением СНК СССР от 15 февраля 1938 г. N 170 <О порядке приобретения малокалиберных винтовок>. Теперь продажа малокалиберных винтовок должна была производиться только с предварительного разрешения органов НКВД (Рабоче-крестьянской милиции). Соответственно лица, виновные в незаконном хранении, покупке и сбыте малокалиберных винтовок, привлекались к уголовной ответственности. Поэтому с этого времени приобретение и хранение охотничьих гладкоствольных ружей гражданами разрешалось только по предъявлении охотничьих билетов (Постановление СНК СССР от 29 ноября 1940 года N 2427). При этом право выдачи охотничьих билетов предоставлялось Всесоюзному комитету по делам физкультуры и спорта при Совнаркоме СССР для охотников любителей; Наркомзагу для охотников промысловиков.

Органам милиции соответственно было предоставлено право наложения штрафов на лиц, уклоняющихся от перерегистрации охотничьих ружей в сумме до 300 рублей, а при повторном случае - конфискация оружия.

Инструкцией <О порядке выдачи охотничьих билетов единого образца, торговли гладкоствольными охотничьими ружьями и их учете>, утвержденной НКВД СССР 14 февраля 1941 года право хранения гладкоствольных охотничьих ружей и пользования ими предоставлялось: лицам, достигшим 16-летнего возраста (а в основных охотничьих районах с 14 лет) и имеющим охотничий билет единого образца и зарегистрировавшим ружья в организации, выдавший охотничий билет; организациям, для целей охраны и учебно-спортивной работы, зарегистрировавшим ружья в органах Рабоче-крестьянской милиции.

Теперь граждане могли приобрести оружие по предъявлению охотничьего билета, а организациям по письменным требованиям их руководителей. При этом охотник любитель мог иметь не более 2-х eд. охотничьих гладкоствольных ружей, а охотник промысловик - не более 5ед. Запрещалось приобретать оружие лицам, состоящим под судом или следствием за уголовные преступления, а также лишенным по суду избирательных прав.

В начале Великой Отечественной войны всем гражданам было предложено сдать имеющееся в личном пользовании огнестрельные нарезное и гладкоствольное, а также холодное оружие в органы милиции и местные Советы. В рассматриваемый период деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялись в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Что же касается трофейного имущества, то граждане, проживающие в освобожденных частями Красной Армии населенных пунктах, обязаны были сдать в 24 часа воинским частям, органам НКВД или местным органам власти все брошенное противником оружие и боеприпасы, а также имущество, принадлежащее советской армии, советским учреждениям и предприятиям, находившееся у граждан во время оккупации. При этом указывалось, что лица, не сдавшие в срок оружие и боеприпасы, подлежат привлечению к уголовной ответственности по ст. 182 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

В послевоенные годы был издан ряд постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и РСФСР, в основном касающихся изменения порядка приобретения оружия. Так, постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1953 года N 2186 была установлена свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей (без предъявления охотничьих билетов). Однако подобный порядок просуществовал недолго и Постановлением Совета Министров СССР от 11 мая 1959 года N 478 <О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства> свободная продажа охотничьих гладкоствольных ружей была отменена с установлением следующего порядка их приобретения Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане СССР, состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие госпошлину в установленном размере. Продажа гладкоствольных охотничьих ружей производится по предъявлении членских охотничьих билетов общества охотников, за исключением районов промысловой охоты, для которых порядок продажи этих ружей устанавливается Советом Министров союзных республик. А продажа ружей колхозам, совхозам и другим организациям и предприятиям для целей охраны стала производиться по письменным требованиям их руководителей.

Примечательно, что распоряжением Совета Министров СССР от 23 сентября 1954 г. организациям ДОСААФ гражданам было предоставлено право приобретать малокалиберные винтовки без разрешений органов милиции. Подготовленное Министерством торговли СССР постановление Совета Министров СССР N 1333 от 3 февраля 1956 г. <О мерах дальнейшего развития пушного промысла и звероводства и об увеличении заготовок пушнины и мехового сырья> предоставило охотникам право приобретения по охотничьим билетам малокалиберных винтовок и охотничьих ножей.

Однако свободная продажа малокалиберного оружия привела к негативным последствиям. Наличие значительного количества оружия у населения, особенно у лиц, не занимающихся охотой либо спортом, послужило поводом к многочисленным случаям бесцельной стрельбы по домашним животным и птице, или просто из хулиганских побуждений, что нередко приводило к ранениям и убийствам людей. Нередки также были и примеры использования данного вида оружия для совершения преступлений. Поэтому МВД СССР перед Советом Министров СССР был поставлен вопрос о запрещении свободной продажи данного вида оружия гражданам.

В соответствии с Инструкцией МВД СССР <О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования нарезного огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием> гражданские учреждения и ведомства могли приобретать оружия для вооружения личного состава охраны, вооружения отдельных лиц, которым по роду службы разрешено ношение оружия, для производственных и научно-исследовательских, учебных и спортивных целей, охотничьего промысла, съемок кинокартин и экспонирования в музеях. Отдельные граждане могли иметь без разрешения органов милиции только гладкоствольные охотничьи ружья, пневматические винтовки и пистолеты.

Инструкцией предусматривалась возможность приобретения малокалиберных винтовок по разрешениям органов милиции следующим категориям граждан: охотникам промысловикам; охотникам любителям, заключившим договор на сдачу пушнины и мяса государству; мастерам стрелкового спорта, стрелкам 1, 11 и 111 разрядов; военнослужащим, сотрудникам КГБ и МВД.

Помимо этого в отдельных случаях по усмотрению Министра внутренних дел республики, начальника Управления милиции МВД республики или начальника Управления внутренних дел разрешения на право приобретения и хранения малокалиберных винтовок и охотничьих ружей с нарезным стволом могли быть выданы лицам из числа партийного и советского актива, руководителям учреждений, предприятий и охотникам-любителям36.

В 1960-1961 г.г. резко возросло количество преступлений с применением огнестрельного оружия, а также несчастных случаев в результате его небрежного хранения и бесцельной стрельбы. Тем не менее, в ст. 218 нового Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. ответственность за незаконное ношение, хранение или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего) была снижена до 5 лет лишения свободы, а хранение холодного оружия исключено из состава преступления. В свою очередь была введена административная ответственность за нарушение порядка продажи, приобретения, хранения, передачи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия.

Отметим, что в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. <Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбы с преступностью> впервые был четко определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия.

При осуществлении разрешительной системы органы внутренних дел руководствовались Инструкцией, объявленной приказом МООП СССР N 15-1968 г. <О порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов к нарезному оружию, открытия стрелковых тиров, оружейно-ремонтных мастерских, торговли нарезным огнестрельным и холодным оружием>.

С принятием Советом Министров СССР 23 июля 1975 г. Постановления N 646 <Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей> наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы. Этим же документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности аппарата милиции на одну тысячу человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД а также усилить его на низовом уровне выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны.

Именно с этого времени в органах внутренних дел оформились подразделения лицензионно-разрешительной работы как самостоятельное структурное подразделение при Главном управлении охраны общественного порядка. Порядок хранения оружия гражданами определялся теперь Приказом МВД СССР N 242 от 25 сентября 1975 г. <О мерах по выполнению постановления Совета Министров СССР от 23.07.75 г. N 646 "Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей> и Приказом МВД СССР N 300 от 4 декабря 1975 года <Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, производства холодного оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боеприпасами к нему и охотничьими ножами>. Данными нормативными актами был введен порядок, согласно которому приобретение гладкоствольного охотничьего оружия допускалось только по разрешению органов внутренних дел и при наличии у приобретающего охотничьего билета. Контроль за приобретением, использованием, регистрацией (перерегистрацией) данного вида оружия был возложен на органы внутренних дел. При этом выдача разрешений на приобретение охотничьего оружия не производилась лицам, страдающим психическими заболеваниями.

С 1969 по 1986 г.г. МВД СССР был принят целый ряд ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления контроля органов внутренних дел над оборотом оружия. А Приказом МВД СССР N 246 от 1 декабря 1987 г. была утверждена единая Инструкция о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами. Этот ведомственный нормативный акт был отменен лишь в 1993 году.

Следующий этап, связанный с совершенствованием правового регулирования государственного контроля за оборотом оружия был связан с принятием в 1991 году Закона РСФСР <О милиции>.

Таким образом, на всех этапах развития российского государства осуществление разрешительных мер в приобретении, хранении, ношении и применении оружия являлось эффективным средством поддержания общественного порядка, важным инструментом предупреждения и пресечения преступлений с его применением.

В Российской империи до 1917 года стройной системы контроля полиции над оборотом "нестроевых" (т.е. гражданских) видов оружия не существовало. Начиная с 1917 года, Советское государство стремилось контролировать оборот оружия в нашей стране, предусматривая возможность либо необходимость наличия оружия у одних категорий граждан и препятствуя возможности появления его у других. При этом наблюдался жесткий классовый подход в отношении права ношения и хранения оружия, в особенности на первых этапах развития Советского государства. Вначале право на оружие, помимо военнослужащих и сотрудников органов по борьбе с контрреволюцией и преступностью, имели все члены партии большевиков. В дальнейшем, в связи с изменившейся расстановкой классовых сил в стране, круг этих лиц был сужен, что отнюдь не исключало возможности получения разрешение на ношение и хранение оружия для тех граждан, которым оно было необходимо по роду работы либо занимаемой должности. В то же время с целью предотвращения возможности появления оружия у преступных элементов, право на приобретение оружия были лишены те граждане, которым оно не полагалось по роду службы или профессиональной деятельности.

Однако первый единый российский законодательный акт - Закон РФ "Об оружии", закрепивший право российских граждан на применение оружия и вооруженную самооборону в 1992 году. А 13 ноября 1996 года Государственной думой Российской Федерации принимается Федеральный закон "Об оружии", который действует в нашей стране и поныне.

Maxxxy 12-05-2011 12:30

А говорят менталитет не тот.. Историю лучше изучать надо))
обкуренный чебурашка 14-05-2011 15:47

quote:
Originally posted by Maxxxy:
А говорят менталитет не тот.. Историю лучше изучать надо))

и не говорите!
все специально делается, лишают на итории, чтобы лишить свободы!
Иваны не помнящие родства - это самое страшное , что может быть!
обкуренный чебурашка 14-05-2011 15:49

раньше жандармерии применять оружие можно было лишь в строго описанных случаях, а сейчас - хочешь стреляй!
да и менты приезжают на место преступления чтобы фиксировать труп, а не спасти человека! рискуя своим боюхом.
panzerhaubitz 15-05-2011 03:57

А медвепутиным и др. с ними не порядок нужен, а шумок. Под шумок тырить в заграничные оффшоры сподручней. Ато люди ненужные вопросы начнут задавать.
LAD 15-05-2011 15:48

i2.guns.ru

forummessage/22/782

quote:
Originally posted by Peto:
10 декабря 1918 г. СНК РСФСР издал Декрет <О сдаче оружия>,
Обратите внимание за дату, первые шаги :
i2.guns.ru
forummessage/22/782
Den-K 16-05-2011 07:11

Не думал, что у нас оружие начали отнимать коммуняги еще, смахивает на текущую ситуацию, только сейчас не хотят его давать...
ag111 16-05-2011 07:26

Что интересно, капитализм вернули, капиталистическую полицию ввели, а как капиталистические права, оружие гражданам, так сосать?
LAD 16-05-2011 12:10

quote:
Originally posted by Den-K:

Не думал, что у нас оружие начали отнимать коммуняги еще, смахивает на текущую ситуацию, только сейчас не хотят его давать...

ну нет, тогда было в сотни раз хуже.
Сейчас хоть теоретически суды есть и всякое такое, а тогда стреляли без секундного промедления. А отбирать начали чуть не на следующий день...
panzerhaubitz 17-05-2011 18:34

quote:
Originally posted by LAD:
ну нет, тогда было в сотни раз хуже.

Разберем.

quote:
Originally posted by LAD:
Сейчас хоть теоретически суды есть и всякое такое,

Сейчас процент оправдательных приговоров судов (если не брать суды присяжных, компитенцию которых постоянно пытаются сократить) - менее 1%.

У "троек" процент оправдательных приговоров был 10-11%, вроде?

Качество следствия, естественно, лучше не стало за разложением милиции.

quote:
Originally posted by LAD:
а тогда стреляли без секундного промедления.

Гнить заживо в туберкулезной тюрьме лучше, видимо? Это не так. Убивать будут непременно, но медленно. Даже если не физически, но социально и душевно. Результат один.

Den-K 20-05-2011 08:20

quote:
Originally posted by LAD:

Сейчас хоть теоретически суды есть и всякое такое, а тогда стреляли без секундного промедления. А отбирать начали чуть не на следующий день...


как не парадоксально тог-то свободы было больше ,да и прав у народа тоже. Но время ушло, а коммуняги только страну развалили и не дали ей 20 лет спокойствия.
Averi 30-05-2011 16:44

не думала, что у нас разрешено было оружие в свое время, а еще говорятт об отстуствии культуры оружия.... просто нужно вспомнить, что когда-то было забыто.)
дмб 30-05-2011 18:52

на моей памяти ещё гладкое изымали в деревнях,почти в каждом доме было,не сдал наверное каждый 10-й,потом и остатки кончились(износ,утеря,обрезы)
Константин12 31-05-2011 21:12

quote:
Originally posted by ag111:

а как капиталистические права, оружие гражданам, так сосать?


Так у нас не капитализм.У нас "переходный период",от безденежья к бессовестности.
quote:
Originally posted by Averi:

а еще говорят об отстуствии культуры оружия...


Самое странное,КТО это говорит.
Averi 03-06-2011 11:31

наши депутаты, я полагаю, у сами же при этом куча наградного оружия. Сами защищены ,а на других наплевать.
обкуренный чебурашка 10-06-2011 13:16

помимо наградного оружия у них еще и охраны два десятка..
обкуренный чебурашка 10-06-2011 13:19

quote:
Originally posted by panzerhaubitz:

А медвепутиным и др. с ними не порядок нужен, а шумок. Под шумок тырить в заграничные оффшоры сподручней. Ато люди ненужные вопросы начнут задавать.


ну да( людей ненужны киллер ждет(
ser-petrov 13-06-2011 14:22

quote:
Originally posted by Averi:

наши депутаты, я полагаю, у сами же при этом куча наградного оружия. Сами защищены ,а на других наплевать.


да.. вот это новость, беззашитные они наши. У самих арсеналы и армии охранников, а у простых граждан даже оружия нет ,чтоб адекватно противостоять преступникам.
Maxxxy 16-06-2011 18:19

Петиция от сторонников легализации короткоствольного огнестрельного оружия Лидеру Общероссийского народного фронта Владимиру Владимировичу Путину: http://www.onlinepetition.ru/4ad869/petition.html
alex799 22-06-2011 03:27

?!?
Еще сомневаешься, зачем тебе оружие?
http://www.youtube.com/watch?v=X8a-w8MXqkA&feature=feedlik

вопросы легализации короткоствольного оружия

Право на оружие и вооруженную самооборону в России. Наша история