Выживание

Узлы*

Добромир 21-01-2003 09:40

Как ни странно, вопрос об узлах до сих пор был обойден вниманием. А ведь во многих случаях знание способов вязания узлов чрезвычайно важно для выживания, да и вообще в быту. Веревку практически невозможно использовать, пока на ней не завязан хотя бы один узел.
Предлагаю уважаемым коллегам обсудить этот вопрос.
Итак, мое ИМХО: не обязательно уметь вязать бесчисленное количество морских узлов, так как они часто служат для одной и той же цели. Но каждый должен знать по нескольку ОСНОВНЫХ узлов для важнейших случаев применения веревок.
Я бы выделил такие цели и узлы, применяемые в этих случаях, по порядку убывания моих предпочтений (естественно, все это глубокое ИМХО):
1. привязывание веревки к к.-л. опоре:
а. булинь (беседочный узел). Наиболее универсальный, подходит как для привязвыания, так и для образования незатягивающейся петли. При использовании под нагрузкой на скользких веревках, например при навеске перил, лучше его дополнительно "законтрить", хотя мне не известны случаи его саморазвязывания. Впрочем, я предпочитаю вязать контрольный узел на всех веревках, которым доверяю свою жизнь;
б. "восьмерка одним концом" ("фламандская петля"). Чрезвычайно надежный узел, но вяжется сложнее и медленее чем булинь, требует тщательной укладки шлагов;
в. разнообразные штыки. Лично я почему-то им не доверяю для веревок, на которых буду "зависать", но зато они очень быстро вяжутся и вполне подходят для всех остальных случаев
По этим узлам можно посмотреть: http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/uzel05.htm

2. связывание двух веревок:
а. "грейпвайн". Самый прочный узел для связывания, надежен до предела прочности веревки. Но: после работы под нагрузкой практически не поддается развязыванию, веревку приходится резать. Однажды в Крыму в пещере-шахте Молодежная я, навешивая SRT (одноверевочная техника), срастил две веревки этим узлом. Так народ меня чуть не убил: "У нас и так веревок мало, а ты что завязал? Вот сам и развязывай!". Я развязал... Но потратил на это часа два и весь нецензурный словарный запас. Зато уж чувствуешь себя надежно с таким узлом! Нигде не нашел его рисунка, но в общем, это рыбацкий узел не с одним, а с двумя шлагами с каждой стороны, завязанными по типу "констриктора" (как это на словах объяснить, убей, не знаю!);
б. "встречная восьмерка" ("фламандский узел"). Тоже очень надежен, и легко развязывается даже после пребывания под сильной нагрузкой;
в. для связывания концов разной толщины - шкотовый или брамшкотовый узел;
г. прямой узел - для быстрого связывания не "человеконесущих" веревок. http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/uzel03.htm
3. образование незатягивающейся петли:
а. "восьмерка" ("фламандская петля");
б. тот же булинь;
в. обычный "проводник". После нагрузки - фиг развяжешь http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/uzel05.htm
4. затягивающиеся петли и узлы (привязка к открытым с одной стороны опорам, подъем различных предметов:
а. удавка или удавка с полуштыками;
б. констриктор (тот самый, с помощью которого вяжется и "грейпвайн"). Очень интересный и практичный узел; http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/uzel04.htm
в. простой бегущий узел - для привязки "по-быстрому" неответственных веревок, палатку там натянуть и все такое http://sos.karelia.ru/tanner/spas/uzel/uzel06.htm
г. схватывающий узел - очень полезный узел, например подниматься по веревке при отсутствии жумаров, натягивать полиспаст. Сюда же идет узел Бахмана http://ktmz.boom.ru/library/snaraga/uzel/uzelki.htm
5. обвязка чего нибудь или привязка одного длинного предмета к другому: обычный бензель http://pages.ykt.ru/seawolfs/04/4_4.html

6. ну, и желательно знать еще карабинные узлы типа Уйа и т.п. http://ktmz.boom.ru/library/snaraga/uzel/uzelki.htm

По моему мнению, знание этих узлов достаточно для большей части практических потребностей. Хотелось бы знать мнение уважаемых участников об этом списке, что в него добавить или исключить, какими узлами кто пользуется.
Также здесь я не говорил о рыболовных узлах, так как они отличаются своеобразием.

Kречет 21-01-2003 10:24

К стыду своему кроме обычного узелка и, петлю на веревке для крепления на систему - булинь(?) что-ли, а мож и не он - больше никаких не знаю. Но зато если такой узел-петлю на двух концах веревки - достаточно надежное соединение...
Василий2 22-01-2003 12:06

В свое время занимался в морском клубе, поэтому сделаю пару дополнений:

1. Беседочный узел нас учили завязывать вокруг себя одной рукой и с закрытыми глазами (кстати, так я вяжу его даже быстрее). Насколько я знаю, такой способ завязывания наиболее важен, поэтому изучать, IMHO, стоит именно этот способ. В приведенной ссылке как раз дана соответствующая техника.

2. Я бы добавил рифовый узел - вяжется так же как и прямой, но с бантиком. Сохраняет достоинства и недостаки последнего (т.е. быстроту завязывания и ненадежность), но при этом гораздо легче развязывается.

Кстати, в обязательный набор юного моряка входили 7 узлов: прямой, рифовый, шкотовый, штык, шлюпочный, выбленочный и беседочный (на себе). Но Добромир прав, узлы типа встречной восьмерки или быстрой удавки очень в кассу.

P.S. А констриктор - вообще вещь!

Vitiaz 22-01-2003 01:41

По горам не лазил. В равнинной практике (и ребят учу) используем следующий набор:

1. Связывание веревок
- прямой с контрольными
- ткацкий
- брамшкотовый

2. Проводники (на карабин и глухие петли)
- простой проводник (чтоб знали)
- восьмерка (основной)+ умение вязать в обводку (одним концом)
- "заячьи уши"

3. Булинь
- одной рукой на себе
- сделать простую обвязку
- сделать беседку

4. Привязывание "за пейзаж"
- "удавка"
- "коровий" с контрольными (могу ошибиться с названием)

5. Вспомогательные (сплотка, перемещение тяжестей и т.п.)
- "стремечко" (для самооборонщиков очень подходит руки вязать)
- узел Бахмана
- схватывающий + он же через карабин
- не помню названия, через два карабина для подъема тяжестей

6. Спуск на карабине
- "три щелчка" (позволяет страховать снизу)

Все остальное обычно тредует дополнительного оборудования (восьмерок там и пр.)

Думаю, что в обычной жизни надо уметь быстро и качественно связать два конца веревки (брамшкотовый будет универсальнее всех), привязать веревку к чему-либо (удавка), сделать на ней глухую петлю для буксира (восьмерка), самому закрепиться на веревке (булинь одной рукой) и связать несколько палок (стремечко). Таким образом получаем минимум для бытовых условий в 5 узлов.

Логично, что специальное применение веревки потребует углубления навыков.

Да, еще в быту может пригодиться "узел Линча"

Men 22-01-2003 04:40

2Vitiaz
Про "три щелчка" можно чуть подробнее?
Alligato 22-01-2003 04:50

to Добромир: Если не секрет спелеологией все еще увлекаешься или бросил уже? Какой клуб?
информацию можно здесь или на мыло: alligato@sama.ru
Из того чему нас учили в спелеосекции: булинь, восмерка одним концом, просто восьмерка, встречная,Девятка
Имеет наибольшую прочность (70-74%) по сравнению со всеми остальными узлами серии "проводник" - снижает прочность верёвки даже меньше чем "восьмёрка",
проводник, австрийский проводник, заячьи ушки, прямой, встречный, стремя, схатывающий и т.д. и т.п. так сразу и не вспомнишь...
Добромир 22-01-2003 07:54

2 Alligato: Одно время сильно увлекался. Ходил с ребятами из "Барьера" (спелеоклуб МФТИ), а в основном просто с "группой товарищей". География стандартная - Крым, Кавказ, в подмосковных катакомбах копался. Но вот уже около трех лет никуда не ходил, обстоятельства не позволяют. Пару раз в году удаетсяна веревках потренироваться, чтобы не забыть, какой стороной веревку в десандер пихать
Про "девятку" забыл, каюсь, действительно лучше восьмерки, я ведь по старой привычке и сам все петли девяткой делаю.
Vitiaz 22-01-2003 10:51

Способ прост "как электровеник".

Преимущества.
Простота
Доступность
Не используются доп. устройства.
Используется мало веревки (минимум).
Можно страховать рабочей веревкой снизу
Можно спускать пострадавшего (на этой самой страховке)

Недостатки
СИЛЬНО трет карабин
Сильно крутит (сучит) веревку.
Очень трудно остановиться надолго (сделать станцию)
Велика опасность затягивания в карабин одежды.

В общем, используется как аварийный способ.

Как сделать. Естественно, используются стандартная беседка (подвесная система) и карабин с муфтой.

1. Встать спиной к направлению спуска
2. Приложить карабин глухой стороной к веревке (веревка спущена вниз или сложена в емкость, главное вы стоите возле прямой веревки)
3. !!! НИЖНИЙ !!! (относительно вас)конец веревки вщелкивают в карабин 3 раза (отсюда название). ЭТО ВАЖНО!!!
4. НИЖНИЙ конец веревки пропускают "по ягодичной складке" и бержат в руке возле карабина.
5. выбирают слабину - веревка ВЫШЕ карабина должна быть натянута и плотно проходить по телу.
6. Нижний конец веревки в вашей руке должен СВОБОДНО ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ ЛАДОНЬ. Управление скоростью спуска осуществляется регулированием пути веревки по телу: рука с нижним концом ближе к карабину - спуск медленнее; рука дальше - быстрее. Если потеряете веревку - поедете ОЧЕНЬ БЫСТРО, но медленнее, чем в свободном падении.
7. Можно спускаться.

При спуске пострадавшего или подстраховке скорость спуска может регулировать человек, стоящий внизу. Регулировка осуществляется наклоном веревки: чем она горизонтальней - тем скорость спуска ниже. На практике, если отклонение от вертикали составит ок. 30 град, человек на веревке остановится. Угол зависит от веса груза.

Еще раз напоминаю, что способ является аварийным, не предназначен для высотных работ и спусков с большой высоты. Лично работал таким образом спуски с четвертого этажа стандартной высоты. Особенно хорошо спускать таким образом грузы с регулированием скорости спуска снизу.

Alligato 23-01-2003 09:04

to Добромир: Спасибо за ответ.
Men 23-01-2003 10:01

2Vitiaz
Спасибо! Не совсем все понял, но общий принцип ясен. Буду разбираться, кто-куды-чаво-и-как.
Vitiaz 23-01-2003 02:08

Оно, конечно, раз показать... Но приходится на пальцах и словесно.
yukko 26-05-2006 19:15

Книга по узлам с рисунками. fictionbook.ru
Diego03 26-05-2006 20:46

А меня вот все время удивляло в американовских фильмах, как они там петлю для повешения вязали. Монументальную такую. Даже не знаю, как описать. Ну, все наверное видели.
Kotofeich 26-05-2006 20:53

2 Диего

http://www.shipmodeling.ru/knots06.php

Затягивающаяся удавка(рис. 88). Этот узел так же называют эшафотным, или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее.


click for enlarge 384 X 435 164.2 Kb picture

Diego03 26-05-2006 20:57

О как! Спасибки!
LAD 27-05-2006 23:38

В Мск, на м. Красные ворота, в "Транспортной книге" купил книжку по узлам, морским( ), за 51 руб. Вообще там не мало интересного по водному транспорту, лодкам, првила вождения судов и т.п.
Батарейкин 28-05-2006 02:18

quote:
Originally posted by Diego03:
А меня вот все время удивляло в американовских фильмах, как они там петлю для повешения вязали. Монументальную такую. Даже не знаю, как описать. Ну, все наверное видели.

Уроды они, амеры! Наши вешают гуманнее!
ИМХО: У "наших" человек погибает от тонкой веревки, из-за перелома позвоночника в основании черепа, а у "амеров" долго корчиться от удушья, т.к. толстая веревка не ломает позвонков, а только пережимает трахеи!

Diego03 28-05-2006 02:56

Точно, Володь, уроды!
Но мы ж тоже не лыком шиты.
Никаких амеров еще в помине не было, а у нас уже и на кол и на дыбу...
Andrew Nik 28-05-2006 15:20

Да, узлы рулят.
Для себя определил наиболее важные, научился вязать по книге Скрягина, периодически тренируюсь чтобы не забывать:
- незатягивающаяся петля - беседка
- для сращивания двух веревок намертво - двойная восьмерка
- для сращивания двух веревок с возможностью быстро развязать - ткацкий
- для прочного самозатягивающегося крепления конца на цилиндрической палке - двойной констриктор

Хочу спросить совета у знатоков. Часто нужен бывает такой узел чтобы обвязав что-либо (например, коробку), два конца намертво связать, и при этом основная обвязка натянулась бы. Дилетантский способ - нафигачить друг на друга 2-3 простых узла, и когда завязываешь второй - попросить кого-нибудь прижать первый.
Может для этих целей специальный грамотный узел есть?

Ja 29-05-2006 15:39

Добавил бы австрийский проводник.
Andrew Nik 29-05-2006 16:38

Что за проводник? У Скрягина не нашел.
Ja 29-05-2006 18:27

quote:
Originally posted by Andrew Nik:
Что за проводник? У Скрягина не нашел.

http://ktmz.boom.ru/library/snaraga/uzel/uzelki.htm

6-й сверху.

Andrew Nik 29-05-2006 18:38

Ещё бы там что-то можно разобрать было...
yukko 29-05-2006 19:26

quote:
Originally posted by Andrew Nik:
Что за проводник? У Скрягина не нашел.

У него на эту тему Бурлацкая петля, Ездовая петля и 'Травяная' петля.

frost 03-06-2006 02:51

Вы че?а как же "штыки"?
Andrew Nik 03-06-2006 12:20

Да штыки, имхо, только для корабельных снастей хороши (швартовка и всякие подобные задачи), а на синтетических веревках, нитках, шпагате и прочем что в быту используется - как-то не очень.
frost 05-06-2006 12:57

2 Andrew
а чем тогда крепить веревку при переправе?удавкой?а потом чтобы снять заново навешивать полиспаст?нафиг надо.
slava_zz 05-06-2006 06:30

обучая ребят, все время привожу поговорку
"Из-за неправильно завязанных узлов погибло больше людей, чем в морских сражениях"

стальной трос связать- "неправильный" прямой
тонкий к толстому- брамшкотовый
а так самый массовый- конечно булинь
"король узлов"
он единственный держит петлю на геофизическом проводе в скользкой жесткой ПХВ оболочке

штыки на синтетике держат
всякие оттяжки антенн и палаток- на них

Сергей С 05-06-2006 13:02

quote:
Originally posted by frost:
2 Andrew
а чем тогда крепить веревку при переправе?удавкой?а потом чтобы снять заново навешивать полиспаст?нафиг надо.

Стремечко

Сергей С 05-06-2006 13:02

quote:
Originally posted by frost:
2 Andrew
а чем тогда крепить веревку при переправе?удавкой?а потом чтобы снять заново навешивать полиспаст?нафиг надо.

Стремя

maxim_ch 05-06-2006 19:07

Хм.. А как стремя под нагрузкой развяжите? ИМХО, под нагрузкой ни как.. только резать.. или тянуть второй полиспаст..
Сергей С 05-06-2006 23:35

А зачем узел во время переправы или когда на верви груз весит(а именно тогда он под нагрузкой) развязовать?
А плюс стремени в том, что он под нагрузкой не затягивается намертво и потом его можно развязать.
frost 05-06-2006 23:49

2 Сергей С
естественно я имел ввиду стремя + пару тройку штыков.

2 maxim_ch
всегда вяжу этот узел. даже под нагрузкой легко все развязать.

frost 05-06-2006 23:57

хотел бы узнать мнение о быстроразвязывающихся узлах (пиратский, курьерский и т.д.) лично я боюсь их юзать
Сергей С 06-06-2006 12:06

А что это за узлы? Либо я о них вобще не знаю, либо они мне известны по другим названием.
slava_zz 06-06-2006 07:11

забыл добавить- конечно констриктор
вязать рамы- каркасы деревынные всякие, ряжи

калмыцкий узел- горловина рюкзака не затягивается и и быстро развязывается

Postoronnim V 06-06-2006 16:05

Лет 20 назад видел вроде, как новоизобретённый узел - шаровый. Применение - контролька.
frost 06-06-2006 19:46

ну типа спускаешься по веревке, потом дергаешь за 2 конец и узел наверху развязывется
maxim_ch 07-06-2006 14:40

2 frost, Сергей С
Хм, а как вы натягиваете переправу? я полиспастом в троем. - нагрузка на веревку получается минимум 250-300 кг, если под такой нагрузкой развяжите стремя - то соглашусь с вами, но что-то у меня большие сомнения что его можно развязать ;-(.. Хотя надо будет пропробовать.. Еще один минус стремени - ослабляет вервку, как и любой другой узел. Но стремя ослабляет значительно сильнее - до 50%.. штык, да еще с несколькими обносами может и ослабляет, но в том месте где он завязан нагрузка в разы меньше чем на натянутой веревкой..

По поводу саморазвязывающихся узлов - по моему гоному опыту есть только один сморазвязывающийся узел - проводник-удавка.. По карйней мере другими узламина спуске не пользовался и пользоваться не буду. У удавки не знаю ни одного не достатка - вяжется просто, легко развязывается, надежен. А что еще надо?

taupin 08-06-2006 08:55

quote:
Originally posted by Сергей С:
А что это за узлы? Либо я о них вобще не знаю, либо они мне известны по другим названием.

Привет Серега просто многие называют одни и теже узлы разными названиями.
Я вот сужу соревнования по турмногоборью и часто сталкиваюсь с стем что не всегда понимаю ккакой узел хочет завязать участник.(Судя по его названию) а когда завяжет все становится ясно.

taupin 08-06-2006 08:58

[QUOTE]Originally posted by maxim_ch:
[B]2 frost, Сергей С
Хм, а как вы натягиваете переправу? я полиспастом в троем. - нагрузка на веревку получается минимум 250-300 кг, если под такой нагрузкой развяжите стремя - то соглашусь с вами, но что-то у меня большие сомнения что его можно развязать ;-(.. Хотя надо будет пропробовать.. Еще один минус стремени - ослабляет вервку, как и любой другой узел. Но стремя ослабляет значительно сильнее - до 50%.. штык, да еще с несколькими обносами может и ослабляет, но в том месте где он завязан нагрузка в разы меньше чем на натянутой веревкой..

По поводу саморазвязывающихся узлов - по моему гоному опыту есть только один сморазвязывающийся узел - проводник-удавка.. По карйней мере другими узламина спуске не пользовался и пользоваться не буду. У удавки не знаю ни одного не достатка - вяжется просто, легко развязывается, надежен. А что еще надо?

LOMM 08-06-2006 13:50

вот придумал новый узел. по сути это незатягивающийся, чем-то схож с беседочным. может я велосипед изобрел?
click for enlarge 640 X 480 150.4 Kb picture

здесь он представлен более схематично. на самом деле завязывается он легко пальцами одной руки


добавлено 10.06.2006 в 14:06

в принципе, булинь, схематично представленный вот такой,правда при затягивании он переформировывается (в таком виде, как сейчас, это просто глупая удавка):

click for enlarge 640 X 480 185.8 Kb picture
так, кстати, его легче завязывать (для тех кто не знает. я, напрмер, сам недавно до этого додумался, хотя подозреваю, что в литературе это описано)

Postoronnim V 09-06-2006 14:44

По принципу работы на разновидность на булиня определённо похож. Ранее такого не встречал.
Сергей С 11-06-2006 12:21

Вот булинь (контрольный узел обязателен)

2LOMM
Без обид, но тем узлом, что показали вы, я бы не стал пользоваться.

LOMM 11-06-2006 01:03

Сергей, на второй картинке - самый настоящий булинь. просто так он завязывается легко. при затяжке формируется та же конструкция, что и на вашем рисунке. проверено.
с первым все так же. я уже несколько способов его завязывания придумал. за 3 секунды можно завязать.
я, конечно, не претендую, что изобрел супер-пупер кнот. но ведь даже и у булиня несколько разновидностей существует: калмыцкий, казацкий (кажется).
в моем случае при затяжке получается более громоздкая конструкция. развязывается также легко. вяжется несложно.
здесь имеет место еще один деликатный вопрос: существует множество взаимозаменяемых узлов для различных целей, которые дают примерно одинаковые результаты. да и вообще их немерено. почему одни отдают предпочтение определенным узлам, а другие иным, для меня пока еще не ясно. скажем, две веревки можно завязать встречной восьмеркой, встречным прямым, водяным итд. все они дают одинаковый результат
vesin 11-06-2006 13:17

все они дают одинаковый результат
...
Попробую не согласиться.
Разные узлы дают разную нагрузку на концы веревки. В процентах - 50/50; 70/30; и т.д.
Почему при равной нагрузке на концы почти все используют "альпийский проводник", а не "восьмерку"? Узел симметричен.
А на карабине наооборот.
Мне кажется так.
Сергей С 11-06-2006 23:55

quote:
Originally posted by LOMM:
Сергей, на второй картинке - самый настоящий булинь. просто так он завязывается легко. при затяжке формируется та же конструкция, что и на вашем рисунке. проверено.

Попробовал.... Гы. Булинь, аднака - век живи, век учись

Сергей С 11-06-2006 23:59

Всплмнил все узлы, что пользую:
1. Бабский
2. Проводник всеми способами
3. Восьмера всеми способами
4. Австрияк
5. Булинь, двойной
6. Стремя
7. Грейпвайн
8. Заячьи уши
9. Еще штук 7 - не помню как называется.
frost 15-06-2006 23:20

2 Сергей С
А "бабский зачем?на шнурки?
frost 15-06-2006 23:24

2 tairun
Пререправу натягиваем по разному, минимум втроем,обычно 4-5 человек, полиспаст через карабины (если повезет то через ролики ) стремя развязывается вообще без проблем (т.е. стремя и пару полуштыков) поэтому его и используем
frost 15-06-2006 23:25

не знаю насчет этого способа завязывания булиня, но я уже забыд как он вяжется могу только одной рукой завязать. вот такой у меня глюк
Сергей С 15-06-2006 23:44

quote:
Originally posted by frost:
2 Сергей С
А "бабский зачем?на шнурки?

Угу. И еще мещочек с магнезией.

frost 14-07-2006 23:52

up!
Fotogaf 16-07-2006 19:33

Всем: http://skitalets.ru/books/uzly_yurik/index.htm неплохая книга по узлам

Выживание

Узлы*