Лодки. Моторы.

Прохват воздуха при глиссе под днищем ПФХ-плоскодонки

Ouzer 01-06-2016 16:30

Вопрос к сообществу, кто как борется с прохватами?
Что сейчас у меня получается.
На комплекте Флинк F300TL и мотором 2Т Меркури 3,3 прокатился в режиме обкатки.Когда разобрал весло и из половины соорудил удлинитель румпеля и перебрался к передней банке, мотор выскакивает (один седок без шмурдяка) на переходный(?) глиссер при чуть более половине газа. Идет резкое увеличение скорости (раза в 1,5 визуально, в будущем GPS-ом замерю). За счет сместившейся вперед развесовки мотор стал меньше зарываться под лодку. Но появились прохваты - хапает поздух из под плоского днища. Как то под днищем образуется воздушный пузырь, мотор в него проваливается, выбиваясь из своего ровного движения ввинчивания в воду. При прохождении волн это еще более заметно становится. С глисса, однако, не сваливается, но при прохвате притормаживает, что дополнительно и ненужно создает рывок мотором на крепления и транец.
Касательно рывков - попробую усилить здесь транец через подкладку доски под штатный транец и доп.цепочки к задним креплениям бортового троса.
А вот как вообще убрать прохваты? Что тут может помочь - изменение угла установки мотора, подкладка под пайол надувной сосиски-киля, установка гидрокрыла, или еще что?
Lewa 01-06-2016 17:41

quote:
Originally posted by Ouzer:

А вот как вообще убрать прохваты? Что тут может помочь - изменение угла установки мотора, подкладка под пайол надувной сосиски-киля, установка гидрокрыла, или еще что?


Поиграй углом установки.
Высоту установки мотора проверь. АКП должна быть вровень с днищем или ниже до 20-25 мм. Как правило, мотор опускают до исчезновения прохватов, но ниже 25 мм возрастает сопротивление. Прохватами при резких поворотах можно пренебречь...
Как-то так...
Ouzer 01-06-2016 18:23

quote:
Originally posted by Lewa:
АКП

это что?
Lewa 01-06-2016 18:30

quote:
Originally posted by Ouzer:

это что?


Антикавитационная пластина.
С мотором шла какая-нибудь мурзилка? Полистай, там должно быть об установке мотора.
Compass 02-06-2016 12:24

На плоскодонной лодке полностью убрать подхват воздуха не получится никак. Уменьшить - максимально низкой установкой мотора и поджатием его к транцу. А так же путем изменения центровки после выхода на глиссирование (перемещением собственной тушки ближе к корме лодки). Но при поворотах подхваты воздуха будут все-равно.
Ouzer 02-06-2016 13:36

quote:
Originally posted by Compass:
А так же путем изменения центровки после выхода на глиссирование (перемещением собственной тушки ближе к корме лодки)

ага, это можно попробовать.
Lavender 02-06-2016 15:02

Флинк F300TL - это же лодка с навесным транцем. И Мерк 3.3.

Какой, к чертям, глиссер? На полном газу навесной транец просто перестаёт работать, мотор отклоняется под лодку, вектор тяги при этом выталкивает корму вверх, чем создаёт иллюзию глисса.

Для глисса нужен встроенный транец.

Ouzer 02-06-2016 15:19

quote:
Originally posted by Lavender:
Для глисса нужен встроенный транец.

А что еще, кроме встроенного транца, для глисса характерно?
Compass 02-06-2016 15:28

quote:
Изначально написано Lavender:
Флинк F300TL - это же лодка с навесным транцем. И Мерк 3.3.

Какой, к чертям, глиссер? На полном газу навесной транец просто перестаёт работать, мотор отклоняется под лодку, вектор тяги при этом выталкивает корму вверх, чем создаёт иллюзию глисса.

Для глисса нужен встроенный транец.

Да не, глиссируют они... убого и смешно, с кучей дополнительных геморроев, но кое-как получается.


Филипок 02-06-2016 18:37

quote:
Originally posted by Compass:

глиссируют они... убого и смешно,


+1. нешта нитое.
Ouzer 02-06-2016 18:47

ну так никто и не говорит, вроде, что это офигенные глиссеры
Но эта конструкция перепрыгивает вал воды, выходит в горизонталь и резво прибавляет в скорости при том же газе. Ползать по кокпиту при сем не пробовал пока.
И вот вопрос, раз посудина выпрыгивает на поскакушки наверх, как их ни назовите, чи глисс, чи иллюзия оного, чи переходный режим - но как убрать прохваты?
Филипок 02-06-2016 18:54

увеличивать жесткость связки мотор-лодка.
Compass 02-06-2016 19:17

quote:
Изначально написано Филипок:
увеличивать жесткость связки мотор-лодка.

Не поможет. Нету сформированного потока воды за кормой лодки в которой работает винт(на нормальных лодках он формируется килем, гидролыжей , транцевыми плитоами и т.п.) а здесь ничем не формируется - потому винт работает и так в возмущенной среде, и чуть что - подхват воздуха. Только заглубить как можно глубже, зафиксировать, как можно жестче, ну и елозить задницей по лодке вперед-взад в поисках оптимального ЦМ.

Ouzer 02-06-2016 20:21

Вот криво-косо заснял один из выходов на глисс (там по инструкции не больше 2 минут в одном положении газа, поэтому ни то нисе, чисто, чтобы показать о чем речь, это ни в коем случае не показательное видео.


Wollf 03-06-2016 05:23

quote:
Изначально написано Ouzer:
Вопрос к сообществу, кто как борется с прохватами?
Что сейчас у меня получается.
На комплекте Флинк F300TL и мотором 2Т Меркури 3,3 прокатился в режиме обкатки.Когда разобрал весло и из половины соорудил удлинитель румпеля и перебрался к передней банке, мотор выскакивает (один седок без шмурдяка) на переходный(?) глиссер при чуть более половине газа. Идет резкое увеличение скорости (раза в 1,5 визуально, в будущем GPS-ом замерю). За счет сместившейся вперед развесовки мотор стал меньше зарываться под лодку. Но появились прохваты - хапает поздух из под плоского днища. Как то под днищем образуется воздушный пузырь, мотор в него проваливается, выбиваясь из своего ровного движения ввинчивания в воду. При прохождении волн это еще более заметно становится. С глисса, однако, не сваливается, но при прохвате притормаживает, что дополнительно и ненужно создает рывок мотором на крепления и транец.
Касательно рывков - попробую усилить здесь транец через подкладку доски под штатный транец и доп.цепочки к задним креплениям бортового троса.
А вот как вообще убрать прохваты? Что тут может помочь - изменение угла установки мотора, подкладка под пайол надувной сосиски-киля, установка гидрокрыла, или еще что?

Поможет смена комплекта.
А к этому ты все равно придешь. И чем скорее, тем менее мучительно и затратно.
Приятель мастерил и киль из водопроводных пластиковых труб и клеил надувной и днище феном грел, чуть вытягивая его под кильсон и пайолы реечные менял на цельные со стингерами: в итоге купил другую лодку - как не мучай плоскодонку на небольшой волне это полный ппц - прохваты, расколбас такой, что вещи того и гляди катапультируются в воду.

Филипок 03-06-2016 09:37

quote:
Originally posted by Wollf:

Поможет смена комплекта.


+1.
Ouzer 03-06-2016 13:20

quote:
Originally posted by Wollf:
Поможет смена комплекта.
А к этому ты все равно придешь. И чем скорее, тем менее мучительно и затратно.

Ребят, не надо меня агитироват за совецкую власть, не первый год на разных посудинках хожу, и даже не первый десяток. Но в основном на жестких корпусах. Поэтому в ПВХшках только учусь. Цель не стоит вывести комплект в хорошие глиссеры, я достаточно ясно понимаю, что это утопия. Тем более, при волнении. Но вот если есть возможность проехать по спокойной воде, почему бы и не поглиссировать? И именно и только для этого я и пытаюсь забороть прохваты.
А смена комплекта, вполне вероятна. Была мысль сделать из данного комплекта некий рыбацко-охотничий универсальчик, тут скорости вторичны. Но тяжеловат получается универсальчик. Поюзаю сезон, посмотрим, либо буду понижаться, что то типа Флинк-280 + Яма-2, либо, наоборот, в сторону Групер-330С + Тоха-9,8. Но это будет не смена, а дополнение, т.к. мелкий флот все же нужен. Либо пока будет нынешний комплект устраивать.
Lavender 03-06-2016 21:40

quote:
Изначально написано Ouzer:

Ребят, не надо меня агитироват за совецкую власть, не первый год на разных посудинках хожу, и даже не первый десяток. Но в основном на жестких корпусах. Поэтому в ПВХшках только учусь. Цель не стоит вывести комплект в хорошие глиссеры, я достаточно ясно понимаю, что это утопия. Тем более, при волнении. Но вот если есть возможность проехать по спокойной воде, почему бы и не поглиссировать? И именно и только для этого я и пытаюсь забороть прохваты.
А смена комплекта, вполне вероятна. Была мысль сделать из данного комплекта некий рыбацко-охотничий универсальчик, тут скорости вторичны. Но тяжеловат получается универсальчик. Поюзаю сезон, посмотрим, либо буду понижаться, что то типа Флинк-280 + Яма-2, либо, наоборот, в сторону Групер-330С + Тоха-9,8. Но это будет не смена, а дополнение, т.к. мелкий флот все же нужен. Либо пока будет нынешний комплект устраивать.

У меня недавно было 3 комплекта:
1) Свежеприобретённая гребная байдарка весом 6 кг.
2) Моторная узкая лодка под одного человека и с моторами 2.5 и 5 л.с.
3) Групер-400 с 15 л.с.

Пункт 2 продал, так как почти не задействовался. И пешком не потаскаешь, и для больших водоёмов слабовато.

Ouzer 03-06-2016 23:37

quote:
Originally posted by Lavender:
Пункт 2 продал, так как почти не задействовался. И пешком не потаскаешь, и для больших водоёмов слабовато.

А какой вес комплекта получался?
Ouzer 03-06-2016 23:47

quote:
Originally posted by Compass:
Нету сформированного потока воды за кормой лодки в которой работает винт(на нормальных лодках он формируется килем, гидролыжей , транцевыми плитоами и т.п.) а здесь ничем не формируется - потому винт работает и так в возмущенной среде, и чуть что - подхват воздуха.

интересно, а ведь на деревяшках-плоскодонках и разных казанках-обянках тоже ведь килеватость не сильно выражена - и ничего, глиссируют.
Мне больше кажется, что тут срабатывает момент "перееханного бревна", "наезда на воздушный валун" - т.е. в какой то неблагоприятный момент под днище, не зафиксированное килем жестко в одной плоскости, "заглатывается" пузырь воздуха. Который, прокатываясь под всем днищем и прогибая его, ане выдавливаясь по бокам, как у сформированно-килеватой лодки и дает на выходе "прохват" - провал винта в воздушную полость.
...нужен киль...хотя бы небольшой...
Wollf 04-06-2016 12:27

quote:
Изначально написано Ouzer:

интересно, а ведь на деревяшках-плоскодонках и разных казанках-обянках тоже ведь килеватость не сильно выражена - и ничего, глиссируют.
Мне больше кажется, что тут срабатывает момент "перееханного бревна", "наезда на воздушный валун" - т.е. в какой то неблагоприятный момент под днище, не зафиксированное килем жестко в одной плоскости, "заглатывается" пузырь воздуха. Который, прокатываясь под всем днищем и прогибая его, ане выдавливаясь по бокам, как у сформированно-килеватой лодки и дает на выходе "прохват" - провал винта в воздушную полость.
...нужен киль...хотя бы небольшой...

Все правильно.
Вот пример хреновой китайской лодки


смотреть с 4мин 50сек.
Видно, как неправильно скроено днище(в этих складках скапливается воздух и вода, "бревно" и прочие прелести) - итог: для выхода на глисс 2 чел+ шмурдяк нужно колхозить гидрокрыло на 9.8 мотор.
Смешно просто, я на меньшей лодке на подубитом Ветерке 8 без гидрокрыльев двоих поднимал со шмурдяком, но дно с килем просто звенело от натяжки.

кимряк 04-06-2016 20:02

Ouzer,вы комплект подбирали для:
-Цель мобильная охото-рыбалка на равнинных водоемах.(с)
Вот загрузите провиант,снасти,топливо,шмотки и будет чистая водоизмещенка без всяких прохватов.
Пользовался я как-то лодкой АКВА-280 с самодельным реечным настилом,подвесным транцем и ямахой-2 на нём.Скорость в полгаза по спокойной воде 7-8 км/ч при любой загрузке.Добавлять газ бессмысленно-мотор орёт и под транец лезет,пол пузырем выгибает,скорость не растёт. Ваша мотолодка теоретически поведёт себя чуть лучше,но незначительно ибо по сути она гребная,а не моторная.
Ouzer 05-06-2016 09:27

Я же написал, я понимаю, что ее стихия водоизмещенка. Но если есть возможность проскочить налегке и по тихой воде (что по утрам-вечерам совсем не редкость) побыстрее, почему бы и нет?
Поеду еще попробую, вобщем
кимряк 05-06-2016 14:01

попробуй это
https://www.youtube.com/watch?v=y-54g4e6jsA
Ouzer 12-06-2016 12:29

Ужесточил транец, играю с углом, есть подвижки. Похоже, надо попробовать транец чуть пильнуть - вроде на пару-тройку сантиметров высоковат.
И в размышления о выгоде 6 кг на Флинк 280 вкрадывается, что с его реечными пайолами он так не поедет, будет гнуться гусеницей.

Лодки. Моторы.

Прохват воздуха при глиссе под днищем ПФХ-плоскодонки