В качестве самоубийц были выбраны два чела: профессиональный виртуальный пилотажник из сквада "Fighting Woodpeckers" - FW_Strij, делегированный сквадом для этой мега-ответственной миссии, и... скромный штурмовик/бомбер-линейщик в лице мну.
Вот ролик, который даёт некое представление о том, кто такие "Боевые дятлы", и ЧТО они делают, а так же - каким нечеловеческим мастерством обладают вирпилы этого легендарного сквада!
По плану, съёмки должны были проходить в два этапа. Первый - у меня на квартире, где мы должны были показать полёты в "Ил-2", второй - в реале, на легендарном аэродроме Ватулино под Рузой.
Вот мои отчёты с "желтого" форума "Ил-2" об этом.
Этап 1.
Журналисты остались довольны, но по секрету сообщу, что имело место
пресловутое SNAFU.
Началось с того, что ночью перед съёмками моему компу наступил
FUBAR: полетела винда. Наглухо, в мясо. А установочного диска - нема,
да и времени не оставалось...
В итоге FW-Strij привёз свой системник, и мы в мыле до приезда
телевизионщиков ставили дрова на мой джой и судорожно пытались
наладить сеть. Почти успели.
Первым полетел FW-Strij, он показывал жёсткий парный пилотаж с
FW_Solo, который летел по сети из Иркутска.
Всё бы ничего, но я думаю, что тут все понимают, что такое
"дятловский" пилотаж, и какой собранности и концентрации
внимания он требует. А ведущий передачи... начал задавать
FW-Strij'у вопросы... Бедный FW-Strij, он и так-то первый раз
перед камерой, да ещё такой атас в воздухе, да ещё вопросы...
Вобщем, после полёта он ВООБЩЕ не помнил, о чём его спрашивали, и что
он отвечал... Так что если в эфир попадут его слова о том, что:
"Долетев до края карты - просто упрёшься в край, но карты
довольно большие - можно минут 15 лететь"; или: "Главное -
удержаться за ведомым" - делайте скидку на то, в какой
обстановке это происходило.
Самый ахтунг начался на посадке.
FW_Solo: "Газ сорок!"
FW-Strij: "Есть!"
FW_Solo: "Механизация!"
FW-Strij: "Есть!"
Роман (ведущий): "А, скажите... (задаёт очередной
вопрос)".
FW_Solo: "Шасси!"
FW-Strij: "(Отвечает на вопрос Романа)".
FW_Solo: "Выравниваем!"
FW-Strij: "Есть!"
FW_Solo: "СКОРОСТЬ!!! ГАЗ КАКОЙ?!!"
FW-Strij: "У меня газ - сорок"...
И крыло ведущего начинает вползать в фонарь FW-Strij'а...
Я стоял сзади, за камерой - чуть не заорал! Если очко десантника при
прыжке развивает усилие, способное перекусить стальной лом - то я по
ощущениям - титановый бы перекусил...
FW_Solo (вот что значит Мастер!) успел среагировать - дал по форсажу
и сказал: "Ты шасси забыл выпустить, внимательнее!"
От нервяка FW-Strij перегазовал на выравнивании, поэтому после
касания вторично чуть не протаранил ведущего. Оба бегут по полосе,
газ в ноль, но тормозить рано - скапотируешь. А дистанция всё
меньше...
Вобщем, всё закончилось удачно, с ювелирной точностью. FW-Strij чуть
ни на целый килограмм, по-моему, похудел за этот вылет. Вытирая пот с
лица он эффектно сказал в камеру: "Да-а... Жаркая посадочка
получилась..." Журналисты же, как оказалось, ВООБЩЕ не поняли,
что что-то было не так!
Потом полетел я. Сел на Ил-2, привычный, как вторая кожа, и наивно
подумал, что мне сейчас будут задавать те же вопросы, что и
FW-Strij'у. Прогреваюсь. Роман спрашивает: "А что это за
самолёт?" Я говорю: "Это Ил-2!" Газ 110%, начинаю
разбег. Меня ОЧЕНЬ сильно ведёт в сторону. Понимаю, что забыл
выставить руддер в ноль. Резко кручу твистер до упора в сторону сноса
и в нейтраль. Роман: "А расскажите, что это за самолёт, как и
когда он появился?" Я чуть не скапотировал от такого вопроса.
Потому что на "автопилоте", отключив мозг, на него ответить
невозможно.
Ладно, пока шёл на маршруте - рассказал, как мог. Мне КАЗАЛОСЬ, что я
делал это достаточно связно и вразумительно. Как получилось - увидим.
Потом я показал атаку колонны, противозенитные манёвры, технику
стрельбы, не забывая хвалить самолёт.
А потом был огурец в левую плоскость, и мне вынесло пушку.
Отчаянно делая вид, что "так и должно быть", я показал
особенности стрельбы с учётом ассиметричной отдачи, показал заход
сбоку колонны с прочёсом её вдоль, используя ассиметричную отдачу.
(Даже в кого-то попал один раз при этом). Усмешка
Затем я показал пилотаж "между ёлками" на высоте 5м,
объясняя, что это, типа, для ухода от истребителей. А потом впереди
замаячил "плоский" лес. На моём-то компьютере при помощи
филлипкатора выкручены все настройки на абсолютный максимум, поэтому
лес по периметру обсажен деревьями и выглядит красиво. Но у
FW-Strij'а компьютер был послабее, и лес сбоку становился
невидимым. Чтобы нечаянно в него не впилиться, я сделал боевой
разворот, сопровождая его комментарием, что вот, мол, оторвавшись мы
осматриваем в манёвре заднюю полусферу, иначе, мол, за бронеспинкой
не видно. Типа тут у нас истребителей нет, но вот когда они есть...
Роман немедленно потребовал показать воздушный бой.
Если бы я заранее знал, что мне придётся это делать - я бы и карту
подготовил, и продумал всё до мелочей...
Но тут я высадился на измену (я очень слабый истребитель), и от
нервов отработал на автопилоте: врубил простой редактор, выбрал самый
"налётанный" свой "красный" истребитель - И-16 тип
18 (но я в основном летаю на нём с БОМБАМИ на штурмовки!), а в
качестве противника выбрал, опять-таки на автомате (из-за
непрерывного тестирования миссий своей кампании по Халхин-Голу)
Ки-27. Я очканул включать аса (потом понял, что зря), и для страховки
поставил "ветерана".
Что тут сказать... Я не знал, что И-16 так умеет летать. Колесом,
кувырком, перевёрнутым восходящим штопором и хрен знает как ещё...
Всё это время я старался сохранять спокойное выражение лица и
уверенно комментировать происходящее, типа "так и должно
быть". Про стрельбу я лучше вообще скромно умолчу... Это был
полный пипец...
Пару раз я рефлекторно толкал ручку на высоте 25м, и когда мотор
начинал захлёбываться - "мелко шинковал очком титановый
лом". Но, всё обошлось...
А потом, когда джап скинул меня с хвоста и сам сел на хвост -
очередной защитный манёвр закончился коротким штопором. Когда я
восстановил управление - джап выходил на лобовую...
Все знают, как я отношусь к лобовым. Но тут я с пересёру забыл про
всё: у японца было превышение, и я боялся при любом манёвре получить
ПК. Продолжая спокойно и УВЕРЕННО трындеть в камеру про
"защитные свойства звездообразного мотора" и "любовь
советских пилотов к лобовым на И-16" я, инстинктивно втянув
голову в плечи rofl и прищурившись, таки пошёл на эту лобовую.
Когда оранжевые трассы начали сверкать за ушами, я таки дал короткий
залп по мотору джапа. И... он задымил! Потом был каскад ножниц, на
которых я позорно мазал, попутно неся какую-то ахинею про трудность
стрельбы и вытекающие из неё ошибки в заявках на сбитые. Наконец, я
подловил этого несчастного бота, и точной очередью по кабине вскрыл
ему череп! стрелок
Но... Направившись к земле, он внезапно вывел машину и пошёл вверх,
но... пузом кверху! Зная, что боты так не летают, я начал трындеть
про то, что "пилот убит, самолёт явно неуправляем", и тут
мне пришла в голову светлая мысля, что это НАМ понятно, вирпилам. А
для абстрактного "пассажира"-зрителя это ни разу не
очевидно, и звучит, как гнилая отмазка. "Отвлекая внимание"
каким-то гоном уже не поню про что, я вальяжно приармянился ему в
хвост и всадил ещё пару длинных очередей. Наконец, он рухнул в море,
а я старательно проследил его взглядом для камеры, попутно вещая о
том, что "в реале так делать было нельзя". Усмешка
Потом у меня брали интервью, я показывал антиварные и редкие книги по
авиации из своей библиотеки, они снимали мои книжные полки, плакаты на
стенах и значок от Алекса на воротничке крупным планом.
Этап 2.
Сразу скажу, что как и первая часть оно прошло в перманентном
состоянии SNAFU.
Первое, что увидели я и FW-Strij по прибытии на филд - пикирующий на
нас самолёт, который с рёвом прошёл над головами. Это, как нетрудно
догадаться, был TARANOFF, который, как выяснилось, летал на разведку
погоды. После приземления и рулёжки он обшелушил лёд с крыльев и
винта, и сказал, что "SNAFU, обледенение в норме", чем
вызвал, безусловно полную уверенность в успехе у всех присутствующих!
Телевизионщики подробно сняли осмотр самолёта, вмятину от птицы на
крыле и её кровищу на обтекателе шасси (SNAFU), крепление руля высоты
на рояльных петлях и всё остальное, что должно было вселить
уверенность в том, что мы - полные отморозки, в каждого зрителя!
FW-Strij, надо сказать, ещё в дороге поделился ощущением, что чем
ближе филд - тем сцыкотнее ему лететь. Причём ощущение это нарастает в
строгой ровной арифметической прогрессии прямо от подъезда. Лично я
был настроен по-камикадзевски, ибо любой результат полёта склонен
воспринимать с полным оптимизмом.
Механик Емеля позже признался, что прочитав,
как у меня в ночь перед съёмками слетела винда - начал ощущать что-то
нехорошее, типа предчувствия. А по дороге мы ещё влетели колесом в
гигантскую яму на трассе, чуть не сломали подвеску и диск. Знамений
было множество, но... SNAFU. И этим всё сказано! Привычное дело...
Итак, первым полетел FW-Strij. После залаза в кабину было видно, что
его ощутимо трясло, он путался в конечностях и тормозил, но это,
наверное, нормально. SNAFU.
Оператор снял его взлёт с земли, а затем - на втором самолёте они
полетели снимать в воздухе. Что там было - я в подробностях описать
не могу, но вскоре приземлился самолёт с оператором. А наших не
видать. По филду пошли шутки, что эти, небось, привезли 100 очков. Усмешка
Однако, вскоре выпал из облаков и сел наш "Евростар".
FW-Strij не сразу вылез из кабины, но зато после этого обрушил на
журналистов поток эмоций! Не смотря на то, что отрицательная
перегрузка его слегка приплющила - восторг от полёта был полнейший.
А потом все пошли в вагончик обедать. Я давился слюнями, глядя, как
наворачивают офигенский борщ мужики. FW-Strij был счастлив и без
борща, а я предусмотрительно воздержался от хавчика.
Второй полёт предполагался с учётом недочётов тактики съёмки в первом
вылете. На этот раз взлёт предполагалось снимать с воздуха. Кроме
того, нам на капот прикрутили камеру на самопальном кронштейне, чтобы
снимать наши лица.
И вот тут я отжёг! Дело в следующем: полоса была покрыта рыхловатым
снегом, в который усиленно зарывалась носовая стойка шасси. Поэтому
техника взлёта была (и это мягко сказано!) не для новичков!
Идея заключалась в следующем: на старте ручку до пупа, и поднять
носовое колесо. После отрыва носовой стойки - дать ручку немного
вперёд. Далее продолжить разбег на двух колёсах, и по набору нужной
скорости - отрыв.
Стартовать мы должны были по сигналу со операторского самолёта,
взлетевшего первым.
Поскольку руль высоты собственным весом тянет РУС вперёд - я
придерживаю его с некоторым усилием в крайнем положении "на
себя". И вот - сигнал, я даю форсаж РУДом до упора, мы начинаем
разбег, TARANOFF помогает мне удерживать курс правой педалькой, типа:
"Чуть сильнее, теперь отпустить..."
Самолёт поднимает нос, я даю ручку от себя и чувствую на неё очень
сильное давление вперёд. Возникает ощущение, что если я её отпущу -
мы немедленно "воткнёмся" носовой стойкой с размаху в снег
- ручку давит очень сильно. Я удерживаю её на месте, и в этот
момент... Линия горизонта уходит вниз и в морду летит небо, а в уши -
сдавленные матюки. Понимая, что ТАК резко самолёт тангажировать не
должен, на рефлексе резко даю ручку от себя. Самолёт переходит в
горизонтальный полёт...
Произошло следующее: после поднятия носовой стойки я не довёл ручку
вперёд, и TARANOFF начал дожимать её. Его усилие я принял за
неадекватную реакцию самолёта - я же понятия не имел, какой силы
нагрузки на ручку должны быть! А когда я задержал ручку, парируя
давление руки инструктора - мы ушли чуть ли не под 45 градусов свечой
вверх! (Фигли - 20 лет рукопашки, полюс массаж - здоровья в руках
дофига...) К счастью, отреагировал я моментально чисто по
"зрительной картинке" - ещё секунда - и полный рот снега
был бы обеспечен... Вобщем - SNAFU, что тут ещё скажешь...
Безусловно, не надо было мне на таком сложном взлёте держаться за
ручку... Не знаю, как бы я себя вёл, если бы TARANOFF не давил на
ручку вперёд - думаю, что толкнул бы её сам намного раньше, а тут я
боялся сразу войти носом...
Так или иначе, но я САМ ВЗЛЕТЕЛ С РЫХЛОГО СНЕГА! Де-факто!
Хотя повторить сей трюк без нормального обучения не согласился бы
даже за деньги...
(Оффтопиком: у меня на кармане имелись "плюсовые"
магшмотки: "рука смерти"... Нет, "ладонь
счастья", во - подарок друга из Кореи. И ещё какая-то шёлковая
тряпочка с иероглифами, типа заклинание камикадзы. Помогло, однако!)
Могу уверенно заявить, что не смотря на понимание того, что произошло
- я совсем не обосрался, и был в полном адеквате готов к продолжению
полёта.
Дальше я рулил сам. Сначала освоился с полётом по прямой, посматривая
на вариометр. Потом мы сделали пару виражей. Правый у меня сразу
получился очень хорошо - стрелка вариометра уютно лежала на нуле. А
вот с левым пришлось немного пободаться - машина пухла вверх, а при
даче педали - проваливалась вниз. Наконец, я догадался тупо увеличить
угол крена и не так сильно тянуть ручку - и всё получилось.
Потом мы пошли набирать высоту за облака в просвет. По иловской
привычке, я постоянно мелкими движениями РУСа парироал малейшее
отклонение самолёта. В голове стояли фразы "опытных
пилотов": "В иле самолёты летают по рельсам! В воздухе
рельсов нет!" ХРЕН! TARANOFF мне говорит: "Зачем так много
лишних движений РУСом? Попробуй просто придерживать ручку
пальцами!" Я попробовал и... САМОЛЁТ ЛЕТИТ ПО РЕЛЬСАМ!!!
Периодически мы попадали в небольшие зоны болтанки - скажу честно, в
иле в болтанку (особенно если джой с фидбэком) колбасит НАМНОГО
сильнее! А тут кроме отмечания самого факта болтанки - НИЧЕГО!
На высоте 1500м у меня начали летать мелкие искорки и появилась
лёгкое головокружение - возможно от лёгкого кислородного голодания (я
на это дело по жизни очень чувствительный - войдя в комнату сразу могу
сказать, на сколько в ней процентов кислорода меньше нормы, если там
душно) или от перепада давления. Несколько раз глотал слюну, чтобы
отложило уши. Вскоре неприятные симптомы прошли - тушка
адаптировалась.
Второй самолёт шёл в левом пеленге и всячески нас снимал, а мы
улыбались в камеру. TARANOFF показывал поднятые руки, а я - кулак
типа "No passaran!" Потом мы покачали крыльями, сначала
TARANOFF показал, как это правильно делать, а потом я повторил.
А затем нисходящим боевым разворотом мы ушли в пикировании к земле.
(Прилично застудив мотор при этом, но в пределах нормы. Пришлось
работать заслонкой радиатора).
Мы оторвались от второго самолёта, и пока они нас искали - я
отработал скольжения и долго крутил виражи над приметной фермой.
Долго не могли друг друга увидеть, пока я не заметил из самолёт на
фоне земли примерно в полутора километрах от нас ниже на 11 часов. С
помощью TARANOFF'а я построил заход в атаку, мы вписались в их
вираж и вышли на 700м сзади и ниже, после чего подошли ближе. По
прямолетящей цели из пушек я обычно открываю огонь с 500м. TARANOFF
сказал, что это фигня, и сейчас мы сделаем подход как надо. Я отметил
прохождение дистанции 150м (отсюда я уже поливал бы ШКАСами!) и вышли
на 50м. Реально "по заклёпкам"! Отвернув от
"цели" вправо ниже, мы снова приняли построение пеленгом.
Дальше по плану был сюрприз: я собирался проделать в точности все те
же манёвры, что демонстрировал на Ил-2 на компьютере при съёмках у
меня дома. И тут получилось забавно: дело в том, что на нашей частоте
почему-то активно работали военные - мы то и дело слышали их
переговоры. Надо полагать - что и они наши - тоже. И вот представьте
себе их впечталения, когда в эфире раздаётся фраза: "Атакуем
наземную цель!" Я так и не понял, кто именно переспросил, то ли
не расслышав, то ли не поверив ушам: "ЧЕГО?!!" "Атака
наземной цели! Займите положение слева!" И далее: "Что-то
дорога - как вымерла. Ни одной машины..." И тут я замечаю
гусеничный трактор, который ползёт возле фермы. Указываю на него
TARANOFF'у, после чего тот радостно сообщает в эфир: "Мы
видим немецкий трактор! Атакуем!"
Перехожу в пологое пикирование, выравниваюсь, стараясь использовать
закреплённую на капоте камеру в качестве прицела - поскольку она
сильно левее меня, я примерно замечаю по её уровню точку на стекле.
"Идём с перелётом!" - говорит TARANOFF. (Сработала привычка
первый заход делать с небольшим перелётом, чтобы решить в процессе что
использовать: бомбы (тогда ручку чуть на себя) или РСы (тогда ручку
чуть от себя).
Поскольку дома я демонстрировал стрельбу - то и тут будем стрелять!
Толкаю ручку, одновременно подправляя самолёт элеронами. Скорость -
не выше 180 км/ч, поэтому времени для прицеливания предостаточно.
Дистанция после "Ил-2" чувствуется НА УДИВЛЕНИЕ адекватно:
примерно с 200м имитирую пуск РС, затем - огонь из пушек и пулемётов.
Все свои действия - комментирую вслух, потому что все переговоры
записываются для передачи - в самолёт специально установили
аппаратуру! Вывожу несколько раньше, чем в "Ил-2", с доброй
перестраховкой - примерно метров 30-40, точнее не скажу сейчас. По
ощущению на выводе (просадки нет ВООБЩЕ, нет даже намёка на неё!)
можно было пикировать гораздо ниже. Немедленно ухожу вправо с набором
высоты. Выравниваю - и левое скольжение. Продолжая скольжение -
выравниваю левый крен и ныряю к земле на бреющий, затем правый вираж
на второй заход. Не забываю комментировать, где сейчас проходят
трассы условных зенитчиков противника. На вираже перед вторым заходом
обнаруживается, что я "забыл" левую ногу - не до конца
вернул педаль в исходное положение, поэтому шарик уполз. (По правде
говоря, я целую неделю тренировался с одолженными педалями перед этим
полётом, но и дома изредка допускал такой косяк). Ничего страшного,
просто техническая помарка.
Потом мы тренировали выход на глиссаду с посадочным режимом и
выпуском закрылков. В Ил-2 я привык делать намного более пологий
заход, потребовалось немного попотеть, чтобы при резком снижении не
слишком разгонять машину, во избежание заклинивания закрылков. На
самом деле сейчас я понимаю, что слегонца тормозил в плане работы
РУДом - очень уж он непривычный на "Евростаре" - как подсос
на автомашине, причём если его тянуть и толкать - трудно делать это с
нужной точностью, а если курутить головку - это долго и отвлекает:
приходится смотреть на давление наддува. Уверен, что во втором полёте
я бы обращался с ним уже не задумываясь. И второй типично
"иловский" момент: при подходе к полосе было желание все
довороты делать элеронами. Я руддером обычно пользуюсь только на
выравнивании, потому что он в "Ил-2" кошмарно съедает
скорость.
Ещё момент: на климбах я всё время старался держать скоростёнку
повыше с запасом: боялся сваливания. Но TARANOFF показал, как
выглядит сваливание на "Евростаре" - он просто опускает
нос, причём на скорости порядка 80км/ч.
Потом мы летали смотреть отдыхающих лосей на вырубке возле кормушки.
А потом TARANOFF взял у меня управление и "показал
кунг-фу". Сначала два глубоких виража с перегрузками 3g. По
ощущениям - нормально. Я старался напрягать шею, чтобы кровь от
головы не отливала, и дышал через сжатые зубы. При этом я старался
крутить головой, чтобы понимать, что происходит. Эффект "чёрной
трубы" сильно обрезал переферийное зрение (до размеров экрана
при режиме "нормальный обзор" примерно) но за счёт кручения
башней я понимал, сколько мы открутили, и где какая сторона света, где
основные ориентиры. После виражей с креном 80 градусов в обе стороны
был провал вниз (я заранее напряг ноги) с дачей ручки от себя -
нормально, я думал будет хуже. Потом были два полупереворота. Скажу
честно - если бы не привычные деревья, по размерам которых я
чувствовал высоту, идя мордой вниз - можно было бы испугаться. Лёгкий
позыв к неконтролируемому чувству страха был (причём - это
единственный раз за весь полёт!), но привычка видеть именно такого
углового размера деревья при переворотах в "Ил-2" давала
чёткое понимание того, на какой мы высоте, и чувствовать, что для
вывода - достаточно. (Хотя, из второго переворота мы вышли не так уж
высоко).
К сожалению, непривычные перегрузки и тот факт, что управлял не я,
привели к легкой тошноте. Единственным её проявлением было то, что
началось постоянное неприятное слюноотделение. Я уверен, что меня бы
в любом случае не вывернуло, но из-за постоянного напряжения при
перегрузках стала чувствоваться усталость.
TARANOFF выполнил два прохода над журналистами на минимальной высоте.
Прикольно, когда летишь мордой в ангар на высоте 10м, и в последнюю
секунду самолёт взмывает вверх! В "Ил-2" я обожаю такие
трюки, но в реале это вызывало ни с чем не сравнимый восторг! Я даже
на минуту забыл про усталость!
Потом была посадка. Высота чувствовалась прекрасно, "чувство
жопой полосы" - ощутил, касания ждал за мгновение - прекрасно
чувствовал, что сейчас коснёмся. Выглядело это не просто, а ОЧЕНЬ
просто. Я практически уверен, что смог бы это сделать с первго раза
сам, не убившись. Правда, не на рыхлый снег, я запросто мог бы раньше
времени клюнуть носовой стойкой - её надо было нести до последнего!
Из самолёта я вылез уже в полном порядке, немедленно направился к
журналистам и уверенным (правда, скоре всего - очень громким - ухо
заложило) голосом рассказал подробно про свои впечатления, ощущения
от самолёта.
А через несколько минут я наконец-то уплетал вкусный борщ с мягким
хлебом - первая еда за день! аплодисменты
В общем и целом должен сказать следующее.
Я НЕ ОЖИДАЛ, ЧТО ВСЁ БУДЕТ ТАК ПРОСТО!!!
Практически всё, чем меня пугали - не подтвердилось! Перегрузки
совершенно не мешали (по крайне мере - при "илдвашном",
штурмовом, а не истребительном маневрировании) воспринимать процесс,
сказать, что "в реале всё оказалось по-другому" - я не
могу.
Большая часть всего была НЕ СЛОЖНЕЕ, чем в "Ил-2" осваивать
непривычный новый самолёт на непривычном новом джойстике!
Более того, на целом ряде самолётов в "Ил-2" по моим
ощущениям летать СЛОЖНЕЕ, чем в реале на "Евростаре"!
Я постоянно ловил себя в воздухе на ощущении, что я лечу в
"Ил-2", просто по графике вышла ещё пара патчей и подо мной
слегка качает стул! Картинка с воздуха ВООБЩЕ не удивила и не
шокировала - казалось, что просто улучшили детализацию и добавили
типов объектов. Лес не очень похож (по понятным причинам) с малой
высоты - зато деревни, дома, ЛЭП, автомашины - полное впечатление что
ЭТО ТО ЖЕ САМОЕ!
По обзору. Если раньше мне в "Ил-2" всё время казалось, что
"это не по-честному - у нас всё обрезано монитором!", то
теперь я понял: у нас ОТЛИЧНЫЙ обзор! Потому что в реале мне не
хватало именно полноценного "широкоугольного" обзора при
любых перегрузках от 1.5g и выше! Картинку при любом глубоком
манёвре, полуперевороте и просто при сваливании в пикирование на
крыло обрезает конкретно! Возможно, с опытом это пройдёт, но в первом
полёте я очень чётко это отследил!
Дистанция видимости и опознания типа крафта - братцы, мы зажрались! У
меня офигенское "охотницкое" зрение, но в реале всё примерно
так же, как в "Ил-2" с графикой 1280Х1024 и
"филлипкатор - всё на максимум", да и то требует привычки!
В реале самолёт увидеть ТРУДНЕЕ!
Резюме. Есть очень разные самолёты. Я охотно верю, что те, кто писали
свои впечатления после первого полёта на Як-52, ничуть не лукавили,
говоря, что "в реале всё не так". Но правильнее было бы
сказать: "На Як-52 всё не так!"
Эвектор "Евростар" - это ОЧЕНЬ простой и послушный самолёт,
летать на котором в реале ОЧЕНЬ просто!
И на вопрос: "А смог ба опытный вирпил, да на настоящем?.."
- я теперь знаю точный ответ: реально ОПЫТНЫЙ
ВИРПИЛ-"антуражник" (а не догфайтер-аэроквакер) на
"Евростаре" в простых погодных условиях - СМОГ! есть!
Никаких ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ отличий, которые делали бы реальный полёт
чем-то "совершенно другим" обнаружено НЕ БЫЛО!
Отдельно хотелось бы поделиться впечатлениями о людях, членах
аэроклуба. Слов не хватает, но попытаюсь: это очень светлые и
Настоящие люди. Такое чувство, что они просто НАМНОГО моложе душой,
чем телом - с ними и сам себя чувствуешь счастливым мечтательным
подростком. Такого дружного и приятного коллектива нечасто увидишь!
Было ощущение, что попал в какой-то другой мир, в котором вся грязь и
гавно остались за воротами аэродрома. Редкий случай, когда первый раз
видишь целую толпу народа, но при этом к каждому моментально
проникаешься симпатией и чувствуешь, что они СВОИ! Такую дружескую
искреннюю атмосферу полного взаимопонимания почувствовать с
незнакомыми людьми - это фантастика! Такое бывает только у охотников
и авиаторов, наверное!
Хочется выразить от всего сердца благодарность TARANOFF'у и всем,
кто это организовал, за мою сбывшуюся Мечту!
Это был один из самых счастливых дней в моей жизни, этот день я буду
помнить до самой смерти с трепетным чувством сокровенного счастья!
Всё это невозможно полноценно передать словами, поэтому просто
СПАСИБО!
Ради таких вот приключений стоит жить!
З.Ы. Не смотря на все трудности и опасности, все проколы и накладки -
ЭТО состоялось! И какие бы предчувствия не терзали, какие бы
совпадения не случались - надо верить в себя и делать шаг вперёд. От
Судьбы не уйдёшь - но определённо можно улететь по воздуху!
__________
А вот отрывок из комментариев инструктора:
У Кордхарда была и есть лишь одна проблема, я ему запретил впредь
заниматься единоборствами и прописал только шахматы и только лежа. На
взлете с его восточной психологией полного спокойствия и немерянным
здоровьем он совершенно забыл, что в самолете главный я. Он его сам
передрал на взлете, сам и исправил, я в это время болтался на РУСе
как флажок, тихо при этом матерясь. Хотя перед полетом я его
специально предупредил о наших разных весовых категориях и нежном
обращении с самолетом и инструктором. В общем, это далеко не новость
что люди, имеющие большую мышечную массу и занимающиеся видами спорта
связанными с этой самой мышечной массой, гораздо хуже обращаются с
авторучкой. Мои оценки мероприятия такие: Кордхард. Взлет незачет
(инструктору тоже) проще говоря, предпосылка к происшествию голимая.
Полет от четырех с минусом до четверки твердой. Заход на посадку
четверка железная, наверно даже пятерка с учетом первого раза в
самолете.
Стриж. Взлет хорошо. После взлета на первом развороте выдерживая
идеальный крен и угол, левой рукой вместо РУДа вцепился в мою
коленку оставив на ней синяк. После набора высоты, осмотревшись и
заявив, что все как на мониторе, про меня забыл и почти час носился по
Подмосковью сам. Полет очень хорошо. Заход на посадку отлично даже для
обучаемого с десятком часов налета. С незнакомым РУДом начал работать
сразу как с родным, выдерживание скорости при заходе на посадку
идеальное, угол глиссады и скорость снижения тоже идеально. Короче
Дятлы боевые они и в Африке боевые.
Еще раз спасибо вам мужики за участие и за компанию. Кордхарду
отдельное большое спасибо за освещение событий, наши читают с
огромным удовольствием. А летающие уже начали перемывать вам кости
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1236256233/0
__________
Наконец, вот тут лежит оригинал этой темы:
forums.games.1c.ru
Мои отчёты там - только на 18-й странице, но можно почитать, как всё начиналось.
Но я бы не рискнул. Особенно после примет всяких, Завидую белой завистью
Молодец, Молодец, Молодец.
Это точно правда? Может случайно перепутали 1 апреля с 1 марта.
С вами понятно, на самолете на шару покататься. Но как ИНСТРУКТОР с вами полетел. Смертник.
Когда передача по телеку.
КАнал и время.
Дата и время выхода передачи пока не определены - монтаж только-только начался! Тем более, что кроме нас там будут и другие сюжеты - Роман, репортёр, сказал сегодня, что он собирается отснять два последних материала на следующей неделе.
Самый ранний срок выхода в эфир - двадцатые числа марта. Я дам анонс, как только будет конкретная информация!
Канал - "Россия".
С уважением.
В целом - поздравляю !
P/S Комент инсруктора очень порадовал
quote:Originally posted by Kordhard:
2 HIND. На каком самолёте ты летаешь в реале?
quote:Originally posted by Kordhard:
2 HIND. Т.е. рекомендация с вариометром относится к вертолётам?
Нет. К любым ЛА вообще. Принципы действия СВС (системы воздушных сигналов) везде одинаковые. Если СВС нет, то все равно всё одинаково работает. Вне зависимости вертолет/самолет или отечественный/импортный.
Поздравляю! По-белому завидую.
quote:По-белому завидую.
quote:Что касается прыжков - я свободно делаю любые кувырки, кручу колесо, бью в прыжке с разворота ногой в голову. По внешнему виду не скажешь, но факт
quote:Originally posted by Мирон:
В НИАО ВВС есть пункт, запрещающий наземному техническому составу тренироваться на тернажерах. Появился он после того, как в ГСВГ один технарь "наварпилился", и угнал самолет в ФРГ.
Да. Приказ такой был.
quote:Originally posted by Kordhard:
Ну, я объяснил, почему конкретно на "Евростаре" мне удобнее было пользоваться вариометром.
С уважением.
Кстати, а как с распределением внимания по приборам и внешней среде было?
В свое время, посвятив много времени авиасимуляторам, несколько лет прослужив на комплексных авиационных тренажерах и придя в аэроклуб учиться летать на Як-52, тоже задавался вопросом - а смогу ли сам с первого раза?
Первый реальный полет - вещь вообще не забываемая, а для вирпила и подавно. Идет сравнение ощущений, физики полета, распределения внимания, да и просто эмоционального состояния.
А вообще, конечно, чтобы реально летать - надо летать.
Симулятор дает ряд навыков и знаний, тренажер дает навыки распределения внимания и полета по приборам (иногда даже часть физических ощущений).
Но реальный полет - это чувство самолета на срывных режимах, это небо, которое тебя окружает и земля в дымке, запах железа, бензина и масла, привязные ремни, на которых повисаешь, когда крутишь бочку, или входишь в штопор, короче - это комплекс ощущений, который выливается в любовь к полетам.
Я считаю, что каждому вирпилу необходимо найти возможность обязательно слетать.
20 минут плолета - это 3000 руб - стоимость не самого навороченного джойстика.
И мое субъективное мнение - слетать надо на нашем железно-советском, особенно вирпилам Ил-2.
quote:"Евростар" - вполне железный. А вот почему именно на советском?..
Я имел возможность сравнить ощущения пилотирования самолетов Цессна-152, Гольф (не помню какой), Ки-10 с ощущениями пилотирования Як-52.
Ощущения другие, другая эргономика, другое управление.
Я конечно никогда не летал на реальном Ил-2 или истребителях второй мировой войны, но ИМХО Як-52 - наиболее приближен к ним. Может потому, что создавался в послевоенные времена, может еще почему.
Это субъективные ощущения - просто советую слетать - не пожалеете.
А... Насчёт Ки-10 - это серьёзно?.. Приходилось летать вот на этом?
http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki10.html
С уважением.
quote:А... Насчёт Ки-10 - это серьёзно?.. Приходилось летать вот на этом?
http://www.airwar.ru/enc/fww2/ki10.html
Нет, конечно же не на этом.
Есть самолет типа Цессны 152, даже чуть меньше, тоже называется Ки-10.
То ли словаки выпускали, то ли чехи.
Я на нем в прошлые выходные летал - очень легкая в управлении машинка.
quote:Originally posted by Kordhard:
Меня пугают слухи о том, что меня оттуда вырезали совсем - оставили только голос, а в кадре будет только FW_Strij. Основная часть передачи будет посвящена, как я понимаю, дебильным детишкам 12 лет, играющим в контр-страйк, а наш сюжет будет размазан по всей передаче. Я на измене!
Ну для телевизионьщиков обосрать все это норма им же сенсации нужны.
А откуда такое презрение к контр-страйку ? Очень напоминает отношение пилотов к вирпилам.
А вот тут можно скачать вырезанный сюжет про нас в ужатом качестве (30 МБ).
http://rapidshara.ru/86507
А вот тут в хорошем качестве (279 МБ)
www.rutv.ru
www.rutv.ru
С уважением.
2 Александр П. Да нет, всё равно под задницей кресло, а перед собой - приборная панель. Ощущение, что это именно полноценный самолёт, хоть и маленький, а не какой-нибудь параплан или дельтаплан - присутствовало в полной мере. Кабина очень удобная и комфортная даже для такого верзилы, как я!
С уважением.
quote:Originally posted by Kordhard:
3.500 в час если самолёт собственный.
quote:Originally posted by Kordhard:
сел в свой крафт и полетел!
Судя по по тому, что рассказал инструктор, часов пять налета Вам хватит до первой, самостоятельной посадки.
Кстати, на 172-ю Сесну можете не тратить время - она летит сама, и участия пилота в процессе не требует.
Если захотите реально расти как пилот, попробуйте себя на планерах.
Свой самолет оптимально иметь на троих-четверых компаньонов.
Для одного - слишком много затрат как денежных так и физически-временных.
Приятных полётов!
Правда я нифига не понял какое отношение вы имели ко всей остальной пурге про идеологическую войну.
quote:Originally posted by JPaganel:
Правда я нифига не понял какое отношение вы имели ко всей остальной пурге про идеологическую войну.
quote:Originally posted by FISHGUN:
Его спрашивают: а откуда познания? Он отвечает: да игра есть такая компьютерная, ИЛ-2 называется. Они над ним прикололись, потом слетали на ЯК-52 (да пох, он же платит). Когда сели, инструктора спросили: ну как он? Тот ответил: да не в пизду, конечно же, обратной связи наглухо не чует, но доску приборную знает.
Это называется "жопомер"... у кого есть... а у кого и нет - вырабатывать надо...
Я 52-ой сразу прочухал... Отзывчивый он... очень...)))
То есть попробовал что-то, почувствовал реакцию - запомнил ее...
И что касается посадки...
Конечно я не думаю, что посадил-бы сам и с первого раза... Просто при контроле, ничего необычного и суперсложного я не увидел, да и в придачу мне показалось, что инструктор слишком резко нас шлепнул на полосу...
Вертикальная на крайнем метре была великовата... Я-бы еще "притер" немного... Полосы хватало...
То есть ощущение - "не пробовал - но смогу" )))
Перегрузка в плюсе была до пяти - покувыркались немного... Специально в эти моменты крутил башкой и осматривался - все гут... Никаких черных экранов. Чуть щеки вниз - вот пожалуй и все ощущения от нее.
Идет постоянная корректировка... Кстати ее видно и на видеороликах, где засняты действия реального пилота в кабине во время группового пилотажа.
То, о чем писал уважаемый FISHGUN очень неплохо смоделировано в симуляторе.
Вот если чуть не вовремя и на большую величину прибрал газ - отстал ат группы и сломал строй. Чуть добавил - ушел вперед. Чуть качнул неверно РУСом - допустил столкновение.
Скорость 400, расстояние - 1 метр... Это расстояние разрывается в ту или другую сторону за доли секунды если вы не чувствуете "обратной связи"...
Причем почувствовать ее в симуляторе реально сложнее, чем в жизни. Там у вас единственный контрольный орган - зрение и то на плоском экране с плоской картинкой, которая вовсе не объемна, как это может показаться.
Были отзывы от пилотов... в реале многое делается проще - работает целый комплекс органов контроля...
Так-же очень хорошо это реализовано В Лок-Он... Особенно на Су 25Т с АФМ.
Я не большой специалист по Лок-Он и лично у меня в этом симуляторе возникают сложности, если я начинаю работать ориентируясь по приборам... Например посадка на Кузю... Если -же сажу чисто визуально - все приходит в норму.
Но симулятор и настоящий самолет вещи все-же несравнимые... Просто есть некоторая уверенность, что и реальный, в случае его серьезного освоения не вызовет каких-то суперсложных трудностей.
quote:Originally posted by Otstoy:
Нет... конечно ничего сложного... Плавные виражики... спуски - подъемы, ну и выход на ВПП... Но в этом диапазоне эволюций ничего непредсказуемого после пары минут уже не было.
Надо же!!! Какая интересная встреча...
Жаль в свое время не увидел эту тему. Столько лет прошло...
Сейчас можно где нибудь скачать передачу?