Авиация

проекты "Звездных войн"

Оскар 16-02-2009 13:25

В начале 70 годов, после начала развертывания на орбите разведывательных спутников в СССР и США начали проектировать различные противоспутниковые системы. В 1977 году ответ на развертывание в СССР программы ""спутников-убийц" США, в рамках Стратегической оборонной инициативы (Strategic Defense Initiative (SDI), объявили о начале работ по программе ASAT (Anti-Satellite Missile). Авиационный ракетный комплекс перехвата (АРКП) предназначенный для поражения искусственных спутников Земли противника на низких орбитах разрабатывался на конкурсной основе американскими фирмами Vought, Boeing и McDonnell Douglas . В 1979 году фирма Vought победила в конкурсе и получила контракт на производство противоспутникового комплекса получившего обозначение ASM-135A ASAT. В состав АРПК входит самолет-носитель (первым стал модернизированный истребитель F-15A s/n 76-0086) и 2-ступенчатая ракета ASAT известная так же как ALMV (Air-Launched Miniature Vehicle).
Сдесь информация по американской программе:
http://www.airwar.ru/weapon/avv/asm135.html
Вывод самолета в расчетную точку пуска ракеты предусматривалось производить по командам с центра управления воздушно-космической обороны, которые будут отображаться в кабине летчика. Большинство операций по подготовке к пуску выполняется самолетной ЭВМ. Задача пилота - выдерживать заданное направление и пуска ПР при получении сигнала от ЭВМ в интервале 10-15 с.

Аналогичная система создавалась и в СССР. Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д. Однако работы по подобным системам в США не прекращены и проводятся в настоящее время в рамках программы KE ASAT. При этом используются новейшие технологии, отработанные в рамках программ ПРО. Прототип перехватчика нового поколения ниже.
Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.
Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса - под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок - до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.

В 1987 г. ОКБ МиГ доработало пару МиГ-31 под иной состав вооружения. Самолет получил обозначение МиГ-31Д ("изделие 07"). МиГ-31Д входил в состав авиационно-ракетного комплекса перехвата 30П6, головным разработчиком которого выступало ЦКБ "Алмаз" (ныне - НПО "Алмаз" им. А.А. Расплетина).Ему предстояло нести одну большую специализированную ракету, и система управления вооружением была полностью переделана под нее.

Описание самолета:
В 1983 г., в соответствии с решением Военно-промышленной комиссии от 6 января того же года, в ОКБ им. А.И. Микояна было разработано и защищено техническое предложение по такому самолету, а 27 ноября 1984 г. вышло необходимое для создания нового комплекса постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Эскизный проект МиГ-31Д ("изделие 07") был разработан и защищен у заказчика в 1985 г. В том же году была подготовлена и передана на серийный авиазавод в Горьком (Нижнем Новгороде) техническая документация для постройки первых самолетов данного типа.
Постройка первой опытной машины (бортовой N 071, т.е. "изделие 07", 1-я машина) завершилась к концу 1986 г., и 17 января 1987 г. экипаж в составе летчика-испытателя ОКБ им. А.И. Микояна Авиарда Фастовца и штурмана-испытателя Леонида Попова поднял ее в первый полет.
Прототипы не имели РЛС (вместо нее была 200-килограммовый массовый эквивалент), радиопрозрачный носовой обтекатель заменили на цельнометаллический, ниши узлов АКУ для УР Р-33 зашили, установив центральный выдвижной пилон для "изделия". МиГ-31Д оснастили наплывами как на МиГ-31М и большими треугольными плоскостями на концах крыла ("ластами"), подобными тем, что стояли на прототипе МиГ-25П. "Ласты" служили для увеличения устойчивости в полете при подвеске на внешнем пилоне большой ракеты.
Второй прототип МиГ-31Д, борт 072, испытывался пилотами ОКБ в Жуковском. Он впервые облетанный 28 апреля 1988 г. Анатолием Квочуром и Леонидом Поповым. Программа испытаний продолжалась несколько лет, но была приостановлена в начале 90-х из за неясной ситуации с появлением новой ракеты.

К началу 90-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон "Сары-Шаган" на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.

Можно предположить, что МиГ-31Д создавался в рамках программы отечественных "звездных войн" для уничтожения орбитальных станций и ИСЗ противника. В США подобная система разрабатывалась по программе ASAT и включала двухступенчатую ракету на носителе McDonnell Douglas F-15. Истребитель, работая в качестве первой ступени, "выскакивал" на динамический потолок и запускал ракету
К началу 90-х гг. этап летно-конструкторских испытаний был завершен, и обе машины были перебазированы для прохождения дальнейших испытаний на полигон "Сары-Шаган" на западном берегу озера Балхаш в Казахстане, где традиционно проходили отработку все новые советские ракетные системы ПВО и ПРО.

Оскар 16-02-2009 13:44

Но полученные технологии не были забыты и имели свое продорлжение( так как с МиГ-31Д можно отправлять в небольшие спутники на орбиту то это имело определенный экономический интерес)
Продолжение:
По информации зам. генерального конструктора ОКБ им. Микояна А.Белосвета, оно с 1997 г. начало разработку системы выведения на околоземные орбиты космических ЛА с помощью переоборудованного перехватчика МиГ-31. В основу будет положен опыт, накопленный ОКБ в результате экспериментов по созданию противоспутникового истребителя МиГ-31Д. Коммерческая ракета-носитель РН-С грузоподъёмностью 40-200 кг будет запускаться с летающей пусковой установки - истребителя МиГ-31Д, летящего на высоте порядка 17000 м со скоростью 3000 км/ч. Она должна разрабатываться ОКБ "Вымпел", специализирующимся на создании УР класса "воздух-воздух". Первый опытный запуск этой РН ожидается в 1999-2000 гг. В настоящее время машины 071 и 072 находятся в Казахстане. МиГ-31 также служит носителем гиперзвуковой летающей лаборатории
22 августа 2003 г. казахстанские средства массовой информации сообщили о рабочей поездке премьер-министра республики Даниала Ахметова в Актюбинскую область.
По информации <Казинформа> Ахметов посетил испытательный полигон <Сары-Шаган> на западном побережье озера Балхаш и г. Приозерск, расположенные на территориях Актюбинской, Карагандинской, Жамбылской и Кызылординской областей Казахстана
Здесь казахстанский премьер ознакомился с объектами противовоздушной обороны, работой Учебного центра ракетных войск и артиллерии, Центра Сил воздушной обороны Казахстана, деятельностью национального Центра радиоэлектроники и связи. Как сообщил <Казинформ>, посетил Даниал Ахметов и расположенный на полигоне <ангар самолетов МиГ-31>: именно здесь еще с начала 90-х гг. в законсервированном состоянии находились два опытных самолета МиГ-31Д, которые в свое время должны были стать грозной системой оружия, но в силу изменения внешнеполитической обстановки, распада Союза и экономической ситуации в России так и остались невостребованными. Теперь эти машины решено использовать в мирных целях - по предложению казахстанских и российских ученых и конструкторов законсервированные на Балхаше бывшие боевые МиГ-31Д относительно несложно переделать для обеспечения воздушного старта новой космической ракеты-носителя, способной выводить на околоземную орбиту малогабаритные коммерческие спутники связи, метеорологии, дистанционного зондирования Земли и обслуживания сотовой связи.

Казахстан располагает для этого не только самими самолетами, но и одним из наиболее оснащенных в мире полигонов с развитым комплексом наземных средств телеметрии, сопровождения и управления. В распоряжении расположенного в выгодном географическом положении (45.49' с.ш. 73.38' в.д.) <Сары-Шагана> немало радиотехнических и оптических средств для измерения параметров и управления космическими аппаратами. В его состав входят три антенных комплекса ТНА-57, антенные комплексы Б-529 <Ромашка> и Б-834, квантовая оптическая система <Сажень-С> и др. Передача данных заказчику может осуществляться по волоконно-оптическим линиям связи. Создание самолета-носителя МиГ-31И (И - от <Ишим> ) решено поручить разработчику базового самолета МиГ-31Д - Российской самолетостроительной корпорации <МиГ>, а ракеты-носителя (РН) воздушного старта - Московскому институту теплотехники (МИТ), известному своими первоклассными боевыми ракетными комплексами <Тополь-М> и <Булава
Первая информация о намерениях Казахстана и России создать комплекс <Ишим> появилась вскоре после встречи премьер-министра Казахстана Даниала Ахметова с директором МИТ Юрием Соломоновым, которая произошла 23 марта 2005 г. На встрече было отмечено, что <Казахстан и Россия обладают всеми необходимыми предпосылками для создания комплекса <Ишим> - имеются самолеты-носители и аэродромы>. При этом Юрий Соломонов подчеркнул, что МИТ способен в короткие сроки спроектировать и изготовить новую РН, оснащенную твердотопливным двигателем, что <гарантирует ее безопасность в эксплуатации и позволит обойтись без токсичных компонентов>. Подчеркивалось, что <Ишим> имеет мирную и сугубо коммерческую направленность: комплекс будет выводить на околоземную орбиту высотой 200 км малогабаритные космические аппараты массой до 160 кг. Старт РН предполагается осуществлять с борта самолета МиГ-31И, совершающего полет в стратосфере.

Одной из новинок недавней выставки в Сингапуре стал представленный казахстанской компанией <Казкосмос> проект перспективного авиационно-ракетного комплекса <Ишим>, предназначенного для оперативного вывода на орбиту малых космических аппаратов с помощью ракеты-носителя, стартующей с борта самолета МиГ-31И. <Ишим> является совместным проектом России и Казахстана (о чем свидетельствует и само название комплекса - по имени реки, протекающей по территории обеих стран), реализуемым <Казкосмосом> в сотрудничестве с российскими предприятиями - РСК <МиГ> и Московским институтом теплотехники
Согласно информации, представленной <Казкосмосом> в Сингапуре в феврале этого года, комплекс <Ишим> предназначен для оперативного выведения на различные орбиты большого количества малых спутников. Он включает в себя два самолета-носителя МиГ-31И(переделанный в РСК МиГ -МиГ-31Д), подвешиваемую под фюзеляжем самолета трехступенчатую ракету-носитель, а также воздушный командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76МД.

Взлетная масса самолета МиГ-31И с ракетой-носителем должна составить 50 т, дальность полета до точки пуска - 600 км, высота точки пуска - от 15 до 18 км, а скорость носителя в ней - 2120-2230 км/ч.
Разрабатываемая Московским институтом теплотехники трехступенчатая ракета-носитель, все ступени которой снабжаются работающими на нетоксичных компонентах твердотопливными ракетными двигателями, имеет массу 10 300 кг, длину 10,76 м и диаметр корпуса 1,34 м. В хвостовой части ракеты располагаются раскрывающиеся рули решетчатого типа. Размещенный под головным обтекателем в носовой части ракеты отсек полезной нагрузки имеет длину 1,4 м и диаметр 0,94 м.

Стартующая с борта МиГ-31И ракета способна выводить на круговую орбиту с наклонением 46. космические аппараты массой до 160 кг (на высоту 300 км) или до 120 кг (на высоту 600 км). Параметры орбиты выведения могут меняться в широких пределах, включая высокие эллиптические, гелиосинхронные, экваториальные, полярные, с наклонением до 115. и т.д.

Использование комплекса <Ишим> предлагается как с собственного аэродрома в Казахстане, так и непосредственно с территории государства-заказчика, при взлете самолета с аэродрома первого класса. Согласно заявлению представителей <Казкосмоса>, запуске помощью комплекса <Ишим> космического аппарата возможен в течение всего 20 дней от момента получения заявки и оплаты предоставляемых услуг, что позволяет заказчику оперативно восстанавливать :-)))))свою орбитальную группировку в случае нарушения ее работоспособности (потери или аварии находящихся на орбите спутников).
В 2006 году на авиавыставке Asian Aerospace 2006 компания КазКосмос из Казахстана впервые публично представила перспективный авиационно-ракетный комплекс выведения на орбиту <Ишим>.

12.06.2007. Правительство Казахстана приняло решение закрыть совместный с Россией космический проект Ишим, в виду экономической нецелесообразности, передает Lenta.ru.




click for enlarge 611 X 296  31,9 Kb picture

Оскар 16-02-2009 13:53

Фотки МиГ-31Д (ангар полигона Сары -Шаган)


click for enlarge 600 X 334  27,5 Kb picture
click for enlarge 600 X 265  35,4 Kb picture
click for enlarge 700 X 280  56,5 Kb picture

Оскар 16-02-2009 13:56

Ну и продолжение этих проектов "Ишим"
click for enlarge 623 X 220 13,1 Kb picture

"Ласты" на крыльях остались

Оскар 16-02-2009 14:18

И сама ракета:

click for enlarge 623 X 281  24,8 Kb picture
Оскар 16-02-2009 14:23

Жаль что проект с "Ишимом" закрыли как сказал Талгат Мусабаев "Технически красивый проект"(лажовый у нас маркетинг)
Но думаю все таки даром они не пропали, и в случае чего помогут " оперативно востановить работоспособность орбитальной группировки -дружелюбных сил" как думаете?
kotowsk 25-02-2009 11:54

а кто нам эти спутники делать будет? китайцы? своё производство просрали. ничего у нас не осталось. всё. будем только с АК воевать. да с БСЛ.
Оскар 25-02-2009 13:46

quote:
а кто нам эти спутники делать будет? китайцы? своё производство просрали. ничего у нас не осталось. всё. будем только с АК воевать. да с БСЛ.

Почему Россия вполне способна еще строить спутники, причем зарабатывает на этом большие бабки, почти свыше Миллиарда баксов зарабатывают.
А чем плох АК? Функционально прекрасное оружие.

kotowsk 25-02-2009 13:58

quote:
А чем плох АК? Функционально прекрасное оружие.

я не собираюсь ругать ак. он хорош. да только современное война будет дистанционной. а для дистанционной войны нужна электроника. а электронику мы не производим. и делать спутники из китайских микросхем - это не выход.
Оскар 25-02-2009 14:03

quote:
я не собираюсь ругать ак. он хорош. да только современное война будет дистанционной. а для дистанционной войны нужна электроника. а электронику мы не производим. и делать спутники из китайских микросхем - это не выход.

Чем вам например Искандер и старая к примеру Точка-У не дистанционное оружие? Тот же С-400?
Например Космическая программы до сих пор существуют, а насчет не производим к примеру Аертолет Ка-50 весь собирался в СССР, а теперь движки в украине, электроника в белорусии и т.д.
Пусть будут китайские микросхемы в гражданских спутниках

Оскар 25-02-2009 14:07

Удивляюсь все таки гении инженерной мысли в СССР, ведь то что было придумано в 80 годы до сих пор актуально, сейчас многие говорят типа ни хера не делают а на советских разработках долеко не уедеш, так пусть они сначало все советские разработки в жизнь воплотят, примеров куча, тот же Ка-50-Ми-28, Т-90-95 и т.д. МиГ-31М, дофига и больше и все разработки и истребителя пятого поколения и т.д. давно уже начаты. Старое не значит плохое, бывает либо эффективное или нет
Например конечно и тактический фонарь и ЛЦУ и т.д. все это на лоружии хорошо, но ничего особо повышающего эффективность не дает
kotowsk 25-02-2009 14:14

quote:
старая к примеру Точка-У

в том то и дело что старая. а новая где??? 20 лет прошло. пора новое делать. некому и не на чем. рабочие разбежались а заводы продали. всё. когда же до этих идиотов дойдёт что производсто современного оружия начинается с производства микросхем. а микросхемы мы не производим и не собираемся. всё. нас скоро спишут с оружейного рынка.
Оскар 25-02-2009 14:15

Отвлекся, просто вообще эта идея и МиГ-31 и проект Ишим вполне актуальное изделие. К примеру потом закину инфу про противоспутниковое оружие, и МиГ-31И вполне может выполнять две функции и сбивать спутники(если все таки ракету до ума доведут) и быстро запускать спутники на низкую орбиту если их собьют и это можно выполнить гораздо быстрее и экономичнее чем ракето носителем и востанавливать группировку спутников, если ударять по байконуру(тьфу, тьфу). Запускать можно будет с любого аэродрома и имея всего лиш МиГ-31И и самолет управления.
Оскар 25-02-2009 15:14

quote:
kotowsk

И добавлю не одно оружие не начинается с микросхем, они лиш позволяют улучшить показатели использования.

kotowsk 25-02-2009 16:10

так это всё на расстоянии до десятка километров. а как попасть в точку на расстоянии 100 километров? да и качество выплавленной стали сейчас не то. я на рынке покупаю старые железки. советских времён. они часто превосходят по качеству новые. фирменные конечно ещё лучше. но не всегда. так что россию скоро можно будет сбросить со счетов.
Оскар 25-02-2009 16:24

kotowsk
Повторюсь, не по теме конечно, но все же. Любому танку конечно помогает дальномер, бал выч и прочая электроника, но она нах ему не нужна будет если он будет жрать много и иметь небольшой ресурс хода, застревать и иметь плохую проходимомть и главное надежность, и будет пробиваться простым РПГ в борт. (плюс парметр эффетивность цена, в непротивопапуасных войнах один из важных аспектов)
Самолеты отдельная тема, и сдесь же электроника не поможет ему если у него аэродинамика как у корыта, движки малоресурсные и т.д.
Почему советская техника очень хорошо сделано? Как в свое время мой препод говорил, тогда не было в оружейке вопроса сколько денег.
Отсюда и колосальнй прогрес в ракетостроении и т.д.

И насчет ста километров, я знаю много изделий которые позволят поразить цели на этом растоянии.
Вот вам пример и про американцев. В каком году изобрели Апач? А абрамс? Ф-16-18? И какие они собираются менять на другие? про корабли молчу.
http://www.tb7.ru/news41410.html
Причем добавлю пока самолетам к примеру уровня Су-27М, МиГ-31М(БМ)МиГ-29
противостоять могут лиш американские самолеты и то разве может быть Ф-22 и все, не одна страна ни Япония ни Китайцы пока не смогут превзойти(Германия и т.д тоже, они в свое время признали что миГ-29 в ГДР не хуже Еврофайтера)

Оскар 25-02-2009 16:26

Диспут прекращаю, переходим к противоспутниковым Самолетам. Причем хоть проект Ишим и закрыли РСК МиГ продолжает работу по нему самостоятельно, так что технологии не забыты
kotowsk 25-02-2009 17:26

вариант системы бурлак тут не рассматривается? ту 160 сбрасывает ракету. ракету можно использовать или для выведения груза на орбиту, или для поражения спутника.
Оскар 25-02-2009 17:58

quote:
вариант системы бурлак тут не рассматривается? ту 160 сбрасывает ракету. ракету можно использовать или для выведения груза на орбиту, или для поражения спутника.

В принципе можно но МиГ намного дешевле и проще. Во вторых имеет куда большую скорость.

Цитата скопированная выше.

Аналогичная система создавалась и в СССР. Противоспутниковые ракеты запускались с истребителя МиГ-31Д. Однако работы по подобным системам в США не прекращены и проводятся в настоящее время в рамках программы KE ASAT. При этом используются новейшие технологии, отработанные в рамках программ ПРО. Прототип перехватчика нового поколения ниже.
Истребитель поднимает в воздух ракету весом порядка 10 тонн с космической нагрузкой в виде одного или нескольких спутников на высоту полтора-два десятка километров. При этом его скорость должна превышать скорость звука в несколько раз, что обеспечит ракете начальную скорость автономного полета более 2 тыс. км/час. Для трех- или четырехступенчатой твердотопливной ракеты-носителя это скорость соответствует скорости в конце работы ее первой ступени при старте с Земли. Что достаточно для выхода ракеты в космос.
Истребитель МиГ-31, как оказалось, очень точно вписывается в требования к подобным самолетам. Его максимальная взлетная масса - под 50 тонн, максимальная скорость, которую он развивает в зависимости от нагрузки и режима полета достигает почти 3000 км\час, статический потолок - до 20 км, а динамический еще больше. Фактически он может взлетать с аэродрома и выводить спутники на околоземную орбиту в любом уголке планеты. Это очень выгодно, как с научно-практической, так и с коммерческой точки зрения.